Файл: Казьмин, В. М. Вероятностный метод анализа контактного взаимодействия забойных крепей с боковыми породами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

р

Р и с . 3.6. Распределение по ширине призабойного прост­ ранства вероятностей кон­ тактирования Р и суммарно­ го сопротивления SQ лавокомплекта секций крепи М -87Д в пределах базовой части перекрытий при

Р

Р и с.

3.7.

Распределение по ширине призабойного пространства вероят­

ностей контактирования Р и суммарного сопротивления XQ лавокомплек

та секций

крепи М-87Д в пределах базовой части

перекрытий при Р : р.

= 2 : 1

 

 

1 3

Р и с .

3.8.

Распределение по ширине призабойного

пространства вероят­

ностей контактирования Р и суммарного сопротивления 2Q лавокомплек

та секций крепи М -87Д з пределах базовой части перекрытий при Р , : Р = = 1 : 2 1 2

удобства анализа сведены в табл. 3.2-3.5, в которых исследуемые по­ казатели ( вероятность контактирования, величина сопротивления) от­ несены к участкам поддерживаемой кровли на расстояниях от забоя 1,0; 1,5; 2,0 м. При определении доли сопротивления крепи, прихо­ дящейся на призабойный участок, учитывалось также усилие от рес­ сорных и поджильных консолей.

78

Ри с . 3.9, Распределение по ширине призабойного пространства вероят­ ностей контактирования Р и суммарного сопротивления SQ лавокомплекта секций крепи МК в пределах базовой части перекрытий

Ри с . ЗЛО.Распределение по ширине призабойного пространства вероят­ ностей контактирования Р и суммарного сопротивления 2Q лавокомплек-

та секций крепи МК-97 в пределах базовой части перекрытий

Р и с. 3.11. Распределение по ширине призабойного пространства вероят­ ностей контактирования Р и суммарного сопротивления 2Q лавокомплекта секций крепи М-81 в пределах базовой части перекрытий

79


" w

w

W

w y w

Р и с. 3.12. Распреде­ ление по ширине приза­ бойного пространства вероятностей контакти­ рования и суммарно­ го сопротивления лавокомплекта секций крепи М-101Д

>

Р и с. 3.13. Распреде­ ление по ширине приза­ бойного пространства вероятностей контакти­ рования и суммарно­ го сопротивления лавокомплекта секций крепи "Донбасс" в пре­ делах базовой части перекрытий

В табл. 3.2 приведены данные сопротивляемости на расстоянии 1,5- 2,0 м от забоя для механизированной крепи типа М-87Д, имеющей ши­ рину перекрытия секций от 15 до 90 см, при расположении равнодейст­ вующей сопротивления опор посредине жесткой части перекрытия. Из анализа этой таблицы видно, что ширина перекрытий секции на рас­ пределение суммарного сопротивления крепи по ширине лавы практи­

чески не влияет.

В табл. 3.3 и 3.4 показано количественное изменение исследуемых критериев для крепей М-87Д (равнодействующая - посредине жесткой части перекрытия), МК-97 и МК при изменении величины отношения сопротивлений передней и задней гидроопор. Видно, что при увеличении этого отношения вероятность контактирования и сопротивляемость крепи на призабойных участках увеличивается, а при уменьшении - уменьшается. В особенности это проявляется на ближайшем от забоя участке, где имеет место "всплеск" вероятности контактирования и сопротивляемости крепи: здесь величины Р и A2Q изменяются пример'

80

Т А Б Л И Ц А 3.2

 

 

 

 

Ширина перекры­

Доля сопротивления крепи

Крепь

тия, см

A2Q

на расстоянии от

 

 

забоя

 

 

 

 

1,5 м

 

2,0 м

М-87Д

15

0,128

 

0,279

 

30

0,133

>

0,288

 

45

0,132

 

0,292

 

60

0,132

 

0,283

 

75

0,129

 

0,279

 

90

0,131

 

0,274

П р и м еч а н и е . Значения Р

и A2Q

в этой

и последующих

таблицах приведены только для жестких базовых частей

перекрытий.

 

 

 

 

 

ТА Б Л И Ц А 3 .3

 

 

 

 

 

 

 

Вероятность контактирования

Крепь

 

 

базовой

части перекрытий Р

Р1 / Р2

]1 / ]2

на расстоянии

от забоя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0 м

1,5 м

2,0 м

М-87Д 1,0

1,67

 

 

0,139

0,245

 

2,0

1,22

-

 

0,168

0,284

 

3,4

1,00

-

 

0,192

0,336

 

0,5

2,34

-

 

0,119

0,261

МК

1,0

1,90

0,036

 

0,243

0,590

 

2,0

1,30

0,068

 

0,278

0,680

 

0,5

3,00

0,016

 

0,252

0,573

МК-87

1,0

1,24

0.047

 

0,205

0,309

 

2,0

0,86

0,063

 

0,270

0,357

но прямо пропорционально отношению Pj ./P j

Однако этот участок имеет

небольшую длину, и на его долю приходится незначительная вероят­ ность контактирования и доля сопротивления крепи. При удалении же от забоя на 1,5-2,J м вероятность контактирования изменяется при­ мерно пропорционально корню кубическому от величины отношения

Pj / | а доля суммарного сопротивления лавокомплекта секций крепи-

примерно пропорционально корню квадратному от изменения величины этого отношения.

81

896 6


Т А Б Л И Ц А

3.4

 

 

 

 

 

 

 

Доля сопротивления крепи

Крепь

 

 

A2Q в пределах базовой

P l / P 2

11/12

части перекрытий на расстоя­

 

 

 

нии от

забоя

 

 

 

 

1,0

м

1,5 м

2,0 м

М-87Д

1;0

1,67

-

 

0,061

0,152

 

2,0

1,22

 

0,090

0,240

 

3,4

1,00

-

 

0,132

0,283

 

0,5

2,34

-

 

• 0,025

0,106

МК

1.0

1,90

0,011

0,114

0,534

 

2,0

1,30

0,030

0,137

0,716

 

0,5

3,00

0,003

0,085

0,351

МК-07

1,0

1,24

0,019

0,102

0,280

 

2,0

0,86

0,031

0,147

0,392

ТА Б Л И Ц А

3.5

 

 

 

 

 

Доля сопро­

С опротивлеш ^

Крепь

тивления крепи крепи на 1т/м

A2Q

на

кровли при рас­

 

 

расстоянии от

стоянии

от за­

 

забоя

1,0 м

боя 1,0

м

Проектное со ­ противление крепи, т /м

М-81

0,320

41,0

45,0

МКЭ

0,160

14,5

28,0

"Донбасс"

0,090

12,0

57 Д

МК

0,078

6,4

25,0

М-96

0,068

6,8

30,0

М-100

0,061

5,6

30,0

М-101Д

0,030

3,5

30,0

МК97

0,028

2,8

29,0

М-87Д

0,014

1,9

37,4

Подтвердились сделанные ранее принципиальные выводы об эффектив ности рессорных, жестких и поджимных консолей перекрытий; в то же время моделирование на ЭЦВМ позволило дать количественную оценку сопротивляемости механизированных крепей, имеющих такие перекрытия Так, чрезвычайно низкая сопротивляемость, оказываемая у забоя ме­ ханизированными крепями с рессорными консолями перекрытий, видна из табл. 3.5, где отечественные механизированные крепи расположены в порядке уменьшения доли сопротивляемости, приходящейся на непо­ средственно прилегающий к забою участок кровли шириной 1,0 м.

82


На последнем месте находится серийная механизированная крепь М-87Д, имеющая рессорную консоль с сопротивлением 3,5 т. На пред­

последнем месте оказалась крепь МК-97, где одна из секций комплекта имеет рессорную консоль с сопротивлением 1,5 т, а вторая - шарнир­ ную поджимную консоль с сопротивлением 2,0 т. Выше расположились крепи, имеющие жесткие пассивные консоли, - М-101Д, М-100 и М -06.

Причина этого, как указывалось выше ( см. 3.1,1), заключается в том, что, хотя рессорные консоли гораздо чаще пассивных жестких контак­ тируют своими концами с кровлей, они развивают на призабойном участ­ ке незначительное сопротивление по отношению к общему сопротив­ лению секции, тогда как жесткие консоли, вступив в контакт с кровлей, могут оказать существенное сопротивление на призабойном участке. То же можно сказать и о шарнирных поджимных консолях, если при длине консоли порядка 0,8 м сопротивление в управляющем консолью гидро­ патроне составляет менее 30% сопротивления передней гидроопоры. Так, согласно табл. 3.5, немногим выше, чем при жестких консолях, оказа­ лась сопротивляемость крепи МК, имеющей активные шарнирные кон­ соли, при сопротивлении в управляющих ими гидропатронах, составляю­ щем 32% сопротивления передней гидроопоры.

Выявлено, что требованию в среднем равномерного распределения соп­ ротивления крепи по всей ширине поддерживаемого крепью пространства в максимальной степени отвечает крепь М -81, имеющая жесткое перекрытие с активной шарнирной консолью, при сопротивлении в управляющем кон­ солью гидропатроне, равном сопротивлению гидроопоры, при поддержании призабойного пространства шириной порядка 2,5 м.

Это конструктивное решение и следует признать перспективным при ширине поддерживаемого участка кровли порядка 2,0 м.

Из анализа приведенных таблиц и графике* следует, что при ширине поддерживаемого участка кровли 3,0-3,5 м перспективным с точки зре­ ния равномерности распределения сопротивления крепи является пере­ крытие с шарнирной базовой частью и дополнительными активными кон­ сольными элементами типа крепи "Донбасс".

Однако при проектировании перекрытий такого типа необходимо, что­ бы отношение длин передней и задней консолей забойной части пере­ крытий крепи, а также длин участков перекрытия, расположенных слева

исправа от равнодействующей сопротивления посадочной части пере­ крытия, приближалось к единице. К чему приводит нарушение этого условия, видно на примере крепи М-101Д, находящейся в табл. 3.5 выше крепей, имеющих перекрытия ^рессорными консолями, но ниже крепей, имеющих сплошные жесткие перекрытия. Отношение длин перед­ ней и задней консолей перекрытия этой крепи составляет для забойной

ипосадочной части крепи 3,5:1; из рис. 3.12 видно, что сопротивляе­ мость крепи М-101Д на призабойном участке оказалась незначитель­ ной. Совсем иную картину распределения сопротивления мы видим для крепи •"Донбасс" (см . рис. 3.13), имеющей перекрытие в принципе та­ кого же типа, но с иным соотношением длин передних и задних консо­

лей.

83-


3. 2. Анализ надежности схем крепления забоя' индивидуальной металлической крепью

При переноске индивидуальной крепи известны случаи, когдаснятие верхняка у линии обрушения сопровождается потерей распора и выпадением стойки из-под соседнего, соединенного шарниром со снимаемым верхняка. Упоминание о потере стойками распорных уси­ лий можно встретить и в зарубежной литературе [33].

Автором совместно с В.Г. Раевским и Б.И. Кобзиным проведен ана­ лиз взаимодействия индивидуальной крепи с кровлей в целях выявле­ ния причин упомянутого явления, оценки его влияния на надежность различных схем крепления и разработки мероприятий, исключающих понижение надежности крепи из-за самопроизвольной разгрузки стоек

[19, 3 4 ]. Под надежностью схемы крепления здесь понимается веро­ ятность сохранения в каждой нитке крепи распора стоек в момент перестановки заднего верхняка.

В качестве исходных при вероятностном моделировании процесса контактирования использовались следующие положения:

а)

одиночно стоящий верхняк контактирует с

кровлей в двух мес­

тах (рис. 3.14,а );

 

б)

верхняк, присоединенный при помощи шарнира к отдельно стоя­

щему

''базовому*' верхняку, имеет один контакт с кровлей (рис. 3.14,6);

в)

возникновение всех возможных вариантов

контактирования с

кровлей одинаково вероятно.

Как уже было показано, такая модель отражает основные и наиболее существенные признаки процесса контактирования крепи в условиях прочных непосредственных кровель.

Все возможные варианты контактирования определяются путем раз­ деления верхняка на участки (см. рис. 3.14) при условии, что контакт с кровлей расположен посредине участка. Для выявления сущности механизма взаимодействия на контакте крепи с кровлей достаточно принять, минимально возможное число участков одинаковой длины,-ко­ торое при расположении стойки по паспорту крепления (на расстоянии 1/3 длины от заднего конца верхняка) будет равно 3. Стойка в этом случае будет расположена на границе 1 -го и 2 -го участков (см . рис. - 3.14,а) и варианты контактирования отдельно стоящего верхняка с кровлей будут возможны по 1-му и 2-му, 1-му и 3-му участкам.

Рассмотрим, как влияет на надежность крепления удаление зад­ него верхняка при различных схемах крепи. На рис. 3.14,а видно,что если верхняки не соединены, то снятие одного из них не отразится на условиях взаимодействия с кровлей другого верхняка и не может вызвать каким-либо образом разгружения стоящей под ним стойки. Надежность такой схемы крепления, согласно принятому определению, будет равна единице.

При рассмотрении двух шарнирно-соединенных верхняков будем считать, что сначала был установлен один верхняк со стойкой. После набора стойкой нагрузки установлен консольно второй верхняк. Затем поставлена вторая стойка и после набора ею нагрузки произведено снятие первой стойки с верхняком.

84