Файл: Лурье, М. Е. Изготовление и монтаж трубопроводов холодильных установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Изготовление и монтаж трубопроводов холодильных установок
я
со
о
0 fN 1 fN
Г"
I |
'i |
04
оо
04
I
\D
я
МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ
ИСПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
‘' РАБОТ СССР
ГЛАВХИММОНТАЖ И ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
М. Е. Л У Р Ь Е
ИЗГОТОВЛЕНИЕ И МОНТАЖ ТРУБОПРОВОДОВ ЮЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК
І
ЦАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
М о с к в а — 1 9 7 1
УДК 621. 643. 00'2. 72:621 56/59 |
|
||
і |
[' ' |
" т |
|
|
Гос. пу’^ііичмвп |
\yj~ioc3 |
|
|
С:- |
,:.і . ■' :Ѵ' 7 |
|
|
рау^1' |
'М |
|
ГО -*•>' •
В книге освещены передозые методы изготовления, монтажа и испытания трубо проводов холодильных установок, в кото рых циркулируют наиболее часто встречаю щиеся хладагенты и теплоносители.
Рассказывается о безопасных методах ведения монтажных работ и испытаниях трубопроводов холодильных установок.
Книга является пособием по повыше нию мастерства слесарей, мастеров, зани мающихся монтажом холодильных устано вок.
Научный редактор Николаевский Е. Я.
3—2—7
173—1970
П Р Е Д И С Л О В И Е
Высокие темпы ввода в действие монтируе мых холодильных установок объектов химиче ской, нефтехимической, нефтеперерабатываю щей и других отраслей промышленности требу ют ведения монтажных работ индустриальны ми методами с минимальными затратами.
В технической литературе недостаточно освещены эти вопросы, что вызывает необходи мость иметь практическое пособие для слеса- рей-монтажников, бригадиров и производите лей работ, дающее основные сведения об изго товлении и монтаже трубопроводов холодиль ных установок срабочими температурами хлад агентов и теплоносителей минус 70°С и выше.
Принимая во внимание, что книга предна значена для повышения мастерства вышеука занных монтажных работников, в какой-то сте пени уже знакомых с холодильными устройст вами, в ней приведены только краткие описа ния понятий о холодильной машине и холо дильной установке, даны принципиальные схе мы их основных типов.
В книге учтен опыт изготовления и монта жа трубопроводов промышленных холодиль ных установок передовых монтажных органи заций Главхиммонтажа, Главтехмонтажа, Главнефтемонтажа Минмонтажспецстроя
СССР, а также использованы данные институ-
з
тов Гипрокаучук, ГИАП, Гипрохиммонтаж, ВНИИХолодмаш и др. о применении материа лов для трубопроводов холодильных установок в зависимости от рабочих параметров, приве дена основная информация по ограничитель ным нормалям, эталонам, строительным нор мам и правилам, МРТУ, правилам по техни ке безопасности, инструкциям по изготовлению и монтажу трубопроводов.
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Холодильными машинами называют набор аппаратов, связанных между собой трубопро
водами, по которым перемещается |
рабочее |
тело — хладагент, отнимающий тепло |
на низ |
ком тепловом уровне и передающий на высокий температурный уровень. При этом затрачивает ся тепловая или механическая энергия.
Рабочее тело, циркулирующее внутри холо дильной машины, называют хладагентом. Наи более часто применяемыми хладагентами явля ются аммиак, фреон-12, фреон-22, пропан и
др.
Холодильные машины различают по спосо бам перемещения тепла с низшего на высший уровень:
а) компрессионные холодильные машин (КХМ), применяющие все вышеупомянутые хладагенты, работают следующим образом
(рис. 1):
в испарителе находится жидкий хладагент при низких давлении и температуре. Охлажда емое вещество отдает свое тепло хладагенту, который при этом испаряется. Пары хладаген та при низких давлении и температуре отсасы-
^ваются компрессором, сжимаются там и с вы сокими температурой и давлением направля ются в конденсатор, где они конденсируются, охлаждаясь проточной водой.
Сжиженный хладагент проходит через регу лирующий вентиль, где давление уменьшается за счет большого сопротивления. При пониже нии давления в регулирующем вентиле соот ветственно понижается и температура хлад
5
агента. В испаритель поступает хладагент с низкой температурой, который за счет теплооб мена с охлаждаемым веществом его охлажда ет, а сам испаряется и вновь поступает в ком прессор;
J
Рис. 1. Схема КХМ:
1 — компрессор; |
2 — конденсатор; 3 — регулирующий |
вен |
тиль; 4 — испаритель; 5 — охлаждаемое вещество; |
6 — |
|
'уровень |
жидкости; 7 — охлаждающая вода |
|
б) абсорбционные холодильные машин (АХМ) работают на растворах: аммиак — во да; бромистый литий — вода и др.
Абсорбционные холодильные машины
(АХМ) работают следующим образом (рис. 2): в куб-генератор 1, содержащий водо-аммиач ный раствор, по змеевику подается греющая среда (пар, горячие газы и т. п.). При нагреве из раствора будут выделяться пары, богатые аммиаком, но содержащие также немного па ров воды. Поднимаясь выше, эти пары прохо дят через ректификатор 2, где соприкасаются с более холодным богатым водо-аммиачным
6
раствором. При этом раствор будет нагревать ся, выделяя аммиак, а водо-аммиачные па ры — охлаждаться, выделяя воду. Таким обра-
Рис. 2. Схема АХМ:
1 — куб-генератор; 2 — ректификатор; 3 — дефлегматор;
4 — конденсатор; |
5 — первый |
регулирующий вентиль; |
|
6 — испаритель: |
7 — абсорбер; |
8 — насос; |
9 — теплооб |
менник; 10 — второй регулирующий |
вентиль |
зом, концентрация аммиачных паров будет по вышаться за счет удаления воды и поступле ния аммиака.
Для окончательной очистки смеси паров от содержащейся в ней воды применяется дефлег
7
матор 3, в котором они охлаждаются водой че рез змеевик. При этом водяные пары конден сируются и в виде холодной флегмы (смеси аммиака с водой) сливаются обратно в рек тификатор 2. В конденсатор 4 попадают чистые аммиачные пары, которые сжижаются охлаж дающей водой при том же давлении, что в кубе, ректификаторе и дефлегматоре. Жидкий аммиак, проходя через первый регулирующий вентиль 5, теряет давление и попадает в испа ритель 6, где, выкипая, отнимает тепло от охлаждаемой среды.
Пары аммиака из испарителя направляют ся в абсорбер 7, где они смешиваются со сла бым водо-аммиачным раствором, идущим из куба и теплообменника 9, через второй регули рующий вентиль 10 (при этом раствор укрепля ется, выделяя значительное количество тепла, которое отводится через змеевик охлаждающей водой).
Укрепленный водо-аммиачный раствор на сосом 8 нагнетается через теплообменник в куб-ректификатор и цикл повторяется снова.
Хладагенты
Наиболее часто применяемыми хладагента ми являются:
а) аммиак (NH3), получаемый на химич ских заводах путем соединения азота и водо рода при высоких давлениях (320 и 700 кгс/см2) и температурах (600—800°С). Это бесцветный газ с резким запахом, раздражаю щий слизистые оболочки носа, глаз, дыхатель ных и пищепроводных путей; входит в таблицу «Сильнодействующие ядовитые вещества» (СДЯВ). Концентрации в воздухе в объеме
8
0,2—0,5% смертельны. Газ разрушает медь и
ее соединения |
(кроме |
фтористой бронзы). |
В концентрации |
16—25% |
по объему взрыво |
опасен (при наличии искры или открытого пла мени).
При обычном атмосферном давлении кипит при температуре — 33,5°С. В среде, насыщен ной кислородом, легко взрывается. Пары ам миака легче воздуха. Аммиак имеет очень хо рошие термодинамические свойства и дешев в производстве, поэтому, несмотря на большой недостаток — вредность, он наиболее распро странен в холодильной технике;
б) фреоны, из которых наиболее часто при меняют Ф-12 (CCI2F2) и Ф-22 (CHF2CI), изго тавливают на химических заводах. Это бес
цветные газы, применяются |
не только как |
хладагенты, но и 'как растворители; |
|
фреон-12 — бесцветный газ, |
не имеющий |
запаха, относительно безвреден (опасное содер жание в воздухе более 20% по объему), тяже лее воздуха, не горит, при нормальном атмо сферном давлении кипит при —29,8°С. Активно растворяет масло в неограниченном количест ве. С водой не соединяется и не растворяется в ней. Присутствие в нем воды в крайне незначи тельных количествах (более 0,0006%) по весу воздействует на металлы и, кроме того, вода в наиболее холодных элементах холодильной машины замерзает, выводя их из строя.
Фреон-12 текуч: он проникает через малей шие неплотности соединений и поры металла. Растворяет ржавчину, окалину, формовочную землю и т. п., значительно дороже аммиака.
Фреон-22 не горит, не взрывается, опасной концентрацией в воздухе считается примерно такая лее, как и для фреона-12. Температура
9
кипения при атмосферном давлении — 40,8°С. Менее текуч, чем Ф-12;
в) пропан (Сз Н8) — дешевый газ, получае мый в больших количествах на предприятиях нефтехимической промышленности, имеет тем пературу кипения —45°С, горюч и при содер жании в воздухе 2—10% взрывоопасен. Не растворяется в воде и хорошо растворяет масло. Применяется преимущественно на низ котемпературных холодильных установках з нефтехимической промышленности.
Теплоносители
Там, где непосредственное охлаждение ра бочим телом (хладагентом) нежелательно, применяют промежуточные вещества — тепло носители. Наиболее распространенными явля ются: вода, водные растворы хлористого нат рия, хлористого кальция и др., имеющие низ кую точку замерзания (табл. 1).
Таблица 1
Температуры замерзания растворов хлористых натрия и кальция в зависимости от содержания в растворе солей
удельный вес
!
1,05
1,07
1,10
1,12
1,15
1,17
1,175
Раствор хлористых солей |
|
||||
натрия |
темпера затура мерзания ССв |
удельный вес |
кальция |
1 |
|
содержание |
содержа солиние 100нача растей створа в% |
темпера затура мерзания ГСв |
|||
соли на |
|
|
|
|
|
ЮО частей |
|
|
|
|
|
раствора в % |
|
|
|
|
|
7 |
— |
4,4 |
1,05 |
5,9 |
— 3 |
9,6 |
— |
6,4 |
1,10 |
11,5 |
- 7,1 |
13,6 |
— |
9,8 |
1,15 |
16,8 |
— 12,7 |
16,2 |
— 12,2 |
1,20 |
21,9 |
- 2 |
|
20 |
— 16,6 |
1,25 |
26,6 |
— 34,6 |
|
22,4 |
— 20 |
1,27 |
28,4 |
— 43 ,6 |
|
23,1 |
— 21,2 |
1,286 |
29,9 |
— 55 |
10