Файл: Коломников, В. П. Динамика объемов и продолжительности производства продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Где Vnp |
— объем производства (единиц продукции в |
|
|
|
неделю); |
J^n - |
производственные мощности (единиц про |
|
|
|
дукции в неделю); |
f i |
- |
долл используемых производственных |
|
|
мощностей (безразмерная величина). |
Доля используемой производственной мощности |
||
представлена |
на рис. 18. В случае, когда желаемый |
Рис. 18. Зависимость доли использования производственной мощности от отношения желаемого объема производства к произ
водственной мощности
объем производства немного превышает производст венные мощности, используется вся производственная мощность; если желаемый объем производства намного меньше производственной мощности, используется толь ко производственная мощность, необходимая для выпуска данногообъема продукции.
1,2S |
, |
(27) |
- 102 -
где f t - |
доля используемой производственной мощ |
|
It |
|
ности (безразмерная величина); |
- |
функциональное обозначение; |
|
- таблица значений доли используемых |
||
|
производственных мощностей; |
Р- отношение желаемого объема производ ства к производственной мощности (без размерная величина);
ч- желаемый объем производства (единиц продукции в неделю);
Л7 - производственная мощность (единиц про
дукции в неделю);
к- отношение первого значения желаемого объема производства к производственной
мощности (безразмерная величина); 1,25 - отношение последнего значения желаемо
го темпа производства к производственной мощности (безразмерная величина);
0,25 - шаг интерполяции (безразмерная величина). Рассмотрим далее факторы, влияющие на решение
руководства предприятия в отношении желаемого объе ма производства. Во-первых, имеется желание вы пускать продукцию в объеме, позволяющем удовлет ворять спрос. Но чтобы предотвратить колебания в объеме производства из-за ежедневных изменений в поступлении заказов, объем производства должен быть основан на среднем темпе поступления заказов, а не
на |
текущих заказах. |
Кроме того, объем производст |
ва |
должен постепенно |
доводить запасы и портфель |
невыполненных заказов до желаемого уровня:
доля используемой производственной мощности (безразмерная величина);
отношение желаемого объема производетва к про изводственной мощности (безразмерная величина).
Следующая задача состоит в выборе существенных факторов, связанных с развитием производственных мощностей. Эта политика может быть опредедающим фактором темпа роста продукта. Посредством влияния, скрываемого задержкой поставок, производственная
- 103 -
мощность накладывает ограничения на темп роста заказов.
Представленная здесь политика планирования рас ширения производственных мощностей основана на сравнении желаемой величины производственной мощ ности с фактической мощностью. При этом также учи тывается влияние производственной мощности, нахо- , дяшейся в процессе ввода, не действительную произ водственную мощность. Необходимая дополнительная производственная мощность, следовательно, равна разности между желаемой производственной мощно стью и ожидаемой общей производственной мощностью. Таким образом, заказы на средненедельный ввод про изводственных мощностей равны потребности в допол нительной производственной мощности, деленной на время, необходимое для доведения производственной
мощности до желаемого |
уровня |
м * - |
( 28) |
где - расчетная оценка потребности в вводе про изводственных мощностей ( единиц продук ции в неделю);
Ажелаемая производственная мощность (еди
ниц продукции в неделю);
A j производственная мощность (единиц продук ции в неделю); время, необходимое для ввода и освоения
дополнительной мощности (в неделю). Руководство предприятия должно определить жела
емый уровень производственной мощности. Политика, которая представляется разумной, состоит в увязыва нии желаемой производственной мощности с желаемым объемом производства. Однако такая политика может привести к определенным осложнениям, так как жела емый объем производства должен отражать потребно сти текущего момента, в то время как желаемая производственная мощность должна отражать потреб ность производственных мощностей в будущем, опре—
- 104
деляемой временем их ввода. Желаемая производст венная мощность, следовательно, учитывает как су ществующий средний темп поступления заказов на продукцию, так и ожидаемое в темпе поступления заказов за период до ввода дополнительных производ ственных мощностей. Желаемая производственная мощность должна также учитывать сроки, необходи мые для доведения запасов и портфеля невыполненных заказов до желаемого уровня. Существующее состоя ние этих двух уровней характеризует приемлемость существующей величины производственных мощностей.
В настоящее время прилагаются усилия для раз работки более совершенных методов прогнозирования, но основой прогнозирования, по-видимому, остается экстраполяция прошлого опыта. В настоящей модели для определения ожидаемого изменения темпа поступ ления заказов используется наиболее простой способ - линейная экстраполяция тенденций в прошлый период. Рис. 19 иллюстрирует методику прогнозирования. Поскольку фирме известны темпы поступления зака зов в прошлом, то, следовательно, ожидаемое изме нение во времени легко вычислить с помощью простой экстраполяции.
Для проведения экстраполяции необходимо знать две точки на кривой темпа поступления заказов. Са мая последняя точка может быть выведена из сред него темпа поступления заказов, а прошлая точка может быть выведена из среднего темпа поступле ния заказов и прошлая точка может быть найдена пу тем отодвигания этой точки дальше в прошлое.
(29)
средний темп поступления заказов в прошлом (единиц продукции в неделю); средний темп поступления заказов (еди ниц продукции в неделю);
- 105 -
Т (,/ - время, |
за которое усредняется темп за |
казов |
(недели). |
Изменение темпа поступления заказов в прошлый период, следовательно, равно разности между двумя уровнями
(30)
где - изменение в темпе заказов (единиц про дукции в неделю);
t £ - средний темп заказов (единиц продукции
в неделю);
-средний темп заказов в прошлый период (единиц продукции в неделю).
Следует отметить, что все процедуры усреднения |
|
|||
неизбежно связаны с некоторым периодом времени. |
|
|||
Самая последняя |
точка, |
средний темп заказов |
, |
|
следовательно, является лишь оценкой фактического |
|
|||
поступления заказов |
, зависящей от |
величины |
||
периода времени |
между |
двумя выбранными |
точками |
|
за прошлый период. Процесс усреднения должен быть осуществлен, чтобы избежать колебаний, вызванных не существенными для нас возмущениями темпа зака зов.
- 106 -
С помощью геометрических построений (рис. 19) получаем ожидаемое изменение спроса, равное изме нению в темпе заказов за прошлый период, умножен
ному на отношение прогнозного |
времени к времени |
||||
между |
двумя |
опорными точками: |
|
|
|
|
|
|
|
|
( 81) |
Г д е |
t (z) |
|
■ ожидаемое изменение в темпе поступ |
||
|
3 |
|
ления заказав (единиц продукции |
в не |
|
|
|
|
|||
|
|
|
делю); |
|
|
|
A t 2 |
- изменение в темпе заказов (единиц про |
|||
|
т„р |
|
дукции в неделю); |
|
|
|
- |
прогнозное время |
(недели); |
|
|
|
j M |
- время, за которое |
усредняется темп |
||
|
|
|
заказов в прошлом (недели). |
|
|
Самое |
разумное - связать прогнозное время |
с вре |
менем, необходимым для ввода производственных мощ ностей
|
|
^пр |
(32) |
где |
^ п р |
- прогнозное время |
(недели); |
|
|
|
—время, необходимое для получения и уста новки производственного оборудования (недели).
Это завершает описание факторов, связанных с кон цепцией желаемой производственной мощности.
Перейдем теперь к использованию модели для ис^- следования динамических взаимодействий между поли тикой в отношении производственных мощностей и ростом спроса на продукцию. Сначала исследуется поведение системы, а затем исследуются другие усло вия, такие как изменения в методике прогноза, а также изменения временной константы приобретения производственных мощностей и времени, необходимого для признания новой продукции рынком, в целях изучен ния их влияния на характеристики роста. Не-на все эти факторы руководство предприятия может оказывать
- 107 -
влияние, тем не менее имеет смысл исследовать их изменения, чтобы уяснить общую картину процесса роста.
Модель построена для гипотетической системы и, следовательно, необязательно применима к росту конкретного нового продукта. Результаты, полученные здесь, показывают, как можно определить форму пове дения, исхо-дя из анализа политики наращивания мощ ности и изучения рынка.
В функции решения включены лишь основные фак торы. Для объяснения анализа модели и лучшего по нимания динамики системы первый этап машинных расчетов не учитывал "шумовые воздействия". Позднее можно ввести шум, чтобы получить более реалистич ную картину роста.
Поведение модели представляет действительное поведение, которое было объектом моделирования. В модели отражены основные черты проблемы. В о-
первых, модель проходит через фазу роста при недо статочной производственной мощности и длительной задержке поставок. На этой фазе уровень запасов мал, а портфель выполненных заказов велик. Конструкция не учитывается в исследовании явно, но длительная задержка поставок легко может вызвать конкуренцию. В конце процесса роста происходит переход от недо статка к избытку производственной мощности. *На этом этапе весьма вероятно снижение цен.
Поведение модели показывает, что темпы роста потока заказов приспосабливаются к росту производ ственной мощности. В этих условиях прогнозирование темпа роста поступления заказов влияет на этот темп, приводя его к прогнозируемому уровню. Более опти мистичный прогноз увеличивает темп роста. По мере того, как поток заказов приближается к уровню насы щения, наращивание производственных мощностей при водит к значительной их избыточности. Оптимисти ческое прогнозирование приводит к увеличению конеч ной избыточной производственной мощности.
- 108 -
Модель была испытана на чувствительность и . изменениям значений параметров. Она нечувстви тельна к большинству параметров. В главе рассмот рены наиболее важные параметры, влияющие на пове дение роста.
Можно считать, что поведение модели отражает фактические характеристики исследуемой системы. Данная модель может быть использована для улучше ния решений руководителей предприятий в отношении наращивания производственных мощностей в условиях роста нового продукта.
Потенциальный спрос на продукт значительно опе режает фактический темп заказов. Поэтому руково дители фирм имеют возможность посредством политики приобретения производственных мощностей увеличить темп роста потока заказов.
Разработана модель, описывающая динамическое взаимодействие между рынком нового продукта и политиками производящей фирмы в отношении приобре тения производственных мощностей. Модель включает два сектора, рынок и фирму, а также качество продук ции, как внутренний фактор. Два сектора взаимосвя зывают, примерно 40 уравнений, описывающих некото рые выбранные взаимодействия, которые определяют рост нового, продукта. К наиболее очевидным факто рам, которые опущены, относятся конкуренция, цена, детали исследований и опытно-конструкторских работ, развитие рынка. Эти факторы,лишь косвенно входят в модель, что необходимо учитывать при оценке об щности полученных результатов.
Можно полагать, что модель является достоверным описанием выбранных взаимодействий между предприя тием и потребителем, определяющих рост нового про дукта.
Изучено поведение модели с целью лучшего испы тания динамики производственной мощности в условиях роста. Предложена новая политика, которая испытана при различных условиях в модели.
Поведение модели иллюстрирует, как рост продукта
- 1 0 8 -
модает быть ограничен политикой приобретения произ водственных мощностей. В этой ситуации методика прогнозирования темпа заказов имеет тенденцию к 'самовыполнению' прогноза. Показано, как обычная политика производственных мощностей приводит к из бытку мощности,; когда рынок достигает уровня насы щения. Во всех моделированных на ЭВМ ситуациях потенциальный спрос значительно превышает темп заказов.
В более общем виде можно сделать следующие выводы:
исследование показывает возможность интерпрета ции полученных основных положений о динамике объе мов и продолжительности выпуска продукции примени тельно к промышленным предприятиям для оценки про цесса их развития^
исследование подчеркивает необходимость того, чтобы высшее руководство понимало структуру и дина мику управляемой системы.
Настоящее исследование открывает путь к новым интересным исследованиям ди-намики роста продукта.
Автор исключил из настоящего исследования цену и конкуренцию. Оба фактора. способны оказывать влия ние на динамику роста продукта и поэтому представ ляют интерес для изучения.
Модель была построена для исследования роста продукта, ограниченного политикой производственных мощностей. Политики фирм, которые создают потен циальный спрос, не рассматривались. Для промышлен ной динамики представляет интерес изучение динамики роста, связанной с созданием потенциального спроса. Имеются существенные обратные связи между п'рове-'* - дением исследовательских и опытно-конструкторских работ и усилиями по продвижению товаров на рынок, с одной стороны, и потенциальным спросом и темпом роста поступления заказов - с другой.
- 110 -
Кривые освоения и их использование в планировании
Составными частями - периодами цикла жизни изделия, - как уже было показано, и теоретически, и практически являются кривые первоначального ос
воения выпуска нового изделия, уравнения развития, стабилизации и спада производства.
Всилу особой ответственности принятия решений
оначале производства нового изделия для последую щей экономики предприятий моделирование этого на чального периода имеет важное значение. В нашей стране и за рубежом имеется значительное количество исследований этого начального этапа экономического цикла жизни изделия.
Рассмотрим некоторые из работ по этой проблеме. Так, специалисты ГДР широко рассматривают вопро
сы использования кривых освоения при планировании освоения новых-изделий в промышленности [ 2 6 ] .
Применение кривых освоения в практике имеет смысл только при планировании освоения новых изде лий серийного или массового характера. По этой при
чине |
нижнюю границу периода освоения не следует |
|
брать |
до> момента |
изготовления опытной серии. Реше |
ние о том, должен |
ли период освоения, а тем самым |
|
и кривая освоения, начинаться с выпуска опытной |
||
серии |
или первой серии, зависит от характера изделия |
и характера подготовки внедрения его в серийное производство. Обозначение изготовления опытной пар тии как момента начала освоения целесообразно в том случае, если опытная серия действительно изго товляется в условиях дальнейшего серийного производ ства, так как в этом случае закономерности освоенйя не отличаются существенно от закономерностей про изводства первой серии. Верхняя граница периода ос воения характеризуется числом изделий, изготовляе мых за этот период в соответствии с технологически запроектированными затратами.
Несмотря на многообразие факторов, действующих в
- Ш