Файл: Проблемы информации и ретроспективной библиографии библиотек Академии наук СССР и академий наук союзных республик сборник научных трудов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91

Оригинал документа, имеющегося в фондах библиотеки отра­ слевого института,выдается абоненту в виде копии (статьи) или по абонентной карточке (книга). Отсутствующие в фондах библио­ теки института документы запрашиваются из Фундаментальной биб­ лиотеки АН Азербайджанской ССР и выдаются абоненту. Такова в общих чертах Технологическая схема, по которой Фундаменталь­ ная библиотека АН Азербайджанской ССР осуществляет ИРИ.

В настоящее время системой обслуживается 222 коллектив­ ных и индивидуальных абонента по 839 профилям запросов. Км на­ правлено свыше 10 000 сообщений, по каналу обратной связи за­ прошено 3200 документов из разных информационных центров. Пер­ вые сравнительные данные эффективности ИРИ показывают, что в описанной системе 6 3 % направляемой абонентам информации соот­ ветствует профилям запросов. Однако разработанная и функциони­ рующая система является лишь первым этапом той большой работы

,по информационному обеспечению ученых, которую ставит перед собой коллектив фундаментальной библиотеки АН Азербайджанской ССР. Параллельно с эксплуатацией системы ведутся работы по разработке методик ее автоматизации. Автоматизация системы ИРИ - объективная необходимость. Это подтверждается огромными масштабами межотраслевой системы информации, в которой имеется большое количество индивидуальных и коллективных абонентов.По данным количественного анализа возможное количество индивиду­ альных абонентов системы ИРИ приближается к 5000.

Общее количество профилей информационных запросов, кото­ рые предстоит обслужипать системе ИРИ,по предварительным дан­ ным будет значительно больше 5000. Процесс подготовки к авто­

92

матизации системы сложный и требует тщательной отработки эта­ пов ее реализации. Поэтому на сегодня главная задача - тща­ тельное изучение информационных потребностей ученых и специа­ листов. В настоящее время сотрудниками отдела информационного обслуживания уточняются аспекты проводимых исследований и сте­ пень полноты поиска, ведется дальнейшая корректировка запро­ сов на основе анализа полученной информации. Выявлены наиболее ценные для абонента источники информации и т.д.

Детальное изучение информационных потребностей ученых по­ зволит составить поисковые образы запросов (ПОЗ) абонента для ввода его в автоматизированную систему.

Большое значение для перехода0к автоматизации имеет изу­ чение информационного потока, поступающего в Фундаментальную библиотеку. Одновременно о количественным анализом потока мы проводим работу по изучению качества информационнЬго потока,

выявлению дублирующих изданий. С этой целью проведен анализ вторичных документов, используемых в системе. Ведется также работа по совершенствованию ИПЯ системы. В частности, проана­ лизированы отраслевые издания УДК, проведен категорийный ана­ лиз разделов физики и химии. Проанализирована индексация в за­ просах абонентов. Нами изучаются пути эффективного применения УДК в качестве ИПЯ'автоматизированных систем на основе изуче­ ния отечественных и зарубежных ИПС. Отрабатывается методика составления поискового запроса и документа. Изучаются пути ис­ пользования ЗЗМ для автоматизации систем ИРИ в библиотеках.

Одновременно с этим проводятся работы по изучению функ­ ций и условий эффективного функционирования библиотечных ИПС с использованием ЭВМ.


S3

В.И.Севастьянова П.Ф.Семениста

ПОДОНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В1ЕЛИ0ГРАФ0В В СПРАЖУШО-ШЕЯИОГРАФИЧИСКОМ ОТДЕЛЕ БИБЛИОТЕКИ 'АКАДЕМИИ НАУК СССР

Повышение квалификации библиотечных кадров является од­ ним из основных направлений НОТ. Рассмотрим опыт работы по повышению квалификации библиографов справочно-библиографичес­ кого.отдела (ОБО) Библиотеки АН СССР. Этот вопрос, на наш взгяд, заслуживает внимания потому, что в последние годы воз­ росло значение библиографии в научной и практической работе академических библиотек.

Главной задачей СБО является справочно-библиографическое и информационное обслуживание ученых, научных сотрудников, спе­ циалистов Академии наук СССР и других ведомств нашей страны.

По выполняемым функциям СБО является библиотекой внутри библи­ отеки; которая.осуществляет кроме справочно-библиографического обслуживания еще и комплектования, учет поступающей литературы,

ведение каталогов, работу с фондом, обслуживание читателей,

проверку и доработку неудовлетворенных требований читателей и абонементов.

Характер справочно-информационной работы требует от каж­ дого сотрудника отдела определенного комплекса знаний, в кото­ рый входит осведомленность о развитии основйых направлений на­ уки; знание справочно-библиографических источников, каталогов,

94

картотек и фондов ЕЛН СССР; наличие языковой подготовки.

Библиограф в условиях БАН СССР - "универсал": он дол­ жен придти на помощь•читателю независимо от того, к какой otласти знания или отрасли относится тот или иной запрос.

Обслуживание читателей на библиографическом пункте СБО,

работа над подготовкой библиографических списков, составле­ ние ответов на письменные запросы, консультативная помощь читателям при их работе с каталогами - все это расширяет кругозор библиографов, спососбствует накоплению знаний, т.к.

в процессе обслуживания происходит взаимный обмен информаци­ ей.

Однако подлинное взаимопонимание и деловой контакт меж­ ду читателем и библиографом, необходимые для оперативного удовлетворения информационного запроса, не могут быть достиг­ нуты без систематического повышения профессионального уровня сотрудника СБО.

Разработка основных принципов.повышения квалификации библиографов оснопнвается на углублении их общей и отрасле­ вой подготовки с одной стороны и совершенствования функцио­

нальной специализации с другой. При этом учитывается уровень образования библиографов и опыт библиотечной работы. Исходя из этого определяются и формы повышения квалификации.

Общей формой повышения квалификации являются обзоры вновь поступающих в отдел справочно-библиографических изда­ ний. В подготовке и проведении данных обзоров участвуют все сотрудники отдела, в порядке очередности, согласно заранее

;оставленному графику. Обзоры проводятся еженедельно. На


9$

подготовку к проведению обзоров выделяется необходимый бод­ нет времени.

Основная цель проведения обзоров заключается в рассмот­

рении библиографических и справочных изданий как источников оперативного обслуживания читателей. При этом выясняются об­ щая характеристика, специфика построения справочного аппарата и возможности его использования при выполнении справок, отра­ жение рассматриваемых изданий в системе каталогов отдела;

сравниваются текущие издания с ранее поступившими в отдел;

выявляются лакуны и т.д.

Уровень проводимых обзоров различен. Он зависит от мно­ гих факторов: широты кругозора сотрудников, их умения разби­ раться в специфике того или иного издания. Молодым сотрудни­

кам ^ подготовке обзоров оказывается консультативная помощь

со стороны старших, наиболее опытных библиографов отдела.

Проведение подобных обзоров повышает библиографическую эруди­ цию сотрудников, способствует более активному использованию фондов справочно-библиографической литературы при обслужива­ нии читателей.

В повышении квалификации библиографов большое значение имеет расширение и углубление их библиотечно-библиографичес­ ких знаний. Проведение обзоров и разборы статей таких изданий,

как "Советская библиография", "Научные и технические библио­ теки СССР", "Библиография и библиотековедение за рубежом", "Научно-техническая информация" и др., знакомят сотрудников отдела с' постановкой теоретических и практических проблем в области библиотековедения, библиографии и информатики в нашей стране и за рубежом.

96

Формой отраслевой подготовки сотрудников являются тема­ тические обзоры, цель которых - дать характеристику библио­ графической обеспеченности той или иной отрасли знания и ана­ лиз отечественных и зарубежных библиографических изданий.

Как правило, подобные обзоры готовят наиболее опытные библи­

ографу отдела. При этом основная задача заключается не в ме- f

ханическом запоминании .большого количества названий источни­ ков, а в выработке навыков умения ориентироваться в них и ра­ ботать с ними.

Формами совершенствования функциональной специализации молодых библиографов отдела являются:

- изучение основной' инструктивно-методической документа­ ции отдела;

-знакомство со справочно-библиографическим аппаратом

иорганизацией фондов БАЛ СССР;

-стажировка в генеральном алфавитном каталоге;

'- ознакомление с основными справочно-библиографическими

источниками; - изучение „методики библиографических разысканий при ра­

боте с требованиями читателей и абонентов.

Дальнейшее развитие справочно-библиографической работы,

необходимость решать новые задачи, возникающие перед отделом,

диктуют и другие формы повышения квалификации. Так, в связи с открытием читального залапатентных материалов, была посла­ на на Высшие курсы патентоведов сотрудница отдела, которая ус­ пешно закончила этп курсы, а приобретенные знания применяет в работе. Для организации работп во вновь созданной группе ЛСПОР


97

(Автоматизированная система информационного обеспечения раз­ работок) сотрудники группы были командированы в Москву на семинар при Институте прикладной математики АН СССР. Участ­ ники семинара знакомились с принципами ввода документов в систему, поисковым языком "Кристалл", составлением запросов абонентов для ввода в ЭШ, перспективами развития АСИОР. Без этих специальных знаний полученных на семинаре, была бы не­ возможна работа группы.

В повышении квалификации библиографов большое место за­ нимает изучение иностранных языков. Фонд СБО на 60$ состоит из зарубежных изданий. Без знания иностранных языков не мо­ жет быть полноценного справочно-библиографического обслужи­ вания читателей, поэтому проблема овладения иностранными

языками является очень актуальной. Многие работники СБО владе­ ют двумя-тремя языками. Около половины библиографов СБО пос­ тоянно учатся на государственных курсах по изучению иностран­ ных языков й в кружках иностранных языков в БАН СССР.

Высшей формой повышения квалификации, по праву можно назвать научные, научно-теоретические, научно-практические конференции и семинары. Бан СССР ежегодно проводит подобного рода мероприятия, которые привлекают большое количество участ­ ников своевременной и интересной постановкой проблем, рассмат­ риваемых на высоком научно-теоретическом уровне. Библиографы СБО принимают в них активное участие, выступают с докладами.

Так, в течение двух последних лет сотрудники СБО выступали с докладами: на научной конференции "Проблемы оптимизации тради­ ционных информационно-поисковых систем" (доклад на тему "Пред­

98

метный каталог - информационно-поисковая система в работе справочно-библиографического отдела");

- в семинаре "Академические библиотеки и единая общего­ сударственная система МЕА" (доклад на тему "Библиографическая доработка бланк-заказа - основная предпосылка интенсификации работы МБА");

- на научной конференции /Актуальные вопросы советской ретроспективной библиографии научной литературы" (доклад на тему "Опыт использования ретроспективных библиографических указателей в справочно-информа1 ионной работе").

Написание статей, на наш взгляд, является так же нормой повышения квалификации библиографев и она тоже имеет место в ОБО. Углубленная самостоятельная работа, которая необходима в процессе подготовки доклада и статьи, подбор и просмотр лите­ ратуры, обощение опыта, предложения, направленные на улучшение дела,— способствуют творческому росту сотрудников.

Установившаяся система повышения Производственной квалифи­ кации в ОБО успешно сочетается с практикой наставничества.

Передача опыта работы, оказание методическойп помощи при про­ ведении библиографических обзоров, трудовое воспитание молодых кадров^— вот основная цель введения наставничества.

Работа, проводимая по повышению производственной квалифи­ кации, дает ощутимые результаты в подготовке кадров квалгафипи-

рованных библиографов, преданных своему делу, что в немалой степени способствует стабильности кадров в отделе.


99

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ УКАЗАТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРЫ УЧЕНЫХ

Методические рекомендации для библиотек

академий наук союзных республик1

I.Общие положения

1.Персональные указатели литературы издаются в серии.

Цель издания: запечатлеть образ ученого путем характеристи­ ки его жизни и научной деятельности, публикации списка его трудов и литературы о нем. Серия в целом отражает достиже­ ния в развитии науки в республике.

2. Круг включаемых в серию имен ученых охватывает дейст­

вительных членов, членов-корреспондецтов Академии наук ...

Советской Социалистической республики, а до организации Академии наук - учвных-создахелей прогрессивной науки в рес­ публике.

Определение круга лиц, которым посвящаются указатели, ре­ шается Президиумом АН республики. Персональные указатели составляются, как правило, к юбилейным датам.

П. Структура персональных указателей

3. При составлении персонального указателя следует соо-

людать единообразие в структуре.

Каждый выпуск серии должен иметь следующие разделы: пре­

дисловие, основные

даты жизни и деятельности

ученого, вегу-

 

О

 

пигельную статью,

указа гел.ь__грудов ученого,

список литера-

^"Сосгавление персональных указателей литературы ученых." Ueтодические рекомендации для библиотек АН союзных республик. Сост. В.Лукина. (Утв. на пленуме Библиотечного совета по естественным наукам АН СССР 27 сентября 197^ г.).

100

туры о жизни и деятельности ученого, вспомогательные ука­ затели.

Предисловие от составителя поясняет структуру указа­ теля и расположение иатериала внутри разделов, виды и хро­ нологические райки собранных произведений печати, а также наличие и структуру вспомогательных указателей и дает ха­ рактеристику просмотренных источников.

5. В разделе "Основные даты жизни и деятельности" из многочисленных биографических данных отбираются наиболее существенные, имеющие оерьезное значение для определения роли ученого.

6. Вступительная статья характеризует научную, педагоги­ ческую, научно-организаторскую и общественную деятельность ученого. В статье описываются также результаты, достигну­ тые ученым в его исследовательской работе, и связь его тео­ ретических исследований о их применением на практика.

Примечание. Предисловие, вступительная статья и основ­ ные даты -жизни и деятельности даются на национальном я рус­ ском языках.

7.В указатель трудов включаются работы, опубликованные

впечати.

а) Для указателей трудов ученых, работавших в какой-ли­ бо одной области знания, применяется хронологическое рас­ положение, лучше воего показывающее динамику развития их научного творчества.

В указателях трудов ученых, работавших в нескольких об­ ластях знания, можно применять систематическое расположе­