Файл: Казьмин, В. М. Вероятностный метод анализа контактного взаимодействия забойных крепей с боковыми породами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
ZO t) час
a
Р и с . 3.15. Изменение сопро тивления призабойных стоек индивидуальной крепи во вре мя снятия верхняка у линии обрушения
В результате проведен ных аналитических и шахт ных исследований становит ся очевидным, что при при менении шарнирносоединен ных верхняков надежность крепления резко снижается.
Надежной, с точки зре ния сохранения распорных усилий стоек при перенос ке верхняков, является схема крепления несоединеннымиверхняками (см.рис. 3.14,а ). Поэтому там, пн' консольное закрепление кров
ли непосредственно за выемочной машиной не вызывается необхо димостью, целесообразно ориентироваться на применение этой схемы.
При необходимости консольного закрепления кровли и соединения верхняков в шарнирах следует применять трехрядную схему крепи, при которой вероятность потери стойками распора меньше, чем при двухрядной.
По-видимому, решением, которое бы позволило сохранить достоин ства схемы крепления несоединенными верхняками и существенно умень шить (а в ряде условий и исключить) недостатки рассмотренных схем, является применение верхняков с двойным шарниром (см . рис. 3. 14,е). Конструкция такого верхняка (тип В20К) разработана Институтом горного дела им. А.А. Скочинского совместно с Дружковским маши ностроительным заводом им. 50-летия Советской Украины. Отличи тельная особенность этого верхняка по сравнению с предлагаемыми ранее конструкциями с двойным шарниром — возможность консоль ного его закрепления при помощи штырей-клиньев. Лабораторные ис пытания опытных образцов показали, что верхняки В20К работоспо собны ) 36].
4.ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ И ОБОСНОВАНИИ РАСЧЕТНЫХ СХЕМ ВЕРХНЯКОВ И ПЕРЕКРЫТИИ
4. 1. Установление оптимальной величины расчетного пролета верхняков индивидуальной крепи
Несколько лет назад создалось положение, когда на каждые 6-7 металлических стоек индивидуальной шахтной крепи приходился лишь один металлический верхняк. Необходимость применения в комп
лекте с металлическими стойками деревянных верхняков и устанавливае мых у груди забоя дополнительных стоек снижала эффективность и сдер живала развитие прогрессивной технологии узкозахватной выемки угля.
Одним из препятствий оснащению очистных забоев металлическими верхняками было то обстоятельство, что ежегодно терялось около 70% выпускаемых промышленностью верхняков. Основной причиной высоких потерь верхняков была их деформация,
Верхняки индивидуальной забойной крегш должны, как известно, от вечать двум основным взаимно противоречащим требованиям - быть достаточно прочными и не иметь большого веса. Один из путей удов летворения этих условий при конструировании металлических верхня ков - сознательное допущение, вероятности остаточных деформаций при наиболее невыгодном случае контактирования верхняков с кровлей в двух местах вблизи концов, В этом случае при расчете верхняка на • прочность в пределах упругих деформаций расчетная длина верхняка может приниматься меньше фактической его длины, что позволяет зна чительно уменьшить вес конструкции.
Однако долгое время вопрос о рациональной величине расчетного пролета оставался открытым.
Дискутируемые в течение ряда лет различные точки зрения о вели чине расчетного пролета (0,5 м независимо от длины верхняка, 90% от общей длины верхняка) и наконец предложенное в качестве компро мисса решение определять расчетную длину из соотношения
(4Д )
где L - длина верхняка по осям шарниров, основывались на умозритель ных заключениях и не отражали стремления найти оптимальное решение вопросов прочности* веса, унификации.
9!
Р и с . 4.1. К установлению величины расчетного проле та верхняков индивидуальной крепи (М)
1 - 0,70; 2 - 0,75; 3 - 0,80; 4 - 0,90; 5 - 1,0; 6 - 1,25
I
Задача определения рационального-расчетного пролета верхняков, при котором потери из-за возможных остаточных деформаций не пре вышали бы экономически оправдываемой величины, довольно сложная. Наиболее полно она могла бы быть решена в результате проведения большого объема шахтных исследований в различных горно-геологичес ких условиях и глубокого технико-экономического анализа, что требо вало времени. В связи с создавшимся положением необходимо было предложить достаточно обоснованную величину расчетного пролета для конструирования верхняков повышенной надежности немедленно.
В этой обстановке наиболее целесообразным оказался предложенный автором следующий путь решения задачи [ 16]:
а) с помощью вероятностных характеристик режима работы верхня ков оценить уровень надежности верхняков применяемых конструкций, среднемесячные потери которых составляли 6,4%;
б) определить тот уровень надежности, при котором среднемесяч ные потери верхняков не превышали бы норматива (4% );,
в) найти величину расчетного пролета, при котором можно было бы обеспечить необходимый уровень надежности.
Поставленная задача была решена следующим образом.
1. Построены графики зависимостей вероятности надежной работы от величины расчетного пролета (графики режима работы) для верх няков различной длины (рис. 4 .1).
2. По графикам были определены значения вероятности надежной работы верхняков различных типоразмеров при расчетном пролете0,5м (см. пунктирные линии), которые занесены в соответствующие графы табл. 4.1.
3. Определены (см. табл. 4.1) средневзвешенная вероятность ра боты в пределах упругих деформаций верхняков всех типоразмеров, выпущенных машиностроительным заводом в течение ряда лет, и сред немесячные их потери в типичных условиях применения. Из табл. 4.1 видно, что значение средневзвешенной вероятности надежной работы в
92
течение 4 лет - величина стабильная, составляющая в среднем 0,71 , а среднемесячные потери также колеблются в незначительных пределах и составляют в среднем 6,4%.
4. На графике (см . рис. 4.1) определена точка с координатами: по оси абсцисс, равная величине расчетного пролета (0,5 м ), а по оси ординат - определенному выше значению средневзвешенной вероятности (0,71). В данном случае практически через эту точку проходит кривая упомянутой выше зависимости, соответствующая длине верхняка 1,0 м. В связи с этим дальнейшее решение задачи свелось к определению расчетного пролета, при котором потери верхняков длиной 1,0 м по причине деформации балки не превышали нормативных.
Если бы найденная точка находилась на значительном расстоянии от имеющихся графиков зависимостей, необходимо было бы построить вспомогательный график, проходящий через эту точку или в непосред ственной близости от нее.
5. График, проходящий через найденную точку (в данном случае соответствующий длине верхняка 1,0 м ), в пределах практически воз можных величин расчетного пролета был аппроксимирован прямой ли
нией, |
описываемой уравнением |
|
|
|||
Р = Ро + К 1р. |
. |
(4 -2> |
||||
где Р |
- вероятность надежной работы |
в пределах упругих деформаций |
||||
Р |
|
(безразмерная величина); 1р - |
расчетный пролет верхняка, |
м; |
||
о |
= 0,27;, |
К = 0,86, 1/м. |
|
|
||
|
|
' |
’ |
|
|
|
6. Определена вероятность деформации верхняка |
|
|||||
р д. 1 - |
р , |
|
|
|
||
Р0 - 1 - |
{0,27 + 0,86 ]р) - 0,73-0,86 1р. |
|
(4-3) |
7. Поскольку естественно предположить, что потери верхняков из-за деформаций прямо пропорциональны вероятности их деформаций, состав лено отношение
^0.73-^0,86 Гр(ф)
П„ " 0,73- 0,861р(н) ' |
(4-4) |
где Пф - фактические среднемесячные потери; Пд - нормативные сред
немесячные потери;, ] ^ - фактический расчетный пролет, при ко тором имеют место фактические среднемесячные потери; ^р (н) “ Р30-
четный пролет, при котором ожидаются потери, не превышающие нор мативных.
Поскольку отношение фактических и нормативных потерь извест но (6,4:4 = 1,6%), а также известна расчетная длина, при которой им> -
93
|
Т А Б Л И Ц А |
4.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
личной |
длины с прямой |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р = 0,8, пересекли эту |
||||
|
|
Расчет- |
Веро - |
|
1963 г. |
|
|
1964 г. |
|
|
1965 г. |
|
|
|
1966 г. |
|
ось в точках, соответ |
|||||||||||||
|
|
нал дли |
ят— |
коли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ствующих значениям рас |
||||||
|
|
|
|
сред |
коли |
|
сред |
|
КОЛИ- |
|
сред - |
КОЛИ- |
|
|
средне- |
четной длины верхняков. |
||||||||||||||
Длина, на, мм |
|
ность |
|
Рср |
|
|
Р |
Р |
|
|||||||||||||||||||||
мм |
|
|
|
|
рабо |
чество, |
|
неме чест Рср |
неме |
|
чество, |
ср |
неме- |
чество, |
ср |
месяч- |
|
9. |
Полученные значе |
|||||||||||
|
|
|
|
|
ты в |
шт. |
|
|
сячные во,шт. |
|
сячные |
|
шт. |
|
сячные шт. |
|
|
ные по - |
ния расчетной |
длины для |
||||||||||
|
|
|
|
|
упру |
|
|
|
поте |
|
|
|
поте- |
|
|
|
|
поте- |
|
|
|
|
тери,% |
принятых к производству |
||||||
|
|
|
|
|
гой |
|
|
|
ри,% |
|
|
|
ри,% |
|
|
|
|
ри,% |
|
|
|
|
|
|
|
типоразмеров |
верхняков |
|||
|
|
|
|
|
стадии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сведены в табл. 4.2. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из анализа этой таб |
||||
|
|
|
|
|
_Е___ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лицы следует, что расчет |
||||||
700 |
|
500 |
|
0,87 |
1401 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
2093 |
|
|
|
2082 |
|
|
|
|
11673 |
|
|
|
|
ную длину верхняка мож |
||||||||||||
750 |
|
500 |
|
0,85 |
2790 |
0,72 |
6,8 |
13870 |
0 ,71 |
6.4' |
|
|
|
|
|
|
0,72 |
6,3 |
но определить из соотно - |
|||||||||||
|
|
|
9045 |
0,70 |
6,0 |
10357 |
|
|||||||||||||||||||||||
300 |
|
500 |
|
0,82 |
30180 |
|
|
36260 |
|
|
|
35246 |
|
|
|
|
36262 |
|
|
|
|
шения |
|
|
||||||
900 |
|
500 |
|
0,73 |
18690 |
|
|
7114 |
|
|
|
3748 |
|
|
|
|
|
6135 |
|
|
|
|
|
lp=0,63L. |
(4.6) |
|||||
1000 |
|
500 |
|
0,70 |
108023 |
|
|
113419 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
108881 |
|
|
|
|
94830 |
|
|
|
|
|
Пользуясь изложенным |
||||||||||||
1250 |
|
500 |
|
0,52 |
7068 |
|
|
12299 |
|
|
|
26349 |
|
|
|
|
22313 |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выше методом, можно по |
|||||||
В с е г о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
168152 |
|
|
185055 |
|
|
|
185351 |
|
|
|
|
181570 |
|
|
|
|
лучить |
соотношение для |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определения расчетной |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ют |
место фактические потери (0,5 м ), |
из отношения (4.4) можно по- |
! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
длины верхняков при лю |
|||||||||||||||
бом желаемом |
уровне |
надежности |
работы |
|
балки |
при |
работе в |
|||||||||||||||||||||||
лучить выражение для определения расчетного пролета |
1 |
и вычислить ; |
|
|||||||||||||||||||||||||||
его |
значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пределах |
упругих деформаций. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одновременно было найдено и решение задачи унификации верхняков, |
|||||||||||||||
|
|
|
0,73 - |
1/1,6 (0,73-0,86-0,5) = 0,63 м. |
|
|
|
(4.5) |
|
расчетный пролет которых принимается в зависимости |
от их фактичес |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кой длины [37]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
‘р(н) = |
|
0,86 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Один из путей снижения себестоимости металлоконструкций при |
||||||||||||||||
Здесь необходимо сделать |
оговорку. |
|
|
|
|
|
массовом |
производстве, |
как известно, |
- унификация их элементов. Во |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
просы унификации серийно выпускаемых отечественной промышленностью |
|||||||||||||||||||||||||
Известно, что потери верхняков происходят не только по причине |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
деформации балки из-за |
недостаточной ее несущей способности. |
На- ' |
|
металлических шарнирных верхняков индивидуальной забойной крепи |
||||||||||||||||||||||||||
блюдаются поломки элементов замковых соединений, потери |
верхняков |
| |
решались достаточно просто, поскольку независимо от фактической |
|||||||||||||||||||||||||||
длины верхняков |
(0,8; 1,0;, 1,25 |
м) расчетная их длина принимается |
||||||||||||||||||||||||||||
в завалах, а также недостаточно высокая культура производства кре |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
пежных работ. В результате применения при расчете верхняка на |
|
во всех случаях одинаковой (0,5 м ). Это позволяло при одинаковой |
||||||||||||||||||||||||||||
прочность величины расчетного пролета, полученного изложенным выше" |
расчетной нагрузке получить |
одинаковое поперечное сечение |
балки для |
|||||||||||||||||||||||||||
путем, уменьшится в 1,6 раза вероятность потерь лишь из-оа проч |
|
верхняков различной длины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
ности |
балки. |
Предполагается, |
что потери верхняков по другим при |
|
При расчетном пролете, зависящем от фактической длины верхняка, |
|||||||||||||||||||||||||
чинам |
будут |
соответственно |
снижены в результате осуществления |
|
такой принцип унификации неприемлем, |
однако из |
приведенного ниже |
|||||||||||||||||||||||
комплекса мероприятий, обусловленных новыми эксплуатационно-тех- |
; |
анализа следует, что не менее просто |
можно унифицировать попереч |
|||||||||||||||||||||||||||
нииескими требованиями. |
|
|
|
|
|
|
|
J |
ные сечения верхняков и в этом |
случае. |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
8. |
|
На рис. 4.1 путем восстановления перпендикуляра |
из |
точки с |
|
В габл. 4.3 занесены значения расчетных изгибающих моментов, |
|||||||||||||||||||||||
|
|
аб-’ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
сциссой 0,63 |
м до пересечения |
с кривой, соответствующей длине верх- | |
полученных для верхняков различных типоразмеров, при расчетном |
|||||||||||||||||||||||||||
пролете, |
равном 63% |
их длины, |
и номинальном сопротивлении |
выпус |
||||||||||||||||||||||||||
няка 1,0 |
м (в данном случае), определено значение необходимой вероят |
|
каемых отечественной промышленностью стоек. |
Одинаковыми римскими |
||||||||||||||||||||||||||
ности |
надежной работы |
верхняков, |
при |
которой потери |
по причине де- |
] |
||||||||||||||||||||||||
цифрами в скобках отмечены близкие значения |
величин, которым может |
|||||||||||||||||||||||||||||
формации |
балки будут соответствовать |
нормативу |
(в данном случае |
! |
удовлетворить |
одинаковое поперечное |
сечение |
балки при различной |
||||||||||||||||||||||
рн= |
0,8). |
Перпендикуляры, опущенные на ось абсцисс |
из точек Пересе-j |
|||||||||||||||||||||||||||
длине верхняков. Этими же цифрами могут быть |
обозначены типы уни |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
чения зависимостей вероятности надежной работы для верхняков раз |
|
фицированных поперечных сечений верхняков или же типы верхняков. |
||||||||||||||||||||||||||||
94 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
95
Т А Б Л И Ц А |
4.2 |
|
Длина верхняка |
Расчетная длина |
|
по осям, м |
верхняка 1р, |
м |
|
(при Р = 0,8) |
lp/L |
|
|
|
0,80 |
0,48 |
0,60 |
1,00 |
0,65 |
0,63 |
1,25 |
0,79 |
0,63 |
Т А Б Л И Ц А 4.3
Длина верх Расчетняка,' м ная дли на верх
няка, м
Номинальное сопротивление опор, т
15 |
20 |
'2 5 |
30,5 |
35 |
1,8 |
0,50 |
1,88 |
2,50(1) |
3,12(11) |
3,81 (Ш) |
4,37(1 V |
1,0 |
0,63 |
2,36(0 |
3,15(11) |
3,94(111) |
4,80 (IV) 4,5l(V) |
|
1,25 |
0,79 |
2,96(11) |
3,95(111) |
4,94(IV) |
6,05 (V) |
6,90 |
При таком принципе унификации из балок одинакового поперечного сечения также можно делать верхняки различной длины, но предназ наченные для работы со стойками различного сопротивления. Так, на пример, из балок поперечного сечения II типа могут изготовляться верхняки длиной 1,25 м для работы в комплекте со стойками, имею щими номинальное сопротивление 15 т , и длиной 1,0 и 0,8 м для ра боты в комплекте со стойками, имеющими номинальное сопротивление соответственно 20 и 25 т. Такая система унификации при соответ ствующей маркировке изделий не вызовет осложнений как при произ
водстве, так и при эксплуатации верхняков. Надежность |
же верхняков |
|
различной длины будет одинаковой. |
|
|
Установленная величина расчетного пролета ]р |
верхняка была |
|
заложена (с округлением до 0,65 L) в разработанные |
в 1968 г. |
'Временные эксплуатационно-технические требования на создание шарнирных верхняков для крепления очистных выработок", а затем, пос ле экспериментальной проверки правомерности исходных положений ве роятностного моделирования, - в "Технико-экономические требования на создание шарнирных верхняков для крепления очистных выработок"
[38].
Вдальнейшем В.Г. Раевским при помощи изложенного выше под
хода, но на основании использования данных о деформациях верхняков в 1967-1971 гг. и применения формул при простроении вероятностньи
96
характеристик режимов работы верхняков (см , 2,2), а также резуль татов широких шахтных исследований надежности верхняков было ус тановлено, что для не соединенных в шарнирах верхняков длиной 1,0 м величина расчетного пролета должна быть 0,58 м (1р= 0,58 L). Од
нако им же было показано, что с учетом тяжелых условий работы верх няков на линии обрушения и соединения верхняков в шарнирах рас четный пролет для верхняков длиной 1,0 м необходимо принимать рав ным 0,65 м ( 1р = 0,65 Ц [22], т.е. заложенная в действующие "Тех
нико-экономические требования" величина расчетного пролета верхняка изменению не подлежит.
Таким образом, использование вероятностного метода позволило по
лучить |
правильное решение при 3 - 4-летнем выигрыше во времени. |
4. |
2. Установление оптимальной расчетной, схемы |
|
перекрытия механизированной крепи М-87Д |
|
В период создания и испытания в промышленных условиях первых |
конструкций механизированных крепей основной задачей было выявление их работоспособности и принципиальной возможности эффективного при менения. Вопросам оптимизации прочностных параметров элементов кре пи внимания практически не уделялось.
В настоящее время, когда внедрение очистных комплексов обору дования с механизированными крепями является генеральным направ лением технического перевооружения угольной промышленности и область эффективности применения механизированных крепей должна постоянно расширяться, приобрел актуальность вопрос оптимизации прочностных параметров элементов механизированной крепи и обоснованного сни жения их веса. Важность решения этого вопроса обусловливается не только перспективой экономии металла, но и необходимостью повыше ния устойчивости секций на наклонном падении, удобствами маневриро
вания крепью |
при |
передвижке, уменьшения |
высоты |
поддержива |
||
ющих |
конструкций |
в целях |
расширения области |
применения на тон |
||
ких |
пластах. |
|
|
|
|
|
Элементом, |
снижение веса |
которого позволит |
получить |
изложенные |
преимущества, является прежде всего перекрытие. Перекрытия секций механизированных крепей, рассчитываемых в настоящее время на проч ность исходя из условия упругого восприятия максимально возможного изгибающего момента, имеют большой вес. Так, вес перекрытий серий ной механизированной крепи М-87Д составляет около 50% веса секции.
АДежду тем проектирование перекрытий 100%-ной надежности в пре делах упругости не. вызывается необходимостью. Вероятность возник новения максимального изгибающего момента (контактирование пере крытия с кровлей в двух крайних точках при одновременном наборе гидроопорами максимального сопротивления) невелика [39 ] . Воздей ствия же изгибающего момента, превышающего по величине расчетный (в случае применения перекрытия пониженной надежности), еще недо статочно для разрушения перекрытия.
97
896 % 7