Файл: Караханов, А. Технология и машины для борьбы с сорняками в хлопководстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5 6 7

Рис. 7'

Механизм заднего колеса:

J— ось;

2— болт упорный;

3— кронштейн;

4 —тяга; 5—7— сері ги;

6—кольцо; 5—

кулак;

9—болт упорный,

 

регатировании плуга с трактором, ширина которого больше ширины захвата плуга.

Тяга механизма заднего колеса во время работы должна провисать, чтобы облегчить подъем плуга из рабочего по­ ложения в транспортное. При такой регулировке длины

тяги во время подъема плуга гидроцилиндром сначала од­ новременно действуют механизмы полевого и бороздного колес и только после натяжения тяги начинает действовать механизм заднего колеса.

Механизм заднего колеса устроен следующим образом.

Ось заднего колеса вставлена верхним концом в стакан. От смещения в стакане в продольном направлении ось удержи­ вается приваренным к ней снизу стакана кольцом, а свер­

ху—кольцом поворота, соединенным осью.

Ось вместе со стаканом может поворачиваться на болте, который установлен в отверстиях кронштейнов хвостовика плуга. При подъеме плуга с помощью гидроцилиндра или механизма полевого колеса ось заднего колеса поворачи­ вается вместе с приваренным к ней кулаком. При этом свя­

20

занные с кулаком тяги тянут конец длинного плеча кулака, вследствие чего короткое его плечо, в котором укреплен ро­ лик, толкает стакан. Вместе со стаканом поворачивается и установленная в нем ось заднего колеса, а сидящее на ней колесо подкатывается под раму и поднимает ее. При опус­ кании плуга тяга ослабевает и хвостовая часть под дейст­ вием собственного веса опускается. К нижнему концу оси

приварен кронштейн, в котором закреплена болтом цапфа заднего колеса. Для предотвращения попадания пыли на трущуюся часть заднего колеса к оси приварен пыльник.

Заднее колесо имеет две регулировки—в

вертикальной

и горизонтальной плоскостях с помощью

двух опорных

болтов.

Г идросистема служит для перевода плуга в

транспортное положение. Она состоит из гидроцилиндра и четырех резиновых шлангов, соединенных между собой переходным штуцером. Головка штока гидроцилиндра ус­ танавливается между кулаками оси и крепится с помощью

пальца. Второй конец гидроцилиндра бугелем укрепляет­ ся в проушины литого кронштейна, закрепленного на раме плуга. Выдвижением штока гидроцилиндра осуществляет­ ся поворот оси полевого колеса для перевода плуга из ра­

бочего положения-в транспортное. Опускание плуга проис­ ходит под Действием собственного веса, при включении ры­

чага распределителя в положение «плавающее».

В связи с тем, что гидроцилиндр применяется только для перевода плуга в транспортное положение, отверстие в корпусе гидроцилиндра с отметкой «П» для подсоедине­ ния шлангов должно быть заглушено сапуном. Штуцер с закрепленным шлангом ввертывается в отверстие с отмет­ кой «О». Устанавливаемые с цилиндром шланги должны

иметь разрывные муфты для предотвращения их

обрыва

в случае срабатывания предохранителя

на прицепе,

когда

плуг разъединяется с трактором. 10)

служит

для

присо­

Прицеп (см. рис. 3 позиция

единения плуга к трактору и регулирования

его хода как

в продольно-вертикальной, так и в

поперечно-горизон­

тальной плоскостях.

 

 

 

Прицеп устроен следующим образом. І\ понизителям первого и третьего бруса рамы плуга присоединены шар­ нирно две серьги, в проушины которых вставлена попере­

чина прицепа. К поперечине присоединены тяга и раскос.

Вторым концом раскос присоединен к ползуну, помещен-

21


ному между полосами тяги. Положение ползуна на тяге

можно

регулировать.

В передней части прицеп имеет предохранитель, который

' состоит

из направляющей, двух болтов, зажимающих ее

в тяге, и штыря, работающего на срез.

При

значительном увеличении сопротивления почвы

или в случае наезда на какое-либо препятствие штырь сре­ зается и плуг отсоединяется от трактора.

К переднему концу направляющей предохранителя прикреплена серьга для присоединения плуга к трактору.

Перестановкой тяги, раскоса и поперечины по отвер­ стиям добиваются правильности хода плуга по глубине пахоты и ширины захвата.

Колеса бороздное и полевое (см. рис. 3,

позиции 6, 11) ничем не отличаются друг от друга. Они

имеют литую стальную ступицу, желобчатый сварной обод и спицы из полосовой стали.

Колеса установлены на конических роликових подшип­ никах. На цапфе оси колесо удерживается гайкой с плос­

ким цилиндром.

Смазка подшипников производится через масленку, ввернутую в колпак, укрепленный на ступице. Чтобы в подшипники не попадала пыль, со стороны оси они защи­ щены специальным пыльником.

Колесо заднее (см. рис. 3, позиция 1) предназ­

начено для транспортировки плуга, воспринятая боковых усилий и регулирования глубины хода заднего корпуса плуга. Оно установлено под углом 20° к стенке борозды, что обеспечивает упор его в угол борозды. Подобная ус­

тановка позволяет заднему колесу самоочищаться от на­

липшей земли.

Заднее колесо состоит из стального диска, скреплен­ ного болтами со ступицей и кольцом жесткости.

Ступица установлена на оси двух конических ролико­

вых подшипников. Наружные обоймы подшипников зап­ рессовываются в стальную ступицу.

На оси ступица удерживается гайкой с плоским шплин­ том. Трущиеся части защищены от попадания пыли с внутренней стороны колеса резиновым каркасным уплот­ нителем, а с наружной—прокладкой и колпаком, которые крепятся к ступице болтами.

Смазка подшипников производится через масленку, ввер­ нутую в колпак.

22


ПОДГОТОВКА ПЛУГА Πfl-3-35 К РАБОТЕ И ЕГО РЕГУЛИРОВКА

Первым этапом подготовки плуга ПЯ-3—35 является внешний осмотр рабочих органов. Если плуг эксплуатиру­

ется впервые, то сначала согласно заводской инструкции

его надо собрать, а затем произвести внешний осмотр. Самым главным при определении качества пахоты и

величины

тягового сопротивления

является правильная

настройка

плуга.

Для чего верхние корпуса устанавливают

с таким

расчетом,

чтобы расстояние по ходу плуга относка

лемеха

верхнего

корпуса до носка лемеха сзади идущего

нижнего корпуса было в пределах

450—550 мм.

Верхние корпуса устанавливают

с правой или с левой

стороны брусьев рамы плуга в зависимости от засоренности поля, подлежащего распашке. Если поле чистое, то верхние

корпуса устанавливают с правой стороны бруса, если же

много сорной растительности или пожнивных остатков, то с левой стороны бруса. При такой установке поперечное

расстояние между лезвием лемеха верхнего корпуса и стой­ кой впереди идущего нижнего корпуса увеличивается и тем

самым

снижается

 

возможность забоев плуга

сорняками.

По высоте верхние корпуса могут быть установлены в

двух положениях:

для пахоты по схеме 10—20 см и по схеме

15—15 см.

цифра

означает величину заглубления верхних

Первая

корпусов

плуга,

а

вторая—толщину пласта, подрезаемого

нижними

корпусами.

в зависи­

Для

установки

верхнего корпуса на высоте

мости от нужной схемы пахоты в верхней части его стойки сделаны два отверстия, в которые вставляют болт крепле­ ния верхнего корпуса. Установка болта крепления в верх­ нее отверстие обеспечит пахоту по схеме 15—15 см, а в ниж­ нее—по схеме 10—20 см.

Правильность установки верхнего корпуса по высоте можно определить следующим образом. На ровной площад­ ке опустить плуг так, чтобы он касался земли всеми ниж­

ними корпусами.

В

таком положении расстояние от земли

до лезвия верхнего корпуса будет равно глубине пахоты

нижним корпусом

.

Глубина хода верхнего корпуса равна

общей глубине вспашки

за вычетом глубины хода нижне­

го корпуса. Например,

общая глубина 30 см. Тогда для

23


пахоты по схеме 10—20 см лезвия лемехов верхних корпу­ сов должны быть установлены на 30—10=20 см от плоско­

сти хода нижних корпусов.

Очень важно правильно отрегулировать положение

прицепа плуга. Неправильная установка прицепа в про­

дольно-вертикальной плоскости повышает

тяговое усилие

на передвижение плуга в почве до 50%

и влечет за собой

неустойчивость его по глубине пахоты.

 

При слишком опущенном прицепе на понизителях рамы передние корпуса не обеспечивают заданной глубины па­ хоты, а задний корпус будет переуглублен. Слишком вы­ сокая установка прицепа ведет к переуглублению передних корпусов и повышению давления на колеса, что приводит к изгибу колен осей передних колес и быстрому износу де­

талей. При этом задний корпус плуга не обеспечивает нуж­ ной глубины пахоты.

Установку прицепа плуга в вертикальной плоскости

обычно рекомендуется производить на горизонтальной пло­ щадке с помощью шнура.

Установив верхние корпуса и прицеп по высоте, можно включить плуг в первую борозду. Винт подъемного меха­ низма полевого колеса надо установить на требуемую глу­ бину пахоты. Винт подъемного механизма бороздного коле­

са должен быть установлен в такое положение, при котором рама плуга будет горизонтальна.

При пахоте первой борозды тяги прицепа плуга необ­ ходимо установить на средних отверстиях поперечины при­ цепа. Передний конец раскоса прицепа при этом должен

быть отъединен от тяги. Плуг следует тянуть только за тягу. При этом, если заднюю часть плуга заносит влево,

то тягу нужно переставить вправо по поперечине прицепа,

если же вправо—тягу переставить влево.

В борозде

плуг должен идти устойчиво, без перекосов

в стороны и

по направлению хода, иначе глубина пахоты

будет неодинаковая и неровное дно борозды, а это отри­ цательно сказывается на урожае. То же произойдет, если плуг пойдет задним корпусом глубже, чем передним, или наоборот.

Если полевое колесо забегает вперед, то захват плуга увеличивается. Кроме того, полевая доска заднего корпуса, упираясь в стенки борозды, разрушает ее, а дно борозды за­ сыпается землей. Это вызывает неравномерность хода плуга.

Если бороздное колесо забегает вперед, захват плуга умень-

24


шается. В обоих случаях пласт оборачивается неправиль­ но и качество пахоты снижается. Поэтому необходима пра­ вильная регулировка прицепа и плуга в горизонтальной плоскости.

После того как будет найдено равномерное положение тяги, при котором плуг будет идти без перекоса в горизон­ тальной плоскости, раскос с ползуном следует соединить с тягой через совпадающие отверстия. При этом необходимо помнить, что раскос прицепа принимает участие в работе

только при разворотах, когда плуг находится в транспорт­ ном положении.

Следующим этапом регулировки плуга является про­ верка хода полевой доски заднего корпуса. Она не должна ни вдавливаться в стенку борозды, ни отходить от нее, а лишь слегка касаться стенки.

Если полевая доска заднего корпуса сильно трется о стенку борозды, нужно подвернуть регулировочный болт заднего колеса, чтобы оно поддалось влево и отодвинуло полевую доску от стенки борозды. И, наоборот, если поле­

вая доска отходит от стенки борозды, необходимо регули­ ровочный болт отвернуть.

Затем проверяют глубину хода по его последнему кор­ пусу. Достигнув необходимой глубины для заднего корпу­ са, нужно отрегулировать на ту же глубину и остальные корпуса при помощи механизма полевого колеса. Если при этом рама плуга в поперечном направлении будет рас­ полагаться не горизонтально (что обычно видно на глаз), ' то нужно подрегулировать ее при помощи механизма бо­

роздного колеса.

Необходимо также проверить ширину захвата плуга. При работе обод бороздного колеса должен идти по дну

борозды на расстоянии 3—4 см от стенки борозды. Колесо не должно рвать ободом стенку борозды или далеко отхо­ дить от нее. Такие дефекты чаще всего происходят вслед­ ствие неправильного движения трактора.

Если трактор движется прямолинейно, а плуг все же работает с нарушением ширины захвата, надо переставить серьгу прицепа на скобе трактора в ту или иную сторону.

Более широкая борозда между гребнями двух соседних проходов плуга по сравнению с другими бороздами свиде­ тельствует о чрезмерно большом захвате плуга. Ширина захвата уменьшается перестановкой прицепа плуга на трак­ торе вправо.

25

Регулировку плуга можно считать законченной, если все κopπyςa оставляют одинаковые гребни и если борозды между двумя проходами плуга равны борозде между со­ седними гребнями. После этого плуг пускают в работу.

РАБОТА ПЛУГА НА ПОЛЕ

Для работы плуга, очень важно правильно выбрать схе­ му движения пахотного агрегата. До сих пор во многих колхозах и совхозах Узбекской CCP применяется старый фигурный способ движения агрегата при пахоте. При таком

способе вспашку начинают с края участка. Не включая плуг, пашут вкруговую, заканчивая вспашку в центре участка, или начинают с центра и доходят по спирали до краев участка. При этом углы участка остаются невспахан­ ными, а на поворотах получаются огрехи и неровности —

гребни и борозды. На огрехах сильно развиваются сорня­ ки. Для разравнивания неровностей проводят планировоч­ ные работы, которые нередко выполняют вручную. Фи­

гурная

пахота

требует дополнительных

затрат

и средств

на планировку

пашни.

агрегат

поворачи­

При

фигурной вспашке тракторный

вается в рабочем положении, что приводит к поломке де­

талей плуга. Учитывая это, нельзя допускать фигурную

пахоту, она несовместима с высокой культурой земледелия. Наиболее выгодным способом пахоты в поливном зем­ леделии является загонный способ, при котором получа­ ют наименьшее число огрехов и других неровностей, что очень важно для уменьшения объемов планировочных ра­

бот. Перед началом пахоты поле необходимо заранее раз­

бить на загоны и разместить поворотные полосы (рис.8).

Форма загонов должна быть по возможности прямо­ угольной, причем, чем длиннее загон, тем меньше времени тратится на холостые повороты агрегата. Ширину загонов для тракторного агрегата класса 3 т выбирают в зависи­

мости от длины; при длине 300 м—50 м; 500 м—60 м; 700— 70 м; 900 м—80 м; 1200 м—90—100 м.

Границы загонов отмечают колышками и вешками. Пос­

ле разбивки поля на загоны на концах его размечают по­ воротные полосы, ширину которых для тракторного агре­ гата класса 3 т рекомендуется выбирать в пределах 12—15 м.

Границы поворотных полос намечают бороздами, про­

веденными окучниками. Вешками размечают линии пер-

26