Файл: Спектор, В. А. Экономическая эффективность системы производственно-технологической комплектации в строительно-монтажном тресте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
том запаздывания» (К) и умноженной на показатель общегоколичества комплектных поставок (N), было определено вре мя запаздывания фактического ввода объектов в эксплуатацию от запланированного (Тз). Применение данного метода позво ляет определить показатель доли экономической эффективно сти в общей эффективности строительно-монтажных работ (о). В случае, когда запаздывание комплектной поставки от сутствует и система является «абсолютно жесткой» — срок ввода объекта в днях (Т3) зависит от произведения количества комплектных поставок N, показателя «а» и расчетного коэф фициента равного 0,4.
Применение расчетного показателя «о» позволяет опреде лить экономическую эффективность при наличии следующих: данных:
1) ввод в эксплуатацию полезной площади в год (А); 2) себестоимость строительства 1 м2 полезной площади-
(1 типового объекта) до применения системы производствен но-технологической комплектации (Ci) и после ее внедрения- (Са);
3)размер дополнительных капитальных вложений на 1 м2' полезной площади (1 типового объекта);
4)накладные расходы на 1 м2 полезной площади (1 типо
вой объект) (NЛ );
5) расчетный показатель «ст», определенный как кореньквадратный дисперсии поставок комплектов на объекты, воз водимые старыми методами (сп) и при внедрении комплекта ции (о2).
Экономическая эффективность от внедрения системы про
изводственно-технологической комплектации определяется по форме
3 = 3 i+ 3 2
Расчет производится на двух этапах:
1. Общая экономическая эффективность, по формуле про веденных затрат:
Э, = А (П ,-П 2) = А [ (С ,-С 2) - Е н (Кг—Ki)],
где П[ и П2 — приведенные затраты в период строительства; старым методом и при внедрении производст венно-технологической комплектации;
А — объем работ в тыс. кв. м полезной площади: (количестве объектов данного типа);
Cj и С2 — себестоимость строительно-монтажных работ в период строительства старым методом и при
42
внедрении производственно-технологической комплектации;
К» — дополнительные капитальные вложения, свя
занные с организацией системы производст венно-технологической комплектации;
К н —■ нормативный коэффициент окупаемости капи тальных вложений;
2. Экономический эффект от сокращения ввода объектов эксплуатацию
3 2 = N ' ( 1 - , {28>
где N' — условно-постоянные накладные расходы;
N — среднее количество комплектов на объекты;
При Ть Т2 = 0,4 И'стьг сроки ввода объектов в эксплуатацию в днях формула принимает следующий вид
э ° = К ■ - д Н ; |
<29> |
и общая формула |
|
э = а [ ;(с , - с 2)—e .(K i- K 2) + n ( 1------7 - ) ] ; |
(зо> |
Применение вышеизложенного метода позволяет при на личии небольшого количества показателей определить конеч ный результат — экономическую эффективность системы про изводственно-технологической комплектации.
Г л а в а VI. ПРИМЕР РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ В СТРОИТЕЛЬ НО-МОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
А. Система ПТК в строительно-монтажном тресте
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ПТК НА ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЕРИОД (ЭТАЛОН)
Строительно-монтажный трест осуществляет работы в условиях рассредоточенного строительства. Объекты жилищ ного, культурно-бытового и производственного направлений
43-
возводятся в нескольких районах области, центры которых обеспечены железнодорожными путями сообщения. В состав треста входят 10 строительно-монтажных управлений, управ ление механизации. Обеспечение строительства материальны ми ресурсами осуществляется хозрасчетным управлением про изводственно-технологической комплектации.
Годовая программа строительно-монтажных работ состав ляет по плану 12 млн. руб.
Объем реализованных поставок, проходящих производст венно-технологическую комплектацию, определен в сумме 6,3 млн. руб. Издержки производственно-технологической ком плектации, предусмотренные планом, составляют 366 тыс. руб.,
или 3,05%.
Технико-экономические показатели строительно-монтажно го треста определены планом в следующих размерах: выработ ка на 1 работника на строительно-монтажных работах по пла ну на год о тыс. руб.; рост выработки по сравнению с прошлым годом — 4%. средняя заработная плата 1 работника на строи тельно-монтажных работах по плану на год — 1440 руб.
Развитие системы производственно-технологической комп лектации требует в планируемомо году дополнительных капи тальных вложений в основные средства УПТК — 115,5 тыс. руб., в том числе:
1)на оборудование цехов по повышению заводской готов ности материалов и изделий —■3,1 тыс. руб.;
2)на приобретение контейнеров, и сооружение погрузочноразгрузочных эстакад — 28.8 тыс. руб.;
3)на строительство опорных пунктов УПТК в районных центрах сосредоточенного строительства в соответствии с оп тимизированной транспортной схемой перевозок материальных ресурсов — 83,6 тыс. руб.
Ставится задача
Определить экономическую эффективность от внедрения прокззодствепно-технологической комплектации на перспек тивный период (эталон).
Решение задачи
Для определения экономической эффективности системы ПТК рассчитываются следующие показатели:
1.Сокращение трудовых затрат.
2.Рост объема выполняемых строительно-монтажных ра
бот.
44
3.Снижение себестоимости строительно-монтажных работ по отдельпыж статьям и видам затрат.
4.Экономическая эффективность от внедрения системы
ПТК.
5.Годовой экономический эффект.
Используя расчетные данные, по форме табл. 1 и 2, опреде ляется экономия трудовых затрат по отдельным факторам.
Повышение заводской готовности материалов и изделий в промышленных условиях обеспечит: по нарезке полотнищ ли нолеума с разметкой по размерам помещений ((группа мате риала III) в количестве 2,3 г среднегодового веса — экононию — 11,6 чел.-час.; по приготовлению масляного колера (в количестве 9,3 т и клеевого колера — 0,6 г (группа IV) — эко номию — 284,7 чел.-час.; по сортировке и подборке облицовоч ной плитки по размерам и цвету (группа IV) — в количестве 48.3 т -- экономию — 1160,2 чел.-час.; по нарезке стекла окон ного по размерам (группа IV) в количестве 15,1 т — эконо мию 17,4 чел.-час.; по поперечному перепиливанию досок и лаг для пола и погонажных изделий по размерам помещений с на меткой и маркировкой (группа в количестве 138,5 г — экономию692,7 чел.-час.; по заготовке картин из кровельной стали для элементов кровли (группа VIII) — количестве 3,7' г — экономию 73,3 чел.-час.; по приготовлению шпаклевки и за мазки (группа IX) в количестве 4,8 т — экономию 163,2 чел.- час.
Итого экономия трудовых затрат при повышении завод ской готовности материалов и изделии составляет 2403 чел,- час. или 300 чел -дней.
Контейнеризация транспортируемых материальных ресур сов при. а) повышении механизации погрузочно-разгрузочных работ обеспечивает по группе 1 материалов в количестве 1253.3 г — экономию 1400 чел.-час.
по группе III материалов в количестве 120,9 т — экономию —
116,9 чел.-час.; |
|
по группе IV материалов в количестве |
81.7 т — экономию |
79 чел.-час.; по группе VII материалов в количестве 336,2 г — |
|
экономию 384,8 чел.-час.; по группе VIII |
материалов в количе |
стве 11,1 т — экономию 10,7 чел.-час.; по группе IX материалов в количестве 65,8 г — экономию 45,86 чел.-час. Итого за счет механизации погрузочно-разгрузочных работ достигается эко номия 203,7 чел.-час.;
б) сокращении перемещения материалов внутри рабочей зоны по группе III материалов в количестве 114,9 т — эко номия 214,6 чел.-час.; по группе IV материалов в количестве 70,42 т — экономия 19,4 чел.-час.; по группе VIII материалов
45
в количестве 7,4 т — экономия 15,2 чел.-час.; Итого за счет со кращения перемещения материалов внутри, рабочей зоны до стигается экономия 693,8 чел.-час.
Ито"о экономия трудовых затрат при контейнеризации транспортируемых материальных ресурсов составляет
2037,34-693,9 = 2731 чел.-час. или 341 чел.-день.
Повышение ритмичности строительно-монтажных работ — в результате сокращения простоев рабочих и повышения,про изводительности труда.
Планом предусматривается выработка 1 работника на строительно-монтажных работах в сумме 5 тыс. руб. и рост ее в размере 4%. Принимая количество рабочих дней в году 260,
рассчитываем экономию трудовых затра Д р= |
260-10-4 |
|
|
5+ |
5-4 |
= 2000 чел.-дней. |
100 |
|
|
|
|
Всего по рассмотренным факторам достигается |
экономия |
|
трудовых затрат в количестве |
|
|
300+341+2000 = 2641 чел.-день.
Рост объема выполняемых строительно-монтажных работ.
Рост объема строительно-монтажных работ определяется от выработки 1 рабочего (на строительно-монтажных работах) и полученной экономии трудовых затрат (гл. III), или:
2641 чсл.-двен-5000 руР
= 50,-3 тыс. руб.,
260дней
втом числе по факторам:
повышение заводской готовности материалов и изделий
300-5000 «
--------------= 6 тыс. руб.,
260
контейнеризации транспортируемых материальных ресурсов
341-5000 = 6,6 тыс. руб.
260
повышение ритмичности строительно-монтажных работ
2000-5000 = 38,3 тыс. руб.
260
46
Снижение себестоимости строительно-монтажных работ.
При расчете снижения себестоимости строительно-монтажных работ рассматривается экономия текущих затрат по каждому фактору и дополнительные текущие затраты, вызванные орга низацией системы производственно-технологической комплек тации. Экономия текущих затрат достигается при:
1) повышении заводской готовности материалов и изделий
— за счет сокращения нормативных отходов по следующим группам материалов (в руб.):
III — 25,3; IV — 189,9; VII — 303,1; VIII — 7,3; IX - 48,5
И Т О Г О: 574,0 руб.
—за счет производства работ в промышленных условиях
иэкономии основной заработной платы рабочих:
III — 4,8; IV — 777,0; VII — 341,7; VIII — 40,8; IX - 84,2.
ИТО ГО : 1248,5 руб.
—за счет экономии трудовых затрат 300 чел.-дней и со кращении накладных расходов, в размере 0,6 руб. за 1 чел.-
день или 300X0,6= 180 руб.
—за счет роста объема выполняемых строительно-монтаж: ных работ на 6 тыс. руб. и уменьшения условно-постоянной части накладных расходов и в зависимости от предусмотрен ного сметой их размера — сумме 600x0,94* = 564 руб.;
—за счет экономии основной заработной платы рабочих в
размере 15% от сэкономленной суммы или 1249,5X0,15 = = 187 руб.
Итого экономия текущих затрат при повышении заводской готовности материалов и изделий составляет:
574+1248,5+180 + 564+187=2754 руб.
2) Контейнеризация транспортируемых материальных ре сурсов:
— за счет повышения механизации погрузочно-разгрузоч ных работ:
I — 596,6; III — 49,7; IV — 33,6; VII — 164,4; VIII - 4,6; IX — 19,2.
Итого — 868.
* Коэффициент 0,94 отражает сумму условно-постоянной части на кладных расходов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтаж ных работ.
47
—за счет экономии от сокращения потерь материалов при хранении на складах, автомобильных перевозках и погрузоч но-разгрузочных работах: I — 218,7; IV — 469,3. Итого —
688 руб.
—за счет сокращения расстояний при перемещении мате риалов и изделий внутри рабочей зоны:
III — 94,1; IV — 87,8; VII — 118,0; VIII — 7,5. Итого -
307руб.
—за счет экономии трудовых затрат 341 чел.-день и сокра щении накладных расходов в размере 0,6 руб. за 1 чел.-день,,
или 341Х0,6= 205 руб.;
—за счет роста объема выполняемых строительно-мон тажных работ на 6,6 тыс. руб. и уменьшении условно-постоян ной части накладных расходов и в зависимости от предусмот ренной сметой их размера1, в сумме
6600x0,94 = 620 руб.
Итого экономия текущих затрат при контейнеризации транспортируемых материальных ресурсов составляет:
С„ = 868+688+307+ 205+ 620 = 2688 руб.
3)Оптимизация транспортных схем путем сокращения за трат по действующей и рекомендуемой схемам автомобильных привозок. Для решения задачи по оптимизации транспортных схем перемещения грузов рассматриваются маршруты по шес ти видам основных строительных материалов и изделий, вес которых составил более 35% общего веса и стоимость более 40% общей стоимости всех используемых в тресте материалов; сборному железобетону, строительному кирпичу, круглому и пиленому лесу, мягкой кровле и асбофанере. Для расчета опти мальной транспортной схемы применяется мегдифицированный метод линейного программирования (МОДИ).
Исходными данными для определения затрат на автомо
бильные перевозки послужили показатели:
а) по действующей транспортной схеме: маршрут «постав щик—объект», вес материалов I класса — 29228 г., автомо бильный тариф за 1 т материала I класса — 1,86 руб.; марш рут «поставщик—база УПТК—объект»: вес материала I клас са — 2640,3 т, автомобильный тариф за 1 т материала I клас са — 2.25 руб., вес материалов II класса — 539,7 т, автомо бильный тариф за 1 т материала II класса — 2,82 руб.
1 Для данного примера расчетный К=0,94.
43
Затрата на перевозки составят А1= 29228+1,86+2640,3+ +2,25+539,7 + 2,82 = 61827 руб.;
б) по оптимизированной транспортной схеме: маршрут «поставщик—объект»: вес материалов | класса — 29228 т, автомобильный тариф за 1 г материала I класса — 1,77 руб.; маршрут «поставщик—центральная база—объект»: вес мате риалов I класса — 878,7 г, автомобильный тариф за 1 т мате риала I класса 2,25 руб.; вес материалов II класса — 533,7 г, автомобильный тариф за 1 т материалов II класса 2,82 руб.; маршрут «поставщик—опорные пункты УПТК—объект»: вес материалов I класса — 1761,6 т. автомобильныъ тариф за 1 т материалов I класса 1,56 руб., вес материалов II класса 6 т, автомобильныъ тариф за 1 т материалов II класса 1,77 руб.
Затраты на перевозки составляют:
А11 =29228+1,77 + 878,7+2,25+533,7+2,82+1761,6+1,56 +
+6Х 1,77=57 669 руб.
Снижение себестоимости строительно-монтажных работ определится в серии
СА = А ‘—А 11 =61827—57669=4158 руб.
4. Оптимизация форм реализованных поставок определяет ся в результате сопоставления издержек производственно технологической комплектации по видам поставок (складские и транспортные) базового и планового периодов.
Данные базового и планового периода систематизируются в табл. 4.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
|
На весь объем |
На 1 млн. руб. сметной |
||
|
|
стронт.-мон. |
|||
|
Нд. из |
ребот |
стоимости строит.-мон. работ |
||
П о к а з а т е л и |
|
п е р и о д ы |
|
||
мерения |
|
условные |
|||
|
|
базазый |
плановый |
базовый |
обозна |
|
|
плановый чения |
|||
Объем строи |
МЛН. |
10,9 |
1 2 |
— |
— |
тельно мон |
руб. |
|
|
|
|
тажных работ |
|
|
|
|
|
Объем реали |
» |
5,5 |
6,3 |
0,505 |
0,525 |
зованных по |
|
|
|
|
|
ставок |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
— складские |
> |
2,9 |
|
0,266 |
У| |
4 -1126 |
49 |