ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
которые образуют, например, стены дома, имеют всегда в виду углы горизонтальные, а не углы в наклонной плоскости. Наконец, в хозяйственном отношении нужно также знать не величину наклон ной плоскости, а величину ее горизонтального проложения, которая всегда несколько меньше. Дело в том, что растения располагаются отвесно. Сле довательно, расстояния между ними должны учи тываться горизонтальные, а не наклонные. Отсюда делается вывод, что на наклонной плоскости при одинаковых других условиях не может развиться большее количество растений, чем на соответствую щем горизонтальном проложении. Таким образом, при посадке или посеве любой культуры надо учи тывать не величину фактической наклонной пло щади, а величину ее горизонтального проложения. Все это подчеркивает ценность плана в качестве чертежа, изображающего данную местность.
Масштаб. Измерение и построение линий на плане. Отношение длины линии плана к соответ ствующей длине линии на горизонтальном проло жении— постоянное число для данного плана и называется оно численным масштабом. Обычно численный масштаб обозначается дробью, у кото рой числитель равен единице, а знаменатель по казывает, во сколько раз произошло уменьшение соответствующих линий. Так, если линии плана меньше соответствующих им линий горизонталь ного проложения в пятьсот раз, то говорят, что план составлен в масштабе одна пятисотая. На чертеже это будет записано:
Масштаб —, или масштаб 1: 500.
500
Работа с численным масштабом сводится, к пе реходу от длин линий плана к длинам линий местности и обратно. Например, если на плане
10
масштаба 1 : 500 расстояние между двумя точками равно 4 см, то на местности это расстояние будет 4 см X 500 = 2000 см = 20 м. Наоборот, если на мест ности длина линии равна 35 м = 3500 см, то соот ветствующая ей длина линии плана определится делением: 3500 см: 500 = 7 см. Длины линий на местности обычно выражают в метрах или кило метрах, а длины линий на плане — в сантиметрах или миллиметрах, поэтому в приведенных выше примерах нам и приходилось предварительно пре вращать сантиметры в метры или, наоборот, метры в сантиметры. Этого превращения можно избежать, если рассчитать скольким единицам местности со ответствует один сантиметр плана и записать это на чертеже. Так, при масштабе 1 : 500 один санти метр плана будет соответствовать пяти метрам местности. Условно это записывается так: 1 см = = 5 м.
Если иметь масштаб в такой «именованной форме», то приведенные расчеты выполняют проще:
впервом случае 5мХ4 = 20миво втором 35 м : 5 =
=7 м.
При частом пользовании масштабом и эти дей ствия становятся все же утомите тьными. Для упрощения техники расчета можно выполнить на плане специальное построение — линейный масштаб.
На прямой линии несколько раз последова тельно отложим определенную длину, называемую
основанием масштаба. За основание масштаба бе рут отрезок, соответствующий круглому числу мет ров на местности. Так, для масштаба 1 :500 за основание удобно взять 2 см, что будет соответ ствовать 10 м на местности. Разделим левый край ний отрезок на несколько равных частей, в данном случае на 10. Подпишем эти деления в единицах
11
местности в обе стороны от конца первого осно вания, принятого за нуль (рис. 2).
Полученный таким образом чертеж и называется линейным масштабом. Он позволяет непосредст
венно |
определять — отсчитывать |
длины |
линий в |
||
единицах местности. |
|
|
|
||
|
|
37м50СМ---------- -------- |
|||
|
|
23м |
|
|
|
10 |
О |
10 |
|
20 |
30М |
|
11 i i 111 |
|
|
|
|
—2см |
—2—2см->~*—-2см-*- |
||||
Рис. |
Линейный |
масштаб (основание |
2 см; |
численный масштаб |
|
|
|
1 : 500) |
|
|
|
Для нанесения на план |
по |
этому |
масштабу |
линии длиною 23 м надо взять отрезок, заключен ный между штрихом 20, лежащим вправо от О, и штрихом 3, лежащим влево от 0. Этот отрезок на плане масштаба 1 :500 соответствует длине 23 м на местности.
Для измерения по этому масштабу длины какойлибо линии плана последняя совмещается (при помощи циркуля-измерителя или полоски бумаги с отмеченными на ней концами отрезка) своим правым концом с таким делением масштаба (на рис. 2 это 30 м), чтобы другой ее конец оказался при этом на крайнем левом основании масштаба. В данном случае длина отрезка получится 30 м + + 7,5 м = 37,5 м.
12
Проведение на плане линий, параллельной и перпендикулярной данной. Для проведения через данную точку Р\ прямой, параллельной данной АВ, прикладывают гипотенузу EF треугольника к пря мой АВ и, прижав его к бумаге, придвигают ли нейку СВ к катету ВG (большему). Затем, удер живая линейку на месте, передвигают по ней треугольник до тех пор, пока его гипотенуза не коснется точки P¡, после чего по краю гипотенузы проводят прямую, которая и будет искомой (рис. 3).
Рис. 3. Проведение линии через заданную точку:
а — параллельно заданной прямой; б — перпен
дикулярно к ней
Для построения прямой, перпендикулярной к данной АВ и проходящей через точку Р2> распола гают сначала треугольник и линейку, как и в предыдущем случае, затем, удерживая линейку неподвижно, прикладывают к ней треугольник дру гим (меньшим) катетом GF так, чтобы его гипо тенуза касалась точки Р2. Прямая, проведенная по краю гипотенузы, и будет искомой (см. рис. 3).
Измерение и построение углов на плане. По строить или измерить угол на плане проще всего при помощи транспортира. Транспортир обычно
13
представляет собой полукруг, дуга которого разде лена на градусы, а в центре полукруга на линейке основания сделана метка — черта, вырез и т. п.
Для измерения величины угла АВС (рис. 4) транспортир совмещают центром с точкой В — вер шиной угла, а его нулевой диаметр, проходящий через деления 0°—180°, совмещают с одной -из сто рон угла (на рис. 4 — с АВ). Число градусов, со ответствующее делению транспортира, расположен ному против другой стороны угла (СВ), укажет искомую величину угла (47°).
Для построения угла заданной величины (47°) на прямой АВ у данной точки В кладут транспор тир так, чтобы его центр совпал с точкой В, а черта полуокружности, означенная 0°, оказалась вдоль данной прямой ВА. Отметив на бумаге каранда шом или иглой у полукруглого края транспортира заданное число градусов (47°), соединяют эту метку с данной точкой В — вершиной угла.
Если необходимо построить или измерить на бумаге угол с большей точностью, чем это воз можно транспортиром, то прибегают к помощи специальных таблиц (см. стр. 139).
Измерение площадей на плане. В геометрии излагаются способы и приводятся формулы для определения площадей различных правильных фи гур. В практике, однако, чаще всего приходится определять площади неправильных фигур. Для этой цели общедоступным средством является па летка. Палетка — прозрачная бумага, на которой нанесена сеть одинаковых квадратов, обычно со сторонами от 2 до 10 мм.
При работе палетку укладывают на фигуру, площадь которой нужно определить (рис. 5), после чего считают число полных квадратов, поместив шихся внутри контура (на рис. 5 их уложилось 6).
14
Далее оценивается на глаз площадь неполных квадратов. При этом удобно мысленно дополнять один неполный квадрат за счет других. Так, на пример, части неполных квадратов а, б и в (см.
|
|
Z |
2 |
3 |
|
|
|
4 |
5 |
|
|
6 |
|
|
Рис. 4. Измерение угла транспорти |
Рис. |
5. Определение |
площа |
|
ром: угол АВС равен 47° |
ди |
фигуры |
палеткой с |
квадратами
рис. 5) составят один полный квадрат. Площадь, занятую всеми неполными квадратами на рис. 5, можно приравнять 4,5 квадрата. Общее число квадратов (полных и комбинированных), умножен ное на площадь одного квадрата, и даст искомую величину площади. Считая, что в нашем примере сторона квадратов равна 1 см, определим площадь фигуры следующим образом: (6+4,5) X1 см2 = = 10,5 см2.
Если данная фигура взята на плане, то возни кает вопрос: как использовать численный масштаб плана для вычисления соответствующей площади
местности? |
Масштаб по определению отно |
сится к |
линейным величинам. Площади же |
выражаются квадратными мерами. Поэтому число, равное отношению площади плана к соответствую щей площади местности, равно квадрату числен-
15
ного масштаба плана. Следовательно, для перехода от площади плана к площади местности нужно пользоваться масштабом, возведенным в квадрат. Например, при численном масштабе плана 1:500 одному квадратному сантиметру плана соответст вует 250 000 см2, или 25 м2.
Так, если фигура на рис. 5 изображена в мас штабе 1 : 500 и сторона квадрата равна 1 см, то площадь на местности равна 25 м2Х 10,5 = 262,5 м2.
Способы, основанные на применении специаль ного прибора — планиметра, излагаются в учебни ках по геодезии.
§ 2. ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИН ЛИНИЙ (РАССТОЯНИЙ) НА МЕСТНОСТИ
Обозначение точек и линий на местности. Створ. Вешение. Обозначить точку и линию на бумаге легко, но как это сделать на местности? На мест ности точку представляет забитый в землю кол (трубка, штырь, столб и т. п.), а чтобы она была заметна издалека, около нее отвесно устанавли вают веху длиною 2—3 м диаметром около 5 см.
Веху желательно снабдить железным наконеч ником и раскрасить кольцами белой и красной мас ляной краской. Линия на местности обозначается двумя вешками, отвесно поставленными на ее концах.
Вертикальная плоскость, проходящая через две точки земной поверхности, называется створом,, ко торый на местности имеет такое же значение, как и прямая линия на плоскости.
Вешить линию — значит поставить на местности ряд вех, находящихся в одном створе. В практике часто встречаются два случая вешения: во-первых, между двумя вехами намечают промежуточные
16
точки, и во-вторых, по двум поставленным вехам продолжают линию. В первом случае съемщик становится в одной из точек, а помощник по его сигналу отвесно устанавливает дополнительную веху так, чтобы она закрывала собой веху, стоя щую во второй точке. Если в створе нужно выста
Рис. в. Способы вешения прямой линии:
а — вешение на себя, |
б —вешение из средины |
(перспектива), в — |
|
то же — вид в |
плане, г — вешение через |
препятствие |
|
вить несколько вех, то удобнее вешение произво |
|
||
дить на себя, т. е. помощник, устанавливая вехи С, |
|
||
D и Е, должен последовательно приближаться к |
|
||
съемщику (рис. 6, а). |
|
|
|
Во втором случае съемщик устанавливает веху |
|
||
отвесно в той точке, чтобы дальняя веха из двух, |
|
||
обозначающих собой стЕор, закрывалась бы |
|
||
ближней. |
|
п. вместо вех |
|
При съемке зданий, сараев и т. |
__ |
||
можно использовать углы строениі |
jujrat. по ст |
||
_ ЛITOЛ DИЯ1 |
--- |
вс.публичная научно - техицуе •«?
библиотека GGCí-
стена является створом для ее двух углов. |
Стать |
в створе со стеной здания — значит стать в |
таком |
месте, откуда казалось бы, что стена сливается вместе со своими двумя углами и представляется наблюдателю отвесной линией.
Особые случаи вешения. Иногда встречается необходимость встать в створе двух недоступных точек А и В *. В этом случае два исполнителя располагаются в точках С и D, достаточно близких к створу, проходящему через точки А и В, причем из точки С должна быть видна точка В, а из точ
ки D — точка А |
(рис. 6,6). Один |
из них из |
С, |
глядя на точку |
В, устанавливает |
второго — D |
в |
точке Di, находящейся в створе СВ. Затем вто рой— Di, глядя на точку А, устанавливает пер вого— С в точку Сі, которая лежит в створе DiA (рис.. 6, s). Далее работа продолжается в том же порядке и исполнители перемещаются соответст венно в точки Os и С2 и т. д. В результате методом последовательных приближений они окажутся в точках Dn и Сп, расположенных в створе данной линии АВ.
Наконец, укажем еще один случай вешения через отдельное препятствие. Пусть, например, в створе точек А и В нужно выставить вехи С и D (рис. 6, г). Выбираем линию АВ', обходящую пре пятствие и удобную для производства линейных измерений. Выполняя линейные измерения по ли
нии АВ', намечают на ней точки с |
и d так, чтобы |
|
перпендикуляры, восстановленные |
в этих точках |
|
к направлению АВ', |
пересекли заданный створ АВ, |
|
минуя препятствие. |
Пусть расстояния от точки А |
д.0 с и d будут li и 12. Далее находят точку Ь, которая является основанием перпендикуляра, опу-
* Или не имеющих взаимной видимости (рис. 6, б).
18