Файл: Казьмин, В. М. Вероятностный метод анализа контактного взаимодействия забойных крепей с боковыми породами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
р
Р и с . 3.6. Распределение по ширине призабойного прост ранства вероятностей кон тактирования Р и суммарно го сопротивления SQ лавокомплекта секций крепи М -87Д в пределах базовой части перекрытий при
Р
Р и с. |
3.7. |
Распределение по ширине призабойного пространства вероят |
|
ностей контактирования Р и суммарного сопротивления XQ лавокомплек |
|||
та секций |
крепи М-87Д в пределах базовой части |
перекрытий при Р : р. |
|
= 2 : 1 |
|
|
1 3 |
Р и с . |
3.8. |
Распределение по ширине призабойного |
пространства вероят |
ностей контактирования Р и суммарного сопротивления 2Q лавокомплек
та секций крепи М -87Д з пределах базовой части перекрытий при Р , : Р = = 1 : 2 1 2
удобства анализа сведены в табл. 3.2-3.5, в которых исследуемые по казатели ( вероятность контактирования, величина сопротивления) от несены к участкам поддерживаемой кровли на расстояниях от забоя 1,0; 1,5; 2,0 м. При определении доли сопротивления крепи, прихо дящейся на призабойный участок, учитывалось также усилие от рес сорных и поджильных консолей.
78
Ри с . 3.9, Распределение по ширине призабойного пространства вероят ностей контактирования Р и суммарного сопротивления SQ лавокомплекта секций крепи МК в пределах базовой части перекрытий
Ри с . ЗЛО.Распределение по ширине призабойного пространства вероят ностей контактирования Р и суммарного сопротивления 2Q лавокомплек-
та секций крепи МК-97 в пределах базовой части перекрытий
Р и с. 3.11. Распределение по ширине призабойного пространства вероят ностей контактирования Р и суммарного сопротивления 2Q лавокомплекта секций крепи М-81 в пределах базовой части перекрытий
79
" w |
w |
W |
w y w |
Р и с. 3.12. Распреде ление по ширине приза бойного пространства вероятностей контакти рования и суммарно го сопротивления лавокомплекта секций крепи М-101Д
>
Р и с. 3.13. Распреде ление по ширине приза бойного пространства вероятностей контакти рования и суммарно го сопротивления лавокомплекта секций крепи "Донбасс" в пре делах базовой части перекрытий
В табл. 3.2 приведены данные сопротивляемости на расстоянии 1,5- 2,0 м от забоя для механизированной крепи типа М-87Д, имеющей ши рину перекрытия секций от 15 до 90 см, при расположении равнодейст вующей сопротивления опор посредине жесткой части перекрытия. Из анализа этой таблицы видно, что ширина перекрытий секции на рас пределение суммарного сопротивления крепи по ширине лавы практи
чески не влияет.
В табл. 3.3 и 3.4 показано количественное изменение исследуемых критериев для крепей М-87Д (равнодействующая - посредине жесткой части перекрытия), МК-97 и МК при изменении величины отношения сопротивлений передней и задней гидроопор. Видно, что при увеличении этого отношения вероятность контактирования и сопротивляемость крепи на призабойных участках увеличивается, а при уменьшении - уменьшается. В особенности это проявляется на ближайшем от забоя участке, где имеет место "всплеск" вероятности контактирования и сопротивляемости крепи: здесь величины Р и A2Q изменяются пример'
80
Т А Б Л И Ц А 3.2 |
|
|
|
|
|
Ширина перекры |
Доля сопротивления крепи |
||
Крепь |
тия, см |
A2Q |
на расстоянии от |
|
|
|
забоя |
|
|
|
|
1,5 м |
|
2,0 м |
М-87Д |
15 |
0,128 |
|
0,279 |
|
30 |
0,133 |
> |
0,288 |
|
45 |
0,132 |
|
0,292 |
|
60 |
0,132 |
|
0,283 |
|
75 |
0,129 |
|
0,279 |
|
90 |
0,131 |
|
0,274 |
П р и м еч а н и е . Значения Р |
и A2Q |
в этой |
и последующих |
|||
таблицах приведены только для жестких базовых частей |
||||||
перекрытий. |
|
|
|
|
|
|
ТА Б Л И Ц А 3 .3 |
|
|
|
|
||
|
|
|
Вероятность контактирования |
|||
Крепь |
|
|
базовой |
части перекрытий Р |
||
Р1 / Р2 |
]1 / ]2 |
на расстоянии |
от забоя |
|
||
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
1,0 м |
1,5 м |
2,0 м |
|
М-87Д 1,0 |
1,67 |
|
|
0,139 |
0,245 |
|
|
2,0 |
1,22 |
- |
|
0,168 |
0,284 |
|
3,4 |
1,00 |
- |
|
0,192 |
0,336 |
|
0,5 |
2,34 |
- |
|
0,119 |
0,261 |
МК |
1,0 |
1,90 |
0,036 |
|
0,243 |
0,590 |
|
2,0 |
1,30 |
0,068 |
|
0,278 |
0,680 |
|
0,5 |
3,00 |
0,016 |
|
0,252 |
0,573 |
МК-87 |
1,0 |
1,24 |
0.047 |
|
0,205 |
0,309 |
|
2,0 |
0,86 |
0,063 |
|
0,270 |
0,357 |
но прямо пропорционально отношению Pj ./P j |
Однако этот участок имеет |
небольшую длину, и на его долю приходится незначительная вероят ность контактирования и доля сопротивления крепи. При удалении же от забоя на 1,5-2,J м вероятность контактирования изменяется при мерно пропорционально корню кубическому от величины отношения
Pj / | а доля суммарного сопротивления лавокомплекта секций крепи-
примерно пропорционально корню квадратному от изменения величины этого отношения.
81
896 6
Т А Б Л И Ц А |
3.4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля сопротивления крепи |
|||
Крепь |
|
|
A2Q в пределах базовой |
|||
P l / P 2 |
11/12 |
части перекрытий на расстоя |
||||
|
|
|
нии от |
забоя |
|
|
|
|
|
1,0 |
м |
1,5 м |
2,0 м |
М-87Д |
1;0 |
1,67 |
- |
|
0,061 |
0,152 |
|
2,0 |
1,22 |
|
0,090 |
0,240 |
|
|
3,4 |
1,00 |
- |
|
0,132 |
0,283 |
|
0,5 |
2,34 |
- |
|
• 0,025 |
0,106 |
МК |
1.0 |
1,90 |
0,011 |
0,114 |
0,534 |
|
|
2,0 |
1,30 |
0,030 |
0,137 |
0,716 |
|
|
0,5 |
3,00 |
0,003 |
0,085 |
0,351 |
|
МК-07 |
1,0 |
1,24 |
0,019 |
0,102 |
0,280 |
|
|
2,0 |
0,86 |
0,031 |
0,147 |
0,392 |
|
ТА Б Л И Ц А |
3.5 |
|
|
|
|
|
Доля сопро |
С опротивлеш ^ |
|||
Крепь |
тивления крепи крепи на 1т/м |
||||
A2Q |
на |
кровли при рас |
|||
|
|||||
|
расстоянии от |
стоянии |
от за |
||
|
забоя |
1,0 м |
боя 1,0 |
м |
Проектное со противление крепи, т /м
М-81 |
0,320 |
41,0 |
45,0 |
МКЭ |
0,160 |
14,5 |
28,0 |
"Донбасс" |
0,090 |
12,0 |
57 Д |
МК |
0,078 |
6,4 |
25,0 |
М-96 |
0,068 |
6,8 |
30,0 |
М-100 |
0,061 |
5,6 |
30,0 |
М-101Д |
0,030 |
3,5 |
30,0 |
МК97 |
0,028 |
2,8 |
29,0 |
М-87Д |
0,014 |
1,9 |
37,4 |
Подтвердились сделанные ранее принципиальные выводы об эффектив ности рессорных, жестких и поджимных консолей перекрытий; в то же время моделирование на ЭЦВМ позволило дать количественную оценку сопротивляемости механизированных крепей, имеющих такие перекрытия Так, чрезвычайно низкая сопротивляемость, оказываемая у забоя ме ханизированными крепями с рессорными консолями перекрытий, видна из табл. 3.5, где отечественные механизированные крепи расположены в порядке уменьшения доли сопротивляемости, приходящейся на непо средственно прилегающий к забою участок кровли шириной 1,0 м.
82
На последнем месте находится серийная механизированная крепь М-87Д, имеющая рессорную консоль с сопротивлением 3,5 т. На пред
последнем месте оказалась крепь МК-97, где одна из секций комплекта имеет рессорную консоль с сопротивлением 1,5 т, а вторая - шарнир ную поджимную консоль с сопротивлением 2,0 т. Выше расположились крепи, имеющие жесткие пассивные консоли, - М-101Д, М-100 и М -06.
Причина этого, как указывалось выше ( см. 3.1,1), заключается в том, что, хотя рессорные консоли гораздо чаще пассивных жестких контак тируют своими концами с кровлей, они развивают на призабойном участ ке незначительное сопротивление по отношению к общему сопротив лению секции, тогда как жесткие консоли, вступив в контакт с кровлей, могут оказать существенное сопротивление на призабойном участке. То же можно сказать и о шарнирных поджимных консолях, если при длине консоли порядка 0,8 м сопротивление в управляющем консолью гидро патроне составляет менее 30% сопротивления передней гидроопоры. Так, согласно табл. 3.5, немногим выше, чем при жестких консолях, оказа лась сопротивляемость крепи МК, имеющей активные шарнирные кон соли, при сопротивлении в управляющих ими гидропатронах, составляю щем 32% сопротивления передней гидроопоры.
Выявлено, что требованию в среднем равномерного распределения соп ротивления крепи по всей ширине поддерживаемого крепью пространства в максимальной степени отвечает крепь М -81, имеющая жесткое перекрытие с активной шарнирной консолью, при сопротивлении в управляющем кон солью гидропатроне, равном сопротивлению гидроопоры, при поддержании призабойного пространства шириной порядка 2,5 м.
Это конструктивное решение и следует признать перспективным при ширине поддерживаемого участка кровли порядка 2,0 м.
Из анализа приведенных таблиц и графике* следует, что при ширине поддерживаемого участка кровли 3,0-3,5 м перспективным с точки зре ния равномерности распределения сопротивления крепи является пере крытие с шарнирной базовой частью и дополнительными активными кон сольными элементами типа крепи "Донбасс".
Однако при проектировании перекрытий такого типа необходимо, что бы отношение длин передней и задней консолей забойной части пере крытий крепи, а также длин участков перекрытия, расположенных слева
исправа от равнодействующей сопротивления посадочной части пере крытия, приближалось к единице. К чему приводит нарушение этого условия, видно на примере крепи М-101Д, находящейся в табл. 3.5 выше крепей, имеющих перекрытия ^рессорными консолями, но ниже крепей, имеющих сплошные жесткие перекрытия. Отношение длин перед ней и задней консолей перекрытия этой крепи составляет для забойной
ипосадочной части крепи 3,5:1; из рис. 3.12 видно, что сопротивляе мость крепи М-101Д на призабойном участке оказалась незначитель ной. Совсем иную картину распределения сопротивления мы видим для крепи •"Донбасс" (см . рис. 3.13), имеющей перекрытие в принципе та кого же типа, но с иным соотношением длин передних и задних консо
лей.
83-
3. 2. Анализ надежности схем крепления забоя' индивидуальной металлической крепью
При переноске индивидуальной крепи известны случаи, когдаснятие верхняка у линии обрушения сопровождается потерей распора и выпадением стойки из-под соседнего, соединенного шарниром со снимаемым верхняка. Упоминание о потере стойками распорных уси лий можно встретить и в зарубежной литературе [33].
Автором совместно с В.Г. Раевским и Б.И. Кобзиным проведен ана лиз взаимодействия индивидуальной крепи с кровлей в целях выявле ния причин упомянутого явления, оценки его влияния на надежность различных схем крепления и разработки мероприятий, исключающих понижение надежности крепи из-за самопроизвольной разгрузки стоек
[19, 3 4 ]. Под надежностью схемы крепления здесь понимается веро ятность сохранения в каждой нитке крепи распора стоек в момент перестановки заднего верхняка.
В качестве исходных при вероятностном моделировании процесса контактирования использовались следующие положения:
а) |
одиночно стоящий верхняк контактирует с |
кровлей в двух мес |
тах (рис. 3.14,а ); |
|
|
б) |
верхняк, присоединенный при помощи шарнира к отдельно стоя |
|
щему |
''базовому*' верхняку, имеет один контакт с кровлей (рис. 3.14,6); |
|
в) |
возникновение всех возможных вариантов |
контактирования с |
кровлей одинаково вероятно.
Как уже было показано, такая модель отражает основные и наиболее существенные признаки процесса контактирования крепи в условиях прочных непосредственных кровель.
Все возможные варианты контактирования определяются путем раз деления верхняка на участки (см. рис. 3.14) при условии, что контакт с кровлей расположен посредине участка. Для выявления сущности механизма взаимодействия на контакте крепи с кровлей достаточно принять, минимально возможное число участков одинаковой длины,-ко торое при расположении стойки по паспорту крепления (на расстоянии 1/3 длины от заднего конца верхняка) будет равно 3. Стойка в этом случае будет расположена на границе 1 -го и 2 -го участков (см . рис. - 3.14,а) и варианты контактирования отдельно стоящего верхняка с кровлей будут возможны по 1-му и 2-му, 1-му и 3-му участкам.
Рассмотрим, как влияет на надежность крепления удаление зад него верхняка при различных схемах крепи. На рис. 3.14,а видно,что если верхняки не соединены, то снятие одного из них не отразится на условиях взаимодействия с кровлей другого верхняка и не может вызвать каким-либо образом разгружения стоящей под ним стойки. Надежность такой схемы крепления, согласно принятому определению, будет равна единице.
При рассмотрении двух шарнирно-соединенных верхняков будем считать, что сначала был установлен один верхняк со стойкой. После набора стойкой нагрузки установлен консольно второй верхняк. Затем поставлена вторая стойка и после набора ею нагрузки произведено снятие первой стойки с верхняком.
84