ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
' - iH |
- |
« |
•* i; • |
* |
■ |
'.Vi |
|
|
|
>4 • |
|
ПРАВОЧНИК
Ю H o ro
АВТОМОБИЛИСТА
Л - г
\
Н. П. ВОЗЖЕННИКОВ,
А. С. ПУШКИН
СПРАВОЧНИК
ЮНОГО
АВТОМОБИЛИСТА
ИЗДАТЕЛЬСТВО Д О СААФ
Москва-1971
Молодые читатели найдут в этой книге технические данные об отечественных и некоторых зарубежных авто мобилях, познакомятся с основами их конструкции, с моторным топливом, техническим обслуживанием и ре монтом.
Тот, кто заранее готовится к почетной службе в ря дах Вооруженных Сил, почерпнет из справочника крат кие сведения о военных машинах. Любители автомо бильного спорта узнают о фигурном вождении, картин ге, автомоделизме
Справочник рассчитан на подростков, изучающих ав томобиль в школе и в многочисленных кружках Д омов пионеров, юношеских автоклубах и детских технических станциях, а также на призывников, овладевающих спе циальностью шофера.
Книга представляет интерес и для преподавателей алтодеда-абщеобразяваз-ельных средних школ.
■ос.
научиобибди«'
• 5 Н. П. ВозДенников, А. С. Пышкин
СПРАВОЧНИК ЮНОГО АВТОМОБИЛИСТА
Редакторы Л. А. Емельянова, В. М. Кривоногова Художественный редактор Г. Л. Ушаков Технический редактор 3. И. Сарвина Корректор В. В. Крылова
Г-80602. Сдано в набор 10/VIII-70 г.
Подписано к печати 12/1-71 г. Изд. № 2/5677. Формат 70Х 1087з2- Бумага типографская № 3 Тираж 175 000 экз. Заказ 7952. Цена 30 коп.
Объем физ. п. л. 6,25=8,75 уел. п. л. Уч. изд. л. 8,29.
Изд-во ДОСААФ Москва, Б 66. Ново-Рязанская ул. д. 26.
Типография изд-ва «Омская правда», пр Маркса, 39.
Глава I. ИЗУЧАЙ! АВТОМОБИЛЬ
В ближайшее время заводы нашей страны будут еже годно выпускать миллионы новых автомобилей — изящ ных и быстроходных, мощных и экономичных. Для вож дения этих машин потребуется армия квалифицирован ных водителей-новаторов. Возможностей получить такую специальность у нашей молодежи очень много: в ведом ственных автошколах и на курсах шоферов, в автомото клубах ДОСААФ, в профессионально-технических учи лищах с автомобильным профилем, в общеобразователь ных средних школах со специальным уклоном и многих Других учебных заведениях.
В школе и автокружке
Постановление Совета Министров, опубликованное в начале 1969 г., определило поэтапные сроки и конкретные меры массового обучения старших школьников автомо
3
бильному делу в отдельных общеобразовательных средних школах. В^них ученики девятых и десятых классов изу чают устройство автомобиля, его техническое обслужива
ние и «Правила движения», а также занимаются практи ческим вождением учебных машин. Причем одни школы
готовят шоферов-профессионалов, и тогда курс обучения строится по программе, включающей 434 час. автодела и 50 час. практического вождения. Другие же подготав ливают, шоферов-любителей по программе сокращенной
специальной подготовки: теория — 294 час вождение —
32 час.
Юношам и .девушкам, окончившим среднюю специали зированную школу, вручается свидетельство, на основа нии которого будущие водители допускаются к официаль
ным экзаменам в Государственной автомобильной инспек ции — ГАИ.
Впрочем, любознательные школьники первое знакомст во с автомобилем начинают раньше, чуть ли не с картин ки в букваре. А изучая курс физики уже шестиклассникз.ми, знакомятся с ним основательнее, определяют ско рость, усваивают понятие о мощности, вторгаясь в сложные формулы теории двигателя и автомобиля. Наиболее любознательные записываются в технические кружки Домов пионеров, детских технических станций и других внешкольных учреждений. Таким образом, задолго до
окончания школы подростки осваивают первичные знания и начальные практические навыки вождения машины.
Через два-три года такой занимательной и полезной под готовки в кружке юные водители активно, со знанием дела включаются в планомерное изучение школьной автомо
бильной программы. Перед ними приоткрывается заман чивая дорога в интересный трудовой мир.
4
Как стать военным автомобилистом)
Юноши-призывники, в том числе и не имеющие пред варительной школьной специализации, мечтающие сесть за руль военной машины, могут осуществить свою мечту, если приписной пункт военкомата даст направление в ав тошколу или на специальные курсы ДОСААФ. Здесь они приобретут необходимые знания и, сдав экзамены в ГАИ, получат удостоверение шофера. А водительские права — прямой путь к армейскому автомобилю.
Не менее интересный жизненный путь ожидает юно шей, желающих стать офицерами-автомобилистами. Их подготовкой занимаются Рязанское, Челябинское и Ус сурийское высшие военные автомобильные училища, где готовят специалистов автомобильных войск. Срок обуче ния — 4 года. Выпускникам после окончания училища присваивается воинское звание «лейтенант» или «техниклейтенант» и выдаются дипломы пециалистов со сред ним военным и высшим общим образованием.
К вступительным экзаменам в военные автомобиль ные училища допускаются юноши с законченным средним образованием и безупречным здоровьем в возрасте от 17 до 21 года (гражданская молодежь) и до 23 лет (сол даты и сержантский состав срочной и сверхсрочной служ бы). Вступительные экзамены проводятся в июле-августе. Все кандидаты, допущенные к экзаменам, обеспечиваются бесплатным проездом и питанием по нормам солдатского пайка.
Подробные справки о сроках и порядке зачисления з военные учебные заведения можно получить в военко мате по месту приписки (для военнослужащих — у коман дира) или в избранном училище, заранее сделав туда письменный запрос,
Р
Глава 1!. САМЫЕ ПЕРВЫЕ
Самая древняя деталь автомобиля — колесо. Его да лекие предки появились за 3000 лет до нашей эры.
Первый в мире прототип автомобиля, созданный кре постным крестьянином Леонтием Шамшуренковым в 1752 г., вошел в историю под названием «самобеглая ко ляска». Этот трехколесный экипаж приводился в движе ние мускульной энергией водителя.
Сохранившийся до наших дней первый самоходный экипаж с паровым двигателем создал французский изо бретатель Никола Жозеф, Кюньо. В 1769 г. он проехал по улицам Парижа на громыхающем огнедышащем чудови ще. Исторический экипаж хранится в Парижском музее.
Идея создания механизмов дифференциала и коробки передач, воплощенных в современном автомобиле, впер вые в мире была осуществлена в «самокэтке» русского изобретателя Ивана Петровича Кулибина в 1/91 г.
Впервые в России автомобиль с паровым двигате лем построил изобретатель Барановский в 1818 г. Позже, в начале тридцатых годов, другой русский изобрета тель Амос Черепанов соорудил самоходный тягач с па ровым двигателем. Самодвижущуюся машину современ-
- ники называли «паровой слон».
4 Первый работоспособный одноцилиндровый, двух тактный двигатель внутреннего сгорания изготовил в 1860 г. французский изобретатель Жан Этьен Ленуар. Двигатель работал на светильном газе, но расходовал много топлива, поэтому его прозвали «пожирателем газа».
- Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания сде лал первым немецкий изобретатель Николай Отто в 1876 г. Двигатель также работал на светильном газе.
6
А многоцилиндровый двигатель, работавший на бен зине, был построен впервые в 1882 г. в Петербурге, наОхтенской судостроительной верфи по проекту русского ин женера Огнеслава Степановича Костовича. Двигатель предназначался для дирижабля. Он хранится в Москве, в Центральном доме авиации и космонавтики.
Изобретателей автомобиля сейчас насчитывается око ло 400 человек. Но достоверно известно,что русские ин женеры Путилов и Хлобов построили в 1882 г. первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сго рания карбюраторного типа.
Однако годом рождения первого в мире автомобиля принято считать 1886 г., когда немецкий инженер Карл Бенц запатентовал изобретенный им трехколесный легко вой автомобиль.
Двигатель, работающий по принципу предварительно го сжатия воздуха и непосредственного впрыска топлива в цилиндр в конце такта сжатия с самовоспламенени ем топлива, запатентовал в 1892 г. немецкий изобрета тель Рудольф Дизель. Такой двигатель, но более усовер шенствованный, в наши дни кратко называют дизелем. У него благоприятный коэффициент полезного действия, а дизельное топливо, на котором он работает, дешевле бензина. Поэтому дизельные' автомобили относятся к чис лу наиболее экономичных. ^
Одним из зачинателей отечественного автомобиле строения в России был Е. А. Яковлев, четырехколесный легковой автомобиль которого успешно демонстрировал
ся в 1896 г. на Всероссийской промышленной |
выставке |
в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький). |
; |
Первый отечественный грузовой автомобиль, постро енный русским изобретателем Борисом Луцким, экспони ровался в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже и по лучил большую серебряную медаль.
Ч
А отечественное производство легковых автомашин было создано в 1903 г. в Петербурге, на заводе Пузырева. Но после выпуска первых десяти автомобилей производ ство прекратилось.
Вновь промышленное производство отечественных ав томобилей было организована в Риге, на Русско-Балтий ском заводе, где с 1908 по 1915 г. выпустили 450 автомо билей.
Производство советских автомобилей началось в 1924 г. с грузовиков АМО-Ф-15 на автозаводе в Москве (ныне Московский автомобильный завод имени Лиха чева) .
Отечественные трехтонные автомобили Я-3 с сорока сильным двигателем были впервые изготовлены 6 ноября 1925 г. на Ярославском авторемонтном заводе (ныне Ярославский моторный завод).
Самый первый советский малолитражный легковой автомобиль НАМИ-1 выпустил Московский завод «Спар так» в мае 1927 г.
Советский трехосный автомобиль ЯГ-10 грузоподъем ностью 8 г создал к празднику 7 ноября 1931 г. Ярослав ский автозавод.
На этом же заводе в предпраздничные дни в ноябре 1932 г. был изготовлен отечественный четырехосный гру зовой автомобиль ЯГ-12 грузоподъемностью 12 т с двумя ведущими и двумя управляемыми осями, развивавший скорость 40 км/час. А 7 ноября 1932 г. он демонстри ровался на параде на Красной площади.
К 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции первые пять белорусских автомобилей-само свалов МАЗ-205 двигались в колоннах праздничной де монстрации по центральной площади Минска,
8
Грузинский автомобиль КАЗ-150 впервые сошел с кон вейера Кутаисского автозавода 18 августа 1951 г.
Латвийский автобус вместимостью 18 человек выпу щен Рижским опытным автобусным заводом в марте 1954 г. Он изготовлен на шасси автомобиля ГАЗ-51.
Украинский автобус — опытный образец городского типа ЛАЗ-965 «Львов» — появился в феврале 1956 г.
Промышленное производство первых украинских ми кролитражных автомобилей ЗАЗ-965 начато в г. Запо рожье в 1960 г.
Начало производства отечественных трехосных авто мобилей с поддерживающей задней осью марки МАЗ-519 положил в 1969 г. Минский автозавод.
«Знак качества» впервые был присвоен в июне 1967 г. белорусскому большегрузному автомобилю БелАЗ-540А.
Самый оригинальный сверхтяжелый автопоезд состо ял из автомобиля-тягача, буксировавшего прицеп-трай лер, а также автомобиля-толкача. Необычный автопоезд перевез на строительство Нурекской ГЭС шагающий эк скаватор весом 120 г.
«Активный» автопоезд ЗИЛ-137 создан в 1968 г. кон структорами Московского автозавода им. Лихачева. Он состоит из трехосного седельного тягача и полуприцепа с двумя сближенными ведущими осями. У «активного» автопоезда все десять колес ведущие. Он может работать в любых дорожных условиях, включая труднопроходи мые участки. Причем на дорогах с твердым покрытием автопоезд развивает максимальную скорость 60 км/час.
Советский универсальный автопоезд-троллейвоз Бел АЗ-3254— детище творческого коллектива конструктор ского бюро Белорусского автозавода. Оригинальный вездеход может работать как дизельный автомобиль и как электровоз с приводом от электрической троллейной сети. С грузом 65 тон развивает скорость 50 км/час.
9