Файл: Васин, М. Д. Жидкая радуга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мых кончиков прорисовываются синим цветом. Это норма. А если бы они были оранжевыми, красными или, что еще хуже, коричневыми, это давало бы осно­ вания подозревать, что вы больны холодовым нейрова­ скулитом. Есть такая неприятная болезнь, одно из про­ явлений которой заключается в понижении температу­ ры пальцев рук и ног.

Хотя это экспресс-обследование завершилось впол­ не благополучно, подопытный продолжал смотреть на пленку с подозрительностью. Очевидно, его несколько обескураживала мысль о том, что в его руке мог та­ иться какой-то зловещий недуг. Он хотел было даже переложить пленку на другую ладонь, чтобы убедить­ ся, что и там нет этого нейроваскулита. Да постес­ нялся.

Так это,— кивнул гость на радужный рисунок,— изображение температуры руки?

Совершенно верно. Там, где пленка нагрета ме-

ЖИДКОКРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ

ПЛ Е Н К А

10

нес всего, у нее коричневый цвет. Самая высокая тем­ пература в тех местах, где она окрашена фиолетовым цветом.

Чудеса какие-то.

Никаких чудес здесь нет. Это и есть жидкий

кристалл.

Эта пленка — жидкий кристалл? Странно он вы­ глядит,— журналист осторожно пощупал черный уго­ лок пленки свободной рукой. Она в ту же секунду про­ реагировала, вспыхнув под пальцами заревом.

■— Здесь, вообще-то, три пленки,— стал терпеливо объяснять физик,— Две полимерные. Они необходимы, чтобы сформировать и защитить от внешних воздейст­ вий третью, жидкокристаллическую. Проще говоря, вся эта конструкция представляет собой тонкий слой жидкого кристалла, заключенный между полимерными листами. Он-то и дает цветовые изменения.

А сам жидкий кристалл — что же это такое? Хозяин достал из шкафа колбу, до половины запол­

ненную чем-то густым, напоминающим вазелин.

— Вот он, смотрите. Здесь смесь нескольких соеди­ нений холестерина. К сегодняшнему дню разработаны десятки рецептов приготовления холестерических жид­ ких кристаллов. И каждый состав обладает собствен­ ными ценными свойствами. Ну, скажем, эта смесь «за­ мечает» изменения температуры в пределах от 36 до 41 градуса Цельсия.

Он повернул колбу к свету. Вещество, содержащее­ ся в ней, под действием тепла руки переливалось пер­ ламутром.

НАТУРАЛЬНАЯ КРАСОТА

Гость положил пленку на стол. Изображение ладо­ ни сразу распалось на отдельные пятна, и цветовые блики один за другим стали скатываться к центру,

11


исчезая в темной глубине. Через несколько мгновений пленка снова была черной.

До чего же красиво!

Ну, это еще не настоящая красота,—-оживился физик.— Вот заглянпте-ка в поляризационный микро­ скоп!

Он вынул из прибора предметное стекло, провел им по пламени горелки («Чтоб жидкий кристалл рас­ плавился») и вставил на место. Журналист заглянул в окуляры. Перед его глазами раскинулась обширная равнина, покрытая плотным снежным настом. Впади­ ны и выемки на ней были заполнены голубыми вечер­ ними тенями. Неожиданно справа, у края поля зрения, наст просел, образовалась сумрачная сине-зеленая трещина. Она непрерывно росла, разрезая своим ост­ рием снежное пространство и раздвигаясь вширь. Те­ перь это была уже не трещина, а темное ущелье. И от него двинулись в стороны, пожирая голубой наст, острые клинья ущелий-пасынков.

Предметное стекло заменили новым, с другим жид­ ким кристаллом. Несколько мгновений в микроскопе была мгла. Но вот она поредела, наполнилась едва за­ метной глухой синевой. Словно рассвет тронул тяже­ лое северное небо. И тут же на этом черно-синем фоне обозначились блекло-желтые с густой коричневой по­ лосой посередине ветви каких-то неземных растений. Может быть, так выглядят водоросли в морских глу­ бинах?..

Не успел гость перевести дыхание, как в поле зре­ ния микроскопа оказалось грандиозное полотнище желтой ткани, покрытой причудливой зеленой сеткой. Сбоку на эту ткань стали надвигаться яркие, желтого цвета песчаные языки — словно барханы ожили. И вдруг откуда-то сверху пали, перекрывая собой и ткань и барханы, огромные лепестки неведомых цве­

12

тов — голубые, оранжевые, нежно-сиреневые, розовые,

черные.

Холодовый нейроваскулит был давным-давно по­ забыт. Да какой там нейроваскулит! Припав к окуля­ рам микроскопа, журналист жадно вглядывался в вол­ шебные картины, создаваемые тоненькой жидкокрис­ таллической пленочкой... Нет, описать эти картины невозможно. Их надо видеть. И тогда вы испытаете редкостное наслаждение от созерцания чистых сочных тонов, от их переходов и игры. Будто кто-то бережно взял с небосвода радугу и, сдерживая радостную дрожь, осторожно стал покрывать нежными красками тончайший шелк, проводя по нему то одной ее сторо­ ной, то другой, но, не сладив с нетерпением, принялся отламывать от хрустальной небесной арки целые кус­ ки, мять их жадными пальцами и бросать на шелк, где они сразу же начинали оплывать, смешиваясь с фоном и расцветая новыми тонами.

13


Но, может быть, более всего удивительны не сами эти звонкие цвета, а то, как гармонично они сочетают­ ся, с какой естественностью контрастируют и дополня­ ют друг друга. Смотришь в микроскоп, и закрадыва­ ется мысль: а не таятся ли в этих сочетаниях пока неведомые нам законы гармонии красок, гармонии, в основе которой не зыбкая фантазия, а строго опре­ деленные, хотя и бесконечно разнообразные свойства веществ и световых волн, особенности их взаимоотно­ шений? И, возможно, найдя эти законы, мы превратим когда-нибудь искусство наносить краски на полотно в точную науку?

Почему эту, как выражались когда-то, натуральную красоту, эти естественные сочетания красок не позаим­ ствовать художникам по тканям, по фарфору и стеклу, декораторам, специалистам по украшению зданий? Тем более что корпеть им над поляризационным мик­ роскопом нет нужды: фотографический аппарат при известной сноровке может с достаточной точностью за­ печатлеть эту бесконечно разнообразную игру красок. Фоторепродукции «абстрактных картин», которыми увешаны стены маленькой комнаты в Институте крис­ таллографии Академии наук СССР,—убедительное то­ му свидетельство.

ПРИГЛАШАЕМ С СОБОЙ

Тот, кто хоть раз рассматривал «жидкокристалли­ ческую живопись», навсегда становится поклонником жидких кристаллов — этих загадочных, пока малоизу­ ченных веществ. Давно уже был написан и опублико­ ван репортаж из Института кристаллографии АН

СССР, журналист побывал в десятке других научных учреждений и рассказал о них в газете, а жидкие кри­ сталлы не забывались. Каждое свежее сообщение о

14

работах в этой области —даже головоломные специ­ альные статьи — ои старался прочитывать до послед­ ней строки, время от времени звонил, чтобы узнать но­ вости, физику, а подаренные ему фотографии жидко­ кристаллических «картин» неизменно держал перед

глазами.

Но если для журналиста все, что касалось жидких кристаллов, представлялось ярким и праздничным, то для физика это была ежедневная работа, в основном настолько будничная, что за сотнями однообразных опытов и теоретических выкладок порой терялся даль­ ний высокий смысл исследований. И интерес к его де­ лу человека постороннего не только радовал, но и по­ могал. Помогал отвлечься от текучки, взглянуть на перспективы научного направления, оценить значение сделанного, снова и снова с благодарностью к судьбе осознать, какими интереснейшими проблемами прихо­ дится заниматься.


И однажды журналисту — а может быть, физику — пришла показавшаяся резонной мысль: почему бы не пригласить других люден в путешествие по новому ми­ ру, где на каждом шагу парадоксы и непонятные явле­ ния, где становятся видимыми звуки и запахи, где появляются простые и совершенные приборы и устрой­ ства? Почему бы вдвоем не попытаться написать книгу о жидких кристаллах — о праздничном и будничном, о догадках и сомнениях, о добываемых сегодня мелких

научных фактах и огромном будущем удивительных веществ?

Насколько эта мысль была удачной, судить читате­ лю. Книжку мы наконец закончили.

СРЕДИ ПАРАДОКСОВ

ЧЕМУ УДИВЛЯЛСЯ РЕЙНИТЦЕР

— Так с чего же мы начнем? — спросил один из ав­ торов, когда настала пора приниматься за работу над книгой.

Посидели молча. Задумчиво почиркали карандаша­ ми по чистой бумаге. У одного получались квадраты и треугольники, у другого — замысловатые фигуры с завитушками.

Может быть, начнем с самого начала? — пред­ ложил физик и энергично вписал в квадрат круг.

Это была дельная мысль, но требующая некоторой конкретизации.

С какого именно начала? — спросил журналист, приделывая к кривой турецкой сабле жирную спи­ раль.— Как началась вся эта история с жидкими крис­ таллами?

Ну да — как их открыли.

Но как мы узнаем о событиях почти столетней

давности?

— Специальная литература сохранила для нас не­ которые— причем самые важные — сведения. В част­ ности, в 1888 году австрийский ботаник Рейнитцер опубликовал статью о том, как загадочно, наперекор всем известным правилам ведет себя только что син­

тезированный им

брнзойнокиглый

 

 

Это

2

Жидкая радуга

Н С '

НИ1.'

t

17

ОиС. ‘ Ы1Л г

I

и было самое первое в научной литературе упоми­ нание о веществе, способном образовывать жидкие кристаллы...

А не скучно будет читателю?

Нет, почему же? Это интересно и поучительно. Судьба открытия жидкокристаллического состояния веществ, воспринятого ученым миром того времени как нонсенс, как нелепость, полна превратностей и пара­ доксов. Взять, к примеру, хотя бы то, что важное явле­ ние, относящееся к области физики и химии, обнару­ жил ботаник. Не парадокс ли? Рейнитцер синтезиро­ вал новое органическое вещество. И, начав исследо­

вать его свойства, наткнулся на нечто совершенно непонятное. Кристаллы этого вещества при 145 граду­ сах Цельсия плавились в мутную жидкость, которая при дальнейшем нагревании до 179 градусов переходи­ ла в обычный прозрачный расплав, не изменяющийся при более высокой температуре. Если расплав охлаж­ дался, то при тех же 179 градусах он приобретал сине­ ватую окраску, которая быстро исчезала, и жидкая масса становилась мутной. При приближении к 145 градусам окраска появлялась вновь, и тотчас же веще­ ство закристаллизовывалось. «Неправильное» поведе­ ние нового вещества поразило ученого...

А что именно могло так удивить в этом опыте Рейнитцера?

Все! И то, что у бензойнокислого холестерина было как бы двойное плавление — сначала он превра­ щался в мутную жидкость, а лишь при значительно более высокой температуре переходил в прозрачное состояние. И то, что вещество при изменении темпера­ туры— но только в сторону уменьшения! — приобрета­ ло или теряло окраску. С подобными парадоксальны­ ми явлениями еще не сталкивались ни физики, ни хи­ мики, ни тем более ботаники.

18


Обратите внимание на еще одну особенность разви­ тия событии. Обнаружил новое явление Рейнитцер, но открытие сделал не он, а другой ученый — немецкий физик Леман. Причем Леман никогда бы его, наверное, п не сделал, если бы австрийский ботаник не был так сильно обескуражен своими опытами.

Не будучи в состоянии понять, что происходит с бензойнокислым холестерином при нагревании и охла­ ждении, Рейнитцер попросил Лемана исследовать препараты. Тот откликнулся на просьбу коллеги. Изучив вещество при помощи поляризационного мик­ роскопа, Леман установил, что прозрачный расплав — настоящая жидкость, а вот мутная фаза оптически анизотропна. Она представляла собой совокупность множества беспорядочно ориентированных микроско­ пических областей спонтанной оптической анизотро­ пии. Помутнение обусловливалось рассеянием света на границе областей.

— Здесь, наверное, надо сделать остановку,— пре­ рвал журналист,— и «перевести» последние фразы на обычный русский язык. Например, так. Леман устано­ вил, что, когда разогретый холестериновый препарат прозрачен, он представляет собой обычную жидкость, то есть не только способен течь и образовывать капли, но и, главное, обладает оптической изотропией: свет проходит сквозь него одинаково во всех направлениях. А вот когда расплав мутнеет, ситуация в корне меня­ ется. Жидкое вещество, с точки зрения физики, пере­ стает быть настоящей жидкостью.

Дело здесь, конечно, не только в том, мутно веще­ ство или нет. Вода останется подлинной жидкостью, сколько ни размешивай в ней зубной порошок. Моло­ ко— тоже вода, лишь насыщенная инородными при­ месями. В опытах Лемана помутнение содержимого пробирки было внешним признаком, симптомом важ-

19