Файл: Электрификация сельского хозяйства Северного Казахстана сборник трудов..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
- 51 -
УДК 621. 316. 1
С.Н. Ыайвель, канд. техв.'наук Ю.З. Венедиктов, инженер
АВАРИЙНОСТЬ СЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ 10 КВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЛИНЫ ПРОЛЕТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТ.' НА
В связи с принятым недавно решением об иопольэовании при про
ектировании линий электропередачи расчетных метеорологических уо-
ловий с повторяемостью раз в десять лет (вместо применявшегося ра нее в этих целях пятйлетного периода) расчетные метеорологические условия, естественно, укесточилиоь. Это отразилось в первою оче редь на величине расчетных пролетов' вновь проектируемых линий электропеоедачи, которые уменьшились по «равнению о существующими.
Это уменьшение пролетов имеет меото на линиях электропередачи всех напряжений, но наиболее четко оно обнаруживается в линиях
10 кВ.
Если ранее в Северном Казахстане оредний расчетный пролет ВЛ-10 кВ составлял 100-110 м, то в выпускаемых в настоящее время проектах он уменьшился до 50-70 м. Отдельные линий проектируются с пролетом 35-40 м.
Такое уменьшение длин пролетов ведет к значительному удорожа нию строительства линий электропередачи. Естественно, возникает вопрос, увеличивается ли при сокращении пролетов надежность линий, •
улучшаются ли их характеристики по показателям надежности.
Поскольку провода линий электропередачц^рассчитываются при определенных допустимы?: напряжениях и заданных коэффициентах за паса прочности, следовало бы полагать, что они равнопрочны при-
лдаих. пролетах и поэтому одинаково надежны, хотя бы в отношении аварий с обрывом ..роведа. Однако по этому вопросу существуют нес колько точек зрения.
- 52 -
Уменьшение длины пролета, по мнению некоторых специалистов,
особенно работников эксплуатации, является мероприятием, повышаю щий наденнооть линий алектропередачи, уменьшающим количество ава рий, особенно от обрыва и схлестывания проводов. С другой стороны,
ныеютоя ооверяенно противоположные мнения: о увеличением длины пролета овижаетоя общее число аварийных отключений, в том числе от обрыва и охлеотывания проводов.
Очевидно, что наиболее убедительным в пользу того или другого мнения будут результаты отатистичеоких натурных исследований. С
этой целью и были предприняты' статистические исследования в ряде сетевых районов Северного Казахст^а.
Вначале объектом исследования явились сети 10 кВ Целиноград ского, Шортандинского и Вишневского сетевых районов Целиноградско го предприятия электрических сетей. Исходьая информация была полу чена иа оперативных диспетчерских куриалов ва пять лат: о 1966 по
I97Q г. Всего « а этот период попало в аналиэ 1288 аварийных и ре монтных отключений. Протяаенность линий 10 кВ в указанных районах составляет 1285 км.
Для выяснения зависимости между количеотвом аварийных и пред намеренных отключений и длиной ореднего пролета линии было продела но следующее. Вое линии были объединены в три группы по средним длинам пролётов: до 80см; от 80 до 100 ы; более 100 м. По каждой группе было определено количество отключений, приходящееся на 100
км линии в год. Результат приведен в табл. 1.
Из таблицы ви^но, что удельное количество отключений по мере вовраотания пролета уменьшатся.
К сожалению, на этом этапе исследования более подробного ана лиза сделать не удалось из-за неполноты первичной информации. Р
частности, остались неясными вопросы о влиянии материала проводов.
Интересно было выяснить влияние длины пролета ir число аварий, вы-
- 53 -
званных различными причинами. Поэтому было решено иооледовать этот вопрос подробнее, пользуясь данными по аварийности BJMLO КВ
Бишкульского, Ленинского и Советского оетевых районов Петропавлов ского предприятия электрических оетей, Протяне-нсоть В З Н Ш кВ во воех трех районах составляет 1406,6 км. Сведения по их аварийнос ти были взяты за шесть лет: с 1966 по 1971 г. Иоточн'чшии первич ной информации также, являлись записи в оперативных диспетчерских журналах, дополненные записями "в оперативных журналах оетевых рай
онов и подстанций с обслуживающим персоналом.
Таблица 1
Зависимое^ удельного количества отключений от средне» длины пролета в сетевых районах Целиноградского предприятия
электрических сетей (за 19^6-1970 гг.)
Интервал длин |
: До 80 |
|
■.у ..I. . . |
. . |
: 80-100 |
; Более 100 |
|
||
пролетов, м |
! |
|
« |
|
|
|
|
||
Количество отключе- |
|
|
|
|
ний на 100 км линии |
32,8 |
22,8 |
13,4. |
|
Б год |
|
|
|
|
Анализу подвергались только |
отключения по аварийным причинам, |
которых было 680. Их подробно проанализировали по причинам ава
рий [1 1 .
Для выяснения связи между числом аварийных отключений и дли
ной пролета указанный массив наблюдений в 680 отключений был рас пределен по семи интервалам длин пролетов, причем по каждому ин тервалу вычислялось удельное количество отключений на 100 кн линии В год. Результаты представлены в табл. 2.
Данные табл. 2 показывают проявление общей, генеральной тен денции на снижение аварийности с увеличением длины прод|^а,т.е.
той же тенденции, которая прослеживается в табл. I. Разумеется,
эта тенденция имеет место до. определенного-предела-длин пролета,
- 54 -
но, как видно, в исследуемом диапазоне длин этот предел не достиг
нут.
Таблица 2
Удельное количество аварийных отключений в зависимости от длины пролета в сетевых районах Петропавловского
предприятии электрических сетей (за 1966-1971 гг.)
Интервал :
длин пролетов,ГДо 60 60-70 70-80 80-90 90-100 100-110 110 и более
иГ
количество |
от- |
5,42 |
4,0 |
ключений на |
21,7 6,21 9,27 11,0 4,96 |
||
100 км линии |
|
|
|
в год |
|
|
|
Факт снижения удельной повреждаемости с ростом пролета, по-види
мому, объясняется тем, что большинство отключений так или иначе связа но с опорой как о очагом возникновения различных повреждений (наруше ние линейной изоляции, нарушение крепления провода, повреждения са мих опор л т.п?). Таким образом, чем больше в линии опор, тем больше вероятность появления повреждений на этой линии.
Однако имеются повреждения, в частности обрыв проводов, не |
свя |
||
занные |
непосредственно |
о опорой. На распределение этих видов аварий |
|
по длине |
пролбтов может |
оказать влияние марка проводов. Поэтому |
нуж |
но проследить за изменением коли^ства удельных повреждений в эависи-
с
мостя от длины пролета сначала от одного фактора, считая,остальные
постоянными, |
затем |
от другого и т;д., что |
и было сделано нами. |
||
В первую |
очередь0 |
исследовалось изменение удельного |
количества |
||
отключений в |
линия |
с |
различным проходом - |
марок А, АС |
и ПС. Необхо |
димо отметить, что протпнеь.1"сть линий с проводами марки А в иссле дуемых сетевых райинах составляет около 60,» общей длины.
Результаты вычислений удельного количества аварийных отключений линий с проводом марки А приведены в табл. 3.
Обратная зависимость между длиной пролста .. удельным количест-
- 55 -
вон отключений в этом случае совершенно очевидна.
Таблица 3
Удельное количество аварийных отключений в зависимости от длины пролета линий 10 кВ с проводе 1 марки А
Интервал |
|
|
|
|
|
|
длин пролета, |
До 60 60-70 70-80 80-90 |
90-100 |
100-IIG 110 и более |
|||
а |
|
|
|
|
|
|
Количество от |
|
|
|
|
||
ключений на |
35,0 |
10,3 |
11,5 |
4,83 |
6,7 |
|
100.км линии |
||||||
|
|
|
|
|
в год
АналогЛным образом была составлена таблица для определения удельного количества отключений на 100 км линии с марками прово дов АС и ПС в год (табл.4). Учитывая,, ^го протяненнооть линий с проводами марок АС и ПС в интервалах длин пролетов до 70 м очень мала и аварийная статистика по ним почти отсутствует, таблица на чата с интервалов более 70 м.
Таблица 4
Удельное количество аварийных отключений в зависимости ОТ длины пролета ЛИНИЙ 10 кВ с проводами марок АС и ПС
Интервал |
; |
|
|
|
|
длин пролета,: 70-80 |
80-90 |
90-100 |
100-110 |
П О и более |
|
м |
; |
|
|
|
|
Количество |
от |
|
|
|
|
ключений па |
7,58 |
10,04 |
5,25 |
2,9 |
4,01 |
1П0 км линии |
в год
Зависимость между длиной пролета и удельным количеством отклю чений для проводов марок АС и ПС, как видно из табл.' , носит та кой же характеру как и в ранее рассмотренных случаях.
Дальнейший анализ проводился с целью выяснения распределения отключений, не связанных с опорой, таких, как обрыв провода. Ко личество отключений по этому виду, естественно, зависит от марки
- 56 -
провода. Но подавляющее большинство их происходит в линиях с про водок парки А. Что же касаетсп других парок, то аварийность на линиях, на которых они подвешены, нала и статистических зависи мостей в связи о этим установить нельзя. Для линий с проводами парки А расчеты приведены в табл.5.
Таблица 5
Удельное количество отключений из-аа обрыва проводов в зависимости от длины пролета в линиях 10 кВ с про
водом марки А
Интервал ;
длин пролета,: До 60 60-70 70-80о80-90 90-100 100-110 110 и более
н:
Количество от-
5 *97 3 '97 2 '34 3’22 ° ’87 |
0,87 |
в год .
Хотя на .-первый взгляд представляется, что аварии по причине обрыва провода в линиях с длинными пролетами встречаются чаще,
данные табл. 5 показывают обратное. Последовательное уменьшение удельных отключений с возрастанием длины пролета выражено и в этой случае«совершенно четко, неспотря на уменьшение объема выбор ки.
Остаётся исследовать большую группу отключений, квалифици-
<
ровавных как отключения по неизвестным причинам. Можно предполо жить, что в «той группе большое меото занимали отклпенин из-за схлеотывания пропдов или сближения проводов о последующим пере крытием, причем влияние м- ьериала проводов на такого рода отклю чения незначительно. Выборга, сделанная цо атому признаку, при ведена в табл. 6 .
Кёк видно, и в этом случае подтверждается ранее сделанный вывод о том, что с увеличением длины пролета у ельная поврежда-
- 57 -
емооть уменьшается. Из общей тенденции выпадает только интервал длин пролетов 60-70 и. Это объясняется относительно малой общей длиной линий в этом интервале.
Таблица б Удельное количество аварийных отключений' по неизвестным
причинам в зависимости от длины пролета линий 18 кВ
Интервал длин пролетов, До 60 60-70 70-80 80-90 90-100 100-110 110 и более
м |
|
|
|
|
|
|
Количество от- |
с п ч , п |
2,2 |
2,8 |
1.5 |
2,1 |
0,68 |
ключений на |
ь,иэ и,‘;ч' |
100 км линии В Ч ’ОД
Аналогичный анализ производится в настоящее время и для ВЛ-35 кВ сельскохозяйственного назначения! ’Однако объем имеющейся,
информации пока еще недостаточен для получения каких-либо выводов.
Вы в о д ы
1.Удельная повреждаемость ВЛ-10 кВ в исследуемых сетевых районах Северного Казахстана уменьшается с длиной пролета..
2.При проектировании новых линий электропередачи следует учитывать указанное явление. Необходимо-разработать новые типы опор для возможности применения солее протяженных пролетов.
Л.и т е р а т у р а
1. Ю.В. Анисимов, В.В. Нюльбергер. Статистические исследова ния надежности сельских электрических оетей'хз помощью перфокарт с краевой перфорацией (в настоящем сборнике).