Файл: Карпенко, З. Г. Кузнецкий угольный, 1721-1971.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

всех приисковых рабочих увеличилось незначитель­ но— всего на 31 процент (с 5703 до 7486 человек) за 23

гола (с 1890 по 1913 год).

Поскольку до проведения Сибирской магистрали уголь добывался в ничтожных размерах, невелико бы­ ло и число шахтеров: на всех угольных копях Кузбасса в 1889 году было 438 рабочих— 1 процент рабочих угольной промышленности России.

Перед первой мировой войной на угольных копях насчитывалось уже несколько тысяч рабочих. Средне­ годовое их число на Анжерских копях в 1911 году — 1738, на Судженских — 922 человека.

С 1913 года стала расти численность рабочих на Кольчугинских и Кемеровских копях, перешедших от кабинета к Копикузу. На строительстве и проходке кольчугинских шахт в 1914 году было полторы тысячи рабочих. За годы войны количество рабочих на уголь­ ных копях еще более выросло, а на приисках — сокра­ тилось. В 1916—1917 годах в угольной промышленно­

сти было занято

до 15 тысяч, в золотопромышленно­

сти— до

трех

тысяч человек. К октябрю

1917 года

рабочие

угольных копей были крупнейшим

отрядом

пролетариата в Кузбассе.

был не­

Культурно-технический уровень горняков

высок. Среди них преобладали неграмотные и малогра­ мотные. Большинство детей шахтеров не обучались в школе. На десятитысячное население Анжерского руд­ ника в 1913 году было две небольших начальных шко­ лы, в которых учились 296 учеников.

Профессионально-квалификационный состав шах­ теров определялся уровнем техники и технологии, ор­ ганизацией труда и производства. Основные операции по добыче, навалке, доставке угля к штрекам, нередко и откатка груженых вагонеток к стволу шахты выпол­

нялись вручную. Инженеры и штейгеры редко спуска­ лись в шахту. Ведали работами полуграмотные артель­ щики, возглавлявшие артели численностью от 50 до 200 рабочих. Артель добывала уголь, доставляла его к шахтному стволу, крепила выработки. Забойщики кай­ лом добывали уголь в узких забсях-заходках. Саночни­ ки в санках или корытках, как их называли в Кузбассе, доставляли уголь к откаточным штрекам. Откатчики вручную катали по штрекам к подземному рудничному двору вагонетки, вмещавшие до 25 пудов угля. Обычно лошадей на откатку не ставили — труд человека обхо­ дился дешевле.

На мелких шахтах уголь поднимали на-гора кон­ ным воротом. На крупных шахтах приходилось меха­ низировать подъем, водоотлив и вентиляцию. Посколь­ ку механизмов на шахтах было немного, слесари, элек­ трики, машинисты требовались в ограниченном коли­ честве, но и тех найти было трудно. Управляющий Кольчугинским рудником в декабре 1913 года сообщал дирекции Копикуза, что «ощущается недостаток слеса­ рей, машинистов и камеронщиков... взяли несколько че­ ловек с Гурьевского завода».

Горнопромышленники снижали зарплату рабочих зимой, когда усиливался приток сезонников, ищущих работу. Так, в предвоенные годы на приисках Кузнец­ кой тайги поденная зарплата зимой была 50—80 копе­ ек, летом — до 1 рубля 20 копеек. На угольных копях зимой заработки также снижались.

Помимо горнопромышленников шахтеров обирали артельщики, которые учитывали выработку членов ар­ тели, вели расчеты с конторой, выдавали зарплату ра­ бочим. Артельщики не только брали за это пять про­ центов заработка шахтеров, но еще обсчитывали их: не­ легально продавали водку по повышенным ценам (на

31


угольных копях и золотых приисках официально за­ прещалась торговля вином); выдавали им вместо денег, талоны на получение продуктов в лавках, за что полу­ чали комиссионные от лавочников.

Часть заработка у шахтеров уходила на покупку спецодежды, инструментов и масла для лампочек.

Рабочий день на Анжерских копях продолжался 11 часов. Администрация мало заботилась о технике безо­ пасности, на копях ежегодно происходили сотни не­ счастных случаев. Так, например, за три года (1910— 1912 гг.) на Анжерских копях произошло 1519 несчаст­ ных случаев. Тяжелой и опасной была работа шахте­ ров. Мало хорошего видели они и в часы отдыха. Жили в бараках и землянках. Здесь отлеживались больные, здесь же рожали женщины. Большинство детей школь­ ного возраста не посещали даже начальную школу. В клубе на Анжерских копях горнякам разрешалось за­ нимать лишь задние ряды.

Жестокая эксплуатация, бесправие, низкая заработ­ ная плата, неудовлетворительные бытовые условия вы­ нуждали горняков Кузбасса, как и всех рабочих Рос­ сии, подниматься против капиталистов и царизма. Осо­ бенно усиливается массовое движение на рудниках в годы первой русской революции и предвоенного рево­ люционного подъема. Среди горняков Кузбасса вели ре­ волюционную работу видные деятели большевистской партии С. М. Киров и В. В. Куйбышев. На угольные ко­ пи и золотые прииски проникали большевистские газе­ ты «Правда» и «Звезда».

В 1905—1907 годах неоднократно бастовали шахте­ ры Анжерских и Судженских копей. На маевках гор­ няков в тайге выступали С. М. Киров и другие больше­ вики. В период революционного подъема 1911—1914 го­ дов бастовали горняки Анжерских копей, Уксунайского

32

прииска на Салаире, Лотерейного, Центрального, Богомдарованного, Берикульского золотых рудников Рос­ сийского золотопромышленного общества в Кузнецком Алатау. На этих рудниках работали отдельные боль­ шевики, распространялась большевистская «Правда». В «Невской звезде» и «Правде» в 1912 году было напеча­ тано несколько корреспонденций о Берикульской за­ бастовке.

В годы первой мировой войны на Центральном руд­ нике, Анжерских, Судженских и других угольных ко­ пях происходили забастовки.

Накопленный опыт классовой борьбы шахтеры и приискатели использовали в 1917—1919 годах. Горняки, возглавляемые большевиками, активно участвовали в установлении Советской власти, борьбе против интер­ вентов и белогвардейцев и восстановлении власти Сове­ тов в Кузбассе в 1919 году.

3 3. Г. Карпенко


НЕЗАБЫВАЕМЫЙ 1917-й

осле Февральской революции к власти пришло Б буржуазное Временное правительство. В руд- |I ничных поселках Кузбасса создаются его мест- 1 ные органы — комитеты общественной безопасности. Вместе с тем на рудниках и приис­ ках возникают Советы рабочих и солдатских депутатов. Большевики начинают готовить ра­ бочих Кузбасса к борьбе за осуществление

задач, выдвинутых В. И. Лениным в «Апрельских те­ зисах», — за переход ко второму этапу революции, ко­ торый «должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства» (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 31, стр. 114).

Октябрь в Кузбассе. Весной 1917 года большевики в Кузбассе, как и по всей Сибири, еще входили в объеди­ ненные социал-демократические организации. На уголь­ ных копях преобладало большевистское влияние. Здесь работали видные большевики, профессиональные рево­ люционеры Франц Суховерхов (М. И. Сычев), И. Н.

34

Кудрявцев, Ф. Г. Чучин, М. М. Рабинович, С. Г. Сту-

кин и др.

По инициативе большевиков Советы рабочих депу­ татов начали устанавливать рабочий контроль, вводить на рудниках 8-часовой рабочий день.

Напряженное положение сложилось на Судженских копях, владелец которых Михельсон и его администра­ ция саботировали проведение в жизнь решений Совета, угрожали локаутом. Судженский Совет рабочих и сол­ датских депутатов 29 апреля 1917 года отстранил от работы администрацию Михельсона, а управление ко­ пями передал особому совету из инженеров, служащих и представителей Совета рабочих и солдатских депута­ тов.

В. И. Ленин поддержал эти действия Судженского Совета в статье «Еще одно преступление капитали­ стов», напечатанной в «Правде» 19 мая 1917 года. Он писал, что углепромышленники Кузбасса ведут себя так же нагло и преступно, как углепромышленники Донбасса. (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 32, стр. 123—124).

Михельсон телеграфировал министрам Временного правительства, требуя послать на копи войска. Но 70тысячный Томский гарнизон подчинялся Совету сол­ датских депутатов, во главе которого стояли большеви­ ки. Посылать было некого. Михельсону пришлось при­ знать рабочий контроль и повысить зарплату шахтерам.

После Февральской революции на рудниках стали возникать профсоюзы, первоначально по профессиям. Так, на Кемеровском руднике были отдельные профсо­ юзы шахтеров и мастеровых (слесарей, кузнецов, сто­ ляров и т. д.). По инициативе горняков создается еди­ ный профсоюз горняков Западной Сибири. Первый съезд горнорабочих Западной Сибири открылся в Том­

35


ске 1G июля 1917 года. 43 из 60 делегатов прибыли из Кузбасса. Съезд высказался за рабочий контроль на предприятиях, постановил перестроить профсоюзы по производственному принципу, создать единый «област­ ной союз рабочих и служащих горных и горнозавод­ ских предприятий», выбрал временное областное бюро Союза горнорабочих Западной Сибири во главе с боль­ шевиком Ф. Суховерховым.

Положение в стране продолжает обостряться. 4 ию­ ля Временное правительство расстреляло мирную де­ монстрацию рабочих и солдат Петрограда. Это вызвало бурю возмущения трудящихся всей России. Анжерский Совет рабочих и солдатских депутатов в телеграмме Петроградскому Совету выразил свое негодование по поводу расстрела мирной демонстрации.

Еще более упал авторитет Временного правительст­ ва, эсеров, меньшевиков и выросло влияние большеви­ ков после контрреволюционного выступления генерала Корнилова в августе 1917 года. Анжеро-Судженские Шахтеры во главе с большевиками 27 августа провели демонстрацию, высказав готовность дать отпор наступ­ лению контрреволюции.

Объединенный съезд Советов рабочих депутатов и профсоюзов Кузбасса в конце августа постановил: «Поддерживать Советы в решительной борьбе против контрреволюционеров вплоть до активного выступле­

ния».

На Среднесибирской областной конференции РСДРП в Красноярске в августе и Томской губернской партийной конференции в сентябре 1917 года был офор­ млен организационный разрыв большевиков с мень­ шевиками. В работе конференций участвовали больше­ вики Анжерского, Судженского, Кемеровского рудни­ ков и станции Тайга.

36

Временное правительство, буржуазные и мелкобур­ жуазные партии пытались сохранить частную собст­ венность капиталистов и помещиков, продолжать импе­ риалистическую войну. В стране назревал общенацио­

нальный кризис.

Несмотря на то, что горнопромышленники были вы­ нуждены повысить зарплату, положение шахтеров не улучшалось, поскольку цены на продукты и промыш­ ленные товары продолжали расти. Рудничные Советы рабочих депутатов, рабочие собрания все чаще выска­ зывались за переход всей власти к Советам. Видный деятель большевистской партии, член Западно-Сибир­ ского Совета рабочих и солдатских депутатов В. М. Косарев в конце октября выступал на митингах анжер­ ских шахтеров. Участники митингов требовали переда­ чи всей власти Советам. «Настроение у рабочих боевое, преобладает большевизм», — писал В. М. Косарев в отчете о поездке в Кузбасс.

Горняки горячо поддерживали решения II Всерос­ сийского съезда Советов, свержение Временного пра­ вительства, установление Советской власти.

Рабочие Кузбасса шли в авангарде борьбы за власть Советов в Томской губернии. Местные Советы начина­ ли брать власть в свои руки еще до того, как исполком Томского Совета рабочих и солдатских депутатов 6 де­ кабря 1917 года объявил себя представителем верхов­ ной власти в городе и губернии. Кемеровский руднич­ ный Совет объявил о взятии власти 24 (11) ноября 1917 года. В ноябре перешла власть к Советам на Мариин­ ских приисках, в декабре — на Анжерских и Судженских копях. Первое время кое-где еще оставались комитеты общественного порядка и безопасности. Кольчугинский Совет рабочих депутатов распустил коми­ тет общественного порядка в январе 1918 года; испол-

3?