Файл: Гуменюк, Л. М. Совершенствование бухгалтерского учета в угольной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- S

сз

г

£

Требование-карточка бесплатной выдачи спецодежды и спецобуви

К

ж

н

к

Си

с

о

О-

п

о

ж

ж

со

а

о

О) s

ж

СО

г-»

СП

- С И

о

сон

•е-

О

О.

Е

>.

ч

о

с

5

ч

со •Ѳ-

Шg

5

х<

< * pa sr

о о

to н UJ CL

CL <

ж

СУ

н

та

с_

ь

га

со

с.

А

3

с* Ч

ж

со

ч .

Ü

ч

СС

н

CJ

О

ж

И

о

г-''>->

о

ж

со

<У a

г-^>о

н S

о ж

е(

Ш

5

£

о

f-

О

э

су

си

со

та

CL

ж

ч

о

в

м

г;

CL

С

Е~

та

J .1. Л\. Гуліапик

81

производит списание спецодежды и спецобувн со скла­ да и затем требования-карточки вкладываются в от­ дельные конверты, выписываемые на каждого работ­ ника и служат документом аналитического учета.

В последние числа каждого месяца работники мате­ риальной группы отдела бухгалтерии и финансов про­ веряют требования-карточки и выявляют документы на спецодежду и спецобувь, по которым истекают сроки носки в следующем месяце.

Работнику, у которого истекают сроки носки спец­ одежды или спецобуви, выписывается новое требова­ ние-карточка с отметкой «повторно» и передается па склад.

Заведующий складом (кладовщик) до выдачи спец­ одежды млн спецобуви по требованиям-карточкам с от­ меткой «повторно»,, принимает возвращаемую работ­ ником изношенную спецодежду и делает отметку в тре­ бовании-карточке о количестве принятого утиля. Если работник увольняется с предприятия, то кладовщик вы­ дает накладную (типовая форма № М-12) с указанием процента износа и годности спецодежды и спецобуви. Эта накладная служит основанием для расчета с работ­ ником и для списания числящейся за ним спецодежды и спецобуви.

Требования-карточки с истекшим сроком носки спецодежды и спецобуви изымают из картотеки и за­ писывают в ведомость на списание этих предметов на затраты производства в установленном порядке.

Бухгалтерия разрезостроителы-юго управления ве­ дет оборотную ведомость по учету выданной спецодеж­ ды и спецобуви, в которую в алфавитном порядке по­ фамильно записываются все работники, их получившие.

Принятый в управлении порядок оформления и вы­ дачи спецодежды отвечает всем требованиям бухгал' терского учета и, на наш взгляд, заслуживает широко­ го распространения и внедрения на предприятиях и в организациях комбината.


III. О С Н О В Н Ы Е В О П Р О С Ы С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Н И Я У Ч Е Т А З А Т Р А Т В А В Т О Т Р А Н С П О Р Т Н Ы Х П Р Е Д П Р И Я Т И Я Х

Производственное автоуправление комбината объ единяет семь хозрасчетных автобаз. В технологическом процессе открытой добычи угля в Кузбассе автомобиль­ ный транспорт играет особую роль — им вывозится бо­ лее 80% угля и более 30% кубометров породы. Техноло­ гический автотранспорт используется круглосуточно в течение пяти дней недели и одну смену в субботние дни.

Себестоимость автоперевозок состоит из следующих статей затрат:

1) основная и дополнительная заработная плата шо­ феров;

2) отчисления на социальное страхование;

3)топливо (горючее);

4)смазочные и прочие эксплуатационные материа­

лы;

5)износ и ремонт автомобильной резины;

6)эксплуатационный ремонт и техническое обслу­ живание автомобилей;

7)амортизация автотранспорта;

8)накладные (и внепроизводственные) расходы.

На наш взгляд, статьи затрат «Износ и ремонт ав­ томобильной резины» и «Амортизация автотранспорта» заслуживают серьезного внимания.

Как известно, по статье затрат «Износ и ремонт ав­ томобильной резины» отражаются суммы начисленного резерва на восстановление износа и ремонт автомо­ бильной резины. Начисление резерва на восстановление и ремонт авторезины производится по нормам, уста­ новленным письмом Министерства финансов СССР ot 31 января 1966 года № 46.

6*

S3

Однако на протяжении ряда лет по автобазам автоуправления суммы начисленного резерва на восстанов­ ление и ремонт авторезнны не обеспечивают в необхо­ димых размерах расходы для приобретения новых ав­ томашин взамен списываемых. Снижение резерва на

восстановление и

ремонт

авторезины

происходит

за

счет уменьшения

нормы

пробега автомашин

больше­

грузных

автомобилей,

эксплуатируемых в

тяжелых

карьерных

условиях. Норма

пробега

автомашин

для

большегрузных автомобилей

БелАЗ-540 и

БелАЗ-548

для Кемеровской области составляет 45-5 тыскм, фак­

тический же пробег составляет всего 30—32 тыс.

км.,

то есть ниже норматива на 12,5—15,5 тыс. км, пли

по­

чти на 30%.

Таким образом, для того, чтобы иметь необходимую сумму резерва па восстановление и ремонт авторезнны, автохозяйства вынуждены производить ежекварталь­ ные инвентаризации резерва п соответствующее дона­ числение па каждое первое число отчетного квартала вместо одного раза в год, поскольку годовое доначис­ ление резерва составляет по автоуправлению 600—700 тыс. руб. при общем начислении по действующим нор­ мам 4500 тыс. руб.

По-видимому, назрела необходимость понизить соответственно норму пробега автомашин большегруз­ ных автомобилей, исходя из фактически сложившихся статистических данных и повысить норму начисления затрат (резерва) на 100 км пробега или пересмотреть методику расчета норм отчислений на восстановление износа и ремонта автомашин в параметрах, применяе­ мых для автомобильных шин большегрузных автомоби­ лей. Это позволит более реально и равномерно отра­ жать затраты по себестоимости грузоперевозок и зна­ чительно сократить учетную работу ежеквартальных инвентаризаций резерва на восстановление и ремонт авторезины.

По статье калькуляции себестоимости автоперево­ зок «Амортизация автотранспорта» отражаются суммы амортизационных отчислений по автомобилям и прице­ пам на полное восстановление и капитальный ремонт, исходя из их фактического пробега и балансовой стои­ мости. Причем, амортизационные отчисления иа полное восстановление производятся в процентах от первона-

84


чальиой балансовой стоимости автошин, а на капиталь­ ный ремонт (кроме специальных автомобилей — сани­ тарных, а-втокранов, автомастерских и т. д.) — в про­ центах от стоимости машин на 1000 км пробега.

Как известно, основная задача включения в себе­ стоимость продукции затрат по амортизации основных средств состоит в том, чтобы эти средства, сохраняя в процессе производства на протяжении длительного вре­ мени свою первоначальную натуральную форму и посте­ пенно снашиваясь, передавали бы частями свою стои­ мость вновь созданному продукту. Карл Маркс писал, что «...передача стоимости, или этот переход стоимости такого средства производства на продукт, в образовании которого оно принимает участие, определяется по средне­ му подсчету; она измеряется средней продолжительно­ стью функционирования средства производства, охваты­ вающей время от момента, когда оно входит в процесс производства, и до момента, когда оно будет совершенно изношено, станет непригодным, когда оно должно быть

заменено новымЭкземпляром того же рода,

должно

быть воспроизведено»’.

амортизационных

отчисле­

Таким образом, нормы

ний должны определяться,

исходя из среднего срока

службы данного вида основных средств при нормаль­ ных условиях их эксплуатации. Если же условия экс­ плуатации имеют отклонения от нормальных, то тогда необходимо в эти нормы вводить соответствующие кор­ рективы с таким расчетом, чтобы в течение эксплуата­ ции первоначальная стоимость основных фондов была возмещена путем изменения их стоимости, то есть включена в себестоимость грузоперевозок. Однако на

практике это положение, не всегда

выполняется. Так, в

связи с интенсивной

эксплуатацией

технологического

автотранспорта

на

угольных разрезах

сокращаются

сроки службы

и межремонтные

пробеги

автомобилей

по сравнению с установленными нормативами.

В действующих нормах

амортизационных

отчисле­

ний, введенных с 1 января 1963 года, для

автомобилей,

грузоподъемностью

свыше

4 т

нормы

амортиза­

ционных отчислений

на

полное восстановление со-1

1. М а р к с К.

II Э н г е л ь с Ф.

Соч.,

т. 24,

стр.

176.

 

85


ставляют 11,2% от первоначальной стоимости и на ка­ питальный ремонт — 0,5% оі первоначальной стоимо­ сти автомобилей на 1000 км пробегаКроме того, для технологического автотранспорта, эксплуатируемого и тяжелых карьерных условиях, нормы амортизационных отчислений повышаются на 20%. Однако и с учетом этого корректива амортизационных отчислений недоста­ точно для полного возмещения стоимости автомобилей. Например, на автомобиль марки БелАЗ-540 с балан­ совой стоимостью 29 тыс. руб., эксплуатируемый в карь­ ерных условиях, норма амортизационных отчислений на полное восстановление составляет:

11,2x120

100 13,4% ,

При такой норме амортизационных отчислений срок службы автомобиля должен составлять 7,5 лет. В усло­ виях Кузбасса среднегодовой пробег автомобиля БелАЗ-540 равен 40 тыс. км, а общий пробег до мо­ мента списания — не более 200 тыс- км, то есть факти­ ческий срок службы автомобиля данной марки соста­ вит:

200 тыс. км

40 тыс. км ~ ® лет'

С учетом фактического пробега автомобиля за вре­ мя его эксплуатации сумма амортизационных отчисле­ ний на полное восстановление составит:

200000 кмX29000 руб.Х13,4%

= 19430 руб.,

40000 кмX ЮОО

 

то есть за время эксплуатации автомобиля не будет на­ числено амортизации на полное восстановление 9570 руб. (29000 руб. —19430 руб.), а с учетом того, что ос­ таточная стоимость автомобиля по действующим нор­ мам амортизации должна составлять 10%,—6670 руб. (9570 руб.—2900 руб.). Расчеты суммы неполностью амортизированных основных фондов даны в табл. И.

Норма амортизационных отчислений на капиталь­ ный ремонт автомобиля БелA3-540 с учетом повыше­ ния коэффициента на 20% в связи с использованием в тяжелых карьерных условиях составит 0,6% от балан-

Sf.

совой стоимости автомобиля на 1000 км пробегаПри тех же исходных данных за время эксплуатации авто­ мобиля сумма автомобильной амортизации на капи­ тальный ремонт составит:

29000 руб. X0,0X200000 км

= 34,8 тыс. руб.

!000 км

 

 

За время эксплуатации автомобиля

БелАЗ-540 до

его списания производится капитальный ремонт на об­ щую сумму 41,4 тыс. руб., в том числе капитальный ре­ монт двигателя — на 8,6 тыс. руб., непосредственно ав­ томобиля — на 27,6 тыс. руб., коробки передач—на 4,6 тыс. руб., заднего моста — на 0,6 тыс■руб.

Как видно из примера, фактические затраты по ка­ питальному ремонту автомобиля БелАЗ-540 превы­ шают сумму начисленной амортизации на капитальный ремонт на 6^6 тыс. руб-

По автомобилям марки БелАЗ-548 наблюдается об­ ратная картина. При тех же исходных данных за время его эксплуатации сумма начисленной амортизации па капитальный ремонт составит:

40000 руб.X0,6X2000-000 км =48,0 тыс. руб.

1000 км

За время эксплуатации будут выполнены капиталь­ ные ремонты его на сумму 41.9 тыс. руб. (расчет дан L табл. 12).

Таким образом, можно сделать вывод, что действу­ ющие нормы амортизационных отчислений по автомомнлю БелАЗ-540 не создают необходимых средств (ис­ точников) для восстановления изношенных шин и за­ мены их новыми, а также для покрытия затрат по их капитальному ремонту. Вследствие этого основной тех­ нологический парк автомобилей работает на износ и автобазы вынуждены отвлекать обортные средства для производства капитального ремонта автомобилей БелАЗ-540.

Это говорит о том, что назрела необходимость пе­ ресмотреть действующие нормы амортизационных от­ числений, классифицируя автотранспорт по его грузо­ подъемности с учетом возможного пробега в различных условиях эксплуатации.

87