Файл: Проблемы информации и ретроспективной библиографии библиотек Академии наук СССР и академий наук союзных республик сборник научных трудов..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
91
Оригинал документа, имеющегося в фондах библиотеки отра слевого института,выдается абоненту в виде копии (статьи) или по абонентной карточке (книга). Отсутствующие в фондах библио теки института документы запрашиваются из Фундаментальной биб лиотеки АН Азербайджанской ССР и выдаются абоненту. Такова в общих чертах Технологическая схема, по которой Фундаменталь ная библиотека АН Азербайджанской ССР осуществляет ИРИ.
В настоящее время системой обслуживается 222 коллектив ных и индивидуальных абонента по 839 профилям запросов. Км на правлено свыше 10 000 сообщений, по каналу обратной связи за прошено 3200 документов из разных информационных центров. Пер вые сравнительные данные эффективности ИРИ показывают, что в описанной системе 6 3 % направляемой абонентам информации соот ветствует профилям запросов. Однако разработанная и функциони рующая система является лишь первым этапом той большой работы
,по информационному обеспечению ученых, которую ставит перед собой коллектив фундаментальной библиотеки АН Азербайджанской ССР. Параллельно с эксплуатацией системы ведутся работы по разработке методик ее автоматизации. Автоматизация системы ИРИ - объективная необходимость. Это подтверждается огромными масштабами межотраслевой системы информации, в которой имеется большое количество индивидуальных и коллективных абонентов.По данным количественного анализа возможное количество индивиду альных абонентов системы ИРИ приближается к 5000.
Общее количество профилей информационных запросов, кото рые предстоит обслужипать системе ИРИ,по предварительным дан ным будет значительно больше 5000. Процесс подготовки к авто
92
матизации системы сложный и требует тщательной отработки эта пов ее реализации. Поэтому на сегодня главная задача - тща тельное изучение информационных потребностей ученых и специа листов. В настоящее время сотрудниками отдела информационного обслуживания уточняются аспекты проводимых исследований и сте пень полноты поиска, ведется дальнейшая корректировка запро сов на основе анализа полученной информации. Выявлены наиболее ценные для абонента источники информации и т.д.
Детальное изучение информационных потребностей ученых по зволит составить поисковые образы запросов (ПОЗ) абонента для ввода его в автоматизированную систему.
Большое значение для перехода0к автоматизации имеет изу чение информационного потока, поступающего в Фундаментальную библиотеку. Одновременно о количественным анализом потока мы проводим работу по изучению качества информационнЬго потока,
выявлению дублирующих изданий. С этой целью проведен анализ вторичных документов, используемых в системе. Ведется также работа по совершенствованию ИПЯ системы. В частности, проана лизированы отраслевые издания УДК, проведен категорийный ана лиз разделов физики и химии. Проанализирована индексация в за просах абонентов. Нами изучаются пути эффективного применения УДК в качестве ИПЯ'автоматизированных систем на основе изуче ния отечественных и зарубежных ИПС. Отрабатывается методика составления поискового запроса и документа. Изучаются пути ис пользования ЗЗМ для автоматизации систем ИРИ в библиотеках.
Одновременно с этим проводятся работы по изучению функ ций и условий эффективного функционирования библиотечных ИПС с использованием ЭВМ.
S3
В.И.Севастьянова П.Ф.Семениста
ПОДОНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В1ЕЛИ0ГРАФ0В В СПРАЖУШО-ШЕЯИОГРАФИЧИСКОМ ОТДЕЛЕ БИБЛИОТЕКИ 'АКАДЕМИИ НАУК СССР
Повышение квалификации библиотечных кадров является од ним из основных направлений НОТ. Рассмотрим опыт работы по повышению квалификации библиографов справочно-библиографичес кого.отдела (ОБО) Библиотеки АН СССР. Этот вопрос, на наш взгяд, заслуживает внимания потому, что в последние годы воз росло значение библиографии в научной и практической работе академических библиотек.
Главной задачей СБО является справочно-библиографическое и информационное обслуживание ученых, научных сотрудников, спе циалистов Академии наук СССР и других ведомств нашей страны.
По выполняемым функциям СБО является библиотекой внутри библи отеки; которая.осуществляет кроме справочно-библиографического обслуживания еще и комплектования, учет поступающей литературы,
ведение каталогов, работу с фондом, обслуживание читателей,
проверку и доработку неудовлетворенных требований читателей и абонементов.
Характер справочно-информационной работы требует от каж дого сотрудника отдела определенного комплекса знаний, в кото рый входит осведомленность о развитии основйых направлений на уки; знание справочно-библиографических источников, каталогов,
94
картотек и фондов ЕЛН СССР; наличие языковой подготовки.
Библиограф в условиях БАН СССР - "универсал": он дол жен придти на помощь•читателю независимо от того, к какой otласти знания или отрасли относится тот или иной запрос.
Обслуживание читателей на библиографическом пункте СБО,
работа над подготовкой библиографических списков, составле ние ответов на письменные запросы, консультативная помощь читателям при их работе с каталогами - все это расширяет кругозор библиографов, спососбствует накоплению знаний, т.к.
в процессе обслуживания происходит взаимный обмен информаци ей.
Однако подлинное взаимопонимание и деловой контакт меж ду читателем и библиографом, необходимые для оперативного удовлетворения информационного запроса, не могут быть достиг нуты без систематического повышения профессионального уровня сотрудника СБО.
Разработка основных принципов.повышения квалификации библиографов оснопнвается на углублении их общей и отрасле вой подготовки с одной стороны и совершенствования функцио
нальной специализации с другой. При этом учитывается уровень образования библиографов и опыт библиотечной работы. Исходя из этого определяются и формы повышения квалификации.
Общей формой повышения квалификации являются обзоры вновь поступающих в отдел справочно-библиографических изда ний. В подготовке и проведении данных обзоров участвуют все сотрудники отдела, в порядке очередности, согласно заранее
;оставленному графику. Обзоры проводятся еженедельно. На
9$
подготовку к проведению обзоров выделяется необходимый бод нет времени.
Основная цель проведения обзоров заключается в рассмот
рении библиографических и справочных изданий как источников оперативного обслуживания читателей. При этом выясняются об щая характеристика, специфика построения справочного аппарата и возможности его использования при выполнении справок, отра жение рассматриваемых изданий в системе каталогов отдела;
сравниваются текущие издания с ранее поступившими в отдел;
выявляются лакуны и т.д.
Уровень проводимых обзоров различен. Он зависит от мно гих факторов: широты кругозора сотрудников, их умения разби раться в специфике того или иного издания. Молодым сотрудни
кам ^ подготовке обзоров оказывается консультативная помощь
со стороны старших, наиболее опытных библиографов отдела.
Проведение подобных обзоров повышает библиографическую эруди цию сотрудников, способствует более активному использованию фондов справочно-библиографической литературы при обслужива нии читателей.
В повышении квалификации библиографов большое значение имеет расширение и углубление их библиотечно-библиографичес ких знаний. Проведение обзоров и разборы статей таких изданий,
как "Советская библиография", "Научные и технические библио теки СССР", "Библиография и библиотековедение за рубежом", "Научно-техническая информация" и др., знакомят сотрудников отдела с' постановкой теоретических и практических проблем в области библиотековедения, библиографии и информатики в нашей стране и за рубежом.
96
Формой отраслевой подготовки сотрудников являются тема тические обзоры, цель которых - дать характеристику библио графической обеспеченности той или иной отрасли знания и ана лиз отечественных и зарубежных библиографических изданий.
Как правило, подобные обзоры готовят наиболее опытные библи
ографу отдела. При этом основная задача заключается не в ме- f
ханическом запоминании .большого количества названий источни ков, а в выработке навыков умения ориентироваться в них и ра ботать с ними.
Формами совершенствования функциональной специализации молодых библиографов отдела являются:
- изучение основной' инструктивно-методической документа ции отдела;
-знакомство со справочно-библиографическим аппаратом
иорганизацией фондов БАЛ СССР;
-стажировка в генеральном алфавитном каталоге;
'- ознакомление с основными справочно-библиографическими
источниками; - изучение „методики библиографических разысканий при ра
боте с требованиями читателей и абонентов.
Дальнейшее развитие справочно-библиографической работы,
необходимость решать новые задачи, возникающие перед отделом,
диктуют и другие формы повышения квалификации. Так, в связи с открытием читального залапатентных материалов, была посла на на Высшие курсы патентоведов сотрудница отдела, которая ус пешно закончила этп курсы, а приобретенные знания применяет в работе. Для организации работп во вновь созданной группе ЛСПОР
97
(Автоматизированная система информационного обеспечения раз работок) сотрудники группы были командированы в Москву на семинар при Институте прикладной математики АН СССР. Участ ники семинара знакомились с принципами ввода документов в систему, поисковым языком "Кристалл", составлением запросов абонентов для ввода в ЭШ, перспективами развития АСИОР. Без этих специальных знаний полученных на семинаре, была бы не возможна работа группы.
В повышении квалификации библиографов большое место за нимает изучение иностранных языков. Фонд СБО на 60$ состоит из зарубежных изданий. Без знания иностранных языков не мо жет быть полноценного справочно-библиографического обслужи вания читателей, поэтому проблема овладения иностранными
языками является очень актуальной. Многие работники СБО владе ют двумя-тремя языками. Около половины библиографов СБО пос тоянно учатся на государственных курсах по изучению иностран ных языков й в кружках иностранных языков в БАН СССР.
Высшей формой повышения квалификации, по праву можно назвать научные, научно-теоретические, научно-практические конференции и семинары. Бан СССР ежегодно проводит подобного рода мероприятия, которые привлекают большое количество участ ников своевременной и интересной постановкой проблем, рассмат риваемых на высоком научно-теоретическом уровне. Библиографы СБО принимают в них активное участие, выступают с докладами.
Так, в течение двух последних лет сотрудники СБО выступали с докладами: на научной конференции "Проблемы оптимизации тради ционных информационно-поисковых систем" (доклад на тему "Пред
98
метный каталог - информационно-поисковая система в работе справочно-библиографического отдела");
- в семинаре "Академические библиотеки и единая общего сударственная система МЕА" (доклад на тему "Библиографическая доработка бланк-заказа - основная предпосылка интенсификации работы МБА");
- на научной конференции /Актуальные вопросы советской ретроспективной библиографии научной литературы" (доклад на тему "Опыт использования ретроспективных библиографических указателей в справочно-информа1 ионной работе").
Написание статей, на наш взгляд, является так же нормой повышения квалификации библиографев и она тоже имеет место в ОБО. Углубленная самостоятельная работа, которая необходима в процессе подготовки доклада и статьи, подбор и просмотр лите ратуры, обощение опыта, предложения, направленные на улучшение дела,— способствуют творческому росту сотрудников.
Установившаяся система повышения Производственной квалифи кации в ОБО успешно сочетается с практикой наставничества.
Передача опыта работы, оказание методическойп помощи при про ведении библиографических обзоров, трудовое воспитание молодых кадров^— вот основная цель введения наставничества.
Работа, проводимая по повышению производственной квалифи кации, дает ощутимые результаты в подготовке кадров квалгафипи-
рованных библиографов, преданных своему делу, что в немалой степени способствует стабильности кадров в отделе.
99
СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ УКАЗАТЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРЫ УЧЕНЫХ
Методические рекомендации для библиотек
академий наук союзных республик1
I.Общие положения
1.Персональные указатели литературы издаются в серии.
Цель издания: запечатлеть образ ученого путем характеристи ки его жизни и научной деятельности, публикации списка его трудов и литературы о нем. Серия в целом отражает достиже ния в развитии науки в республике.
2. Круг включаемых в серию имен ученых охватывает дейст
вительных членов, членов-корреспондецтов Академии наук ...
Советской Социалистической республики, а до организации Академии наук - учвных-создахелей прогрессивной науки в рес публике.
Определение круга лиц, которым посвящаются указатели, ре шается Президиумом АН республики. Персональные указатели составляются, как правило, к юбилейным датам.
П. Структура персональных указателей
3. При составлении персонального указателя следует соо-
людать единообразие в структуре.
Каждый выпуск серии должен иметь следующие разделы: пре
дисловие, основные |
даты жизни и деятельности |
ученого, вегу- |
|
О |
|
пигельную статью, |
указа гел.ь__грудов ученого, |
список литера- |
^"Сосгавление персональных указателей литературы ученых." Ueтодические рекомендации для библиотек АН союзных республик. Сост. В.Лукина. (Утв. на пленуме Библиотечного совета по естественным наукам АН СССР 27 сентября 197^ г.).
100
туры о жизни и деятельности ученого, вспомогательные ука затели.
Предисловие от составителя поясняет структуру указа теля и расположение иатериала внутри разделов, виды и хро нологические райки собранных произведений печати, а также наличие и структуру вспомогательных указателей и дает ха рактеристику просмотренных источников.
5. В разделе "Основные даты жизни и деятельности" из многочисленных биографических данных отбираются наиболее существенные, имеющие оерьезное значение для определения роли ученого.
6. Вступительная статья характеризует научную, педагоги ческую, научно-организаторскую и общественную деятельность ученого. В статье описываются также результаты, достигну тые ученым в его исследовательской работе, и связь его тео ретических исследований о их применением на практика.
Примечание. Предисловие, вступительная статья и основ ные даты -жизни и деятельности даются на национальном я рус ском языках.
7.В указатель трудов включаются работы, опубликованные
впечати.
а) Для указателей трудов ученых, работавших в какой-ли бо одной области знания, применяется хронологическое рас положение, лучше воего показывающее динамику развития их научного творчества.
В указателях трудов ученых, работавших в нескольких об ластях знания, можно применять систематическое расположе