Файл: Румлянский, П. М. Философия и физика микромира. Системно-структурный анализ и физика частиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

структуры с точки зрения понятия системы, не выясняя соотношение этих понятий.

Понятия системы, организации и структуры подробно исследуются А. Д. Урсулом. Исследуются они по степени общности и полноте отражения материальной действитель­ ности, как сложности, упорядоченности, организации, системы и структуры. За исходное берется понятие инфор­ мации. «При помощи теории информации в настоящее время можно измерять степень сложности (и ее различ­ ные производные), объектов и явлений неживой и живой природы, общества и мышления» 2 6 . Определяя информа­

цию

через

разнообразие,

А. Д. Урсул

выделяет

разнообра­

зие

элементов, связей

и отношений, целостности. По

количеству

разнообразия

системы

заключает

о степени

сложности, упорядоченности, организации2 7 . Понятие сложности определяется им через разнообразие элементов множества, о степени сложности он судит по количеству рассмотренного разнообразия элементов множества, по количественному и качественному их различию.

Человеческое познание углубляется от выявления свойств материального объекта к выделению его элемен­

тов.

Понятие

сложности вместе с тем

установилось

в на­

уке

раньше

других понятий науки,

ибо сначала

нужно

было выделить элементы системы и лишь затем связи и отношения между ними, целостные образования. Наличие определенной сложности материальных образований по­ лагали уже древнеиндийские мыслители и мыслители Древней Греции Фалес, Анаксимен, Анаксимаидр, Анак ­ сагор. Понятие упорядоченности появилось в науке, когда наряду с разнообразием элементов множества (например, различие атомов по величине, форме и др.) стали учиты ­ вать и разнообразие отношений порядка (например, раз ­ личие атомов в пространственном, временном и других отношениях). Понятие упорядоченности включает наряду с количественным и качественным различием и отношения порядка, наряду с разнообразием элементов миожества и разнообразие отношений порядка. Будучи полнее понятия сложности, понятие упорядоченности адекватнее отражает сущность материальных объектов.

26 А. Д. Урсул. Сложность, организация, информация. «Фило­ софские науки», 1968, № 3; А. Д. Урсул. Природа информации, гл. II .

2 7 См.: А. Д. Урсул. Природа информации, стр. 84.

18


Позднее, наряду с отношениями порядка, стали изу­ чать н отношения между различными свойствами мате­ риальных объектов, между отдельными элементами мно­ жества, затем и связи элементов множества. А с учетом

разнообразия

взаимосвязей и взаимоотношений элемен­

тов

системы и

сущность материальных объектов изучает­

ся

с помощью

нового, глубже ее отражающего

понятия —

понятия организации.

«Понятие организации

необходимо

включает в себя связь, взаимодействие частей целого. Где нет этой связи, взаимодействия, там нет и организации, а имеется просто совокупность индивидуальных элемен­ тов, изолированных друг от друга» 2 8 .

Данное понятие включает в себя наряду с разнообра­ зием элементов и отношений порядка также и разнообра­ зие других отношений, разнообразие связей элементов множества. Степень организации материального образова­ ния характеризуется разнообразием элементов любых ти­ пов отношений и связей. Степень организации может быть даже нулевая, когда элементы не находятся между собой ни в каких связях и отношениях, и максимальной, когда любой элемент совокупности взаимодействует, соотносится с любым другим элементом. Этот момент важен при изу­ чении совокупности элементарных частиц в их взаимосвя­ зи, взаимодействии, а также совокупности виртуальных частиц, обусловивших структуру действительных частиц (подробнее о них — во второй главе) . Понятие организа­ ции включает и большее количество информации о мате­ риальном объекте, чем понятия упорядоченности и слож­ ности, и более полно отражает его сущность.

Изучая организацию материальных объектов, выделяя функционирование как целостных материальных объектов, так и отдельных элементов, а также функционирующие и нефункцнонирующие, моно- и полифункционирующие свойства, имеет смысл классифицировать материальные объекты по степени организованности (организации), вы­ ражающей соотношение функциональных и нефункцио­ нальных свойств, и по высоте организации, выражающей соотношение моно- и полифункциональных свойств, зави­ сящей от степени устойчивости структуры 2 9 .

28

А. Д. Урсул. Природа информации, стр. 87.

2 9

См.: М. И. Сетров. Степень и высота

организации систем. В

сб.: Системные исследования. Ежегодник,

1962. М., «Наука», 1969,

стр. 163.

 

19



Поиск инвариантов системы означает вместе с тем и ограничение всего разнообразия системы. Понимание структуры, связанной с ограничением разнообразия эле­ ментов, связей и отношений, целостности, дало возмож­ ность А. Д. Урсулу выявить не только соотношение меж­ ду понятиями сложности, упорядоченности, организации, системы и структуры, но и судить «о структуре сложности (инварианте элементов), структуре упорядоченности (ин­ вариантах элементов и отношений порядка) и структуре организации (инвариантах элементов, связей и отноше­ ний) » 3 0 .

Можно полагать, что имеет смысл говорить и о степе­ ни структурной сложности (структуры сложности), струк­ турной упорядоченности (структуры упорядоченности), структурной организации (структуры организации), вы­ деляя то или иное инвариантное разнообразие элементов, элементов с учетом отношений порядка и другими отно­ шениями, связями. А так как количеством разнообразия системы определяется количество связанной с нею инфор­ мации, то различные степени структурной сложности, структурной упорядоченности, структурной организации можно определить с информационной точки зреиня. Такой подход позволяет выделить различные понятия по их ин­ формационной емкости. Понятие структурной организа­ ции — более информационноемкое, чем понятие структур­ ной упорядоченности, последнее ж е более информационноемкое, чем понятие структурной сложности. Это же можно сказать и о понятиях организации, упорядоченности, сложности и др.

Рассмотрение материальной действительности с точки зрения ее изменения и развития, как у ж е подчеркивалось, связано с рассмотрением большого количества возможно­ стей материальных систем, превращающихся в действи­ тельность в процессе изменения и развития. С учетом по­ тенциальных возможностей материальных образований можно исследовать и соотношение между этими поняти­ ями. Только в данном случае разнообразие элементов, связей и отношений, целостностей приобретает смысл раз­ нообразия потенциальных элементов, связей и отношений, целостностей, рассмотренных по отношению к определен­ ной стационарной системе. Ограничение разнообразия по-

А. Д. Урсул. Природа информации, стр. 95.

20

тенциальных возможностей системы в целях познания и означает выделение ее структуры.

Понятие структурной сложности можно определить и через ограничение разнообразия потенциальных элементов в данной теоретической системе, выступающей как ста­

ционарная система. Понятие структурной

упорядоченности

связано и с ограничением разнообразия

потенциальных

элементов и с ограничением разнообразия

потенциальных

отношений порядка. Понятие структурной

организации

связано к тому ж е с ограничением потенциальных отно­ шений (любых) и связей системы. Эти три понятия хо­ рошо «работают» в микромире, когда выявляются потен­ циальные возможности материальных образований, когда в рамках квантовой механики, квантовой электродинами­ ки, теории элементарных частиц можно выделить потен­ циальные элементы, связи и отношения, целостные обра­ зования.

Понятие организованного

множества является

исход­

ным при определении понятия системы. Понятие

системы

определяется как «организованное множество, образующее целостное единство»3 1 . Наряду с разнообразием элемен­ тов, связей и отношений оно включает в себя и разнооб­ разие целостности, определяющееся отграниченностыо тех или иных материальных образований от внешней среды. Понятие системы с этой точки зрения уже, конкретнее понятия организации, ибо связано с отграничением от внешней среды. Однако информационное содержание по­ нятия системы выше, чем у понятия организации. Отгра­ ничение в одном отношении оборачивается величайшим достоинством, ибо понятие системы полнее понятия орга­ низации отражает сущность материальных объектов, мате­ риальную действительность. Ч е м большая информацион­ ная емкость понятия, тем полнее в нем отражается объек­ тивная реальность.

Понятие структуры связано с дальнейшим отграниче­ нием от всего разнообразия данного множества, результа­ том чего является более глубокое познание материальной действительности. Если понятие системы связано с отгра­ ничением разнообразия множества от внешней среды с целью выделения определенной целостности, то понятие

31

А. Д.

Урсул. Сложность, организация, информация, стр. 58;

А. Д.

Урсул.

Природа информации, стр. 94.

21


структуры связано с отграничением разнообразия множе­ ства на уровне элементов, связей и отношений, целост­ ности.

Итак, уяснен смысл понятий структурной сложности, упорядоченности, организации, структуры системы с уче­ том актуального и потенциального разнообразия множе­ ства.

3.Системно-структурные исследования

ипроблема развития материальных образований. Критерии развития

Проблема развития материальных образований иссле­ дована многими авторами. Одни считают, что это развитие однонаправленное, прогрессивное3 2 , другие — что наряду с прогрессивной ветвью развития следует учитывать и ре­ грессивную3 3 .

С определенной последовательностью различных

фаз

развития материального образования связывает

развитие

Б . М. Кедров. «Развитие, — пишет он, — есть не

что

иное,

как связь во времени, подобно тому, как связь одновре­ менно сосуществующих вещей есть их связь в простран­ стве3 4 . Определение развития как связи во времени дает возможность проследить, как последующая фаза развития материального образования обусловлена исторически пред­ шествующими фазами, как она способствует выявлению структурных преобразований материальных образований.

Считая более правильной вторую точку зрения, проана­ лизируем проблему развития в плане системно-структур­ ного метода исследования материальных образований. Рас ­ смотрим развитие как историю материального образования,

3 2

См.: А.

П. Шептулин.

Основные, законы

диалектики. М.,

«Наука»,

1966,

стр. 16; В. Холличер. Природа в

научной

картине

мира. М.,

«Прогресс», 1960; Е. Т. Фадеев.

Некоторые

философские

проблемы

освоения космоса. В

сб.: Диалектический

материализм

и вопросы естествознания. М., Изд-во МГУ, 1964; и др.

 

 

3 3

См.: В. В. Казютинский.

О направленности

развития

косми­

ческих

объектов. «Философские

науки»,

1961, № 4; П. И.

Жбанко-

ва. О развитии в неорганической природе. Минск, «Наука и тех­

ника», 1964;

С. Т. Мелюхин.

Материя в

ее единстве, бесконечно­

сти и развитии. М., «Мысль»,

1966; Б. М.

Кедров.

О повторяемости

в процессе развития. М., Политиздат,

1961;

и др.

 

3 4 См.: В.

М. Кедров.

Энгельс

и диалектика

естествознания.

М., Политиздат, 1970, стр.

16.

 

 

 

 

22