Файл: Крикунова, И. И. Газовая сварка пластмасс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Таблица 6

4^

 

 

 

 

 

 

УГЛОВЫЕ ШВЫ

 

 

 

 

 

 

 

Шов

 

Толщина сваривае­

Предельное

Способ

Условное

 

Подготовка кромок

мого листа,

мм

Характеристика

Выполненный шов

 

отклонение

сварки

обозначе­

s

Sx

h ± 1, м м

 

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2—20

 

 

2—10

2—20

2-Ю

S

S^S

сл

сл

CD

ì 2 2 ! s я

. « a

>) о

°5

я §

U о

 

 

 

 

 

 

глубина разделки.

 

 

 

 

 

 

Q.

 

 

 

 

 

 

<u

 

 

 

oo

о

 

a

>>

 

 

 

a

 

 

>>

>>

 

«

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

a

 

 

 

 

 

 

S

С

 

 

 

 

 

a

С

С

X

С

с

a

u

Um

U-r

G

X

en

X

en

I

СП

 

56


К преимуществам описываемых швов относятся сле­ дующие:

уменьшение объема сварочного материала в 1,6—1,7 раза по сравнению с объемом при Ѵ-образных стыковых швах;

симметричное расположение сварочных прутков от­ носительно оси сечения шва, обеспечивающее меньшие остаточные деформации;

расположение возможного непровара в корне шва в нейтральном сечении, что делает его менее опасным.

Для уменьшения коробления свариваемых листов и равномерного распределения присадочного материала швы накладывают попеременно с обеих сторон листов. При нижнем положении швов это приводит к частому кантованию свариваемого изделия. Шов с двусторонней разделкой прочнее шва с односторонней разделкой из-за более равномерного распределения в нем остаточных напряжений.

При сварке встык листов различной толщины лист большей толщины обрабатывают до получения тонкого листа, в результате чего достигается их одновременный нагрев. Постепенное утонение листа большей толщины должно происходить на длине, равной не менее пяти­ кратной разности толщин стыкуемых листов. Допускается применение стыковых швов без предварительного утоне­ ния листа большей толщины, если разность толщин со­ единяемых листов не превышает 30% толщины тонкого листа, но не более 5 мм.

Тавровые и угловые швы (табл. 5 и 6). Втавр соеди­ няют элементы, расположенные обычно во взаимно пер­ пендикулярных плоскостях. В зависимости от толщины и назначения изделия подготовка свариваемых кромок должна быть различной. При толщине вертикального элемента до 4 мм кромки можно не разделывать, при толщине 4—20 мм выполняют одностороннюю или дву­ стороннюю разделку кромок.

Угловые соединения — разновидность соединения втавр. Сварка угловых швов без разделки кромок за­ труднена из-за возможного непровара вершины шва.

Угловые соединения выполняют также как и Ѵ-образ- ные со снятием фаски на одном или обоих свариваемых листах. Угловые швы применяют в основном при сварке днищ, крышек, фланцев и т. д.

Швы внахлестку (табл. 7) применять крайне нежела-

57

Таблица 7

ШВЫ ВНАХЛЕСТКУ

тельно. В них создаются большие внутренние напряже­ ния, которые приводят либо к большим остаточным де­ формациям свариваемого изделия, либо к образованию при сварке трещин в жестких конструкциях.

При сварке внахлестку шов накладывают не на тор­ цовую поверхность, а на боковую, при этом сварочный пруток приваривают только к наружной поверхности листа.

В таком соединении при работе на разрыв возникают большие усилия, и его прочность снижается. В нахлесточном и стыковом соединениях с накладками кромки не разделывают. При выполнении соединений внахлестку кромки не подвергают точной обработке. В этих соеди­ нениях увеличивается расход основного и присадочного материалов. При сварке один лист перекрывает другой

на величину нахлестки

ß=(4-?2)s. Катет шва

/г =

= (’/3¿-l)s (Ämin = 2 ММ И ¿max = 6 ММ).

листов

При одной и той же толщине свариваемых

механическая прочность

шва внахлестку почти

в 6

раз

58


меньше прочности шва встык. Поэтому такой вид соеди­ нения применяют в редких случаях, например при рас­ трубном соединении труб на клею для дополнительного упрочнения шва.

ТЕХНОЛОГИЯ СВАРКИ ПЛАСТМАСС

Основные параметры сварки

При сварке термопластов основными параметрами являются температура и расход теплоносителя, диаметр присадочного материала и угол его наклона при укладке в разделку кромок, давление, прикладываемое к прут­ ку, и угол наклона горелки к плоскости свариваемого материала. Скорость сварки и расстояние между срезом сопла и свариваемыми кромками, являющиеся парамет­ рами режима сварки, обычно не регламентируют и уста­ навливают сварщики в зависимости от формы разделки

кромок, положения шва в

пространстве, диаметра

при-

 

 

Таблица 8

СВАРОЧНАЯ ТЕМПЕРАТУРА

 

 

 

 

Температура, °С

 

Материал

основного

газа-теплоносителя

 

материала

(на расстоянии 5 мм

 

(верхний предел)

от среза сопла)

Поливинилхлорид (жесткий) . .

180

200—230

 

Полиэтилен:

 

 

 

пвп..........................

150

200

 

пнп . . ....................

120

170

і

 

 

 

4

Полипропилен .... ....

200

240

 

Полистирол .....................................

170

210

*; • i

59


садочного прутка, длины сварного шва и других факто­ ров.

Температуру теплоносителя устанавливают в зависи­

мости от вида термопластичного материала

на 50—

100° С выше температуры его вязкотекучего

состояния

(табл. 8).

Диапазон сварочных температур пластифицированно­ го поливинилхлорида шире от начала размягчения до начала деструкции по сравнению с диапазоном жесткого поливинилхлорида. Кристаллические полимеры сварива­ ют в узком интервале температур. При температуре теп­ лоносителя ниже температуры текучести или плавления полимера нельзя получить качественный сварной шов, так как присадочный пруток и основной материал не прогреваются до нужной температуры.

При правильно выбранной температуре сварки в про­ цессе укладки прутка перед ним образуется наплыв то­ го же цвета, что и пруток. Температуру теплоносителя в электрических горелках регулируют изменением его расхода, в газовых горелках косвенного действия она зависит от мощности подогревающего пламени, в го­ релках прямого действия — от расхода вихреобразую­ щего воздуха.

Сварочную температуру теплоносителя контролируют термопарой; опытные сварщики определяют ее окраской в коричневый цвет бумаги, картона или деревянной па­ лочки по истечении 5;—7 с после внесения их в зону струи нагретого газа на расстоянии 5 мм от среза сопла. Такое измерение неточно из-за влияния окружающей среды. Целесообразнее температуру газа измерять у вы­ хода его из сопла горелки.

Расход теплоносителя выбирают в зависимости от диаметра сопла, формы и сечения присадочного материа­ ла, толщины свариваемых кромок, температуры окру­ жающего воздуха, тепловой мощности источника нагре­ ва и других трудно учитываемых факторов.

При малых расходах теплоносителя снижается произ­ водительность сварки, получаются непровары и ухуд­ шаются условия труда сварщика. В горелках прямого действия это сказывается и на повышении температуры нагрева корпуса.

Оптимальный расход газа для горелок косвенного действия и с электрическим нагревом составляет 1 — 2 м3/ч, для горелок прямого действия — 1,0—3,5 м3/ч.

60

При значительном увеличении расхода теплоносителя скорость сварки вначале увеличивается, а затем практи­ чески не изменяется, что приводит к перерасходу газа и электроэнергии.

Расход горючего газа контролируют поплавковым ро­ таметром типа PC—3 или при наличии калиброванной дюзы по его давлению на входе в горелку. Диаметр ка­ нала дюзы рассчитывают по формуле адиабатического истечения:

D Г Ѵв

= ѵ 0,45(рв+1)

где Ѵв — расход воздуха, м3/ч; 0,45 — переводной коэффициент для воздуха;

рБ — давление воздуха, кгс/см2.

Для выбора на практике расхода теплоносителя в зависимости от диаметра дюзы и давления воздуха на входе в горелку можно использовать номограмму, при­ веденную на рис. 29: по оси абсцисс отложены давления воздуха, по оси ординат — его расход. Цифры на номо­ грамме соответствуют диаметрам (мм) дюзы.

Присадочный ма­

териал. Правиль­ ность выбора приса­ дочного материала, его диаметра или формы сечения при­ садочного прутка — основные технологи­ ческие параметры, определяющие каче­ ство сварки и произ­ водительность труда. Состав материала присадочного прутка обычно тот же, что и состав основ ного свариваемого мате­ риала. Лучшее ка­ чество сварного сое­ динения получают при применении прутка с пластифи­ каторами. Напри­

Рис. 29. Номограмма для выбора рас­ хода теплоносителя в зависимости от диаметра дюзы и давления воздуха

на входе в горелку

61


мер, при сварке полиэтилена прутком из полиэтилена с добавлением-5—10% полиизобутилена уменьшается тем­ пература начала размягчения присадочного материала и увеличивается его текучесть в размягченном состоянии. Такой пруток при укладке его в шов пластифицирует материал и предупреждает его растрескивание.

При сварке поливинилхлорида хорошо зарекомендо­ вали себя прутки из пластифицированного поливинил­ хлорида, полученные эструзией. Непластифицированные прутки применяют при сварке деталей, работающих в агрессивных средах и при повышенной температуре. Под действием агрессивных сред пластификатор постепенно разрушается или выкрашивается, а механическая проч­ ность и плотность сварного шва уменьшаются.

Жесткий поливинилхлорид сваривают прутками из поливинилхлорида с добавлением 10% пластификатора. Сварку полиметилметакрилата выполняют прутками из поливинилхлорида. Это связано с тем, что полиметилме­ такрилат имеет низкую температуру деструкции и при температуре вязкотекучего состояния начинает разла­ гаться с выделением газообразных продуктов. Для полу­ чения прозрачных сварных швов используют прутки из пластифицированных прозрачных составов поливинил­ хлорида. Сваривают при температуре сварки поливинил­ хлорида.

Прутки для сварки выпускают диаметром 2—6 мм с допуском по диаметру ±0,5 мм, а также спаренные прутки в виде ленты размером 2X3 мм. Диаметр при­ садочного прутка зависит от толщины свариваемого ма­ териала, геометрии сварного шва, условий отвода тепло­ ты в шов и требуемой, прочности сварного соединения. Шов, выполненный из меньшего количества прутков большего диаметра, более прочен, чем шов, полученный из большего количества прутков меньшего диаметра, так как в этом случае увеличивается контактирующая поверхность и уменьшается вероятность появления пло­ хо сцепленных участков. Применение прутков диаметром более 8 мм ограничено, так как они за время сварки не прогреваются равномерно на всю толщину и в них появ­ ляются внутренние напряжения. При нагревании сварно­ го шва в процессе эксплуатации изделия происходит усадка непрогретых частей прутков и образование тре­ щин в шве между прутками.

Обработка поверхностей прутков наждачной бумагой

62

Рис, ЗО. Влияние угла наклона прутка при ук­ ладке в шов на качество сварного шва:

а — вертикальное

положение

 

прутка;

а=90°;

Р=РС

(Р —

 

прикладываемое

 

усилие;

 

Рс — сварочное

 

усилие);

 

б —а>90о,

происходит

рас­

 

тягивание сварочного валика

 

и

образование

поперечных

 

трещиц

 

(Рр — растягиваю­

 

щее усилие); в — а<90°, при

 

осадке

прутка

 

происходит

 

непрочное

сцепление

его

 

с

основным

материалом

 

(РСж — сжимающее усилие);

J

г — деформация

 

круглого

сварочного прутка; 1—попе­

 

речные

трещины;

2 — взду­

 

вание при

осадке; 3 — сва­

 

рочный

шлак

 

 

 

 

или циклевкой перед сваркой повышает прочность сварных швов.

Положение сварочного прутка и швов в пространстве зависит от конфигурации и габаритных размеров изде­ лия, формы шва и других факторов. Различают нижние, вертикальные, потолочные и горизонтальные швы. Ниж­ ние швы располагают на горизонтальной или наклонной плоскости под углом наклона до 60° по отношению к го­ ризонтали, вертикальные — под углом 60—120°, пото­ лочные — под углом 120—180°, горизонтальные — на вертикальных плоскостях. Для получения плотного и ровного шва при сварке сварочный пруток и мундштук горелки должны быть расположены в строго заданном положении. Присадочный материал укладывают в шов под углом наклона, равным 90° (рис. 30, а).

При угле наклона меньше 90° пруток разогревается быстрее основного материала и на участке большей дли­ ны. Расход прутка при укладке в шов увеличивается в результате его осадки; при этом в шве возникают внут­ ренние напряжения из-за продольного сжатия, и пруток изгибается с образованием на его поверхности волны. Механическая прочность сцепления прутка с кромками свариваемого материала уменьшается и его легко мож­ но отделить от поверхности сварного шва. При этом зна­ чительно уменьшается скорость сварки.

63