Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
искусственной вытяжкой (вытяжными вентиляторами), причем вса-сывающне отверстия вытяжных .каналов устанавливаются возможно ближе к полу, так как нефтяные пары тяжелее воз духа и собираются внизу.
Для удобства погрузочно-разгрузочных работ пол помеще ния надземной части здания -приподнят над уровнем земли на 1,2 м, что соответствует высоте железнодорожной платформы и кузова автотранспорта. Склад должен располагать хорошими подъездными путями как железнодорожными, так и для авто транспорта. Прием масел из железнодорожных и авто-цистерн в складские резервуары производится через сливные колонки, оборудованные .возле склада, вблизи железнодорожного пути, причем помимо перекачивания масел насосами предусмотрен также слив их самотеком через коллекторы, связанные трубо проводами со складскими емкостями.
На центральном складе |
рационально применять |
поршневые |
и ротационные насосы; в отдельных случаях можно |
использо |
|
вать центробежные насосы. |
|
|
По приемным линиям насосов масло выкачивают из прибы вающих цистерн в резервуары хранения, а по нагнетатель ным — подают в раздаточные баки и к раздаточным штуцерам для залива в емкости межцехового транспорта (при доставке масла в цеха).
Помимо приводных насосов, работающих на основных опе рациях, на маслоскладах средних и мелких заводов применяют ручные насосы для вспомогательных операций.
Смазочные материалы хранятся на складе раздельно по ви дам (сортам) и маркам. Каждый резервуар должен быть снаб жен трафаретом, в котором указывается, для какого масла предназначена эта емкость.
Современные склады должны быть оборудованы .по возмож ности стандартными резервуарами хранения, раздаточными ус тройствами, насосами с механическим приводом, теплообмен никами (при циркуляционном способе разогрева масла), дол жны обязательно иметь маслоловушку и другое оборудование, обеспечивающее надлежащее хранение и сохранность качества нефтепродуктов. Резервуары-цистерны устанавливают на же лезобетонных -подушках.
Резервуары, предназначенные для хранения смазочных ма сел большой вязкости, снабжаются трубчатыми паровыми змеевиками для подогрева масел в холодное время года. Ре зервуары с подогревом следует покрыть слоем тепловой изо ляции во избежание ожогов обслуживающего персонала и по терь тепла через лучеиспускание в окружающую среду. До на ложения теплоизоляционного слоя наружную поверхность ем костей следует покрыть антикоррозионной краской.
При хранении смазочных материалов необходимо внима тельно следить за состоянием трубопроводов склада. Все тру-
4-2613 |
19 |
бап.ро&оды нужно в определенные сроки осматривать и опресооэвывать.
Тару для хранения и трубопроводы необходимо системати чески очищать от грязи. Резервуары и баки надо очищать не реже одного .раза в шесть месяцев, а трубопроводы — не реже одного раза в год. Отстоявшуюся воду и грязь необходимо сли вать не реже одного раза в пятнадцать дней.
Отстой сливается в приямок, устроенный .в .полу помещения под каждым резервуаром (в месте расположения опускного штуцера), откуда он стекает в общий грязевой трубопровод и, пройдя через маслоловушку, отводится в отдельную емкость для вывозки и последующего сжигания или применения на об щепромышленных предприятиях.
Перед крупным ремонтом резервуары необходимо опорож нять. Для ликвидации небольшой течи резервуары можно неопорожнять, а применять специальную аварийную замазку.' При зачистке стенок резервура необходимо придерживаться следующего порядка операций.
В начале резервуар следует освободить от продукта, затем спустить остаток через спускной кран; если после этого на дне остается еще часть продукта, надо заполнить резервуар через верхний люк водой,- а всплывшую смесь спустить. Затем крышку люка закрывают и закрепляют ее 1—2 болтами. После спуска масла и остатков грязи от резервуара отсоединяют трубопро воды и все отверстия закрывают глухими фланцами. После этого цистерну пропаривают в течение 4—5 ч. После пропаривания люк резервуара оставляют открытым для естественной венти ляции до полного охлаждения, затем цистерну вновь промыва ют вод-ой при помощи брандспойта и просушивают.
Тушение смазочных масел при пожаре очень затруднено. Горящее масло нельзя тушить водой, так как масло легче воды; всплывая на поверхность воды, оно будет растекаться вместе с ней, увеличивая площадь огня. Для тушения только что возникшего огня надо применять песок и огнетушители; для тушения значительного -пожара — пеногенераторы. Последни ми должна быть вооружена пожарная охрана, в зоне которой находится центральный склад смазочных материалов. Сами же склады оснащаются противопожарным оборудованием, приспо собленным только для предупреждения пожара и тушения не большого огня, т. е. огнетушителями, ящиками с песком, же лезными лопатами и баграми.
Помимо указанных выше средств огнетушения, на цент ральном складе предусматривается также установка паротушения. Сущность этого способа заключается в том, что во всех технологических отделениях склада вдоль стен прокладывает ся специальный паропровод с имеющимися в трубах отверстия ми. При надобности, в случае пожара, через трубопровод пус-
20
|
х |
Вид 6 |
X |
|
|
н |
X |
X |
a) |
||
: в |
! в |
: в |
I |
|
|
— |
1— |
i— |
1— |
i- |
|
|
i |
i |
i |
i |
|
Bud A
- |
16 |
|
-------- |
- |
—— |
. —/ - |
|
||||
> В ВД1В ! В В ВПВПВ |
|||||
, 1ГТИ....1 |
щ |
0 __ЫЦ. |
|||
LX |
/ |
m ___\--------------------------J |
|||
|
|
|
\ |
|
|
|
/7х |
|
18 |
|
6)
Рис. 4. Типовой проект центрального склада смазочных материалов:
а—план 1-го этажа; б—боковые виды 1-го этажа; 1—регенерационная 2—раздаточная; 3—сливная воронка; 4—весы; 5—тара под парафин; 6—душ; 7—гардероб; 8—туалет; 9—помещение обслуживающего пер сонала; 10—вспомогательное помещение; 11—помещение слесаря и раз мещение центрифуги; 12—насос; 13—бак для трансформаторного мас ла; 14—'тарное помещение; 15—стеллаж; 16—монорельс 0,5 тс; 17—
сливной шкаф; 18—раздаточный шкаф
4* |
21 |
кают пар, который, пройдя через отверстия, заполняет помеще ние склада и тем самым прекращает горение.
Ответственность за соблюдение противопожарных правил и
•мероприятий возлагается на заведующего складом.
Согласно противопожарным правилам на центральном скла
де допускается хранение 1,5—2-х месячного |
запаса |
смазочных |
|||||
■материалов. |
|
|
|
|
|
|
|
2 « |
|
/-------------------- |
|
||||
J- -7 7 — |
|
||||||
Л |
|
|
|
|
|
|
|
3 X |
ь |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|||||||
|
|
|
|
||||
I L _ 1 |
|
15 |
|
|
|
|
|
пппппппп |
14 |
15 |
15 |
!5 |
15 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|||
Ршс. 5. Типовой проект центрального |
склада |
смазочных материа |
|||||
|
|
лов. План подвала: |
|
|
|
1—эстакада; 2—насос; 3—вентиляционное помещение; 4—дре нажный бак; 5—насосная; 6—масло индустриальное 45; 7—мас ло индустриальное 30; 8—масло индустриальное 45; 9— масло индустриальное 30; 10—масло авиационное МС-20; 11—масло компрессорное; 12 ксилол; 13—эмульсол; 14—масло индустри альное 12 (сдвоенная емкость); 15—масло индустриальное 20;
16—сульфофрезол
Склады сооружаются .в соответствии с «Нормами и техни
ческими условиями на проектирование складских |
предприятий |
и хозяйств для хранения легковоспламеняющихся |
и горючих |
жидкостей» (НиТУ 108—58). |
|
Различными институтами разработаны типовые проекты маслоскладов и резервуаров для нефтепродуктов: бензина, керо сина, моторного топлива, дизельного топлива, трансмиссионно го масла, индустриальных масел и консистентных смазок.
Типовой проект центрального склада смазочных материалов представлен на рис. 4 и 5.
7.ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ДОСТАВКА МАСЕЛ
СЦЕНТРАЛЬНОГО СКЛАДА В ЦЕХА
Централизованная транспортировка масел с центрального склада цехам-потребителям, крупных, с большим расходом ма сел, предприятий осуществляется автоцистерной, установленной на тележке-прицепе, транспортируемой автомашиной; емкость такой цистерны 2500—3000 кг (рис. 6). Для обеспечения жидко-
22