ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ленности и железных дорог России с дорогого древесно го топлива на более дешевое каменноугольное. Рост до бычи угля в Кузбассе отставал от роста его добычи в западных районах: за 30 лет, с 1860 по 1890 год, добы ча его в Кузбассе выросла в 10, в Донбассе — в 30, в Подмосковном бассейне — в 23, на Урале — в 35 раз. В 1860 году в Кузбассе было добыто угля в 49, а в 1890 году — в 150 раз меньше, чем в Донбассе. В результате доля Кузбасса в общероссийской добыче угля упала с 1,6 процента в 1860 году до 0,5 процента в 1890 году.
Поскольку выплавка черных металлов на Гурьев ском заводе в эти годы увеличилась, несколько вырос ла добыча железных руд, хотя еще в 1864 году был за крыт из-за убыточности старейший Томский железоде лательный завод.
Из-за падения мировых цен на серебро резко сокра тилась добыча салаирских руд. Гавриловский серебро плавильный завод был закрыт в 1897 году.
Добыча золота за 30 лет, с 1861 по 1890 годы, в Куз нецком и Мариинском округах выросла с 0,89 до 2,2 тонны (с 56 до 137 пудов), или почти в 2,5 раза. Это произошло главным образом в результате разработки богатых золотых россыпей Кузнецкой тайги крупными компаниями: «Алтайское золотопромышленное дело» (В. И. Асташев и компания), «Южно-Алтайское золото промышленное дело» (С. И. Мальцев и компания). До быча золота на кабинетских приисках за 30 лет сокра тилась в четыре с лишним раза, а на частных приисках Мариинска почти не выросла.
Золотопромышленность стала наиболее развитой от раслью горной промышленности Сибири и Кузбасса. Стоимость золота, добытого в Мариинском и Кузнец ком округах за 1890 год, в десятки раз превышала сто имость угля, добытого в бассейне.
20
Под властью монополий. Проникновение монополи стического капитала в горную промышленность Куз нецкого и Мариинского уездов усилилось в 90-х годах, после проведения Сибирской магистрали, которая, по словам В. И. Ленина, открыла Сибирь для капитала (В. И. Ленин. Полнее собрание сочинений. Т. 5, стр. 82).
В Кузбассе появляются разведчики зарубежных мо нополий, в иностранных журналах публикуются статьи с его огромных природных ресурсах.
Чиновники царского кабинета принялись разрабаты вать проекты добычи угля для поставок железной доро ге. Близ села Кольчугино были разведаны громадные, легко доступные запасы прекрасного угля. Для вывоза его к магистрали надо было проложить железнодорож ную ветку. Проведение железной дороги, оборудование рудника не могли окупиться в короткий срок. Кабинет отказался от намерения снабжать углем Сибирскую магистраль. Кабинетские угольные копи по-прежнему влачили жалкое существование. Имущество и оборудо вание старейшей Бачатской копи в 1897 году оценива лось в 445 рублей, Кольчугинской — в 24310 рублей. За 1904 год на Кольчугинской копи 80 рабочими было до быто 9350 тонн угля. Близ деревни Кемерово крестья не понемногу выбирали уголь на выходах пластов в береговых обрывах и на плотах сплавляли его в Томск, где продавали кузнецам. Управление Алтайского гор ного округа лишь в 1907 году заложило здесь две небольших шахты и штольню. Кемеровский рудник развивался крайне медленно: за 1911 год было добыто лишь около 2,5 тысячи тонн угля.
После проведения Сибирской магистрали русские и зарубежные капиталисты начали расхватывать угле носные участки на севере Кузбасса, за пределами ка бинетских владений, поблизости от магистрали. Одна
21
ко ограниченность рынка сбыта угля, необходимость больших затрат на разведки месторождений, оборудо вание шахт, проведение подъездных путей к магистра ли привели к тому, что большинство предпринимателей отказались от разработки полученных отводов. Дейст вовали лишь возникшие в 1897 году Судженские копи Л. А. Михельсона и казенные Анжерские копи, бывшие вспомогательным предприятием Сибирской дороги (с 1898 года).
Добыча и откатка угля все так же велись вручную, подъем — конными воротами. По мере перехода работ на более глубокие горизонты приходилось ставить па ровые машины для подъема угля, паровые насосы для откачивания воды, заливавшей выработки. На Анжер ских копях была построена небольшая электростанция, подъемники, насосы и вентиляторы стали приводиться в действие электротоком.
Анжерские и Судженские копи были крупнейшими в Кузбассе е п л о т ь д о 1917 года.
В 1912—1914 годах в период предвоенного промыш ленного подъема возрос интерес предпринимателей к кузнецкому углю. Могущественная монополия Продуголь, захватившая сбыт донецкого угля, искусственно ограничивала его добычу, вздувала цены, создавала не достаток топлива в стране. Рост цен на уголь сулил значительные прибыли угольным компаниям, возни кающим за пределами Донбасса.
Иностранные промышленные разведчики усиленно выясняют угольные ресурсы Кузбасса. По поручению французской оружейной монополии Шнейдер-Крезо, здесь побывали инженеры Громье и Барильон, опубли ковавшие в 1912 году в Париже отчет о своей поездке. Командировка Громье и Барильона была связана с воз никновением Акционерного общества Кузнецких ка
22
менноугольных копей (Копикуз), в котором участвовал французский капитал. Инициатором создания'Копикуза был тайный советник В. Ф. Трепов, брат петербургского градоначальника Д. Ф. Трепова, известного своими рас правами с рабочими в 1905 году. В. Ф. Трепов, имевший широкие связи при дворе, сумел заключить выгодный договор с царским кабинетом, но подлинными хозяева ми оставались французские и русские банки. По пред ложению Трепова, несколько парижских банков созда ли в начале 1912 года Алтайско-Сибирский консорциум для организации крупного акционерного общества в Кузбассе. К консорциуму присоединились русские Ме ждународный коммерческий и Русско-Азиатский банки.
Учредители общества Трепов и председатель прав ления Международного коммерческого банка Хрулев 19 октября 1912 года заключили договор с царским ка бинетом, по которому «за каждый пуд добытого и из влеченного на поверхность угля учредители общества обязаны уплатить кабинету по полкопейки». Копикуз получил монопольное право вести разведки полезных ископаемых и строить шахты в Кузбассе. Угольные ме сторождения отводились этому обществу на 60 лет. По этому договору Кузбасс до 1972 года был отдан в рас поряжение международной монополии.
В 1913 году Копикуз заключил с кабинетом допол нительный договор на право разведки железных руд в Салаирском кряже и Горной Шории для строительства в будущем металлургического завода на юге Кузбасса. В 1913—1914 годах Копикуз ведет проходку шахт и штолен на Кольчугинском и Кемеровском рудниках, строится железная дорога от станции Юрга на Сибир ской магистрали до Кольчугина с веткой на Кемерово.
С 90-х годов, по мере того, как вступали в строй все новые участки Сибирской магистрали — главного по
23
требителя кузнецкого угля, росла его добыча. За 90-е годы она возросла почти в 3,5 раза (с 20 до 72 тысяч тонн). По России в целом добыча угля выросла меньше чем в три раза. За 900-е годы добыча угля в России поднялась в 1,7 раза, в Кузбассе — в 3,6 раза (со 154 ты сяч тонн в 1900 году до 555 тысяч тонн в 1909 году).
За 4 предвоенных года (1910—1913 гг.) добыча угля в России увеличилась в 1,5, в Кузбассе — в 1,7 раза. Се верный Анжеро-Судженский район в 1913 году дал 99 процентов угля, добытого в бассейне. Огромные же за пасы высококачественных углей в центре и на юге Куз басса почти не использовались.
Кузбасс занимал второе место среди бассейнов Си бири и Дальнего Востока: за 1913 год в Восточной Сиби ри получено 847, в Кузбассе — 774, на Дальнем Восто ке— 373 тысячи тонн. Доля Кузбасса в общероссийской добыче угля поднялась с 0,5 процента в 1890 году до 3 процентов в 1913 году. И все-таки в 1890 году Кузбасс давал угля в 150, а в 1913 году — в 29 раз меньше, чем Донбасс. Этот уровень угледобычи Кузбасса не соответ ствовал его огромным запасам и отражал крайнюю не равномерность использования топливных ресурсов на западе и востоке страны. Это несоответствие поддер живалось колониальной политикой монополистического капитала и царизма. Продуголь при поддержке царско го правительства захватил угольный рынок Европей ской России и закрыл выход за Волгу более дешевому кузнецкому углю. В 1913 году было созвано междуве домственное совещание с участием представителей ка зенных железных дорог, Продугля, Копикуза, фирмы Михельсона, Черемховских углепромышленников. Ад министрация железных дорог была готова значительно снизить тарифы на провоз сибирских углей вплоть до Москвы, поскольку Донбасс, точнее Продуголь, не удов
24
летворял спроса на уголь. Сибирские углепромышлен ники не рискнули выступить против Продугля, хотя предложение железнодорожной администрации сулило значительное расширение рынка сбыта.
Представитель совета съезда горнопромышленников юга России заявил, что не возражает против пониже ния железнодорожного тарифа на перевозку сибирско го угля вплоть до Волги. Таким образом, углепромыш ленники Кузбасса получили уральский рынок сбыта угля и разделили сферы влияния с Продуглем. Осенью 1913 года тариф на перевозку сибирских углей был сни жен до станции Батраки. Как отмечалось в «Журнале общества сибирских инженеров», «это и есть граница, дальше которой сибирский уголь не должен идти, что бы не подрывать, как продукт более дешевый, рынка для дорогого донецкого угля».
Кузнецкий уголь пошел на заводы и железные до роги Урала. За 1913 год добыча его возросла почти на 44 процента по сравнению с 1912 годом, хотя рост его добычи сдерживался ограниченной пропускной спо собностью Сибирской дороги.
Воспользовавшись большим спросом на уголь, пред приниматели немедленно подняли его цену на 1,5—2 копейки за пуд. От снижения железнодорожных тари фов выиграли не потребители, а углепромышленники. Угольная промышленность по темпам развития начала опережать золотопромышленность Кузнецкого и Мари инского уездов. За 1901 год здесь было добыто золота на 2 миллиона 824 тысячи рублей, а угля — на 482 ты сячи— стоимость добытого золота превышала стои мость угля в 5,5 раза. За 1913 год угля было добыто на 4 миллиона 720 тысяч рублей, а золота — на 2 миллио на 332 тысячи — стоимость угля теперь уже в два раза превысила стоимость добытого золота.
25
Обострение противоречий капитализма, борьба им периалистических'держав за сферы влияния привели в 1914 году к мировой войне. Резко возрос спрос на кузнецкий уголь. Михельсон и Копикуз, используя во енную конъюнктуру, взвинчивали цены на уголь, уве личивали его добычу. Судженские копи с 1914 по 1916 годы повысили добычу с 371 до 558 тысяч тонн и дали соответственно 44 и 48 процентов всего добытого в бас сейне угля, выйдя на первое место.
Копикуз форсировал строительство ветки от Юрги до Кольчугинского и Кемеровского рудников, в сен тябре 1915 года по ней открылось движение.
На Кемеровском руднике расширялись Волковская, Владимирская, Кемеровская штольни, в 1915 году была заложена, а в ноябре 1917 года вступила в строй круп ная по тем временам шахта «Центральная» мощностью 333 тысячи тонн угля в год. Добыча угля на Кемеров ском руднике с 19.14 по 1916 годы выросла с 41 до 72 тысяч тонн — с 4 до 6 процентов добычи угля в бас сейне.
На Кольчугинском руднике строились шахты «Ка питальная», «Журинская», «Николаевская». Удельный вес Кольчугинского рудника за 1914—1916 годы в об щей добыче угля по бассейну вырос с 0,8 до 10,5 про цента (с 6,8 до 122,5 тысячи тонн).
В целом Кузбасс, несмотря на рост угледобычи, за 1914—1916 годы с 855 до 1185,9 тысячи тонн оставался третьестепенным углепромышленным районом. Дон басс за 1916 год дал угля в 24 раза больше, чем Кузбасс.
Исследователи Кузнецких недр. Геологические раз ведки, проведенные в Кузбассе, начиная с 90-х годов, значительно расширили промышленные запасы угля, доступные для разработки, но капитализм был не в со стоянии освоить их, несмотря на определенный рост
26
угледобычи. Партиями Геологического комитета были выявлены крупные угольные месторождения, приле гающие к трассе строившейся Сибирской магистрали в Анжеро-Судженском районе, где возникли казенные Анжерские копи и Судженские копи Михельсона. Но вый этап в геологическом исследовании Кузбасса от крывают работы виднейших геологов Владимира Афа насьевича Обручева, Леонида Ивановича Лутугина и их учеников. С 1901 по 1912 годы В. А. Обручев возглав лял кафедру геологии Томского технологического ин ститута. Под его руководством начала складываться си бирская школа геологов, которая внесла значительный вклад в изучение месторождений угля, железных руд и золота в Кузбассе.
Для изучения угольных месторождений бассейна хушого сделала группа профессора Л. И. Лутугина, круп нейшего в дореволюционной России специалиста по ге ологии угля. С 1897 по 1913 годы Лутугин возглавлял геологическую съемку в Донецком бассейне. В эти годы он становится ученым с международным именем. Пос ле противоправительственных выступлений 1905 года и в период реакции он преследовался царскими властя ми и был . вынужден оставить работу в Петербургском горном институте, а в 1913 году и в Геологическом ко митете. Вскоре после этого Копикуз пригласил Л. И. Лутугина обследовать угольные ресурсы Кузбасса и указать наилучшие места для закладки шахт. Л. И. Лу тугин выдвинул программу широкого геологического исследования Кузнецкого бассейна, потребовал, чтобы результаты его не поступали в исключительное распо ряжение Копикуза, а публиковались для общего сведе ния. Правлению Копикуза пришлось принять эти ус ловия.
С весны 1914 года группа Лутугина начала геологи
27
ческую съемку Кузбасса. С ним работали будущие вид ные геологи А. А. Гапеев, П. И. Бутов, В. М. Козлов ский, В. С. Панкратов, А. А. Снятков, В. И. Яворский, И. С. Яговкин. За короткий срок были достигнуты зна чительные результаты. По словам В. А. Обручева, «в первый же год была подсчитана общая мощность про дуктивной толщи, которая была подразделена на 6 свит... было выяснено своеобразие химической и физи ческой природы углей... Намечены были также основ ные черты тектоники».
В 1915 году геологические съемки в Кузбассе про должались. 17 августа 1915 года Л. И. Лутугин неожи данно скончался на Кольчугинском руднике. Похороны его в Петербурге превратились в многотысячную де монстрацию. Комитет по увековечению памяти Л. И. Лутугина, в который вошли А. М. Горький, В. Г. Коро ленко и другие передовые писатели, ученые, общест венные деятели, объявил сбор средств на Народный университет имени Л. И. Лутугина.
В Кузбассе имя Л. И. Лутугина увековечено в назва нии Лутугинского пласта на Кемеровском руднике.
Геологи школы Л. И. Лутугина — профессора А. А. Гапеев, В. И. Яворский, С. В. Кумпан и другие, продол жали исследование угольных ресурсов Кузнецкого бассейна и помогли поставить их на службу советскому народу.
Кузнецкий пролетариат. С 1860-х годов, с переходом от феодальной к капиталистической эксплуатации тру дящихся, с постепенным переходом горной промыш ленности на стадию машинной индустрии,формируются кадры пролетариата, меняются территориальные и со циальные источники пополнения, профессионально квалификационный состав горняков, характер их клас совой борьбы против владельцев рудников.
28
Существенно меняются территориальные и социаль ные источники пополнения кадров горняков в 90—900-х годах. После проведения Сибирской магистрали и пере селения в Сибирь миллионов крестьян из Европейской России угольные копи на севере Кузбасса начинает за полнять переселенческая беднота. Значительную часть шахтеров составляли сезонники, не терявшие связи с сельским хозяйством. Поэтому летом число рабочих на копях значительно сокращалось. Так, летом 1913 года на Судженских копях было 1510, а зимой — 2440 рабо чих. Лишь половина шахтеров постоянно жила на ко пях с семьями Сыновья таких кадровых шахтеров обычно также работали на копях. По мере формирова ния прослойки кадровых горняков она также станови лась источником пополнения шахтерских кадров.
Изменение численности горняков определено общи ми условиями деятельности кабинетских и частных ка питалистических предприятий: свертывали производст во технически устаревшие с феодальными традициями рудники кабинета, сокращалось количество их работ ников. В поселке Салаир в 1858 году было 3430 жите лей, а в 1888 году осталось лишь 810. Многие усадьбы были заброшены. После того, как в 1897 году был за крыт Гавриловский сереброплавильный завод, прекра тили работу и Салаирские рудники. Некоторые горня ки с семьями перебрались на Анжерские копи.
На железных рудниках Гурьевского завода в 1906 году было занято лишь несколько десятков рабочих, а в 1908 году завод был вообще законсервирован.
Число кабинетских приисковых рабочих за 30 лет, с 1861 по 1890 год, сократилось почти в 4 раза (с 2557 до '649 человек), а число рабочих частных приисков Куз нецкой и Мариинской тайги выросло в 2,7 раза (с 1871 до 5054 человек). В период империализма количество
29