Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ МУФТ ПОВЫШЕННОЙ ТОЧНОСТИ
Пригодность конструкции предохранительной муфты для эксплуатации в заданных условиях определяется ее основ ными характеристиками: коэффициентом точности ут, мак симальным коэффициентом точности |3Т и коэффициентом остаточного момента у0 [26]. Рассмотрим каждый из этих коэффициентов.
Коэффициент точности уТ относится к числу наиболее важных характеристик предохранительных муфт, определя ющих степень надежности защиты деталей машины от поло мок при перегрузках. В технической литературе указано, что он равен отношению большего предельного момента М„, к меньшему Мп, при котором срабатывает муфта [3]. По мне нию авторов, коэффициентом точности следует считать ве личину, обратную принятой
Коэффициент запаса прочности рассчитываемых деталей привода в большой мере зависит от ут, а в некоторых слу чаях может быть равен максимальному его значению. В иде
альном случае ут = |
1, для реальных |
муфт |
желательно, |
чтобы Yr был близок |
к единице. |
Мп, |
при котором |
Формулу для определения момента |
срабатывает предохранительная муфта повышенной точно сти, можно н.аписать в обобщенном виде:
Л4П— (Тп Q2) й/пр — SB/np, |
( 1 ) |
где /пр — приведенный коэффициент трения, зависящий от коэффициента трения рабочих поверхностей и подвижных поверхностей сопряженных деталей, параметра В муфты, параметра А отжимного устройства и параметра С подвиж ных сопряжений.
Для муфт обычных конструкций без отжимного устрой ства /пр = /*. Например, для многодисковой предохрани тельной муфты без отжимного устройства
(2)
И
Для многодисковой муфты с винтовым отжимным устройст вом (рис. 4)
Mn= TnRJ
+ R cifx |
dc tg (Ф + |
p) |
dxi |
= T„B- |
|
|
|
1+ Bfx |
P) |
/1 |
|
|
A tg (Ф + |
|
|
где В = Rci\ A = -y- ; |
C = - y - ; |
dj |
— диаметр ступи |
цы с направляющей шпонкой*.
Коэффициенты трения fx, / х и угол трения р — величины переменные, их предельные значения приведены в справоч ной литературе. В соответствии с большими значениями коэффициентов трения fm, Дт и угла трения рт , а также мень шими значениями f\n и р„ по формуле (3) определяем боль ший (Мт) и меньший (Мп) предельные моменты, при кото
рых может сработать муфта в случае перегрузки |
привода. |
|||
Коэффициент точности муфты |
|
|||
|
|
1 + |
1 |
1 |
М т |
Aip .т |
Bfn |
~ c tw |
|
fm |
A tg (ф -1- p „) |
|||
4^1 |
Aip.n |
fn |
1 |
1 |
|
|
1 + |
Bfm |
r fvn |
|
|
|
. Л tg (ф -j- p m) |
|
|
|
|
|
(4) |
В цилиндрической муфте с внутренней гибкой лентой (рис. 18) отжимным устройством является палец 8 повод ка 9 полумуфты, установленный так, чтобы при передаче крутящего момента окружное усилие передавалось на пру жину 6 со стороны набегающего конца ленты 2. Параметр отжимного устройства А = 1.
* Остальные обозначения расшифрованы в разделе «Основные обоз начения и соотношения».
12
В частном случае для муфты, показанной на рис. 18,
Мп |
Т” |
h ( 1 |
1 |
Г" |
Щпр> |
(5) |
|
COS Р |
|
|
cos р |
||
Тт |
•пр.т |
|
!- 1 ) |
|
(6) |
|
fпр.п |
e«'m{eaf«_ 1) |
|
||||
|
|
|
|
|||
Максимальный коэффициент точности. Дать сравни |
||||||
тельную оценку |
характеристик |
различных |
конструкций |
|||
муфт, пользуясь |
коэффициентом |
точности |
ут, во |
многих |
случаях не представляется возможным, так как коэффициен ты трения fmи /„, полученные в результате исследований раз личных авторов, имеют разные значения. Кроме того, для одной и той же муфты можно получить различные значе ния ут, применяя разные фрикционные материалы рабочих поверхностей трения (эскол, 6-КВ-10, ретинакс и др.), ко торые имеют различные коэффициенты трения.
Более объективную оценку рассматриваемой конструк ции муфты повышенной точности авторы предлагают да вать по максимальному коэффициенту точности рт, равному отношению Мгаах К Мп, Где М max Определен при /max = 1,
а Мп — при fn — 0,2. |
Величина |3Т не |
зависит от |
свойств |
|
фрикционных материалов рабочих поверхностей. |
|
|||
Для конструкции дисковой муфты с винтовым отжимным |
||||
устройством (рис. 4) при fXmax — 1 в соответствии с |
форму |
|||
лой (3) |
|
|
|
|
М |
ТпВ |
|
|
|
1,хгпах — |
1 ... |
1 f |
1 |
|
1 + |
|
|||
В Л tg (г|> + pm) |
С '1"‘J |
|
||
максимальный коэффициент точности |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 +Bfn A tg № + рп) |
С ' 1П| |
(8) |
|
|
1 |
|
|
/rt + Bfn
13
Для цилиндрической муфты с внутренней гибкой лентой
в соответствии с формулой (5) |
|
|
44тах — COS р |
* ( > - ? ) ■ |
(9) |
" |
|
|
Соответственно максимальный |
коэффициент точности |
|
М„ |
alп {еа — 1) |
(Ю) |
Рт = |
еа (еа’п |
|
Мп |
|
Анализируя формулы (4) — (10), замечаем, что величина коэффициентов ут и рт зависит от геометрических парамет ров муфты и от пределов изменения коэффициентов трения в подвижных сопряжениях и рабочих поверхностях тре ния. Максимальный момент Мт ах является функцией раз меров деталей муфты, предельных значений коэффициентов трения и усилия Тп пружин, прижимающих рабочие поверх ности муфты. Для получения наибольшего из возможных
значений М т ах усилие Тпследует определять, |
принимая рас |
|
четный коэффициент трения /р = |
Детали |
привода, за |
щищаемые от перегрузок предохранительной муфтой повы шенной точности, должны рассчитываться с учетом коэф фициента запаса прочности п, равного коэффициенту |3Т или несколько превышающего его.
Коэффициент остаточного момента у0 характеризует способность муфты к автоматическому восстановлению со единения валов и интенсивность тепловыделения при буксо вании [31].
Величина коэффициента остаточного момента определя ется отношением момента Mk при буксовании сработавшей муфты к наибольшему моменту Мт при срабатывании муфты:
Мк
То = Мт |
( 11) |
Для дисковой муфты с винтовым отжимным устройством
(рис. 4)
14
|
1+ Bfm |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
Atg (ф + |
pm) |
~ |
hm |
( 12) |
|||
|
1 + Bfk |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
A tg (ф + |
pm) |
~ c hm |
|
|
|||
Для цилиндрической муфты с внутренней гибкой лен |
||||||||
той при передаче окружного |
усилия |
сбегающему |
концу |
|||||
ленты, |
прижимаемому к барабану |
пружиной |
6 (рис. 18), |
|||||
|
Yo = |
|
- |
1 ) |
|
|
|
(13) |
|
|
fm -1 ) |
|
|
|
|||
|
ea V |
|
|
|
|
|||
Для |
большинства пар |
трения |
Д ,< |
/т , |
а |
0 < |
у0 < 1. |
При значении у0, близком к единице, работа муфты в зоне моментов Мт становится неустойчивой, т. е. происходят час тые выключения и включения муфты.
Значения ут и |3Тможно приблизить к единице (1,1— 1,2), изменяя параметры Л и С многодисковых и конусных муфт. Коэффициент точности, близкий к единице, могут иметь ша риковые и кулачковые предохранительные муфты, но область применения их ограничена числом оборотов, которое не долж но быть более800 об/мин для шариковых и 400 об/мин для кулачковых (ГОСТ 15620—70 и ГОСТ 15621—70). Конструк ции цилиндрических муфт с внутренней гибкой лентой зна чительно проще вышеупомянутых. Максимальный коэффи циент точности рт этих муфт зависит от a, fm и При а = = 2л, fn = 0,2, fm = 1 коэффициент рт= 1,4. Меньших зна чений получить нельзя.
ДИСКОВЫЕ МУФТЫ ПОВЫШЕННОЙ точности
МУФТА С ШАРИКОВЫМ ОТЖИМНЫМ УСТРОЙСТВОМ
Наиболее характерной муфтой такого типа является муф та инж. Вернера [2], [16], [25], [30], конструкция которой показана на рис. 2. Барабан 2 муфты неподвижно закреплен
15
на валу 1. Вал 10 изготовлен как одно целое с упорным дис ком 3. Нажимной диск 6, свободно установленный на валу 10, имеет ступицу с направляющими пазами для дисков 7. Диски 4 и 5 расположены в направляющих пазах барабана 2 Силы трения между дисками создаются в результате дефор мации предварительно сжатой пружины 9. Между дисками
А-А
Рис. 2. Предохранительная муфта с шариковым отжимным устройст вом.
3 и 6 (в лунках переменной глубины) расположены шарики 8 (см. сечение А—А), причем между шариками и дисками есть зазор.
При передаче крутящего момента, большего по величине, чем момент трения между трущимися поверхностями дисков 3 и 5, упорный диск 3 поворачивается относительно диска 5 на некоторый угол, а зазор между шариками и лунками уменьшается до нуля. Шарики соприкасаются с поверхно стями лунок и принимают участие в передаче крутящего
16
момента. Сила сжатия дисков в рассматриваемом случае равна разности усилия Тп пружины и осевой составляющей Q2 усилия Рн шариков 8 (Р0 — окружное усилие).
Как показали экспериментальные исследования, эта муф та имеет ряд недостатков. В процессе изготовления ее дета лей необходимо строго соблюдать идентичность размеров диаметра расположения шариков, а также размеров и форм лунок в дисках. Фрикционные поверхности трения в муфте должны быть строго параллельны. Кроме того, они должны быть параллельны плоскости, проходящей через диаметральные сечения распорных шариков. Несоблюдение этих условий ведет к неполному контакту поверхностей тре ния. При резком приложении внешнего момента сопротив ления шарики выкатываются из лунок, поэтому возникает необходимость в применении устройств, ограничивающих перемещение нажимного диска в осевом направлении до ве личины, при которой шарики не выкатываются из лунок. Указанные недостатки ограничивают область применения муфты, изображенной на рис. 2.
МУФТА С ЗУБЧАТО-ВИНТОВЫМ о т ж и м н ы м УСТРОЙСТВОМ
Конструкция муфты Я- И. Есипенко показана на рис. 3. На валу 18 свободно установлена шлицевая втулка 19 с дис ками 9,7 и 5, которые могут перемещаться вдоль ее оси и по ворачиваться вместе с ней относительно вала 18. Барабан 3 с дисками 8 и 6, подвижно установленными на внутренних шлицах барабана, „жестко соединен с валом 20. К дискам 8 и 6 прикреплены асбестовые обкладки 4. Сила трения между дисками возникает в результате действия усилия пружины 16 и регулируется гайкой 17.
Величина момента, при котором срабатывает муфта, мало зависит от величины коэффициента трения благодаря механизму, который состоит из зубчатых колес 1 и 2 и несамотормозящих винтовых пар с винтом 13 и гайкой-винтом 14
17