Файл: Карягин, И. Д. Экономика социалистической промышленности (краткое изложение курса лекций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<сов-нормативов (нормы расхода материалов и т. д.), произво­ дительность труда;

3) натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели дают характеристику продукции, ее состав. Стои­ мостные показатели дают возможность измерить объем про­ дукции различных наименований.

Рис. 4.

В соответствии с показателями народнохозяйственный план имеет следующие подразделения:

1.Отраслевое.

2.По районам страны, т. е. территориальный разрез пла­

на (по экономическим районам, республикам и т. д.).

При составлении плана составляется шахматка, т. е. увя­ зываются территориальные и отраслевые планы.

3.План имеет адресный показатель. Каждый показатель имеет свой адрес, т. е. кто должен выполнять.

4.План имеет социальный разрез, т. е. развитие государ­ ственного сектора хозяйства и колхозно-кооперативного оп­ ределяется государством.

5.Календарное деление плана. Годовой план делится по кварталам, а перспективный — по годам.

67

Утверждаемые показатели плана

Министерствами утверждаются следующие показатели,, доводимые ими до промышленных предприятий: общий объ­ ем реализуемой продукции; производство важнейших видов продукции в натуральном выражении; общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных) производственных фондов и нормируемых оборотных средств); платежи в бюд­ жет и ассигнования из бюджета; общий фонд заработной платы; объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ; ввод в дей­ ствие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капитальных вложений; задания по освоению производства новых технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особое важное значение для развития отраслей; объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудо­ вания, распределяемых вышестоящей организацией.

ГЛАВА VII

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

Значение управления для развития производства

Управление производством есть особая функция в об­ щественном производстве. Общественный характер процесса труда требует организации управления и контроля. Управ­ ление как специфическая функция развилось в связи с ма­ шинным производством.

Пока

производство носило ремесленный

характер,

ему

не нужно было иметь аппарат управления;

с

появ­

лением

фабрики управленческая функция

стала

неизбеж­

ностью. Управление вытекает из развития общественного ха­ рактера производства. Цель и содержание функции управле­ ния исторически меняются под воздействием развития произ­ водительных сил общества и изменения социально-экономи­ ческих условий производства.

Основы системы управления определяются характером производственных отношений. Каждой общественно-экономи­ ческой формации присущи свои принципиальные основы управления, соответствующие господствующей форме собст­ венности и характеру производственных отношений.

Формы управления постоянно находятся в процессе раз­ вития. Они приспосабливаются к экономическим условиям производства, существуют ради производства, вызваны им. Формы управления должны соответствовать развитию про­ изводительных сил.

В условиях капитализма управление выступает как функ­ ция координации действий участников общественного про­ цесса труда и как функция эксплуатации этого труда в ин­ тересах капиталиста. Капиталистическая собственность разъ­ единяет товаропроизводителей и исключает возможность уп­ равления хозяйством страны в целом. Организация управле­

ния при капитализме ограничивается пределами отдельного предприятия или группы предприятий.

69



Национализация промышленных предприятий, проведен­ ная в СССР, установление государственной социалистиче­ ской собственности на средства производства потребовали создания и введения новой системы управления, отличной от капиталистической.

Общественная собственность на средства производства йозволяет организовать управление в масштабе всего народ­ ного хозяйства.

Принципы управления

Принципы научного управления предполагают определен­ ные фиксированные правовые и моральные правила, которые должны находиться в основе практической деятельности ру­ ководящих органов и назначенных ими представителей. Но эти правила не появляются как бы извне. Они по своей сути являются отражением специфического характера производ­ ственных отношений.

В. И. Ленин выдвинул в качестве главного принципа уп­ равления социалистическим предприятием демократический централизм.

Демократический принцип управления требует «активного участия масс не только в обсуждении общих правил, поста­ новлений и законов, в контроле за их выполнением, но и не­ посредственно в их выполнении»*.

Демократический централизм в организации управления означает сочетание государственного руководства народным хозяйством и хозяйственной самостоятельности производст­ венных коллективов. Именно в этом В. И. Ленин видел воз­ можность развития творческой инициативы и активности трудящихся в управлении производством.

Без централизованного руководства нельзя координиро­ вать производство, осуществлять плановое ведение народно­ го хозяйства. Успешное выполнение планов возможно лишь при самом широком привлечении к управлению масс знающих хозяйство и его возможности на местах и при развитии твор­ ческой активности трудящихся.

Расширение хозяйственной самостоятельности возможно лишь при укреплении централизованного управления обще­ ственным производством.

В Программе КПСС указывается, что коммунистическое

строительство предполагает всемерное

развитие демократи-

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр.

167

70

веских основ управления при укреплении и совершенствова­ нии централизованного государственного руководства народ­ ным хозяйством. Отличительной чертой социалистической системы управления является плановое ведение народного хозяйства. В. И. Ленин придавал важное значение планово­ му ведению хозяйства. «Нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех»*. Планирование должно осуществляться на базе использова­ ния экономических законов социализма и новейших научнотехнических достижений.

При социализме управление призвано обеспечить планомерную организацию общественного производства в масшта­ бах всей страны. Осуществление такой задачи требует еди­ ного централизованного руководства. Централизованное пла­ нирование экономики является одним из важнейших преиму­ ществ социалистической системы хозяйства.

Принцип единства политического и хозяйственного руко­

водства, принцип партийности в управлении производством. Этот принцип означает, что все хозяйственные мероприятия по руководству промышленностью подчинены политике КПСС, которая основывается на тщательном изучении и уче­ те конкретных условий материальной жизни общества, на сознательномиспользовании экономических законов в практической деятельности.

Единство политического и хозяйственного руководства оз­ начает, что все вопросы производственной деятельности ре­ шаются с общегосударственных позиций в интересах всего народного хозяйства. Политический подход при решении хо­ зяйственных вопросов вызывает необходимость борьбы с узковедомственными и местническими тенденциями отдель­ ных предприятий и хозяйственных органов.

Одним из важнейших направлений работы КПСС являет­ ся партийный контроль хозяйственной деятельности предпри­ ятий, ведомств, министерств.

Принцип единоначалия — это определенная ответствен­ ность работников за порученное дело. Руководителю предо­ ставляется вся полнота прав по управлению вверенным ему участком производства и устанавливается полная его от­ ветственность за результаты работы. Руководители произ­ водства являются организаторами выполнения планов. В

* В. И. Ленин. Полное собр. соч., т. 42, стр. 153—154.

71


своей деятельностей они опираются на производственную ак­ тивность всех трудящихся. В. И. Ленин писал: «Надо на­ учиться соединять вместе бурный... митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением воле одного лица, советско­ го руководителя, во время труда»*.

Необходимость

единоначалия непосредственно

вытекает

из коллективного

совместного характера

труда в

условиях

крупного машинного производства. «Ни

железные

дороги,,

ни транспорт, ни крупные машины и предприятия вообще не

могут функционировать правильно, если нет

единой

воли„

связывающей всю наличность трудящихся в

один хозяйст­

венный орган, работающий с правильностью

часового

меха­

низма»*.

Единоначалие директора, начальника цеха и мастера на социалистическом предприятии сочетается с контролем пар­ тийных организаций.

Следующим важным принципом является принцип науч­ ности. Научное управление возможно только на основе объ­ ективных законов развития общества, на основе учета зако­ номерностей, присущих данной отрасли производства, учета определенных сочетаний производственных условий на каж­ дом предприятии. При этом требуется не только использо­ вание общих закономерностей, но и применение индивиду­ ального подхода к решению отдельных задач, проявление гибкости и маневренности в процессе управления. Надо уметь определить главную задачу, чтобы сосредоточить на ней внимание и усилия коллектива в процессе управления.

Отраслевой принцип управления отвечает требованию проведения единой технической политики руководства всеми предприятиями, научными и техническими службами, объе­ диняемыми каждой отраслью. Организационная структура управления промышленностью должна соответствовать фор­ мам организации материального производства, т. е. учитывать степень его концентрации, специализации и комбинирования. Современная промышленность представляет собой высоко­ развитый комплекс специализированных отраслей и видов

производств.

Специализация

отражает основную тенденцию

в развитии

организационных

форм промышленного произ­

водства.

 

 

В. И. Ленин. Соч., т. 27, стр. 241.

* В. И. Ленин. Соч., т. 27, стр.

186.

72


Территориальный принцип управления. Отраслевой прин­ цип управления должен сочетаться с территориальным прин­ ципом, с межотраслевыми задачами комплексного развития народного хозяйства в целом и экономики республик и рай­ онов страны, с расширением хозяйственных прав республик.

Комплексное развитие промышленных узлов и экономиче­ ских районов вытекает из требований повышения экономи­ ческой эффективности производства.

Этот принцип не противоречит идее специализации уп­ равления по отраслям народного хозяйства. Он предполагает

необходимость одновременного

планирования

производства

по территории, т. е. территориальный принцип

руководства

хозяйством.

 

 

Принцип эффективности, оптимальности управления пред­

полагает наиболее эффективное

решение производственных

задач. В производстве необходимо добиться не только опре­ деленного сочетания людских и материальных ресурсов, но и наиболее производительного применения народного труда. Режим экономии, или экономное ведение хозяйства, всегда являлся главной задачей общества.

Другой стороной этого принципа управления должна быть оптимальная его организация. Обществу не безразлична стоимость самого управления и поэтому оно в качестве од­ ной из задач ставит поиск экономичной организации управ­ ления. Это достигается путем внедрения в практику опти­ мальных организационных структур, экономико-математиче­ ских моделей управления и широкого использования вычи­ слительной и всякого рода управленческой техники.

Правильный подбор и расстановка кадров — один из важнейших принципов управления.

Управление как деятельность в обществе производится людьми. От деловых качеств этих людей, от их знаний, спо­ собностей, умения во многом зависит успех управления. Подбор и расстановка кадров должны производиться с уче­ том того, чтобы каждый на своем участке мог с наибольшим эффектом выполнять работу.

Экономические методы управления Экономическое управление занимает все большее

место в системе управления производством. На сентя­ брьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято поста­ новление об усовершенствовании методов управления и пе­ реходе к экономическому управлению.

73