Файл: Вассерман, А. Д. Методы оценки вентиляционных систем рудников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
где Е Wm — сумма мощностей установленного электрического обо рудования, квт;
s' — тарифная плата за единицу мощности;
(.45)
где Q — производительность вентилятора, м3/сек.;
/гст — статическое давление, развиваемое вентилятором, кг/м2; т\ъ — кпд вентилятора; т]3 — кпд электродвигателя; т)„ — кпд передачи;
£ — коэффициент жесткости регулирования вентилятора [48]; Т — число часов работы вентилятора в год;
s " — тарифная плата за единицу израсходованной энергии (руб./квт-ч);
Стоимость обслуживания вентиляционной системы С3 (в руб.) состоит из затрат на материалы См и расходов по фонду заработной
платы Сзар на содержание обслуживающего персонала |
службы |
надзора и контроля Спк: |
! |
|
(46) |
|
(47) |
где N cn— списочный состав обслуживающего персонала;
s3ap — среднемесячная зарплата одного трудящегося списочного состава с учетом различных коэффициентов (начисления на зарплату, на социальное страхование и т. д.).
Следует отметить, что расходына обслуживание вентиляцион ных сооружений без учета материальных затрат зависят не только от фонда заработной платы обслуживающего персонала (ремонт ников, наладчиков и т. д.), как это принято считать на производ стве, но и от того, какой материальный ущерб приносит произ водству не своевременное восстановление средств подачи и рас пределения воздуха. Эти средства в сложных системах могут быть многочисленными, иметь различную надежность, т. е. вероятность выхода из строя, и поэтому требовать (в зависимости от надеж ности и эффективности) различного обслуживания. В связи с этим необходимо определить, какой оптимальный штат ремонтников следует содержать для быстрой ликвидации отказов в вентиляцион ной системе, а также оценить качество обслуживания ее по задан ному числу ремонтников.
Для расчетов воспользуемся методами теории массового обслу живания, широко применяемыми в различных технических и эко-' номических задачах. Эта теория рассматривает различные си стемы обслуживания и различные потоки заявок (требований).
Нашей задаче в полной мере соответствует система массового обслуживания с ожиданием при неограниченном потоке требова
72
ний [74—78]. Обоснованием выбора такой системы является то,, что любой отказ в системе проветривания должен быть обяза тельно ликвидирован (обслужен), поэтому он в зависимомти от параметров обслуживающей системы (числа ремонтников) стано вится в очередь или же немедленно принимается к обслуживанию. С другой стороны, в системе с большим числом элементов отказы (в зависимости от надежности), как указывалось в главе 2, мно гочисленны и носят случайный характер, поэтому поток отказов-, в сложной многокомпонентной системе можно принять неограни ченным.
Сущность указанной системы массового обслуживания состоит в следующем. В обслуживающую систему, состоящую из т аппа ратов, поступает неограниченный поток требований. Каждый ап парат одновременно может обслуживать только одно требование.. Если в момент поступления очередного требования в системе на обслуживании уже находится не менее т требований, то это. требование становится в очередь и ожидает начала обслуживания.. Если требование поступает в систему, когда есть свободный аппа рат, оно сразу же принимается к обслуживанию.
Методы этой теории позволяют дать объективное обоснованиештатного расписания ремонтно-строительного персонала для нор
мального функционирования вентиляционной системы. |
|
|||
Штатное расписание |
определяется по |
явочному |
составу |
|
N „ с учетом коэффициентов на |
болезни К 3 и |
отпуска |
К А, т. е.. |
|
^ |
„ = V |
3X4, |
|
т |
^сн = (Л'я0 +Л я *)K3Ki, |
|
|
где N'm — явочный состав по обслуживанию средств воздухораспределения;
*Г „ — явочный состав по обслуживанию вентиляторных уста новок.
Покажем метод расчета на примере N'aB, так как определение- N'„ и N'aB аналогично.
Для нормального функционирования вентиляционной системы в руднике построено т 1 сооружений (перемычек, дверей, жалю зийных решеток и т. д.). Кроме того, при развитии горных работ и расширении вентиляционной сети дополнительно по мере необ ходимости строят т 2сооружений, а порядок их строительства в зна чительной мере условен и может быть принят случайным. По строенные и вновь строящиеся сооружения являются потоком от казов, носящим случайный характер. Дополнительный поток от казов связан с изменением во времени (см. 2.2) аэродинамической:
эффективности сооружений, |
требующих каждые 2—6 |
месяцев |
(в среднем каждые 3 месяца) |
дополнительного ремонта. |
Вслед |
ствие того что указанные ранее два потока отказов являются слу чайными, дополнительный поток, определяемый предыдущими,.
73;
также носит случайный характер. Таким образом, полный поток ■ отказов или требований X состоит из потоков требований ремонта установленных сооружений Хх, вновь строящихся Х2 и дополни тельного потока требований на ремонты Х3, т. е.
Х = X]. + х2 + х3.
Поток заявок (требований) X поступает в систему обслужива ния, состоящую из N'Bts аппаратов.
Распределение времени обслуживания заявки подчиняется
•показательному закону [74]
F(t) = l — e~4t. |
(49) |
Величина, обратная параметру v, т. е. 1/v, является среднимвременем обслуживания или математическим ожиданием времени обслуживания.
Как указывалось ранее, поток заявок является простейшим и
•задается формулой Пуассона
|
= |
т Т е_х/- |
(5°) |
т. е. при потоке заявок |
X > 0 |
вероятность Р к (I) |
поступления их |
в промежуток времени t |
равна к. |
|
Теперь, корда система обслуживания и поток в основном оха рактеризованы, приступим к обоснованию необходимого числа обслуживающего персонала N'aB и оценке качества обслуживания.
Первоначально определим значение |
составляющих Хх, Х2 и |
Х3 потока заявок X: |
|
Хз — 3 ( т i -J- т 2) , |
|
где X. — параметр потока отказов (см. |
2.1 и 2.3); |
3 — число дополнительных ремонтов одного сооружения в год. Среднее время выполнения одной заявки определяется по нор
мам или по данным наблюдений. |
|
|
Оптимальное количество |
обслуживающего персонала а опре |
|
деляется соотношением [74] |
|
|
Задача имеет решение при условии а ^ |
N'm, так как при а > |
|
> JV'B очередь заявок на |
обслуживание |
будет неограниченно |
возрастать и служба ремонта не справится со своей задачей. Определив главный параметр системы обслуживания а, воз можно оценить качество обслуживания. Под качеством обслужи вания понимается своевременное (или в заданное время) выпол нение заявок (ликвидация отказов в системе) при максимальной
74
занятости обслуживающего персонала. Тогда вероятность того, что явочный состав ремонтников свободен от работы, опреде ляется [74, 75] выражением
(51)
(ЛГ^,-1)1(Л ^-а)
ш=0
авероятность того, что все ремонтники заняты обслуживанием —
К*»Рп
(52)
' ~ (Л'™- 1 ) 4 ^ 3 -Я ) •
Среднее время ожидания очереди начала обслуживания
__ P i обе |
(53) |
||
ож _ |
- « ’ |
||
|
|||
_ |
1_ |
|
|
tобо = |
77 • |
|
Для объективности суждения о качестве работы системы це лесообразно рассматривать 2—3 варианта с N'as >• а. Естест венно, с увеличением N'aa удается сократить время ожидания заявки в очереди, но при этом снижается загруженность обслужи вающего персонала основной работой. Поэтому окончательное решение принимается по минимальной величине потерь на основе экономического анализа по следующей зависимости:
Сп = |
НСож + |
«пт^ав.О + |
smN'sв. з) Сж> |
(^) |
||||
где С„ — величина потерь |
в |
системе |
за |
время |
ожидания |
заявки |
||
в очереди, руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сож — стоимость |
потерь, |
связанных |
с простаиванием |
заявок |
||||
в очереди в течение единицы времени, руб.; |
|
|||||||
snT — стоимость |
единицы |
времени простоя |
обслуживающего |
|||||
персонала, |
руб.; |
|
|
от обслуживания людей; |
||||
ЛД„. 0 — среднее число свободных |
||||||||
sm — средняя зарплата 1 работающего в единицу времени; |
||||||||
N'aB_з — среднее число людей, занятых |
работой. |
|
||||||
Практически к определению значения N ’sa |
возможно подойти |
|||||||
по-другому. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задаваясь требуемым временем ожидания начала-обслужива |
||||||||
ния £ож и вероятностью занятости |
|
обслуживающего персонала |
||||||
основной работой Р (обслуживанием |
вентиляционных заявок), |
|||||||
явочное число рабочих определится как |
|
|
|
|||||
|
N ' |
— |
Ptn, |
■ <Zt„ |
|
|
(55) |
7S
Аналогичным путем производится расчет и оценка системы об служивания вентиляторных установок. Параметры X и to6c опре деляются по соответствующим нормам или на основе среднегодо вых данных, собранных о процессе эксплуатации установок (ре монты и профилактика).
Экономическая целесообразность сравниваемых вариантов определяется сопоставлением расходов по зарплате на систему об служивания Сзар и эффективностью сокращения простоев вентиля
ционного оборудования Э. Разность' между |
ними ДС покажет |
||||
экономическую эффективность выбранного варианта, т. е. |
|||||
ДС = Э В — Саар |
или |
^зяр |
> 1. |
|
(56) |
|
|
|
|
|
|
Стоимостью вспомогательных |
материалов |
См |
(смазочных, бе |
||
тона, железа, дерева, вентиляционных труб и т. д.) |
ввиду незначи |
тельности расходов по этой статье обычно пренебрегают. Однако для крупных рудников эту статью расхода, видимо, нужно учи тывать. Так, например, ежегодные затраты на апатитовых рудни
ках только на вентиляционные трубы составили: на |
Кировском |
|||||
руднике |
в 196S г. — 45 300 руб., |
в 1969 |
г. — 36 590 |
руб., |
а на |
|
Юкспорском в 1968 |
г. — 29 144 |
руб., в |
1969 г. — 19 235 |
руб. |
||
Для определения |
расхода материалов на сооружения и их |
|||||
ремонт |
целесообразно пользоваться |
данными, |
собранными |
ИГД АН Каз. ССР [79].
Стоимость содержания службы вентиляционного надзора й пылегазового контроля С„ складывается в основном из фонда за работной платы служб вентиляционного надзора и пылегазового контроля Спк, а также затрат на необходимую для целей контроля аппаратуру и материалы Сам, т. е.
Сп = Сшс+ Соы-
Величина Сам может рассматриваться постоянной (для апати товых рудников она составляет «2 0 0 0 —3000 руб./год). Без осо бой погрешности ею можно пренебречь.
Определение Спк не представляет трудности. Например, по данным 1966—1969 гг. среднегодовые расходы по этой статье для Кировского рудника составляли 49 689 руб., для Юкспорского —
34 137 руб.
В принципе и величина СП1; может определяться указанным ранее методом в зависимости от количества отбираемых пылевыхпроб и др.
Основой стоимости услуг вспомогательных цехов С4, по нашему мнению, является стоимость пара для калориферов, подогреваю щих рудничный воздух в зимнее время. В этом случае величину С4 рекомендуется [64] определять из выражения
76