Файл: Вассерман, А. Д. Методы оценки вентиляционных систем рудников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Е Wm — сумма мощностей установленного электрического обо­ рудования, квт;

s' — тарифная плата за единицу мощности;

(.45)

где Q — производительность вентилятора, м3/сек.;

/гст — статическое давление, развиваемое вентилятором, кг/м2; т\ъ — кпд вентилятора; т]3 — кпд электродвигателя; т)„ — кпд передачи;

£ — коэффициент жесткости регулирования вентилятора [48]; Т — число часов работы вентилятора в год;

s " — тарифная плата за единицу израсходованной энергии (руб./квт-ч);

Стоимость обслуживания вентиляционной системы С3 (в руб.) состоит из затрат на материалы См и расходов по фонду заработной

платы Сзар на содержание обслуживающего персонала

службы

надзора и контроля Спк:

!

 

(46)

 

(47)

где N cn— списочный состав обслуживающего персонала;

s3ap — среднемесячная зарплата одного трудящегося списочного состава с учетом различных коэффициентов (начисления на зарплату, на социальное страхование и т. д.).

Следует отметить, что расходына обслуживание вентиляцион­ ных сооружений без учета материальных затрат зависят не только от фонда заработной платы обслуживающего персонала (ремонт­ ников, наладчиков и т. д.), как это принято считать на производ­ стве, но и от того, какой материальный ущерб приносит произ­ водству не своевременное восстановление средств подачи и рас­ пределения воздуха. Эти средства в сложных системах могут быть многочисленными, иметь различную надежность, т. е. вероятность выхода из строя, и поэтому требовать (в зависимости от надеж­ ности и эффективности) различного обслуживания. В связи с этим необходимо определить, какой оптимальный штат ремонтников следует содержать для быстрой ликвидации отказов в вентиляцион­ ной системе, а также оценить качество обслуживания ее по задан­ ному числу ремонтников.

Для расчетов воспользуемся методами теории массового обслу­ живания, широко применяемыми в различных технических и эко-' номических задачах. Эта теория рассматривает различные си­ стемы обслуживания и различные потоки заявок (требований).

Нашей задаче в полной мере соответствует система массового обслуживания с ожиданием при неограниченном потоке требова­

72


ний [74—78]. Обоснованием выбора такой системы является то,, что любой отказ в системе проветривания должен быть обяза­ тельно ликвидирован (обслужен), поэтому он в зависимомти от параметров обслуживающей системы (числа ремонтников) стано­ вится в очередь или же немедленно принимается к обслуживанию. С другой стороны, в системе с большим числом элементов отказы (в зависимости от надежности), как указывалось в главе 2, мно­ гочисленны и носят случайный характер, поэтому поток отказов-, в сложной многокомпонентной системе можно принять неограни­ ченным.

Сущность указанной системы массового обслуживания состоит в следующем. В обслуживающую систему, состоящую из т аппа­ ратов, поступает неограниченный поток требований. Каждый ап­ парат одновременно может обслуживать только одно требование.. Если в момент поступления очередного требования в системе на обслуживании уже находится не менее т требований, то это. требование становится в очередь и ожидает начала обслуживания.. Если требование поступает в систему, когда есть свободный аппа­ рат, оно сразу же принимается к обслуживанию.

Методы этой теории позволяют дать объективное обоснованиештатного расписания ремонтно-строительного персонала для нор­

мального функционирования вентиляционной системы.

 

Штатное расписание

определяется по

явочному

составу

N „ с учетом коэффициентов на

болезни К 3 и

отпуска

К А, т. е..

^

„ = V

3X4,

 

т

^сн = (Л'я0 +Л я *)K3Ki,

 

 

где N'm — явочный состав по обслуживанию средств воздухораспределения;

*Г „ — явочный состав по обслуживанию вентиляторных уста­ новок.

Покажем метод расчета на примере N'aB, так как определение- N'„ и N'aB аналогично.

Для нормального функционирования вентиляционной системы в руднике построено т 1 сооружений (перемычек, дверей, жалю­ зийных решеток и т. д.). Кроме того, при развитии горных работ и расширении вентиляционной сети дополнительно по мере необ­ ходимости строят т 2сооружений, а порядок их строительства в зна­ чительной мере условен и может быть принят случайным. По­ строенные и вновь строящиеся сооружения являются потоком от­ казов, носящим случайный характер. Дополнительный поток от­ казов связан с изменением во времени (см. 2.2) аэродинамической:

эффективности сооружений,

требующих каждые 2—6

месяцев

(в среднем каждые 3 месяца)

дополнительного ремонта.

Вслед­

ствие того что указанные ранее два потока отказов являются слу­ чайными, дополнительный поток, определяемый предыдущими,.

73;


также носит случайный характер. Таким образом, полный поток ■ отказов или требований X состоит из потоков требований ремонта установленных сооружений Хх, вновь строящихся Х2 и дополни­ тельного потока требований на ремонты Х3, т. е.

Х = X]. + х2 + х3.

Поток заявок (требований) X поступает в систему обслужива­ ния, состоящую из N'Bts аппаратов.

Распределение времени обслуживания заявки подчиняется

•показательному закону [74]

F(t) = l — e~4t.

(49)

Величина, обратная параметру v, т. е. 1/v, является среднимвременем обслуживания или математическим ожиданием времени обслуживания.

Как указывалось ранее, поток заявок является простейшим и

•задается формулой Пуассона

 

=

т Т е_х/-

(5°)

т. е. при потоке заявок

X > 0

вероятность Р к (I)

поступления их

в промежуток времени t

равна к.

 

Теперь, корда система обслуживания и поток в основном оха­ рактеризованы, приступим к обоснованию необходимого числа обслуживающего персонала N'aB и оценке качества обслуживания.

Первоначально определим значение

составляющих Хх, Х2 и

Х3 потока заявок X:

 

Хз — 3 ( т i -J- т 2) ,

где X. — параметр потока отказов (см.

2.1 и 2.3);

3 — число дополнительных ремонтов одного сооружения в год. Среднее время выполнения одной заявки определяется по нор­

мам или по данным наблюдений.

 

Оптимальное количество

обслуживающего персонала а опре­

деляется соотношением [74]

 

 

Задача имеет решение при условии а ^

N'm, так как при а >

> JV'B очередь заявок на

обслуживание

будет неограниченно

возрастать и служба ремонта не справится со своей задачей. Определив главный параметр системы обслуживания а, воз­ можно оценить качество обслуживания. Под качеством обслужи­ вания понимается своевременное (или в заданное время) выпол­ нение заявок (ликвидация отказов в системе) при максимальной

74


занятости обслуживающего персонала. Тогда вероятность того, что явочный состав ремонтников свободен от работы, опреде­ ляется [74, 75] выражением

(51)

(ЛГ^,-1)1(Л ^-а)

ш=0

авероятность того, что все ремонтники заняты обслуживанием —

К*»Рп

(52)

' ~ (Л'™- 1 ) 4 ^ 3 -Я ) •

Среднее время ожидания очереди начала обслуживания

__ P i обе

(53)

ож _

- « ’

 

_

1_

 

tобо =

77 •

 

Для объективности суждения о качестве работы системы це­ лесообразно рассматривать 2—3 варианта с N'as >• а. Естест­ венно, с увеличением N'aa удается сократить время ожидания заявки в очереди, но при этом снижается загруженность обслужи­ вающего персонала основной работой. Поэтому окончательное решение принимается по минимальной величине потерь на основе экономического анализа по следующей зависимости:

Сп =

НСож +

«пт^ав.О +

smN'sв. з) Сж>

(^)

где С„ — величина потерь

в

системе

за

время

ожидания

заявки

в очереди, руб.;

 

 

 

 

 

 

 

Сож — стоимость

потерь,

связанных

с простаиванием

заявок

в очереди в течение единицы времени, руб.;

 

snT — стоимость

единицы

времени простоя

обслуживающего

персонала,

руб.;

 

 

от обслуживания людей;

ЛД„. 0 — среднее число свободных

sm — средняя зарплата 1 работающего в единицу времени;

N'aB_з — среднее число людей, занятых

работой.

 

Практически к определению значения N ’sa

возможно подойти

по-другому.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаваясь требуемым временем ожидания начала-обслужива­

ния £ож и вероятностью занятости

 

обслуживающего персонала

основной работой Р (обслуживанием

вентиляционных заявок),

явочное число рабочих определится как

 

 

 

 

N '

Ptn,

■ <Zt„

 

 

(55)

7S


Аналогичным путем производится расчет и оценка системы об­ служивания вентиляторных установок. Параметры X и to6c опре­ деляются по соответствующим нормам или на основе среднегодо­ вых данных, собранных о процессе эксплуатации установок (ре­ монты и профилактика).

Экономическая целесообразность сравниваемых вариантов определяется сопоставлением расходов по зарплате на систему об­ служивания Сзар и эффективностью сокращения простоев вентиля­

ционного оборудования Э. Разность' между

ними ДС покажет

экономическую эффективность выбранного варианта, т. е.

ДС = Э В — Саар

или

^зяр

> 1.

 

(56)

 

 

 

 

 

Стоимостью вспомогательных

материалов

См

(смазочных, бе­

тона, железа, дерева, вентиляционных труб и т. д.)

ввиду незначи­

тельности расходов по этой статье обычно пренебрегают. Однако для крупных рудников эту статью расхода, видимо, нужно учи­ тывать. Так, например, ежегодные затраты на апатитовых рудни­

ках только на вентиляционные трубы составили: на

Кировском

руднике

в 196S г. — 45 300 руб.,

в 1969

г. — 36 590

руб.,

а на

Юкспорском в 1968

г. — 29 144

руб., в

1969 г. — 19 235

руб.

Для определения

расхода материалов на сооружения и их

ремонт

целесообразно пользоваться

данными,

собранными

ИГД АН Каз. ССР [79].

Стоимость содержания службы вентиляционного надзора й пылегазового контроля С„ складывается в основном из фонда за­ работной платы служб вентиляционного надзора и пылегазового контроля Спк, а также затрат на необходимую для целей контроля аппаратуру и материалы Сам, т. е.

Сп = Сшс+ Соы-

Величина Сам может рассматриваться постоянной (для апати­ товых рудников она составляет «2 0 0 0 —3000 руб./год). Без осо­ бой погрешности ею можно пренебречь.

Определение Спк не представляет трудности. Например, по данным 1966—1969 гг. среднегодовые расходы по этой статье для Кировского рудника составляли 49 689 руб., для Юкспорского —

34 137 руб.

В принципе и величина СП1; может определяться указанным ранее методом в зависимости от количества отбираемых пылевыхпроб и др.

Основой стоимости услуг вспомогательных цехов С4, по нашему мнению, является стоимость пара для калориферов, подогреваю­ щих рудничный воздух в зимнее время. В этом случае величину С4 рекомендуется [64] определять из выражения

76