Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
В. Л. ДЕДКОВ
ТЕХНИКА
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ
HPAHOB
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «БЕЛАРУСЬ» |
МИНСК 1974 |
6C1
Д 26
УДК 658.382.3:621.873.2/.3
В книге дано краткое описание современных грузоподъемных кранов, которые применяются на строительно-монтажных работах, а также приборов и приспособлений для автоматической защиты и сигнализации при возникновении аварийных положений. При ведены сведения о ремонте и эксплуатации кранов, анали зируются причины аварийности и травматизма при производ стве строительно-монтажных работ с использованием кранов.
Книга рассчитана на рабочих и инженерно-технических работников строительных организаций.
A<' "л ` ■
-.-4 -- - 11 1 1 ιr"",u ⅜;.. .. ....ʃr
(Є) Издательство «Беларусь», 1974
0317-И 52 |
118—74 |
Д----------------------- |
|
M 301(05)-74 |
|
ВВЕДЕНИЕ
В Программе Коммунистической партии, при нятой на XXII съезде КПСС, говорится, что всемерное оздоровление и облегчение условий труда — одна из важных задач подъема народного благосостояния.
Рост народного благосостояния — главная задача пяти
летки, высшая цель Коммунистической партии. «Этот
курс, — говорил Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду, — будет определять нашу деятель ность не только в предстоящем пятилетии, но и общую
ориентацию хозяйственного развития страны на длитель ную перспективу»1.
Эта главная задача должна быть решена на основе
высоких темпов развития социалистического производст ва, повышения его эффективности, дальнейшего ускоре ния научно-технического прогресса и роста производи тельности труда. В области строительства поставлена задача превратить строительное производство в механи зированный поточный процесс возведения зданий и соору
жений из сборных элементов заводского изготовления с максимальной степенью готовности.
Одним из средств решения этой задачи является комп лексная механизация строительства и повышение ее уровня.
Развитие механизации и индустриализации строи
тельства будет осуществляться как за счет роста |
парка |
’ «Материалы XXIV съезда Коммунистической партии |
Совет |
ского Союза». Μ., Политиздат, 1971, стр. 41. |
|
1 |
3 |
машин, так и за счет дальнейшего улучшения его исполь зования. В девятой пятилетке 95% прироста строитель но-монтажных работ будет получено за счет роста про изводительности труда. Этому способствуют проводимые в нашей стране мероприятия по улучшению условий труда, внедрению на предприятиях и стройках совре менных средств техники безопасности, улучшению сани тарно-гигиенических условий.
В настоящее время основными строительными ма шинами по праву считаются грузоподъемные краны.
Непрерывный рост числа кранов, сложность их конструк ций и механизмов, интенсивность использования требуют хорошо организованной и высококвалифицированной эксплуатации.
Между тем в настоящее время еще имеются случаи травматизма при эксплуатации грузоподъемных кранов.
Практика показывает, что основной причиной возник новения травматизма при эксплуатации кранов является слабая профессиональная подготовка обслуживающего персонала, неудовлетворительная организация в ряде
случаев строительно-монтажных работ, несвоевременный ремонт и осмотр кранов.
Для полного устранения производственного травма
тизма, связанного с эксплуатацией грузоподъемных кранов в строительстве, необходимо проведение комп лексных мероприятий технического и организационного характера, в том числе ознакомление инженерно-техни ческих работников и рабочих строительных организаций
с оборудованием строительных кранов, приборами безо пасности, с организацией строительных работ, а также с причинами и обстоятельствами аварий и травматизма.
ГЛАВА I
АНАЛИЗ ПРИЧИН АВАРИЙНОСТИ И ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
При эксплуатации грузоподъемных кранов
70—80% аварийности и травматизма приходится на
краны, работающие в строительных организациях, где занято немногим более одной трети всех кранов. Это свидетельствует о необходимости улучшения техническо
го состояния кранов в строительных организациях, со
вершенствования |
производства строительно-монтажных |
и погрузочно-разгрузочных работ. |
|
Специфические |
условия строительства: работа на |
открытых площадках, постоянное изменение рабочих мест в процессе сооружения объектов, временный ха
рактер производства работ, рассредоточенность людей
и техники — могут послужить причиной аварий и травма тизма.
Кратковременность технологических процессов, работа многих строительных организаций в одну смену, потери
времени на перебазировку кранов, наконец, простои из-за несвоевременной подвозки строительных материалов обуславливают небольшую загрузку строительных кранов по времени. Коэффициент использования их по грузо подъемности также значительно меньший по сравнению
сдругими кранами. Следовательно, процент аварийности
итравматизма тоже должен быть ниже. Между тем несчастные случаи и аварии при работе кранов в строи тельстве еще имеют место.
Классификация причин аварий и случаев травматизма при работе грузоподъемных кранов в строительных ор
ганизациях Белоруссии за 1963—1972 гг. приведена в таблицах 1 и 2.
5
Таблица 1
Классификация аварий кранов
Причины аварий
Краны
автомо гусеничные башенные бильные и пневмоколесные
р. θ4>
к/О
ава |
|
Всего |
рий |
Перегрузка |
|
|
26,2 |
13,0 |
9,6 |
48,8 |
|
Неисправное содержание кранов |
6,2 |
15,4 |
5,8 |
27,4 |
|||
В том числе: |
|
|
|
10,7 |
3,6 |
14,3 |
|
тормозов |
|
|
— |
||||
металлоконструкций |
|
6,2 |
— |
2,2 |
8,4 |
||
канатов |
|
|
— |
4,7 |
■— |
4,7 |
|
Неисправность |
подкрановых пу |
|
|
|
|
||
тей или неподготовленность пло |
|
|
2,4 |
16,7 |
|||
щадок |
|
|
|
7,2 |
7,1 |
||
Обрыв строп |
|
|
2,4 |
1,2 |
— |
3,6 |
|
Прочие |
|
|
___ 1,2___ |
I2J |
1,2 |
3,5 |
|
|
Итого . . . |
|
43,2 |
37,8 |
19,0 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
Классификация травматизма при эксплуатации кранов |
в % |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Краны |
|
|
|
Причины |
травматизма |
|
башенные |
автомо |
гусеничные' |
Всего |
|
|
|
|
бильные |
и пневмо- I |
|
|
|
|
|
|
|
|
колесные |
|
Падение (опрокидывание) кранов |
|
|
|
|
|||
из-за: |
перегрузки |
|
|
|
|
|
|
а) |
или |
14,5 |
7,2 |
1,7 |
23,4 |
||
б) |
неисправности путей |
|
|
|
|
||
|
неподготовленности |
пло - |
5,7 |
|
|
|
|
в) |
щадок |
|
|
1,6 |
2,3 |
9,6 |
|
прочих причин (угон вет |
|
|
|
|
|||
|
ром, дефекты изготовле |
2,4 |
|
|
|
||
|
ния и ремонта) |
|
|
|
2,4 |
||
Падение стрел по причине: |
|
|
|
|
|
||
а) |
неисправности тормозов |
— |
7,2 |
3,2 |
10,4 |
||
б) |
обрывов |
канатов |
|
3,3 |
— |
3,3 |
|
в) |
излома |
металлоконструк |
|
|
|
|
|
|
ций |
|
|
1,6 |
1,5 |
4,2 |
7,3 |
Падение грузов в связи с: |
|
|
|
|
|
||
а) |
неправильной строповкой |
7,2 |
3,2 |
1,6 |
12,0 |
||
б) |
обрывами строп |
|
1,6 |
1,6 |
0,9 |
4,1 |
6
Продолжение
|
Краны |
|
Причины травматизма |
автомо |
гусеничные Всего |
башенные |
бильные |
и пневмо |
|
|
колесные |
Поражение током линий электро
передачи |
|
12,3 |
|
12,3 |
Зажатие перемещаемым грузом |
3,4 |
1,6 |
1,4 |
6,4 |
Зажатие между поворотной |
и |
|
|
|
неповоротної”! частями кранов |
2,6 |
1,4 |
1,6 |
5,6 |
Падение с высоты из-за удара |
|
|
3,2 |
|
грузом (стропами) |
2,2 |
— |
1,0 |
|
Итого . . . |
41,2 |
41,0 |
17,8 |
100 |
Данные таблиц показывают, что основной причиной аварии при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве является их перегрузка (48,8%), сопро вождающаяся, как правило, опрокидыванием кранов,
травмированием крановщиков, а также лиц, находящихся в зоне работы кранов. Подсчитано, что каждый четвер
тый несчастный случай на кранах связан с перегрузкой. Опрокидывание происходит и в связи с неисправностью путей башенных кранов, неподготовленностью площадок для установки стреловых самоходных кранов, обрывом строп и канатов, неисправностью тормозов и металло конструкций.
Большинство аварий приходится на башенные и ав томобильные краны (рис. 1).
В последние годы наблюдается тенденция относи
тельного роста числа несчастных случаев, не связанных с авариями кранов, что свидетельствует о низкой орга низации производства строительно-монтажных работ с использованием кранов. Это объясняется тем, что отсут ствовали проекты производства работ (62,8%), выпол няемые кранами работы не отражены в ППР (82,7%), краны не соответствовали выполняемой работе (25,4%),
не были ограждены строительные площадки (57,2%), не
выделены опасные зоны работы кранов (81,4%), способы строповки грузов не отражены в ППР (73,5%), в местах производства работ отсутствовали графические изобра жения способов строповки грузов (77,3%).
7
Рис. 1. Циклограмма типов кранов, при эксплуатации которых произошли несчастные случаи.
Анализ травматизма, не связанного с авариями кра нов, показал, что наибольшее число рабочих травмиро вано падающими грузами из-за неправильной строповки или обрыва строп, а также от поражения током при работе кранов вблизи линий электропередачи.
ОПРОКИДЫВАНИЕ КРАНОВ
Башенные и стреловые самоходные краны обладают достаточной устойчивостью как в рабочем, так и в не рабочем состоянии. Запас грузовой и собственной устой
чивости каждого типа крана проверяется расчетами и специальными испытаниями грузом. Случаи опрокиды
вания кранов являются в основном следствием непра вильной эксплуатации. Так, перегрузка кранов и их опро кидывание происходят главным образом в результате того, что на крюк крана подвешивается груз неизвестного веса (лесоматериалы, тара с бетоном, кирпич), немар
8
кированные железобетонные изделия, стрела с грузом опускается за пределы допустимого вылета.
Например, на одном из объектов Минпромстроя БССР
для подачи башенным краном Т-178 керамзита на пе рекрытие жилого дома был изготовлен из досок ящик
размером 3×1,8×0,6 м. При попытке поднять загружен ный керамзитом ящик весом 2628 кг кран на вылете стрелы, соответствующей грузоподъемности 1600 кг, оп рокинулся, крановщик получил тяжелую травму. Кран был перегружен на 65%.
Применение случайной, немаркированной тары для
транспортировки сыпучих грузов и растворов также при водит к авариям. Так, например, на строительстве про мышленного здания в качестве тары для подачи бетона использовался кузов самосвала. Загруженный кузов был поднят краном КБ-60 на высоту 10 м и при повороте
стрелы в положение, перпендикулярное подкрановым путям, кран опрокинулся. Крановщик, находившийся в
кабине крана, был травмирован. Перегрузка крана в этом
случае составила 48%.
На строительстве жилого дома автомобильным краном
К-46 разгружался кирпич с автомашины. |
Два поддона |
с кирпичом весом 2600 кг были подняты |
краном над |
кузовом автомашины, но при повороте стрелы кран опро кинулся. Крановщик, пытавшийся выпрыгнуть из кабины,
был прижат падающим краном. Как было установлено,
подъем груза производился на вылете стрелы 4,1 м, что соответствовало грузоподъемности крана 1500 кг. Пе регрузка составила 73%.
Установлено, что во всех этих случаях не работали
ограничители грузоподъемности, а это свидетельствует
о неудовлетворительном содержании и уходе за прибо рами безопасности, о незнании или нарушении произ
водственных инструкций крановщиками и стропальщи
ками. Поэтому перегрузка бывает не только по орга низационной или технической причине, а чаще всего в
результате технической неисправности кранов (ограни
чителя грузоподъемности) и нарушения правил эк сплуатации.
В большинстве случаев перегрузка крана не сразу приводит к опрокидыванию, а лишь через некоторое время, когда кран или стрела начинает двигаться и на
кладывается дополнительное воздействие динамических
9