Файл: Казьмин, В. М. Вероятностный метод анализа контактного взаимодействия забойных крепей с боковыми породами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

несколько участков этой части. Очевидно, наиболее целесообразно будет сделать это за счет участка 1 левой части перекрытия, распо­ ложенного над междустоечной частью секции. Если допустить, что участок 1 левой части перекрытия отсутствует, то вероятность кон­ тактирования оставшихся четырех участков составит Pj = 1/4 = 0,25,

а доля сопротивления крепи на призабойном участке 5 при отсутствии первых участков левой и правой частей перекрытия составит: =

= 0,304-0,25 = 0,076, т.е. повысится по сравнению с первоначальной примерно в 1,6 раза.

Таким образом, повысить сопротивляемость жестких консолей на призабойном участке можно путем исключения контактирования с кров­ лей части перекрытия секций, расположенной вблизи середины междустоечного участка (при равном номинальном сопротивлении гидроопор); чем далее эта часть будет выходить за точку приложения равнодей­ ствующей суммарного сопротивления гидроопор в противоположную от забоя сторону, тем более будет увеличиваться среднее сопротивление концов передних консолей при контакте их с кровлей, а чем далее бу­ дет распространяться эта часть от точки приложения равнодействую­ щей в сторону забоя, тем больше будет вероятность контактирования конца консолей с неровностями кровли.

Исключить (или практически исключить) часть перекрытия от ак­ тивного контактирования с кровлей можно, например, выполнив пере­ крытие с выемкой, распространяющейся по всей ширине перекрытия

(рис. 3.4).

Разобрав путем перебора вариантов контактирования механизм влияния контактируемости перекрытия на сопротивляемость призабойного участка консоли и выявив пути повышения его сопротивляемости, по­ кажем теперь, как оценить изменение в распределении сопротивляемости крепи по всей ширине поддерживаемого пространства при применении

перекрытия с выемкой, не

прибегая к разделению перекрытия на участки.

Выведем формулу для

 

определения

Qср в любой точке сплошного

перекрытия.

 

 

 

 

Pj

и

Pj ,

передаваемые гидроопо­

Заменим, как и прежде, усилия

рами механизированной крепи,

их равнодействующей

0

и расположим

начало координат в точке

 

ее приложения (см. рис. 3.4).

Ось х напра­

вим вдоль балки, а ось

у

 

-

перпендикулярно к оси х.

 

Обозначим через Xj

и

Х£

координаты точек контакта балочного

перекрытия с кровлей ( х } < 0, х2 > 0 ),

через

Qj

и

0 2

- усилия в этих

точках контактов и через

 

а

и

Ь

-

координаты концов балки

(а< О, b > 0).

 

были получены формулы для ровной поверх­

Ранее (см . раздел 2)

 

ности перекрытия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

73


Qm,

r

f — 1

dxj

О[1+ —— In( 1 ----- )].

fcP(x2) ' ~

j 1 ^ _ Xl

1

3

? )

a

„ X9—X

Формулы для определения Qcp при перекрытии с выемкой могут

быть получены аналогичным образом с учетом того, что случайная величина Xj(j^ ) равномерно распределена в интервале [Ь- ,Ь], ([а•,а]).

Они имеют следующий вид (при а > О, Ь > 0):

 

 

Q

г

х2

 

О Г

 

 

/ bi+ Х1VI

'°Р г

 

- b j J

 

2 b - b jL

1

(3.1)

(х,)

Х2 + Х|

V b + X j/ J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q _ )

Х1

dxj

=-

a -a j+ x2ln

'°РК(х? )

а — a:j J хХо2 + Xj

*

а —а

 

 

(3.2)

 

 

 

Результаты расчетов распределения

0

ср

по ширине поддерживав-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мого пространства, произведенных по этим формулам на примере крепи М-87Д, представлены на рис. 3.4. Размеры выемки приняты 50 см

( = 2 0 см, bj = 30 см ).

Из

сопоставления графиков видно, что среднее сопротивление секции

Q ср

на призабойном конце консоли увеличилось в 1,3 раза. Вероят-

ность

же контактирования призабойной части перекрытия увеличилась

Р и с . 3.4. Распределение среднего сопротивления сек­ ций крепи М—87Д по контак­ там в пределах условных участков (без учета рессор­ ной консоли)

Сплошная линия - при ровной поверхности перекры­ тия; пунктир - в случае вы­ емки над междустоечным участком

74


примерно на 15%, с учетом «чего сопротивляемость концов консолей лавокомллекта секций крепи увеличилась в 1,5 раза.

Мы рассмотрели один из путей повышения сопротивляемости при­ забойной консоли жесткого перекрытия. Разумеется, оборудование такого перекрытия дополнительным рессорным или поджимным консоль­ ным элементом нисколько не уменьшит описанного эффекта и будет способствовать повышению сопротивляемости крепи вблизи забоя.

Выявленная возможность повышения сопротивляемости крепи на при­ забойном участке стимулировала постановку вопроса: нельзя ли путем изменения конструкции перекрытий вызвать такое перераспределение сопротивления крепи по ширине поддерживаемого пространства, чтобы без изменения расположения и сопротивления гидроопор увеличилась величина отношения сопротивления призабойной части крепи (располо­ женной от забоя до равнодействующей суммарного сопротивления гид­ роопор) к сопротивлению призавальной части, т.е. нельзя ли добиться такого эффекта, чтобы на большую площадь поддерживаемого прост­ ранства приходилась большая часть сопротивления крепи, а не Ha­ оборот?

ll а первый взгляд этот вопрос может показаться невежественным. Ведь, получив, согласно расчету (см . табл. 2.2 и рис. 2.5), распре­ деление суммарного сопротивления крепи примерно обратно пропор­ циональным расстоянию от концов консоли до равнодействующей сум­ марного сопротивления стоек, мы убедились в том, что известный закон классической механики (величины нагрузок на концах находя­ щегося в равновесии рычага обратно пропорциональны их расстояниям от опоры) является также и законом статистической механики, т.е., несмотря на то, что контакты перекрытия с кровлей расположены не только по концам консолей и в ряде вариантов контактирования на находящихся в пределах более длинной призабойной части перекрытия контактные нагрузки больше, чем на находящихся в пределах приза­ вальной части перекрытия, величина суммарной нагрузки на контак­ тах призабойной части крепи получается больше величины суммарной нагрузки на контактах призавальной части. Однако открывшаяся воз­ можность влиять в результате конструктивных мероприятий на контактируемость и исключать нежелательные варианты контактирования да­ вала основание рассчитывать и на возможность изменения закона ста­ тистического распределения сопротивления механизированной крепи.

Действительно, проинтегрировав выражение (3.1) в пределах изме­ нения Xj от 0 до а

 

 

(3.3)

и приняв длину выемки

(рис. 3.5) равной 60 см (bj

= 60 см ), полу­

чим \2£Qa = 0,535, т.е.

приходящаяся на призабойную

часть доля сум -

75


Р и с . 3.5. К оценке влияния выемки в перекрытии на пе­ рераспределение сопротивле­ ния механизированной крепи Сплошная линия - при ровной поверхности перекры­ тия; пунктир - в случае вы­

емки над междустоечным участком

мерного сопротивления крепи оказалась выше на 33%, чем ранее (см.

табл. 2.2).

Таким образом, применение перекрытия с выемкой, распространяю­ щейся от равнодействующей суммарного сопротивления гидроопор в сто­

рону завала (см . рис.

3 .5), или иного конструктивного решения

(см .,

например,

рис. 3 .4),

позволяющего резко снизить вероятность

контак­

тирования

крепи с кровлей на рассматриваемом участке, дает

возмож­

ность перераспределить сопротивление лавокомплекта секций крепи по ширине поддерживаемого пространства в сторону повышения на приза­ бойном участке. Необходимо отметить, что такое решение имеет свои преимущества по сравнению с приемом перераспределения сопротив­ ления гидроопор секции крепи. Обладая большей простотой и доступностью оно позволяет наряду с повышением сопротивляемости призабойной час­

ти крепи не понизить (см. рис.

3 .4),

а сохранить (или повысить) со­

противляемость задних консолей

(см.

рис. 3.5).

3. 1. 2. Сравнительная оценка сопротивляемости механизированных крепей различных конструкций на призабойном участке

Громоздкость вычислений, связанных с применением приема перебора всех возможных вариантов контактирования при оценке рас­ пределения сопротивления механизированных крепей с плитовыми пере­ крытиями секций, обусловила целесообразность решения этим способом лишь упомянутых выше принципиальных задач. Для массовой же оценки сопротивляемости механизированных крепей различных конструкций была применена ЭЦВМ "Р азд ан ^ ' и использованы описанная выше ве­ роятностная модель (см . 1.2) и программа (см. 2.3).

Была исследована 31 отечественная и забурежная конструкция меха­ низированных крепей. В их число вошли серийные механизированные крепи, опытно-промышленные образцы крепей, некоторые применяемые

76


ранее в шахтных условиях и планируемые к такому применению кон­ струкции; исследовался также ряд предполагаемых конструкций в целях выявления влияния изменения параметров перекрытий и соотношения сопротивлений гидроопор на распределение сопротивления механизиро­ ванных крепей и вероятность контактирования перекрытия с кровлей по ширине лавы.

Для каждого из вариантов строились графики изменешш вероят­ ности контактирования и графики распределения суммарного сопро­ тивления крепи по ширине поддерживаемого пространства в пределах жестких базовых частей перекрытий. Некоторые из этих графиков представлены на рис. 3.6 - 3.13.

Из рассмотрения этих графиков, полученных путем применения новой вероятностной модели и методики определения вероятностных характеристик, следуют те же принципиальные выводы, что и сделан­ ные ранее. Так, сопротивление механизированных крепей, имеющих как сплошные жесткие, так и составные базовые части перекрытий, рас­ пределяется по ширине поддерживаемого пространства неравномерно. Минимальное сопротивление крепи оказывают вблизи забоя. Это же относится и к изменению вероятностей контактирования участков по длине перекрытий.

Сопоставление графиков, изображенных на рис. 3.6 - 3 .8,

подтвер­

ждает сделанный ранее вывод, .что вызываемое изменением

соотно­

шения сопротивления гидроопор перемещение равнодействующей сопро­ тивления секции в сторону забоя позволяет поднять вероятность кон­ тактирования перекрытий и сопротивления крепи на призабойном участ­ ке, в связи с чем весьма перспективным средством улучшения состоя­ ния кровли при применении механизированных крепей будут мероприятия, направленные на приближение равнодействующей сопротивления секции крепи к забою (изменение соотношения сопротивлений гидроопор, при­ менение одностоечных секций). При применении более совершенной ве­ роятностной модели на ЭЦВМ подтвержден также ранее сделанный вы­ вод о том, что максимальное, но не абсолютно равномерное распреде­ ление сопротивления крепи по ширине поддерживаемого пространства достигается при расположении равнодействующей суммарного сопро­ тивления гидроопор посредине жесткого перекрытия.

Из сопоставления графиков, представленных на рис. 3.12 и 3.13, видно, что распределение сопротивления механизированных крепей с составными (шарнирными) перекрытиями также зависит от расположе­

ния гидроопор под

перекрытием, т.е. от соотношения

длин передних

и задних консолей

составных частей перекрытия. Чем

менее это от­

ношение, тем равномерней распределяет крепь сопротивление по ши­ рине поддерживаемого пространства. Сопоставление этих графиков поз­ воляет убедиться в том , что при перекрытиях принципиально одинако­ вой конструктивной схемы (составных шарнирных) крепь "Донбасс" рас­ пределяет сопротивление по ширине поддерживаемого пространства зна­ чительно равномернее, чем крепь М-101Д, и развивает сопротивление на призабойном участке в несколько раз выше.

Результаты произведенной вероятностной оценки контактного взаи­ модействия с кровлей различных вариантов конструкций крепей для

77