Файл: Коломников, В. П. Динамика объемов и продолжительности производства продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Где Vnp

— объем производства (единиц продукции в

 

 

неделю);

J^n -

производственные мощности (единиц про­

 

 

дукции в неделю);

f i

-

долл используемых производственных

 

 

мощностей (безразмерная величина).

Доля используемой производственной мощности

представлена

на рис. 18. В случае, когда желаемый

Рис. 18. Зависимость доли использования производственной мощности от отношения желаемого объема производства к произ­

водственной мощности

объем производства немного превышает производст­ венные мощности, используется вся производственная мощность; если желаемый объем производства намного меньше производственной мощности, используется толь­ ко производственная мощность, необходимая для выпуска данногообъема продукции.

1,2S

,

(27)

- 102 -

где f t -

доля используемой производственной мощ­

It

 

ности (безразмерная величина);

-

функциональное обозначение;

- таблица значений доли используемых

 

производственных мощностей;

Р- отношение желаемого объема производ­ ства к производственной мощности (без­ размерная величина);

ч- желаемый объем производства (единиц продукции в неделю);

Л7 - производственная мощность (единиц про­

дукции в неделю);

к- отношение первого значения желаемого объема производства к производственной

мощности (безразмерная величина); 1,25 - отношение последнего значения желаемо­

го темпа производства к производственной мощности (безразмерная величина);

0,25 - шаг интерполяции (безразмерная величина). Рассмотрим далее факторы, влияющие на решение

руководства предприятия в отношении желаемого объе­ ма производства. Во-первых, имеется желание вы­ пускать продукцию в объеме, позволяющем удовлет­ ворять спрос. Но чтобы предотвратить колебания в объеме производства из-за ежедневных изменений в поступлении заказов, объем производства должен быть основан на среднем темпе поступления заказов, а не

на

текущих заказах.

Кроме того, объем производст­

ва

должен постепенно

доводить запасы и портфель

невыполненных заказов до желаемого уровня:

доля используемой производственной мощности (безразмерная величина);

отношение желаемого объема производетва к про­ изводственной мощности (безразмерная величина).

Следующая задача состоит в выборе существенных факторов, связанных с развитием производственных мощностей. Эта политика может быть опредедающим фактором темпа роста продукта. Посредством влияния, скрываемого задержкой поставок, производственная

- 103 -


мощность накладывает ограничения на темп роста заказов.

Представленная здесь политика планирования рас­ ширения производственных мощностей основана на сравнении желаемой величины производственной мощ­ ности с фактической мощностью. При этом также учи­ тывается влияние производственной мощности, нахо- , дяшейся в процессе ввода, не действительную произ­ водственную мощность. Необходимая дополнительная производственная мощность, следовательно, равна разности между желаемой производственной мощно­ стью и ожидаемой общей производственной мощностью. Таким образом, заказы на средненедельный ввод про­ изводственных мощностей равны потребности в допол­ нительной производственной мощности, деленной на время, необходимое для доведения производственной

мощности до желаемого

уровня

м * -

( 28)

где - расчетная оценка потребности в вводе про­ изводственных мощностей ( единиц продук­ ции в неделю);

Ажелаемая производственная мощность (еди­

ниц продукции в неделю);

A j производственная мощность (единиц продук­ ции в неделю); время, необходимое для ввода и освоения

дополнительной мощности (в неделю). Руководство предприятия должно определить жела­

емый уровень производственной мощности. Политика, которая представляется разумной, состоит в увязыва­ нии желаемой производственной мощности с желаемым объемом производства. Однако такая политика может привести к определенным осложнениям, так как жела­ емый объем производства должен отражать потребно­ сти текущего момента, в то время как желаемая производственная мощность должна отражать потреб­ ность производственных мощностей в будущем, опре—

- 104

деляемой временем их ввода. Желаемая производст­ венная мощность, следовательно, учитывает как су­ ществующий средний темп поступления заказов на продукцию, так и ожидаемое в темпе поступления заказов за период до ввода дополнительных производ­ ственных мощностей. Желаемая производственная мощность должна также учитывать сроки, необходи­ мые для доведения запасов и портфеля невыполненных заказов до желаемого уровня. Существующее состоя­ ние этих двух уровней характеризует приемлемость существующей величины производственных мощностей.

В настоящее время прилагаются усилия для раз­ работки более совершенных методов прогнозирования, но основой прогнозирования, по-видимому, остается экстраполяция прошлого опыта. В настоящей модели для определения ожидаемого изменения темпа поступ­ ления заказов используется наиболее простой способ - линейная экстраполяция тенденций в прошлый период. Рис. 19 иллюстрирует методику прогнозирования. Поскольку фирме известны темпы поступления зака­ зов в прошлом, то, следовательно, ожидаемое изме­ нение во времени легко вычислить с помощью простой экстраполяции.

Для проведения экстраполяции необходимо знать две точки на кривой темпа поступления заказов. Са­ мая последняя точка может быть выведена из сред­ него темпа поступления заказов, а прошлая точка может быть выведена из среднего темпа поступле­ ния заказов и прошлая точка может быть найдена пу­ тем отодвигания этой точки дальше в прошлое.

(29)

средний темп поступления заказов в прошлом (единиц продукции в неделю); средний темп поступления заказов (еди­ ниц продукции в неделю);

- 105 -


Т (,/ - время,

за которое усредняется темп за­

казов

(недели).

Изменение темпа поступления заказов в прошлый период, следовательно, равно разности между двумя уровнями

(30)

где - изменение в темпе заказов (единиц про­ дукции в неделю);

t £ - средний темп заказов (единиц продукции

в неделю);

-средний темп заказов в прошлый период (единиц продукции в неделю).

Следует отметить, что все процедуры усреднения

 

неизбежно связаны с некоторым периодом времени.

 

Самая последняя

точка,

средний темп заказов

,

следовательно, является лишь оценкой фактического

 

поступления заказов

, зависящей от

величины

периода времени

между

двумя выбранными

точками

 

за прошлый период. Процесс усреднения должен быть осуществлен, чтобы избежать колебаний, вызванных не существенными для нас возмущениями темпа зака­ зов.

- 106 -

С помощью геометрических построений (рис. 19) получаем ожидаемое изменение спроса, равное изме­ нению в темпе заказов за прошлый период, умножен­

ному на отношение прогнозного

времени к времени

между

двумя

опорными точками:

 

 

 

 

 

 

 

( 81)

Г д е

t (z)

 

■ ожидаемое изменение в темпе поступ­

 

3

 

ления заказав (единиц продукции

в не­

 

 

 

 

 

 

делю);

 

 

 

A t 2

- изменение в темпе заказов (единиц про­

 

т„р

 

дукции в неделю);

 

 

 

-

прогнозное время

(недели);

 

 

j M

- время, за которое

усредняется темп

 

 

 

заказов в прошлом (недели).

 

Самое

разумное - связать прогнозное время

с вре­

менем, необходимым для ввода производственных мощ­ ностей

 

 

^пр

(32)

где

^ п р

- прогнозное время

(недели);

 

 

 

время, необходимое для получения и уста­ новки производственного оборудования (недели).

Это завершает описание факторов, связанных с кон­ цепцией желаемой производственной мощности.

Перейдем теперь к использованию модели для ис^- следования динамических взаимодействий между поли­ тикой в отношении производственных мощностей и ростом спроса на продукцию. Сначала исследуется поведение системы, а затем исследуются другие усло­ вия, такие как изменения в методике прогноза, а также изменения временной константы приобретения производственных мощностей и времени, необходимого для признания новой продукции рынком, в целях изучен ния их влияния на характеристики роста. Не-на все эти факторы руководство предприятия может оказывать

- 107 -


влияние, тем не менее имеет смысл исследовать их изменения, чтобы уяснить общую картину процесса роста.

Модель построена для гипотетической системы и, следовательно, необязательно применима к росту конкретного нового продукта. Результаты, полученные здесь, показывают, как можно определить форму пове­ дения, исхо-дя из анализа политики наращивания мощ­ ности и изучения рынка.

В функции решения включены лишь основные фак­ торы. Для объяснения анализа модели и лучшего по­ нимания динамики системы первый этап машинных расчетов не учитывал "шумовые воздействия". Позднее можно ввести шум, чтобы получить более реалистич­ ную картину роста.

Поведение модели представляет действительное поведение, которое было объектом моделирования. В модели отражены основные черты проблемы. В о-

первых, модель проходит через фазу роста при недо­ статочной производственной мощности и длительной задержке поставок. На этой фазе уровень запасов мал, а портфель выполненных заказов велик. Конструкция не учитывается в исследовании явно, но длительная задержка поставок легко может вызвать конкуренцию. В конце процесса роста происходит переход от недо­ статка к избытку производственной мощности. *На этом этапе весьма вероятно снижение цен.

Поведение модели показывает, что темпы роста потока заказов приспосабливаются к росту производ­ ственной мощности. В этих условиях прогнозирование темпа роста поступления заказов влияет на этот темп, приводя его к прогнозируемому уровню. Более опти­ мистичный прогноз увеличивает темп роста. По мере того, как поток заказов приближается к уровню насы­ щения, наращивание производственных мощностей при­ водит к значительной их избыточности. Оптимисти­ ческое прогнозирование приводит к увеличению конеч­ ной избыточной производственной мощности.

- 108 -

Модель была испытана на чувствительность и . изменениям значений параметров. Она нечувстви­ тельна к большинству параметров. В главе рассмот­ рены наиболее важные параметры, влияющие на пове­ дение роста.

Можно считать, что поведение модели отражает фактические характеристики исследуемой системы. Данная модель может быть использована для улучше­ ния решений руководителей предприятий в отношении наращивания производственных мощностей в условиях роста нового продукта.

Потенциальный спрос на продукт значительно опе­ режает фактический темп заказов. Поэтому руково­ дители фирм имеют возможность посредством политики приобретения производственных мощностей увеличить темп роста потока заказов.

Разработана модель, описывающая динамическое взаимодействие между рынком нового продукта и политиками производящей фирмы в отношении приобре­ тения производственных мощностей. Модель включает два сектора, рынок и фирму, а также качество продук­ ции, как внутренний фактор. Два сектора взаимосвя­ зывают, примерно 40 уравнений, описывающих некото­ рые выбранные взаимодействия, которые определяют рост нового, продукта. К наиболее очевидным факто­ рам, которые опущены, относятся конкуренция, цена, детали исследований и опытно-конструкторских работ, развитие рынка. Эти факторы,лишь косвенно входят в модель, что необходимо учитывать при оценке об­ щности полученных результатов.

Можно полагать, что модель является достоверным описанием выбранных взаимодействий между предприя­ тием и потребителем, определяющих рост нового про­ дукта.

Изучено поведение модели с целью лучшего испы­ тания динамики производственной мощности в условиях роста. Предложена новая политика, которая испытана при различных условиях в модели.

Поведение модели иллюстрирует, как рост продукта

- 1 0 8 -


модает быть ограничен политикой приобретения произ­ водственных мощностей. В этой ситуации методика прогнозирования темпа заказов имеет тенденцию к 'самовыполнению' прогноза. Показано, как обычная политика производственных мощностей приводит к из­ бытку мощности,; когда рынок достигает уровня насы­ щения. Во всех моделированных на ЭВМ ситуациях потенциальный спрос значительно превышает темп заказов.

В более общем виде можно сделать следующие выводы:

исследование показывает возможность интерпрета­ ции полученных основных положений о динамике объе­ мов и продолжительности выпуска продукции примени­ тельно к промышленным предприятиям для оценки про­ цесса их развития^

исследование подчеркивает необходимость того, чтобы высшее руководство понимало структуру и дина­ мику управляемой системы.

Настоящее исследование открывает путь к новым интересным исследованиям ди-намики роста продукта.

Автор исключил из настоящего исследования цену и конкуренцию. Оба фактора. способны оказывать влия­ ние на динамику роста продукта и поэтому представ­ ляют интерес для изучения.

Модель была построена для исследования роста продукта, ограниченного политикой производственных мощностей. Политики фирм, которые создают потен­ циальный спрос, не рассматривались. Для промышлен­ ной динамики представляет интерес изучение динамики роста, связанной с созданием потенциального спроса. Имеются существенные обратные связи между п'рове-'* - дением исследовательских и опытно-конструкторских работ и усилиями по продвижению товаров на рынок, с одной стороны, и потенциальным спросом и темпом роста поступления заказов - с другой.

- 110 -

Кривые освоения и их использование в планировании

Составными частями - периодами цикла жизни изделия, - как уже было показано, и теоретически, и практически являются кривые первоначального ос­

воения выпуска нового изделия, уравнения развития, стабилизации и спада производства.

Всилу особой ответственности принятия решений

оначале производства нового изделия для последую­ щей экономики предприятий моделирование этого на­ чального периода имеет важное значение. В нашей стране и за рубежом имеется значительное количество исследований этого начального этапа экономического цикла жизни изделия.

Рассмотрим некоторые из работ по этой проблеме. Так, специалисты ГДР широко рассматривают вопро­

сы использования кривых освоения при планировании освоения новых-изделий в промышленности [ 2 6 ] .

Применение кривых освоения в практике имеет смысл только при планировании освоения новых изде­ лий серийного или массового характера. По этой при­

чине

нижнюю границу периода освоения не следует

брать

до> момента

изготовления опытной серии. Реше­

ние о том, должен

ли период освоения, а тем самым

и кривая освоения, начинаться с выпуска опытной

серии

или первой серии, зависит от характера изделия

и характера подготовки внедрения его в серийное производство. Обозначение изготовления опытной пар­ тии как момента начала освоения целесообразно в том случае, если опытная серия действительно изго­ товляется в условиях дальнейшего серийного производ­ ства, так как в этом случае закономерности освоенйя не отличаются существенно от закономерностей про­ изводства первой серии. Верхняя граница периода ос­ воения характеризуется числом изделий, изготовляе­ мых за этот период в соответствии с технологически запроектированными затратами.

Несмотря на многообразие факторов, действующих в

- Ш