Файл: Вопросы дальнейшего совершенствования управления на автотранспортных предприятиях Казахстана [аналитический обзор]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кч

<Т\

Т а б л и ц' » ^

Численность работников технической службы

Количество

автомобилей

50-100

I0 I-I5 0

151-200

201-250

251-300

301-400

401-500

501-600

601-800

801-1000 I00I-I200

(начальник технического отдела, от.инженер, инженер, техник, начальник мастерских, начальники участков, гл. механик, ст.мастера, мастера,

ст.механик, механики)

Нормативная

численность

ремонтных и вспомогательных рабочих

 

 

}------—

 

 

—1---------- г

н----------

 

о

 

120--50

! 51—ЮО 101-

! 151—

<201—

i25I-

i 301-

1401- f 501—

 

1 ы

!

)

150

|200

I 250

( 300

1 400

!

500 !

боо

со to

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

i

 

 

Количество работников, чел.

 

 

-

-

 

4

5

-

-

-

-

-

 

-

 

6

7

8

-

 

-

-

 

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

9

10

II

12

-

-

 

-

-

-

 

8

10

12

13

14

15

-

 

-•

-

-

 

9

II

13

14

15

16

17

 

-

-

-

 

-

13

15

16

17

19

20

 

22

 

 

 

-

-

17

19

20

21

23

 

25

26

28

 

-

-

-

21

22

24

26

 

28

29

32

 

-

-

-

-

26

27

29

 

31

34

36

 

-

-

-

-

-

-

34

 

36

39

41

 

-

-

-

-

-

-

-

 

41

43

46

 

м со о о в ?

-

-

-

-

-

30

34

39

45

50


При применении рекомендуемых структур управления и нормати­

вов численности следует исходить

из того, что:

- численность ИТР и служащих,

определенная по нормативам,

распределяется между отделами и производственными участками сог­ ласно разработанным типовым структурам для определенных групп автотранспортных предприятий 5

- при разработке структур управления АТП предусматривается безцеховая система, при которой планирование, обеспечение тех­ нологической и организационной документацией, нормирование и расчеты сосредоточены в аппарате управления АТП}

- при установлении структуры и штатов необходимо руководст­ воваться наименованием должностей и структурных подразделений,

предусмотренных схемами должностных окладов руководящих,' инже­ нерно-технических работников и служащих АТП, утвержденных в ус­ тановленном порядке;

-отделы на предприятиях целесообразно создавать со штатом не менее 4 единиц;

-соотношение количества должностей старших специалистов в штатах предприятий должно быть в целом по АТП таким, чтобы на одного старшего специалиста приходилось не менее двух специа­

листов.

При разработке1структуры аппарата управления следует:

- распределять численность ИТР и служащих между звеньями,

относящимися к данному структурному подразделению (например,

численность по функции технической службы распределяется между производственно-техническим отделом и ремонтными мастерскими);

- сочетать несколько смежных или родственных по характеру

2-1496

[

г, ^оспубличная

И

I

.каучио-тыхн.Ч'гслжая- • :

 

j

V. ' ■V/7S- .4 СССР

 

 

ЭКЗЕМПЛЯР

 


функций в одном структурном подразделении, когда численность меньше установленного минимума, необходимого для создания по каждой из них самостоятельного подразделения;

- выделять ответственных исполнителей, если численность

ЙТР и служащих меньше установленного минимума, а сама функция по своему характеру не может быть совмещена с другими в одном структурном подразделении (например, оформление и комплектова­ ние кадров);

- разрабатывать типовые структуры применительно к группам

по оплате труда работников ДТП и строить в зависимости от рас­

четной численности

работников по каждой функции;

- не создавать

структурного подразделения, когда расчетная

численность персонала,

определенная по таблицам, !в отделе

менее четырех человек,

а по типовой структуре по этой группе

предприятий предусмотрен отдел, и, наоборот, если расчетная чис­ ленность персонала не менее четырех человек, то структурное под­ разделение может быть создано, несмотря на то, что по типовой структуре отдел не предусмотрен;

- вводить должности заместителей начальников в отделах, име­ ющих не менее 7-8 чел. и лишь в бухгалтерии — при меньшем штате,

а должность главного экономиста и вторую должность заместителя главного бухгалтера по финансовым вопросам - при наличии на АТП свыше *Ю0-450 автомобилей.

Приведенные выше типовые структуры управления и нормативы численности для АТП могут быть только рекомендательными, чтобы предприятиям легче было разработать,учитывая особенности и харак­

тер работы, наиболее рациональные и эффективные структуры управ­ ления.

18

2-Ш 6

 


Р и с . 4. С хем а организационной структуры управления пассаж ирским автотранс­ портным предприятием

В Казахстане подавляющее большинство АТП имеют подобные

структуры управления, однако практика работы подтверждает эффек­

тивность и иных структурных форм, в частности, там, где созда­ ются автотранспортные комбинаты.

Так, например, Усть-Каменогорский автокомбинат, насчитываю­ щий,более 1300 автомобилей, имеет в своем составе мощную экс­ плуатационную службу, состоящую из нескольких групп: группа оперативного планирования, оперативного контроля, учета и анали­ за, расчетов, договоров, планирования и учета лимитных перево­ зок, группа по безопасности движения.

В состав отдела эксплуатации автокомбината включены спе­ циальные группы, обслуживающие первый, второй, третий филиалы и автоколонну №2578, входящие в состав автокомбината.

Из 139 чел. управленческого аппарата автокомбината 54 (око­ ло 40$) являются работниками олужбы эксплуатации.

Совершенствование управления проводится и в области пасса­ жирских перевозок. Ниже приводится организационная структура уп­ равления пассажирским АТП (рис.4).

На автомобильном транспорте приняты две формы управления ав­ тобусными и таксомоторными перевозками.

Первая форм.а централизованного руководства вводится при на­ личии в областном (краевом) центре одного однотипного пассажир­ ского автотранспортного предприятия. Весь комплекс вопросов ор­ ганизации движения - изучение пассажиропотоков, выбор и обосно­ вание маршрутов, сети стоянок автомобилей-такси, распределение автобусов по маршрутам,, разработка маршрутных расписаний и гра­ фиков выпуска таксомоторов на линию - осуществляется отделом

20

эксплуатации автотранспортного предприятия.

Применение второй Формы руководства предусматривается на двух и более однотипных пассажирских предприятиях. Движение в этом случае организует пассажирская эксплуатационная служба транспортного управления при участии отделов эксплуатации пред-

uприятий.

V

Контроль и оперативное руководство работой подвижного ооо-

тава как при первой, так и при второй формах управления обеспе­ чивает диспетчерская служба транспортного управления. С этой целью в каждом транспортном управлении организуется централь­ ная диспетчерская станция, оснащенная современными средствами связи, включая радиотелефонную связь, что создает необходимые условия для выявления и реализации внутренних резервов,, улучша­ ет обслуживание пассажиров и повышает эффективность использова­ ния автобусов и такси.

Система централизованного руководства внедрена в Волгоград­ ском пассажирском управлении автотранспорта, где в структуру эксплуатационной службы были включены самостоятельные функцио­ нальные отделы по организации централизованных пассажирских перевозок в крупных центрах (Волгоград, Волжский)-и областных пассажирских перевозок междугородного сообщения.

К настоящему времени при участии НИИАТ проведена большая ра­ бота по внедрению централизованной системы управления на пасса­ жирском транспорте в гг.Казани, Брянске, Владивостоке, Смолен­ ске, Саратове, Новосибирске и других областных центрах.

В ряде городов зачастую параллельно действуют несколько пассажирских АТП. Каждое из них обслуживает свои маршруты (ав­

21


тобусные) или районы (таксомоторные) самостоятельно. Между тем накоплен достаточный опыт, подтверждающий получение значительно лучших результатов при организации единой централизованной систе­ мы управления пассажирским транспортом каждого города. Это поз­ воляет координировать работу всех автобусов и.легковых такси,

независимо от количества парков, обслуживающих город, повысить использование подвижного состава, улучшить обслуживание насе­

ления.

Наибольший эффект данная система дает при наличии разви­

той .диспетчерской телефонной связи или радиосвязи.

Такие службы созданы в гг.Алма-Ате, Киеве, Минске, Орле, Вол­

гограде, Фрунзе, Тбилиси, Сочи^„Брянске, Челябинске, Калинине и многих других городах. Всюду эти службы оправдали себя, способ­ ствуя совершенствованию организации перевозок и улучшению об­ служивания пассажиров. В Волгограде, например, ЦДС имеет 5 ста­ ционарных .диспетчерских пунктов и 2 подвижных пункта, оснащен­

ных радиостанциями

АРС-2. В Киеве

ЦДС связана телефонной связью

и радиосвязью со

всеми пассажирскими АТП, диспетчерскими пунк­

тами и стоянками

таксомоторов.

 

В управлении

таксомоторного транспорта г.Москвы имеется

1200 радиофицированных таксомоторов, 150 телефонизированных

стоянок такси, с

которыми в любое время могут связаться диспет­

черы бюро заказов. Это позволяет

Обеспечить выполнение 95% за­

казов в течение 10 мин.

Интересен опыт восточно-казахстанских автомобилистов по заключению договоров содружества автобусных парков с промышлен­ ными предприятиями по улучшению работы автобусов городских марш­

22

рутов, повышению культуры обслуживания рабочих и служащих этих предприятий и более полному удовлетворению культурно-бытовых нужд водителей автобусов.

Известно, что для правильной организации пассажирских пере­ возок исключительно важное значение имеет изучение пассажиропо­ токов на каждом маршруте по часам суток, дням недели, периодам года. В этом отношении интересен опыт работы Краматорского пас­ сажирского ДТП №4115 Донецкого облавтоуправления, которое ши­ роко использует автоматическую систему учета пассажиров.

Система монтируется на автобусе. Принцип ее работы состоит в том, что при помощи дополнительных ступенек с датчиками, уста­ новленных у дверей автобуса, и системы счетчиков и дешифратора' автоматически учитывается количество вошедших и вышедших из са­ лона пассажиров на каждой остановке,численность пассажиров в са­ лоне в любой момент, а также количество перевезенных пассажиров

,по каждому перегону за рейс и в целом за сутки. а*

> Использование автобусов, оборудованных автоматической систе­ мой учета пассажиров, позволяет регулярно обследовать пассажиро­ потоки на маршрутах. Полученные данные обусловливают внесение соответствующих коррективов в организацию работы транспорта и способствуют тем самым более рациональной организации транс­ портного процесса, совершенствованию управления им.

В г.Львове усовершенствована система управления перевозка­ ми пассажиров на основе создания центральной диспетчерской служ­ бы,. оснащенной телеграфно-телефонной связью и радиосвязью.

Это позволило осуществлять контроль за движением автобусов на маршрутах, поддерживать телефонную связь со всеми пассажирски­ ми автопредприятиями области.

23