Файл: Основания и фундаменты сборник статей молодых специалистов. - Хабаровск [б. и.], 1974. - 82 с. ил. - Библиогр. в конце ст. - Тираж не указ. - Текст непосредственный. Описано по обл. без тит. л.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
В.К. АВРАМОВ
В.Ь . АБРАМОВ
В.И .БЫКОВА
В.Й .БЫКОВА
А. Т.БЕККЕР
А. Т.БЕККЕР
Математическое описанио процесса погружения свай трубчагшл дизель-молотом. . .
Определение присоединенной массы грунта при вертикаль ных колебаниях сваи ................
Роль солнечной радиадаи и испарения в процессах про- нерэания-оттамванип глини стых грунтов Дальнего Востока
Роль влажности в формировании температурного режима глини стых грунтов Дальнего Востока
Исследования взаимодействия подпорных стен с промерзаю щими пучинистыми грунтами
Экспериментальные исследо вания работы гибкой подпор ной стенки в промерзающих пучинистых грунтах ...................
ПРЕДИСЛОВИЕ JPEHAKTOPA
Рост темпов строительства на Дальнем Востоке поставил ряд новых вопросов перёд строительной наукой. Природно-климати
ческие особенности Дальнего Востока, такие, как широкое распрост ранение пучинястых грунтов, сложная зависимость глубины промер зания от климатических и других местных факторов, требуют про ведения целого ряда исследований по вопросам инженерного мерз лотоведения. Другим вопросом, требующим решения, является по вышение культуры строительства свайных фундаментов, широко при меняемых на Дальнем Востоке.
Статьи, помещённые в данном сборнике, содержат результа ты, способствующие решению указанных проблем..
В статьях В.Е.Абрамова рассматриваются вопросы динамики погружения свай и определения присоединённой массы грунта, вли яющей на характер колебаний свай при забияке и во время зксвдуа-
тацин
В статьях В.И.Быковой изучены глубины промерзания глинис тых грунтов в зависимости от различных факторов.
В статьях А.Г.Беккера приведены результаты эксперименталь ных исследований работы гибких подпорных стен в промерзающих пучинястых грунтах', Приведены уравнения задачи взаимодействия гайкой стенки с промерзающим пучикистыы грунтом. Получен чис ленный алгоритм этого решения для ЭВМ.
Все публикуемые работы заслушаны и одобрены на заседаний,
ученого Совета ДалъНИЖИМа.
А.В.Стоценко
ЭИ»*МПЛЯ1* 4?Ps
ЧИТАЛЬНОГО ДАЛА
Wf 624,014 |
5. |
|
В,В,АБРАМОВ |
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ПОГРУЖЕНИЯ СВАИ ТРУБЧАТЫМ ДИЗЕИЬ-МОДОТШ
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИИ .
Х(.Х,,Х4,Х*,Х*Хл - координаты соответственно: поршня, шабота, наголовш ка, сваи, грунта, пробки;
tru,nb,rrtitft\b,ms - массы, соответствующие координатам;
- соответственно: объём rasa , температура газа , давление газа, координата поршня или шабота.см, и момент времени,сек при максимальной (в конце цикла) вы соте подъёма поршня;
“ тоже в момент начала падения поршня;
^ХЛ,Ха, Та - то же в момент закрытия продувочиовыхлопных окон (начало сжатия);
^X.Pi^Xt.Ti. - то же в момент соприкосновения поршня
я шабота (конец политрепного сжатия, начало индукционного периода);
- то же в конце индукционного периода в
момент изохорного горений топлива (начало изобарного рас ширения);
Vi,Tt,Pgj У Т* - то же в момент окончания изобарного рас ширения (начало политронного расширения);
Vt,%,Pi, X/, Tg - то же в момент окончания политроплого расширения (сброс избыточного давления);
е*. я . « г -соответственно; площади поперечного се чения п о р т я и сваи; боковой поверхности с ы н , соприка сающейся о грунтом;
но: |
Л . |
|
- соответственно: |
жёсткости присовдгкёв- |
||
массц грунта |
|
и лобового сопротивления; |
||||
вого |
А-а |
- |
коэффициенты вязкости бокового и лобо |
|||
сопротивления грунта; |
|
|
||||
Щ, |
<3» |
|
- |
толщина первой и второй упругих про |
||
кладок; |
|
|
|
|
|
|
in |
- |
модуль |
упругости |
материала прокладок; |
||
йт- |
. - |
степень |
|
сжатия в |
момент |
Т |
Kni&5- степень |
|
повышения давленая; |
е
р = !,25~iiS- степень предварительного расширения;
S t |
- |
степень последующего расширения в момент ПГ |
||||||
h,=l$5-i37 - |
показатель |
политроны |
сжатия; |
|
||||
Пг=124 ~126 - |
показатель |
политроны |
расширения; |
|||||
у |
- |
коэффициент |
остаточных |
газо в ; |
|
|||
|
- |
температура |
наружного |
в о зд у х а , "К |
, |
|||
|
Забивка свай дизель-молотами |
является |
основным ме |
|||||
тодом строительства свайных фундаментов. Однако исследо |
||||||||
ваний |
по |
динамике погружения свай дизель-молотами очень |
мало. Главное внимание уделялось разработке и уточнению методов динамических испытаний несущей способности свай и
вибропогружению. |
В то же время весьма остро'- стоит вопрос |
о проектировании |
производства работ по забивке свай . Если |
затраты времени на подготовительные операции можно устано вить достаточно точно, То продолжительность самого погру
жения в настоящее |
время рассчитать невозможно. |
|
||
|
Актуально |
также |
решение вопроса о методике расчёта |
|
глубины |
погружения свай при известных характеристиках с в а е - • |
|||
оойного |
оборудования и |
грунта. Убытки от недобивки |
и срубки |
|
голов свай составляют |
по СССР около 100 млн,рублей |
в го д . |
||
|
Одной из причин |
сложившегося положения является |
большая сложность*и многообразие физических явлений, проте кающих при забивке свай . Вторая причина - высокая трудоём кость и стоимость натурных и лабораторных экспериментов.
Попытки аналитического решения задачи ведут к непреодолимым
математическим |
трудностям. |
|
|
|
В этих |
условиях |
основным, на |
наш в згл я д , |
методом |
исследований погружения свай должен стать метод математи |
||||
ческого моделирования с |
постановкой |
экспериментов |
н а быстро- |
7.
действующих ЭВМ / § / . В настоящей работе предложена матема тическая модель процесса погружения свай трубчатым дизель-
молотом, которая может быть реализована и исследована на ЭВМ,
I . МЕХАНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Механическая модель системы "молот-свая-грунт" пока зана на ри с.1 . В систему входят следующие массы:
-ударная часть молота (поршень)}
-шабот;
-наголовник;
-свая;
-приведенная масса грунта.
I . I . Основные допущения
Свая, молот и грунт, с точки зрения механики,представ ляют собой систему соударяемЫх тел . Для упрощения математи ческого описания системы введем следующие допущения:
- молот, наголовник, сваю и грунт будем считать абсолютно твердыми телами, а их массы-сосредоточенными в центрах тяжести;
- удар молота по наголовнику и по свае считаем центральным;
- упругие, пластические и вязкие свойства отдельных тел будем моделировать промежуточными элементами, распо ложенными между телами;
- массой упругих прокладок пренебрегаем.
Справедливость представления масс молота и наголов ника абсолютно твердыми телами не вызывает сомнений. Для свай это условие справедливо в том случае, когда их длина не превышает 1/3 ♦ 1/5 длины волны напряжений [X] .
Рис. I . Механическая модель |
|
системы МОЛОТ - СВАЯ - ГРУНТ |
ев |
9.
Скорость звука в |
бетоне |
С«г 5000 м /сек. |
Продолжительность удара по экспериментальным данным |
||
Tjtf = |
0,005 - |
О.Ofсек. |
Тогда длина волны напряжений |
||
Ct = |
a t t f * |
2 5 —50м < |
Таким образом, предельные длины свай, для которых прием лема идеализация абсолютно твердым телом,составляют:
8 4 L ^ 16м *
Практически предложенная механическая модель, может при меняться при длинах свай
L 4 / 2 M .
Для более длинных свай требуется учет волнового характера распространения напряжений.
Приведенная масса грунта характеризует его инерцион
ные свойства. Применение понятия о приведенной массе грунта позволяет отказаться от рассмотрения вопроса о распростране нии волн напряжений и деформаций в грунтовом полупростран-
с«ве, сводя задачу к составлению и решению обыкновенных дифференциальных уравнений.
Систему "молот - свая - грунт" удобно разделить на
две взаимодействующие подсистемы: молот - наголовник |
( М ) |
|
и свая - грунт (СГ). Каждая из выделенных подсистем |
облада |
|
ет своими специфическими свойствами, которые требуют |
разных |
|
методов |
исследований. Ниже подробно рассматривается физика |
|
явлений |
каждой из подсистем и дано их математическое |
описание. |
Погружение сваи будем рассматривать в процессе одного
L-го цикла, принимая в начале цикла TQ- 0 и ХоС~ О .
10. ,
2 , ФИЗИКА РАБОТЫ ДИЗЕЛЬ-МОЛОТА
Дизель-молоты относятся к группе прямоцействующих двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Анализ рабо ты двигателя производится на основе индикаторных диаграмм,
полученных вкспериментально 1^,7J . Исследования раз личных авторов показали, что каждый цикл работы молота можно разбить н а следующие участки:
1)падение поршня из верхней точки до закрытия всасывающе-выхлопных окон;
2)политропное сжатие воздуха в цилиндре;
3)удар поршня о шабот, индукционный период
'промежуток времени между ударом и взрывом горю чего);
4)взрыв горючего при постоянном объеме;
5)горение горючего при переменном объеме и по
стоянном давлении; • |
|
6) политропное расширение продуктов |
взрыва |
(подъем поршня до всасывающе-выхлопных окон); |
|
7) подъем поршня под действием сил |
инерции. |
В.Н.Вязовикиным получены экспериментальные данные
очисленных значениях основных параметров современных трубчатых дизель-молотов, позволяющие построить методику
их р асч ета. Однако зта методика |
не |
учитывает |
особеннос |
тей работы дизель-м олота на св ае . |
Из исследований, по |
||
священных работе дизель-м олота, |
нам и звестна |
лишь работа |
А.В,Каракудева , в которой делается попытка связать проте кание процессов горения и удара с осадкой сваи .
А.В.Каракулев показал, что погружение происходит как за счет анергии удара, так и за счет давления г а зо в , о б р азе -
и.
»
веш ался в результате горения : топлива?. Опыт показал следующее: несмотря на то, что энергия газов, затрачи ваемая на погружение сваи составляет 8%, а энергия уда ра-92^ от общей энергии погружения,усадка сваи от дей ствия силы давления гаэов составила примерно 40^. Эго объясняется особенностями сопротивления грунта. В резуль тате удара нарушается сцепление между грунтом и сваей,
после чего сопротивление грунта резко падает к моменту взрыва горочего, С увеличением глубины забивки влияние взрыва горючего на осадку сваи снижается, так как воз растает общее сопротивление грунта.
Исследование э т и процессов может быть произве дено с помощью математической модели, описанной ниже.'
3 . ДИФФЕРЕНЦИШШЕ УРАВНЕНИЯ ПОДСИСТЕМЫ МОЛОТ - НАГОЛОВНИК ( М )
Для практического описания процессов, происходя щих в дизель-молоте, воеяояьзуемся расчётной диаграммой
(ряс.2 ) . Отличия расчётной дяаграшн от реальной сле дящ ие:
- таит» горения с —у и у - 1 параллельны осям соответственно, 9 и V •
-процессы сжатия и расширения газов считаются политропными с постоянными показателями политропа;
-открытие и закрытие всаснвающе-выхлошыг окон
считается мгновенным, поэтому участок диаграммы
считается вертикальным;