Файл: Головлев, В. Д. Расчеты процессов листовой штамповки. Устойчивость формообразования тонколистового металла.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
Сжимающие напряжения ау, действующие по ширине и дли не участка, представим в виде равномерно распределенной сжи мающей нагрузки средней интенсивности аѵс, приложенной по
боковым сторонам t/= ± — В на длине х = ± — |
. Поскольку |
|
2 |
2 у |
3 |
изменение аѵ по осям х н у носит параболический характер, то с учетом формулы (255) получим
<Ѵ = — |
(256) |
Средний участок полосы, ограниченный боковыми сторона
ми у = ± — В и сечениями х = + |
2 |
» будем |
рассматривать |
||
как |
прямоугольную пластинку, |
сжимаемую по |
сторонам у = |
||
= ± |
|
~^В напряжениями аус и |
растягиваемую |
по сторонам |
|
X = |
, |
L |
|
|
|
± |
--■, нагрузкой qxc. |
|
|
|
Под действием сжимающих напряжений оуй средний участок полосы может потерять устойчивость и выпучиться.
Для определения критической толщины воспользуемся энер гетическим методом.
Стороны среднего участка полосы обозначим (см. стр. 70):
а = В, Ь= - j= L , |
напротив их соответственно по осям и и и пря- |
||
V з |
|
|
и=а бу |
моугольной системы координат uvz\ по сторонам и —0, |
|||
дут действовать |
нормальные напряжения <Хц = сТуе<0, а |
по сто |
|
ронам и= 0, ѵ=Ъ — нормальные напрялсения |
cru = ^o> 0 . |
||
Вблизи точки |
разветвления равновесных |
состояний |
изогну |
тые формы сколь угодно близки к плоской форме, и, следова тельно, деформацией серединной поверхности полосы при выпу чивании можно пренебречь. Поэтому будем считать, что стороны о= 0, о= & свободны и выпучивание среднего участка происхо дит с образованием цилиндрической формы потерн устойчи вости.
Эксперименты показывают, что натяжение полосы предот вращает поворот кромок и = 0, w = ß, и эти кромки можно счи тать защемленными. Указанным условиям удовлетворяет функ ция прогибов
w = — w„ |
1 — COS 2ли |
(257) |
|
о |
0 |
|
|
Из выражений (257), |
(163), с учетом формулы |
(162) после |
интегрирования следует, что работа внутренних сил при выпу чивании среднего участка изотропной полосы
U = - ~ w ln ibEp 11 |
Ф |
(258) |
|
115
По формулам (169) и (257), полагая ß=l , найдем |
работу |
|
контурных сил (в данном случае оч<.) |
при выпучивании |
|
А = — — т\пѢаи— . |
(259) |
|
4 |
а |
|
Из условия (2), в котором U и А принимаем равными вы ражениям (258) и (259) соответственно, а A q —0, получим кри тическое значение сжимающих напряжений
аПК ■ |
|
|
|
t |
V |
|
(260) |
|
|
|
|
|
|
||
Полагая cr,fIi= сгус, из |
соотношений |
(260), |
(256) |
найдем, |
что |
||
критическая толщина на данном участке полосы |
|
|
|||||
tК |
Г |
Аде |
|
|
|
(261) |
|
|
|
|
|
||||
а[Ёр |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
где т)р=0,78. |
|
а», то, |
|
|
|
|
|
Поскольку |(7и| гораздо меньше |
как следует из |
вы- |
|||||
|
|
|
'll) |
0; при этом формула |
|||
ражений (34) н (16), можно принять -А- « |
|||||||
(261) упрощается: |
|
|
|
|
|
|
|
tK= 4PB \ f - |
^ . |
|
|
(262) |
|||
|
V а, Ер |
|
|
|
|
||
Аналогичным образом |
определяем |
критическую |
толщину и |
на других участках полосы. За критическую толщину полосы в целом принимаем наибольшее из значений критических толщин отдельных ее участков.
Значение числового коэффициента т]р в формуле (262) необ ходимо уточнять экспериментально.
После возникновения волнистости на одном из участков по лосы неравномерность распределения напряжений в поперечных сечениях полосы возрастает, что приводит к распространению волнистости на другие участки полосы.
П р а в к а с п о в ы ш е н н ы м и у д л и н е н и я м и . При правке с повышенными относительными удлинениями (бр> 0,0 1 ) искривление боковых кромок полосы становится значительным и его влияние на напряженное состояние следует учитывать на ряду с влиянием нагрузок qx и qv.
Под действием зажимов по концам полосы образуются тра
пециевидные участки |
GG'C'C и местные сужения (рис. 46). |
По |
следние возникают в |
поперечных сечениях на расстоянии |
х= |
= ± — L' от центра полосы, причем |
|
|
|
L' = L — 2A', |
(263) |
116
где A' = cvB0 (A '— расстояние |
местного |
сужения от зажима; |
||
Ср — постоянный коэффициент). |
|
|
|
|
Деформация местного сужения полосы |
|
|
||
' _ В' — В0 _ |
AB' |
_ |
' |
(264) |
|
|
|
|
|
где В' — ширина полосы в сечениях |
х~-_ |
|
Ср — постоян |
ный коэффициент.
По экспериментальным данным для нпзкоуглеродпстой стали
£ ' р = 0,6-ь 0,7; с / =1,24-1,4 [30].
Рис. 46. Напряженно-деформированное состояние полосы при правке растяжением с повышенными удлинениями:
/ — деформированная полоса; 2 — места зажатия полосы в губках машины
Вблизи местного сужения форма боковых кромок полосы с достаточной степенью точности аппроксимируется дугами окружностей CD и CD' радиусом г с центрами в точках О'.
Принимая величину —— за стрелку дуги окружности, стя
гиваемой хордой 2 А', получим |
|
г = А'2 + — AB'. |
(265) |
АВ' |
|
Деформированную полосу будем рассматривать как полосу, ослабленную вырезами с круговым основанием радиусом г.
Тогда, вблизи сечений x = ± - ^ L ' можно построить симметрич
ное относительно оси х поле характеристик CDFC'D', опреде ляющее напряженное состояние полосы на этих участках [20].
В соответствии с полем характеристик, т. е. с учетом влия ния местных сужений полосы, действительное усилие правки
117
Р = 1 -1- 0,23 |
B' |
(266) |
В' + 2r |
где Р' определяем по формуле (247), полагая В=В'.
Согласно формуле (266) нагрузку, создаваемую нормаль ными продольными напряжениями сгх в сечениях x = ± — В \
будем считать состоящей из двух частей (см. рис. 46): равно мерной, определяемой ахс, и неравномерной, изменяющейся по параболическому закону от нуля по краям сечения и до макси мума, равного Аох в середине сечения.
Таким образом,
° х |
= ° Л - С |
+ А а х |
|
|
|
|
(267) |
С учетом выражения |
(26/) |
действительное усилие правки |
|||||
|
Р = ^ хс+ - ^ А а Л в ' і . |
|
(268) |
||||
Из выражения (268) принимая во внимание формулу (266), |
|||||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дсг,. = 0,345 — - — |
аѵ. |
|
(269) |
|||
|
Л |
В' + 2г |
с |
|
4 |
||
Подставив в формулу (269) значение для В' из соотноше |
|||||||
ния (264) и г из выражений (265) и (263), получим |
|
||||||
|
|
Аад. = |
0,345 kpOXc, |
|
(270) |
||
где (если пренебречь |
квадратом |
деформации |
syc) множитель |
||||
|
kp - |
CplSycl |
|
|
(271) |
||
|
|
i + 2cn |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Для изотропного материала, согласно второму из соотноше |
|||||||
ний (246), формула (271) принимает вид |
|
|
|
||||
|
|
kp = |
cpSp |
|
|
(272) |
|
|
|
србР + 4ср |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
Из формулы |
(271) |
следует, |
поскольку cp'|ej,o|) |
гораздо |
|||
меньше 2 ср2, что |
множитель |
kp |
увеличивается |
с увеличением |
удлинения полосы 6Р и показателя анизотропии R a -
Вводя в формулу (251) значения До* и U из формул (269) и (263) вместо Аqx и L, найдем величину напряжений оѵ, воз никающих вследствие образования местных сужений. Напри мер, расчеты по формуле (262) на выпучивание среднего участка
118.
( Л ' |
+ |
L 'j |
полосы |
из |
титанового |
сплава (ß0=300 |
мм; |
^ 2 /3 |
ае= П 5 е0’11) |
при правке с относительным удлпне- |
|||||
L0= 1800 мм; |
|||||||
нием |
бр= 0,02 |
дают |
значения |
Acfx=0,338 |
кгс/мм2,1 /= 0 ,3 |
мм. |
3. ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ полосы
Полученные результаты позволяют выявить причины, вызы вающие выпучивание, и наметить меры по увеличению устой чивости тонких листов и полос при правке растяжением.
Неустойчивость возрастает с увеличением бр и gt . Одним из способов повышения устойчивости деформирования полосы при правке растяжением является уменьшение показателя анизо тропии в направлении правки. Это следует учитывать при про изводстве листового металла.
Повышение устойчивости полосы при правке может быть достигнуто регулировкой давления в зажимах машины. Возмож ность применения такого способа повышения устойчивости правки растяжением тонких полос подтверждается эксперимен тально [29].
Одной из основных причин выпучивания полосы является по перечное сужение полосы, с увеличением которого в полосе уве личиваются сжимающие напряжения.
Следовательно, одним из основных путей повышения устой чивости правки растяжением является уменьшение сужения по лосы, которое можно достигнуть посредством специального ро ликового устройства ’.
Это устройство состоит из ряда пар роликов типа подаю щих с индивидуальным приводом, расположенных между за жимными головками правильно-растяжной машины. Контакт роликов с полосой и зажатие полосы между роликами могут осуществляться или по боковым ее сторонам, или по всей шири не полосы.
При растяжении в продольном направлении зажатая между роликами полоса получает поперечное натяжение, предотвра щающее в определенной степени сужение полосы. Вместе с тем ролики не препятствуют равномерной деформации полосы в на правлении растяжения.
Расстояние между соседними парами роликов должно быть, как следует из формулы (254), не более (0,6-р0,7) В0.
Роликовое устройство может быть выполнено в виде при способления к существующим или вновь создаваемым правиль но-растяжным машинам.
1 См. Головлев В. Д. и др. Правильно-растяжная машина для тон «их листов II полос. Авторское свидетельство № 264322, 1969.
119