Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определив Q4 из равенства (256) и подставив его в равенство (263), с учетом принятых обозначений получим

Мп = Т п1В(еа1* - 1 ) .

(264)

Коэффициент точности муфты

(ea f m - l ) [ l + A ( e a f n - l ) ]

(265)

 

Максимальный коэффициент точности

р U + A ( e af" - l ) ] ( e a - \ )

(266)

(еа/" - 1 ) [ 1 - М ( еа - 1 ) ] '

При всех прочих равных условиях значение рт по выражению (266) будет максимальным при Л со,т.е. муфта будет наиме­ нее чувствительна к изменяющемуся коэффициенту трения при

а

Т

с о И

с о .

 

 

Как видно из выражения (262), величину предельного мо­ мента можно регулировать, изменяя величину М у, которая

зависит от двух параметров: г — oN и <р (см. рис. 62). Как было уже сказано выше, параметр г регулируется вращением пальцев 2, а параметр <р изменением величины зазора s:

т. е. угол закручивания ф, а следовательно, и момент Мп за­ висят от величины г и зазора s между пальцем 20 и рычагом 5.

По мере износа фрикционной обкладки 7 концы ленты 6 расходятся, диск 15 поворачивается относительно диска 14, усилие Тп1 пружин 11 уменьшается. Уменьшается также

изазор s, а следовательно, в соответствии с выражением

(267)и угол закручивания ф муфты. Длину дуги обклад­

ки 7 до ее износа определим из равенства

I = R a .

После износа обкладки на величину б длина ее

I! = (R — б) а.

160

Сокращение угла обхвата, связанное с износом обкладки,

 

 

а д =

l — k

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R

~ R

 

 

 

 

 

 

Зазор s при

износе обкладки

 

 

 

 

 

 

 

на величину б

уменьшается

 

 

 

 

 

 

 

и в соответствии

с рис. 64, в

 

 

 

 

 

 

 

с достаточной степенью точно­

 

 

 

 

 

 

 

сти определяется по формулам

 

 

 

 

 

 

 

S 1 —- S

Q-Д^з

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R a (а

Ь)

 

 

(268)

 

 

 

 

 

 

 

«1 =

~Ш>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пружины 11 при износе об­

 

 

 

 

 

 

 

кладки в некоторой

степени

 

 

 

 

 

 

 

восстанавливают свою перво­

 

 

 

 

 

 

 

начальную длину (см.

рис. 65)

 

 

 

 

 

 

 

и их суммарное усилие

 

 

Рис. 65. Расчетная схема опре­

Т п\ =

T m — nijCg,

 

 

 

 

деления влияния износа обклад­

где rrii — величина,

на

 

кото­

ки на величину

момента, пере­

 

 

 

даваемого

муфтой.

 

рую восстанавливается

длина

 

 

С0 — суммарная

 

пружины 11 при износе обкладки;

же­

сткость пружин 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с рис. 65 определяем

 

 

 

 

~5

h

 

 

 

2h

 

 

/ Фо +

«д \

 

оВ =

 

Фо

 

#1 =

Фо

 

sin

\

2

У’’

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Т п\ — Тп\ с0

 

2h

-sin

Фо +

«д

 

н

(269)

cos Фо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

161


Расстояние h пружины 11 от оси муфты также изменяет­ ся и будет определяться по формуле

h' =

COS t o + а д

(270)

cos

to

 

 

2

 

Таким образом, учитывая влияние износа фрикционных обкладок, выражение (262) записываем следующим образом:

Мп = (МуА -f- TniB)fnp,

где

AL

R f i f r sin (ф! —

x

x

 

 

/

^4 + r2 — 2Rtr cos

~

Si — величина износа, опре­ деляемая из равенства (268);

Тп1 — суммарное

усилие,

определяемое из

равенства

(269); B — h — величина, опре­ деляемая из равенства (270).

Для муфты (рис. 61) с па­ раметрами В — 70 мм\ А = 9;

а = 2л; /„ = 0,2; fm = 0,4 —

коэффициент точности ут = = 1,034, максимальный коэф­

фициент точности рт =

1,044.

На рис. 66 приведены зави­

симости

М„ от fx для

муфт

Рис. 66.

Зависимости М а =

Ф (fx)

и Мп = Ф (б) для упруго-предохра­ нительной муфты с нелинейной ха­ рактеристикой.

162

с вышеприведенными

параметрами при Му = 600 кГ • см;

/ р == 0,1; Мп = 650

кГ ■слг, h = 40 мм; С0 = 20 кГ/мм;

тп\ = 173 кГ; ср = 25° (кривая /) и для муфты с параметра­

ми М у — 650 кГ • см; М„ = 650 кГ -см;

С0= 9 кГ/мм; Тпi =

=

108 кГ; ф = 20° (кривая 2).

кривые сливаются и

 

В точке,

соответствующей / р, обе

график Мп =

Ф (/*) при fx > /р один для обеих вариантов.

На

этом же

рисунке показаны зависимости передаваемых

тельной муфты с нелинейной характеристикой при вращении поводка:

 

 

а — против часовой стрелки: б — по часовой стрелке.

муфтой

моментов от величины износа б фрикционной об­

кладки.

Штрих-пунктирная кривая построена для муфты,

у которой ТП1 =

173 кГ, штриховая — для муфты, у ко­

торой

Тщ — 108

кГ. Точки а и б соответствуют моменту,

когда

s = 0.

крутящего момента, приложенного к по­

При действии

водку и направленного по часовой стрелке, зависимость пе­

редаваемого муфтой момента от величины

fx определяется

равенством

 

Mn ==7nl/ ^ l - - i - j

(271)

или с учетом вышепринятых обозначений

Мп = ТП|fi/np,

где / ПР= 1 - - 5Г-.

е л

163


На рис. 66 построена зависимость Мп = Ф (fx) в соот­ ветствии с равенством (271) для муфты, у которой Тп\

=108 кГ\ В — 70 мм.

На рис. 67 приведены осциллограммы крутящего мо­

мента, передаваемого муфтой, направленного по часовой (рис. 67, б) и против часовой стрелки (рис. 67, а) при закли­ нивании барабана 1. Величина передаваемого момента Мп при буксовании для обеих случаев была одинаковой. Это до­ стигалось путем изменения зазора s.

Из приведенных осциллограмм видно, что в случае при­ ложения крутящего момента против часовой стрелки мак­ симальный крутящий момент Мт только на 11,7% превос­ ходит Мп, в то время как при обратном движении Мт пре­ восходит Мп на 53%. Это объясняется отсутствием упругих свойств муфты и значительно большей чувствительностью к изменению fx, если крутящий момент направлен по часо­ вой стрелке.

ЛИТЕРАТУРА

1.

А н д р е е в

В. П.,

С а б и н и н

Ю. А. Основы электропри­

вода. М., Госэнергоиздат, 1963.

Ю. А. Опыт изготовления

2.

А р с е н ь е в

М. Д.,

М а н ж о с

и испытания фрикционно-шариковой муфты инж. Вернера Н. Д .— «Судостроение», 1962, № 6.

3.

А ч е р к а н

Н. С. Детали машин. Справочник, М., «Машино­

строение», 1968.

И. М. Теория колебаний. М., Гостехтеоретиздат,

4.

Б а б а к о в

1958.

 

 

5.Б а ш а р и н А. В. Расчет динамики и синтез .нелинейных систем управления. М., Госэнергоиздат, 1960.

6.Б е с с о н о в А. П. Графический метод решения уравнения

движения машинного агрегата для

случая М я = Ф (со); А4С‘ = Ф (ср);

/ = ф (ср).— В сб.: «Труды МАИ». Вып. 30. М., МАИ, 1953.

7. Г о л у б е н ц е в А. Н.

Динамика

переходных процессов

в машинах со многими массами. М., Машгиз, 1959.

8. Д а в ы д о в Б. Л., С к о р о д у м о в

Б. А. Статика и ди­

намика машин в типичных режимах эксплуатации. М., «Машинострое­ ние», 1967.

9. Д ь я ч е н к о

С. К-, К и р к а ч Н. Ф. Предохранительные

муфты. Киев, Гостехиздат УССР, 1962.

М. К- Предохра­

10. Е с и п е н к о

Я- И.,

А ф а н а с ь е в

нительные фрикционные, муфты

с пониженной

чувствительностью

к коэффициенту трения.— В сб.: «Пищевая промышленность». Вып. 5. Киев, «Техшка», 1967.

11. Е с и п е н к о

Я-

И., П а л а м а р е н к о А. 3. Предо­

хранительная фрикционная

муфта с пониженной чувствительностью

к коэффициенту трения.— В сб.: «Детали машин и подъемно-транспорт­ ные машины», № 4. Киев, «Техшка», 1966.

12.

Е с и п е н к о

Я- И.,

Я в о р с к а я

О.

Е. Предохрани­

тельная

муфта

с постоянным моментом при износе

дисков.— В сб.:

«Пищевая промышленность». Вып. 6. Киев, «Технша», 1968.

13.

Е с и п е н к о

Я- И.

и др. Результаты

экспериментальных

исследований

предохранительных муфт.— В сб.: «Пищевая промыш­

ленность». Вып. 8. Киев,

«Техшка», 1968.

 

 

165


14.

3 и н о в ь е в В. А., Б е с с о н о в

А. П. Основы дина­

мики машинных агрегатов. М., «Машиностроение», 1964.

15.

И в а н о в Е. А. Муфты приводов.

М., Машгиз, 1959.

16.И в а н о в Е. А. Некоторые новые конструкции компенса­ ционно-упругих и предохранительных муфт приводов.— «Вестник ма­ шиностроения», 1953, № 6.

17.И в а н о в М. Н. Детали машин. М., «Высшая школа», 1964.

18. К

о ж е в н и к о в

С.

Н.

Динамика машин

с

упругими

звеньями. Киев, Изд-во АН УССР, 1961.

 

«Машино­

19. К о ж е в н и к о в

С. Н. и др. Механизмы. М.,

строение»,

1965.

В. В. Графо-аналитический расчет параметров

20. К о р н и л о в

разгона в системе с фрикционной муфтой.— «Известия вузов.

Машино­

строение», 1966, № 12.

 

И. В.,

В и н о г р а д о в а

И. Е.

Ко­

21. К р а г е л ь с к и й

эффициент трения. М., Машгиз, 1962.

 

 

 

М.,

22. О б м о р ш е в

А. Н.

Введение в теорию колебаний.

«Наука»,

1965.

 

А.

3.

Предохранительная

муфта

вы­

23. П а л а м а р е н к о

сокой чувствительности.— «Известия

вузов. Технология

легкой

про­

мышленности», 1963, №

1.

 

 

 

 

 

 

24.П а л а м а р е н к о А. 3. Предохранительная муфта вы­ сокой чувствительности и ее характеристика.— В сб.: «Труды Киев­ ского технологического института пищевой промышленности». Вып. 27. М., Пищепромиздат, 1963.

25.П а л а м а р е н к о А. 3. К расчету многодисковой муфты

инженера Н. Д. Вернера.— «Известия вузов. Машиностроение», 1965,

8 .

П о л я к о в В. С., Б а р б а ш И. Д. Муфты. Л., Машгиз,

26.

1955.

П о н о м а р е в С. Д. и др. Расчеты на прочность в машино­

27.

строении. М., Машгиз, 1959.

28.

П о п о в В. К- Электропривод. М., Машгиз, 1946.

29.Р е ш е т о в Д. Н. Детали машин. М., Машгиз, 1961.

30.С п и в а к о в В. Д. Настройка фрикционно-шариковой муф­ ты предельного момента.— «Судостроение», 1963, № 11.

31.

Т е п и н к и ч и е в

В. К.

Предохранительные

устройства

от перегрузки станков. Киев, Машгиз, 1957.

расчеты

машин и

32.

Ш т е й н в о л ь ф

Л. И.

Динамические

механизмов. Киев, Машгиз, 1961.

 

elektromotoriscen

33.

А 1 q u i s t H.,

Drehmomentbegrenzung in

Antriben.— «Werkstattstechnic», 1933. H. 17.

 

 

34.

S t e i n h i l p e r

W., Berechnung von drehelastischen Kupplun-

gen mit nichtlinearer Kennlinie.— «Konstruktion», 1966, № 2.

 

166