Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

искусственной вытяжкой (вытяжными вентиляторами), причем вса-сывающне отверстия вытяжных .каналов устанавливаются возможно ближе к полу, так как нефтяные пары тяжелее воз­ духа и собираются внизу.

Для удобства погрузочно-разгрузочных работ пол помеще­ ния надземной части здания -приподнят над уровнем земли на 1,2 м, что соответствует высоте железнодорожной платформы и кузова автотранспорта. Склад должен располагать хорошими подъездными путями как железнодорожными, так и для авто­ транспорта. Прием масел из железнодорожных и авто-цистерн в складские резервуары производится через сливные колонки, оборудованные .возле склада, вблизи железнодорожного пути, причем помимо перекачивания масел насосами предусмотрен также слив их самотеком через коллекторы, связанные трубо­ проводами со складскими емкостями.

На центральном складе

рационально применять

поршневые

и ротационные насосы; в отдельных случаях можно

использо­

вать центробежные насосы.

 

 

По приемным линиям насосов масло выкачивают из прибы­ вающих цистерн в резервуары хранения, а по нагнетатель­ ным — подают в раздаточные баки и к раздаточным штуцерам для залива в емкости межцехового транспорта (при доставке масла в цеха).

Помимо приводных насосов, работающих на основных опе­ рациях, на маслоскладах средних и мелких заводов применяют ручные насосы для вспомогательных операций.

Смазочные материалы хранятся на складе раздельно по ви­ дам (сортам) и маркам. Каждый резервуар должен быть снаб­ жен трафаретом, в котором указывается, для какого масла предназначена эта емкость.

Современные склады должны быть оборудованы .по возмож­ ности стандартными резервуарами хранения, раздаточными ус­ тройствами, насосами с механическим приводом, теплообмен­ никами (при циркуляционном способе разогрева масла), дол­ жны обязательно иметь маслоловушку и другое оборудование, обеспечивающее надлежащее хранение и сохранность качества нефтепродуктов. Резервуары-цистерны устанавливают на же­ лезобетонных -подушках.

Резервуары, предназначенные для хранения смазочных ма­ сел большой вязкости, снабжаются трубчатыми паровыми змеевиками для подогрева масел в холодное время года. Ре­ зервуары с подогревом следует покрыть слоем тепловой изо­ ляции во избежание ожогов обслуживающего персонала и по­ терь тепла через лучеиспускание в окружающую среду. До на­ ложения теплоизоляционного слоя наружную поверхность ем­ костей следует покрыть антикоррозионной краской.

При хранении смазочных материалов необходимо внима­ тельно следить за состоянием трубопроводов склада. Все тру-

4-2613

19



бап.ро&оды нужно в определенные сроки осматривать и опресооэвывать.

Тару для хранения и трубопроводы необходимо системати­ чески очищать от грязи. Резервуары и баки надо очищать не реже одного .раза в шесть месяцев, а трубопроводы — не реже одного раза в год. Отстоявшуюся воду и грязь необходимо сли­ вать не реже одного раза в пятнадцать дней.

Отстой сливается в приямок, устроенный .в .полу помещения под каждым резервуаром (в месте расположения опускного штуцера), откуда он стекает в общий грязевой трубопровод и, пройдя через маслоловушку, отводится в отдельную емкость для вывозки и последующего сжигания или применения на об­ щепромышленных предприятиях.

Перед крупным ремонтом резервуары необходимо опорож­ нять. Для ликвидации небольшой течи резервуары можно неопорожнять, а применять специальную аварийную замазку.' При зачистке стенок резервура необходимо придерживаться следующего порядка операций.

В начале резервуар следует освободить от продукта, затем спустить остаток через спускной кран; если после этого на дне остается еще часть продукта, надо заполнить резервуар через верхний люк водой,- а всплывшую смесь спустить. Затем крышку люка закрывают и закрепляют ее 1—2 болтами. После спуска масла и остатков грязи от резервуара отсоединяют трубопро­ воды и все отверстия закрывают глухими фланцами. После этого цистерну пропаривают в течение 4—5 ч. После пропаривания люк резервуара оставляют открытым для естественной венти­ ляции до полного охлаждения, затем цистерну вновь промыва­ ют вод-ой при помощи брандспойта и просушивают.

Тушение смазочных масел при пожаре очень затруднено. Горящее масло нельзя тушить водой, так как масло легче воды; всплывая на поверхность воды, оно будет растекаться вместе с ней, увеличивая площадь огня. Для тушения только что возникшего огня надо применять песок и огнетушители; для тушения значительного -пожара — пеногенераторы. Последни­ ми должна быть вооружена пожарная охрана, в зоне которой находится центральный склад смазочных материалов. Сами же склады оснащаются противопожарным оборудованием, приспо­ собленным только для предупреждения пожара и тушения не­ большого огня, т. е. огнетушителями, ящиками с песком, же­ лезными лопатами и баграми.

Помимо указанных выше средств огнетушения, на цент­ ральном складе предусматривается также установка паротушения. Сущность этого способа заключается в том, что во всех технологических отделениях склада вдоль стен прокладывает­ ся специальный паропровод с имеющимися в трубах отверстия­ ми. При надобности, в случае пожара, через трубопровод пус-

20


 

х

Вид 6

X

 

 

н

X

X

a)

: в

! в

: в

I

 

1—

i—

1—

i-

 

 

i

i

i

i

 

Bud A

-

16

 

--------

-

——

. —/ -

 

> В ВД1В ! В В ВПВПВ

, 1ГТИ....1

щ

0 __ЫЦ.

LX

/

m ___\--------------------------J

 

 

 

\

 

 

/7х

 

18

 

6)

Рис. 4. Типовой проект центрального склада смазочных материалов:

а—план 1-го этажа; б—боковые виды 1-го этажа; 1—регенерационная 2—раздаточная; 3—сливная воронка; 4—весы; 5—тара под парафин; 6—душ; 7—гардероб; 8—туалет; 9—помещение обслуживающего пер­ сонала; 10—вспомогательное помещение; 11—помещение слесаря и раз­ мещение центрифуги; 12—насос; 13—бак для трансформаторного мас­ ла; 14—'тарное помещение; 15—стеллаж; 16—монорельс 0,5 тс; 17—

сливной шкаф; 18—раздаточный шкаф

4*

21


кают пар, который, пройдя через отверстия, заполняет помеще­ ние склада и тем самым прекращает горение.

Ответственность за соблюдение противопожарных правил и

•мероприятий возлагается на заведующего складом.

Согласно противопожарным правилам на центральном скла­

де допускается хранение 1,5—2-х месячного

запаса

смазочных

■материалов.

 

 

 

 

 

 

 

2 «

 

/--------------------

 

J- -7 7

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

3 X

ь

8

9

10

11

12

13

 

 

 

 

 

I L _ 1

 

15

 

 

 

 

 

пппппппп

14

15

15

!5

15

16

 

 

 

 

 

Ршс. 5. Типовой проект центрального

склада

смазочных материа­

 

 

лов. План подвала:

 

 

 

1—эстакада; 2—насос; 3—вентиляционное помещение; 4—дре­ нажный бак; 5—насосная; 6—масло индустриальное 45; 7—мас­ ло индустриальное 30; 8—масло индустриальное 45; 9— масло индустриальное 30; 10—масло авиационное МС-20; 11—масло компрессорное; 12 ксилол; 13—эмульсол; 14—масло индустри­ альное 12 (сдвоенная емкость); 15—масло индустриальное 20;

16—сульфофрезол

Склады сооружаются .в соответствии с «Нормами и техни­

ческими условиями на проектирование складских

предприятий

и хозяйств для хранения легковоспламеняющихся

и горючих

жидкостей» (НиТУ 108—58).

 

Различными институтами разработаны типовые проекты маслоскладов и резервуаров для нефтепродуктов: бензина, керо­ сина, моторного топлива, дизельного топлива, трансмиссионно­ го масла, индустриальных масел и консистентных смазок.

Типовой проект центрального склада смазочных материалов представлен на рис. 4 и 5.

7.ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ДОСТАВКА МАСЕЛ

СЦЕНТРАЛЬНОГО СКЛАДА В ЦЕХА

Централизованная транспортировка масел с центрального склада цехам-потребителям, крупных, с большим расходом ма­ сел, предприятий осуществляется автоцистерной, установленной на тележке-прицепе, транспортируемой автомашиной; емкость такой цистерны 2500—3000 кг (рис. 6). Для обеспечения жидко-

22