Файл: Румлянский, П. М. Философия и физика микромира. Системно-структурный анализ и физика частиц.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
и актуализация потенциальных возможностей материаль ного образования, а с этим появляются новые его свой ства, новые потенциальные возможности, которые актуа лизируются в процессе дальнейшего развития в будущей структуре. Тем самым понятием результирующей струк туры, отражающей материальные процессы, описывается функционирование материальных систем. Это и есть в а ж ный момент системно-структурных исследований мате риальных объектов. Недостаточность понятия структуры, данного Р . А. Зобовым, в том, что, выделяя лишь струк туру на уровне отношений, он не рассматривает ее па уровне элементов, связей, целостностей. Не дает и метод
познания структур, метод ограничения различных |
клас |
сов разнообразия. |
|
Эти недостатки устранены Н. Ф. Овчинниковым, |
пред |
л о ж и в ш и м новое определение понятия структуры. Его он рассматривает как «один из способов теоретического вы деления системы с целью глубокого познания» 1 7 . П р и пе реводе неисчерпаемого объекта в исчерпаемый в рамках определенной теоретической системы Н. Ф. Овчинников ограничивает часть существующих связей. При определе нии структуры в трех главных ее аспектах (аспекте эле ментов; связей и отношений; целостности) понятие структуры Н. Ф. Овчинников определяет как инвариант ный аспект системы 1 8 с учетом таких его составляющих,
как |
аспект |
элементов, связей и |
отношений, |
целостностп. |
П р и |
этом |
выделение дискретных, относительно недели |
||
мых частей |
системы, сохранение |
элементов по |
отношению |
к внутренним движениям их относится к инвариантности системы на уровне элементов — к аспекту элементов структуры. Структура в аспекте связей понимается как инвариантность, сохранение связей движущейся системы. Изучение инвариантности системы по отношению к внеш ним силам и составляет целостный аспект структуры.
Необходимым условием формирования и устойчивого существования любого типа структуры Н. Ф. Овчинников считает стационарную систему, по его мнению,— главную при познании становления структур. С изменением и р а з -
17 Н. Ф. Овчинников. Категория структуры в науках о приро де. В сб.: Структура и формы материи. М., «Наука», 1967, стр. 13.
1 8 Там же.
13
витием материальных образований изменяется сама ста ционарная система, изменяются потенциальные элементы структур. Потенциальные элементы старой структуры пре вращаются в актуальные элементы становящейся струк
туры. |
В |
новой |
стационарной системе появляются вместе |
с тем |
и |
новые |
потенциальные элементы, потенциальные |
структурные связи и отношения. «Если нет такой устой
чивой стационарной системы, в которую так |
или иначе |
вовлечены вещи — потенциальные элементы |
будущей |
структуры, то связи вообще и структурные связи в част ности, не могут возникнуть и, следовательно, не могут существовать»1 9 . Познание структур означает выделение пивариантностей системы на уровне элементов, связей и
отношений, |
целостности. |
|
Инвариантный аспект системы нашел дальнейшее |
||
развитие в |
исследованиях А. Д. Урсула 2 0 . |
Выделение |
Н. Ф. Овчинниковым инвариантов системы, |
устойчивых |
элементов, связей и отношений А. Д. Урсул рассматри вает к а к ограничение разнообразия элементов, связей и отношений. Такой подход дает возможность рассмотреть структуру материальных образований с точки зрения и н формации 2 1 и говорить о структурной информации мате риальных объектов. По количеству разнообразия, учиты ваемого при определении структуры, можно судить о ко личестве структурной информации, связанной с данным материальным образованием. Выделение инвариантов н а уровне элементов, связей и отношений, целостности свя зано с ограничением разнообразия системы на этих уров нях.
Определение структуры, данное Н. Ф. Овчинниковым и А. Д. Урсулом, удовлетворяет целям познания струк тур материальных образований. Однако чтобы лучше про
следить |
ее |
функционирование, |
следовало |
бы, на н а ш |
||||
взгляд, |
развить понимание |
структуры в |
направлении |
|||||
определения |
потенциальных |
возможностей |
|
системы, а |
||||
структурные изменения связать с выделением, |
«отбором» |
|||||||
потенциальных |
возможностей, |
реализующихся |
с измене - |
|||||
19 |
Н. Ф. Овчинников. |
Принципы сохранения. М., |
«Наука», 1966,. |
|||||
стр. 267. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 0 |
См.: А. |
Д. |
Урсул. |
Природа информации. М., |
Госполитиздат,. |
|||
1968; |
А. Д. Урсул. |
Информация. М., «Наука», 1971. |
|
|
||||
2 1 |
«Природа информации заключается в разнообразии»,— заме |
|||||||
чает А. Д. Урсул |
(Природа информации, стр. 63). |
|
|
14
нием п развитием систем. «Основа возможных путей р а з вития предметов и явлений лежит в их структуре»2 2 .
Определение понятия структуры следует давать черезограничение потенциальных возможностей системы, пред ставленных в дайной стационарной системе в качестве потенциальных элементов, связей и отношений, целост ности, актуализирующихся с развитием и изменением рассматриваемой системы в будущих стационарных сис темах. При познании движущихся систем выделяют опре деленное количество возможностей, актуализация кото рых и исследуется в развитии систем.
Определение понятия структуры через заложенные в. ней потенциальные возможности, определение структуры как ограничение разнообразия потенциальных элементов,, связей и отношений, целостности способствует более глу бокому пониманию структуры элементарных частиц. Именно на данном уровне вскрываются потенциальныевозможности системы, выражающие дальнейшее измене ние, превращение отдельных элементарных частиц. Т а к , в случае элементарных частиц любой из элементов пред полагает прямую или косвенную связь его с другими эле ментами, способность перехода его во все другие элемен ты и, наконец, возможность порождения при определен ных условиях данным элементом всех других элементов. Таким образом, «здесь каждый элемент несет на себе печать других элементов в смысле потенций и возможно
стей перехода в них и черт |
того общего физического ц е |
лого, которое реализуется |
совокупностью элементарных |
частиц и полей в нашей части Вселенной»2 3 . Главное свой ство элементарных частиц — взаимопревращаемость — свидетельствует о большом количестве заложенных в них потенциальных возможностей. Поэтому для познания структур элементарных частиц важно изучить потенциаль ные возможности системы.
Системно-структурный подход открывает широкие по знавательные возможности. В познании структуры мате риальных объектов он дает возможность использовать ме тоды теории информации. Так, разнообразие потенциаль-
22 А. С. Мамзин. Возможность, действительность, структура и проблема возникновения сущности жизни. В сб.: Проблема воз
можности |
и |
действительности. М.—Л., |
«Наука», 1964, |
стр. 82. |
2 3 В. |
И. |
Свидерский. О диалектике |
элементов и |
структуры в- |
объективном мире и в познании, стр. 173. |
|
15
н ых возможностей системы (именно потенциальных
элементов, связей и отношений, целостности) |
можно име |
||
новать потенциальной |
информацией, |
информацией «в |
|
себе» 2 4 . В процессе познания материальных |
объектов |
||
информация «в себе» |
превращается в |
информацию «для |
пас». С ограничением любых классов разнообразия в про цессе познания выделяется структурная информация, по тенциальная информация системы превращается в акту альную. Это достигается путем выделения из бесконечного разнообразия возможностей системы лишь некоторого его количества, фиксируемого в понятиях, суждениях, умозак лючениях, гипотезах, теориях и других логических формах. В результате выясняется структурная информация систе мы, именно та часть внутреннего разнообразия системы, которая остается тождественной самой себе при любых
изменениях. Так, |
при выдвижении различных моделей |
|||
структуры материальных образований выясняется |
имен |
|||
но данная часть внутреннего |
разнообразия. |
|
||
Подобный подход к выяснению структур материаль |
||||
ных |
образований, |
связанный |
с выявлением потенциаль |
|
ных |
возможностей |
системы, |
позволяет глубже |
попять |
диалектику возможности и действительности на данном уровне, диалектику элементов и структуры, превращение потенциальных элементов структур в актуальные элемен ты будущих структур, изменение связей и отношений в процессе развития и др.
Приведенное нами понятие структуры с развитием науки будет изменяться, корректироваться на различных уровнях организации материи, будет уясняться его всеоб щий характер. Поэтому понятие структуры, как и поня тие симметрии, информации, пока еще неоформившаяся, только становящаяся философская категория. Такое по нимание структуры, единства системных и структурных исследований в системно-структурном методе исследова ния материальных образований способствуют определе н и ю их сложности, упорядоченности, организации на осно ве выделения разнообразия множества на уровне элемен тов, связей и отношений, целостности.
2 4 Данный подход развивается А. Д. Урсулом (Природа ин формации, стр. 247).
16
2. |
Соотношение понятия |
структуры |
|
и понятий сложности, |
упорядоченности, |
||
|
организации и |
системы |
|
Попытку |
выяснить соотношение |
названных понятий |
предпринял Л . А. Петрушенко, анализируя понятие сис темы, сравнивая его с понятиями материального образо
вания, множества, объединения, а понятие |
организации — |
||||||
с |
понятиями |
объекта, |
способа |
связи, структуры. |
«Каждое |
||
из |
них, — замечает |
он |
о понятиях, сходных с понятием |
||||
системы, — отражает |
более или менее то же, что отра |
||||||
жается и в |
понятии |
«система», которое их включает в |
|||||
себя, однако |
все |
они |
более |
абстрактны, |
чем |
это поня |
тие» 2 5 . Соотношение понятий системы и структуры Л . А. Петрушенко рассматривает как «групповой снимок», представляемый в виде рельефа в двухмерном простран стве. Рельеф — это как горизонтальные, так и вертикаль ные линии. Горизонтальные срезы сверху вниз выделяют «многосложности» понятия системы от более конкретных к менее конкретным в такой последовательности: система, объединение, множество, материальное образование. Вер тикальные, проведенные с точки зрения изменения необ ходимости и содержания горизонтальных срезов, соответ ствуют «многосложности» понятия организации в такой последовательности: организация, структура, способ свя зи, элементы и связи, объекты. Так исследуется мате риальное образование с точки зрения объекта как целого:
множеству |
соответствуют элементы |
и связи, |
объедине |
нию — способ связи элементов целого, |
системе — структу |
||
ра и организация. Понятие организации менее |
конкретно, |
||
чем понятие |
структуры. |
|
|
Отвлечемся от основания этого рельефа и рассмотрим лишь его вершинный контур, где располоя^ены интере сующие нас понятия, как понятия системы, структуры, организации. Тогда от горизонтальных срезов будет пред ставлено понятие системы, от вертикальных — понятия организации и структуры. Тем самым Л. А. Петрушенко ставит вопрос о рассмотрении понятий организации и
25 Л. А. Петрушенко. Об определении понятий системы и ор ганизации. В сб.: Методологические вопросы системно-структурно го исследования. Тезисы докладов на теоретической конференции. М., 1967, стр. 33.
2 П. М. Румлянскчй |
17 |