Файл: Глотов, Н. М. Строительство фундаментов транспортных зданий и сооружений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
екте характеристиками грунтов основания и выявлена необходимость пересмотра проекта, решение о проведении дальнейших работ должно быть принято при участии пред ставителя проектной организации.
Устройство фундаментов
К устройству фундаментов следует приступать, как правило, не позже чем через сутки после окончания при емки по акту котлована и основания.
В зависимости от конструкции фундаментов работы по их устройству сводятся к установке на основание сборных элементов или бетонированию монолитов.
Сборные фундаменты. Технология устройства сборных фундаментов включает: установку в проектное положение на подготовленное основание бетонных или железобетон ных элементов, заполнение швов между бетонными элемен тами; сварку выпусков арматуры или стальных закладных частей с последующим омоноличиваннем стыков железо бетонных элементов; освидетельствование и приемку фун дамента; заполнение грунтом пазух между боковой поверх ностью котлована и фундаментом.
Сборные фундаменты устраивают с соблюдением сле дующих основных требований:
элементы следует устанавливать на подготовленное основание, обеспечивающее проектное их положение в пла не и по отметкам;
должно быть обеспечено плотное касание элементов с основанием;
швы между бетонными или стыки между железобетон ными элементами должны быть заделаны доброкачест венно.
Перед подъемом и установкой каждого элемента необ ходимо выполнить следующие подготовительные работы:
проверить размеры элементов;
56
очистить элементы от грунта, снега, 'наледи, а сталь ные стыковые закладные части (если они имеются) еще п от ржавчины;
проверить правильность положения на обноске прово лок, фиксирующих контуры и оси фундамента в котло ване;
проверить состояние основания; проверить правильность и надежность строповки каж
дого элемента фундамента.
Размеры элементов необходимо проверять, чтобы зара нее предусмотреть меры по предотвращению осложнении, которые могут возникнуть в случае, если фактические раз меры отклоняются от проектных на величины, превышаю щие установленные допуски.
Выявленные при контрольной проверке смещения про волок на обноске должны быть устранены до установки первого элемента фундамента.
Снег и лед с поверхности элементов можно удалять с помощью теплого воздуха. Применение пара и горячей во ды для этой цели не допускается. Случайно попавшие на поверхность основания предметы или грунт следует уда
лить. |
элементов должна обеспечивать их подъем |
|
Строповка |
||
и подачу к месту установки в таком положении, |
в котором |
|
не требуется |
дополнительная перестроповка. |
Траверсы, |
стропы, захватные приспособления и схемы |
строповки |
должны соответствовать предусмотренным в проекте про изводства работ.
Элементы фундаментов следует устанавливать сразу в проектное положение по разбивочным осям с выверкой по рискам, нанесенным на элементах.
Перед началом заделки стыков необходимо проверить, правильность расположения элементов в плане и по высо те, а также правильность подготовки стыков под заделку или сварку, если она предусмотрена проектом фундамента.
Для омоноличивания стыков сборных бетонных фунда57'
ментов, сооружаемых при положительных температурах воздуха, рекомендуется использовать цементно-песчаный раствор марки 150-200, приготовленный па быстротвердегощем цементе.
Швы между бетонными элементами можно заполнять раствором, консистенция которого характеризуется погру жением стандартного конуса на 8—10 см для горизонталь ных швов и на 11 —13 см для вертикальных швов.
Впериод отрицательных температур воздуха не ниже
—15°С для омоиолпчивания сборных фундаментов, монти
руемых без предварительного подогрева элементов и без последующего укрытия или обогрева фундаментов следует использовать цементно-песчаный раствор с добавкой пота ша в соответствии с требованиями Технических указаний по применению цементно-песчаного раствора и мелкозер нистой бетонной смеси, твердеющих на морозе, при строи тельстве искусственных сооружений (ВСН 83-73).
При температуре-воздуха ниже—15°С смонтированные бетонные элементы и готовый фундамент необходимо ук рывать и обогревать с тем, чтобы до набора цементно-пес чаным раствором прочности не менее 50 ктс/см2 темпера тура в швах омоиолпчивания была бы не ниже—15°С.
Если применяют сборные железобетонные фундаменты, то для стыкования элементов используют выпуски армату ры пли стальные закладные части.
До начала сварочных работ необходимо проверить пра вильность установки элементов и положения свариваемых детален. Детали из малоуглеродистых сталей (класса А-І) допускается сваривать при температуре не ниже—30°С, а из среднеуглеродпстых (класса А-ІІ) и низколегированных сталей — не ниже—20°С. При более низких температурах наружного воздуха необходимо на рабочем месте обеспе чить температуру не ниже указанных пределов. Для этого могут быть использованы инвентарные переставляемые ■краном тепляки или специальные колпаки. По окончании сварки стыки должны быть омонолнчены бетоном марки,
.58
указанной в проекте фундамента, но не ниже марки бетона элементов.
Бетонные смеси и растворы для заделки стыков и швов следует приготовлять на быстротвердеющих цементах или на портланд-цементе марки 400 и выше.
Заделку стыков сборных железобетонных фундаментов при отрицательных температурах воздуха рекомендуется осуществлять:
при стыках, воспринимающих расчетные усилия, — раст вором или бетоном марки и состава, указанных в проекте фундамента с обязательным электропрогревом или элек трообогревом места стыка;
при стыках, не воспринимающих расчетных усилий, — раствором или бетоном с добавкой в их состав поташа.
Применение хлористых солей в качестве противоморозных добавок в бетонные смеси для омоноличивания стыков сборных железобетонных фундаментов запрещается.
Стыки, загружаемые расчетными усилиями в зимнее время, должны обогреваться до получения 100%-ной проч ности, предусмотренной проектом фундамента.
Для заделки стыков и швов в зимних условиях следует готовить и применять бетоны и растворы с такими же ха рактеристиками (маркой, подвижностью, активностью це мента и водоцементным отношением), как и для летних условий.
Контроль качества бетона (раствора), используемого для омоноличивания стыков и швов в зимнее время, сле дует выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП Ш-В. 1-70. «Бетонные и железобетонные конструкции мо нолитные. Правила производства и приемки работ».
Монолитные фундаменты. Бетонируемые на месте фун даменты надлежит сооружать, руководствуясь указаниями главы СНиП Ш-В. 1-70 и приведенными ниже дополни тельными рекомендациями, отражающими специфические особенности строительства фундаментов зданий, мостов и водопропускных труб.
59
Работы по устройству монолитных фундаментов вклю чают установку на подготовленное основание опалубки; укладку бетонной смеси, выдержку бетона; снятие опалуб ки; освидетельствование и приемку фундамента; заполне ние грунтом пазух между боковой поверхностью котлована и фундаментом.
Сборно-монолитные фундаменты сооружают по техно логии сооружения монолитных фундаментов с той разни цей, что опалубкой сборно-монолитных фундаментов явля ются сборные бетонные или железобетонные элементы, являющиеся составной частью фундаментов и поэтому ос тавляемые в их конструкции.
Для бетонирования фундаментов в неограждаемых кот лованах целесообразно использовать инвентарную сталь ную (при большой оборачиваемости) или деревянную сборно-разборную щитовую опалубку. Опалубку целесооб разно монтировать на рабочей площадке у котлована и ук рупненными блоками устанавливать в проектное положе ние.
Ь огражденных котлованах с распорными креплениями опалубку наращивают по мере бетонирования фундамен та и снятия распорок.
При бетонировании железобетонного фундамента до бавляются работы по вязке и установке арматурного кар каса.
Для монолитных фундаментов зданий, малых и средних мостов, водопропускных труб применяют бетонную смесь, приготовленную на портландцементе, портландцементе с умеренной экзотермией, пластифицированном и гидрофоб ном портландцементе. В условиях агрессивной среды (сульфатной, выщелачивающей, общекислотной и магне зиальной) применяют сульфатостойкий портландце мент.
Максимальное водоцементное отношение бетонной сме
си применяют в пределах 0,55 — 0,65 |
для |
фундаментов, |
сооружаемых в неагрессивной среде; |
0,50 |
— в слабоаг- |
60
рессивной; 0,45 — в среднеагрессивной и 0,4 — в силь ноагрессивной среде.
Заполнители (песок, щебень или гравий}, используемые для приготовления бетонной смеси, следует применять по указаниям строительной лаборатории в соответствии с тре бованиями главы СНиП Ш-В. 1-70. Применение для бетон ной смеси местных заполнителей допускается при наличии соответствующих указаний в ППР.
Бетонную смесь в фундаменты следует укладывать го ризонтальными слоями. Фундаменты большие по площади или вытянутые в длину (фундаменты зданий и водопро пускных труб) бетонируют наклонными слоями или блока ми. Высоту блоков и размеры их в плане принимают в за висимости от особенностей конструкции фундаментов зда ний, мостов и водопропускных труб. Например, фундамент водопропускной трубы всегда разделен на секции (см. рис. 2, в), которые можно бетонировать как отдельные, не свя занные между собой блоки.
Во время устройства фундамента воду из котлована ■следует откачивать, не допуская заливания водой слоя кладки до приобретения бетоном прочности 25 кгс/см2.
При бетонировании фундаментов зданий и сооружений (кроме фундаментов мостов и водопропускных труб) в пе риод отрицательных температур воздуха прочность бетона к моменту возможного его замерзания должна составлять: для железобетонных фундаментов — 70%, а для массив ных бетонных фундаментов из бетона марок 100, 150 и 200, 300 —■ соответственно 50 и 40% проектной прочности на сжатие. При сооружении фундаментов мостов и водопро пускных труб в тех же условиях бетон допускается замо раживать после набора им прочности —■ в массивных бе тонных фундаментах — 70%, а в железобетонных фунда ментах— 80% проектной.
Бетоны, содержащие противоморозиые добавки, допус кается замораживать после набора ими прочности не ме нее 50 кгс/см2.
61
Следует иметь в виду, что бетон без противоморозных добавок, достигший к моменту замерзания указанной проч ности, проектную прочность приобретает только после от таивания и выдерживания его при положительной темпера туре в течение не менее чем 28 суток.
В случаях необходимости загружения фундамента рас четной нагрузкой до наступления периода с положительной температурой воздуха, необходимо создать условия, обес печивающие бетону до его замерзания приобретение проч ности, предусмотренной проектом сооружения.
Чтобы обеспечить минимально требуемую прочность бетона в зимних условиях, его выдерживание можно про изводить следующими способами:
способом термоса; применением противоморозных добавок; электротермообработкой;
обогревом бетона паром, горячим воздухом, в тепляках. Выбирая рациональный для конкретных местных усло вий способ выдерживания бетона, следует в первую оче редь рассмотреть возможность использования способа тер моса или комбинации способа термоса и применения добавок-ускорителей твердения. Если температура наруж ного воздуха ниже — 20°С, то целесообразно применять бе
тон с противоморозными добавками.
Применение противоморозных добавок при бетониро вании фундаментов в распор с вечномерзлыми грунтами, используемыми по принципу I (с сохранением мерзлоты), не допускается. Если предусмотрен прогрев бетона, то тем пература уложенной бетонной смеси к началу прогрева должна быть не ниже 10°С.
Работы по применению противоморозных добавок пли тепловой обработке бетона следует выполнять согласно указаниям главы СНиП Ш-В. 1-70 и ППР.
Контроль качества бетонных работ в период положи тельных температур воздуха должен производиться согла сно указаниям главы СНиП ІІІ-В. 1-70, а при оурицатель-
62
кых температурах — с учетом дополнительных рекоменда ций, изложенных ниже.
Температуру бетонной смеси и ее состЗвляющих в пе риод приготовления укладки и выдерживания указывают в ППР (в зависимости от температуры воздуха и грунта, принятых способов приготовления, транспортировки и ук ладки смеси, особенностей конструкции фундаментов и опалубки) с таким расчетом, чтобы к началу замерзания бетонной смеси бетой монолитных фундаментов и бетон омоноличивания элементов сборных фундаментов набрали прочность, предусмотренную проектом.
При транспортировании бетонной смеси в период от рицательных температур воздуха следует проверять:
состояние транспортных емкостей — кузовов автомоби лей-самосвалов, бадей и т. п. (в них не должно быть снега и льда) — 2 раза в смену;
соответствие утеплителя транспортных средств требо ваниям ППР — 1 раз в смену;
функционирование системы обогрева транспортируе мой смеси в кузове автомобилей-самосвалов (если она предусмотрена) — на каждом / автомобиле-самосвале —• 1 раз в смену;
температуру бетонкой смеси перед выгрузкой из транс портных средств — 2 раза в смену.
До начала укладки бетонной смеси и в процессе бето нирования необходимо убедиться в отсутствии снега, льда и наледи в опалубке, на арматуре или на элементах сбор но-монолитных фундаментов, а также проверить темпера туру укладываемой смеси и теплоизоляцию неопалублен ной поверхности бетона.
В период выдерживания бетона необходимо контроли ровать его температуру как в местах, подверженных наи большему охлаждению (углы, выступающие части, слои, соприкасающиеся с мерзлым грунтом), так и в наиболее нагретых частях (в центре массива, в местах, в большей степени подверженных прогреву, если он применяется)-
63