Файл: Шматков, Н. А. Пневматические средства автоматизации и механизации в угольной промышленности ЧССР (обзор).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
дистанционно управлять стрелочными переводами и использовать аппаратуру в системах СЦБ и АБСС.
На шахтах «Витязни Унор» и им. Запотоцкого более 400 стре лочных переводов дистанционно управляются с помощью этой ап паратуры. Длительная эксплуатация подтвердила хорошую рабо тоспособность аппаратуры в шахтных условиях и достаточно высо кую ее эффективность. Аппаратура не загромождает выработки, проста в эксплуатации, стоимость ее невысока.
Оригинальная конструкция механического фиксатора, малый ход поршня цилиндра (60—70 мм), расположение управляемого пневматического вентиля на небольшом расстоянии от привода
Рис. 3. Общий вид пневмопривода стрелочного перевода
9
обеспечили довольно высокое быстродействие — переключение стрелочного перевода занимает не более 1 сек. Вместе с тем при менение пассивного указателя положения и расположение венти ля на сравнительно небольшом удалении от стрелочного перевода (6—7 м), по существу, не позволяет производить управление с движущегося электровоза на высокой скорости из-за ограниченно сти тормозного пути. Поэтому при подъезде к стрелочному пере воду машинист вынужден снижать скорость движения электро воза.
Аппаратура автоматического управления вентиляционными дверьми предназначена для автоматического открывания и закры вания дверей, изолирующих отдельные вентиляционные отсеки. Аппаратура позволяет механизировать ручной труд и повысить пропускную способность рельсового транспорта за счет экономии Бремени проезда вентиляционных шлюзов, так как отпадает необ ходимость остановки локомотива перед дверьми и его последующе го разгона.
Аппаратура автоматического управления вентиляционными дверьми разработана и серийно изготовляется Заводом автомати зации и механизации ОКБ. В настоящее время она широко приме няется на шахтах бассейна. На шахте «Витязни Унор» около 30 вентиляционных шлюзов, расположенных на наиболее загру женных транспортных участках, автоматизированы с помощью этой аппаратуры, благодаря чему ликвидирована профессия дверовых рабочих и значительно повышена производительность рельсо
вого транспорта.
Конструкция аппаратуры проста. Принцип действия ее аналоги чен принципу действия аппаратуры дистанционного управления
стрелочным переводом.
В комплект аппаратуры (рис. 4) на одну двустворчатую дверь входят: два фартука /, выполненные из куска транспортерной лен ты, которые при отклонении от вертикальной оси поворачивают валики с секторными копирами; пневматические вентили 2, пита-
Рис. 4. Схема устройства дистанционного управления вентиляционными дверьми
ю
ющиеся сжатым воздухом от пневмосети 3; воздушные сирены 4, пневматические цилиндры 5, регулируемые дроссели 6, соедини тельный воздухопровод 7, стальные тросики 8 и направляющие
ролики 9.
Для вентиляционного шлюза, имеющего две двустворчатые две ри, применяются два комплекта аппаратуры, при этом автоматиче ская блокировка открывания дверей не обеспечивается, а осущест вляется только световая сигнализация с помощью дополнительно устанавливаемых датчиков положения двери и световых указа телей.
|
Техническая |
характеристика |
|
|
|
Тип исполнительного п р и в о д а .................................... |
|
Пневматический |
|||
Питание............................................................................... |
|
|
Сжатый воздух |
||
Рабочее давление, кгс/см2 ........................................... |
при открывании |
4— 6 |
|||
Усилие, |
развиваемое цилиндром |
|
|||
двери, |
к гс....................................................................... |
звука, д б |
Не менее 460 |
||
Уровень |
интенсивности |
|
85 |
||
Максимальная скорость |
движения электровоза, |
2 |
|||
м / сек ........................................................................................ |
|
|
|
||
Тип управляющего вентиля................................................ |
|
. |
ОВК-ЗА |
||
Расстояние между фартуком и дверью, м . |
6— 7 |
Принцип работы аппаратуры состоит в следующем. При при ближении к дверям машинист, снизив скорость электровоза до 1—2 м/сек, наезжает на управляющий фартук и отклоняет послед ний на угол 10— 15°. Пневматический вентиль 2 открывается, сжа тый воздух из пневмосети через вентиль подается на сирену 4 и через дроссели б в полости цилиндров 5. Движение штоков ци линдров с помощью тросиков 9 передается створкам дверей. По следние плавно открываются. Дроссели отрегулированы таким образом, что двери открываются и закрываются в течение не скольких секунд. Состав проезжает через дверь. Управляющий фартук удерживается в отклоненном состоянии бортом вагонетки, при этом в полости цилиндра непрерывно подается сжатый воздух. В том случае, когда фартук попадает в пространство между ваго нетками, двери не закрываются, так как с помощью дросселей 6 осуществляется временная задержка выхода воздуха из полости цилиндра в атмосферу.
После отпускания фартука последней вагонеткой состава две ри закрываются под действием собственного веса (подвешены на наклонной оси вращения) и депрессии воздуха.
Применяемые на шахтах вентиляционные двери унифицирова ны по конструкции, рассчитаны на различные условия эксплуата ции, имеют жесткую металлическую конструкцию, что упрощает задачу автоматического управления.
Для большей безопасности двери с наружной стороны оклеи ваются полосками люминесцентной бумаги белого и красного цве тов.
И
Устройство дистанционного управления комбайном для крутых пластов. Устройство предназначено для работы с комбайнами с пневматическим приводом советского производства (комбайны ти па УКР).
Устройство создано для повышения безопасности и облегче ния процесса управления комбайном непосредственно в забое. С помощью устройства дистанционно производят пуск и останов привода комбайна, а также перемещение режущего органа по гип сометрии пласта.
Блок-схема дистанционного управления комбайном показана на рис. 5,а, а принципиальная схема на рис. 5,6. В состав устрой ства входит малогабаритный пульт дистанционного управления 1; мембранный вентиль 2\ линии связи 3 и пульт местного управле ния 4.
Рис. 5. Схема устройства дистанционного управления комбайном с пневмопри водом
Для запуска комбайна необходимо потянуть на себя шток 5 пневматической кнопки 6, при этом перекрывается сопло 7 сброса сжатого воздуха в атмосферу и открывается сопло 8, через кото рое сжатый воздух поступает в камеру управления, мембранный
12
вентиль 2 исполнительного механизма 2, питающего пневмопривод комбайна.
Конструктивно кнопка выполнена таким образом, что усилие на штоке 5 от воздействия статического давления среды превыша ет усилие со стороны пружины 9 и обеспечивает надежное запоми нание поданной команды. Поэтому пневмопривод остается вклю ченным до нажатия кнопки 6. При нажатии на шток 5 кнопки 6 перекрывается питающее сопло 8 и открывается сопло 7, через ко торое полость сообщается с атмосферой. Мембранный исполни тельный механизм перекрывает доступ воздуха к пневмоприводу комбайна. Усилие пружины 9 превышает усилие от статического давления среды через сопло 8, что обеспечивает запоминание команды «Стоп».
Для управления отклонением режущего органа комбайна не обходимо импульсно воздействовать на штоки гидравлических рас пределителей 10 и 11. Пульт местного управления 4 выполнен та ким образом, что на штоки можно воздействовать либо механиче ским нажатием на кнопки 12 и 13, либо путем подачи пневматиче ского импульсного сигнала с пульта дистанционного управления. При нажатии одной из кнопок 14 или 15 сжатый воздух от пнев матической сети через сопло 16 подается в полость 17 между мем бранами. Мембраны не связаны жестко между собой, поэтому под воздействием статического давления мембрана 18 перемещается и нажимает на шток гидрораспределителя 11. Гидрораспредели тель остается включенным до тех пор, пока нажата кнопка. При отпускании кнопки ее шток усилием пружины возвращается в ис ходное положение, питающее сопло 16 перекрывается и открывает ся сопло 19, через которое полость между мембранами сообщает ся с атмосферой.
Гидрораспределитель при этом выключается, фиксируя режу щий орган в заданном положении. Таким образом, положение ре жущего органа задается временем нажатия пневматической кноп ки и контролируется визуально.
Пневматическая система управления конвейерными линиями
эксплуатируется на шахтах ОКБ в течение 13 лет. В настоящее время автоматизировано около 1500 ленточных конвейеров. На копленный в процессе эксплуатации опыт позволяет сделать вы вод о надежности системы, простоте ее обслуживания и безопас ности в эксплуатации.
Причиной создания пневматической системы управления кон вейерными линиями послужила нехватка рабочей силы в ОКБ. Пневматические средства при разработке системы управления были применены благодаря тому, что соблюдались предъ являемые к оборудованию следующие требования: ис пользование различных видов энергии (электроэнергия, сжатый воздух), обусловленное специфическими условиями О К Б — значи тельными выделениями метана, выбросами газа, сложными горно геологическими условиями; невысокая стоимость системы; без
опасность эксплуатации при проведении подземных работ; воз можности управления как электрическими, так и пневматическими приводами и простоте обслуживания.
С учетом сказанного выше была разработана пневматическая система MJM, пригодная для автоматизации не только ленточных конвейеров, но и для других технологических транспортных линий.
Построена система на функциональных пневматических логиче ских элементах, приспособленных для работы во взрывоопасной среде.
В 1956 г. были созданы элементы автоматики нулевой серии, выпускаемые как вспомогательное оборудование, монтируемое на шахтных конвейерах или на шахтной крепи. В 1962 г. с учетом выявленных недостатков в процессе эксплуатации элементов ну левой серии MJM был создан более совершенный вариант элемен тов MJM серии 10. С 1964 г. завод «Фридланд» серийно выпускает их для всей горной промышленности ЧССР. Эти элементы экспор тируются с 1969 г.
По мере накопления опыта эксплуатации автоматизированных конвейерных линий возрастали требования к безопасности и экс плуатационной надежности системы. Введение в течение 1965 г. нового отраслевого стандарта и некоторых положений правил без опасности, уточнивших технические и функциональные требования к автоматизированным конвейерным линиям, потребовало конст руктивной переработки системы MJM.
Взамен элементов MJM серии 10 с 1973 г. для автоматизации конвейерных линий выпускаются элементы MJM серии 20.
Элементы автоматики MJM серии 20 выполняют следующие функции:
автоматическую подачу акустического предупредительного си гнала;
последовательный автоматический пуск и останов конвейеров в линии;
сигнализацию о работе отдельных конвейеров линии; двустороннюю сигнализацию вдоль всей конвейерной линии в
процессе работы; автоматическое отключение привода конвейера и всех конвейе
ров, связанных с ним, в случае перегрузки или опасного проскаль зывания ленты и невозможность повторного пуска без устранения повреждения;
останов в случае завала перегрузочного пункта всех конвейе ров в направлении, противоположном движению транспортируемо го угля до момента, пока завал не будет ликвидирован, причем перед пуском каждого конвейера включается предупредительный сигнал;
останов любого конвейера с любого места вдоль этого конвейе ра, а следовательно, и всех конвейеров в направлении, противопо-
14
ложном движению транспортируемой массы, и в то же время — пуск их только с определенного места, т. е. с пульта управления установленного конвейера;
независимое ручное управление любым конвейером с его при водной станции;
пуск любого количества конвейеров линии, начиная с конвейе ра у панели управления;
мгновенный останов конвейеров при перевозке людей в случае, если они не сошли с конвейера до предохранительного заслона;
автоматическое орошение перегрузочных пунктов в случае транспортирования конвейером угля;
невозможность пуска линии при прекращении подачи воздуха к панели управления и после ее возобновления. Линию может при вести в действие только обслуживающий персонал, нажатием кноп ки на панели управления после предварительного ее освобож дения.
Система MJM серии 20 выполнена из отдельных функциональ ных блоков во взрывобезопасном исполнении. С помощью этих блоков возможно управлять конвейерными линиями с электриче скими и пневматическими приводами, обеспечивая их безопасную и надежную работу. Блок-схема автоматики системы MJM серии 20 показана на рис. 6.
Рис. 6. Блок-схема автоматики системы |
MJM |
серии 20: |
|
|||
/, II, III — конвейеры; 1— панель управления; 2 — панель |
сигнализации о коли |
|||||
честве работающих конвейеров в линии; |
3 — шкаф |
управления MJM23EV; |
4 — |
|||
шкаф управления MJM23PV; 5 — датчик |
перегрузки |
MJM11; |
6 — центробежный |
|||
управляющий элемент MJM12a; 7 — датчик скорости ленты |
MJM22b; 8 — авто |
|||||
матический ороситель MJM15; 9 — электрическая |
сирена MJM28; 10 — пневмати |
|||||
ческая сирена MJM27; 11— мембранный |
вентиль; |
12 — противопожарный |
мем |
|||
бранный вентиль; 13 — электродвигатель; |
14 — пневматический двигатель; |
15 — |
||||
противопожарное устройство для электропривода; |
16 — противопожарное |
уст |
||||
ройство для пневмопривода; /7 — ручной |
вентиль управления; 18 — кабели; |
19 — |
||||
блокирующий тросик; 20 — поливинилхлоридный шланг 6/11; |
21 — поливинилхло |
|||||
ридный шланг 12/18; 22 — контактор |
|
|
|
15