Файл: Головлев, В. Д. Расчеты процессов листовой штамповки. Устойчивость формообразования тонколистового металла.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Роликовое устройство (рис. 47) работает следующим обра зом. Полоса или лист 1 подается в правильно-растяжную ма шину; при этом зажимы зажимных головок машины раскры ваются. Включением электродвигателя 7 подающих роликов 2 концы полосы подаются к зажимам машины. После того как концы полосы вой дут в зажимы, электродви гатель подающих роликов выключается и полоса оста-
|
|
|
дится зажатие полосы и ее |
|||||
|
|
|
растяжение. |
Ролики полу |
||||
|
|
|
чают вращение от электро |
|||||
|
|
|
двигателя |
через редуктор |
6 |
|||
Рнс. |
47. Схема роликового устроі'іства |
и шарнирные валы 5. Шей |
||||||
ки |
роликов |
вращаются |
в |
|||||
|
правильно-растяжной машины |
подвижных подшипниках |
4. |
|||||
с целью предотвращения |
|
Зажатие |
полосы |
роликами |
||||
образования |
волнистости |
осущест |
||||||
вляется с помощью пружин и регулировочных винтов 3. |
|
|||||||
вой |
Правильно-растяжная машина с зажимным устройством по |
|||||||
конструкции позволяет |
производить правку |
растяжением |
полосы из рулона и значительно повысить производительность процесса правки [39]. Одиако при правке на такой машине тон кой полосы возможна потеря устойчивости полосы. Обеспечение в полосе двухосного растяжения (путем введения в конструк цию машины предлагаемого роликового устройства) позволяет устранить указанный недостаток машины и создать правильную установку, обеспечивающую устойчивый процесс правки широ ких тонких полос из высокопрочных сталей и специальных сплавов.
Г л а ів а VI
ОБ УСТОЙЧИВОСТИ ФОРМЫ пологих
О БЛ И Ц О В О Ч Н Ы Х ПАНЕЛЕЙ , ИЗГОТОВЛЯЕМ ЫХ
ВЫТЯЖКОЙ
К тонким пологим облицовочным панелям, изготовленным вытяжкой, относятся крыша автомобиля, дверь холодильника и др. На рис. 48 показаны наиболее распространенные виды вы пуклых пологих панелей.
1. ПОТЕРЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПАНЕЛЕЙ
Рассмотрим пологую прямоугольную в плане выпуклую па нель двойной кривизны (см. рис. 48, а) [4].
Геометрический критерий для пологих панелей выражается соотношением
где /г0 — стрела подъема панели; b — наименьший из размеров контура панели в плане.
Рис. 48. Пологие выпуклые панели:
а — двойной кривизны |
прямоугольная в плане; б — цилиндрическая прямоугольная |
в плане; |
в — двойной кривизны криволинейная в плане |
Будем полагать, что панель подвергается давлению р с вы пуклой стороны и при деформировании получает большие упру гие прогибы.
При определенных условиях такая панель может потерять устойчивость.
Характерным при потере устойчивости пологой выпуклой па- ■нели является то, что при некотором критическом давлении па-
121
цель совершает скачкообразный переход к новому устойчивому равновесному состоянию. При этом происходит хлопок, сопро вождающийся переменой знака кривизны на обратный и выво рачиванием некоторой части или всей поверхности панели
Рис. 49. Схема выпучен ного участка пологой панели
(рис. 49). Форма выпученного участка 1 близка к форме зер кального отражения соответствующего сегмента 2 относительно плоскости 3, отсекающей его от остальной части поверхности. Выпученный участок и остальная часть панели, примыкающая
|
к зоне выпучивания, раз |
|||||
|
деляются |
|
граничным |
|||
|
кольцеобразным |
участ |
||||
|
ком 4. |
|
|
|
|
|
|
Поведение панели под |
|||||
|
нагрузкой |
проследим |
по |
|||
|
графической |
зависимости |
||||
|
между |
параметрами на |
||||
|
грузки |
р* |
и |
прогибов Z |
||
|
(рис. 50). |
|
|
|
|
|
|
При очень пологих па |
|||||
|
нелях |
стрела прогиба |
h |
|||
|
монотонно |
|
возрастает |
с |
||
|
увеличением |
|
давления |
|||
|
(кривая /). В точке пере |
|||||
|
гиба А\ кривой 1 проис |
|||||
Рнс. 50. Зависимость между параметрами |
ходит |
плавное изменение |
||||
нагрузки р* и прогибов Q’ |
знака |
кривизны |
панели. |
|||
|
Возрастание |
стрелы |
подъема Іг0 приводит к увеличению начальной жесткости панели. При определенном значении h0, соизмеримом с толщиной панели (кривая 2), прогиб увеличивается с увеличением нагрузки до соответствующего предела (точка А2, £=£,'). Затем, в некотором интервале, прогибы начинают плавно, но быстро увеличиваться без значительного увеличения нагрузки. Точка Ао, являясь точ кой перегиба кривой, соответствует безразличному равновесно му состоянию.
Дальнейшее увеличение стрелы подъема наряду с еще боль шим повышением начальной жесткости панели приводит также
к изменению самого характера зависимости р*—£ |
(кривая 3). |
В этом случае нагрузка, возрастая от нуля, |
при неко |
122
тором |
значении |
прогиба |
достигает максимума |
(точка |
Въ, £=£в), затем падает до минимума (точка С3, £=£«) |
и потом |
|||
снова |
возрастает. |
На участке |
Б3С3 (штриховая часть |
кривой) |
увеличение прогиба происходит при понижении нагрузки, что соответствует неустойчивому равновесному состоянию панели. Если нагрузка непрерывно увеличивается независимо от дефор мации панели, что обычно и наблюдается на практике, то в точ ке В3 прогиб скачкообразно возрастает до значения, соответст вующего точке Вз, как показано стрелкой В3В3'. При этом знак
кривизны панели изменяется на обратный, происходит |
хлопок. |
|
С увеличением нагрузки, начиная от точки В3 , работа па |
||
нели будет происходить вновь на |
устойчивом, возрастающем |
|
участке кривой. |
точке С3 призойдет |
|
При уменьшении нагрузки в |
скачко |
образное уменьшение прогибов в соответствии со стрелкой —• обратный хлопок (выхлоп).
Максимальная нагрузка, соответствующая хлопку, называ ется верхней критической нагрузкой рв, а минимальная нагруз ка, соответствующая выхлопу, — нижней критической нагруз кой РнПараметры нагрузки соответственно будем обозначать
РІ и р'я.
Следует отметить, что панель, соответствующая кривой 2, имеет в точке Л2 совмещенные экстремумы, где pi =р*.
Еще большее увеличение стрелы подъема панели вызывает дальнейшее увеличение жесткости, возрастание р* и снижение
р*, кривая р*—^ еще больше искривляется. При некоторой, до
статочно большой величине Іі0 кривая начинает пересекать ось абсцисс. Панель, соответствующая такой зависимости (кри вая 4), совершает хлопок (точка В$), но не дает выхлопа даже при полном снятии нагрузки. Последнее объясняется тем, что нижнее критическое значение нагрузки в этом случае отрица тельно (точка С4). Такая панель получает остаточный прогиб в виде вмятины, глубина которой определяется точкой пересече ния кривой с осью абсцисс (точка D^).
Наиболее широкое распространение в качестве облицовоч ных деталей находят выпуклые прямоугольные в плане панели. Рассмотрим поведение такой панели под действием поперечной нагрузки.
Выберем прямоугольную систему координат, xyz (см. рис. 48, а). Ось z расположим по нормали к серединной поверх ности панели в сторону центра кривизны, а оси х и у — по на правлениям линий главных кривизн. Пусть размеры панели по осям X и у равны а и Ь. Будем полагать, что краевые условия панели соответствуют шарнирному закреплению кромок. Подоб ные краевые условия бывают у облицовочных деталей кузова автомобиля, закрепление которых обычно осуществляется по
123
узкой полосе вдоль их краев при помощи точечной сварки, гибки — обжимки кромок и пр.
Главные кривизны панели принимаем постоянными. В част ности, .этому требованию отвечают круговые панели переноса, уравнение серединной поверхности которых записывается в виде
|
z = /i {х) + Ш , |
(273) |
где кривые |
z =f і(х) и z = f2(y) — дуги |
окружностей. |
Главные |
кривизны %х= кі, я;/= и2 и |
главные радиусы кри |
визны рі, р2 пологой круговой панели переноса могут быть под считаны по формулам
|
— 1 |
ci- |
|
|
Pi = |
= ------------ |
|
||
|
У-i |
8/i0 |
(274) |
|
P ‘2 |
1 |
b- + 4 hi |
||
|
||||
X, |
8Л0 |
|
Приближенно каждую пологую панель двоякой кривизны можно принять за круговую панель переноса [32].
Использование в качестве облицовочных деталей круговых панелей переноса упрощает изготовление вытяжных штампов, так как рабочая поверхность пуансонов при этом образуется кривой z = fі(х) при ее движении по направляющей z — f2(y).
В случае шарнирного закрепления кромок панели зависи мость между равномерно распределенной поперечной нагрузкой
р = const и прогибом w0 в |
центре |
панели |
выражается форму |
|||
лой [23] |
|
|
|
|
|
|
Р = |
192 (1 — V2) |
■ |
S + |
_ я 2(k, + |
г |
|
|
|
|
16 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
я2 [kt 4- fe) |
|
5-а |
, |
32я2 |
(275) |
|
(х+т) |
|
|
6(г+т ) |
||
|
|
|
|
Формула (275) записана в безразмерных параметрах: параметр поперечной нагрузки
|
Р* |
(ab)2ЕР Р, |
|
(276) |
|
где Е — модуль упругости |
материала |
панели; t — толщина па- |
|||
нели; |
|
|
|
|
|
параметры кривизны |
|
|
|
|
|
К |
|
|
х . , 6 2 |
(277) |
|
t |
t |
||||
|
|