Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
кч
<Т\
Т а б л и ц' » ^
Численность работников технической службы
Количество
автомобилей
50-100
I0 I-I5 0
151-200
201-250
251-300
301-400
401-500
501-600
601-800
801-1000 I00I-I200
(начальник технического отдела, от.инженер, инженер, техник, начальник мастерских, начальники участков, гл. механик, ст.мастера, мастера,
ст.механик, механики)
— |
Нормативная |
численность |
ремонтных и вспомогательных рабочих |
|
|
||||||
}------— |
|
|
—1---------- г |
н---------- |
|
о |
|
||||
120--50 |
! 51—ЮО 101- |
! 151— |
<201— |
i25I- |
i 301- |
1401- f 501— |
|
||||
1 ы |
|||||||||||
! |
) |
150 |
|200 |
I 250 |
( 300 |
1 400 |
! |
500 ! |
боо |
со to |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
i |
|
|
Количество работников, чел. |
|
|
- |
- |
|
|||
4 |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
|
||
6 |
7 |
8 |
- |
|
- |
- |
|
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г |
9 |
10 |
II |
12 |
- |
- |
|
- |
- |
- |
|
8 |
10 |
12 |
13 |
14 |
15 |
- |
|
-• |
- |
- |
|
9 |
II |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
- |
- |
- |
|
- |
13 |
15 |
16 |
17 |
19 |
20 |
|
22 |
|
|
|
- |
- |
17 |
19 |
20 |
21 |
23 |
|
25 |
26 |
28 |
|
- |
- |
- |
21 |
22 |
24 |
26 |
|
28 |
29 |
32 |
|
- |
- |
- |
- |
26 |
27 |
29 |
|
31 |
34 |
36 |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
34 |
|
36 |
39 |
41 |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
41 |
43 |
46 |
|
м со о о в ?
-
-
-
-
-
30
34
39
45
50
При применении рекомендуемых структур управления и нормати
вов численности следует исходить |
из того, что: |
- численность ИТР и служащих, |
определенная по нормативам, |
распределяется между отделами и производственными участками сог ласно разработанным типовым структурам для определенных групп автотранспортных предприятий 5
- при разработке структур управления АТП предусматривается безцеховая система, при которой планирование, обеспечение тех нологической и организационной документацией, нормирование и расчеты сосредоточены в аппарате управления АТП}
- при установлении структуры и штатов необходимо руководст воваться наименованием должностей и структурных подразделений,
предусмотренных схемами должностных окладов руководящих,' инже нерно-технических работников и служащих АТП, утвержденных в ус тановленном порядке;
-отделы на предприятиях целесообразно создавать со штатом не менее 4 единиц;
-соотношение количества должностей старших специалистов в штатах предприятий должно быть в целом по АТП таким, чтобы на одного старшего специалиста приходилось не менее двух специа
листов.
При разработке1структуры аппарата управления следует:
- распределять численность ИТР и служащих между звеньями,
относящимися к данному структурному подразделению (например,
численность по функции технической службы распределяется между производственно-техническим отделом и ремонтными мастерскими);
- сочетать несколько смежных или родственных по характеру
2-1496 |
[ |
г, ^оспубличная |
И |
I |
.каучио-тыхн.Ч'гслжая- • : |
||
|
j |
V. ' ■V/7S- .4 СССР |
|
|
‘ |
ЭКЗЕМПЛЯР |
|
функций в одном структурном подразделении, когда численность меньше установленного минимума, необходимого для создания по каждой из них самостоятельного подразделения;
- выделять ответственных исполнителей, если численность
ЙТР и служащих меньше установленного минимума, а сама функция по своему характеру не может быть совмещена с другими в одном структурном подразделении (например, оформление и комплектова ние кадров);
- разрабатывать типовые структуры применительно к группам
по оплате труда работников ДТП и строить в зависимости от рас
четной численности |
работников по каждой функции; |
|
- не создавать |
структурного подразделения, когда расчетная |
|
численность персонала, |
определенная по таблицам, !в отделе |
|
менее четырех человек, |
а по типовой структуре по этой группе |
предприятий предусмотрен отдел, и, наоборот, если расчетная чис ленность персонала не менее четырех человек, то структурное под разделение может быть создано, несмотря на то, что по типовой структуре отдел не предусмотрен;
- вводить должности заместителей начальников в отделах, име ющих не менее 7-8 чел. и лишь в бухгалтерии — при меньшем штате,
а должность главного экономиста и вторую должность заместителя главного бухгалтера по финансовым вопросам - при наличии на АТП свыше *Ю0-450 автомобилей.
Приведенные выше типовые структуры управления и нормативы численности для АТП могут быть только рекомендательными, чтобы предприятиям легче было разработать,учитывая особенности и харак
тер работы, наиболее рациональные и эффективные структуры управ ления.
18 |
2-Ш 6 |
|
Р и с . 4. С хем а организационной структуры управления пассаж ирским автотранс портным предприятием
В Казахстане подавляющее большинство АТП имеют подобные
структуры управления, однако практика работы подтверждает эффек
тивность и иных структурных форм, в частности, там, где созда ются автотранспортные комбинаты.
Так, например, Усть-Каменогорский автокомбинат, насчитываю щий,более 1300 автомобилей, имеет в своем составе мощную экс плуатационную службу, состоящую из нескольких групп: группа оперативного планирования, оперативного контроля, учета и анали за, расчетов, договоров, планирования и учета лимитных перево зок, группа по безопасности движения.
В состав отдела эксплуатации автокомбината включены спе циальные группы, обслуживающие первый, второй, третий филиалы и автоколонну №2578, входящие в состав автокомбината.
Из 139 чел. управленческого аппарата автокомбината 54 (око ло 40$) являются работниками олужбы эксплуатации.
Совершенствование управления проводится и в области пасса жирских перевозок. Ниже приводится организационная структура уп равления пассажирским АТП (рис.4).
На автомобильном транспорте приняты две формы управления ав тобусными и таксомоторными перевозками.
Первая форм.а централизованного руководства вводится при на личии в областном (краевом) центре одного однотипного пассажир ского автотранспортного предприятия. Весь комплекс вопросов ор ганизации движения - изучение пассажиропотоков, выбор и обосно вание маршрутов, сети стоянок автомобилей-такси, распределение автобусов по маршрутам,, разработка маршрутных расписаний и гра фиков выпуска таксомоторов на линию - осуществляется отделом
20
эксплуатации автотранспортного предприятия.
Применение второй Формы руководства предусматривается на двух и более однотипных пассажирских предприятиях. Движение в этом случае организует пассажирская эксплуатационная служба транспортного управления при участии отделов эксплуатации пред-
uприятий.
V
Контроль и оперативное руководство работой подвижного ооо-
тава как при первой, так и при второй формах управления обеспе чивает диспетчерская служба транспортного управления. С этой целью в каждом транспортном управлении организуется централь ная диспетчерская станция, оснащенная современными средствами связи, включая радиотелефонную связь, что создает необходимые условия для выявления и реализации внутренних резервов,, улучша ет обслуживание пассажиров и повышает эффективность использова ния автобусов и такси.
Система централизованного руководства внедрена в Волгоград ском пассажирском управлении автотранспорта, где в структуру эксплуатационной службы были включены самостоятельные функцио нальные отделы по организации централизованных пассажирских перевозок в крупных центрах (Волгоград, Волжский)-и областных пассажирских перевозок междугородного сообщения.
К настоящему времени при участии НИИАТ проведена большая ра бота по внедрению централизованной системы управления на пасса жирском транспорте в гг.Казани, Брянске, Владивостоке, Смолен ске, Саратове, Новосибирске и других областных центрах.
В ряде городов зачастую параллельно действуют несколько пассажирских АТП. Каждое из них обслуживает свои маршруты (ав
21
тобусные) или районы (таксомоторные) самостоятельно. Между тем накоплен достаточный опыт, подтверждающий получение значительно лучших результатов при организации единой централизованной систе мы управления пассажирским транспортом каждого города. Это поз воляет координировать работу всех автобусов и.легковых такси,
независимо от количества парков, обслуживающих город, повысить использование подвижного состава, улучшить обслуживание насе
ления.
Наибольший эффект данная система дает при наличии разви
той .диспетчерской телефонной связи или радиосвязи.
Такие службы созданы в гг.Алма-Ате, Киеве, Минске, Орле, Вол
гограде, Фрунзе, Тбилиси, Сочи^„Брянске, Челябинске, Калинине и многих других городах. Всюду эти службы оправдали себя, способ ствуя совершенствованию организации перевозок и улучшению об служивания пассажиров. В Волгограде, например, ЦДС имеет 5 ста ционарных .диспетчерских пунктов и 2 подвижных пункта, оснащен
ных радиостанциями |
АРС-2. В Киеве |
ЦДС связана телефонной связью |
и радиосвязью со |
всеми пассажирскими АТП, диспетчерскими пунк |
|
тами и стоянками |
таксомоторов. |
|
В управлении |
таксомоторного транспорта г.Москвы имеется |
|
1200 радиофицированных таксомоторов, 150 телефонизированных |
||
стоянок такси, с |
которыми в любое время могут связаться диспет |
|
черы бюро заказов. Это позволяет |
Обеспечить выполнение 95% за |
казов в течение 10 мин.
Интересен опыт восточно-казахстанских автомобилистов по заключению договоров содружества автобусных парков с промышлен ными предприятиями по улучшению работы автобусов городских марш
22
рутов, повышению культуры обслуживания рабочих и служащих этих предприятий и более полному удовлетворению культурно-бытовых нужд водителей автобусов.
Известно, что для правильной организации пассажирских пере возок исключительно важное значение имеет изучение пассажиропо токов на каждом маршруте по часам суток, дням недели, периодам года. В этом отношении интересен опыт работы Краматорского пас сажирского ДТП №4115 Донецкого облавтоуправления, которое ши роко использует автоматическую систему учета пассажиров.
Система монтируется на автобусе. Принцип ее работы состоит в том, что при помощи дополнительных ступенек с датчиками, уста новленных у дверей автобуса, и системы счетчиков и дешифратора' автоматически учитывается количество вошедших и вышедших из са лона пассажиров на каждой остановке,численность пассажиров в са лоне в любой момент, а также количество перевезенных пассажиров
,по каждому перегону за рейс и в целом за сутки. а*
> Использование автобусов, оборудованных автоматической систе мой учета пассажиров, позволяет регулярно обследовать пассажиро потоки на маршрутах. Полученные данные обусловливают внесение соответствующих коррективов в организацию работы транспорта и способствуют тем самым более рациональной организации транс портного процесса, совершенствованию управления им.
В г.Львове усовершенствована система управления перевозка ми пассажиров на основе создания центральной диспетчерской служ бы,. оснащенной телеграфно-телефонной связью и радиосвязью.
Это позволило осуществлять контроль за движением автобусов на маршрутах, поддерживать телефонную связь со всеми пассажирски ми автопредприятиями области.
23