Файл: Кротенко, Л. М. Использование кормового жира в комбикормовом производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
УДК 636.085.55'14
Автор Л. М. КРОТЕНКО
Рецензент .1. П. Мазник.
i^) Центральный научно-исследовательский институт информации и теанико-экономическва исследований Министерства заготовок СССР, 1974.
: . р
;.“!0! *
V». *г.л^
\
ВВЕДЕНИЕ
В ближайшие гиды намечается расширение производства ком бикормов и белково-вита1минны-х добавок как на государственных предприятиях, так и в колхозах и совхозах.
Дальнейший рост производства комбикормов и повышение их эффективности может быть достигнут благодаря привлечению раз личных кормовых средств и стимулирующих добавок. Особое ме сто занимают жидкие добавки — меласса, жиры, жидкие отходы рыбоперерабатывающих предприятий. Среди этих добавок следует выделить жиры. По сравнению с углеводами и белками жиры со держат наименьшее количество кислорода и наибольшее углерода, и водорода, благодаря чему обладают высокой потенциальной энергоемкостью. Практикой доказано, что по усвояемой энергии животные жиры превосходят другие корма.
Введение жиров в комбикорма улучшает их вкусовые качества, способствует стабилизации ряда витаминов, содержащихся в кор ме, уменьшает пылевыделение. снижает расход электроэнергии при гранулировании, ;
В настоящее время годовое производство кормовых жиров в нашей стране составляет десятки тысяч тонн. Использование этих жиров для обогащения комбикормов даст возможность увеличить ресурсы высококалорийного сырья, используемого в промышлен ности, позволит значительно повысить качество вырабатываемых комбикормов.
ВСША при общем выпуске комбикормов 60 млн. г использует ся более 600 тыс. тнепищевых жиров, т. е. около одного процента
кобщей выработке продукции. Не обогащенные жиром комбикор ма в США спросом не пользуются. В Японии ежегодно вводят в
комбикорма более 40 тыс. тжиров, т. е. 0,2% от общей выработки продукции.
Внастоящем издании дан обзор работ, характеризующих со временное состояние техники и технологии ввода жиров на комби кормовых предприятиях.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИРОВ НА КОМБИКОРМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Многолетним опытом отечественной и зарубежной практики доказано, что развитие животноводства на промышленной основе невозможно без хорошо организованного производства комбикор мов по научно обоснованным и проверенным на практике методам.
I- O.S |
? |
Для увеличения производства комбикормов а улучшения ил качества большой интерес представляют жидкие ингредиенты, осо бенно жиры.
Сырьем для выработки кормовых жиров являются малоценные непищевые отходы, получаемые при переработке скота. Сбор сырья и производство кормового жира организуют так, чтобы исключить распространение заболеваний. В процессе производства сырье под вергается стерилизации. Для получения стерильного продукта из мельченное, промытое и обезвоженное сырье должно быть подверг нуто тепловой обработке при температуре не ниже 135°С в течение не менее 30—40 мин. Слишком высокие температуры и большая длительность процесса нагрева ухудшают качество жира.
При нагревании до 250—350°С при атмосферном давлении жи ры разлагаются с образованием летучих веществ, выделяющихся в виде пара, газа и дыма. Жиры горючи. В открытом сосуде сго рают с большим выделением копоти.
Кратковременное хранение жира допускается в темных сухих помещениях при температуре не выше 4-4°С и относительной влаж ности воздуха до 85%, а длительное (до б месяцев) — при темпе ратуре —8°С и относительной влажности воздуха до 90%.
Для увеличения длительности хранения жиров применяют анти окислители: в СССР—сантохин, бутилокситолуол, бутилоксианизол и пропилгалат, а за рубежом — токоферолы, аскорбиновую кислоту, лецитин и др. Более сильное антиокислительное действие оказывает сочетание растительного масла с другими антиокисли телями.
Различают следующие изменения, вызывающие порчу жиров при их хранении:
1.Гидролиз (повышенная кислотность, закисание).
2.Окисление с образованием:
—перекисей;
—альдегидов (прогоркдние, появление специфического непри ятного вкуса и запаха);
—альдегидов и дикарбоновых кислот (отвердевание):
—кетонов (душистое прогоркание);
—оксикислот (осаливание).
Прогорклые жиры содержат ядовитые и вредные продукты, ко торые имеют неприятный вкус и запах, вызывают расстройство пищеварения, изжогу, раздражают слизистую оболочку пищевари тельного тракта. Органические перекиси, образующиеся в этих жи рах, разрушают витамины A, D и каротин.
■ Эти обстоятельства следует учитывать при определении степени допускаемой окисленности жиров, вводимых в комбикорма. В на стоящее время имеется разрешение Министерства заготовок СССР
вводить в комбикорма для птицы жиры 1-го и 2-го сортов.
По данным зарубежных источников, жиры с успехом применя ются для ввода в комбикорма для свиней и крупного рогатого ско та. В комбикорма для откорма свиней добавляют от 2 до 5% жира. При откорме мясного крупного рогатого скота считается целесо
образным скармливать в день каждому животному до 500 г жира. Минимальное количество жиров, которое в' настоящее время скармливают в США при откорме крупного рогатого скота, состав ляет 200—250 г. Такое же количество жиров скармливают молоч ным коровам.
Потребление жиров при откорме скота в США быстро растет. Если в 1952 г. включение их в смеси для жвачных животных со ставляло 5 тыс. т, в 1953 г. — 35 тыс. т, то в I960 г. — 500 тыс. т.
По данным тех же зарубежных источников, повйшенное содер жание свободных жирных кислот в кормах не причиняет вреда животным. Непрогорклые жиры с высоким содержанием свободных жирных кислот скармливались животным и при этом были уста новлены удовлетворительные результаты.
Однако высокое содержание свободных жирных кислот может ухудшать вкусовые качества кормов для некоторых видов живот ных, особенно для телят и молочного скота. Птицы и свиньи не так чувствительны к вкусу и запаху корма.
Удельный вес жира колеблется в зависимости от сорта в*пределах 0,915—0,961 г/см3. При повышении температуры на 1° удель ный вес уменьшается в среднем на 0,0007 г/см3.
Вязкость является основным физическим свойством жира, влия ющим на равномерность его распределения при вводе в комбикор ма. Чем меньше вязкость, тем более высокой степени дисперсности достигают при вводе жира.
Вязкость кормовых жиров резко понижается при нагревании их до температуры 35°С. При повышении температуры до 70—75°С вязкость также быстро понижается вследствие уменьшения сил межмолекулярного сцепления. При дальнейшем повышении темпе ратуры вязкость жиров понижается незначительно и при высоких температурах приблизительно одинакова и имеет небольшую вели чину.
Процесс использования кормового жира как сырья в комби кормовой промышленности включает и доставку жира с мясоком бината на комбикормовый завод.
По имеющимся в литературе данным, за рубежом жиры до ставляются на комбикормовые заводы в различной таре и упаков ке: в коробках весом по 25 кг и более, в бочках емкостью 200300 л или автомобилях-цистернах емкостью до 15 т.
В нашей стране предприятия мясной промышленности до по следнего времени перевозили технические жиры на большие рас стояния в деревянных бочках весом по 50—60 кг с полиэтилено выми вкладышами или в железнодорожных цистернах. Только на некоторые комбикормовые заводы (Кировоградский и Кишинев ский комбинаты хлебопродуктов, Валмиерское комбикормовое объединение Латвийской ССР) кормовые жиры доставляются с мясокомбинатов в специально изготовленных контейнерах и емко стях, оборудованных змеевиками для разогрева жира паром или горячей водой.
Прием и передача на хранение жира, поступающего в бочках, гребует значительных затрат ручного труда. Дно бочки осторожно
При доставке жира автомашиной в специальном контейнере по следний снимается -с машины автопогрузчиком и устанавливается на специальную подставку выше верхнего уровня расходного бака (рис. 1). К подставке подведен паропровод, к которому подклю чается змеевик контейнера. Выпускной патрубок контейнера соеди няется с самотечной трубой для слива жира в расходный бак ем костью 4 м2. Самотечная труба заключена в паровую рубашку для предупреждения образования в трубе жировых пробок при сливе жира в холодное время года.
В верхней крышке расходного бака имеется люк 0 500 мм, в который вставлен фильтр из металлической сетки.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ВВОДА ЖИРА
В КОМБИКОРМА
Впервые в нашей стране схема технологического процесса ввода технических жиров и фосфатидного концентрата в комбикорма бы ла разработана ВНИИКП в 1965 г. (рис. 2).
Рис. 2. Схема ввода жиров в рассыпные комбикорма, разработанная ВНИИКП '
На основе этой схемы на Воронежском комбикормовом заводе была смонтирована опытная линия по вводу жидких добавок в рассыпные комбикорма производительностью 3 т/час.
Процесс ввода жира по схеме осуществляется следующим обра зом. Бочка с жиром подкатывается к специальной воронке со змее виком 1, вскрывается и опрокидывается на разогретый паром труб чатый змеевик 2. Жир разжижается и стекает через воронку в на копительную емкость 3. Накопительная емкость имеет паровую ру башку, где жир разогревается до температуры 60—70°С и шесте ренчатым насосом РЗ 4 подается в бац-смеситель СМК-05 емко стью 0,5 м3 5. После насоса на нагнетательном трубопроводе уста новлен фильтр из пробивного сита с диаметром отверстий 0,6— 0,8 мм 6. Бак-смеситель СМК-0,5 имеет паровую рубашку, в кото-
2—53 |
. |
5 |
рую подается пар для поддержания заданной температуры жира —. 60—70°С. Из бака-смесителя жир с помощью насоса-дозатора НД-1000 производительностью 160— 1000 л/час 7 подается в сме ситель СДМ-3 8 для смешивания с комбикормом.
Дозировка комбикорма перед подачей в смеситель СДМ-3 осу ществляется с помощью объемного дозатора 9.
Для сглаживания пульсации после насоса-дозатора НД уста навливается депульсатор емкостью 6— 10 л 10 с манометром 11.
На базе этой первой отечественной опытной установки были разработаны линии по вводу технических жиров в комбикорма на Сальском, Карагандинском,, Валмиереком, Шилутском комбикор мовых заводах. Все линии включают в себя те же элементы, что и опытная установка, но за счет монтажа более мощного оборудова ния производительность их увеличена до 10 т/час.
В 1969 г. НИИЖем Лесостепи и Полесья Украины разработана схема ввода жира и мелассу в комбикорма и рекомендована для осуществления на Кировоградском комбикормовом заводе (рис. 3).
ском комбикормовом заводе:
жир; --------- 2Н -------- пар; -----------конденсат
Схема отличается от Воронежской более рациональным способом доставки жира в автоконтейнерах /, оборудованных змеевиками для разогрева при сливе и новым типом смесителя.
По рекомендованной схеме на Кировоградском комбикормовом заводе в 1970 г. смонтирована установка для ввода жира в комби корма для птицы. Она состоит из расходного бака для жира емко
стью 4 м3 2, резервного бака емкостью 10 мъ |
3, насоса НШП-20-59 |
|
4, |
бака-смесителя СМК-0,5 5, насоса Р3-3,0 |
(РЗ-4,5 или НШ-32) |
6, |
фильтра-ловушки 7 и смесителя СДЖ-25 |
(или «Шуги») 8. |
6 |
' |
Все оборудование установки соединено жиропроводами, заклю ченными в паровые рубашки, с необходимой запорной арматурой ,и контрольно-измерительными приборами. Расходный и резервный баки, а также бак-смеситель оборудованы змеевиками для подо грева жира. В расходном баке постоянно поддерживается темпе ратура жира 60—70°С. В резервном баке жир подогревается перед подачей его в производство.
В баке-смесителе СМК-0,5 жир дополнительно подогревается до температуры 80°С. Регулирование температуры нагрева жира в расходном баке и баке-смесителе производится с помощью регу ляторов температуры прямого действия РПД (предел регулирова ния 70—80°С).
Включение и выключение двигателя насоса НШП-20-59 при подаче жира в бак СМК-0,5 производятся автоматически с по мощью поплавкового реле РМ-51, установленного в баке-смесите ле. Из бака-смесителя жир насосом Р3-3,0 (РЗ-4,5 или НШ-32) че рез фильтр-ловушку нагнетается в рабочую жировую линию и дальше в форсунки смесителя, где смешивается с движущейся мас сой комбикорма.
Обогащение комбикорма жиром производится в потоке. Перед обогащением комбикорм проходит через просеивающую .машину 9, после которой шнеком подается на смеситель. Дозирование комби корма производится с помощью вибрационного мерника, изготов ленного.на предприятии.
В верхней части смесителя «Шуги» имеется датчик, фиксирую щий наличие в смесителе продукта 10. Если комбикорм в смеси тель не поступил, электромагнитный клапан на рабочем жиропро воде закрыт, а на обратном открыт, и жир возвращается в бак СМК-0,5.
При поступлении комбикорма датчик в верхней части смесителя дает импульсы на электромагнитные клапаны, первый из них от крывается, второй закрывается, и жир поступает на форсунки сме сителя.
На линии от насоса до смесителя установлены фильтр, регуля тор давления 11, манометр 12, расходомер 13 и два электромагнит ных клапана 14.
Фильтры, заполненные остывшим жиром, создают большое со противление и становятся помехой в работе жировой линии. Во избежание этого фильтры также заключены в паровые рубашки.
Технологической схемой предусмотрена также подача жира из бака-смесителя СМК-05 непосредственно в смеситель пресса-грану лятора ДГ 15. В этом случае несколько понижается равномерность смешивания, но появляется возможность вводить жир в 'комби корм с меньшими затратами электроэнергии и меньшим количе ством оборудования. , ■
Конденсат после обогрева жировой линии направляется В'кана лизационную сеть. Направлять его вместе с конденсатом всей теплосети предприятия для повторного использования в котельной опасно, так как в нем может содержаться жировая эмульсия.
2* |
7 |