Файл: 50 лет морскому транспорту СССР документы и материалы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сил, энергии, таланта, большевистского упорства своему родному делу и добились заветной цели — создания флота

иберегового морского хозяйства, достойного великой

Страны Советов.

Огромную организующую роль в становлении и развитии морского транспорта сыграло принятое 50 лет назад, 18 июля 1924 г., постановление о создании, в целях наиболее целесообразной эксплуатации транспортных средств СССР, акционерного общества «Советский торго­ вый флот» — «Совторгфлота». В его состав вошли суда, порты, судоремонтные мастерские, доки и другие основные средства морского транспорта. Создание Совторгфлота явилось началом становления морского транспорта как отрасли народного хозяйства и заложило основы системы централизованного развития и управления морским флотом по единому государственному плану.

Уже в первой пятилетке 1928— 1932

гг.

торговый

флот пополнился новыми судами, в том

числе

судами

отечественной постройки, которые не уступали лучшим зарубежным образцам того времени.

В годы второй и третьей пятилеток были заложены основы коренного обновления и реконструкции морского транспорта, развития морской науки и отечественного судостроения.

Моряки принимали активное участие в освоении

Северного морского пути.

В памяти советских

людей

никогда не померкнет слава моряков-челюскинцев

и се-

довцев, славных

экипажей

первых ледоколов, вступивших

в единоборство с арктическими льдами.

 

Моряки советского торгового флота, работники портов

и судоремонтных

заводов

вписали много замечательных

страниц в историю Великой Отечественной войны. Навсег­ да останутся в благодарной памяти народа подвиги награжденного за боевые дела орденом Ленина балтий­ ского ледокола «Ермак» под командованием капитана Сорокина; черноморского теплохода «Кубань», который водил в огненные рейсы погибший на боевом посту капитан Вислобоков; ордена Ленина теплохода «Старый большевик» под командованием Героя Советского Союза Афанасьева; ледокольного парохода «А. Сибиряков»,

возглавляемого капитаном Качарава, который,

спасая

другие суда, бесстрашно вступил в неравный бой

с фа­

22


шистским линкором и, подобно легендарному «Варягу», погиб, но не спустил флага, не сдался врагу, и сотен других экипажей судов, совершивших беспримерные под­ виги во имя Родины.

М орскому транспорту, как и всему народному хозяй­ ству СССР, был нанесен в годы второй мировой войны огромный ущерб. Сотни судов были потоплены, 24 наибо­ лее крупных порта подверглись почти полному разру­ шению.

Партия и комсомол направили на морской транспорт тысячи коммунистов и комсомольцев, которые рука об руку с кадровыми работниками приступили к восстанов­ лению хозяйства.

За годы первой послевоенной пятилетки морской транспорт был в значительной степени восстановлен. В последующие годы развитие морского транспорта про­ должалось высокими темпами. Флот получил крупнотон­ нажные сухогрузные и наливные суда отечественной и зарубежной постройки. В 1959 г. под командованием известного капитана Пономарева вышел в первый рейс первый в мире атомный ледокол «Ленин», построенный на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Реконструиро­ вались старые и строились новые порты и судоремонтные заводы.

Качественно новое развитие

морской

флот получил

за последнее десятилетие. Уже

в восьмой

пятилетке в

строй вступили первые серии автоматизированных судов. Начались работы по созданию автоматизированной систе­ мы управления морским транспортом. Морской транспорт превратился в высокорентабельную отрасль народного хозяйства.

Выполняя Директивы XX IV съезда КПСС, работники морского транспорта сосредоточили внимание на интен­ сификации хозяйственной деятельности путем широкого внедрения научно-технических достижений в практику работы флота, портов, судоремонтной промышленности, совершенствования системы управления отраслью снизу доверху.

С каждым днем все шире и эффективнее стали применяться экономико-математические методы и элек­ тронно-вычислительная техника, позволяющие добиваться высокой степени оптимизации хозяйственных решений, в

23

реальном масштабе времени находить наиболее эффектив­ ные методы использования современной материальнотехнической базы морского транспорта.

Ответственный экзамен выдержали моряки, все работ­ ники морского транспорта в 1973 г. Экипажи судов, коллективы морских предприятий на основе широко развернувшегося социалистического соревнования досроч­ но выполнили годовой план. Значительно выросла про­ изводительность труда на перевозках, погрузочно-разгру­ зочных работах и в судоремонте, было обеспечено перевыполнение задания пятилетнего плана от работы флота в загранплаваний.

Достигнутые успехи стали возможны благодаря наличию замечательных кадров. Коммунистическая партия и Совет­ ское правительство, разрабатывая программу развития морского транспорта страны, своевременно приняли решение и о подготовке морских кадров. В СССР были созданы высшие и средние морские учебные заведения разных профилей, мореходные школы и профтехучилища.

Организация подготовки квалифицированных морских специалистов является одним из самых важных этапов в развитии советского морского флота.

Если в дореволюционной России не было ни одного моряка торгового флота с высшим специальным образо­ ванием, а моряки со средним образованием насчитыва­ лись лишь десятками, то сегодня каждый третий моряк на судах дальнего плавания имеет высшее или среднее специальное образование. Около 70 процентов моряков — это молодежь, воспитанники Ленинского комсомола.

Находясь в плавании, моряки умело, спокойно и уверенно выполняют свой долг. Преданность коммунис­ тическим идеям, любовь к Родине, высокая сознательная дисциплина и профессиональное мастерство, соблюдение лучших морских традиций — вот отличительные качества советских моряков!

Товарищи!

Морской транспорт СССР развивается как составная часть единой транспортной системы. Возрастающее из года в год значение этого вида транспорта определяется высокой экономичностью перевозок морем самой широ­

24


кой номенклатуры грузов в прибрежные районы Совет­ ского Союза, морская береговая линия которого прости­ рается более чем на 60 тыс. миль, а морские границы в два раза превышают протяженность сухопутных,

Большое количество сырья, промышленной и сельско­ хозяйственной продукции, пассажиров перевозится морс­ ким транспортом в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском бассейнах. Решающее значение имеет морской транспорт для удовлетворения потребностей населения и развития экономики Дальнего Востока и Севера, где морской транспорт практически является единственным средством массовой перевозки грузов. Хозяйственное освоение богатых природными ресурсами районов Край­ него Севера, Приморья, Сахалина, Курильских островов, Камчатки, Чукотки непосредственно зависит от обеспече­ ния морским транспортом устойчивых регулярных перево­ зок.

Особенно важную и все возрастающую роль играет морской транспорт в развитии внешнеэкономических связей СССР, так как основная часть экспортно-импортных перевозок в межконтинентальной торговле может быть осуществлена только морским флотом. В 1973 г. в загра­ ничном плавании был выполнен 91 процент грузооборота морского транспорта СССР, суда которого совершили около 27 тыс. рейсов в 1120 портов 109 стран мира. В настоящее время на долю морского транспорта прихо­ дится свыше 50 процентов всего внешнеторгового грузо­ оборота страны.

Решение

выдвигаемых перед

морским

флотом задач

и эффективность его

работы

зависят в

значительной

степени от

комплекса

условий,

с которыми моряки

сталкиваются за рубежом. Эти условия определяются межгосударственными отношениями, состоянием эконо­ мики и политикой стран в области торговли и морепла­ вания, международными и национальными правовыми нормами.

Поэтому со многими государствами Советский Союз имеет межправительственные соглашения о морском судоходстве, в которых закреплено стремление сторон всемерно поддерживать свободу судоходства, развивать двусторонние деловые контакты, содействовать ускоре­ нию и улучшению морских перевозок.

25


СССР осуществляет широкое сотрудничество в облас­ ти морского транспорта со странами Совета Экономичес­ кой Взаимопомощи по вопросам рационального использо­ вания флота, координации действий при фрахтовании в интересах наиболее полного удовлетворения потреб­ ностей в морских перевозках, повышения эффективности внешней торговли и улучшения платежных балансов стран. Это сотрудничество осуществляется на основе Комплексной программы социалистической экономической интеграции.

Советский Союз и его морские организации активно участвуют в международных организациях ООН, таких, как Межправительственная морская консультативная органи­ зация, Конференция ООН по торговле и развитию, Эко­ номическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока, Экономическая комиссия ООН для Европы, М еждународ­ ная организация труда и др.

Советский Союз последовательно выступает за раз­ витие сотрудничества со всеми государствами в области судоходства и мореплавания на основе равенства и взаим­ ной выгоды.

Активно

проводимая

нашей партией и ее Политбюро

во главе с

Леонидом

Ильичом Брежневым политика

разрядки напряженности, укрепления мира и междуна­ родного сотрудничества находит всеобщее одобрение и поддержку в сердцах всех работников морского транс­ порта.

Советские моряки с особой радостью и гордостью за свою Родину, родную Коммунистическую партию слышат, с какой огромной любовью говорят простые люди всех стран о многогранной деятельности ЦК КПСС, Советского правительства по претворению в жизнь Ленинской прог­ раммы коммунистического строительства, обеспечению мира и счастья всех народов нашей планеты.

Товарищи!

Выступая на декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС, а затем в Алма-Ате и перед избирателями Бауманского избирательного округа г. Москвы, товарищ Леонид Ильич Брежнев дал глубокую и всестороннюю оценку деятель­ ности партии и народа по выполнению планов девятой пятилетки, выдвинул ряд новых принципиальных положений о путях и методах дальнейшего подъема народного

26

хозяйства, культуры и благосостояния трудящихся. В свете этих принципиальных установок партии коллективы пароходств, портов, судоремонтных заводов и других предприятий и организаций морского транспорта глубоко проанализировали итоги работы и задачи, стоящие перед ними в четвертом, определяющем году пятилетки, разра­ ботали конкретные мероприятия по повышению интенси­ фикации производства, вскрытию и использованию новых резервов.

Свое 50-летие работники М орфлота отмечают успеш­ ным выполнением этих мероприятий. Растет и ширится, обогащаясь новыми формами, социалистическое соревно­ вание, внедряются новые прогрессивные методы труда на судах, в коллективах береговых предприятий и орга­ низаций.

Маяками социалистического соревнования на морском

транспорте стали экипажи

теплоходов

«Владимир

Ильич»,

«Березиналес», танкера

«Гданьск»,

теплохода

«Медно-

горек», коллективы Ильичевского, Таллинского и Наход­ кинского портов, Туапсинского им. Дзержинского и Совгаванского судоремонтных заводов, Балтийского, Черно­ морского и Сахалинского пароходств, взявшие повышенные социалистические обязательства — встречные планы по досрочному выполнению и перевыполнению плановых заданий, установленных на 1974 г., и успешно их реализую­ щие. План первого полугодия работниками морского транспорта выполнен досрочно — 21 июня.

Недавно Центральный Комитет КПСС принял поста­ новление «Об инициативе бригады портовых рабочих Ильичевского морского порта», возглавляемой тов. А. А. Барановским, внедрение опыта которой в сочетании с широким применением оптимальных режимов в работе флота и портов по примеру одесских и ленинградских портовиков является важным рычагом в решении задач, поставленных перед Министерством морского флота.

Партия учит нас, отмечая достигнутые успехи, не забы­ вать о недостатках, уметь окинуть критическим взглядом пройденный путь, взвесить все упущения и огрехи, чтобы еще более ускоренными темпами двигаться вперед. Пом­ ня об этой заповеди коммунистов, работники морского транспорта не пожалеют усилий и со все возрастающим умением и настойчивостью будут трудиться над устране­

27


нием недостатков в работе отрасли, по наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения с наименьшими издержками и высокой куль­ турой обслуживания.

Товарищи!

Морской флот получает добротные суда с отечест­ венных судостроительных заводов, а также от судострои­

телей

ПНР, ГДР

и

других

братских социалистических

стран.

Позвольте

мне

в этот

торжественный час передать

судостроителям от имени всех советских моряков большую благодарность за их труд и большой вклад в развитие морского флота СССР.

В день своего юбилея работники морского транспор­ та приветствуют действующие рука об руку коллективы смежных видов транспорта, составляющих в совокупности

единую

транспортную систему страны,— железнодорож ­

ников,

авиаторов,

речников,

автомобилистов,

а также

работников внешней торговли

и Министерства иностранных

дел и

благодарят за деловое сотрудничество и товари­

щескую

взаимопомощь.

 

вместе с

Мы

рады, что

наше торжество отмечают

нами представители столицы нашей Родины города-героя Москвы и передаем им сердечное спасибо за любовь и внимание к советским морякам.

Разрешите из этого замечательного Кремлевского Дворца съездов поздравить моряков, находящихся в пла­ вании в наших водах и далеко за пределами Родины, всех работников морского транспорта и членов их семей, всех, кто вносит вклад в его развитие, с высокой наградой и пожелать им дальнейших успехов в труде во славу нашей Родины, счастливого плавания, доброго здоровья!

Моряки с гордостью принимают высшую награду Родины — орден Ленина и дают твердое слово своей родной ленинской партии и советскому народу оправдать

ее упорным трудом, досрочным выполнением

плана

1974 г. и заданий девятой пятилетки.

 

Да здравствует наша Великая Родина!

 

Да здравствует Коммунистическая партия Советского

Союза, ее ленинский Центральный Комитет!

комму­

Да здравствует советский народ — строитель

низма!

 

28