Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

' - iH

-

«

•* i;

*

'.Vi

 

 

 

>4 •

 

ПРАВОЧНИК

Ю H o ro

АВТОМОБИЛИСТА

Л - г

\

Н. П. ВОЗЖЕННИКОВ,

А. С. ПУШКИН

СПРАВОЧНИК

ЮНОГО

АВТОМОБИЛИСТА

ИЗДАТЕЛЬСТВО Д О СААФ

Москва-1971

Молодые читатели найдут в этой книге технические данные об отечественных и некоторых зарубежных авто­ мобилях, познакомятся с основами их конструкции, с моторным топливом, техническим обслуживанием и ре­ монтом.

Тот, кто заранее готовится к почетной службе в ря­ дах Вооруженных Сил, почерпнет из справочника крат­ кие сведения о военных машинах. Любители автомо­ бильного спорта узнают о фигурном вождении, картин­ ге, автомоделизме

Справочник рассчитан на подростков, изучающих ав­ томобиль в школе и в многочисленных кружках Д омов пионеров, юношеских автоклубах и детских технических станциях, а также на призывников, овладевающих спе­ циальностью шофера.

Книга представляет интерес и для преподавателей алтодеда-абщеобразяваз-ельных средних школ.

■ос.

научиобибди«'

5 Н. П. ВозДенников, А. С. Пышкин

СПРАВОЧНИК ЮНОГО АВТОМОБИЛИСТА

Редакторы Л. А. Емельянова, В. М. Кривоногова Художественный редактор Г. Л. Ушаков Технический редактор 3. И. Сарвина Корректор В. В. Крылова

Г-80602. Сдано в набор 10/VIII-70 г.

Подписано к печати 12/1-71 г. Изд. № 2/5677. Формат 70Х 1087з2- Бумага типографская № 3 Тираж 175 000 экз. Заказ 7952. Цена 30 коп.

Объем физ. п. л. 6,25=8,75 уел. п. л. Уч. изд. л. 8,29.

Изд-во ДОСААФ Москва, Б 66. Ново-Рязанская ул. д. 26.

Типография изд-ва «Омская правда», пр Маркса, 39.

Глава I. ИЗУЧАЙ! АВТОМОБИЛЬ

В ближайшее время заводы нашей страны будут еже­ годно выпускать миллионы новых автомобилей — изящ­ ных и быстроходных, мощных и экономичных. Для вож­ дения этих машин потребуется армия квалифицирован­ ных водителей-новаторов. Возможностей получить такую специальность у нашей молодежи очень много: в ведом­ ственных автошколах и на курсах шоферов, в автомото­ клубах ДОСААФ, в профессионально-технических учи­ лищах с автомобильным профилем, в общеобразователь­ ных средних школах со специальным уклоном и многих Других учебных заведениях.

В школе и автокружке

Постановление Совета Министров, опубликованное в начале 1969 г., определило поэтапные сроки и конкретные меры массового обучения старших школьников автомо­

3


бильному делу в отдельных общеобразовательных средних школах. В^них ученики девятых и десятых классов изу­ чают устройство автомобиля, его техническое обслужива­

ние и «Правила движения», а также занимаются практи­ ческим вождением учебных машин. Причем одни школы

готовят шоферов-профессионалов, и тогда курс обучения строится по программе, включающей 434 час. автодела и 50 час. практического вождения. Другие же подготав­ ливают, шоферов-любителей по программе сокращенной

специальной подготовки: теория — 294 час вождение —

32 час.

Юношам и .девушкам, окончившим среднюю специали­ зированную школу, вручается свидетельство, на основа­ нии которого будущие водители допускаются к официаль­

ным экзаменам в Государственной автомобильной инспек­ ции — ГАИ.

Впрочем, любознательные школьники первое знакомст­ во с автомобилем начинают раньше, чуть ли не с картин­ ки в букваре. А изучая курс физики уже шестиклассникз.ми, знакомятся с ним основательнее, определяют ско­ рость, усваивают понятие о мощности, вторгаясь в сложные формулы теории двигателя и автомобиля. Наиболее любознательные записываются в технические кружки Домов пионеров, детских технических станций и других внешкольных учреждений. Таким образом, задолго до

окончания школы подростки осваивают первичные знания и начальные практические навыки вождения машины.

Через два-три года такой занимательной и полезной под­ готовки в кружке юные водители активно, со знанием дела включаются в планомерное изучение школьной автомо­

бильной программы. Перед ними приоткрывается заман­ чивая дорога в интересный трудовой мир.

4

Как стать военным автомобилистом)

Юноши-призывники, в том числе и не имеющие пред­ варительной школьной специализации, мечтающие сесть за руль военной машины, могут осуществить свою мечту, если приписной пункт военкомата даст направление в ав­ тошколу или на специальные курсы ДОСААФ. Здесь они приобретут необходимые знания и, сдав экзамены в ГАИ, получат удостоверение шофера. А водительские права — прямой путь к армейскому автомобилю.

Не менее интересный жизненный путь ожидает юно­ шей, желающих стать офицерами-автомобилистами. Их подготовкой занимаются Рязанское, Челябинское и Ус­ сурийское высшие военные автомобильные училища, где готовят специалистов автомобильных войск. Срок обуче­ ния — 4 года. Выпускникам после окончания училища присваивается воинское звание «лейтенант» или «техниклейтенант» и выдаются дипломы пециалистов со сред­ ним военным и высшим общим образованием.

К вступительным экзаменам в военные автомобиль­ ные училища допускаются юноши с законченным средним образованием и безупречным здоровьем в возрасте от 17 до 21 года (гражданская молодежь) и до 23 лет (сол­ даты и сержантский состав срочной и сверхсрочной служ­ бы). Вступительные экзамены проводятся в июле-августе. Все кандидаты, допущенные к экзаменам, обеспечиваются бесплатным проездом и питанием по нормам солдатского пайка.

Подробные справки о сроках и порядке зачисления з военные учебные заведения можно получить в военко­ мате по месту приписки (для военнослужащих — у коман­ дира) или в избранном училище, заранее сделав туда письменный запрос,

Р


Глава 1!. САМЫЕ ПЕРВЫЕ

Самая древняя деталь автомобиля — колесо. Его да­ лекие предки появились за 3000 лет до нашей эры.

Первый в мире прототип автомобиля, созданный кре­ постным крестьянином Леонтием Шамшуренковым в 1752 г., вошел в историю под названием «самобеглая ко­ ляска». Этот трехколесный экипаж приводился в движе­ ние мускульной энергией водителя.

Сохранившийся до наших дней первый самоходный экипаж с паровым двигателем создал французский изо­ бретатель Никола Жозеф, Кюньо. В 1769 г. он проехал по улицам Парижа на громыхающем огнедышащем чудови­ ще. Исторический экипаж хранится в Парижском музее.

Идея создания механизмов дифференциала и коробки передач, воплощенных в современном автомобиле, впер­ вые в мире была осуществлена в «самокэтке» русского изобретателя Ивана Петровича Кулибина в 1/91 г.

Впервые в России автомобиль с паровым двигате­ лем построил изобретатель Барановский в 1818 г. Позже, в начале тридцатых годов, другой русский изобрета­ тель Амос Черепанов соорудил самоходный тягач с па­ ровым двигателем. Самодвижущуюся машину современ-

- ники называли «паровой слон».

4 Первый работоспособный одноцилиндровый, двух­ тактный двигатель внутреннего сгорания изготовил в 1860 г. французский изобретатель Жан Этьен Ленуар. Двигатель работал на светильном газе, но расходовал много топлива, поэтому его прозвали «пожирателем газа».

- Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания сде­ лал первым немецкий изобретатель Николай Отто в 1876 г. Двигатель также работал на светильном газе.

6

А многоцилиндровый двигатель, работавший на бен­ зине, был построен впервые в 1882 г. в Петербурге, наОхтенской судостроительной верфи по проекту русского ин­ женера Огнеслава Степановича Костовича. Двигатель предназначался для дирижабля. Он хранится в Москве, в Центральном доме авиации и космонавтики.

Изобретателей автомобиля сейчас насчитывается око­ ло 400 человек. Но достоверно известно,что русские ин­ женеры Путилов и Хлобов построили в 1882 г. первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сго­ рания карбюраторного типа.

Однако годом рождения первого в мире автомобиля принято считать 1886 г., когда немецкий инженер Карл Бенц запатентовал изобретенный им трехколесный легко­ вой автомобиль.

Двигатель, работающий по принципу предварительно­ го сжатия воздуха и непосредственного впрыска топлива в цилиндр в конце такта сжатия с самовоспламенени­ ем топлива, запатентовал в 1892 г. немецкий изобрета­ тель Рудольф Дизель. Такой двигатель, но более усовер­ шенствованный, в наши дни кратко называют дизелем. У него благоприятный коэффициент полезного действия, а дизельное топливо, на котором он работает, дешевле бензина. Поэтому дизельные' автомобили относятся к чис­ лу наиболее экономичных. ^

Одним из зачинателей отечественного автомобиле­ строения в России был Е. А. Яковлев, четырехколесный легковой автомобиль которого успешно демонстрировал­

ся в 1896 г. на Всероссийской промышленной

выставке

в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький).

;

Первый отечественный грузовой автомобиль, постро­ енный русским изобретателем Борисом Луцким, экспони­ ровался в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже и по­ лучил большую серебряную медаль.

Ч


А отечественное производство легковых автомашин было создано в 1903 г. в Петербурге, на заводе Пузырева. Но после выпуска первых десяти автомобилей производ­ ство прекратилось.

Вновь промышленное производство отечественных ав­ томобилей было организована в Риге, на Русско-Балтий­ ском заводе, где с 1908 по 1915 г. выпустили 450 автомо­ билей.

Производство советских автомобилей началось в 1924 г. с грузовиков АМО-Ф-15 на автозаводе в Москве (ныне Московский автомобильный завод имени Лиха­ чева) .

Отечественные трехтонные автомобили Я-3 с сорока­ сильным двигателем были впервые изготовлены 6 ноября 1925 г. на Ярославском авторемонтном заводе (ныне Ярославский моторный завод).

Самый первый советский малолитражный легковой автомобиль НАМИ-1 выпустил Московский завод «Спар­ так» в мае 1927 г.

Советский трехосный автомобиль ЯГ-10 грузоподъем­ ностью 8 г создал к празднику 7 ноября 1931 г. Ярослав­ ский автозавод.

На этом же заводе в предпраздничные дни в ноябре 1932 г. был изготовлен отечественный четырехосный гру­ зовой автомобиль ЯГ-12 грузоподъемностью 12 т с двумя ведущими и двумя управляемыми осями, развивавший скорость 40 км/час. А 7 ноября 1932 г. он демонстри­ ровался на параде на Красной площади.

К 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции первые пять белорусских автомобилей-само­ свалов МАЗ-205 двигались в колоннах праздничной де­ монстрации по центральной площади Минска,

8

Грузинский автомобиль КАЗ-150 впервые сошел с кон­ вейера Кутаисского автозавода 18 августа 1951 г.

Латвийский автобус вместимостью 18 человек выпу­ щен Рижским опытным автобусным заводом в марте 1954 г. Он изготовлен на шасси автомобиля ГАЗ-51.

Украинский автобус — опытный образец городского типа ЛАЗ-965 «Львов» — появился в феврале 1956 г.

Промышленное производство первых украинских ми­ кролитражных автомобилей ЗАЗ-965 начато в г. Запо­ рожье в 1960 г.

Начало производства отечественных трехосных авто­ мобилей с поддерживающей задней осью марки МАЗ-519 положил в 1969 г. Минский автозавод.

«Знак качества» впервые был присвоен в июне 1967 г. белорусскому большегрузному автомобилю БелАЗ-540А.

Самый оригинальный сверхтяжелый автопоезд состо­ ял из автомобиля-тягача, буксировавшего прицеп-трай­ лер, а также автомобиля-толкача. Необычный автопоезд перевез на строительство Нурекской ГЭС шагающий эк­ скаватор весом 120 г.

«Активный» автопоезд ЗИЛ-137 создан в 1968 г. кон­ структорами Московского автозавода им. Лихачева. Он состоит из трехосного седельного тягача и полуприцепа с двумя сближенными ведущими осями. У «активного» автопоезда все десять колес ведущие. Он может работать в любых дорожных условиях, включая труднопроходи­ мые участки. Причем на дорогах с твердым покрытием автопоезд развивает максимальную скорость 60 км/час.

Советский универсальный автопоезд-троллейвоз Бел­ АЗ-3254— детище творческого коллектива конструктор­ ского бюро Белорусского автозавода. Оригинальный вездеход может работать как дизельный автомобиль и как электровоз с приводом от электрической троллейной сети. С грузом 65 тон развивает скорость 50 км/час.

9