Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уда 656.13:65(574)

Вопросы дальнейшего совершенствования управ­ ления на автотранспортных предприятиях Казах­ стана. Полонский Л.М., Шарошкин Б.А ., Бухтияров В.И., Диярова 1(1.К., Розенберг Ц.Р. 1374-г.

В обзоре отражены вопросы наиболее рациональной струк­

туры управления различных автотранспортных предприятий,

приводятся факторы,влияющие на совершенствование организа­

ции управленческого труда. Рассматриваются вопросы, связан­

ные с.созданием автотранспортных производственных объедине­

ний, показана работа автоматизированной системы управления

созданной при Министерстве автомобильного транспорта Казах­

ской ССР. Даются рекомендации по улучшению системы управле­

ния на автотранспортных предприятиях республики.

Обзор рассчитан на руководителей и специалистов пред­

приятий автомобильного транспорта, партийных и советских

работников.

Таблиц - 8, иллюстраций - 5, библиографий - 14.

© Казахский научно-исследовательский институт научно-техни­ ческой информации и технико-экономических исследований (КазНИИНТИ), 1974.

Госплан Казахской ССР

Казахский научно-исследовательский институт научно-технической информации

и технико-экономических исследований

А.М.Полонский, Б.А.Шарошкия, В.И.Бухтияров,

 

Ш.К.Диярова, Ц.Р.Розенберг

 

 

 

 

з

Гос. публичная

!

 

ВОПРОСЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВШЩСн- п

\

 

 

J

^'-'миотеда ССоЬ

)

 

НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЩШРШТИЯХ КАЗАХСТЩЛЯР

j

/ I

у !

Аналитический обзор

 

 

J Z Z

- - — г ~

вшвш

 

 

Ч1%ЧЬ

 

 

В современных условиях экономического и социально-культурно­ го развития все большее значение приобретают вопросы совершен­ ствования управления и организации труда и в том числе труда управленческого. Управление представляет собой целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.

"Всякий непосредственно общественный или совместный труд, -

указывал К.Маркс, - осуществляемый в сравнительно крупном масшта­ бе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении".*

В.й.Ленин разработал основные принципы организации труда и управления народным хозяйством, обосновал необходимость и значе-

1 К. И а р к с и { . Э н г е л ь с , Соч., т.23, с,тр.342.

I


няе сочетания моральных и материальных стимулов труда, изложил

ценнейшие мысли о роли руководителя и его авторитете, о важности развития у руководителя организаторских способностей, о стиле работы советского руководителя.

В Отчетном докладе» ХХ1У съезд* КПСС Л.И.Брежнев отмечал:

4

"Совершенствование системы управления - не разовое мероприятие,

а динамичный процесс решения проблем, выдвигаемых жизнью. Эти проблемы и впредь должны будут находиться в центре внимания"*.

На современном этапе экономического развития страны вое

более возрастает роль автотранспорта

как отрасли народного хозяй­

ства, призванной обслуживать процесс

производства. Для того что­

бы развитие и организация работы автотранспорта наиболее полно

соответствовали растущим потребностям народного хозяйства, пар- (

тия и правительство принимают эффективные меры для усиления тех­

нической оснащенности автотранспорта

и повышения рентабельности

перевозок. Автомобильный транспорт в

общей системе транспорта

республики занимает одно

из ведущих мест.

В девятой пятилетке перед работниками автотранспорта Казах-,

стана поотавлевы задачи:

значительно улучшить транспортное об­

служивание всех, отраслей народного хозяйства, интенсивнее ис-т пользовать транспортные средства, грузооборот автомобильного транспорта на 52% и довести его до 9 млрд. т-км. Объем авто­ бусных перевозок возрастет за пятилетку на 53% и таксомоторных на 58%. Повысится на 15% коэффициент выпуска автомобилей на ли­ нии и достигнет 0,64, на час увеличится продолжительность пре­

бывания автомобиля в наряде, сократятся на 10% порожние пробеги грузового автотранспорта и на этой основе возрастет выработка

* Материалы ХХ1У съезда КПСС. №., Политиздат,IS7I.

2


на одну юн ну грузоподъемности автомобиля на 30%.

За счет повышения эффективности использования производст­ венных фондов, усиления режима экономии и роста производитель­

ности труда прибыль должна увеличиться на 65% и превысить

220 млн.руб.

 

 

Достигнутые ..ей 1971

- 1974гг. темпы роста

объема перег ,

возов превышают уровень,

предусмотренный планом.

Но автомобиль­

ный транспорт еще не полностью обеспечивает нужды народного хо­ зяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Поэтому для автотранспорта республики по-прежнему актуальным является вопроо дальнейшего улучшения использования имеющегося подвижного состава, повышения эффективности его работы.

Увеличение роста грузооборота, сокращение порожних пробе­ гов, резкое снижение транспортных издержек и повышение эффектив­ ности работы автомобилей невозможно без совершенствования систе­ мы управления автомобильным транспортом на базе широкого приме­ нения экономико-математических методов, средств вычислительной техники я связи.

Необходимость дальнейшего совершенствования управления ав­ томобильным транспортом определяется еще и тем фактом, что авто­ транспорт представляет собой сложную отрасль народного хозяй­ ства, имеющую целый ряд специфических особенностей, затрудняющих управление им: быстрые темпы роста объемов перевозок, большое разнообразие клиентуры я номенклатуры перевозимых грузов, разно­ образие подвижного состава, значительное влияние сезонных факто­ ров и т .д . "Очевидно, что дальнейшее совершенствование управле­ ния при неуклонно возрастающих потоках информации и повышен-

I-I496

3

ных требованиях к системе сводных плановых и отчетных показате­ лей стало немыслимо без всестороннего и правильного применения современных технических средств сбора, передачи, переработки и хранения исходных данных.

Система управления все более усложняется, и ее аппарат дро­

бится на все новые и новые подразделения, причем функции между

ними часто распределяются стихийно, без достаточного научного

обоснования. Отсюда запутанность документооборота, необоснован­ ное дублирование многих показателей, которые порой функциониру­ ют в различных службах под разными названиями.

Потоки информации постоянно возрастают. На среднем пред­

приятии ежемесячно приходится обрабатывать до нескольких миллио­

нов данных, характеризующих состояние процесса производства.

Требования к качеству управления производством в современных

условиях резко повышаются.

В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Мини­

стров СССР "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенст­ вованию управления промышленностью" предусматривается решение

комплекса вопросов, направленных на приближение органов хозяй­

ственного руководства к производству, к более четкому разграни­ чению прав и обязанностей между различными экономическими зве­ ньями, на повышение оперативности в работе управленческого ап­ парата и в целом обусловливающих дальнейшее совершенствование

управления народным хозяйством.

В настоящей работе авторы попытались рассмотреть эти вопро­

сы

применительно к автомобильному транспорту и с учетом имеющего­

ся

передового опыта наметить пути дальнейшего совершенствования

управления на автотранспортных предприятиях республики.

4

1 -Ш 6


Г Л А В А I

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ТРАНСПОРТОМ

Автотранспортное предприятие

представляет организационное

объединение отдельных, внутренне связанных между собой частей,

являясь определенной системой. Любая система состоит из управ­ ляемой и управляющей систем. Первая (управляемая) состоит из

рядя взаимосвязанных производственных комплексов: основных и вспомогательных цехов, служб и др. Вторая (управляющая) пред­ ставляет' собой совокупность органов управления. Обе системы свя­ заны посредством информации, поступающей от объектов управления,

а также от внешних источников информации в управляющую систему и принимаемых на основе этой информации решений, которые в виде команд поступают в управляемую систему для исполнения.

Эффективная деятельность аэтотранспортного предприятия может быть достигнута на основе ленинских принципов управления:

демократического централизма, единства политического и хозяйст­ венного руководства, сочетания общественных, коллективных и лич­ ных интересов, плановости и экономичности.

Для осуществления указанных принципов: и эффективной органи­ зации управления предприятием важное значение имеет правильный подбор, расстановка и воспитание кадров.

На автомобильном транспорте производственный процесс скла­ дывается из работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных средств. Эти основные стороне произ­ водственного процесоа требуют для их рационального осуществле­ ния многочисленных вспомогательных операций.

5

Управление предприятием в широком плане сводится: во-пер­ вых, к организации выполнения директив и указаний, поступающих по вертикали, и представление вышестоящим звеньям установлен­ и й отчетности! во-вторых, к принятию решений и организации ос­ новного производственного процесса и вспомогательных служб предприятия; в-третьих, к организации связей предприятия по го­ ризонтали, т .е , связей с предприятиями я организациями других административных систем на основе хозрасчета.

Управление производственным процессом на автотранспортных предприятиях может быть классифицировано следующим образом:

-общее линейное руководство,

-организация эксплуатации подвижного состава на линии,

-слу»:;ба безопасности движения,

-производственно-техническое обслуживание подвижного состава,

-подбор, расстановка, воопитание кадров и повышение ква­ лификации г

-ооциально-культурное обслуживание,

-планирование,

-организация финансов предприятия,

-материально-техническое снабжение,

-организация труда и заработной платы,

-делопроизводство и хоаяйотвенное обслуживание.

Естественно, что данные компоненты требуют координации и

ооглаоованнооти для беоперебойного движения всего производствен­

ного механизма.

Большое значение при этом имеет выбор правильных организа-


ционных форм управления автотранспортным предприятием, т .е .

наиболее рациональное распределение функций по структурным под­ разделениям, чтобы быстро и оперативно решать хозяйственно-

производственные и административные вопросы, не допускать парал­ лелизма и обеспечивать высокую эффективность управления.

Не существует и не может существовать единой структурной семы управления для всех автотранспортных предприятий. Орга­ низационная система управления должна прежде всего зависеть от характера автомобильных перевозок, от формы организации, мас­ штабов и технической оснащенности предприятий, она может изме­ ниться в зависимости от различных произволственно-технических

исоциальных факторов.

'Ниже для примера приводятся структуры управления двух ЛТП Москвы (рис.1 и 2). Однако,несмотря на внешние различия приведенных структур управления автотранопортных предприятий,

существует целый ряд общих организационных принципов их' пост­ роения.

В качестве наиболее действенных и экономичных структур управления и нормативов численности можно использовать разра­ ботанные Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта РСФСР с участием других НИИ и рекомендованные Госу­ дарственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда ■ и заработной платы для повсеместного применения типовые струк­ туры управления и нормативы численности для ДТП различного наз­ начения (грузовых, автобусных, таксомоторных, смешанных), раз­ ных по мощности, режиму работы, терситориальному размещению

(без филиалов к с Филиалами).

Разработанные на научной основе, с учетом опыта передо-

7

Рис. 1. Структура управления автобазы № 23 УМПТ