Файл: Спектор, В. А. Экономическая эффективность системы производственно-технологической комплектации в строительно-монтажном тресте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
установленного процента накладных расходов по сметной до кументации объекта;
г) при снижении трудовых затрат (0,6 руб. за 1 чел.-деньК При организации производственно-технологической комп
лектации возникают дополнительные текущие затраты.
В состав дополнительных затрат входит: содержание кон тейнеров и погрузочно-разгрузочных эстакад на центральной базе и опорных пунктах УПТК (Х21); заработная плата меха низаторов, обслуживающих эстакады для погрузки и разгруз ки контейнеров на центральной базе и опорных пунктах УПТК и бригад рабочих по приему и отправлению материалов- и изделий, доставляемых в контейнерах, за минусом — полу ченной экономии от сокращения транспортных рабочих при ликвидации приобъектных складов (Х22); стоимостью горюче смазочных и ремонтных материалов для механизмов, обслу живающих погрузочно-разгрузочные эстакады на центральной базе и опорных пунктах УПТК (Х33); содержание оборудо вания и механизмов на опорных пунктах УПТК (Х34); зара ботная плата механизаторов, обслуживающих механизмы при погрузке и разгрузке контейнеров на строительных площадках (Хбз); содержание механизмов, используемых при погрузке и разгрузке контейнеров на строительных площадках (Хзз); разница в заработной плате административно-хозяйственного персонала УПТК и КМТС (Xi44) и др.
С2= Х 2!+Х22 + Хзз+ ХбЗ+Х83+Х144-|-...-|-Х j |
(Ю) |
Таким образом снижение себестоимости |
|
C= Ci—С2 |
(11) |
Приведенные взаимозависимости экономических показате лей и их влияния на снижение трудовых затрат, рост объема СМР отражена в блок схеме (рис. 2).
Разница в показателе экономии и дополнительных теку щих затрат характеризует степень влияния производственно технологической комплектации на себестоимость строительно монтажных работ.
Снижение себестоимости строительно-монтажных работ в результате воздействия системы производственно-технологиче ской комплектации отражается на технико-экономических по казателях производственной деятельности строительных под разделений и производственных предприятий. Рациональность применения системы производственно-технологической комп лектации находит отражение в показателе уровня рентабель ности УПТК, который соответственно оказывает влияние на показатель рентабельности строительно-монтажного треста.
30
|
|
в л и я н и я Ф д и тар п д |
|
|
Н А Э Н !П Н П М и -1 Н ] |
f l M U - Н |
Ш |
т е н и ш и х ЗАТРАТ |
Рост уровня рентабельности рассматривается как разность ^уровня рентабельности планового (текущего) периода и пе риода, принятого за базу (до применения системы производст венно-технологической комплектации).
Уровень рентабельности УПТК базисного периода на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ определится по формуле:
р (_ _ 1 1^ 10^ _ р у б 5 |
(l2) |
У б
где Р 6 — уровень рентабельности базисного периода; Пв — прибыль базисного периода;
У6 — издержки в базисном периоде, приведенные к со ставу издержек УПТК.
При совершенствовании системы производственно-техноло гической комплектации снижаются текущие затраты, в резуль тате чего на эту сумму возрастает прибыль УПТК. На сниже ние текущих затрат УПТК влияют: оптимизация транспортных
схем (Сап —Х33—Х 3 4 ), если оптимизация не предусмотрена планово-расчетными ценами; сокращение удельных издержек (Сур и 2 ); повышение окладов работникам УПТК (—Х 14 4 ),
Если предположить, что сумма вышеперечисленных факто ров равна Ст3, то рентабельность планируемого (текущего) пе
риода при постоянном удельном весе издержек можно выра зить формулой:
P BJ_ (Пб Q "«+ C t 3 Q|» )Q e----- 100_ . |
в + С т М 00, |
Q Б У Б Q ал |
УБ |
(13)
где Р пл — уровень рентабельности планового (текуще го) периода;
Qni h Q b — объем строительно-монтажных работ плано вого (текущего) и базисного периода.
Рост уровня рентабельности равен R= P nJ—Р б ; или
/_Пв_ьс1_з__ Л б |
\ 100== j E i l . 10o (%) |
||
I Ув |
Уб |
) |
У Б |
огсюда |
|
|
|
R=t — |
---- ЮО |
(14) |
31
Влияние факторов системы производственно-технологиче ской комплектации на размер прибыли УПТК и треста иллю стрируется рис. 5.
Совершенствование системы производственно-технологиче ской комплектации повышает ее влияние на размер прибыли строительных подразделений и треста в целом — за счет сни жения себестоимости строительно-монтажных работ.
Глава IV. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ В СТРОИТЕЛЬ НО-МОНТАЖНОМ ТРЕСТЕ
Экономическая эффективность производственно-технологи ческой комплектации приобретает наглядность при представ лении ее в виде математической модели. Модель составляется по принципу межотраслевого баланса и является схемой, по строенной на основе формулы (5) (табл. 3). Показатели для заполнения модели рассчитываются на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ в целом и по отдель ным статьям себестоимости, видам затрат и факторам.
В модель вводятся четыре расчетных квадранта, в которых отражается экономическая эффективность по статьям себесто имости.
I квадрант характеризует снижение по статьям себестои мости и видам затрат в зависимости от влияющих факторов.
Так, фактор «повышение заводской готовности материалов и изделий» оказывает влияние на вид затрат — «материалы» в
сумме экономии С пи.
Фактор «контейнеризация транспортируемых материаль ных ресурсов» влияет на виды затрат: «Материалы» в сумме
экономии Cj{M2 минус дополнительные затраты — Х21; «Основ ная заработан плата» в сумме экономии Сви1 минус дополни
тельные затраты — Х22; «Эксплуатация механизмов и обору дования и прочие расходы» в сумме дополнительных затрат— Х23 и т. л. Общая сумма влияния факторов производственнотехнологической комплектации по видам затрат в статье «Ма
териалы» определится в матрице показателями XAi , ХА2, ХАз и X А4; в статье «Основная заработная плата» Xbi , Хвг, Хвз и Хв4; в статье «Эксплуатация механизмов и оборудования» —
32
B A U P M U E Ф А К И Р О В П Т Ы
Ш М Ш М И 1 Ш Ш М И Г ЗЫ1ШМ1
1126
Статьи себестоимости н фак торы, влияющие на их снижение
Материалы всего
в том числе:
Повышение заводской готовности материалов и изделий
Контейнеризация транспортируемых материаль ных ресурсов
Оптимизация транспортных схем и строительст во опорных пунктов УПТК
Оптимизация форм реа лизованных поставок
Рост объема выполнен ных строительно-монтаж ных работ
Основная заработная плата рабочих всего
в том числе:
Повышение заводской готовности материалов и изделий
Снижение себестоимости по видам затрат
|
основная |
зкеплуат ация |
накладные |
материалы |
заработная |
механизмов и |
|
плата |
оборудования |
расходы |
|
|
рабочих |
и прочие |
|
|
|
расходы |
|
I |
|
|
|
Х А1 |
Х А1 |
Х АЗ |
Х А4 " |
Спи |
„ |
^_ |
_ |
|
|
|
|
С км2 Х21 |
С КМ1 —Х 22 |
— Х23 |
|
С аи |
|
— Хаз |
-Хз< |
С у р 1 |
|
|
|
С ур» |
|
|
|
Х Б1 |
Х Б2 |
Х БЯ |
Х Б4 |
— |
^113 |
— |
|
Т а б л и ц а 3
Общее
снижение
себестоимости
п
СА
СМП
Скм 4*Скм2
—Л21—Л2 2 —•
—Хаз
С ап—Х3 3 —
---Х34
С ур1
Сур*
Дополнитель ные удельные капитальны? вложения с
Е„ К
ш
~ Е н К д а
—"Г* К и
—ЕцКдг
—ЕпКдв
— ■Енх д б
С пз
Экономическая
эффективность
э А
Э Б
со
Статьи себестоимости и факторы, влияющие на их снижение
Снижение себестоимости по видам затрат
основная за |
эксплуатация |
механизмов и |
|
материалы работная плат |
оборудования |
рабочих |
и прочие |
|
расходы |
накладные
расходы
Продолжение табл. 3
|
Дополнитель |
|
Общее сни |
ные удельные |
Экономическая |
жение себе |
кадитальные |
|
стоимости |
вложения с |
эффективность |
|
Е„ К |
|
Контейнеризация транс портируемых материаль ных ресурсов
Повышение ритмичности производства
Эксплуатация механиз мов и оборудования и прочие прямые расходы всего
в том числе:
Контейнеризация транс портируемых материаль ных ресурсов
Накладные расходы, всего
в том числе:
Повышение заводской го товности материалов и изделий
— |
|
Хоз |
— |
Ср3 |
— |
*В 1 |
Х В2 |
х вз |
|
О кнр |
“ Хаз |
X Г1 |
х Г2 |
Х г з |
|
|
_ - _ |
— |
Хи |
- |
—С рэ
Х В4 |
С в |
Е нК дв |
Э в |
Скпр'"1”
Х Г4 |
|
—Е нК д Г |
Э г |
|
|
|
|
k ПН |
С ПН |
Е-нКдн |
|
* |
Снижение себестоимости по видам затрат |
|
Продолжение табл. 3 |
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Дополнитель |
|
Статьи себестоимости |
|
основная |
эксплуатация |
|
Общее |
ные удельные |
Экономически |
|
|
капительные |
|||||
и факторы, влияющие на |
материалы |
заработная |
механизмов и |
накладные |
снижение |
вложения с |
эффективность |
их снижение |
оборудования |
себестоимости |
|
||||
|
|
плати рабо |
и прочие |
расходы |
|
Е„ К |
|
|
|
чих |
расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контейнеризация транс |
— |
— |
— |
С кн |
О кн |
— 1- нКдн2 |
|
портируемых материаль |
|
|
|
|
|
|
|
ных ресурсов |
|
|
|
|
|
|
|
Повышение |
|
коэффициен |
|
|
|
С фн |
С фн |
|
та оборачиваемости |
обо |
|
|
|
|
|
||
ротных средств УПТК |
|
|
|
|
|
|||
Применение вычислитель |
— |
— |
— |
ЫН |
С мн |
|||
нойтехники |
|
|
|
|
|
|
|
|
Повышение |
|
ритмичности |
— |
— |
— |
С рн |
С рн |
|
работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ликвидация |
промежу |
— |
— |
— |
С ПС----Xl44 |
С ПС--- Х[44 |
||
точных складов СМУ |
|
|
|
|
|
|||
Снижение по видам |
за |
IV |
|
|
|
|
||
трат |
|
|
|
Ml |
М2 |
Мз |
м., |
|
Общая |
экономическая |
|
|
|
|
С |
||
эффективность |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
1 |
г |
= э
со
сл