Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к работе адиабатического сжатия на ступени

называется сте-

пенью реактивности р ступени

 

 

Р =

Си. рк

(2.1)

-7------•

 

гад. ст

 

Если р = 1,0, сжатие газа осуществляется только на рабочем ко­ лесе; если р = 0, сжатие газа происходит лишь в спрямляющем аппарате. Обычно степень реактивности ступени составляет р»0,5. Рабочий процесс в последующих ступенях компрессора аналогичен отмеченному.

Уменьшение размера и веса компрессора может быть достиг­ нуто за счет повышения осевой составляющей скорости са на входе в компрессор и окружной скорости и рабочего колеса. В таком случае относительная скорость ац на входе в рабочее колесо может оказаться сверхзвуковой. Для того чтобы умень­ шить потери и добиться расположения скачка уплотнения в меж­ лопаточном канале, лопатки выполняются с заостренными кром­ ками.

После скачка уплотнения относительная скорость wo стано­ вится дозвуковой, скорость Со оказывается меньше а2> в связи с чем профиль лопаток спрямляющего аппарата соответствует дозвуковой ступени. Если же абсолютная скорость с2 оказыва­ ется больше скорости а* звука, лопатки спрямляющего аппарата будут иметь заостренные передние кромки.

Повышение окружной скорости рабочего колеса в сверхзву­ ковой ступени по сравнению с дозвуковой ступенью позволяет иметь более высокую степень повышения давления яет в ступени, у сверхзвуковой ступени лст — 1,6-г-1,8 вместо лст= 1,2-=-1,4 до­ звуковой ступени.

В связи с наличием скачков уплотнения к. п. д. сверхзвуковой ступени на 2—4% ниже к. п. д. дозвуковой ступени. Тем не менее у современных компрессоров’первые ступени часто выполняются сверхзвуковыми. В этом случае удается увеличить степень повы­ шения давления и производительность компрессора без сущест­ венного снижения к. п.д. и изменения размеров компрессора.

§ 2. Основные показатели и зависимости для компрессора

Важнейшим показателем работы ступени и компрессора в це­ лом является степень повышения давления. Степень повышения давления в ступение лст и в целом в компрессоре як выражает отношение давления газа на выходе из ступени или компрессора к давлению газа на входе. Степень повышения давления в комп­ рессоре

Р2

it:

 

Р%$ >

(2.2)

 

Р\

°вхР0

 

15


где p^ — давление заторможенного потока воздуха на выходе из компрессора; р* — давление заторможенного потока воздуха

на входе в двигатель; aDX— коэффициент восстановления пол­ ного давления во входном устройстве двигателя.

Степень повышения давления в компрессоре может быть вы­ ражена через степень повышения давления в ступенях компрес­

сора

я* = я* ,я* „я* „...я*

г

К

ст. І СТ. 2 СТ. 3

ст. п

В идеальном компрессоре сжатие газа протекает по адиа­ бате 1—2 (рис. 2.3). Работу, которую необходимо затратить на

Рис. 2.3. Процесс сжатия воз­ духа в компрессоре.

адиабатическое сжатие 1 кг газа в компрессоре, можно опреде­ лить из уравнения

dl^n= di-}-d 2~

\

k - i ) >

(2,3)

где я* — степень повышения давления в компрессоре.

Величина этой работы изображается в определенном масш­ табе площадью 1 — 2ад— а b — 1 в диаграмме р ѵ (рис. 2.3).

В реальном компрессоре энергия, затрачиваемая на преодо­ ление гидравлических сопротивлений в процессе сжатия, преоб­ разуется в тепло, которое усваивается сжимаемым газом. Его температура при том же давлении оказывается выше, чем при адиабатическом сжатии, сжатие происходит по политропе 1—2 с показателем п== 1,46— 1,52 (для воздуха). Работа, затрачивае­ мая на политропическое сжатие газа, отображается на диаграмме р V площадью 12аЬ1.

Потери энергии в компрессоре обусловливаются

1

1)

трением воздуха о стенки каналов, а также взаимным тре­

нием слоев воздуха;

 

2 )

скачками уплотнённа в местах сверхзвуковой скорости;

 

3)

образованием вихрей в связи с отклонением направления

вектора скорости от расчетного на входе в межлопаточные ка­ налы рабочего колеса и спрямляющих аппаратов.

Потери, вызванные первыми двумя причинами, условно назы­ ваются потерями на трение, а потери, обусловленные отклоне­ нием вектора скорости от расчетного положения, — потерями на удар. Отмеченные потери зависят от расхода воздуха. Если по­ тери на трение увеличиваются с ростом расхода (скорости) воз­ духа, то потери на удар растут как при увеличении, так и при уменьшении расхода по сравнению с расчетным. Все виды потерь энергии,' включая и механические (потери в подшипниках), оце­ ниваются коэффициентом полезного действия rj* компрессора

(2-4)

где Ік — эффективная работа компрессора.

Для современных осевых компрессоров г|* =0,82—0,87. Таким образом,

 

*к= £ д4 -

 

 

(2.5)

или

 

 

 

 

 

 

Я 7 ? и ~ - і ) 4 - .

(2 .6)

 

 

 

 

IK

 

При отсутствии потерь тепла во входном устройстве

двига­

теля Т* —Т* и

 

 

 

 

 

k

RTl

 

 

(2.7)

k— \

 

 

 

 

 

 

 

Работа, затрачиваемая на сжатие 1 кг

воздуха в компрессоре,

примерно пропорциональна квадрату,числа оборотов*

 

Из (2.7) следует, что

4 « Л /г2.

 

(2 .8)

 

 

 

 

 

 

/г — 1 1к\

 

*

'

У*

(2.9)

7Г,с=

1

kR

К

 

 

 

 

- Степень повышения давления іх*

в

компрессоре зависит не

только от величины работы /к и потерь энергии, учитываемых!]*, но и от Г*,, которая определяется скоростью и высотой полёта-.

2 Заказ №520

""" "Я|««|

17

Г ё/

, \4Jt

 

 

■Сор

 

I

ДЯР

 


При неизменной величине /„ степень повышения давления в компрессоре монотонно снижается по мере увеличения скоро­ сти Со полета (рис. 2.4) в связи с ростом Т* и увеличивается с вы­

сотой полета, так как снижается Т* (до 11 км) . Степень повы­ шения давления я* во входном устройстве растет с увеличением

скорости со и высоты Я (до 11 км) полета. В связи с этим увели­ чивается''общая степень повышения давления я* = я* я* по мере

ІіХ К

1

увеличения скорости Со и высоты Я (до 11 км) полета.

Рис. 2.4. Изменение я*х,

и я* от скорости Сп полета н высоты Н полета.

Мощность, затрачиваемая на привод компрессора при произ-

кг

 

 

водительности m -------, составляет

 

сек -

 

 

 

N K= m/ад —іг- ■

(2.10)

 

\

 

Так как производительность компрессора

примерно пропор­

циональна числу' оборотов

 

.

7nzüBn, \

(2.11)

то мощность, затрачиваемая на привод компрессора, примерно пропорциональна кубу оборотов

N K^ Du3.

(2.12)

18

§ 3. Характеристики компрессора

Эксплуатационные качества компрессора устанавливаются по его характеристике. Различают нормальные и универсальные характеристики.

Нормальная характеристика — это графическое изображение зависимости между степенью повышения давления я* , расходом

воздуха V, к. п. д. компрессора т]* й числом оборотов п при дан­

ных атмосферных условиях (рис. 2,5, а). Нормальная характери­ стика компрессора строится по данным испытания, проводимого на специальной установке. Характеристика осевого компрессора

Рис. 2.5. Характеристики компрессора: а — нормальная; б — универсальная; А — границы помпажа; Б — эксплуатационная (рабочая) кривая компрес­ сора в системе газотурбинного двигателя.

показывает, что степень повышения давления я* при п = const

растет по мере снижения расхода воздуха, особенно в области высоких значений чисел оборотов. Эта закономерность напорной характеристики обусловливается характером изменения эффек­ тивной работы ступени и потерь энергии от расхода воздуха. Эф­ фективная работа ступени lCT=Awuii растет по мере снижения расхода воздуха в связи с увеличением закрутки Дwu воздуха на рабочем колесе при постоянной окружной скорости и. Поэтому при отсутствии потерь энергии я ст компрессора повышается по мере снижения расхода воздуха (рис. 2.6, кривая А). Потери энергии при снижении расхода воздуха до расчетного значения уменьшаются (снижаются потери на трение и на удар), а после расчетного значения — увеличиваются (потери на трение умень­ шаются, а на удар — увеличиваются). В связи с этим соответст­ вующим образом изменяется и я ст от расхода воздуха (рис. 2.6, кривая Б и В) .

2*

19



Каждому числу оборотов, соответствует некоторый минималь­ ный расход воздуха, при котором наступает неустойчивая работа (помпаж) компрессора. В этом случае происходит периодиче­ ское перетекание воздуха в направлении входа в компрессор, по­ является пульсация воздушного потока, возникают резкие коле­ бания давления и скорости воздуха. Внешне помпаж сопровож­ дается вибрацией лопаток и своеобразным, не свойственным нор­ мальной работе компрессора шумом. При.помпаже резко падает коэффициент полезного действия компрессора. Помпаж может

Рис. 2.6. Зависимость степени повы-

Рис.

2.7. Треугольник

скоростей

шения давления в ступени от объем-

на

входе в

первую ступень

ного

расхода

V

воздуха: А — при

компрессора

при

различных

отсутствии потерь;

Б — с учетом по-

температурах.

поступающего

терь

на трение;

В — с

учетом потерь

 

воздуха,

 

 

на трение

и на

удар.

 

 

 

 

привести к остановке двигателя в связи с прекращением горе­ ния топлива в камерах сгорания, а также к разрушению элемен­ тов компрессора.

Характеристика компрессора охватывает широкий диапазон режимов работы по расходу воздуха и оборотам. Если компрес­ сор находится в системе газотурбинного двигателя, расход воз­ духа изменяется лишь за счет оборотов, которые ограничиваются определенными пределами. В связи с этим каждому значению числа оборотов соответствует лишь одна точка, характеризующая расход воздуха. Совокупность этих точек в пределах допустимых оборотов определяет линию Б (рис. 2.6, а) эксплуатационных (рабочих) режимов компрессора в системе газотурбинного дви­ гателя.

20