Файл: Бородкин, А. С. Учет и анализ во вспомогательных цехах машиностроительных заводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

перевозок собственным транспортом в тоннах и в тоннокилометрах не учитывается. За условно-постоянную вели­ чину принят плановый суточный объем грузоперевозок транспортом. При многолетнем устоявшемся среднесу­ точном объеме внутризаводских грузоперевозок, зная проездную способность используемых машин, определя­ ют плановое количество транспорта в машино-сменах, необходимое предприятию для бесперебойной работы. В дальнейшем за сутки и месяц находят только отклоне­ ния, т. е. устанавливают дефицит в использовании транспорта.

Так как завод пользуется не только собственным транспортом, но и наемным, то с целью повышения эф­ фективности использования внутризаводского транспор­ та был установлен норматив привлечения наемного транспорта. Исходя из планового объема перевозок, уста­ навливаемого для наемного транспорта, определяют пла­ новую потребность в нем, выраженную в машино-сменах. Если фактически за сутки использовано наемного транс­ порта в машино-сменах больше указанного лимита, то на столько же уменьшается выполнение плана по объему перевозок. Расчет выполнения плана ведется по следую­ щей формуле:

Пф = [(ГОу.ф± 20 У) 100]: ГОп,

где Пф — фактическое выполнение производственной про­ граммы в %; ГОу.ф условно-фактический грузооборот заводского транспорта в т; 20 •— плановая провозная способность наемного транспорта в т; Уотклонение числа фактически используемых машино-смен наемного транспорта от утвержденного норматива; ГОп — плано­ вый грузооборот заводского транспорта в т.

Пример. Допустим, что среднесуточный грузооборот на техноло­ гических процессах • 2850 т, в том числе железнодорожным транс­ портом1420 т; собственным автотранспортом 740 т и наемным автотранспортом 690 т. План средне-суточного использования на­ емного автотранспорта 35 машино-смен. Фактически использовано наемного автотранспорта 33 машиио-смены. При таких данных выполнение производственной программы транспортным цехом за сутки составит

Я ф = [ (285G + 20X2) 100]: 2850= 101,4%.

Если на технологических перевозках было бы использовано наем­ ного транспорта не 33, а 40 машино-смеи, то в этом случае выполне­ ние объема перевозок собственным транспортом составило бы

Я„, = [(2850 — 20X5) 100]: 2850=96,5%.

137


С внедрением нового порядка планирования и оценки деятельности транспортного цеха на заводе без допол­ нительных капитальных вложении и увеличения числен­ ности работников число средств автотранспорта было сокращено на одну треть, а это привело к снижению се­ бестоимости, внутризаводских перевозок и повышению рентабельности производства ''.

Выполнение плана по труду оценивается по данным табельного учета. Общий фонд заработной платы по ав­ тохозяйству за месяц определяется по табуляграмме, составленной на основе обработанных первичных доку­ ментов (путевых листов, товаро-транспортных наклад­ ных, табелей на сверхурочные работы).

Средняя заработная плата работников автомобиль­ ного транспорта рассчитывается как в отношении всех работающих, так и их отдельных категорий. Для анали­ за фонда заработной платы, кроме того, исчисляют сред­ нюю заработную плату одного производственного рабо­ чего и одного . вспомогательного рабочего. Для проведения анализа необходимо определить выработку продукции на одного работающего путем деления фак­ тического объема выполненных за месяц работ на фак­ тическую среднесписочную численность работающих.

Синтетический учет затрат по эксплуатации автомо­ бильного транспорта ведется на балансовом счете 23

Вспомогательных производств по отдельному субсчету. Ежемесячно по дебету этого счета записывается стои­ мость израсходованного топлива и смазочных материа­ лов, запасных частей, отпущенных для текущего ремонта, заработная плата, начисленная шоферам, грузчикам и другим рабочим, сумма на возмещение износа и ремонт автомобильных покрышек и камер, а также сумма амор­

тизационных отчислений. Счет 23 Вспомогательных

про­

изводств

по дебету

корреспондирует с кредитом

следую­

щих счетов: 05 Сырья и материалов,

06 Топлива,

08

За­

пасных

частей, 70 Расчетов

с рабочими

и служащими,

86

Амортизационного

фонда,

89

Резерва

предстоящих

рас­

ходов и платежей и 25 Цеховых

расходов.

 

 

Сводный учет затрат по эксплуатации автомобильно­ го транспорта при журнально-ордерной форме учета осу­ ществляется в ведомости № 12 к журналу-ордеру № 10.

Аналитический учет расходов по автотранспорту ве-

1 Гусев Ю., Брунько В. Планирование вспомогательного произ­ водства.— «Экономическая газета»,' 1966, № 46, с. 19—20.

138


дется раздельно По каждому его виду. Для подсчета фак­ тических затрат за месяц открывается ведомость, приве­ денная в табл. 50. Порядок заполнения этой ведомости

Таблица 50

Свод затрат по эксплуатации внутризаводского автотранспорта за июнь 1973 г. (руб.)

 

 

 

 

ICpe чпт

счетов

 

 

 

Дебет счета 23 (по видам

 

 

 

 

 

 

 

 

транспорта)

05

Ой

08

70

S6

89

25

Итого

 

Грузовые

автомобили

496

1139

1435

9 929 3245 1444

9 647 27 335

Автокрапы

и

автопогруз­

 

 

 

 

 

 

 

чики

 

 

72

277

2 265

968

 

2 200

5 782

Автобусы

 

 

338

202

620

427

435

602

2 624

Легковые

автомобили .

57

156

128

762

397

162

869

2 531

Специальные

автомобили

232

105

894

780

169

741

2 921

И т о г о

. -. . .

625

2142

1870

14 470 5817

2210

14 059

41 193

следующий. Суммы материальных затрат и заработной платы, связанные с содержанием автомобильного транс­ порта, для заполнения свода затрат берут из разработоч­ кой таблицы формы № 1, амортизационный фонд — из раздела 4 разработочкой таблицы формы № 9, цеховые расходы—'из ведомости № 12 к журналу-ордеру № 10. Распределение цеховых расходов по видам автотранспор­ та на заводах производится пропорционально нескольким базам, из которых наиболее распространенной является заработная плата производственных рабочих. Во всех случаях, когда автотранспорт оказывает услуги сторон­ ним организациям, в стоимость услуг включается доля общезаводских расходов.

В конце месяца фактические затраты по автотранспор­ ту распределяются по направлениям. Для распределения услуг диспетчер гаража составляет и представляет в бух­ галтерию отчет о перевозке грузов и других выполненных работах. В нем указывается объем работ, выполненных автотранспортом по заготовлению товаро-материальных

ценностей, объем услуг, оказанных цехам и

службам

предприятия, объем работ

общезаводского

характера,

по сбыту готовой продукции

и услуг, оказанных сторон­

ним организациям.

 

 

139


На основе фактических затрат по каждому виду авто­ транспорта н объема выполненных ими работ определя­ ют фактическую себестоимость калькуляционной едини­ цы: тонно-километра, машино-часа и др.

Распределение услуг автотранспорта при журнальноордерной форме учета производится в разработочной таб­ лице формы № 9, данные которой затем переносят в журнал-ордер № 10 и 10/1. При этом расходы по экс­ плуатации автотранспорта в зависимости от выполнен­

ных услуг списываются: на

счет 05

Сырья

и

материалов

(за

разгрузку

прибывших

грузов);

на

счет

25 Це­

ховых

расходов

(услуги цехам основного и вспомогатель­

ного производства); на счет 26 Общезаводских

 

расходов

(услуги общезаводского характера); на счет 45

Товаров

отгруженных, выполненных

работ

и

услуг

(за

услуги,

оказанные сторонним организациям); на счет 43

Внепро-

изводственных расходов (за погрузочные работы по сбы­ ту готовой продукции).

Расходы по содержанию автобусов и легковых авто­ мобилей, как правило, относят на общезаводские расхо­ ды, где они планируются по соответствующей статье.

Для распределения фактических затрат по каждому виду автотранспорта составляется разработочная табли­ ца по форме № 9, приведенная в табл. 51.

На основе отчетных данных, приведенных в этой таб­

лице,

в

главной бухгалтерии будут сделаны

записи

(в руб.):

 

 

 

 

 

 

 

Д-т сч. 05

Сырья

и

материалов

 

 

2 342

Д-т сч. 25

Цеховых

расходов

 

 

26

857

Д-т сч. 26

Общезаводских расходов

 

8

790

Д-т сч. 43

В непроизводственных

расходов

 

 

390

Д-т сч. 45

Товаров

 

отгруженных,

выполненных

работ и услуг

2 814

К-т

сч.

23 Вспомогательных

производств

(субсчет Внут­

 

 

ризаводской

автотранспорт)

 

 

41

193

Для расчетов между внутризаводским ^автотранспор­ том и цехами-потребителями устанавливается плановая себестоимость калькуляционных единиц. Разницу между их фактической и утвержденной плановой себестои­ мостью главная бухгалтерия учитывает централизованно в составе цеховых расходов. Если на предприятии имеет­ ся небольшое автохозяйство, то услуги его распределя­ ются между потребителями по фактической себестоимо­ сти..

140


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 51

 

 

Распределение фактических затрат и услуг автотранспорта за июнь 1973 г.

 

 

 

 

 

 

(выписка из разработочной таблицы № 9)

(руб.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В тол

числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цехам

основ­

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы

обще­

Работы

Погрузка

 

 

 

Единица

 

 

ного и вспо­

Заготовление

заводского

готовой

про­

 

 

 

Коли­

 

могательных

материалов

характера

на сторону

дукции

Виды

транспорта

измере­

Сумма

чество

производств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коли­

Сумма

Коли­

Сумма

Коли­

Сумма

Коли­

Сумма

Коли­

Сумма

 

 

 

 

 

 

чество

чество

чество

чество

чество

Грузовой

автотранспорт

Т-КМ

56430 27 335 48 620 23 547

2140

1038

1810

878

3055

1482

805

390

Автокраны

и

автопогруз­

 

 

 

 

3310

732

 

 

 

656

 

 

чики .

 

 

машино-

3 248

5 782

1 860

1304

1168

 

 

 

часы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобусы

 

 

То ж е

1600

2 624

1500

2460

100

164

Легковые

автомобили .

-

2 127

2 531

2127

2531

 

Специальные

автомобили

2 132

2 921

2132

2921

—.

И т о г о . . . .

41 193 26 857 2342 8790 2814

390