Файл: Казьмин, В. М. Вероятностный метод анализа контактного взаимодействия забойных крепей с боковыми породами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
несколько участков этой части. Очевидно, наиболее целесообразно будет сделать это за счет участка 1 левой части перекрытия, распо ложенного над междустоечной частью секции. Если допустить, что участок 1 левой части перекрытия отсутствует, то вероятность кон тактирования оставшихся четырех участков составит Pj = 1/4 = 0,25,
а доля сопротивления крепи на призабойном участке 5 при отсутствии первых участков левой и правой частей перекрытия составит: =
= 0,304-0,25 = 0,076, т.е. повысится по сравнению с первоначальной примерно в 1,6 раза.
Таким образом, повысить сопротивляемость жестких консолей на призабойном участке можно путем исключения контактирования с кров лей части перекрытия секций, расположенной вблизи середины междустоечного участка (при равном номинальном сопротивлении гидроопор); чем далее эта часть будет выходить за точку приложения равнодей ствующей суммарного сопротивления гидроопор в противоположную от забоя сторону, тем более будет увеличиваться среднее сопротивление концов передних консолей при контакте их с кровлей, а чем далее бу дет распространяться эта часть от точки приложения равнодействую щей в сторону забоя, тем больше будет вероятность контактирования конца консолей с неровностями кровли.
Исключить (или практически исключить) часть перекрытия от ак тивного контактирования с кровлей можно, например, выполнив пере крытие с выемкой, распространяющейся по всей ширине перекрытия
(рис. 3.4).
Разобрав путем перебора вариантов контактирования механизм влияния контактируемости перекрытия на сопротивляемость призабойного участка консоли и выявив пути повышения его сопротивляемости, по кажем теперь, как оценить изменение в распределении сопротивляемости крепи по всей ширине поддерживаемого пространства при применении
перекрытия с выемкой, не |
прибегая к разделению перекрытия на участки. |
||||||||||
Выведем формулу для |
|
определения |
Qср в любой точке сплошного |
||||||||
перекрытия. |
|
|
|
|
Pj |
и |
Pj , |
передаваемые гидроопо |
|||
Заменим, как и прежде, усилия |
|||||||||||
рами механизированной крепи, |
их равнодействующей |
0 |
и расположим |
||||||||
начало координат в точке |
|
ее приложения (см. рис. 3.4). |
Ось х напра |
||||||||
вим вдоль балки, а ось |
у |
|
- |
перпендикулярно к оси х. |
|
||||||
Обозначим через Xj |
и |
Х£ |
координаты точек контакта балочного |
||||||||
перекрытия с кровлей ( х } < 0, х2 > 0 ), |
через |
Qj |
и |
0 2 |
- усилия в этих |
||||||
точках контактов и через |
|
а |
и |
Ь |
- |
координаты концов балки |
|||||
(а< О, b > 0). |
|
были получены формулы для ровной поверх |
|||||||||
Ранее (см . раздел 2) |
|
||||||||||
ности перекрытия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
73
Qm, |
r |
f — 1 |
dxj |
О[1+ —— In( 1 ----- )]. |
fcP(x2) ' ~ |
j 1 ^ _ Xl |
1 |
3 |
|
? ) |
a |
„ X9—X |
Формулы для определения Qcp при перекрытии с выемкой могут
быть получены аналогичным образом с учетом того, что случайная величина Xj(j^ ) равномерно распределена в интервале [Ь- ,Ь], ([а•,а]).
Они имеют следующий вид (при а > О, Ь > 0):
|
|
Q |
г |
х2 |
|
О Г |
|
|
/ bi+ Х1VI |
'°Р г |
|
- b j J |
|
2 b - b jL |
1 • |
(3.1) |
|||
(х,) |
Х2 + Х| |
V b + X j/ J |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Q _ ) |
Х1 |
dxj |
=- |
a -a j+ x2ln |
||
'°РК(х? ) |
а — a:j J хХо2 + Xj |
* |
а —а |
|
|
(3.2) |
|||
|
|
|
|||||||
Результаты расчетов распределения |
0 |
ср |
по ширине поддерживав- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мого пространства, произведенных по этим формулам на примере крепи М-87Д, представлены на рис. 3.4. Размеры выемки приняты 50 см
( = 2 0 см, bj = 30 см ).
Из |
сопоставления графиков видно, что среднее сопротивление секции |
Q ср |
на призабойном конце консоли увеличилось в 1,3 раза. Вероят- |
ность |
же контактирования призабойной части перекрытия увеличилась |
Р и с . 3.4. Распределение среднего сопротивления сек ций крепи М—87Д по контак там в пределах условных участков (без учета рессор ной консоли)
Сплошная линия - при ровной поверхности перекры тия; пунктир - в случае вы емки над междустоечным участком
74
примерно на 15%, с учетом «чего сопротивляемость концов консолей лавокомллекта секций крепи увеличилась в 1,5 раза.
Мы рассмотрели один из путей повышения сопротивляемости при забойной консоли жесткого перекрытия. Разумеется, оборудование такого перекрытия дополнительным рессорным или поджимным консоль ным элементом нисколько не уменьшит описанного эффекта и будет способствовать повышению сопротивляемости крепи вблизи забоя.
Выявленная возможность повышения сопротивляемости крепи на при забойном участке стимулировала постановку вопроса: нельзя ли путем изменения конструкции перекрытий вызвать такое перераспределение сопротивления крепи по ширине поддерживаемого пространства, чтобы без изменения расположения и сопротивления гидроопор увеличилась величина отношения сопротивления призабойной части крепи (располо женной от забоя до равнодействующей суммарного сопротивления гид роопор) к сопротивлению призавальной части, т.е. нельзя ли добиться такого эффекта, чтобы на большую площадь поддерживаемого прост ранства приходилась большая часть сопротивления крепи, а не Ha оборот?
ll а первый взгляд этот вопрос может показаться невежественным. Ведь, получив, согласно расчету (см . табл. 2.2 и рис. 2.5), распре деление суммарного сопротивления крепи примерно обратно пропор циональным расстоянию от концов консоли до равнодействующей сум марного сопротивления стоек, мы убедились в том, что известный закон классической механики (величины нагрузок на концах находя щегося в равновесии рычага обратно пропорциональны их расстояниям от опоры) является также и законом статистической механики, т.е., несмотря на то, что контакты перекрытия с кровлей расположены не только по концам консолей и в ряде вариантов контактирования на находящихся в пределах более длинной призабойной части перекрытия контактные нагрузки больше, чем на находящихся в пределах приза вальной части перекрытия, величина суммарной нагрузки на контак тах призабойной части крепи получается больше величины суммарной нагрузки на контактах призавальной части. Однако открывшаяся воз можность влиять в результате конструктивных мероприятий на контактируемость и исключать нежелательные варианты контактирования да вала основание рассчитывать и на возможность изменения закона ста тистического распределения сопротивления механизированной крепи.
Действительно, проинтегрировав выражение (3.1) в пределах изме нения Xj от 0 до а
|
|
(3.3) |
и приняв длину выемки |
(рис. 3.5) равной 60 см (bj |
= 60 см ), полу |
чим \2£Qa = 0,535, т.е. |
приходящаяся на призабойную |
часть доля сум - |
75
Р и с . 3.5. К оценке влияния выемки в перекрытии на пе рераспределение сопротивле ния механизированной крепи Сплошная линия - при ровной поверхности перекры тия; пунктир - в случае вы
емки над междустоечным участком
мерного сопротивления крепи оказалась выше на 33%, чем ранее (см.
табл. 2.2).
Таким образом, применение перекрытия с выемкой, распространяю щейся от равнодействующей суммарного сопротивления гидроопор в сто
рону завала (см . рис. |
3 .5), или иного конструктивного решения |
(см ., |
|
например, |
рис. 3 .4), |
позволяющего резко снизить вероятность |
контак |
тирования |
крепи с кровлей на рассматриваемом участке, дает |
возмож |
ность перераспределить сопротивление лавокомплекта секций крепи по ширине поддерживаемого пространства в сторону повышения на приза бойном участке. Необходимо отметить, что такое решение имеет свои преимущества по сравнению с приемом перераспределения сопротив ления гидроопор секции крепи. Обладая большей простотой и доступностью оно позволяет наряду с повышением сопротивляемости призабойной час
ти крепи не понизить (см. рис. |
3 .4), |
а сохранить (или повысить) со |
противляемость задних консолей |
(см. |
рис. 3.5). |
3. 1. 2. Сравнительная оценка сопротивляемости механизированных крепей различных конструкций на призабойном участке
Громоздкость вычислений, связанных с применением приема перебора всех возможных вариантов контактирования при оценке рас пределения сопротивления механизированных крепей с плитовыми пере крытиями секций, обусловила целесообразность решения этим способом лишь упомянутых выше принципиальных задач. Для массовой же оценки сопротивляемости механизированных крепей различных конструкций была применена ЭЦВМ "Р азд ан ^ ' и использованы описанная выше ве роятностная модель (см . 1.2) и программа (см. 2.3).
Была исследована 31 отечественная и забурежная конструкция меха низированных крепей. В их число вошли серийные механизированные крепи, опытно-промышленные образцы крепей, некоторые применяемые
76
ранее в шахтных условиях и планируемые к такому применению кон струкции; исследовался также ряд предполагаемых конструкций в целях выявления влияния изменения параметров перекрытий и соотношения сопротивлений гидроопор на распределение сопротивления механизиро ванных крепей и вероятность контактирования перекрытия с кровлей по ширине лавы.
Для каждого из вариантов строились графики изменешш вероят ности контактирования и графики распределения суммарного сопро тивления крепи по ширине поддерживаемого пространства в пределах жестких базовых частей перекрытий. Некоторые из этих графиков представлены на рис. 3.6 - 3.13.
Из рассмотрения этих графиков, полученных путем применения новой вероятностной модели и методики определения вероятностных характеристик, следуют те же принципиальные выводы, что и сделан ные ранее. Так, сопротивление механизированных крепей, имеющих как сплошные жесткие, так и составные базовые части перекрытий, рас пределяется по ширине поддерживаемого пространства неравномерно. Минимальное сопротивление крепи оказывают вблизи забоя. Это же относится и к изменению вероятностей контактирования участков по длине перекрытий.
Сопоставление графиков, изображенных на рис. 3.6 - 3 .8, |
подтвер |
ждает сделанный ранее вывод, .что вызываемое изменением |
соотно |
шения сопротивления гидроопор перемещение равнодействующей сопро тивления секции в сторону забоя позволяет поднять вероятность кон тактирования перекрытий и сопротивления крепи на призабойном участ ке, в связи с чем весьма перспективным средством улучшения состоя ния кровли при применении механизированных крепей будут мероприятия, направленные на приближение равнодействующей сопротивления секции крепи к забою (изменение соотношения сопротивлений гидроопор, при менение одностоечных секций). При применении более совершенной ве роятностной модели на ЭЦВМ подтвержден также ранее сделанный вы вод о том, что максимальное, но не абсолютно равномерное распреде ление сопротивления крепи по ширине поддерживаемого пространства достигается при расположении равнодействующей суммарного сопро тивления гидроопор посредине жесткого перекрытия.
Из сопоставления графиков, представленных на рис. 3.12 и 3.13, видно, что распределение сопротивления механизированных крепей с составными (шарнирными) перекрытиями также зависит от расположе
ния гидроопор под |
перекрытием, т.е. от соотношения |
длин передних |
и задних консолей |
составных частей перекрытия. Чем |
менее это от |
ношение, тем равномерней распределяет крепь сопротивление по ши рине поддерживаемого пространства. Сопоставление этих графиков поз воляет убедиться в том , что при перекрытиях принципиально одинако вой конструктивной схемы (составных шарнирных) крепь "Донбасс" рас пределяет сопротивление по ширине поддерживаемого пространства зна чительно равномернее, чем крепь М-101Д, и развивает сопротивление на призабойном участке в несколько раз выше.
Результаты произведенной вероятностной оценки контактного взаи модействия с кровлей различных вариантов конструкций крепей для
77