Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Индивидуальные (трубчатые) камеры сгорания располага ются вокруг корпуса двигателя (рис. 3.1, а). Число камер сгора ния у двигателя обычно бывает от 6 до 12. В корпусе 1 камеры сгорания (рис. 3.2) находится жаровая труба 2, в которой разме щается стабилизатор пламени 3, топливная форсунка 4 и завих ритель 5. Форсунка, обычно центробежного типа, предназначена
Рис. 3.1. Схема расположения камер сгорания в поперечном сечении газотурбинного двигателя: А — зона горения; Б — зона
,вторичного воздуха. •
для распыла топлива, которое ' подается под давлением 60— 90 дан!см2. Воздух, поступающий в камеру сгорания, имеет отно сительно большую скорость (100ч-120 м/сек). С целью уменьше ния габаритов камеры сгорания и лучшей организации рабочего
Рис. 3.2. Схема индивидуальной камеры сгорания.
процесса поток воздуха во вхддной части (диффузоре) камеры притормаживается до 50—70. м/сек, а затем разделяется на два потока. Одна часть воздуха (от 20 до 40%) поступает во внутрь жаровой трубы (первичный воздух), а остальная направляется в пространство между корпусом камеры и жаровой трубой (вто ричный воздух). Первичный воздух обеспечивает сгорание рас пыленного топлива. Он подается в таком количестве, которое позволяет получить наилучшую полноту сгорания топлива (а = = 1,1—1,8). При эуих условиях достигаются высокие скорости
29
горения и максимальное тепловыделение. Первичный воздух по ступает внутрь жаровой трубы через завихритель 5 и отверстия в стабилизаторе пламени 3. Завихритель 5 выполняется в виде системы неподвижных лопаток, установленных под некоторым углом к потоку воздуха. Воздушный поток закручивается перед поступлением к району форсунки, что создает условия для полу чения более тесной и однородной смеси воздуха с мельчайшими капельками топлива. Стабилизатор пламени 3 позволяет полу чить в зоне горения токи газа обратного направления, которые создают предпосылки для устойчивого и короткопламенного го рения. Для предотвращения срыва пламени скорость воздушного потока в зоне горения снижается до величины, не превышающей скорость горения (15—30 м/сек). Горение топлива протекает в потоке воздуха, в основном, в головной части жаровой трубы. Температура в зоне горения при сжигании углеводородного топ лива доходит до 2200—2500° К. Поэтому продукты сгорания имеют высокое значение энтальпии.
Вторичный воздух при движении охлаждает элементы камеры сгорания и, пройдя через отверстия в жаровой трубе, смешива ется с продуктами горения, обеспечивая догорание топлива и охлаждение продуктов сгорания до температуры, допустимой на выходе из камеры сгорания. Уровень этой температуры опреде ляется в газотурбинных двигателях жаропрочностью материа лов, из которых изготовлены лопатки газовой турбины. Для ис пользуемых в настоящее время материалов, из которых изготов ляются неохлаждаемые лопатки турбины, предельное значение температуры газов на выходе из камеры сгорания не должно пре вышать 1100-т-1250° К. Воспламенение топлива осуществляется электрическим разрядом, возникающим между электродами свечи при запуске двигателя. Одна свеча с пусковой форсункой устанавливается на 2—3 камеры. Так как камеры сгорания со единены между собой патрубками, то возникающее горение рас пространяется на смежные камеры.
Индивидуальные камерң сгорания при необходимости легко заменяются без разборки двигателя. Однако суммарный вес ин дивидуальных камер сгорания, навешенных на двигатель, и диа метральный размер двигателя оказываются относительно боль шими.
Рабочий процесс в кольцевой и трубчато-кольцевой камерах сгорания организован подобным образом. Однако устройство их
отличается от индивидуальной |
(трубчатой) |
камеры сгорания. |
||||
Кольцевая камера сгорания |
(рис. 3.1, б) |
имеет одну общую жа |
||||
ровую трубу 2, |
которая |
в |
поперечном |
сечении представляется |
||
в форме кольца. Она находится |
в пространстве, образованном |
|||||
корпусом 1 и экраном 3. |
В |
это пространство подается воздух |
||||
из компрессора. |
Внутри |
жаровой трубы |
располагаются фор |
|||
сунки 4, завихрители и стабилизаторы |
пламени. Кольцевая ка |
30
мера сгорания органически вписывается в конструкцию двига теля. Компактность и малый вес — существенные ее преимуще ства.
Трубчато-кольцевая камера сгорания (рис. 3.1, в) имеет инди видуальные жаровые трубы 2, которые располагаются в кольце вом канале, ограниченном корпусом 1 и экраном 3. В этот коль цевой канал поступает воздух из компрессора. Внутри каждой жаровой трубы находится форсунка 4 и завихритель. Трубчато кольцевая камера сгорания сочетает достоинства индивидуаль ной (хорошая организация рабочего процесса) и кольцевой (ма лые габариты и вес) камер сгорания.
§ 2. Основные показатели и зависимости для камеры сгорания
Совершенство камеры сгорания оценивается по теплонапря женности. Теплонапряженность qKC камеры сгорания выражает количество тепла, которое выделяется за единицу времени в еди нице объема, и отвечает единичному давлению в камере сгорания
(3.1)
где ттч— часовой расход топлива; Ни — теплотворность топ лива; £— коэффициент выделения тепла; Ккс — объем камеры сгорания; р* — давление в камере сгорания.
В камере сгорания на повышение энтальпии продуктов сго рания расходуется лишь часть тепла от того количества, которое могло быть получено при полном сгорании топлива. Это связано с неполнотой сгорания топлива и с отдачей тепла в окружающую среду. Отмеченные потери тепла учитываются коэффициентом выделения тепла £. У выполненных основных камер сгорания тур бореактивных двигателей £= 0,96—0,98. Высокая теплонапряжен ность позволяет иметь небольшие по размерам и малые по весу камеры сгорания. Теплонапряженность камер сгорания сущест
вующих турбореактивных двигателей весьма значительна ркс=
кдж
= (1304-200) ■10е —— и превосходит теплонапряженность,
например, котельных установок в 8—10 раз. Давление в камере сгорания по потоку газа несколько падает в связи с гидравличе скими сопротивлениями и подогревом газа. Потеря давления • в камере сгорания оценивается коэффициентом сохранения пол
ного давления
*
> |
° к с = ^ - , |
(3.2) |
где р* и р* — полное давление соответственно на выходе и на входе в камеру сгорания.
31
Для основных камер сгорания акс= 0,92—0,97.
Суммарный коэффициент избытка воздуха в камере сгорания
__ |
т |
( 3.3) |
|
||
“ а~ |
mTL0 |
|
где т — суммарный расход воздуха; /пт — расход топлива; Lp — теоретическое количество воздуха, потребное для полного сгора ния 1 кг топлива.
Если |
обозначить относительный, расход топлива |
тг. 0тН= |
/П т |
то |
|
= -----, |
, |
|
/п |
• |
|
|
ГПт.OTuLj |
|
У современных камер сгорания а2= 3,5—5,0. Значение тем пературы Т% на выходе из камеры сгорания можно определить
из уравнения баланса тепла
ттН,^==піср(Т І— ТІ),
где Ср— теплоемкость газа при постоянном давлении; Т* — тем пература воздуха на входе в камеру сгорания; Т* = Т* +
^ |
Ниі |
|
|
" Г m т , О Т И -------------- * |
|
|
|
|
С р |
|
|
|
Если пренебречь потерями тепла во входном устройстве дви |
||
гателя и в компрессоре, то Т%=7'*, |
где Т* — температура |
воз |
|
духа на входе в двигатель. В таком случае |
|
||
|
Г:=-_ 7-0+/пт. отн |
. |
(3.5) |
Уравнение (3.5) показывает, что при неизменных условиях полета (Г* =const) температура Т* на выходе из камеры сгора
ния, во-первых, однозначно определяется коэффициентом из бытка воздуха «г, во-вторых, регулирование ее или коэффици ента избытка воздуха as можно осуществлять за счет изменения подачи топлива.
Глава IV
/ГАЗОВАЯ ТУРБИНА
§1. Устройство и принцип действия газовой турбины
Газовая турбина является тепловым двигателем. В турборе активных двигателях устанавливаются как одноступенчатые, так и многоступенчатые газовые турбины. Последние применяются
32
в тех случаях, когда возникает потребность в получении большой мощности.
Одноступенчатая осевая газовая турбина (рис. 4.1) состоит из соплового аппарата (СА ), образованного лопатками 1 статора и рабочего колеса (РК) 2, несущего лопатки 3 и сочлененного с валом 4. Лопатки соплового аппарата и рабочего колеса изго тавливаются из жаропрочной стали и соответствующим образом профилируются. Каналы, образованные лопатками соплового ап парата и рабочего колеса, имеют определенный профиль сечения. В процессе движения газа по каналам происходит преобразова ние энергии. Неподвижные лопатки соплового аппарата обра зуют сужающиеся каналы с косым срезом (рис. 4.2). При движе нии газа по таким каналам без теплообмена техническая работа не производится, но возрастает скорость от Сз до-сз' за счет уменьшения энтальпии на величину із — із' в соответствии с пер вым законом термодинамики. В этом процессе газ расширяется, его давление и температура падают до значений рзг и Ты Из со плового аппарата газ направляется в межлопаточные каналы ра бочего колеса, которое вращается с окружной скоростью и. Ка налы, образованные лопатками рабочего колеса, могут иметь профиль с постоянным сечением (рис. 4.2, а) или профиль сопла с косым срезом (рис. 4.2, б). Относительная скорость ѵоы, с кото рой газ поступает в каналы рабочего колеса, равна геометриче ской разности абсолютной скорости Сз' и окружной скорости и. Если межлопаточные каналы рабочего колеса имеют постоянное сечение (рис. 4.2, а), относительная скорость газа на участке ка нала не изменяется, т. е. w3'=wlt остаются постоянными энталь пия, температура и давление газа (гУ=й, Тз' = Ть ры=рі)- Абсо лютная скорость с.і газа на выходе из рабочего колеса, равная геометрической сумме относительной скорости шц и окружной скорости и, оказывается меньше чем на входе сы. Газовый поток, обтекая лопатки.рабочего колеса, меняет свое направление и ак тивно воздействует на лопатки, возникает окружное усилие на лопатках рабочего колеса и крутящий момент на валу турбины. Ступени турбины, в которых ускорение газового потока за счет падения энтальпии происходит только в сопловом аппарате, на зываются активными.
Если межлопаточные каналы рабочего колеса выполнены в форме сопла с косым срезом (рис. 4.2, б), газовый поток уско ряется: относительная скорость газа увеличивается от w3' до гщ за счет уменьшения энтальпии на величину г>— г>, при этом про исходит расширение газа и уменьшение давления и температуры до значений р4 и Ті. Абсолютная скорость с4 на выходе из рабо чего колеса имеет меньшее значение чем на входе, что следует' из треугольников скоростей.
Окружное усилие на лопатках рабочего колеса (рис. 4.3), обусловливающее появление крутящего момента на валу турбины,
3 Заказ № 520 |
' |
33 |