Файл: 50 лет морскому транспорту СССР документы и материалы..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
сил, энергии, таланта, большевистского упорства своему родному делу и добились заветной цели — создания флота
иберегового морского хозяйства, достойного великой
Страны Советов.
Огромную организующую роль в становлении и развитии морского транспорта сыграло принятое 50 лет назад, 18 июля 1924 г., постановление о создании, в целях наиболее целесообразной эксплуатации транспортных средств СССР, акционерного общества «Советский торго вый флот» — «Совторгфлота». В его состав вошли суда, порты, судоремонтные мастерские, доки и другие основные средства морского транспорта. Создание Совторгфлота явилось началом становления морского транспорта как отрасли народного хозяйства и заложило основы системы централизованного развития и управления морским флотом по единому государственному плану.
Уже в первой пятилетке 1928— 1932 |
гг. |
торговый |
флот пополнился новыми судами, в том |
числе |
судами |
отечественной постройки, которые не уступали лучшим зарубежным образцам того времени.
В годы второй и третьей пятилеток были заложены основы коренного обновления и реконструкции морского транспорта, развития морской науки и отечественного судостроения.
Моряки принимали активное участие в освоении |
|||
Северного морского пути. |
В памяти советских |
людей |
|
никогда не померкнет слава моряков-челюскинцев |
и се- |
||
довцев, славных |
экипажей |
первых ледоколов, вступивших |
|
в единоборство с арктическими льдами. |
|
||
Моряки советского торгового флота, работники портов |
|||
и судоремонтных |
заводов |
вписали много замечательных |
страниц в историю Великой Отечественной войны. Навсег да останутся в благодарной памяти народа подвиги награжденного за боевые дела орденом Ленина балтий ского ледокола «Ермак» под командованием капитана Сорокина; черноморского теплохода «Кубань», который водил в огненные рейсы погибший на боевом посту капитан Вислобоков; ордена Ленина теплохода «Старый большевик» под командованием Героя Советского Союза Афанасьева; ледокольного парохода «А. Сибиряков»,
возглавляемого капитаном Качарава, который, |
спасая |
другие суда, бесстрашно вступил в неравный бой |
с фа |
22
шистским линкором и, подобно легендарному «Варягу», погиб, но не спустил флага, не сдался врагу, и сотен других экипажей судов, совершивших беспримерные под виги во имя Родины.
М орскому транспорту, как и всему народному хозяй ству СССР, был нанесен в годы второй мировой войны огромный ущерб. Сотни судов были потоплены, 24 наибо лее крупных порта подверглись почти полному разру шению.
Партия и комсомол направили на морской транспорт тысячи коммунистов и комсомольцев, которые рука об руку с кадровыми работниками приступили к восстанов лению хозяйства.
За годы первой послевоенной пятилетки морской транспорт был в значительной степени восстановлен. В последующие годы развитие морского транспорта про должалось высокими темпами. Флот получил крупнотон нажные сухогрузные и наливные суда отечественной и зарубежной постройки. В 1959 г. под командованием известного капитана Пономарева вышел в первый рейс первый в мире атомный ледокол «Ленин», построенный на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Реконструиро вались старые и строились новые порты и судоремонтные заводы.
Качественно новое развитие |
морской |
флот получил |
за последнее десятилетие. Уже |
в восьмой |
пятилетке в |
строй вступили первые серии автоматизированных судов. Начались работы по созданию автоматизированной систе мы управления морским транспортом. Морской транспорт превратился в высокорентабельную отрасль народного хозяйства.
Выполняя Директивы XX IV съезда КПСС, работники морского транспорта сосредоточили внимание на интен сификации хозяйственной деятельности путем широкого внедрения научно-технических достижений в практику работы флота, портов, судоремонтной промышленности, совершенствования системы управления отраслью снизу доверху.
С каждым днем все шире и эффективнее стали применяться экономико-математические методы и элек тронно-вычислительная техника, позволяющие добиваться высокой степени оптимизации хозяйственных решений, в
23
реальном масштабе времени находить наиболее эффектив ные методы использования современной материальнотехнической базы морского транспорта.
Ответственный экзамен выдержали моряки, все работ ники морского транспорта в 1973 г. Экипажи судов, коллективы морских предприятий на основе широко развернувшегося социалистического соревнования досроч но выполнили годовой план. Значительно выросла про изводительность труда на перевозках, погрузочно-разгру зочных работах и в судоремонте, было обеспечено перевыполнение задания пятилетнего плана от работы флота в загранплаваний.
Достигнутые успехи стали возможны благодаря наличию замечательных кадров. Коммунистическая партия и Совет ское правительство, разрабатывая программу развития морского транспорта страны, своевременно приняли решение и о подготовке морских кадров. В СССР были созданы высшие и средние морские учебные заведения разных профилей, мореходные школы и профтехучилища.
Организация подготовки квалифицированных морских специалистов является одним из самых важных этапов в развитии советского морского флота.
Если в дореволюционной России не было ни одного моряка торгового флота с высшим специальным образо ванием, а моряки со средним образованием насчитыва лись лишь десятками, то сегодня каждый третий моряк на судах дальнего плавания имеет высшее или среднее специальное образование. Около 70 процентов моряков — это молодежь, воспитанники Ленинского комсомола.
Находясь в плавании, моряки умело, спокойно и уверенно выполняют свой долг. Преданность коммунис тическим идеям, любовь к Родине, высокая сознательная дисциплина и профессиональное мастерство, соблюдение лучших морских традиций — вот отличительные качества советских моряков!
Товарищи!
Морской транспорт СССР развивается как составная часть единой транспортной системы. Возрастающее из года в год значение этого вида транспорта определяется высокой экономичностью перевозок морем самой широ
24
кой номенклатуры грузов в прибрежные районы Совет ского Союза, морская береговая линия которого прости рается более чем на 60 тыс. миль, а морские границы в два раза превышают протяженность сухопутных,
Большое количество сырья, промышленной и сельско хозяйственной продукции, пассажиров перевозится морс ким транспортом в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском бассейнах. Решающее значение имеет морской транспорт для удовлетворения потребностей населения и развития экономики Дальнего Востока и Севера, где морской транспорт практически является единственным средством массовой перевозки грузов. Хозяйственное освоение богатых природными ресурсами районов Край него Севера, Приморья, Сахалина, Курильских островов, Камчатки, Чукотки непосредственно зависит от обеспече ния морским транспортом устойчивых регулярных перево зок.
Особенно важную и все возрастающую роль играет морской транспорт в развитии внешнеэкономических связей СССР, так как основная часть экспортно-импортных перевозок в межконтинентальной торговле может быть осуществлена только морским флотом. В 1973 г. в загра ничном плавании был выполнен 91 процент грузооборота морского транспорта СССР, суда которого совершили около 27 тыс. рейсов в 1120 портов 109 стран мира. В настоящее время на долю морского транспорта прихо дится свыше 50 процентов всего внешнеторгового грузо оборота страны.
Решение |
выдвигаемых перед |
морским |
флотом задач |
|
и эффективность его |
работы |
зависят в |
значительной |
|
степени от |
комплекса |
условий, |
с которыми моряки |
сталкиваются за рубежом. Эти условия определяются межгосударственными отношениями, состоянием эконо мики и политикой стран в области торговли и морепла вания, международными и национальными правовыми нормами.
Поэтому со многими государствами Советский Союз имеет межправительственные соглашения о морском судоходстве, в которых закреплено стремление сторон всемерно поддерживать свободу судоходства, развивать двусторонние деловые контакты, содействовать ускоре нию и улучшению морских перевозок.
25
СССР осуществляет широкое сотрудничество в облас ти морского транспорта со странами Совета Экономичес кой Взаимопомощи по вопросам рационального использо вания флота, координации действий при фрахтовании в интересах наиболее полного удовлетворения потреб ностей в морских перевозках, повышения эффективности внешней торговли и улучшения платежных балансов стран. Это сотрудничество осуществляется на основе Комплексной программы социалистической экономической интеграции.
Советский Союз и его морские организации активно участвуют в международных организациях ООН, таких, как Межправительственная морская консультативная органи зация, Конференция ООН по торговле и развитию, Эко номическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока, Экономическая комиссия ООН для Европы, М еждународ ная организация труда и др.
Советский Союз последовательно выступает за раз витие сотрудничества со всеми государствами в области судоходства и мореплавания на основе равенства и взаим ной выгоды.
Активно |
проводимая |
нашей партией и ее Политбюро |
во главе с |
Леонидом |
Ильичом Брежневым политика |
разрядки напряженности, укрепления мира и междуна родного сотрудничества находит всеобщее одобрение и поддержку в сердцах всех работников морского транс порта.
Советские моряки с особой радостью и гордостью за свою Родину, родную Коммунистическую партию слышат, с какой огромной любовью говорят простые люди всех стран о многогранной деятельности ЦК КПСС, Советского правительства по претворению в жизнь Ленинской прог раммы коммунистического строительства, обеспечению мира и счастья всех народов нашей планеты.
Товарищи!
Выступая на декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС, а затем в Алма-Ате и перед избирателями Бауманского избирательного округа г. Москвы, товарищ Леонид Ильич Брежнев дал глубокую и всестороннюю оценку деятель ности партии и народа по выполнению планов девятой пятилетки, выдвинул ряд новых принципиальных положений о путях и методах дальнейшего подъема народного
26
хозяйства, культуры и благосостояния трудящихся. В свете этих принципиальных установок партии коллективы пароходств, портов, судоремонтных заводов и других предприятий и организаций морского транспорта глубоко проанализировали итоги работы и задачи, стоящие перед ними в четвертом, определяющем году пятилетки, разра ботали конкретные мероприятия по повышению интенси фикации производства, вскрытию и использованию новых резервов.
Свое 50-летие работники М орфлота отмечают успеш ным выполнением этих мероприятий. Растет и ширится, обогащаясь новыми формами, социалистическое соревно вание, внедряются новые прогрессивные методы труда на судах, в коллективах береговых предприятий и орга низаций.
Маяками социалистического соревнования на морском
транспорте стали экипажи |
теплоходов |
«Владимир |
Ильич», |
«Березиналес», танкера |
«Гданьск», |
теплохода |
«Медно- |
горек», коллективы Ильичевского, Таллинского и Наход кинского портов, Туапсинского им. Дзержинского и Совгаванского судоремонтных заводов, Балтийского, Черно морского и Сахалинского пароходств, взявшие повышенные социалистические обязательства — встречные планы по досрочному выполнению и перевыполнению плановых заданий, установленных на 1974 г., и успешно их реализую щие. План первого полугодия работниками морского транспорта выполнен досрочно — 21 июня.
Недавно Центральный Комитет КПСС принял поста новление «Об инициативе бригады портовых рабочих Ильичевского морского порта», возглавляемой тов. А. А. Барановским, внедрение опыта которой в сочетании с широким применением оптимальных режимов в работе флота и портов по примеру одесских и ленинградских портовиков является важным рычагом в решении задач, поставленных перед Министерством морского флота.
Партия учит нас, отмечая достигнутые успехи, не забы вать о недостатках, уметь окинуть критическим взглядом пройденный путь, взвесить все упущения и огрехи, чтобы еще более ускоренными темпами двигаться вперед. Пом ня об этой заповеди коммунистов, работники морского транспорта не пожалеют усилий и со все возрастающим умением и настойчивостью будут трудиться над устране
27
нием недостатков в работе отрасли, по наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения с наименьшими издержками и высокой куль турой обслуживания.
Товарищи!
Морской флот получает добротные суда с отечест венных судостроительных заводов, а также от судострои
телей |
ПНР, ГДР |
и |
других |
братских социалистических |
стран. |
Позвольте |
мне |
в этот |
торжественный час передать |
судостроителям от имени всех советских моряков большую благодарность за их труд и большой вклад в развитие морского флота СССР.
В день своего юбилея работники морского транспор та приветствуют действующие рука об руку коллективы смежных видов транспорта, составляющих в совокупности
единую |
транспортную систему страны,— железнодорож |
|||
ников, |
авиаторов, |
речников, |
автомобилистов, |
а также |
работников внешней торговли |
и Министерства иностранных |
|||
дел и |
благодарят за деловое сотрудничество и товари |
|||
щескую |
взаимопомощь. |
|
вместе с |
|
Мы |
рады, что |
наше торжество отмечают |
нами представители столицы нашей Родины города-героя Москвы и передаем им сердечное спасибо за любовь и внимание к советским морякам.
Разрешите из этого замечательного Кремлевского Дворца съездов поздравить моряков, находящихся в пла вании в наших водах и далеко за пределами Родины, всех работников морского транспорта и членов их семей, всех, кто вносит вклад в его развитие, с высокой наградой и пожелать им дальнейших успехов в труде во славу нашей Родины, счастливого плавания, доброго здоровья!
Моряки с гордостью принимают высшую награду Родины — орден Ленина и дают твердое слово своей родной ленинской партии и советскому народу оправдать
ее упорным трудом, досрочным выполнением |
плана |
1974 г. и заданий девятой пятилетки. |
|
Да здравствует наша Великая Родина! |
|
Да здравствует Коммунистическая партия Советского |
|
Союза, ее ленинский Центральный Комитет! |
комму |
Да здравствует советский народ — строитель |
|
низма! |
|
28