Файл: Гуменюк, Л. М. Совершенствование бухгалтерского учета в угольной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
- S
сз
г
£
Требование-карточка бесплатной выдачи спецодежды и спецобуви
К
ж
н
к
Си
с
о
О-
п
о
ж
ж
со
а
о
О) s
ж
СО
г-»
СП
- С И
о
сон
•е-
О
О.
Е
>.
ч
о
с
5
ч
со •Ѳ-
Шg
5
х<
< * pa sr
о о
to н UJ CL
CL <
ж
СУ
н
та
с_
ь
га
со
с.
А
3
с* Ч
ж
со
ч .
Ü
ч
СС
н
CJ
О
ж
И
о
г-''>->
о
ж
со
<У a
г-^>о
н S
о ж
е(
Ш
5
£
о
f-
О
э
су
си
со
та
CL
ж
ч
о
в
м
г;
CL
С
(У
Е~
та
J .1. Л\. Гуліапик
81
производит списание спецодежды и спецобувн со скла да и затем требования-карточки вкладываются в от дельные конверты, выписываемые на каждого работ ника и служат документом аналитического учета.
В последние числа каждого месяца работники мате риальной группы отдела бухгалтерии и финансов про веряют требования-карточки и выявляют документы на спецодежду и спецобувь, по которым истекают сроки носки в следующем месяце.
Работнику, у которого истекают сроки носки спец одежды или спецобуви, выписывается новое требова ние-карточка с отметкой «повторно» и передается па склад.
Заведующий складом (кладовщик) до выдачи спец одежды млн спецобуви по требованиям-карточкам с от меткой «повторно»,, принимает возвращаемую работ ником изношенную спецодежду и делает отметку в тре бовании-карточке о количестве принятого утиля. Если работник увольняется с предприятия, то кладовщик вы дает накладную (типовая форма № М-12) с указанием процента износа и годности спецодежды и спецобуви. Эта накладная служит основанием для расчета с работ ником и для списания числящейся за ним спецодежды и спецобуви.
Требования-карточки с истекшим сроком носки спецодежды и спецобуви изымают из картотеки и за писывают в ведомость на списание этих предметов на затраты производства в установленном порядке.
Бухгалтерия разрезостроителы-юго управления ве дет оборотную ведомость по учету выданной спецодеж ды и спецобуви, в которую в алфавитном порядке по фамильно записываются все работники, их получившие.
Принятый в управлении порядок оформления и вы дачи спецодежды отвечает всем требованиям бухгал' терского учета и, на наш взгляд, заслуживает широко го распространения и внедрения на предприятиях и в организациях комбината.
III. О С Н О В Н Ы Е В О П Р О С Ы С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Н И Я У Ч Е Т А З А Т Р А Т В А В Т О Т Р А Н С П О Р Т Н Ы Х П Р Е Д П Р И Я Т И Я Х
Производственное автоуправление комбината объ единяет семь хозрасчетных автобаз. В технологическом процессе открытой добычи угля в Кузбассе автомобиль ный транспорт играет особую роль — им вывозится бо лее 80% угля и более 30% кубометров породы. Техноло гический автотранспорт используется круглосуточно в течение пяти дней недели и одну смену в субботние дни.
Себестоимость автоперевозок состоит из следующих статей затрат:
1) основная и дополнительная заработная плата шо феров;
2) отчисления на социальное страхование;
3)топливо (горючее);
4)смазочные и прочие эксплуатационные материа
лы;
5)износ и ремонт автомобильной резины;
6)эксплуатационный ремонт и техническое обслу живание автомобилей;
7)амортизация автотранспорта;
8)накладные (и внепроизводственные) расходы.
На наш взгляд, статьи затрат «Износ и ремонт ав томобильной резины» и «Амортизация автотранспорта» заслуживают серьезного внимания.
Как известно, по статье затрат «Износ и ремонт ав томобильной резины» отражаются суммы начисленного резерва на восстановление износа и ремонт автомо бильной резины. Начисление резерва на восстановление и ремонт авторезины производится по нормам, уста новленным письмом Министерства финансов СССР ot 31 января 1966 года № 46.
6* |
S3 |
Однако на протяжении ряда лет по автобазам автоуправления суммы начисленного резерва на восстанов ление и ремонт авторезнны не обеспечивают в необхо димых размерах расходы для приобретения новых ав томашин взамен списываемых. Снижение резерва на
восстановление и |
ремонт |
авторезины |
происходит |
за |
|||
счет уменьшения |
нормы |
пробега автомашин |
больше |
||||
грузных |
автомобилей, |
эксплуатируемых в |
тяжелых |
||||
карьерных |
условиях. Норма |
пробега |
автомашин |
для |
|||
большегрузных автомобилей |
БелАЗ-540 и |
БелАЗ-548 |
для Кемеровской области составляет 45-5 тыскм, фак
тический же пробег составляет всего 30—32 тыс. |
км., |
то есть ниже норматива на 12,5—15,5 тыс. км, пли |
по |
чти на 30%.
Таким образом, для того, чтобы иметь необходимую сумму резерва па восстановление и ремонт авторезнны, автохозяйства вынуждены производить ежекварталь ные инвентаризации резерва п соответствующее дона числение па каждое первое число отчетного квартала вместо одного раза в год, поскольку годовое доначис ление резерва составляет по автоуправлению 600—700 тыс. руб. при общем начислении по действующим нор мам 4500 тыс. руб.
По-видимому, назрела необходимость понизить соответственно норму пробега автомашин большегруз ных автомобилей, исходя из фактически сложившихся статистических данных и повысить норму начисления затрат (резерва) на 100 км пробега или пересмотреть методику расчета норм отчислений на восстановление износа и ремонта автомашин в параметрах, применяе мых для автомобильных шин большегрузных автомоби лей. Это позволит более реально и равномерно отра жать затраты по себестоимости грузоперевозок и зна чительно сократить учетную работу ежеквартальных инвентаризаций резерва на восстановление и ремонт авторезины.
По статье калькуляции себестоимости автоперево зок «Амортизация автотранспорта» отражаются суммы амортизационных отчислений по автомобилям и прице пам на полное восстановление и капитальный ремонт, исходя из их фактического пробега и балансовой стои мости. Причем, амортизационные отчисления иа полное восстановление производятся в процентах от первона-
84
чальиой балансовой стоимости автошин, а на капиталь ный ремонт (кроме специальных автомобилей — сани тарных, а-втокранов, автомастерских и т. д.) — в про центах от стоимости машин на 1000 км пробега.
Как известно, основная задача включения в себе стоимость продукции затрат по амортизации основных средств состоит в том, чтобы эти средства, сохраняя в процессе производства на протяжении длительного вре мени свою первоначальную натуральную форму и посте пенно снашиваясь, передавали бы частями свою стои мость вновь созданному продукту. Карл Маркс писал, что «...передача стоимости, или этот переход стоимости такого средства производства на продукт, в образовании которого оно принимает участие, определяется по средне му подсчету; она измеряется средней продолжительно стью функционирования средства производства, охваты вающей время от момента, когда оно входит в процесс производства, и до момента, когда оно будет совершенно изношено, станет непригодным, когда оно должно быть
заменено новымЭкземпляром того же рода, |
должно |
|
быть воспроизведено»’. |
амортизационных |
отчисле |
Таким образом, нормы |
||
ний должны определяться, |
исходя из среднего срока |
службы данного вида основных средств при нормаль ных условиях их эксплуатации. Если же условия экс плуатации имеют отклонения от нормальных, то тогда необходимо в эти нормы вводить соответствующие кор рективы с таким расчетом, чтобы в течение эксплуата ции первоначальная стоимость основных фондов была возмещена путем изменения их стоимости, то есть включена в себестоимость грузоперевозок. Однако на
практике это положение, не всегда |
выполняется. Так, в |
|||||||
связи с интенсивной |
эксплуатацией |
технологического |
||||||
автотранспорта |
на |
угольных разрезах |
сокращаются |
|||||
сроки службы |
и межремонтные |
пробеги |
автомобилей |
|||||
по сравнению с установленными нормативами. |
||||||||
В действующих нормах |
амортизационных |
отчисле |
||||||
ний, введенных с 1 января 1963 года, для |
автомобилей, |
|||||||
грузоподъемностью |
свыше |
4 т |
нормы |
амортиза |
||||
ционных отчислений |
на |
полное восстановление со-1 |
||||||
1. М а р к с К. |
II Э н г е л ь с Ф. |
Соч., |
т. 24, |
стр. |
176. |
|
85
ставляют 11,2% от первоначальной стоимости и на ка питальный ремонт — 0,5% оі первоначальной стоимо сти автомобилей на 1000 км пробегаКроме того, для технологического автотранспорта, эксплуатируемого и тяжелых карьерных условиях, нормы амортизационных отчислений повышаются на 20%. Однако и с учетом этого корректива амортизационных отчислений недоста точно для полного возмещения стоимости автомобилей. Например, на автомобиль марки БелАЗ-540 с балан совой стоимостью 29 тыс. руб., эксплуатируемый в карь ерных условиях, норма амортизационных отчислений на полное восстановление составляет:
11,2x120
100 13,4% ,
При такой норме амортизационных отчислений срок службы автомобиля должен составлять 7,5 лет. В усло виях Кузбасса среднегодовой пробег автомобиля БелАЗ-540 равен 40 тыс. км, а общий пробег до мо мента списания — не более 200 тыс- км, то есть факти ческий срок службы автомобиля данной марки соста вит:
200 тыс. км
40 тыс. км ~ ® лет'
С учетом фактического пробега автомобиля за вре мя его эксплуатации сумма амортизационных отчисле ний на полное восстановление составит:
200000 кмX29000 руб.Х13,4% |
= 19430 руб., |
|
40000 кмX ЮОО |
||
|
то есть за время эксплуатации автомобиля не будет на числено амортизации на полное восстановление 9570 руб. (29000 руб. —19430 руб.), а с учетом того, что ос таточная стоимость автомобиля по действующим нор мам амортизации должна составлять 10%,—6670 руб. (9570 руб.—2900 руб.). Расчеты суммы неполностью амортизированных основных фондов даны в табл. И.
Норма амортизационных отчислений на капиталь ный ремонт автомобиля БелA3-540 с учетом повыше ния коэффициента на 20% в связи с использованием в тяжелых карьерных условиях составит 0,6% от балан-
Sf.
совой стоимости автомобиля на 1000 км пробегаПри тех же исходных данных за время эксплуатации авто мобиля сумма автомобильной амортизации на капи тальный ремонт составит:
29000 руб. X0,0X200000 км |
= 34,8 тыс. руб. |
|
!000 км |
|
|
За время эксплуатации автомобиля |
БелАЗ-540 до |
его списания производится капитальный ремонт на об щую сумму 41,4 тыс. руб., в том числе капитальный ре монт двигателя — на 8,6 тыс. руб., непосредственно ав томобиля — на 27,6 тыс. руб., коробки передач—на 4,6 тыс. руб., заднего моста — на 0,6 тыс■руб.
Как видно из примера, фактические затраты по ка питальному ремонту автомобиля БелАЗ-540 превы шают сумму начисленной амортизации на капитальный ремонт на 6^6 тыс. руб-
По автомобилям марки БелАЗ-548 наблюдается об ратная картина. При тех же исходных данных за время его эксплуатации сумма начисленной амортизации па капитальный ремонт составит:
40000 руб.X0,6X2000-000 км =48,0 тыс. руб.
1000 км
За время эксплуатации будут выполнены капиталь ные ремонты его на сумму 41.9 тыс. руб. (расчет дан L табл. 12).
Таким образом, можно сделать вывод, что действу ющие нормы амортизационных отчислений по автомомнлю БелАЗ-540 не создают необходимых средств (ис точников) для восстановления изношенных шин и за мены их новыми, а также для покрытия затрат по их капитальному ремонту. Вследствие этого основной тех нологический парк автомобилей работает на износ и автобазы вынуждены отвлекать обортные средства для производства капитального ремонта автомобилей БелАЗ-540.
Это говорит о том, что назрела необходимость пе ресмотреть действующие нормы амортизационных от числений, классифицируя автотранспорт по его грузо подъемности с учетом возможного пробега в различных условиях эксплуатации.
87