Файл: Электрификация сельского хозяйства Северного Казахстана сборник трудов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 51 -

УДК 621. 316. 1

С.Н. Ыайвель, канд. техв.'наук Ю.З. Венедиктов, инженер

АВАРИЙНОСТЬ СЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ 10 КВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЛИНЫ ПРОЛЕТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТ.' НА

В связи с принятым недавно решением об иопольэовании при про­

ектировании линий электропередачи расчетных метеорологических уо-

ловий с повторяемостью раз в десять лет (вместо применявшегося ра­ нее в этих целях пятйлетного периода) расчетные метеорологические условия, естественно, укесточилиоь. Это отразилось в первою оче­ редь на величине расчетных пролетов' вновь проектируемых линий электропеоедачи, которые уменьшились по «равнению о существующими.

Это уменьшение пролетов имеет меото на линиях электропередачи всех напряжений, но наиболее четко оно обнаруживается в линиях

10 кВ.

Если ранее в Северном Казахстане оредний расчетный пролет ВЛ-10 кВ составлял 100-110 м, то в выпускаемых в настоящее время проектах он уменьшился до 50-70 м. Отдельные линий проектируются с пролетом 35-40 м.

Такое уменьшение длин пролетов ведет к значительному удорожа­ нию строительства линий электропередачи. Естественно, возникает вопрос, увеличивается ли при сокращении пролетов надежность линий, •

улучшаются ли их характеристики по показателям надежности.

Поскольку провода линий электропередачц^рассчитываются при определенных допустимы?: напряжениях и заданных коэффициентах за­ паса прочности, следовало бы полагать, что они равнопрочны при-

лдаих. пролетах и поэтому одинаково надежны, хотя бы в отношении аварий с обрывом ..роведа. Однако по этому вопросу существуют нес­ колько точек зрения.

- 52 -

Уменьшение длины пролета, по мнению некоторых специалистов,

особенно работников эксплуатации, является мероприятием, повышаю­ щий наденнооть линий алектропередачи, уменьшающим количество ава­ рий, особенно от обрыва и схлестывания проводов. С другой стороны,

ныеютоя ооверяенно противоположные мнения: о увеличением длины пролета овижаетоя общее число аварийных отключений, в том числе от обрыва и охлеотывания проводов.

Очевидно, что наиболее убедительным в пользу того или другого мнения будут результаты отатистичеоких натурных исследований. С

этой целью и были предприняты' статистические исследования в ряде сетевых районов Северного Казахст^а.

Вначале объектом исследования явились сети 10 кВ Целиноград­ ского, Шортандинского и Вишневского сетевых районов Целиноградско­ го предприятия электрических сетей. Исходьая информация была полу­ чена иа оперативных диспетчерских куриалов ва пять лат: о 1966 по

I97Q г. Всего « а этот период попало в аналиэ 1288 аварийных и ре­ монтных отключений. Протяаенность линий 10 кВ в указанных районах составляет 1285 км.

Для выяснения зависимости между количеотвом аварийных и пред­ намеренных отключений и длиной ореднего пролета линии было продела­ но следующее. Вое линии были объединены в три группы по средним длинам пролётов: до 80см; от 80 до 100 ы; более 100 м. По каждой группе было определено количество отключений, приходящееся на 100

км линии в год. Результат приведен в табл. 1.

Из таблицы ви^но, что удельное количество отключений по мере вовраотания пролета уменьшатся.

К сожалению, на этом этапе исследования более подробного ана­ лиза сделать не удалось из-за неполноты первичной информации. Р

частности, остались неясными вопросы о влиянии материала проводов.

Интересно было выяснить влияние длины пролета ir число аварий, вы-


- 53 -

званных различными причинами. Поэтому было решено иооледовать этот вопрос подробнее, пользуясь данными по аварийности BJMLO КВ

Бишкульского, Ленинского и Советского оетевых районов Петропавлов­ ского предприятия электрических оетей, Протяне-нсоть В З Н Ш кВ во воех трех районах составляет 1406,6 км. Сведения по их аварийнос­ ти были взяты за шесть лет: с 1966 по 1971 г. Иоточн'чшии первич­ ной информации также, являлись записи в оперативных диспетчерских журналах, дополненные записями "в оперативных журналах оетевых рай­

онов и подстанций с обслуживающим персоналом.

Таблица 1

Зависимое^ удельного количества отключений от средне» длины пролета в сетевых районах Целиноградского предприятия

электрических сетей (за 19^6-1970 гг.)

Интервал длин

: До 80

 

■.у ..I. . .

. .

: 80-100

; Более 100

 

пролетов, м

!

 

«

 

 

 

 

Количество отключе-

 

 

 

 

ний на 100 км линии

32,8

22,8

13,4.

 

Б год

 

 

 

 

Анализу подвергались только

отключения по аварийным причинам,

которых было 680. Их подробно проанализировали по причинам ава­

рий [1 1 .

Для выяснения связи между числом аварийных отключений и дли­

ной пролета указанный массив наблюдений в 680 отключений был рас­ пределен по семи интервалам длин пролетов, причем по каждому ин­ тервалу вычислялось удельное количество отключений на 100 кн линии В год. Результаты представлены в табл. 2.

Данные табл. 2 показывают проявление общей, генеральной тен­ денции на снижение аварийности с увеличением длины прод|^а,т.е.

той же тенденции, которая прослеживается в табл. I. Разумеется,

эта тенденция имеет место до. определенного-предела-длин пролета,


- 54 -

но, как видно, в исследуемом диапазоне длин этот предел не достиг­

нут.

Таблица 2

Удельное количество аварийных отключений в зависимости от длины пролета в сетевых районах Петропавловского

предприятии электрических сетей (за 1966-1971 гг.)

Интервал :

длин пролетов,ГДо 60 60-70 70-80 80-90 90-100 100-110 110 и более

иГ

количество

от-

5,42

4,0

ключений на

21,7 6,21 9,27 11,0 4,96

100 км линии

 

 

в год

 

 

 

Факт снижения удельной повреждаемости с ростом пролета, по-види­

мому, объясняется тем, что большинство отключений так или иначе связа­ но с опорой как о очагом возникновения различных повреждений (наруше­ ние линейной изоляции, нарушение крепления провода, повреждения са­ мих опор л т.п?). Таким образом, чем больше в линии опор, тем больше вероятность появления повреждений на этой линии.

Однако имеются повреждения, в частности обрыв проводов, не

свя­

занные

непосредственно

о опорой. На распределение этих видов аварий

по длине

пролбтов может

оказать влияние марка проводов. Поэтому

нуж­

но проследить за изменением коли^ства удельных повреждений в эависи-

с

мостя от длины пролета сначала от одного фактора, считая,остальные

постоянными,

затем

от другого и т;д., что

и было сделано нами.

В первую

очередь0

исследовалось изменение удельного

количества

отключений в

линия

с

различным проходом -

марок А, АС

и ПС. Необхо­

димо отметить, что протпнеь.1"сть линий с проводами марки А в иссле­ дуемых сетевых райинах составляет около 60,» общей длины.

Результаты вычислений удельного количества аварийных отключений линий с проводом марки А приведены в табл. 3.

Обратная зависимость между длиной пролста .. удельным количест-


- 55 -

вон отключений в этом случае совершенно очевидна.

Таблица 3

Удельное количество аварийных отключений в зависимости от длины пролета линий 10 кВ с проводе 1 марки А

Интервал

 

 

 

 

 

длин пролета,

До 60 60-70 70-80 80-90

90-100

100-IIG 110 и более

а

 

 

 

 

 

Количество от­

 

 

 

 

ключений на

35,0

10,3

11,5

4,83

6,7

100.км линии

 

 

 

 

 

в год

АналогЛным образом была составлена таблица для определения удельного количества отключений на 100 км линии с марками прово­ дов АС и ПС в год (табл.4). Учитывая,, ^го протяненнооть линий с проводами марок АС и ПС в интервалах длин пролетов до 70 м очень мала и аварийная статистика по ним почти отсутствует, таблица на­ чата с интервалов более 70 м.

Таблица 4

Удельное количество аварийных отключений в зависимости ОТ длины пролета ЛИНИЙ 10 кВ с проводами марок АС и ПС

Интервал

;

 

 

 

 

длин пролета,: 70-80

80-90

90-100

100-110

П О и более

м

;

 

 

 

 

Количество

от­

 

 

 

 

ключений па

7,58

10,04

5,25

2,9

4,01

1П0 км линии

в год

Зависимость между длиной пролета и удельным количеством отклю­ чений для проводов марок АС и ПС, как видно из табл.' , носит та­ кой же характеру как и в ранее рассмотренных случаях.

Дальнейший анализ проводился с целью выяснения распределения отключений, не связанных с опорой, таких, как обрыв провода. Ко­ личество отключений по этому виду, естественно, зависит от марки


- 56 -

провода. Но подавляющее большинство их происходит в линиях с про­ водок парки А. Что же касаетсп других парок, то аварийность на линиях, на которых они подвешены, нала и статистических зависи­ мостей в связи о этим установить нельзя. Для линий с проводами парки А расчеты приведены в табл.5.

Таблица 5

Удельное количество отключений из-аа обрыва проводов в зависимости от длины пролета в линиях 10 кВ с про­

водом марки А

Интервал ;

длин пролета,: До 60 60-70 70-80о80-90 90-100 100-110 110 и более

н:

Количество от-

5 *97 3 '97 2 '34 3’22 ° ’87

0,87

в год .

Хотя на .-первый взгляд представляется, что аварии по причине обрыва провода в линиях с длинными пролетами встречаются чаще,

данные табл. 5 показывают обратное. Последовательное уменьшение удельных отключений с возрастанием длины пролета выражено и в этой случае«совершенно четко, неспотря на уменьшение объема выбор­ ки.

Остаётся исследовать большую группу отключений, квалифици-

<

ровавных как отключения по неизвестным причинам. Можно предполо­ жить, что в «той группе большое меото занимали отклпенин из-за схлеотывания пропдов или сближения проводов о последующим пере­ крытием, причем влияние м- ьериала проводов на такого рода отклю­ чения незначительно. Выборга, сделанная цо атому признаку, при­ ведена в табл. 6 .

Кёк видно, и в этом случае подтверждается ранее сделанный вывод о том, что с увеличением длины пролета у ельная поврежда-

- 57 -

емооть уменьшается. Из общей тенденции выпадает только интервал длин пролетов 60-70 и. Это объясняется относительно малой общей длиной линий в этом интервале.

Таблица б Удельное количество аварийных отключений' по неизвестным

причинам в зависимости от длины пролета линий 18 кВ

Интервал длин пролетов, До 60 60-70 70-80 80-90 90-100 100-110 110 и более

м

 

 

 

 

 

 

Количество от-

с п ч , п

2,2

2,8

1.5

2,1

0,68

ключений на

ь,иэ и,‘;ч'

100 км линии В Ч ’ОД

Аналогичный анализ производится в настоящее время и для ВЛ-35 кВ сельскохозяйственного назначения! ’Однако объем имеющейся,

информации пока еще недостаточен для получения каких-либо выводов.

Вы в о д ы

1.Удельная повреждаемость ВЛ-10 кВ в исследуемых сетевых районах Северного Казахстана уменьшается с длиной пролета..

2.При проектировании новых линий электропередачи следует учитывать указанное явление. Необходимо-разработать новые типы опор для возможности применения солее протяженных пролетов.

Л.и т е р а т у р а

1. Ю.В. Анисимов, В.В. Нюльбергер. Статистические исследова­ ния надежности сельских электрических оетей'хз помощью перфокарт с краевой перфорацией (в настоящем сборнике).