Файл: Глотов, Н. М. Строительство фундаментов транспортных зданий и сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

екте характеристиками грунтов основания и выявлена необходимость пересмотра проекта, решение о проведении дальнейших работ должно быть принято при участии пред­ ставителя проектной организации.

Устройство фундаментов

К устройству фундаментов следует приступать, как правило, не позже чем через сутки после окончания при­ емки по акту котлована и основания.

В зависимости от конструкции фундаментов работы по их устройству сводятся к установке на основание сборных элементов или бетонированию монолитов.

Сборные фундаменты. Технология устройства сборных фундаментов включает: установку в проектное положение на подготовленное основание бетонных или железобетон­ ных элементов, заполнение швов между бетонными элемен­ тами; сварку выпусков арматуры или стальных закладных частей с последующим омоноличиваннем стыков железо­ бетонных элементов; освидетельствование и приемку фун­ дамента; заполнение грунтом пазух между боковой поверх­ ностью котлована и фундаментом.

Сборные фундаменты устраивают с соблюдением сле­ дующих основных требований:

элементы следует устанавливать на подготовленное основание, обеспечивающее проектное их положение в пла­ не и по отметкам;

должно быть обеспечено плотное касание элементов с основанием;

швы между бетонными или стыки между железобетон­ ными элементами должны быть заделаны доброкачест­ венно.

Перед подъемом и установкой каждого элемента необ­ ходимо выполнить следующие подготовительные работы:

проверить размеры элементов;

56

очистить элементы от грунта, снега, 'наледи, а сталь­ ные стыковые закладные части (если они имеются) еще п от ржавчины;

проверить правильность положения на обноске прово­ лок, фиксирующих контуры и оси фундамента в котло­ ване;

проверить состояние основания; проверить правильность и надежность строповки каж­

дого элемента фундамента.

Размеры элементов необходимо проверять, чтобы зара­ нее предусмотреть меры по предотвращению осложнении, которые могут возникнуть в случае, если фактические раз­ меры отклоняются от проектных на величины, превышаю­ щие установленные допуски.

Выявленные при контрольной проверке смещения про­ волок на обноске должны быть устранены до установки первого элемента фундамента.

Снег и лед с поверхности элементов можно удалять с помощью теплого воздуха. Применение пара и горячей во­ ды для этой цели не допускается. Случайно попавшие на поверхность основания предметы или грунт следует уда­

лить.

элементов должна обеспечивать их подъем

Строповка

и подачу к месту установки в таком положении,

в котором

не требуется

дополнительная перестроповка.

Траверсы,

стропы, захватные приспособления и схемы

строповки

должны соответствовать предусмотренным в проекте про­ изводства работ.

Элементы фундаментов следует устанавливать сразу в проектное положение по разбивочным осям с выверкой по рискам, нанесенным на элементах.

Перед началом заделки стыков необходимо проверить, правильность расположения элементов в плане и по высо­ те, а также правильность подготовки стыков под заделку или сварку, если она предусмотрена проектом фундамента.

Для омоноличивания стыков сборных бетонных фунда57'


ментов, сооружаемых при положительных температурах воздуха, рекомендуется использовать цементно-песчаный раствор марки 150-200, приготовленный па быстротвердегощем цементе.

Швы между бетонными элементами можно заполнять раствором, консистенция которого характеризуется погру­ жением стандартного конуса на 8—10 см для горизонталь­ ных швов и на 11 —13 см для вертикальных швов.

Впериод отрицательных температур воздуха не ниже

15°С для омоиолпчивания сборных фундаментов, монти­

руемых без предварительного подогрева элементов и без последующего укрытия или обогрева фундаментов следует использовать цементно-песчаный раствор с добавкой пота­ ша в соответствии с требованиями Технических указаний по применению цементно-песчаного раствора и мелкозер­ нистой бетонной смеси, твердеющих на морозе, при строи­ тельстве искусственных сооружений (ВСН 83-73).

При температуре-воздуха ниже—15°С смонтированные бетонные элементы и готовый фундамент необходимо ук­ рывать и обогревать с тем, чтобы до набора цементно-пес­ чаным раствором прочности не менее 50 ктс/см2 темпера­ тура в швах омоиолпчивания была бы не ниже—15°С.

Если применяют сборные железобетонные фундаменты, то для стыкования элементов используют выпуски армату­ ры пли стальные закладные части.

До начала сварочных работ необходимо проверить пра­ вильность установки элементов и положения свариваемых детален. Детали из малоуглеродистых сталей (класса А-І) допускается сваривать при температуре не ниже—30°С, а из среднеуглеродпстых (класса А-ІІ) и низколегированных сталей — не ниже—20°С. При более низких температурах наружного воздуха необходимо на рабочем месте обеспе­ чить температуру не ниже указанных пределов. Для этого могут быть использованы инвентарные переставляемые ■краном тепляки или специальные колпаки. По окончании сварки стыки должны быть омонолнчены бетоном марки,

.58

указанной в проекте фундамента, но не ниже марки бетона элементов.

Бетонные смеси и растворы для заделки стыков и швов следует приготовлять на быстротвердеющих цементах или на портланд-цементе марки 400 и выше.

Заделку стыков сборных железобетонных фундаментов при отрицательных температурах воздуха рекомендуется осуществлять:

при стыках, воспринимающих расчетные усилия, — раст­ вором или бетоном марки и состава, указанных в проекте фундамента с обязательным электропрогревом или элек­ трообогревом места стыка;

при стыках, не воспринимающих расчетных усилий, — раствором или бетоном с добавкой в их состав поташа.

Применение хлористых солей в качестве противоморозных добавок в бетонные смеси для омоноличивания стыков сборных железобетонных фундаментов запрещается.

Стыки, загружаемые расчетными усилиями в зимнее время, должны обогреваться до получения 100%-ной проч­ ности, предусмотренной проектом фундамента.

Для заделки стыков и швов в зимних условиях следует готовить и применять бетоны и растворы с такими же ха­ рактеристиками (маркой, подвижностью, активностью це­ мента и водоцементным отношением), как и для летних условий.

Контроль качества бетона (раствора), используемого для омоноличивания стыков и швов в зимнее время, сле­ дует выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП Ш-В. 1-70. «Бетонные и железобетонные конструкции мо­ нолитные. Правила производства и приемки работ».

Монолитные фундаменты. Бетонируемые на месте фун­ даменты надлежит сооружать, руководствуясь указаниями главы СНиП Ш-В. 1-70 и приведенными ниже дополни­ тельными рекомендациями, отражающими специфические особенности строительства фундаментов зданий, мостов и водопропускных труб.

59



Работы по устройству монолитных фундаментов вклю­ чают установку на подготовленное основание опалубки; укладку бетонной смеси, выдержку бетона; снятие опалуб­ ки; освидетельствование и приемку фундамента; заполне­ ние грунтом пазух между боковой поверхностью котлована и фундаментом.

Сборно-монолитные фундаменты сооружают по техно­ логии сооружения монолитных фундаментов с той разни­ цей, что опалубкой сборно-монолитных фундаментов явля­ ются сборные бетонные или железобетонные элементы, являющиеся составной частью фундаментов и поэтому ос­ тавляемые в их конструкции.

Для бетонирования фундаментов в неограждаемых кот­ лованах целесообразно использовать инвентарную сталь­ ную (при большой оборачиваемости) или деревянную сборно-разборную щитовую опалубку. Опалубку целесооб­ разно монтировать на рабочей площадке у котлована и ук­ рупненными блоками устанавливать в проектное положе­ ние.

Ь огражденных котлованах с распорными креплениями опалубку наращивают по мере бетонирования фундамен­ та и снятия распорок.

При бетонировании железобетонного фундамента до­ бавляются работы по вязке и установке арматурного кар­ каса.

Для монолитных фундаментов зданий, малых и средних мостов, водопропускных труб применяют бетонную смесь, приготовленную на портландцементе, портландцементе с умеренной экзотермией, пластифицированном и гидрофоб­ ном портландцементе. В условиях агрессивной среды (сульфатной, выщелачивающей, общекислотной и магне­ зиальной) применяют сульфатостойкий портландце­ мент.

Максимальное водоцементное отношение бетонной сме­

си применяют в пределах 0,55 — 0,65

для

фундаментов,

сооружаемых в неагрессивной среде;

0,50

— в слабоаг-

60

рессивной; 0,45 — в среднеагрессивной и 0,4 — в силь­ ноагрессивной среде.

Заполнители (песок, щебень или гравий}, используемые для приготовления бетонной смеси, следует применять по указаниям строительной лаборатории в соответствии с тре­ бованиями главы СНиП Ш-В. 1-70. Применение для бетон­ ной смеси местных заполнителей допускается при наличии соответствующих указаний в ППР.

Бетонную смесь в фундаменты следует укладывать го­ ризонтальными слоями. Фундаменты большие по площади или вытянутые в длину (фундаменты зданий и водопро­ пускных труб) бетонируют наклонными слоями или блока­ ми. Высоту блоков и размеры их в плане принимают в за­ висимости от особенностей конструкции фундаментов зда­ ний, мостов и водопропускных труб. Например, фундамент водопропускной трубы всегда разделен на секции (см. рис. 2, в), которые можно бетонировать как отдельные, не свя­ занные между собой блоки.

Во время устройства фундамента воду из котлована ■следует откачивать, не допуская заливания водой слоя кладки до приобретения бетоном прочности 25 кгс/см2.

При бетонировании фундаментов зданий и сооружений (кроме фундаментов мостов и водопропускных труб) в пе­ риод отрицательных температур воздуха прочность бетона к моменту возможного его замерзания должна составлять: для железобетонных фундаментов — 70%, а для массив­ ных бетонных фундаментов из бетона марок 100, 150 и 200, 300 —■ соответственно 50 и 40% проектной прочности на сжатие. При сооружении фундаментов мостов и водопро­ пускных труб в тех же условиях бетон допускается замо­ раживать после набора им прочности —■ в массивных бе­ тонных фундаментах — 70%, а в железобетонных фунда­ ментах— 80% проектной.

Бетоны, содержащие противоморозиые добавки, допус­ кается замораживать после набора ими прочности не ме­ нее 50 кгс/см2.

61


Следует иметь в виду, что бетон без противоморозных добавок, достигший к моменту замерзания указанной проч­ ности, проектную прочность приобретает только после от­ таивания и выдерживания его при положительной темпера­ туре в течение не менее чем 28 суток.

В случаях необходимости загружения фундамента рас­ четной нагрузкой до наступления периода с положительной температурой воздуха, необходимо создать условия, обес­ печивающие бетону до его замерзания приобретение проч­ ности, предусмотренной проектом сооружения.

Чтобы обеспечить минимально требуемую прочность бетона в зимних условиях, его выдерживание можно про­ изводить следующими способами:

способом термоса; применением противоморозных добавок; электротермообработкой;

обогревом бетона паром, горячим воздухом, в тепляках. Выбирая рациональный для конкретных местных усло­ вий способ выдерживания бетона, следует в первую оче­ редь рассмотреть возможность использования способа тер­ моса или комбинации способа термоса и применения добавок-ускорителей твердения. Если температура наруж­ ного воздуха ниже — 20°С, то целесообразно применять бе­

тон с противоморозными добавками.

Применение противоморозных добавок при бетониро­ вании фундаментов в распор с вечномерзлыми грунтами, используемыми по принципу I (с сохранением мерзлоты), не допускается. Если предусмотрен прогрев бетона, то тем­ пература уложенной бетонной смеси к началу прогрева должна быть не ниже 10°С.

Работы по применению противоморозных добавок пли тепловой обработке бетона следует выполнять согласно указаниям главы СНиП Ш-В. 1-70 и ППР.

Контроль качества бетонных работ в период положи­ тельных температур воздуха должен производиться согла­ сно указаниям главы СНиП ІІІ-В. 1-70, а при оурицатель-

62

кых температурах — с учетом дополнительных рекоменда­ ций, изложенных ниже.

Температуру бетонной смеси и ее состЗвляющих в пе­ риод приготовления укладки и выдерживания указывают в ППР (в зависимости от температуры воздуха и грунта, принятых способов приготовления, транспортировки и ук­ ладки смеси, особенностей конструкции фундаментов и опалубки) с таким расчетом, чтобы к началу замерзания бетонной смеси бетой монолитных фундаментов и бетон омоноличивания элементов сборных фундаментов набрали прочность, предусмотренную проектом.

При транспортировании бетонной смеси в период от­ рицательных температур воздуха следует проверять:

состояние транспортных емкостей — кузовов автомоби­ лей-самосвалов, бадей и т. п. (в них не должно быть снега и льда) — 2 раза в смену;

соответствие утеплителя транспортных средств требо­ ваниям ППР — 1 раз в смену;

функционирование системы обогрева транспортируе­ мой смеси в кузове автомобилей-самосвалов (если она предусмотрена) — на каждом / автомобиле-самосвале —• 1 раз в смену;

температуру бетонкой смеси перед выгрузкой из транс­ портных средств — 2 раза в смену.

До начала укладки бетонной смеси и в процессе бето­ нирования необходимо убедиться в отсутствии снега, льда и наледи в опалубке, на арматуре или на элементах сбор­ но-монолитных фундаментов, а также проверить темпера­ туру укладываемой смеси и теплоизоляцию неопалублен­ ной поверхности бетона.

В период выдерживания бетона необходимо контроли­ ровать его температуру как в местах, подверженных наи­ большему охлаждению (углы, выступающие части, слои, соприкасающиеся с мерзлым грунтом), так и в наиболее нагретых частях (в центре массива, в местах, в большей степени подверженных прогреву, если он применяется)-

63