Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Л. ДЕДКОВ

ТЕХНИКА

БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ

HPAHOB

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «БЕЛАРУСЬ»

МИНСК 1974

6C1

Д 26

УДК 658.382.3:621.873.2/.3

В книге дано краткое описание современных грузоподъемных кранов, которые применяются на строительно-монтажных работах, а также приборов и приспособлений для автоматической защиты и сигнализации при возникновении аварийных положений. При­ ведены сведения о ремонте и эксплуатации кранов, анали­ зируются причины аварийности и травматизма при производ­ стве строительно-монтажных работ с использованием кранов.

Книга рассчитана на рабочих и инженерно-технических работников строительных организаций.

A<' "л ` ■

-.-4 -- - 11 1 1 ιr"",u ⅜;.. .. ....ʃr

(Є) Издательство «Беларусь», 1974

0317-И 52

118—74

Д-----------------------

M 301(05)-74

 

ВВЕДЕНИЕ

В Программе Коммунистической партии, при­ нятой на XXII съезде КПСС, говорится, что всемерное оздоровление и облегчение условий труда — одна из важных задач подъема народного благосостояния.

Рост народного благосостояния — главная задача пяти­

летки, высшая цель Коммунистической партии. «Этот

курс, — говорил Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду, — будет определять нашу деятель­ ность не только в предстоящем пятилетии, но и общую

ориентацию хозяйственного развития страны на длитель­ ную перспективу»1.

Эта главная задача должна быть решена на основе

высоких темпов развития социалистического производст­ ва, повышения его эффективности, дальнейшего ускоре­ ния научно-технического прогресса и роста производи­ тельности труда. В области строительства поставлена задача превратить строительное производство в механи­ зированный поточный процесс возведения зданий и соору­

жений из сборных элементов заводского изготовления с максимальной степенью готовности.

Одним из средств решения этой задачи является комп­ лексная механизация строительства и повышение ее уровня.

Развитие механизации и индустриализации строи­

тельства будет осуществляться как за счет роста

парка

’ «Материалы XXIV съезда Коммунистической партии

Совет­

ского Союза». Μ., Политиздат, 1971, стр. 41.

 

1

3


машин, так и за счет дальнейшего улучшения его исполь­ зования. В девятой пятилетке 95% прироста строитель­ но-монтажных работ будет получено за счет роста про­ изводительности труда. Этому способствуют проводимые в нашей стране мероприятия по улучшению условий труда, внедрению на предприятиях и стройках совре­ менных средств техники безопасности, улучшению сани­ тарно-гигиенических условий.

В настоящее время основными строительными ма­ шинами по праву считаются грузоподъемные краны.

Непрерывный рост числа кранов, сложность их конструк­ ций и механизмов, интенсивность использования требуют хорошо организованной и высококвалифицированной эксплуатации.

Между тем в настоящее время еще имеются случаи травматизма при эксплуатации грузоподъемных кранов.

Практика показывает, что основной причиной возник­ новения травматизма при эксплуатации кранов является слабая профессиональная подготовка обслуживающего персонала, неудовлетворительная организация в ряде

случаев строительно-монтажных работ, несвоевременный ремонт и осмотр кранов.

Для полного устранения производственного травма­

тизма, связанного с эксплуатацией грузоподъемных кранов в строительстве, необходимо проведение комп­ лексных мероприятий технического и организационного характера, в том числе ознакомление инженерно-техни­ ческих работников и рабочих строительных организаций

с оборудованием строительных кранов, приборами безо­ пасности, с организацией строительных работ, а также с причинами и обстоятельствами аварий и травматизма.

ГЛАВА I

АНАЛИЗ ПРИЧИН АВАРИЙНОСТИ И ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

При эксплуатации грузоподъемных кранов

70—80% аварийности и травматизма приходится на

краны, работающие в строительных организациях, где занято немногим более одной трети всех кранов. Это свидетельствует о необходимости улучшения техническо­

го состояния кранов в строительных организациях, со­

вершенствования

производства строительно-монтажных

и погрузочно-разгрузочных работ.

Специфические

условия строительства: работа на

открытых площадках, постоянное изменение рабочих мест в процессе сооружения объектов, временный ха­

рактер производства работ, рассредоточенность людей

и техники — могут послужить причиной аварий и травма­ тизма.

Кратковременность технологических процессов, работа многих строительных организаций в одну смену, потери

времени на перебазировку кранов, наконец, простои из-за несвоевременной подвозки строительных материалов обуславливают небольшую загрузку строительных кранов по времени. Коэффициент использования их по грузо­ подъемности также значительно меньший по сравнению

сдругими кранами. Следовательно, процент аварийности

итравматизма тоже должен быть ниже. Между тем несчастные случаи и аварии при работе кранов в строи­ тельстве еще имеют место.

Классификация причин аварий и случаев травматизма при работе грузоподъемных кранов в строительных ор­

ганизациях Белоруссии за 1963—1972 гг. приведена в таблицах 1 и 2.

5


Таблица 1

Классификация аварий кранов

Причины аварий

Краны

автомо­ гусеничные башенные бильные и пневмоколесные

р. θ4>

к

ава­

 

Всего

рий

Перегрузка

 

 

26,2

13,0

9,6

48,8

Неисправное содержание кранов

6,2

15,4

5,8

27,4

В том числе:

 

 

 

10,7

3,6

14,3

тормозов

 

 

металлоконструкций

 

6,2

2,2

8,4

канатов

 

 

4,7

■—

4,7

Неисправность

подкрановых пу­

 

 

 

 

тей или неподготовленность пло­

 

 

2,4

16,7

щадок

 

 

 

7,2

7,1

Обрыв строп

 

 

2,4

1,2

3,6

Прочие

 

 

___ 1,2___

I2J

1,2

3,5

 

Итого . . .

 

43,2

37,8

19,0

100

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Классификация травматизма при эксплуатации кранов

в %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краны

 

 

 

Причины

травматизма

 

башенные

автомо­

гусеничные'

Всего

 

 

 

 

бильные

и пневмо- I

 

 

 

 

 

 

 

колесные

 

Падение (опрокидывание) кранов

 

 

 

 

из-за:

перегрузки

 

 

 

 

 

а)

или

14,5

7,2

1,7

23,4

б)

неисправности путей

 

 

 

 

 

неподготовленности

пло -

5,7

 

 

 

в)

щадок

 

 

1,6

2,3

9,6

прочих причин (угон вет­

 

 

 

 

 

ром, дефекты изготовле­

2,4

 

 

 

 

ния и ремонта)

 

 

 

2,4

Падение стрел по причине:

 

 

 

 

 

а)

неисправности тормозов

7,2

3,2

10,4

б)

обрывов

канатов

 

3,3

3,3

в)

излома

металлоконструк­

 

 

 

 

 

ций

 

 

1,6

1,5

4,2

7,3

Падение грузов в связи с:

 

 

 

 

 

а)

неправильной строповкой

7,2

3,2

1,6

12,0

б)

обрывами строп

 

1,6

1,6

0,9

4,1

6


Продолжение

 

Краны

 

Причины травматизма

автомо­

гусеничные Всего

башенные

бильные

и пневмо­

 

 

колесные

Поражение током линий электро­

передачи

 

12,3

 

12,3

Зажатие перемещаемым грузом

3,4

1,6

1,4

6,4

Зажатие между поворотной

и

 

 

 

неповоротної”! частями кранов

2,6

1,4

1,6

5,6

Падение с высоты из-за удара

 

 

3,2

грузом (стропами)

2,2

1,0

Итого . . .

41,2

41,0

17,8

100

Данные таблиц показывают, что основной причиной аварии при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве является их перегрузка (48,8%), сопро­ вождающаяся, как правило, опрокидыванием кранов,

травмированием крановщиков, а также лиц, находящихся в зоне работы кранов. Подсчитано, что каждый четвер­

тый несчастный случай на кранах связан с перегрузкой. Опрокидывание происходит и в связи с неисправностью путей башенных кранов, неподготовленностью площадок для установки стреловых самоходных кранов, обрывом строп и канатов, неисправностью тормозов и металло­ конструкций.

Большинство аварий приходится на башенные и ав­ томобильные краны (рис. 1).

В последние годы наблюдается тенденция относи­

тельного роста числа несчастных случаев, не связанных с авариями кранов, что свидетельствует о низкой орга­ низации производства строительно-монтажных работ с использованием кранов. Это объясняется тем, что отсут­ ствовали проекты производства работ (62,8%), выпол­ няемые кранами работы не отражены в ППР (82,7%), краны не соответствовали выполняемой работе (25,4%),

не были ограждены строительные площадки (57,2%), не

выделены опасные зоны работы кранов (81,4%), способы строповки грузов не отражены в ППР (73,5%), в местах производства работ отсутствовали графические изобра­ жения способов строповки грузов (77,3%).

7


Рис. 1. Циклограмма типов кранов, при эксплуатации которых произошли несчастные случаи.

Анализ травматизма, не связанного с авариями кра­ нов, показал, что наибольшее число рабочих травмиро­ вано падающими грузами из-за неправильной строповки или обрыва строп, а также от поражения током при работе кранов вблизи линий электропередачи.

ОПРОКИДЫВАНИЕ КРАНОВ

Башенные и стреловые самоходные краны обладают достаточной устойчивостью как в рабочем, так и в не­ рабочем состоянии. Запас грузовой и собственной устой­

чивости каждого типа крана проверяется расчетами и специальными испытаниями грузом. Случаи опрокиды­

вания кранов являются в основном следствием непра­ вильной эксплуатации. Так, перегрузка кранов и их опро­ кидывание происходят главным образом в результате того, что на крюк крана подвешивается груз неизвестного веса (лесоматериалы, тара с бетоном, кирпич), немар­

8

кированные железобетонные изделия, стрела с грузом опускается за пределы допустимого вылета.

Например, на одном из объектов Минпромстроя БССР

для подачи башенным краном Т-178 керамзита на пе­ рекрытие жилого дома был изготовлен из досок ящик

размером 3×1,8×0,6 м. При попытке поднять загружен­ ный керамзитом ящик весом 2628 кг кран на вылете стрелы, соответствующей грузоподъемности 1600 кг, оп­ рокинулся, крановщик получил тяжелую травму. Кран был перегружен на 65%.

Применение случайной, немаркированной тары для

транспортировки сыпучих грузов и растворов также при­ водит к авариям. Так, например, на строительстве про­ мышленного здания в качестве тары для подачи бетона использовался кузов самосвала. Загруженный кузов был поднят краном КБ-60 на высоту 10 м и при повороте

стрелы в положение, перпендикулярное подкрановым путям, кран опрокинулся. Крановщик, находившийся в

кабине крана, был травмирован. Перегрузка крана в этом

случае составила 48%.

На строительстве жилого дома автомобильным краном

К-46 разгружался кирпич с автомашины.

Два поддона

с кирпичом весом 2600 кг были подняты

краном над

кузовом автомашины, но при повороте стрелы кран опро­ кинулся. Крановщик, пытавшийся выпрыгнуть из кабины,

был прижат падающим краном. Как было установлено,

подъем груза производился на вылете стрелы 4,1 м, что соответствовало грузоподъемности крана 1500 кг. Пе­ регрузка составила 73%.

Установлено, что во всех этих случаях не работали

ограничители грузоподъемности, а это свидетельствует

о неудовлетворительном содержании и уходе за прибо­ рами безопасности, о незнании или нарушении произ­

водственных инструкций крановщиками и стропальщи­

ками. Поэтому перегрузка бывает не только по орга­ низационной или технической причине, а чаще всего в

результате технической неисправности кранов (ограни­

чителя грузоподъемности) и нарушения правил эк­ сплуатации.

В большинстве случаев перегрузка крана не сразу приводит к опрокидыванию, а лишь через некоторое время, когда кран или стрела начинает двигаться и на­

кладывается дополнительное воздействие динамических

9