Файл: Лурье, М. Е. Изготовление и монтаж трубопроводов холодильных установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
|
Д л и н а и сп ы ты в а ем ы х уч а с тк о в |
||
При D„ |
Длина внутри цехов |
Длина наружных |
|
|
|
в м |
трубопроводов В .11 |
До 219 |
|
100 |
250 |
219—530 |
|
75 |
200 |
Выше 530 |
50 |
150 |
Перед проведением испытания необходимо осмотреть линии и убедиться в том, что:
а) все сварочные и монтажные работы за кончены;
б) арматура установлена правильно; в) инертный газ или воздух при пневмати
ческом испытании и жидкость при гидравличе ском удалены;
г) сняты и удалены временные приспособ ления и посторонние предметы;
д) проверена техническая документация на испытываемый трубопровод (журналы на сва рочные работы, акт проверки внутренней очи стки и проверки физическими методами контроля);
е) установленная запорная арматура на испытываемом трубопроводе открыта, ее саль ники набиты и уплотнены, штуцера, бобышки и другие открытые врезки надежно заглушены; ж) выставлены предупредительные знаки в
местах расположения концевых заглушек. Для проведения испытаний необходимо
применять манометры класса точности не ни же 1,5 (по ГОСТ 8625—65 и ГОСТ 2405—63)
с диаметром корпуса не менее 160 мм. Размещают манометр таким образом, что
бы его шкала находилась в вертикальной пло скости или имела наклон вперед до 30°. Уста навливают манометры через петлю «Перкин-
112
са», что предохраняет их от вибрации, толчков
и ударов (рис. |
33). |
|
|
|
|
||
Временный |
трубопровод, |
|
|
||||
соединяющий опрессовываю- |
|
|
|||||
щее устройство с испыты |
|
|
|||||
ваемым трубопроводом, дол |
|
|
|||||
жен быть изготовлен из труб |
|
|
|||||
и деталей, |
прочность |
кото |
|
|
|||
рых соответствует |
условиям |
|
|
||||
испытания, а сам временный |
|
|
|||||
трубопровод закреплен. Про |
|
|
|||||
ведение испытаний всех хла- |
|
|
|||||
допроводов |
должно |
быть |
|
|
|||
подразделено на прочность и |
|
|
|||||
плотность. |
Испытание |
на |
|
|
|||
прочность делают до |
испы |
|
|
||||
тания на плотность и |
одно |
|
|
||||
не может заменить другое. |
2 |
|
|||||
Прочностное |
испытание |
|
|||||
проводят |
в течение 5 мин |
j |
|
||||
при давлении |
|
|
|
|
|
||
Р п р — 1 >25р |
макс, раб- |
|
|
|
|
||
Для холодильных устано |
рис 33 |
петля |
|||||
вок, работающих на аммиа- |
|||||||
ке, пропане и фреоне-22, |
ве- |
ИС«Перкинса» Я |
|||||
личина пробного давления на |
/-н а к и д н а я |
гайка; |
|||||
прочность равна: сторона ВЫ- |
трѴбка^Жркинсг^; |
||||||
сокого давления |
хладаген- |
4 —манометр |
та — 20 кгс/см2; сторона низкого давления хладагента —
15 кгс/см2.
Для холодильных установок, работающих на фреоне-12, величина пробного давления на прочность равна: сторона высокого давления хладагента — 15 кгс/см2-, сторона низкого дав ления хладагента— 10 кгс/см2.
И З
В основном проводят пневматическое ис пытание (инертным газом или сухим возду хом), но так как пневматическое испытание на прочность значительно опаснее, чем гидравли ческое, на больших установках, где диаметры трубопроводов хладагентов достигают Dy > >1000 мм, можно допустить гидравлическое испытание с тщательным проведением после дующей осушки всей системы.
Только трубопроводы амімиачных абсорб ционных машин могут быть легко подвергнуты гидравлическим испытаниям без дополнитель ной их осушки. В случае работы абсорбцион ной холодильной машины на температурах ис парения ниже —30°С (давление испарения около 1 ата или менее) часть машины, где цир кулирует чистый аммиак (см. рис. 2), жела тельно не подвергать гидравлическим испыта ниям на прочность: во время наладки ее будет очень трудно вывести на режим.
В аммиачных и пропановых компрессион ных холодильных машинах гидравлическое ис пытание трубопроводов может быть допущено только в случае, если в проектной документа ции будут указаны способы удаления воды из всех трубопроводов и ко всем нижним точкам будут запроектированы дренажные устройства. При этом все опоры, подвески и опорные кон струкции под ними должны быть рассчитаны на дополнительные нагрузки от воды, нахо дящейся в трубопроводе во время испытания.
Во фреоновых компрессионных холодиль ных установках гидравлическое испытание во дой недопустимо.
Трубопроводы для теплоносителей испыты вают: рПр = 6 кгсісм2, если они находятся на высоте не более 10 м. В случае размещения
114
трубопроводов на больших высотах, условия испытания оговариваются особо.
Для теплоносителей применяют только гидравлический метод испытания.
Во время испытания на прочность все аппа раты и компрессоры должны быть отключены. Во время гидравлического испытания трубо проводов необходимо наблюдать за всеми со единениями и сальниками. Наполнять водой систему необходимо при открытых воздушных краниках до появления из них воды, после чего краники закрывают.
В случае появления течи в соединениях и сальниках ее надлежит устранить, прекратив подачу воды в испытываемый трубопровод. После устранения дефектов в испытываемом трубопроводе создается необходимое пробное давление при помощи гидравлического пресса.
Осмотр трубопровода, наполненного водой, осуществляется при помощи молотка весом 1,5 кг. Удары наносят по трубе рядом со свар ным швом. Все обнаруженные дефекты отме чают краской и устраняют после слива воды.
Результаты гидравлического испытания считаются удовлетворительными, если во вре мя испытания не произошло падения давления по манометру, не было обнаружено течи и от потевания.
О проведении пневматического или гидрав лического испытания на прочность составляют акт (приложение 2). После испытания на прочность все трубопроводы (кроме теплоно сителей) испытывают на плотность вместе с аппаратами.
В том случае, если испытание на прочность проводили гидравлическим способом, вся вода из них должна быть слита, трубопроводы про-
115
дуты сухим и теплым воздухом или инертным газом. На плотность трубопроводы испытыва
ют инертным газом или |
воздухом: |
аммиак, |
||
пропан и |
фреон-22 — сторона |
нагнетания — |
||
18 кгс/см2, |
а сторона всасывания— 12 кгс/см2; |
|||
фреон-12 — сторона нагнетания |
12 кгсісм2, а |
|||
всасывания — 8 кгсісм2. |
испытания |
должно |
||
Время проведения |
быть не менее 18 ч, из них примерно около 6 ч происходит выравнивание температур. 'Давле ние при испытании на плотность отсчитывается после выравнивания температур окружающей среды и внутри системы.
Давление в трубопроводе повышается по степенно с остановками. Сначала давление по вышают до 0,3 р Пр ; затем осматривают весь испытываемый трубопровод. Проверяют герме тичность соединений и сальниковых набивок специальными течеискателями или путем об мазки мыльным раствором. На время осмотра подъем давления прекращается. Следующий этап подъема давления рпр = 0,6 ррабОпять делается такой же осмотр и только после это го поднимается давление до рпр = /^раб и осуществляется испытание на плотность.
Окончательным является испытание систе мы на плотность с регистрацией падения дав ления. Результаты испытания признаются удовлетворительными, если за время испыта ния (после выравнивания температур, наруж ного воздуха и газа внутри труб) величина утечки по манометру за 1 ч составит менее
0,2 %.
Дефекты, обнаруженные при испытании на плотность, отмечаются на трубопроводе и в журнале испытания.
Устранение дефектов можно производить
116
только после того, как будет выпущен весь газ из системы.
Исправление дефектов сварных стыков трубопроводов производят при условии, если в трубопроводе Dy 70—100 мм, длина трещин менее 20 мм и при Dy > 100 м — менее 50 мм, а также на участках с недопустимыми дефек тами меньше 0,25 длины окружности стыка. При исправлении обязательно делают вырубку дефектных мест и .заварку их вновь.
В остальных случаях дефектный стык уда ляют из трубопровода и на его место вварива ют катушку длиной не менее 100 мм при Dy менее 150 :и 200 мм при Dy более 150 мм.
Кроме того, исправленные участки стыков проверяют физическими методами контроля в соответствии со СНиП Ш-Г. 9—62*.
Не следует пытаться устранять течь во фланцевых соединениях путем затягивания болтов или шпилек, с приложением чрезмерно го усилия, что может вызвать повышенные на пряжения на болтах и шпильках. Надо лучше разобрать фланцевое соединение, определить причину течи (перекос фланца, дефект про кладки, попадания загрязнений и т. п.), после чего устранить ее.
При подтягивании болтов и шпилек на разъемных соединениях трубопроводов ручку ключа удлинять запрещается.
Исправив все дефекты, обнаруженные при испытании на плотность, составляют соответ ствующий акт (приложение 2).
При испытании на плотность весьма эффек тивен способ с применением различных паху чих веществ — одорантов. Расход жидкого одо ранта, введенного в испытываемую систему, следует принимать из расчета 1 л жидкости на
117
5 000—20 000 мъ инертного газа или воздуха. В качестве одоранта принимается метилмеркаптан и др.
Наиболее часто применяемым способом проведения испытания на плотность (где она более важна) является добавка незначитель ного количества газообразного фреона в коли честве, соответствующем повышению давления до 0,5—1 кгс/см2, по манометру. Фреон, обла дая высокой текучестью, проникает через все неплотности и выходит наружу. При помощи специальных галоидных течеискателей (ГТИ-1, ГТИ-2 и ГТИ-3 с питанием от электросети на пряжением 220 в или ГТИ-5 с питанием от ак кумуляторов) находят мельчайшие поры в сварке и неплотности в других местах, способ ные образовать при эксплуатации утечки хлад агентов или при разрежении приток воздуха.
Для малых установок можно применять галоидную горелку, работа которой основана на изменении цвета пламени спиртовой горелки в зависимости от примесей в окружающем воз духе.
Все аммиачные, пропановые и фреоновые трубопроводы, которые должны будут работать при низких температурах (ниже —30°С), сле дует испытывать на разрежение, но это испыта ние не входит в объем монтажных работ.
При создании в трубопроводе разрежения, так же как и при испытании на плотность, нельзя пользоваться компрессорами, предна значенными для перемещения хладагента, и они должны быть отключены на время испыта ний.
Вакуум-насос или компрессор создает необ ходимое разрежение в системе. Разрежение,
118
которому подвергают испытываемую систему или участок ее, должно превосходить рабочее
в2—3 раза. Например, если рабочее давление
втрубопроводе 0,4 ата, рекомендуемое давле ние для испытания 0,13—0,2 ата.
Продолжительность испытания 6—12 ч. Следует учесть, что вакуумировать систему, ко торая была испытана водой, очень трудно без хорошего влагоудаления и осушки.
Для испытания на разрежение в проектной документации должна быть приложена специ альная инструкция.
Перед заполнением систем хладагентом и теплоносителем трубопроводы, передающие низкотемпературные среды, необходимо заизолировать, после чего составляется акт готовно сти установки для заполнения хладагентами (приложение 3).
Все трубопроводы окрашивают в следую щие цвета:
всасывающие (поверх изоляции) —
синий;
жидкостные — желтый;
нагнетательные — красный;
паровые ■— черный;
теплоносители — серый;
водяные — зеленый.
Перед зарядкой систем, передающих хлад агенты, необходимо 'максимально опорожнить их от воздуха, продувочных инертных газов и водяных паров. Чем тщательнее это будет вы полнено, тем безопаснее будет работа (пропан
119
II аммиак образуют взрывоопасные смеси с остатками воздуха при зарядке системы). Кроме того, наличие воздуха в системе вызовет резкое увеличение затрат энергии при работе и одновременно снизит холодопроизводитель ность.
Поэтому эти две причины заставляют счи тать разрежение системы одной из самых важ ных задач наладочных операций. Вакуумиро вание системы производится одновременно с включенными аппаратами. Для более тщатель ного удаления воздуха из системы можно при бегнуть к продувке азотом или фреоном, но это не исключает опорожнение — вакуумирование системы.
Испытание на разрежение, так же как и опорожнение системы, осуществляют отдель ным компрессором и вакуум-насосом.
Зарядку производят сразу после опорожне ния системы-
Аммиачные и пропановые компрессионные холодильные установки
До зарядки системы хладагентом картер ные компрессоры надлежит заполнять маслом. За счет разрежения в картере масло немедлен но заполнит его до нужной отметки по указа телю уровня. Оппозитные компрессоры должны быть заполнены маслом до вакуумиро вания системы. Все эти операции выполняют строго в соответствии с инструкциями, прикла дываемыми к компрессорам.
Для передачи из хранилищ аммиака и про пана в систему существуют специальные заполнительные устройства, но не следует забывать
120
о том, что жидкий хладагент, находящийся в емкостях или баллонах под значительным дав лением, переходя в трубопроводы и аппараты, находящиеся под разрежением, мгновенно вы зовет их деформацию из-за резкой разницы температур. Кроме того, при сильном пере охлаждении около сварных стыков могут обра зоваться трещины, откуда выйдет хладагент. Поэтому при зарядке эту операцию следует вести осторожно, медленно наполняя трубо проводы и аппараты жидким хладагентом.
Если зарядку ведут от баллонов, резиновый шланг обязательно должен быть сделан из мо розостойкой резины.
Фреоновые компрессионные холодильные установки
Зарядку компрессоров маслом производят примерно так же как и аммиачных, но фреоно вые поршневые компрессоры обычно приходят заполненные маслом, и при наладке происхо дит только дозарядка.
Заполнение системы фреоном существенно отличается от заполнения аммиаком тем, что в систему нельзя допустить попадание влаги вместе с фреоном. Для этого при зарядке уста навливают специальный монтажный осуши тель, состоящий из двух осушительных коло нок, наполненных силикагелем, работающих попеременно. После колонок устанавливаются фильтры для улавливания мельчайших частиц силикагеля, которые могут пройти вместе с жидким фреоном. После заполнения системы осушительные колонки демонтируют, а патруб ки с запорными вентилями заглушают.
121