Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Уда 656.13:65(574)
Вопросы дальнейшего совершенствования управ ления на автотранспортных предприятиях Казах стана. Полонский Л.М., Шарошкин Б.А ., Бухтияров В.И., Диярова 1(1.К., Розенберг Ц.Р. 1374-г.
В обзоре отражены вопросы наиболее рациональной струк
туры управления различных автотранспортных предприятий,
приводятся факторы,влияющие на совершенствование организа
ции управленческого труда. Рассматриваются вопросы, связан
ные с.созданием автотранспортных производственных объедине
ний, показана работа автоматизированной системы управления
созданной при Министерстве автомобильного транспорта Казах
ской ССР. Даются рекомендации по улучшению системы управле
ния на автотранспортных предприятиях республики.
Обзор рассчитан на руководителей и специалистов пред
приятий автомобильного транспорта, партийных и советских
работников.
Таблиц - 8, иллюстраций - 5, библиографий - 14.
© Казахский научно-исследовательский институт научно-техни ческой информации и технико-экономических исследований (КазНИИНТИ), 1974.
Госплан Казахской ССР
Казахский научно-исследовательский институт научно-технической информации
и технико-экономических исследований
А.М.Полонский, Б.А.Шарошкия, В.И.Бухтияров,
|
Ш.К.Диярова, Ц.Р.Розенберг |
|
|
|
|
|
з |
Гос. публичная |
! |
|
ВОПРОСЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВШЩСн- п |
\ |
||
|
|
J |
^'-'миотеда ССоЬ |
) |
|
НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЩШРШТИЯХ КАЗАХСТЩЛЯР |
j |
||
/ I |
у ! |
Аналитический обзор |
|
|
J Z Z |
- - — г ~ |
вшвш |
|
|
Ч1%ЧЬ |
|
|
В современных условиях экономического и социально-культурно го развития все большее значение приобретают вопросы совершен ствования управления и организации труда и в том числе труда управленческого. Управление представляет собой целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.
"Всякий непосредственно общественный или совместный труд, -
указывал К.Маркс, - осуществляемый в сравнительно крупном масшта бе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении".*
В.й.Ленин разработал основные принципы организации труда и управления народным хозяйством, обосновал необходимость и значе-
1 К. И а р к с и { . Э н г е л ь с , Соч., т.23, с,тр.342.
I
няе сочетания моральных и материальных стимулов труда, изложил
ценнейшие мысли о роли руководителя и его авторитете, о важности развития у руководителя организаторских способностей, о стиле работы советского руководителя.
В Отчетном докладе» ХХ1У съезд* КПСС Л.И.Брежнев отмечал:
4
"Совершенствование системы управления - не разовое мероприятие,
а динамичный процесс решения проблем, выдвигаемых жизнью. Эти проблемы и впредь должны будут находиться в центре внимания"*.
На современном этапе экономического развития страны вое
более возрастает роль автотранспорта |
как отрасли народного хозяй |
ства, призванной обслуживать процесс |
производства. Для того что |
бы развитие и организация работы автотранспорта наиболее полно |
|
соответствовали растущим потребностям народного хозяйства, пар- ( |
|
тия и правительство принимают эффективные меры для усиления тех |
|
нической оснащенности автотранспорта |
и повышения рентабельности |
перевозок. Автомобильный транспорт в |
общей системе транспорта |
республики занимает одно |
из ведущих мест. |
В девятой пятилетке перед работниками автотранспорта Казах-, |
|
стана поотавлевы задачи: |
значительно улучшить транспортное об |
служивание всех, отраслей народного хозяйства, интенсивнее ис-т пользовать транспортные средства, грузооборот автомобильного транспорта на 52% и довести его до 9 млрд. т-км. Объем авто бусных перевозок возрастет за пятилетку на 53% и таксомоторных на 58%. Повысится на 15% коэффициент выпуска автомобилей на ли нии и достигнет 0,64, на час увеличится продолжительность пре
бывания автомобиля в наряде, сократятся на 10% порожние пробеги грузового автотранспорта и на этой основе возрастет выработка
* Материалы ХХ1У съезда КПСС. №., Политиздат,IS7I.
2
на одну юн ну грузоподъемности автомобиля на 30%.
За счет повышения эффективности использования производст венных фондов, усиления режима экономии и роста производитель
ности труда прибыль должна увеличиться на 65% и превысить
220 млн.руб. |
|
|
Достигнутые ..ей 1971 |
- 1974гг. темпы роста |
объема перег , |
возов превышают уровень, |
предусмотренный планом. |
Но автомобиль |
ный транспорт еще не полностью обеспечивает нужды народного хо зяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Поэтому для автотранспорта республики по-прежнему актуальным является вопроо дальнейшего улучшения использования имеющегося подвижного состава, повышения эффективности его работы.
Увеличение роста грузооборота, сокращение порожних пробе гов, резкое снижение транспортных издержек и повышение эффектив ности работы автомобилей невозможно без совершенствования систе мы управления автомобильным транспортом на базе широкого приме нения экономико-математических методов, средств вычислительной техники я связи.
Необходимость дальнейшего совершенствования управления ав томобильным транспортом определяется еще и тем фактом, что авто транспорт представляет собой сложную отрасль народного хозяй ства, имеющую целый ряд специфических особенностей, затрудняющих управление им: быстрые темпы роста объемов перевозок, большое разнообразие клиентуры я номенклатуры перевозимых грузов, разно образие подвижного состава, значительное влияние сезонных факто ров и т .д . "Очевидно, что дальнейшее совершенствование управле ния при неуклонно возрастающих потоках информации и повышен-
I-I496 |
3 |
ных требованиях к системе сводных плановых и отчетных показате лей стало немыслимо без всестороннего и правильного применения современных технических средств сбора, передачи, переработки и хранения исходных данных.
Система управления все более усложняется, и ее аппарат дро
бится на все новые и новые подразделения, причем функции между
ними часто распределяются стихийно, без достаточного научного
обоснования. Отсюда запутанность документооборота, необоснован ное дублирование многих показателей, которые порой функциониру ют в различных службах под разными названиями.
Потоки информации постоянно возрастают. На среднем пред
приятии ежемесячно приходится обрабатывать до нескольких миллио
нов данных, характеризующих состояние процесса производства.
Требования к качеству управления производством в современных
условиях резко повышаются.
В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Мини
стров СССР "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенст вованию управления промышленностью" предусматривается решение
комплекса вопросов, направленных на приближение органов хозяй
ственного руководства к производству, к более четкому разграни чению прав и обязанностей между различными экономическими зве ньями, на повышение оперативности в работе управленческого ап парата и в целом обусловливающих дальнейшее совершенствование
управления народным хозяйством.
В настоящей работе авторы попытались рассмотреть эти вопро
сы |
применительно к автомобильному транспорту и с учетом имеющего |
ся |
передового опыта наметить пути дальнейшего совершенствования |
управления на автотранспортных предприятиях республики. |
|
4 |
1 -Ш 6 |
Г Л А В А I |
|
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ |
ТРАНСПОРТОМ |
Автотранспортное предприятие |
представляет организационное |
объединение отдельных, внутренне связанных между собой частей,
являясь определенной системой. Любая система состоит из управ ляемой и управляющей систем. Первая (управляемая) состоит из
рядя взаимосвязанных производственных комплексов: основных и вспомогательных цехов, служб и др. Вторая (управляющая) пред ставляет' собой совокупность органов управления. Обе системы свя заны посредством информации, поступающей от объектов управления,
а также от внешних источников информации в управляющую систему и принимаемых на основе этой информации решений, которые в виде команд поступают в управляемую систему для исполнения.
Эффективная деятельность аэтотранспортного предприятия может быть достигнута на основе ленинских принципов управления:
демократического централизма, единства политического и хозяйст венного руководства, сочетания общественных, коллективных и лич ных интересов, плановости и экономичности.
Для осуществления указанных принципов: и эффективной органи зации управления предприятием важное значение имеет правильный подбор, расстановка и воспитание кадров.
На автомобильном транспорте производственный процесс скла дывается из работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных средств. Эти основные стороне произ водственного процесоа требуют для их рационального осуществле ния многочисленных вспомогательных операций.
5
Управление предприятием в широком плане сводится: во-пер вых, к организации выполнения директив и указаний, поступающих по вертикали, и представление вышестоящим звеньям установлен и й отчетности! во-вторых, к принятию решений и организации ос новного производственного процесса и вспомогательных служб предприятия; в-третьих, к организации связей предприятия по го ризонтали, т .е , связей с предприятиями я организациями других административных систем на основе хозрасчета.
Управление производственным процессом на автотранспортных предприятиях может быть классифицировано следующим образом:
-общее линейное руководство,
-организация эксплуатации подвижного состава на линии,
-слу»:;ба безопасности движения,
-производственно-техническое обслуживание подвижного состава,
-подбор, расстановка, воопитание кадров и повышение ква лификации г
-ооциально-культурное обслуживание,
-планирование,
-организация финансов предприятия,
-материально-техническое снабжение,
-организация труда и заработной платы,
-делопроизводство и хоаяйотвенное обслуживание.
Естественно, что данные компоненты требуют координации и
ооглаоованнооти для беоперебойного движения всего производствен
ного механизма.
Большое значение при этом имеет выбор правильных организа-
ционных форм управления автотранспортным предприятием, т .е .
наиболее рациональное распределение функций по структурным под разделениям, чтобы быстро и оперативно решать хозяйственно-
производственные и административные вопросы, не допускать парал лелизма и обеспечивать высокую эффективность управления.
Не существует и не может существовать единой структурной семы управления для всех автотранспортных предприятий. Орга низационная система управления должна прежде всего зависеть от характера автомобильных перевозок, от формы организации, мас штабов и технической оснащенности предприятий, она может изме ниться в зависимости от различных произволственно-технических
исоциальных факторов.
'Ниже для примера приводятся структуры управления двух ЛТП Москвы (рис.1 и 2). Однако,несмотря на внешние различия приведенных структур управления автотранопортных предприятий,
существует целый ряд общих организационных принципов их' пост роения.
В качестве наиболее действенных и экономичных структур управления и нормативов численности можно использовать разра ботанные Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта РСФСР с участием других НИИ и рекомендованные Госу дарственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда ■ и заработной платы для повсеместного применения типовые струк туры управления и нормативы численности для ДТП различного наз начения (грузовых, автобусных, таксомоторных, смешанных), раз ных по мощности, режиму работы, терситориальному размещению
(без филиалов к с Филиалами).
Разработанные на научной основе, с учетом опыта передо-
7
Рис. 1. Структура управления автобазы № 23 УМПТ