Файл: Шматков, Н. А. Пневматические средства автоматизации и механизации в угольной промышленности ЧССР (обзор).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
винтовые компрессоры во взрывобезопасном исполнении, установ
ленные на шахтной тележке.
Система диспетчерского контроля и управления пневматической сетью. Несмотря на достаточно высокие технико-экономические по казатели шахт с пневматической энергией, в бассейне осуществ ляется ряд мероприятий по дальнейшему совершенствованию воз душно-силового хозяйства. В частности, ведутся работы по опти мальному управлению энергоснабжением участков и диспетчерско му контролю за состоянием пневматической сети.
Рис. 23. Блок-схема диспетчерского контроля и управления пневматической
сетью
В состав системы (рис. 23) диспетчерского контроля и управ ления пневматической сетью входят следующие элементы, прибо ры и аппараты;
поплавковые дифманометры ПД — расходомеры с потенцио метрическим преобразующим устройством; ДД — датчики давле ния с потенциометрическим преобразующим устройством; электри ческие передатчики 1 ,2 с фильтрами, переключатели 3, 4 и при емники 5,6 с фильтрами.
Расходомер включает дроссельное устройство, встроенное в воздухопровод, уравнительный вентиль и измерительный узел, вы полненный в виде U-образного дифференциального манометра.
Аппараты 1—6 представляют собой блоки многоканальной те лемеханической системы ДФП-20, часть из которых (/, 2, 3) раз мещена непосредственно у контролируемых объектов, остальные (4, 5, 6) — в приборной комнате, примыкающей к диспетчерскому залу.
О
Измерители количества потребленного и выработанного сжато го воздуха А и измерители давления воздуха Б располагаются непосредственно на диспетчерском щите и включают в себя пока зывающий микроамперметр 7, самопишущий амперметр 8, ком пенсационный усилитель 9 и переключатель 10, посредством кото рого осуществляется последовательное подключение самописца к контролируемым объектам.
От датчиков давления и расходомеров, расставленных в соот ветствующих местах пневматической сети, а также от компрессо ров информация в виде аналоговых сигналов поступает в каналы телемеханики, передается на поверхность, обрабатывается и пред ставляется на показывающих и самопишущих приборах.
В систему могут входить также устройства для дистанционно го регулирования давления и расхода сжатого воздуха. Применен ная в системе конструкция телемеханики ДФП-20 позволяет по редавать от диспетчера команды телеуправления на сервозадвиж ки, установленные в воздухопроводах, с помощью которых воз можно изменение в широком диапазоне количества подаваемого на участки воздуха.
Предусматривается возможность регулирования давления в конечных точках пневмосети путем кольцевания отдельных участ ков сети с помощью управляемых золотников. При этом регули руется расход воздуха, потребляемого пневмоприводами, либо дополнительный расход воздуха от соседней магистрали.
Дистанционное управление сетью не исключает возможности ручного управления отдельными золотниками. При ручном (мест ном) управлении у диспетчера сохраняется информация о положе нии отдельных золотников и о параметрах воздухопроводной сети.
По показывающим приборам диспетчер имеет возможность контролировать текущее значение величины давления на участках
и расхода сжатого воздуха в сети и на основе |
этой |
информации |
||
принимать оперативные решения в следующих случаях: |
или |
иного |
||
при необходимости аварийного ремонта сети того |
||||
участка, когда чрезмерно увеличился расход сжатого |
воздуха; |
|||
с прекращением подачи сжатого воздуха |
на участки, |
где не |
||
работают механизмы; |
|
|
|
|
при сокращении энергоснабжения тех работающих участков, |
||||
где повышен уровень давления; |
|
|
|
|
когда увеличена подача сжатого воздуха на участки, где недо |
||||
статочен уровень давления; |
|
|
|
|
при определении рационального количества |
сжатого воздуха, |
|||
вырабатываемого компрессорной станцией |
в рабочие |
смены и в |
||
период пересмен. |
|
|
|
|
Всистеме диспетчерского контроля и управления пневмосетью
вкачестве чувствительного элемента используется взрывобезопас ный датчик давления NSV-1 (рис. 24), предназначенный для кон троля давления сжатого воздуха в шахтной воздухопроводной сети.
51
В коробке с герметичной крышкой ЕХЗМЛ помещен дискрет ный элемент, настроенный на порог срабатывания 4 кгс/см2, кото рый размыкает электрические контакты в случае падения давле ния ниже 4 кгс/см2. Коробка снабжена взрывобезопасным вводом, рассчитанным на двухжильный кабель.
Ч 1 |
|
"Ф*- |
|
|
|
.ui1“ Г |
|
|
|
-Э- |
|
Рис. |
24. Общий |
вид |
взрывобезопасного |
датчика |
|
|
|
|
NSV-1 |
|
|
|
Техническая характеристика |
|
|
||
Напряжение |
постоянного |
тока, |
в . . . . |
. |
12 |
Ток, а ......................................................................................... |
|
|
|
|
0,2 |
Контролируемая ср е д а ................................................... |
|
|
Сжатый воздух |
||
Рабочее давление, кгс/см2 ............................................ |
|
|
6—7 |
||
Погрешность срабатывания, % |
........................................... |
|
±10 |
||
Габаритные размеры, м м ............................................... |
* . |
|
90X127X275 |
||
Масса, к г ........................................................... |
|
|
|
4,6 |
Датчик крепится на трубопроводе с помощью монтажного пат рубка; между датчиком и контролируемым объектом включается ручной вентиль.
52
Пневматические средства автоматизации широко применяются на шахтах Остравско-Карвинского бассейна в ЧССР для управле ния конвейерными линиями, автоматизации участковых погрузоч ных станций и загрузочных устройств скиповых подъемов, дистан ционного перевода стрелок и открывания вентиляционных шлюзов, управления комбайнами, автоматизации насосов участкового водо отлива.
По эксплуатационным данным аппаратура пневмоавтоматики обладает высокой работоспособностью, проста в обслуживании и имеет довольно высокие технико-экономические показатели.
Широкое применение на шахтах ЧССР получили пневматичес кие устройства для механизации вспомогательных работ и ручно го труда. К их числу относятся механизмы для открывания и за крывания разного рода шиберов задвижек, затворов, стопоров, стволовых дверей, для заталкивания вагонеток в клети и переме щения их на погрузочных пунктах. Основным узлом этих механиз мов является пневматический привод (поршневой цилиндр), кото рый в отличие от электрического, в основном используемого для указанных целей на шахтах СССР, устойчив к воздействию шахт ной среды, ударных и вибрационных нагрузок и поэтому имеет повышенную работоспособность в подземных условиях.
Заслуживают внимания применяемые на подземном транспорте пневматические механизмы и средства автоматизации.
Интересен опыт последних лет Завода по механизации и авто матизации по организации при заводе централизованной службы оперативного ремонта и обслуживания приборов и аппаратуры шахтной автоматики.
Все шахты бассейна имеют развитое воздушно-силовое хозяй ство, оборудованы мощными компрессорными станциями произво дительностью до 3000 м3/мин и имеют разветвленную пневматиче скую сеть. Практически во всех подземных выработках шахт имеется как электрическая, так и пневматическая энергия, что в общем дает возможность, учитывая специфику технологических процессов и внешних условий,-более гибко решать вопросы без опасности и применения рационального технологического обору дования.
В угольной промышленности СССР большое распространение получила пока электроавтоматика в основном во взрывобезопас ном исполнении, что на 30— 50% удорожает аппаратуру, усложня ет конструкцию и снижает надежность.
Достигнутый уровень развития пневмоавтоматики в ЧССР го ворит о том, что дальнейшая ориентировка в вопросах шахтной автоматики только на применение электрических, в том числе электронных и микроэлектронных средств, хотя и обладающих ря дом существенных достоинств, не может оставаться оправданной.
53
На шахтах, характеризующихся высокой степенью газоопасной среды и тяжелыми условиями эксплуатации оборудования и средств автоматики, имеется значительное количество технологи ческих объектов и процессов, которые могут и должны быть авто матизированы средствами пневмоавтоматики.
На основе разработки институтов ГМ и ТК им. М. М. Федоро ва, Донгипроуглемаша, Автоматгормаша и других следует отме тить два направления применения пневмоавтоматики на угольных шахтах, в первую очередь для дистанционного и автоматизиро ванного управления машинами и механизмами, использующими энергию сжатого воздуха (технологические объекты шахт круто го падения, оборудование для проходки стволов и подготовитель ных выработок). Как показывает анализ и положительный опыт ЧССР, пневмоавтоматика может найти применение также на шах тах с электроэнергией при автоматизации ряда машин и механиз мов с электроприводом.
Применение пневмоавтоматики целесообразно в тех случаях, когда электроавтоматика уступает по показателям экономичности, надежности, простоте обслуживания и безопасности эксплуатации.
Богатый опыт ЧССР в применении пневматических |
устройств |
и средств управления на вспомогательных работах |
несомненно |
должен быть использован и на шахтах Минуглепрома СССР.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что в угольной про мышленности наряду с электронными и микроэлектронными сред ствами широкое развитие и применение в автоматизации произ водственных процессов должны получить средства пневмоавто матики как наиболее полно отвечающие условиям эксплуатации в шахтах с точки зрения работоспособности и взрывобезопасности.
|
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
|
||
|
|
|
v |
vvrobni'ch |
procesv v |
OKR, 1971— 1975, |
|
Generel rozvoje automatizace a rizeni |
|||||||
Dil I, II, |
III |
Ostravsko-karvinske'doly, |
Ostrava, |
1971. |
|
|
|
Katalog |
|
v |
v |
v |
|
|
|
zarizeni autcrr.atizacni, |
ridici |
a tezpecnostni techniky, OKR, Zavod |
|||||
automatizace a |
niechanizace, 1971. |
|
|
управления |
лен |
||
М а н и ш о и с к и й И., С к p e б а В. Пневматическая система |
|||||||
точными конвейерами в каменноугольных шахтах Чехословакии. Перевод № |
1499 |
снемецкого, М., 1972.
Каталог «Компрессоры фирмы «ЧКД-Прага».
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
|
Средства и аппаратура шахтной пневмоавтоматики........................................... |
3 |
|
Пневматические |
средства механизации вспомогательных производствен |
|
ных процессов |
и ручного т р у д а .............................................................................. |
31 |
Общепромышленные пневматические средства автоматизации . . . |
. 3 5 |
Совершенствование шахтного пневматического оборудования . . . . 48
Литература............................................ |
. ...................................... . . . 54 |