Файл: Румлянский, П. М. Философия и физика микромира. Системно-структурный анализ и физика частиц.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
структуры с точки зрения понятия системы, не выясняя соотношение этих понятий.
Понятия системы, организации и структуры подробно исследуются А. Д. Урсулом. Исследуются они по степени общности и полноте отражения материальной действитель ности, как сложности, упорядоченности, организации, системы и структуры. За исходное берется понятие инфор мации. «При помощи теории информации в настоящее время можно измерять степень сложности (и ее различ ные производные), объектов и явлений неживой и живой природы, общества и мышления» 2 6 . Определяя информа
цию |
через |
разнообразие, |
А. Д. Урсул |
выделяет |
разнообра |
зие |
элементов, связей |
и отношений, целостности. По |
|||
количеству |
разнообразия |
системы |
заключает |
о степени |
сложности, упорядоченности, организации2 7 . Понятие сложности определяется им через разнообразие элементов множества, о степени сложности он судит по количеству рассмотренного разнообразия элементов множества, по количественному и качественному их различию.
Человеческое познание углубляется от выявления свойств материального объекта к выделению его элемен
тов. |
Понятие |
сложности вместе с тем |
установилось |
в на |
уке |
раньше |
других понятий науки, |
ибо сначала |
нужно |
было выделить элементы системы и лишь затем связи и отношения между ними, целостные образования. Наличие определенной сложности материальных образований по лагали уже древнеиндийские мыслители и мыслители Древней Греции Фалес, Анаксимен, Анаксимаидр, Анак сагор. Понятие упорядоченности появилось в науке, когда наряду с разнообразием элементов множества (например, различие атомов по величине, форме и др.) стали учиты вать и разнообразие отношений порядка (например, раз личие атомов в пространственном, временном и других отношениях). Понятие упорядоченности включает наряду с количественным и качественным различием и отношения порядка, наряду с разнообразием элементов миожества и разнообразие отношений порядка. Будучи полнее понятия сложности, понятие упорядоченности адекватнее отражает сущность материальных объектов.
26 А. Д. Урсул. Сложность, организация, информация. «Фило софские науки», 1968, № 3; А. Д. Урсул. Природа информации, гл. II .
2 7 См.: А. Д. Урсул. Природа информации, стр. 84.
18
Позднее, наряду с отношениями порядка, стали изу чать н отношения между различными свойствами мате риальных объектов, между отдельными элементами мно жества, затем и связи элементов множества. А с учетом
разнообразия |
взаимосвязей и взаимоотношений элемен |
|||
тов |
системы и |
сущность материальных объектов изучает |
||
ся |
с помощью |
нового, глубже ее отражающего |
понятия — |
|
понятия организации. |
«Понятие организации |
необходимо |
включает в себя связь, взаимодействие частей целого. Где нет этой связи, взаимодействия, там нет и организации, а имеется просто совокупность индивидуальных элемен тов, изолированных друг от друга» 2 8 .
Данное понятие включает в себя наряду с разнообра зием элементов и отношений порядка также и разнообра зие других отношений, разнообразие связей элементов множества. Степень организации материального образова ния характеризуется разнообразием элементов любых ти пов отношений и связей. Степень организации может быть даже нулевая, когда элементы не находятся между собой ни в каких связях и отношениях, и максимальной, когда любой элемент совокупности взаимодействует, соотносится с любым другим элементом. Этот момент важен при изу чении совокупности элементарных частиц в их взаимосвя зи, взаимодействии, а также совокупности виртуальных частиц, обусловивших структуру действительных частиц (подробнее о них — во второй главе) . Понятие организа ции включает и большее количество информации о мате риальном объекте, чем понятия упорядоченности и слож ности, и более полно отражает его сущность.
Изучая организацию материальных объектов, выделяя функционирование как целостных материальных объектов, так и отдельных элементов, а также функционирующие и нефункцнонирующие, моно- и полифункционирующие свойства, имеет смысл классифицировать материальные объекты по степени организованности (организации), вы ражающей соотношение функциональных и нефункцио нальных свойств, и по высоте организации, выражающей соотношение моно- и полифункциональных свойств, зави сящей от степени устойчивости структуры 2 9 .
28 |
А. Д. Урсул. Природа информации, стр. 87. |
|
2 9 |
См.: М. И. Сетров. Степень и высота |
организации систем. В |
сб.: Системные исследования. Ежегодник, |
1962. М., «Наука», 1969, |
|
стр. 163. |
|
19
Поиск инвариантов системы означает вместе с тем и ограничение всего разнообразия системы. Понимание структуры, связанной с ограничением разнообразия эле ментов, связей и отношений, целостности, дало возмож ность А. Д. Урсулу выявить не только соотношение меж ду понятиями сложности, упорядоченности, организации, системы и структуры, но и судить «о структуре сложности (инварианте элементов), структуре упорядоченности (ин вариантах элементов и отношений порядка) и структуре организации (инвариантах элементов, связей и отноше ний) » 3 0 .
Можно полагать, что имеет смысл говорить и о степе ни структурной сложности (структуры сложности), струк турной упорядоченности (структуры упорядоченности), структурной организации (структуры организации), вы деляя то или иное инвариантное разнообразие элементов, элементов с учетом отношений порядка и другими отно шениями, связями. А так как количеством разнообразия системы определяется количество связанной с нею инфор мации, то различные степени структурной сложности, структурной упорядоченности, структурной организации можно определить с информационной точки зреиня. Такой подход позволяет выделить различные понятия по их ин формационной емкости. Понятие структурной организа ции — более информационноемкое, чем понятие структур ной упорядоченности, последнее ж е более информационноемкое, чем понятие структурной сложности. Это же можно сказать и о понятиях организации, упорядоченности, сложности и др.
Рассмотрение материальной действительности с точки зрения ее изменения и развития, как у ж е подчеркивалось, связано с рассмотрением большого количества возможно стей материальных систем, превращающихся в действи тельность в процессе изменения и развития. С учетом по тенциальных возможностей материальных образований можно исследовать и соотношение между этими поняти ями. Только в данном случае разнообразие элементов, связей и отношений, целостностей приобретает смысл раз нообразия потенциальных элементов, связей и отношений, целостностей, рассмотренных по отношению к определен ной стационарной системе. Ограничение разнообразия по-
А. Д. Урсул. Природа информации, стр. 95.
20
тенциальных возможностей системы в целях познания и означает выделение ее структуры.
Понятие структурной сложности можно определить и через ограничение разнообразия потенциальных элементов в данной теоретической системе, выступающей как ста
ционарная система. Понятие структурной |
упорядоченности |
связано и с ограничением разнообразия |
потенциальных |
элементов и с ограничением разнообразия |
потенциальных |
отношений порядка. Понятие структурной |
организации |
связано к тому ж е с ограничением потенциальных отно шений (любых) и связей системы. Эти три понятия хо рошо «работают» в микромире, когда выявляются потен циальные возможности материальных образований, когда в рамках квантовой механики, квантовой электродинами ки, теории элементарных частиц можно выделить потен циальные элементы, связи и отношения, целостные обра зования.
Понятие организованного |
множества является |
исход |
ным при определении понятия системы. Понятие |
системы |
определяется как «организованное множество, образующее целостное единство»3 1 . Наряду с разнообразием элемен тов, связей и отношений оно включает в себя и разнооб разие целостности, определяющееся отграниченностыо тех или иных материальных образований от внешней среды. Понятие системы с этой точки зрения уже, конкретнее понятия организации, ибо связано с отграничением от внешней среды. Однако информационное содержание по нятия системы выше, чем у понятия организации. Отгра ничение в одном отношении оборачивается величайшим достоинством, ибо понятие системы полнее понятия орга низации отражает сущность материальных объектов, мате риальную действительность. Ч е м большая информацион ная емкость понятия, тем полнее в нем отражается объек тивная реальность.
Понятие структуры связано с дальнейшим отграниче нием от всего разнообразия данного множества, результа том чего является более глубокое познание материальной действительности. Если понятие системы связано с отгра ничением разнообразия множества от внешней среды с целью выделения определенной целостности, то понятие
31 |
А. Д. |
Урсул. Сложность, организация, информация, стр. 58; |
А. Д. |
Урсул. |
Природа информации, стр. 94. |
21
структуры связано с отграничением разнообразия множе ства на уровне элементов, связей и отношений, целост ности.
Итак, уяснен смысл понятий структурной сложности, упорядоченности, организации, структуры системы с уче том актуального и потенциального разнообразия множе ства.
3.Системно-структурные исследования
ипроблема развития материальных образований. Критерии развития
Проблема развития материальных образований иссле дована многими авторами. Одни считают, что это развитие однонаправленное, прогрессивное3 2 , другие — что наряду с прогрессивной ветвью развития следует учитывать и ре грессивную3 3 .
С определенной последовательностью различных |
фаз |
|
развития материального образования связывает |
развитие |
|
Б . М. Кедров. «Развитие, — пишет он, — есть не |
что |
иное, |
как связь во времени, подобно тому, как связь одновре менно сосуществующих вещей есть их связь в простран стве3 4 . Определение развития как связи во времени дает возможность проследить, как последующая фаза развития материального образования обусловлена исторически пред шествующими фазами, как она способствует выявлению структурных преобразований материальных образований.
Считая более правильной вторую точку зрения, проана лизируем проблему развития в плане системно-структур ного метода исследования материальных образований. Рас смотрим развитие как историю материального образования,
3 2 |
См.: А. |
П. Шептулин. |
Основные, законы |
диалектики. М., |
||||
«Наука», |
1966, |
стр. 16; В. Холличер. Природа в |
научной |
картине |
||||
мира. М., |
«Прогресс», 1960; Е. Т. Фадеев. |
Некоторые |
философские |
|||||
проблемы |
освоения космоса. В |
сб.: Диалектический |
материализм |
|||||
и вопросы естествознания. М., Изд-во МГУ, 1964; и др. |
|
|
||||||
3 3 |
См.: В. В. Казютинский. |
О направленности |
развития |
косми |
||||
ческих |
объектов. «Философские |
науки», |
1961, № 4; П. И. |
Жбанко- |
ва. О развитии в неорганической природе. Минск, «Наука и тех
ника», 1964; |
С. Т. Мелюхин. |
Материя в |
ее единстве, бесконечно |
|||
сти и развитии. М., «Мысль», |
1966; Б. М. |
Кедров. |
О повторяемости |
|||
в процессе развития. М., Политиздат, |
1961; |
и др. |
|
|||
3 4 См.: В. |
М. Кедров. |
Энгельс |
и диалектика |
естествознания. |
||
М., Политиздат, 1970, стр. |
16. |
|
|
|
|
22