Файл: Карягин, И. Д. Экономика социалистической промышленности (краткое изложение курса лекций).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Планирование промышленности основывается на позна нии экономических законов, регулирующих производство, распределение, обмен, потребление, на научном предвиде нии процессов всего экономического развития.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии ска зано: «...центральное звено, сердцевина руководства народным хозяйством в условиях социализма — это планирование».
Задачи планирования
Основные задачи планирования промышленности на каж дом этане коммунистического строительства обусловлены объективными законами развития социалистической эконо мики.
Эти задачи решаются в народнохозяйственных планах, к ним относятся:
—всемерное укрепление и развитие социалистической промышленности по пути строительства коммунизма;
—наиболее полное удовлетворение постоянно растущих потребностей всего общества, повышение материального бла госостояния и культурного уровня народа;
—обеспечение высоких темпов развития экономики, по вышение экономической эффективности общественного про
изводства и соблюдение |
наиболее рациональных пропорций |
в развитии отраслей |
промышленности, рациональное их |
размещение по районам страны;
— укрепление экономического сотрудничества и взаимо помощи социалистичееких государств.
Черты планирования народного хозяйства
Важнейшие черты планирования народного хозяйства
СССР раскрыты в трудах В. И. Ленина, в решениях КПСС и Советского правительства по вопросам хозяйственного строительства.
Партийность планирования означает соблюдение общего сударственных интересов и недопущение ведомственного, местнического подхода к решению важнейших вопросов пла нирования народного хозяйства; проведение последователь ной борьбы за наиболее полное использование всех произ водственных ресурсов; соблюдение государственной дисцип лины.
Научность планирования — планы основываются на изу чении и познании объективных законов развития природы и общества, на выводах и достижениях современной науки и техники, воплощая самые передовые и прогрессивные на
54
правления их развития; использовании экономико-математи ческих методов, кибернетики, современной вычислительной техники.
В современных условиях большое значение имеет опти мальность плана развития народного хозяйства. Оптималь ным вариантом плана можно считать такой план, который при заданных объемах производства продукции обеспечивает максимальное увеличение национального дохода страны при наиболее высоком уровне производительности общественного труда и эффективности производственного накопления.
Директивный характер планов. Государственные народно хозяйственные планы являются планами-директивами, обяза тельными для всех исполнителей, план — это закон. Он, как -и юридический закон, принимая форму правительственного постановления, становится обязательным для исполнения.
Демократический централизм в планировании. Планиро вание народного хозяйства строится на сочетании централи зованного планового руководства с прелоставлениеу. поим кой инициативы в планировании местным органам и и,’-- i приятиям.
Единство составления и обеспечения выполнения государ ственных планов. Планирование охватывает не только разра ботку планов, но и всю хозяйственно-организаторскую дея тельность партии и Советского государства по осуществле нию планов. Процесс планирования не заканчивается состав-
.лением и утверждением планов. Составление и утверждение плана — начало работы по планированию, наиболее важная часть заключается в обеспечении выполнения плана.
Неотъемлемой частью народнохозяйственного планирова ния является проверка хода выполнения планов, способству ющая изучению и распространению опыта передовых пред приятий, выполнению дополнительных резервов и, в конечном счете, обеспечению выполнения планов.
История планирования народного хозяйства
История планирования — это история советских пятиле ток. Восстановив к 1927 году народное хозяйство, достигнув
.довоенного уровня производства, СССР приступил к систе матической разработке пятилетних планов.
Целью первых пятилетних планов было создание эконо мического фундамента социализма, а в последующие пятилетние периоды — строительство самого здания социализма.
55
Успешное выполнение пятилетних планов обеспечило
создание новых |
промышленных |
центров |
и |
источников: |
и обобществление сельскохозяйственного производства; |
||||
создание новых |
промышленных |
центров |
и |
источников, |
сырья и топлива (Кузбасс, Второе Баку и др.). |
|
|||
Особое значение |
при этом имело |
быстрое |
развитие трак |
торной, автомобильной, авиационной промышленности, соз дание топливной базы на Урале и Востоке страны.
Тем самым была создана гарантия экономической неза висимости и обороноспособности СССР.
Первым перспективным планом был план электрифика ции России, рассчитанный на 10—15 лет, известный как план ГОЭЛРО. Хотя название плана связано только с электрифи кацией, в действительности это был генеральный план раз вития, охватывавший все народное хозяйство, в котором оп ределялось развитие всех важнейших отраслей тяжелой, лег кой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Начиная с 1928 года, советская промышленность развива ется на основе пятилетних планов. Недостатками планирова ния этого периода являлось отсутствие достаточной увязки планов предприятий с перспективами развития народного хозяйства.
Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС поднял значе ние перспективных планов. На Пленуме указывалось, что задачи повышения технического уровня производства и его эффективности не могут успешно решаться на основе только годовых планов, необходимо предусматривать быстрые тем пы роста достижений науки и техники, учитывать перспекти вы научно-технического прогресса. В этих целях Государст венный комитет Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР и при участии мини стерств и ведомств, а также отраслевых учреждений забла говременно разрабатывают отдельные научно-технические проблемы, что позволяет наметить основные направления ис пользования в народном хозяйстве научно-технических до стижений, имеющих важное народнохозяйственное значение..
Так, например, составлению плана развития народного хозяйства на 1966—1970 гг. предшествовала научная разра ботка следующих проблем: основные направления геолого разведочных работ; основные направления размещения от раслей промышленности; направления развития стандар тизации, унификации и нормализации промышленных изде-
56
-лий; пути, средства и размеры обновления основных фондов; проблемы топливно-энергетического баланса по районам страны; химизация народного хозяйства и другие.
Была также произведена разработка крупных отраслевых проблем; создание новых нефтегазодобывающих центров страны; внедрение в нефтяной и газовой промышленности не металлических труб и др.
Особенности плана девятой пятилетки Важной особенностью девятого пятилетнего плана явля
ется:
— выравнивание темпов развития группы «А» и «Б». Предусматривается увеличение производства средств
производства (группа «А») на 41—45%, а производство пред метов потребления (группа «Б») — на 44—-48%;
— улучшение отраслевой структуры промышленности за счет более высоких темпов развития тяжелого машиностро ения, топливной (главным образом нефтяной и газовой), хи мической, металлургии и электроэнергетики;
— высокие темпы роста благосостояния народа, решение крупных социальных проблем.
В пятилетием плане получили полное отражение основ ные законы социалистической экономики — закон стоимости и основной закон социализма, нашедший отражение в глав ной задаче пятилетнего плана—обеспечения значительного подъема материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистическо го производства, повышения его эффективности, научно-тех нического прогресса и ускорения роста производительности труда.
§ 2. Методы планирования
Основными методами планирования общественного про изводства являются:
1)балансовый метод;
2)метод оптимизации плановых решений и экономико математического моделирования.
Основным из них является балансовый метод. Экономи ческий баланс — это две взаимоувязанные таблицы, из ко торых одна представляет потребности, другая — ресурсы.
Балансовый метод позволяет выявить потребности и ис точники их покрытия. Балансовый метод планирования необ
57
ходим для согласования производства и распределения про дукции.
В практике планирования используются материальные балансы, трудовые балансы, стоимостные (денежные) и баланс народного хозяйства.
Материальные балансы (баланс стали, электроэнергии,, топлива и т. д.), в которых увязываются ресурсы и потреб ности в данной продукции.
Баланс трудовых ресурсов определяет соответствие люд ских ресурсов, их потребности (сопоставляются ресурсы ра бочей силы с потребностью в ней в плановом периоде). Он составляется по СССР, по республикам и районам, позволя ет планировать распределение трудовых ресурсов по отрас-^ лям народного хозяйства, подготовку кадров и т. д.
Стоимостные (денежные) балансы отражают образова ние и распределение доходов государства, социалистических предприятий, населения. Балансы денежных доходов и расхо дов населения необходимы для определения покупательского спроса населения, для планирования объема производства предметов потребления и розничного товарооборота, для раз работки кассового плана Госбанка и т. д.
Баланс народного хозяйства, в котором увязываются ба лансы всех видов. Он включает баланс производства, потреб ления и накопления общественного продукта, баланс произ водства, распределения, перераспределения и использования национального дохода.
Межотраслевой баланс является формой конкретизации баланса народного хозяйства. В нем отражается производст во и распределение продукции в народном хозяйстве.
Задача межотраслевого баланса — обеспечить пропор циональное развитие взаимосвязанных отраслей народного хозяйства.
Отчетные межотраслевые балансы разрабатывались ЦСУ
СССР за 1959—1966 гг.
Межотраслевой баланс отражает конкретные связи меж ду отраслями производства. Использование межотраслевых балансов существенно обогащает современную систему ба лансовых плановых расчетов.
58
Схема баланса по отдельному виду продукции
|
Ресурсы |
|
Распределение ресурсов |
1. |
Всего |
1. |
Всего |
2. |
в том числе: |
2. |
в том числе: |
Производство |
Производственно - эксплуа |
||
3. |
Импорт |
3. |
тационные нужды |
Капитальное строительство |
|||
4. |
Прочие поступления |
4. |
Рыночный фонд |
5.Остатки (у поставщиков и 5. Экспорт потребителей) на начало 6. Прочие статьи расхода (по
года |
полнение резервов |
и др.). |
|
7. Остаток на конец года. |
|
Методы оптимизации плановых решений |
|
|
Оптимизация |
плановых решений предполагает |
примене |
ние математического программирования. В настоящее время выбор более эффективного варианта планового решения осу ществляется по преимуществу эмпирическим путем, путем сравнения экономической эффективности нескольких вариан тов плановых решений. Такой метод не гарантирует отбор оптимального варианта, оптимальный вариант может быть за пределами ряда разработанных вариантов, эффективность которых сравнивается.
Методы математического программирования позволяют выбрать наиболее эффективный вариант с точки зрения изб ранного критерия из всех возможных вариантов.
Методы экономико-математического моделирования, поз воляющие в математической форме выразить количественные взаимосвязи между рассматриваемыми показателями и най ти комплекс возможных плановых решений, применяются в решении задач сбалансированности и задач выбора наиболее эффективных вариантов экономического развития. Экономи ко-математическое моделирование должно исходить из объ ективного описания экономических процессов, основанного на конкретном и глубоком их анализе, базирующемся на марксистско-ленинской теории.
Широкое применение в планировании экономико-матема тических методов и автоматизированных систем плановых расчетов (АСПР) дают возможность расширить практику многовариантных расчетов и поднять роль принципа опти мальности в разработке проектов планов и в решении от дельных хозяйственных проблем.
59