Файл: Спектор, В. А. Экономическая эффективность системы производственно-технологической комплектации в строительно-монтажном тресте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

том запаздывания» (К) и умноженной на показатель общегоколичества комплектных поставок (N), было определено вре­ мя запаздывания фактического ввода объектов в эксплуатацию от запланированного (Тз). Применение данного метода позво­ ляет определить показатель доли экономической эффективно­ сти в общей эффективности строительно-монтажных работ (о). В случае, когда запаздывание комплектной поставки от­ сутствует и система является «абсолютно жесткой» — срок ввода объекта в днях (Т3) зависит от произведения количества комплектных поставок N, показателя «а» и расчетного коэф­ фициента равного 0,4.

Применение расчетного показателя «о» позволяет опреде­ лить экономическую эффективность при наличии следующих: данных:

1) ввод в эксплуатацию полезной площади в год (А); 2) себестоимость строительства 1 м2 полезной площади-

(1 типового объекта) до применения системы производствен­ но-технологической комплектации (Ci) и после ее внедрения- (Са);

3)размер дополнительных капитальных вложений на 1 м2' полезной площади (1 типового объекта);

4)накладные расходы на 1 м2 полезной площади (1 типо­

вой объект) (NЛ );

5) расчетный показатель «ст», определенный как кореньквадратный дисперсии поставок комплектов на объекты, воз­ водимые старыми методами (сп) и при внедрении комплекта­ ции (о2).

Экономическая эффективность от внедрения системы про­

изводственно-технологической комплектации определяется по форме

3 = 3 i+ 3 2

Расчет производится на двух этапах:

1. Общая экономическая эффективность, по формуле про веденных затрат:

Э, = А (П ,-П 2) = А [ (С ,-С 2) - Е н (Кг—Ki)],

где П[ и П2 — приведенные затраты в период строительства; старым методом и при внедрении производст­ венно-технологической комплектации;

А — объем работ в тыс. кв. м полезной площади: (количестве объектов данного типа);

Cj и С2 — себестоимость строительно-монтажных работ в период строительства старым методом и при

42

внедрении производственно-технологической комплектации;

К» — дополнительные капитальные вложения, свя­

занные с организацией системы производст­ венно-технологической комплектации;

К н —■ нормативный коэффициент окупаемости капи­ тальных вложений;

2. Экономический эффект от сокращения ввода объектов эксплуатацию

3 2 = N ' ( 1 - , {28>

где N' — условно-постоянные накладные расходы;

N — среднее количество комплектов на объекты;

При Ть Т2 = 0,4 И'стьг сроки ввода объектов в эксплуатацию в днях формула принимает следующий вид

э ° = К ■ - д Н ;

<29>

и общая формула

 

э = а [ ;(с , - с 2)—e .(K i- K 2) + n ( 1------7 - ) ] ;

(зо>

Применение вышеизложенного метода позволяет при на­ личии небольшого количества показателей определить конеч­ ный результат — экономическую эффективность системы про­ изводственно-технологической комплектации.

Г л а в а VI. ПРИМЕР РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ В СТРОИТЕЛЬ­ НО-МОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

А. Система ПТК в строительно-монтажном тресте

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ПТК НА ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЕРИОД (ЭТАЛОН)

Строительно-монтажный трест осуществляет работы в условиях рассредоточенного строительства. Объекты жилищ­ ного, культурно-бытового и производственного направлений

43-


возводятся в нескольких районах области, центры которых обеспечены железнодорожными путями сообщения. В состав треста входят 10 строительно-монтажных управлений, управ­ ление механизации. Обеспечение строительства материальны­ ми ресурсами осуществляется хозрасчетным управлением про­ изводственно-технологической комплектации.

Годовая программа строительно-монтажных работ состав­ ляет по плану 12 млн. руб.

Объем реализованных поставок, проходящих производст­ венно-технологическую комплектацию, определен в сумме 6,3 млн. руб. Издержки производственно-технологической ком­ плектации, предусмотренные планом, составляют 366 тыс. руб.,

или 3,05%.

Технико-экономические показатели строительно-монтажно­ го треста определены планом в следующих размерах: выработ­ ка на 1 работника на строительно-монтажных работах по пла­ ну на год о тыс. руб.; рост выработки по сравнению с прошлым годом — 4%. средняя заработная плата 1 работника на строи­ тельно-монтажных работах по плану на год — 1440 руб.

Развитие системы производственно-технологической комп­ лектации требует в планируемомо году дополнительных капи­ тальных вложений в основные средства УПТК — 115,5 тыс. руб., в том числе:

1)на оборудование цехов по повышению заводской готов­ ности материалов и изделий —■3,1 тыс. руб.;

2)на приобретение контейнеров, и сооружение погрузочноразгрузочных эстакад — 28.8 тыс. руб.;

3)на строительство опорных пунктов УПТК в районных центрах сосредоточенного строительства в соответствии с оп­ тимизированной транспортной схемой перевозок материальных ресурсов — 83,6 тыс. руб.

Ставится задача

Определить экономическую эффективность от внедрения прокззодствепно-технологической комплектации на перспек­ тивный период (эталон).

Решение задачи

Для определения экономической эффективности системы ПТК рассчитываются следующие показатели:

1.Сокращение трудовых затрат.

2.Рост объема выполняемых строительно-монтажных ра­

бот.

44

3.Снижение себестоимости строительно-монтажных работ по отдельпыж статьям и видам затрат.

4.Экономическая эффективность от внедрения системы

ПТК.

5.Годовой экономический эффект.

Используя расчетные данные, по форме табл. 1 и 2, опреде­ ляется экономия трудовых затрат по отдельным факторам.

Повышение заводской готовности материалов и изделий в промышленных условиях обеспечит: по нарезке полотнищ ли­ нолеума с разметкой по размерам помещений ((группа мате­ риала III) в количестве 2,3 г среднегодового веса — экононию — 11,6 чел.-час.; по приготовлению масляного колера (в количестве 9,3 т и клеевого колера — 0,6 г (группа IV) — эко­ номию — 284,7 чел.-час.; по сортировке и подборке облицовоч­ ной плитки по размерам и цвету (группа IV) — в количестве 48.3 т -- экономию — 1160,2 чел.-час.; по нарезке стекла окон­ ного по размерам (группа IV) в количестве 15,1 т — эконо­ мию 17,4 чел.-час.; по поперечному перепиливанию досок и лаг для пола и погонажных изделий по размерам помещений с на­ меткой и маркировкой (группа в количестве 138,5 г — экономию692,7 чел.-час.; по заготовке картин из кровельной стали для элементов кровли (группа VIII) — количестве 3,7' г — экономию 73,3 чел.-час.; по приготовлению шпаклевки и за­ мазки (группа IX) в количестве 4,8 т — экономию 163,2 чел.- час.

Итого экономия трудовых затрат при повышении завод­ ской готовности материалов и изделии составляет 2403 чел,- час. или 300 чел -дней.

Контейнеризация транспортируемых материальных ресур­ сов при. а) повышении механизации погрузочно-разгрузочных работ обеспечивает по группе 1 материалов в количестве 1253.3 г — экономию 1400 чел.-час.

по группе III материалов в количестве 120,9 т — экономию —

116,9 чел.-час.;

 

по группе IV материалов в количестве

81.7 т — экономию

79 чел.-час.; по группе VII материалов в количестве 336,2 г —

экономию 384,8 чел.-час.; по группе VIII

материалов в количе­

стве 11,1 т — экономию 10,7 чел.-час.; по группе IX материалов в количестве 65,8 г — экономию 45,86 чел.-час. Итого за счет механизации погрузочно-разгрузочных работ достигается эко­ номия 203,7 чел.-час.;

б) сокращении перемещения материалов внутри рабочей зоны по группе III материалов в количестве 114,9 т — эко­ номия 214,6 чел.-час.; по группе IV материалов в количестве 70,42 т — экономия 19,4 чел.-час.; по группе VIII материалов

45


в количестве 7,4 т — экономия 15,2 чел.-час.; Итого за счет со­ кращения перемещения материалов внутри, рабочей зоны до­ стигается экономия 693,8 чел.-час.

Ито"о экономия трудовых затрат при контейнеризации транспортируемых материальных ресурсов составляет

2037,34-693,9 = 2731 чел.-час. или 341 чел.-день.

Повышение ритмичности строительно-монтажных работ — в результате сокращения простоев рабочих и повышения,про­ изводительности труда.

Планом предусматривается выработка 1 работника на строительно-монтажных работах в сумме 5 тыс. руб. и рост ее в размере 4%. Принимая количество рабочих дней в году 260,

рассчитываем экономию трудовых затра Д р=

260-10-4

 

5+

5-4

= 2000 чел.-дней.

100

 

 

Всего по рассмотренным факторам достигается

экономия

трудовых затрат в количестве

 

 

300+341+2000 = 2641 чел.-день.

Рост объема выполняемых строительно-монтажных работ.

Рост объема строительно-монтажных работ определяется от выработки 1 рабочего (на строительно-монтажных работах) и полученной экономии трудовых затрат (гл. III), или:

2641 чсл.-двен-5000 руР

= 50,-3 тыс. руб.,

260дней

втом числе по факторам:

повышение заводской готовности материалов и изделий

300-5000 «

--------------= 6 тыс. руб.,

260

контейнеризации транспортируемых материальных ресурсов

341-5000 = 6,6 тыс. руб.

260

повышение ритмичности строительно-монтажных работ

2000-5000 = 38,3 тыс. руб.

260

46


Снижение себестоимости строительно-монтажных работ.

При расчете снижения себестоимости строительно-монтажных работ рассматривается экономия текущих затрат по каждому фактору и дополнительные текущие затраты, вызванные орга­ низацией системы производственно-технологической комплек­ тации. Экономия текущих затрат достигается при:

1) повышении заводской готовности материалов и изделий

— за счет сокращения нормативных отходов по следующим группам материалов (в руб.):

III — 25,3; IV — 189,9; VII — 303,1; VIII — 7,3; IX - 48,5

И Т О Г О: 574,0 руб.

за счет производства работ в промышленных условиях

иэкономии основной заработной платы рабочих:

III — 4,8; IV — 777,0; VII — 341,7; VIII — 40,8; IX - 84,2.

ИТО ГО : 1248,5 руб.

за счет экономии трудовых затрат 300 чел.-дней и со­ кращении накладных расходов, в размере 0,6 руб. за 1 чел.-

день или 300X0,6= 180 руб.

за счет роста объема выполняемых строительно-монтаж: ных работ на 6 тыс. руб. и уменьшения условно-постоянной части накладных расходов и в зависимости от предусмотрен­ ного сметой их размера — сумме 600x0,94* = 564 руб.;

за счет экономии основной заработной платы рабочих в

размере 15% от сэкономленной суммы или 1249,5X0,15 = = 187 руб.

Итого экономия текущих затрат при повышении заводской готовности материалов и изделий составляет:

574+1248,5+180 + 564+187=2754 руб.

2) Контейнеризация транспортируемых материальных ре­ сурсов:

— за счет повышения механизации погрузочно-разгрузоч­ ных работ:

I — 596,6; III — 49,7; IV — 33,6; VII — 164,4; VIII - 4,6; IX — 19,2.

Итого — 868.

* Коэффициент 0,94 отражает сумму условно-постоянной части на­ кладных расходов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтаж­ ных работ.

47

за счет экономии от сокращения потерь материалов при хранении на складах, автомобильных перевозках и погрузоч­ но-разгрузочных работах: I — 218,7; IV — 469,3. Итого —

688 руб.

за счет сокращения расстояний при перемещении мате­ риалов и изделий внутри рабочей зоны:

III — 94,1; IV — 87,8; VII — 118,0; VIII — 7,5. Итого -

307руб.

за счет экономии трудовых затрат 341 чел.-день и сокра­ щении накладных расходов в размере 0,6 руб. за 1 чел.-день,,

или 341Х0,6= 205 руб.;

за счет роста объема выполняемых строительно-мон­ тажных работ на 6,6 тыс. руб. и уменьшении условно-постоян­ ной части накладных расходов и в зависимости от предусмот­ ренной сметой их размера1, в сумме

6600x0,94 = 620 руб.

Итого экономия текущих затрат при контейнеризации транспортируемых материальных ресурсов составляет:

С„ = 868+688+307+ 205+ 620 = 2688 руб.

3)Оптимизация транспортных схем путем сокращения за­ трат по действующей и рекомендуемой схемам автомобильных привозок. Для решения задачи по оптимизации транспортных схем перемещения грузов рассматриваются маршруты по шес­ ти видам основных строительных материалов и изделий, вес которых составил более 35% общего веса и стоимость более 40% общей стоимости всех используемых в тресте материалов; сборному железобетону, строительному кирпичу, круглому и пиленому лесу, мягкой кровле и асбофанере. Для расчета опти­ мальной транспортной схемы применяется мегдифицированный метод линейного программирования (МОДИ).

Исходными данными для определения затрат на автомо­

бильные перевозки послужили показатели:

а) по действующей транспортной схеме: маршрут «постав­ щик—объект», вес материалов I класса — 29228 г., автомо­ бильный тариф за 1 т материала I класса — 1,86 руб.; марш­ рут «поставщик—база УПТК—объект»: вес материала I клас­ са — 2640,3 т, автомобильный тариф за 1 т материала I клас­ са — 2.25 руб., вес материалов II класса — 539,7 т, автомо­ бильный тариф за 1 т материала II класса — 2,82 руб.

1 Для данного примера расчетный К=0,94.

43


Затрата на перевозки составят А1= 29228+1,86+2640,3+ +2,25+539,7 + 2,82 = 61827 руб.;

б) по оптимизированной транспортной схеме: маршрут «поставщик—объект»: вес материалов | класса — 29228 т, автомобильный тариф за 1 г материала I класса — 1,77 руб.; маршрут «поставщик—центральная база—объект»: вес мате­ риалов I класса — 878,7 г, автомобильный тариф за 1 т мате­ риала I класса 2,25 руб.; вес материалов II класса — 533,7 г, автомобильный тариф за 1 т материалов II класса 2,82 руб.; маршрут «поставщик—опорные пункты УПТК—объект»: вес материалов I класса — 1761,6 т. автомобильныъ тариф за 1 т материалов I класса 1,56 руб., вес материалов II класса 6 т, автомобильныъ тариф за 1 т материалов II класса 1,77 руб.

Затраты на перевозки составляют:

А11 =29228+1,77 + 878,7+2,25+533,7+2,82+1761,6+1,56 +

+6Х 1,77=57 669 руб.

Снижение себестоимости строительно-монтажных работ определится в серии

СА = А ‘—А 11 =61827—57669=4158 руб.

4. Оптимизация форм реализованных поставок определяет­ ся в результате сопоставления издержек производственно­ технологической комплектации по видам поставок (складские и транспортные) базового и планового периодов.

Данные базового и планового периода систематизируются в табл. 4.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

 

На весь объем

На 1 млн. руб. сметной

 

 

стронт.-мон.

 

Нд. из­

ребот

стоимости строит.-мон. работ

П о к а з а т е л и

 

п е р и о д ы

 

мерения

 

условные

 

 

базазый

плановый

базовый

обозна­

 

 

плановый чения

Объем строи­

МЛН.

10,9

1 2

тельно мон­

руб.

 

 

 

 

тажных работ

 

 

 

 

 

Объем реали­

»

5,5

6,3

0,505

0,525

зованных по­

 

 

 

 

 

ставок

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

— складские

>

2,9

 

0,266

У|

4 -1126

49