Файл: Головлев, В. Д. Расчеты процессов листовой штамповки. Устойчивость формообразования тонколистового металла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роликовое устройство (рис. 47) работает следующим обра­ зом. Полоса или лист 1 подается в правильно-растяжную ма­ шину; при этом зажимы зажимных головок машины раскры­ ваются. Включением электродвигателя 7 подающих роликов 2 концы полосы подаются к зажимам машины. После того как концы полосы вой­ дут в зажимы, электродви­ гатель подающих роликов выключается и полоса оста-

 

 

 

дится зажатие полосы и ее

 

 

 

растяжение.

Ролики полу­

 

 

 

чают вращение от электро­

 

 

 

двигателя

через редуктор

6

Рнс.

47. Схема роликового устроі'іства

и шарнирные валы 5. Шей­

ки

роликов

вращаются

в

 

правильно-растяжной машины

подвижных подшипниках

4.

с целью предотвращения

 

Зажатие

полосы

роликами

образования

волнистости

осущест­

вляется с помощью пружин и регулировочных винтов 3.

 

вой

Правильно-растяжная машина с зажимным устройством по­

конструкции позволяет

производить правку

растяжением

полосы из рулона и значительно повысить производительность процесса правки [39]. Одиако при правке на такой машине тон­ кой полосы возможна потеря устойчивости полосы. Обеспечение в полосе двухосного растяжения (путем введения в конструк­ цию машины предлагаемого роликового устройства) позволяет устранить указанный недостаток машины и создать правильную установку, обеспечивающую устойчивый процесс правки широ­ ких тонких полос из высокопрочных сталей и специальных сплавов.


Г л а ів а VI

ОБ УСТОЙЧИВОСТИ ФОРМЫ пологих

О БЛ И Ц О В О Ч Н Ы Х ПАНЕЛЕЙ , ИЗГОТОВЛЯЕМ ЫХ

ВЫТЯЖКОЙ

К тонким пологим облицовочным панелям, изготовленным вытяжкой, относятся крыша автомобиля, дверь холодильника и др. На рис. 48 показаны наиболее распространенные виды вы­ пуклых пологих панелей.

1. ПОТЕРЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПАНЕЛЕЙ

Рассмотрим пологую прямоугольную в плане выпуклую па­ нель двойной кривизны (см. рис. 48, а) [4].

Геометрический критерий для пологих панелей выражается соотношением

где /г0 — стрела подъема панели; b — наименьший из размеров контура панели в плане.

Рис. 48. Пологие выпуклые панели:

а — двойной кривизны

прямоугольная в плане; б — цилиндрическая прямоугольная

в плане;

в — двойной кривизны криволинейная в плане

Будем полагать, что панель подвергается давлению р с вы­ пуклой стороны и при деформировании получает большие упру­ гие прогибы.

При определенных условиях такая панель может потерять устойчивость.

Характерным при потере устойчивости пологой выпуклой па- ■нели является то, что при некотором критическом давлении па-

121

цель совершает скачкообразный переход к новому устойчивому равновесному состоянию. При этом происходит хлопок, сопро­ вождающийся переменой знака кривизны на обратный и выво­ рачиванием некоторой части или всей поверхности панели

Рис. 49. Схема выпучен­ ного участка пологой панели

(рис. 49). Форма выпученного участка 1 близка к форме зер­ кального отражения соответствующего сегмента 2 относительно плоскости 3, отсекающей его от остальной части поверхности. Выпученный участок и остальная часть панели, примыкающая

 

к зоне выпучивания, раз­

 

деляются

 

граничным

 

кольцеобразным

участ­

 

ком 4.

 

 

 

 

 

 

Поведение панели под

 

нагрузкой

проследим

по

 

графической

зависимости

 

между

параметрами на­

 

грузки

р*

и

прогибов Z

 

(рис. 50).

 

 

 

 

 

При очень пологих па­

 

нелях

стрела прогиба

h

 

монотонно

 

возрастает

с

 

увеличением

 

давления

 

(кривая /). В точке пере­

 

гиба А\ кривой 1 проис­

Рнс. 50. Зависимость между параметрами

ходит

плавное изменение

нагрузки р* и прогибов Q’

знака

кривизны

панели.

 

Возрастание

стрелы

подъема Іг0 приводит к увеличению начальной жесткости панели. При определенном значении h0, соизмеримом с толщиной панели (кривая 2), прогиб увеличивается с увеличением нагрузки до соответствующего предела (точка А2, £=£,'). Затем, в некотором интервале, прогибы начинают плавно, но быстро увеличиваться без значительного увеличения нагрузки. Точка Ао, являясь точ­ кой перегиба кривой, соответствует безразличному равновесно­ му состоянию.

Дальнейшее увеличение стрелы подъема наряду с еще боль­ шим повышением начальной жесткости панели приводит также

к изменению самого характера зависимости р*—£

(кривая 3).

В этом случае нагрузка, возрастая от нуля,

при неко­

122


тором

значении

прогиба

достигает максимума

(точка

Въ, £=£в), затем падает до минимума (точка С3, £=£«)

и потом

снова

возрастает.

На участке

Б3С3 (штриховая часть

кривой)

увеличение прогиба происходит при понижении нагрузки, что соответствует неустойчивому равновесному состоянию панели. Если нагрузка непрерывно увеличивается независимо от дефор­ мации панели, что обычно и наблюдается на практике, то в точ­ ке В3 прогиб скачкообразно возрастает до значения, соответст­ вующего точке Вз, как показано стрелкой В3В3'. При этом знак

кривизны панели изменяется на обратный, происходит

хлопок.

С увеличением нагрузки, начиная от точки В3 , работа па­

нели будет происходить вновь на

устойчивом, возрастающем

участке кривой.

точке С3 призойдет

 

При уменьшении нагрузки в

скачко­

образное уменьшение прогибов в соответствии со стрелкой —• обратный хлопок (выхлоп).

Максимальная нагрузка, соответствующая хлопку, называ­ ется верхней критической нагрузкой рв, а минимальная нагруз­ ка, соответствующая выхлопу, — нижней критической нагруз­ кой РнПараметры нагрузки соответственно будем обозначать

РІ и р'я.

Следует отметить, что панель, соответствующая кривой 2, имеет в точке Л2 совмещенные экстремумы, где pi =р*.

Еще большее увеличение стрелы подъема панели вызывает дальнейшее увеличение жесткости, возрастание р* и снижение

р*, кривая р*—^ еще больше искривляется. При некоторой, до­

статочно большой величине Іі0 кривая начинает пересекать ось абсцисс. Панель, соответствующая такой зависимости (кри­ вая 4), совершает хлопок (точка В$), но не дает выхлопа даже при полном снятии нагрузки. Последнее объясняется тем, что нижнее критическое значение нагрузки в этом случае отрица­ тельно (точка С4). Такая панель получает остаточный прогиб в виде вмятины, глубина которой определяется точкой пересече­ ния кривой с осью абсцисс (точка D^).

Наиболее широкое распространение в качестве облицовоч­ ных деталей находят выпуклые прямоугольные в плане панели. Рассмотрим поведение такой панели под действием поперечной нагрузки.

Выберем прямоугольную систему координат, xyz (см. рис. 48, а). Ось z расположим по нормали к серединной поверх­ ности панели в сторону центра кривизны, а оси х и у — по на­ правлениям линий главных кривизн. Пусть размеры панели по осям X и у равны а и Ь. Будем полагать, что краевые условия панели соответствуют шарнирному закреплению кромок. Подоб­ ные краевые условия бывают у облицовочных деталей кузова автомобиля, закрепление которых обычно осуществляется по

123


узкой полосе вдоль их краев при помощи точечной сварки, гибки — обжимки кромок и пр.

Главные кривизны панели принимаем постоянными. В част­ ности, .этому требованию отвечают круговые панели переноса, уравнение серединной поверхности которых записывается в виде

 

z = /i {х) + Ш ,

(273)

где кривые

z =f і(х) и z = f2(y) — дуги

окружностей.

Главные

кривизны %х= кі, я;/= и2 и

главные радиусы кри­

визны рі, р2 пологой круговой панели переноса могут быть под­ считаны по формулам

 

1

ci-

 

Pi =

= ------------

 

 

У-i

8/i0

(274)

P ‘2

1

b- + 4 hi

 

X,

8Л0

 

Приближенно каждую пологую панель двоякой кривизны можно принять за круговую панель переноса [32].

Использование в качестве облицовочных деталей круговых панелей переноса упрощает изготовление вытяжных штампов, так как рабочая поверхность пуансонов при этом образуется кривой z = fі(х) при ее движении по направляющей z — f2(y).

В случае шарнирного закрепления кромок панели зависи­ мость между равномерно распределенной поперечной нагрузкой

р = const и прогибом w0 в

центре

панели

выражается форму­

лой [23]

 

 

 

 

 

 

Р =

192 (1 — V2)

S +

_ я 2(k, +

г

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

я2 [kt 4- fe)

 

5-а

,

32я2

(275)

 

(х+т)

 

 

6(г+т )

 

 

 

 

Формула (275) записана в безразмерных параметрах: параметр поперечной нагрузки

 

Р*

(ab)2ЕР Р,

 

(276)

где Е — модуль упругости

материала

панели; t — толщина па-

нели;

 

 

 

 

параметры кривизны

 

 

 

 

К

 

 

х . , 6 2

(277)

t

t