Файл: Кротенко, Л. М. Использование кормового жира в комбикормовом производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 636.085.55'14

Автор Л. М. КРОТЕНКО

Рецензент .1. П. Мазник.

i^) Центральный научно-исследовательский институт информации и теанико-экономическва исследований Министерства заготовок СССР, 1974.

: . р

;.“!0! *

V». *г.л^

\

ВВЕДЕНИЕ

В ближайшие гиды намечается расширение производства ком­ бикормов и белково-вита1минны-х добавок как на государственных предприятиях, так и в колхозах и совхозах.

Дальнейший рост производства комбикормов и повышение их эффективности может быть достигнут благодаря привлечению раз­ личных кормовых средств и стимулирующих добавок. Особое ме­ сто занимают жидкие добавки — меласса, жиры, жидкие отходы рыбоперерабатывающих предприятий. Среди этих добавок следует выделить жиры. По сравнению с углеводами и белками жиры со­ держат наименьшее количество кислорода и наибольшее углерода, и водорода, благодаря чему обладают высокой потенциальной энергоемкостью. Практикой доказано, что по усвояемой энергии животные жиры превосходят другие корма.

Введение жиров в комбикорма улучшает их вкусовые качества, способствует стабилизации ряда витаминов, содержащихся в кор­ ме, уменьшает пылевыделение. снижает расход электроэнергии при гранулировании, ;

В настоящее время годовое производство кормовых жиров в нашей стране составляет десятки тысяч тонн. Использование этих жиров для обогащения комбикормов даст возможность увеличить ресурсы высококалорийного сырья, используемого в промышлен­ ности, позволит значительно повысить качество вырабатываемых комбикормов.

ВСША при общем выпуске комбикормов 60 млн. г использует­ ся более 600 тыс. тнепищевых жиров, т. е. около одного процента

кобщей выработке продукции. Не обогащенные жиром комбикор­ ма в США спросом не пользуются. В Японии ежегодно вводят в

комбикорма более 40 тыс. тжиров, т. е. 0,2% от общей выработки продукции.

Внастоящем издании дан обзор работ, характеризующих со­ временное состояние техники и технологии ввода жиров на комби­ кормовых предприятиях.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИРОВ НА КОМБИКОРМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Многолетним опытом отечественной и зарубежной практики доказано, что развитие животноводства на промышленной основе невозможно без хорошо организованного производства комбикор мов по научно обоснованным и проверенным на практике методам.

I- O.S

?


Для увеличения производства комбикормов а улучшения ил качества большой интерес представляют жидкие ингредиенты, осо­ бенно жиры.

Сырьем для выработки кормовых жиров являются малоценные непищевые отходы, получаемые при переработке скота. Сбор сырья и производство кормового жира организуют так, чтобы исключить распространение заболеваний. В процессе производства сырье под­ вергается стерилизации. Для получения стерильного продукта из­ мельченное, промытое и обезвоженное сырье должно быть подверг­ нуто тепловой обработке при температуре не ниже 135°С в течение не менее 30—40 мин. Слишком высокие температуры и большая длительность процесса нагрева ухудшают качество жира.

При нагревании до 250—350°С при атмосферном давлении жи­ ры разлагаются с образованием летучих веществ, выделяющихся в виде пара, газа и дыма. Жиры горючи. В открытом сосуде сго­ рают с большим выделением копоти.

Кратковременное хранение жира допускается в темных сухих помещениях при температуре не выше 4-4°С и относительной влаж­ ности воздуха до 85%, а длительное (до б месяцев) — при темпе­ ратуре —8°С и относительной влажности воздуха до 90%.

Для увеличения длительности хранения жиров применяют анти­ окислители: в СССР—сантохин, бутилокситолуол, бутилоксианизол и пропилгалат, а за рубежом — токоферолы, аскорбиновую кислоту, лецитин и др. Более сильное антиокислительное действие оказывает сочетание растительного масла с другими антиокисли­ телями.

Различают следующие изменения, вызывающие порчу жиров при их хранении:

1.Гидролиз (повышенная кислотность, закисание).

2.Окисление с образованием:

перекисей;

альдегидов (прогоркдние, появление специфического непри­ ятного вкуса и запаха);

альдегидов и дикарбоновых кислот (отвердевание):

кетонов (душистое прогоркание);

оксикислот (осаливание).

Прогорклые жиры содержат ядовитые и вредные продукты, ко­ торые имеют неприятный вкус и запах, вызывают расстройство пищеварения, изжогу, раздражают слизистую оболочку пищевари­ тельного тракта. Органические перекиси, образующиеся в этих жи­ рах, разрушают витамины A, D и каротин.

■ Эти обстоятельства следует учитывать при определении степени допускаемой окисленности жиров, вводимых в комбикорма. В на­ стоящее время имеется разрешение Министерства заготовок СССР

вводить в комбикорма для птицы жиры 1-го и 2-го сортов.

По данным зарубежных источников, жиры с успехом применя­ ются для ввода в комбикорма для свиней и крупного рогатого ско­ та. В комбикорма для откорма свиней добавляют от 2 до 5% жира. При откорме мясного крупного рогатого скота считается целесо­


образным скармливать в день каждому животному до 500 г жира. Минимальное количество жиров, которое в' настоящее время скармливают в США при откорме крупного рогатого скота, состав­ ляет 200—250 г. Такое же количество жиров скармливают молоч­ ным коровам.

Потребление жиров при откорме скота в США быстро растет. Если в 1952 г. включение их в смеси для жвачных животных со­ ставляло 5 тыс. т, в 1953 г. — 35 тыс. т, то в I960 г. — 500 тыс. т.

По данным тех же зарубежных источников, повйшенное содер­ жание свободных жирных кислот в кормах не причиняет вреда животным. Непрогорклые жиры с высоким содержанием свободных жирных кислот скармливались животным и при этом были уста­ новлены удовлетворительные результаты.

Однако высокое содержание свободных жирных кислот может ухудшать вкусовые качества кормов для некоторых видов живот­ ных, особенно для телят и молочного скота. Птицы и свиньи не так чувствительны к вкусу и запаху корма.

Удельный вес жира колеблется в зависимости от сорта в*пределах 0,915—0,961 г/см3. При повышении температуры на 1° удель­ ный вес уменьшается в среднем на 0,0007 г/см3.

Вязкость является основным физическим свойством жира, влия­ ющим на равномерность его распределения при вводе в комбикор­ ма. Чем меньше вязкость, тем более высокой степени дисперсности достигают при вводе жира.

Вязкость кормовых жиров резко понижается при нагревании их до температуры 35°С. При повышении температуры до 70—75°С вязкость также быстро понижается вследствие уменьшения сил межмолекулярного сцепления. При дальнейшем повышении темпе­ ратуры вязкость жиров понижается незначительно и при высоких температурах приблизительно одинакова и имеет небольшую вели­ чину.

Процесс использования кормового жира как сырья в комби­ кормовой промышленности включает и доставку жира с мясоком­ бината на комбикормовый завод.

По имеющимся в литературе данным, за рубежом жиры до­ ставляются на комбикормовые заводы в различной таре и упаков­ ке: в коробках весом по 25 кг и более, в бочках емкостью 200300 л или автомобилях-цистернах емкостью до 15 т.

В нашей стране предприятия мясной промышленности до по­ следнего времени перевозили технические жиры на большие рас­ стояния в деревянных бочках весом по 50—60 кг с полиэтилено­ выми вкладышами или в железнодорожных цистернах. Только на некоторые комбикормовые заводы (Кировоградский и Кишинев­ ский комбинаты хлебопродуктов, Валмиерское комбикормовое объединение Латвийской ССР) кормовые жиры доставляются с мясокомбинатов в специально изготовленных контейнерах и емко­ стях, оборудованных змеевиками для разогрева жира паром или горячей водой.

Прием и передача на хранение жира, поступающего в бочках, гребует значительных затрат ручного труда. Дно бочки осторожно


При доставке жира автомашиной в специальном контейнере по­ следний снимается -с машины автопогрузчиком и устанавливается на специальную подставку выше верхнего уровня расходного бака (рис. 1). К подставке подведен паропровод, к которому подклю­ чается змеевик контейнера. Выпускной патрубок контейнера соеди­ няется с самотечной трубой для слива жира в расходный бак ем­ костью 4 м2. Самотечная труба заключена в паровую рубашку для предупреждения образования в трубе жировых пробок при сливе жира в холодное время года.

В верхней крышке расходного бака имеется люк 0 500 мм, в который вставлен фильтр из металлической сетки.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ВВОДА ЖИРА

В КОМБИКОРМА

Впервые в нашей стране схема технологического процесса ввода технических жиров и фосфатидного концентрата в комбикорма бы­ ла разработана ВНИИКП в 1965 г. (рис. 2).

Рис. 2. Схема ввода жиров в рассыпные комбикорма, разработанная ВНИИКП '

На основе этой схемы на Воронежском комбикормовом заводе была смонтирована опытная линия по вводу жидких добавок в рассыпные комбикорма производительностью 3 т/час.

Процесс ввода жира по схеме осуществляется следующим обра­ зом. Бочка с жиром подкатывается к специальной воронке со змее­ виком 1, вскрывается и опрокидывается на разогретый паром труб­ чатый змеевик 2. Жир разжижается и стекает через воронку в на­ копительную емкость 3. Накопительная емкость имеет паровую ру­ башку, где жир разогревается до температуры 60—70°С и шесте­ ренчатым насосом РЗ 4 подается в бац-смеситель СМК-05 емко­ стью 0,5 м3 5. После насоса на нагнетательном трубопроводе уста­ новлен фильтр из пробивного сита с диаметром отверстий 0,6— 0,8 мм 6. Бак-смеситель СМК-0,5 имеет паровую рубашку, в кото-

2—53

.

5

рую подается пар для поддержания заданной температуры жира —. 60—70°С. Из бака-смесителя жир с помощью насоса-дозатора НД-1000 производительностью 160— 1000 л/час 7 подается в сме­ ситель СДМ-3 8 для смешивания с комбикормом.

Дозировка комбикорма перед подачей в смеситель СДМ-3 осу­ ществляется с помощью объемного дозатора 9.

Для сглаживания пульсации после насоса-дозатора НД уста­ навливается депульсатор емкостью 6— 10 л 10 с манометром 11.

На базе этой первой отечественной опытной установки были разработаны линии по вводу технических жиров в комбикорма на Сальском, Карагандинском,, Валмиереком, Шилутском комбикор­ мовых заводах. Все линии включают в себя те же элементы, что и опытная установка, но за счет монтажа более мощного оборудова­ ния производительность их увеличена до 10 т/час.

В 1969 г. НИИЖем Лесостепи и Полесья Украины разработана схема ввода жира и мелассу в комбикорма и рекомендована для осуществления на Кировоградском комбикормовом заводе (рис. 3).

ском комбикормовом заводе:

жир; --------- 2Н -------- пар; -----------конденсат

Схема отличается от Воронежской более рациональным способом доставки жира в автоконтейнерах /, оборудованных змеевиками для разогрева при сливе и новым типом смесителя.

По рекомендованной схеме на Кировоградском комбикормовом заводе в 1970 г. смонтирована установка для ввода жира в комби­ корма для птицы. Она состоит из расходного бака для жира емко­

стью 4 м3 2, резервного бака емкостью 10 мъ

3, насоса НШП-20-59

4,

бака-смесителя СМК-0,5 5, насоса Р3-3,0

(РЗ-4,5 или НШ-32)

6,

фильтра-ловушки 7 и смесителя СДЖ-25

(или «Шуги») 8.

6

'


Все оборудование установки соединено жиропроводами, заклю­ ченными в паровые рубашки, с необходимой запорной арматурой ,и контрольно-измерительными приборами. Расходный и резервный баки, а также бак-смеситель оборудованы змеевиками для подо­ грева жира. В расходном баке постоянно поддерживается темпе­ ратура жира 60—70°С. В резервном баке жир подогревается перед подачей его в производство.

В баке-смесителе СМК-0,5 жир дополнительно подогревается до температуры 80°С. Регулирование температуры нагрева жира в расходном баке и баке-смесителе производится с помощью регу­ ляторов температуры прямого действия РПД (предел регулирова­ ния 70—80°С).

Включение и выключение двигателя насоса НШП-20-59 при подаче жира в бак СМК-0,5 производятся автоматически с по­ мощью поплавкового реле РМ-51, установленного в баке-смесите­ ле. Из бака-смесителя жир насосом Р3-3,0 (РЗ-4,5 или НШ-32) че­ рез фильтр-ловушку нагнетается в рабочую жировую линию и дальше в форсунки смесителя, где смешивается с движущейся мас­ сой комбикорма.

Обогащение комбикорма жиром производится в потоке. Перед обогащением комбикорм проходит через просеивающую .машину 9, после которой шнеком подается на смеситель. Дозирование комби­ корма производится с помощью вибрационного мерника, изготов­ ленного.на предприятии.

В верхней части смесителя «Шуги» имеется датчик, фиксирую­ щий наличие в смесителе продукта 10. Если комбикорм в смеси­ тель не поступил, электромагнитный клапан на рабочем жиропро­ воде закрыт, а на обратном открыт, и жир возвращается в бак СМК-0,5.

При поступлении комбикорма датчик в верхней части смесителя дает импульсы на электромагнитные клапаны, первый из них от­ крывается, второй закрывается, и жир поступает на форсунки сме­ сителя.

На линии от насоса до смесителя установлены фильтр, регуля­ тор давления 11, манометр 12, расходомер 13 и два электромагнит­ ных клапана 14.

Фильтры, заполненные остывшим жиром, создают большое со­ противление и становятся помехой в работе жировой линии. Во избежание этого фильтры также заключены в паровые рубашки.

Технологической схемой предусмотрена также подача жира из бака-смесителя СМК-05 непосредственно в смеситель пресса-грану­ лятора ДГ 15. В этом случае несколько понижается равномерность смешивания, но появляется возможность вводить жир в 'комби­ корм с меньшими затратами электроэнергии и меньшим количе­ ством оборудования. , ■

Конденсат после обогрева жировой линии направляется В'кана­ лизационную сеть. Направлять его вместе с конденсатом всей теплосети предприятия для повторного использования в котельной опасно, так как в нем может содержаться жировая эмульсия.

2*

7