Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Компрессоры турбореактивных двигателей работают при различных условиях на входе (изменяется высота и скорость по лета). В связи с этим для определения эксплуатационных качеств компрессора необходимо иметь большое количество нормальных характеристик. Такое усложнение в оценке компрессора устра няется, если использовать универсальную характеристику. Она справедлива для различных условии на входе в компрес сор.
Универсальная характеристика выражает зависимость между степенью повышения давления я*, к. п. д. компрессора rj* , па
раметром подобия числа оборотов |
и параметром |
подобия |
|
|
|
т |
|
расхода воздуха т |
(рис. 2.5, |
б). Универсальная |
характе |
ристика строится по данным нормальной характеристики на базе теории подобия физических явлений.
Согласно теории подобия режимы компрессора оказываются^ подобными, если-в любом проходном сечении число М потока' имеет одно и то же значение. Число М потока может быть пред ставлено по любой скорости, например по скорости Сіа (опреде ляет объемный расход воздуха), по скорости wi и т. д.
Скорость звука |
зависит от температуры |
(а = І kR T ) . По |
||
этому равенство числа М потока при изменении |
температуры |
|||
воздуха на входе от Ті до Т' |
соблюдается, |
если |
треугольники |
|
скоростей (рис. 2.7) |
будут подобны. Это возможно при равенстве |
|||
сі |
Wi |
HL |
|
|
Ci |
и |
|
|
Таким образом, подобие воздушных потоков при изменении температуры воздуха на входе в компрессор имеет место при ус
ловии —— =const и Сіа ■= const. УГі УГі
Расход воздуха через компрессор
m=FiPiCu = F i~ |
Иа> |
где Fi — площадь сечения потока на |
входе в рабочее колесо; |
Рі — плотность воздуха на входе в рабочее колесо; Сіа — осевая скорость воздуха.
21
Из представленного выражения следует, что сіа= mTiR По piFi
этому условия подобия режима работы компрессора представ ляются в следующем виде:
п
const
ѵтх
(2.13)
тѴТ\ const
Р\
На подобных режимах работы компрессор обеспечивает одина ковую степень повышения давления и имеет один и тот же к. п. д.
Рис. 2.8. Характеристика осевого ком |
||
прессора в |
параметрах |
пар и гпар: |
А — граница |
помпажа; |
Б — эксплуа |
тационная |
(рабочая) кривая; точка |
|
В — расчетный режим работы. |
||
Режимы работы компрессора могут быть приведены к стан |
||
дартным |
условиям. |
Стандартными атмосферными условиями |
на входе |
в компрессор принято считать давление воздуха р = |
= 760 мм рт. ст.; температура воздуха Т = 288° К. Если известно, что на входе в компрессор давление воздуха р*, температура
Т*, расход воздуха тзйм, а число оборотов пзам, то подобный ре
жим в стандартных условиях имеет место при соблюдении ра венств
'пр |
/ипр /2 8 8 |
|
У 288 |
760 |
Л |
|
Из равенств можно определить приведенный расход воздуха
Шпр—^зам 1
22
приведенное число оборотов
"пр |
(2.15) |
Так как теплообмен через стенки входного устройства двигателя незначителен, можно считать равными температуры полностью заторможенного потока на входе в компрессор и невозмущенного
потока окружающей среды, т. |
е. Т* — Т* — Т0^1 + -^Ц ^-М 20| . |
||
В связи с этим |
288. |
|
|
"пр- |
(2.16) |
||
1 +■ |
|||
|
|
В настоящее время получили распространение характери стики компрессора, выражающие зависимость я* и г|* от при
веденного расхода воздуха т Пр при различных значениях приве денных оборотов ппр (рис. 2.8).
§4. Неустойчивая работа (помпаж) компрессора
Вмногоступенчатом компрессоре на расчетном режиме ра боты существует строгая согласованность между проходными се чениями, плотностью воздуха и его скоростями. Взаимная связь отмеченных величин, например для сечения первой ступени ком прессора и сечения последней ступени компрессора, представля ется уравнением расхода
in — F]p]cu = F 2p2c2a,
где Сіа и Сга — осевая скорость на входе в первую и последнюю ступени компрессора; рі и рг — плотность воздуха в соответст вующем сечении.
Для безударного обтекания профилей согласуются утлы на бегающего потока и углы установки лопаток рабочего колеса и спрямляющего аппарата (вектор скорости совпадает с направле нием передней кромки профиля). Переход на нерасчетный режим создает предпосылки к нарушению отмеченной согласованности между отдельными величинами и возникновению помпажа.
Из уравнения неразрывности следует, что для любого режима
работы данного компрессора |
= const^ справедливо ра |
венство |
|
Р2С2а -co n st ИЛИ |
_і_ |
я * - ^ - = COnst. |
|
Р іс 1а |
к Сіа |
Изменение режима работы компрессора обусловлено откло нением /гпр (формула 2.16) от расчетного значения, например
23
соответствующего точке В на рис. 2.8, в результате изменения числа оборотов /гзам, скорости и высоты полета (изменяется 7*). Если, например, при неизменных условиях полета снизить
число оборотов двигателя пзам, т. е. снизить япр, то это вызовет
уменьшение лк, в связи с чем возрастет отношение -----за счет
Ста более интенсивного снижения скорости сіа' по сравнению с с2а.
При снижении як уменьшается плотность рг (увеличивается удельный объем іь), и площадь F2проходного сечения последней
Рис. 2.9. Схема обтекания лопаток рабочего колеса компрессора при уменьшении оборотов по сравнению с расчетным (пунктир)
режимом: а — первая ступень, 6 — последняя ступень. |
ступени оказывается меньше требуемой. Значительное снижение плотности р2 приводит к «запиранию» последних 'ступеней по расходу воздуха. В результате этого снижается осевая скорость с)а воздуха на входе в первую ступень, и площадь F\ проходного сечения первой ступени оказывается больше необходимой.
Непропорциональное изменение осевых скоростей на первых, и последних ступенях компрессора по сравнению с окружной ско ростью приводит к изменению угла атаки лопаток (рис. 2.9). На первых ступенях угол атаки лопаток становится больше рас четного, происходит срыв потока на выпуклых поверхностях ло паток, образуется зона вихрей, которая развивается по проточ ной части ступени. На последних ступенях угол атаки становится меньше расчетного, происходит удар о выпуклую сторону, лопа-. ток и срыв потока с вогнутой стороны. Однако развитие вихре вой зоны ограничивается,' так как поток по инерции прижимается к вогнутой поверхности. Режим работы средних ступеней изме няется незначительно по сравнению с расчетным. В результате
24
сложившихся условии воздух с определенной периодичностью прорывается через образующиеся срывные зоны первых ступеней ко входу в компрессор, возникает пульсация воздушного потока.
Таким образом, при снижении числа оборотов по сравнению с расчетным значением создаются предпосылки для помпажа на первых ступенях. На последних ступенях при значительном от клонении режима от расчетного угол атаки может оказаться даже отрицательным. В таком случае на последних ступенях компрессора вместо сжатия воздуха будет происходить его рас ширение (турбинный режим). К-П.д. компрессора падает.
Увеличение числа оборотов лзаы по сравнению с расчетным при неизменных условиях полета приводит к увеличению степени повышения давления як и росту плотности р2. Площадь' А2 про ходного сечения последней ступени оказывается больше потреб ной для данных условий. В результате этого возрастает скорость Сіа и понижается плотность рі. Площадь Fi проходного сечения на входе в первую ступень компрессора оказывается недоста точной. В итоге создаются предпосылки к возникновению пом пажа на последних ступенях компрессора.
Появление помпажа при постоянных оборотах возникает в случае изменения температуры Т 0 окружающей среды и числа М0 полета. Помпаж на первых ступенях-компрессора может по явиться в связи с повышением температуры Т0 окружающего воздуха и числа М0 полета, так как при этих условиях снижается приведенное число оборотов (рис. 2.8). Предпосылкой к помпажу >на последних ступенях компрессора является понижение темпе ратуры То окружающей среды и уменьшение числа М0 полета.
Эксплуатационные режимы газотурбинных двигателей обычно -■ оказываются такими, при которых не наблюдается помпаж на последних ступенях компрессора.
§ 5. Регулирование компрессора
При эксплуатации компрессора возникает необходимость в изменении как степени повышения давления як, так и расхода пг воздуха. В системе газотурбинного двигателя изменение як и щ осуществляется путем изменения числа оборотов ротора ком прессора, т. е. путем регулирования режима работы турбины. Осевые компрессоры, имеющие як>5, снабжаются системами автоматического регулирования для поддержания высокого зна чения к. п.д. при работе на нерасчетных режимах и для предот вращения помпажа.
Автоматические устройства имеют различное конструктивное оформление. Управляющим Сигналом этих устройств служит си гнал, пропорциональный физическому числу оборотов п, приве
денному числу оборотов tim или величине П- - .
і т *
25
В практике используют следующие приемы регулирования.
1. Перепуск части воздуха из одной или нескольких промежу точных ступенек компрессора в атмосферу при достижении режима, при котором возникает помпаж. Перепуск воздуха в ат мосферу приводит к увеличению расхода воздуха через первые ступени и уменьшению ^— через последние. Первые ступени пере водятся с неустойчивого режима на устойчивый, а на последних
прулп
Рис. 2.10. Возможная принципиальная схема Рис. 2.11. Возможная управления перепуском воздуха в компрессоре, принципиальная схема управления лопатками спрямляющих аппаратов.
снимается режим «запирания». Окна перепуска воздуха 5 (рис. 2.10), имеющиеся в корпусе компрессора-, перекрываются клапанами или стальной лентой 4. Управление клапанами или лентой 4 осуществляется, например, по сигналу измерителя чи сла оборотов п.
При запуске двигателя и на малых оборотах окна перепуска открыты (лента перепуска отведена от корпуса компрессора), часть воздуха перепускается из компрессора в окружающую среду.
Когда число оборотов достигает значения ппt (более близкого к расчетному), по сигналу измерителя оборотов срабатывает уп равляющее устройство 1 (электромагнитный клапан, система зо
2.6
лотников и т. п.), и рабочая жидкость (сжатый воздух, топливо или масло) а направляется в сервомотор 2. Под давлением рабо чей жидкости поршни сервомотора, преодолевая упругость пру жины 3, перемещаются навстречу друг другу, стальная лента 4 обжимает корпус компрессора и перекрывает окна перепуска 5. Перепуск воздуха прекращается.
Работа системы при снижении оборотов двигателя от макси мальных до малого газа протекает в обратном порядке. Когда обороты двигателя достигают л,„2, по сигналу измерителя оборо тов срабатывает управляющее устройство 1 таким образом, что полость сервомотора 2 сообщается со сливом б. Поршни серво мотора под влиянием упругости пружины 3 перемещаются в про тивоположных направлениях, вытесняют рабочую жидкость на
Рис. 2.12. Принципиальная схема двухкаскадного (двухвального) компрессора.
слив и отводят ленту 4 от корпуса компрессора. Часть воздуха из компрессора через окна 5 перепускается в окружающую среду.
Разница между оборотами пп\ и п,г2 зависит от особенностей измерителя оборотов, для измерителя центробежного типа не превышает 50 об/мин.
В системе предусматривается и ручное управление лентой пе репуска (РУЛП). Этим управлением пользуются, например, при проведении регламентных работ на неработающем двигателе, когда во избежание попадания посторонних предметов (гайки и др.) в двигатель окна перепуска воздуха должны быть закрыты.
2. Поворот лопаток направляющего и опрямляющих'аппаратов. При изменении режима работы компрессора (числа оборо тов, условий полета) -исполнительный механизм 3 системы авто матики (рис. 2.11) поворачивает подвижное кольцо 4, которое шарнирно соединено с рычагами лопаток 5. В результате этого лопатки спрямляющих аппаратов устанавливаются в такое поло жение, при котором вектор относительной скорости воздуха на входе в рабочее колесо совпадает с направлением передней кромки лопаток, т. е. создаются условия работы первых и по следних ступеней, близкие к расчетному. Сигналы от измерителя
27
числа оборотов п и температуры Т* поступают в устройство 1,
формирующее управляющий сигнал /іщ, или —г— • Этот сигнал
I T *
с помощью устройства 2 управляет работой сервомотора 3. По следний устанавливает лопатки спрямляющих аппаратов в соот-
п
ветствии со значением Пщ, или —— .
ІТ*
3. Применение двухкаскадного (двухвального) компрессора (рис. 2.12) взамен одновалы-юго. Из каскада низкого давления 1, приводимого в действие от второй ступени турбины 4, воздух на правляется на каскад высокого давления 2, работающего от пер вой ступени турбины 3. При одиовальном компрессоре на нерас четных режимах возникает несоответствие в изменении осевых скоростей воздуха на первых и последних ступенях и .окружной скорости ротора. Для устранения этой несогласованности необ ходимо, чтобы первые и последние ступени работали на различ
ных оборотах. Например, для поддержания |
режима |
работы, |
близкого к расчетному, при уменьшении як |
необходимо число |
|
оборотов первых ступеней снижать в большей |
степени, |
чем по |
следних. Это автоматически обеспечивается при использовании двухкаскадного (двухвальногр) компрессора вместо одновального.
Так как при снижении як угол атаки лопаток на первых сту |
|
пенях увеличивается, а на последних — уменьшается |
(рис. 2.9), |
то потребная мощность для работы первых ступеней |
оказыва |
ется больше, чем для последних. Поэтому число |
оборотов пер |
|
вых ступеней уменьшается в большей |
степени, |
чем последних. |
Режим работы первых и последних |
ступеней |
приближается |
к расчетному, в связи с чем отпадает потребность в специальных лротивопомпажных устройствах.
Глава III
КАМЕРЫ СГОРАНИЯ
'§ 1. Виды и устройство камер сгорания
Вкамерах сгорания сжигается топливо, чтобы получить энер гию, необходимую для работы двигателя. В воздушно-реактив-
'ных двигателях применяются три вида камер сгорания: индиви дуальные (трубчатые), кольцевые, трубчато-кольцевые.
2S