Файл: Коломников, В. П. Динамика объемов и продолжительности производства продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
будет поставить в общем виде таким образом. Пусть
имеются |
коэффициенты |
а^, а^. ..., а л и соответ |
ствующие |
моменты |
времени i , , |
Рис. 10. График
Нанесем эти точки на график (рис. 10).
Если окажется возможным найти такую форму ре грессионной связи, которая достаточно хорошо сгла дит имеющиеся точки, то полученные благодаря этому уравнения позволят в любой момент времени опреде лить с необходимой достоверностью тот или иной ко эффициент параболы.
Во многих зарубежных работах поднимается вопрос о циклах производства изделия. Большое внимание уделяется вопросу о циклах производства автомобилей
Г24 , 25 |
, |
26 ] . После установления в общем виде формы |
кривой, |
|
описывающей цикл жизни автомобилей, эта |
форма предлагается этими специалистами для фирм, выпускающих легковые автомобили, которые после при менения различных математических методов определя ют параметры кривой для конкретного случая. Затем, зная форму кривой выпуска от времени на конкрет ном предприятии, руководители его определяют с необ ходимой достоверностью выпуск автомобилей в инте ресующее их время. Таким способом определяется вы -
пуск автомобилей в прогнозах объема выпуска продук ции и в перспективном ^панировании.
Определенная нами форма кривой цикла производ ства автомобиля 'М осквич' также помогает прогно зировать выпуск автомобиля. Если руководству пред приятия известен выпуск новой модели в течение* хотя бы 1-1,5 лет, а это при нанесении значений на график поквартально будет соответствовать значениям в восьми точках и ясен характер нарастания выпуска, то с помощью математических методов (например, метод наименьших квадратов) и ЭВМ можно опреде лить коэффициенты параболы, которая будет описывать весь цикл производства данной модели, и,следователь но, выпуск в последующие годы и время существова ния модели.
Резюмируя изложенное, можно сказать, что гипо теза о наличии функциональной связи между выпуском автомобилей и временем подтверждается, и форма цикла жизни автомобиля 'М осквич" — парабола для всех моделей. Работы, которые продолжаются в этом на правлении, позволяют надеяться, что установив форму цикла производства автомобиля 'М осквич' и соотно шения между коэффициентами, можно будет с доста точной достоверностью прогнозировать объем и про должительность выпуска новой модели. И, наконец, настоящее исследование и ранее проведенные позволи ли не только разработать, но и проверить общую ме тодику построения экономических циклов изделий и ис пользоватьдля прогнозирования объемов и продолжи тельности производства любой и не только машино строительной продукции, что имеет важное народно хозяйственное значение.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ ЖИЗНИ ИЗДЕЛИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ
Вопросы определения объема и продолжительности производства продукции постоянно находятся в центре
- 87 -
внимания руководящих работников зарубежных фирм и предприятий. С ними тесно связаны, а точнее произ
водим |
от них такие важнейшие показатели экономи |
||
ческой |
деятельности, как объем |
продаж, |
себестои |
мость, |
трудоемкость продукции, |
а также |
проблемы |
управления развитием и подготовкой новейших видов продукции, задачи психологической, материально-тех нической, организационной подготовки производства, обучения кадров и многие другие.
Поэтому кажется естественным растущий интерес предпринимателей и руководителей фирмы к вопросам теории и практики построения экономических циклов жизни важнейших изделий. Математические модели и методы количественного анализа экономических цик лов жизни изделий теоретики и практики противо поставляют попыткам определять объем и продолжи тельность производства продукции в сложных ситуа циях рыночных отношений, полагаясь полностью на субъективные оценки. Высокая экономическая эффек тивность использования информации об объеме и про должительности выпуска продукции подтверждена прак
тически |
всеми специалистами. |
Выбор и |
п р о в е р к а к р и в о й э к о н о м и ч е с к и х |
ц и к л о в ж и з н и и з д е л и й
Следует заметить, что помимо такой переменной, как время, данные о сбыте родственных видов продук ции, выпускаемых какой-либо фирмой, также являются факторами, в значительной степени объясняющими кри вую сбыта продукции. Сформулируем и проверим это положение.
Предположим, что проверяемая функция, описываю щая цикл жизни какого-то- изделия, состоит из трех частей. Одна часть показывает рост сбыта изделия в первые месяцы существования, вторая показывает снижение сбыта на последующих стадиях, а на оба эти этапа налагаются воздействия сбыта родственных из
- 88 -
делий, выпускаемых этой же фирмой: это и есть третья часть функции.
Чтобы описать сбыт продукции в зависимости от времени и программы выпуска, необходимо просто суммировать эти три функции следующим образом:
|
|
6л = а +де |
( К ) |
|
|
|
|
Где |
t, - /; 2; |
■••; t , О, О. |
|
|
|
m a x |
(в остальных слу |
|
|
чаях £ 2 ш0 ); |
|
|
|
|
|
|
|
max > |
|
Sf |
— объем |
сбыта; |
|
tf |
— период |
увеличения сбыта; |
|
£2 |
— период сокращения сбыта. |
|
В сумме |
t , |
и |
t z составляют полное время жиз |
||
ни изделия, |
что |
показано |
на рис. |
II, где влияние |
|
не учитывается. |
|
обозначает объем сбыта родст |
|||
венных изделий |
из |
ассортимента |
этой же фирмы. |
||
Параметрами являются |
<2; 6 , С , d . |
- 89 -
Параметр d- может быть положительным или от
рицательным, обозначая изделие, дополняющее или за меняющее рассматриваемое. Автомобиль одной марки заменяется автомобилем другой марки в том случае, когда выпуск фирмой автомобиля другой марки побуж дает потенциального покупателя автомобиля первой марки приобретать вместо него автомобиль второй марки. Эффект дополнительности продукции имеет мес то в том случае, когда появление новой модели авто мобиля побуждает покупать другие автомобили у этой же фирмы.
Функция (16) оказывается малопригодной, так как для ее применения необходимо знать время t * . Даже
если известен период максимального сбыта, эта функ ция дает неудовлетворительные результаты: во всех проведенных проверках полученные коэффициенты ва риации и средние квадратические ошибки очень велики.
Таким образом, гипотетическое функциональное со отношение не является таким простым. Если t * вво
дится как параметр, то возникают трудности в реше нии. Даже нормальное и логарифмически нормальное распределение не приводят к удовлетворительным результатам, когда они применяются для описания цикла жизни изделия.
Эти трудности легче всего преодолеть, рассматри вая сбыт группы промышленных изделий. Гораздо лег че прямо исследовать объем сбыта и пытаться объяс нить его изменения непосредственно.
При другом подходе проверялось еще одно общее
соотношение. |
Оно имеет вид: |
|
|
||
|
|
|
St ~ a t 8e~ Ct+dRt |
, |
( п ) |
где |
5 |
- |
объем сбыта; |
|
|
|
R |
- |
суммарный объем сбыта родственной про |
||
|
|
дукции, проданной той |
же фирмой; |
|
|
_ > „ tr/ “ время; |
|
|
|||
cijOjUjCl |
_ |
параметры. |
|
|
|
При |
d |
=0 данная гипотеза соответствует |
графи- |
- SO -
кам для циклов жизни изделий, приводимым большин ством исследователей, т.е. имеет вид (рис. 12).
Колебания значений параметров приводят к следую щим последствиям:
при увеличении а каждая точка функции (за ис
ключением нуля) принимает большее значение; при увеличении в возрастание функции происхо
дит быстрее, а максимальное значение сбыта S до стигает позже;
при увеличении С убывание функции происходит быстрее, а максимальное значение S достигается
раньше;
при положительном параметре d сбыт оказывается
больше, а при отрицательном — меньше.
Рио. 12. Наиболее распространенная форма кривой цикла жизни изделия
Не трудно представить,какие меры может предпри нять фирма для осуществления необходимых изменений параметров. Проанализируем гипотезу, выраженную формулой (17 ). Для этого необходим метод, позволяю щий подобрать функции в соответствии с ситуацией и вычислить параметры по имеющимся данным.
Для применения метода наименьших квадратов как основного общепринятого способа вычисления значений параметров гипотетической функции (17) для цикла жизни изделия (назовем его условно метод 1) требу
- 91
ется существование решений уравнений, образуемых приравниванием частных производных выражения (18) нулю.
Из равенства
W |
- X |
( d i ^ е |
C^ + d R t - |
^ )2 — |
* 0 , |
(18) |
|
где T |
= i |
г^сх |
находим |
частные |
производные. |
||
Прямого |
способа решения |
уравнений |
частных |
произ |
|||
водных |
равенства |
(18) не существует. |
Даже уравнение |
(17)при d/?£ =0 и линеаризации с помощью лога
рифмов не позволяет продвинуться |
далеко, посколь |
||
ку фактические |
значения 3^ |
могут |
оказаться |
равными нулю. |
Действительно, |
существуют некоторые |
изделия, сбыт которых в отдельные месяцы равен ну лю, а скользящие средние значения сокращают число значений, и оно может стать меньше допустимого.
Эту трудность можно обойти, поставив в соответствие
3^ При Ь■£ *0 некоторое малое значение £ > 0.
Однако можно показать, что решения зависят от выб ранного значения £ , и поэтому данный подход не приемлем. Вместо этого можно использовать более общий способ оценки нелинейных параметров. Его можно характеризовать как оптимальную интерполяцию между методом разложения в ряд Тейлора и методом Градиентов (назовем его метод 2 ). Заметим, ни один из этик; методов в отдельности не приемлем к описа-, нию циклов жизни изделий, поскольку каждый из них обладает серьезными недостатками.
После начальной оценки параметров частные про изводные нелинейной функции разлагаются в ряд Тей лора, и все члены, кроме линейного, отбрасываются. Это позволяет определить направление и величину шага при изменениях параметров, поэтому оказывается возможным найти нижний предел средней квадратичес кой ошибки. Если получаемая средняя квадратическая ошибка для всего цикла жизни изделия будет больше начального результата, то это свидетельствует о том,
- 02 -