Файл: Басистов, М. А. Взрывные работы при сооружении земляного полотна железных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
стенках скважин образуются ледяные наплывы, уменьшая их сечение. Скважины могут обрушаться, в них возможны вывалы, а набравшаяся в нижней части вода, замерзая, уменьшит величину проектного перебура и другие парамет ры зарядов. При уменьшении сечения и глубины взрывных скважин в них нельзя разместить требующийся заряд ВВ, что приведет к увеличению выхода негабаритов. При взры ве зарядов в заиленных и неочищенных скважинах в подо шве уступа могут оставаться пороги и недоборы, осложня ющие впоследствии работу экскаваторов.
Для того чтобы свести до минимума потери скважин и явление заиливания их, подразделения, ведущие взрывные работы, должны разработать специальные инструктивные указания по производству зарядки скважин вслед за буре нием. В этих документах необходимо указывать, на каком расстоянии от буровых машин следует вести зарядку сква жин, должны быть указаны меры по предохранению от на мокания детонирующего шнура и боевиков. Кроме того, необходимо организовать охрану заряженных скважин в период отсутствия на участке работ взрывников, а также установить предупредительные знаки.
Практика взрывания мерзлых грунтов в летних усло виях показала, что около 75% всех отказов вызывается на моканием детонирующего шнура, который после длитель ного пребывания в воде не детонирует, а также примене нием в сырое время года мелкодисперсных ВВ (аммони тов). Поэтому перед зарядкой скважин (при применении неводоустойчивого ДШ) воду из них необходимо удалять взрывом небольших зарядов (простреливанием), продув кой или с помощью насосов.
Для безотказного взрывания обводненных скважин ре комендуется применять водоустойчивые детонирующие шнуры марок ДШВ или ДШВ-12. Лучшим для применения в теплое время года является детонирующий шнур марки ДШЭ-12, выпускаемый в полиэтиленовой оболочке, предо храняющей сердцевину от намокания в течение 30—35
61
суток. Следует помнить, что в условиях низких температур
оболочка |
ДШЭ-12 теряет |
эластичность |
и при монтаже |
||||||
взрывных |
сетей часто |
ломается. |
|
|
|
|
|
||
В качестве взрывчатых веществ для взрывания мерз |
|||||||||
лых грунтов, особенно |
в сырых условиях |
(летом), |
лучше |
||||||
всего применять водоустойчивые гранулированные |
ВВ — |
||||||||
гранулотол, алюмотол, зерногранулит 30/70-В или |
|
выпус |
|||||||
каемый |
в полиэтиленовых |
мешочках |
акватол 67/35-АВ. |
||||||
Однако |
следует иметь в виду, что эти |
ВВ |
имеют пони |
||||||
женную детонационную способность, поэтому для |
возбуж |
||||||||
дения безотказной детонации при их применении |
требует |
||||||||
ся промежуточный детонатор в виде |
тротиловых |
|
шашек |
||||||
массой не менее 400 г. |
При наличии воды |
в скважину |
|||||||
следует помещать две тротиловые шашки |
(в обводненную |
и сухую части заряда).
Характерной особенностью вечномерзлых грунтов в се верных районах является то, что в них преобладают гра вийно-галечные включения с глинистым или песчаным за полнителем, с прослойками и линзами льда. Часто в таких грунтах встречаются валуны значительных размеров. Бу рение таких грунтов представляет немалые трудности, осо бенно в летнее время. При проходке валунов возможны вибрация бурового става, искривление скважин, а также поломки бурового оборудования, для предотвращения ко торых необходимо снижать осевое давление на буровой став и скорость его вращения.
Так как мерзлые грунты при изменении температуры меняют прочность, по мере проходки неоднородных по кре пости и льдосодержанию участков необходимо постоянно регулировать параметры и режим бурения. Параметры бурения регулирует персонал, обслуживающий буровые машины, при этом выбор наиболее оптимальных режимов бурения зависит от опыта бурильщиков. В процессе бу рения мерзлых грунтов происходит их разогревание; даже при самых лучших режимах бурения и исправном буро вом инструменте мерзлый грунт в скважине в процессе бу
62
рения сохранить не удается, что создает большие труд ности в работе. Тепло, выделяющееся в процессе буре ния, а также подаваемый в скважину от компрессора сжа тый воздух с температурой +15—20°С не способствуют охлаждению шарошечного долота в скважине. Поэтому растаявший буровой шлам почти не выдается на поверх ность, а налипает на буровые штанги и стенки скважи ны, при этом образуются так называемые сальниковые грунтовые пробки. Зазоры между вращающимися шарош ками и опорными лапами запрессовываются глиной, в подшипники попадают твердые частицы, продувочные от верстия забиваются, вследствие чего шарошки заклинива ются, перестают вращаться, происходит их односторон нее истирание, что приводит к их быстрой порче. Износо стойкость шарошечных долот в таких условиях уменьша ется в 8 — 10 раз. Для очистки долот приходится извле кать буровой став из скважины.
Все это снижает скорость бурения мерзлых грунтов в 2—3 раза по сравнению с бурением скальных грунтов та кой же крепости.
Для улучшения процесса выноса продуктов |
бурения |
||
из скважины |
и увеличения скорости бурения в таких ус |
||
ловиях применяют |
к о м б и н и р о в а н н о е |
пневмо- |
|
ш н е к о в о е |
у д а л е н и е бурового шлама. |
|
Суть этого способа состоит в том, что при бурении ма шинами БТС-2 или БТС-150 вместо гладкотрубных штанг буровой став монтируют из специально изготовленных в мастерских Трансвзрывпрома шнеков с внутренними про ходными отверстиями для подачи сжатого воздуха на за бой скважины, для чего в серийно выпускаемых шнеках делают воздухопроходные ниппели. При пневмо-шнековой выдаче породы из скважины скорость бурения может быть повышена на 50—60%.
При бурении мерзлых грунтов следует регулярно про изводить очистку шнеков, штанг и долот от налипшего на
63
них шлама. При продолжительных перерывах в работе (свыше получаса) буровой став во избежание его замер зания следует извлекать из скважины.
В зимний период, когда скважины, забуренные в веч номерзлом грунте, будут сухими, наиболее целесообраз ным в условиях строительства БАМ может оказаться при
менение простейших |
ВВ — гранулитов |
С-2, АС-4, АС-8 |
|||
или игданитов. Они |
имеют низкую |
стоимость, |
поступают |
||
с заводов-изготовителей |
в готовом |
к |
употреблению виде |
||
(кроме игданита). При |
взрыве этих |
взрывчатых |
веществ |
происходит более продолжительное воздействие их на мас сив мерзлой породы за счет сравнительно длительной хи мической реакции, что улучшает качество дробления мерз
лого |
грунта. |
зарядами |
(«сет |
Ориентировочные расстояния между |
|||
ку») |
при рыхлении вечномерзлых грунтов принимают от |
||
1X1 |
до 2X2 м при диаметре скважин |
75—100 мм |
и от |
2X2 |
до 2,5X2,5 м при диаметре скважин 150 мм. |
Длину |
забойки для скважин диаметром 75—100 мм принимают равной (5-М0)й?, а для скважин диаметром 100—150 мм равной (10:15) d, где d — диаметр заряда.
Мерзлые грунты, особенно с гравийно-галечными вклю чениями и глинистым заполнителем, являются плоходробимыми, для их дробления необходим увеличенный рас ход ВВ (до 1 —1,5 кг/м3).
Для дробления таких грунтов лучше всего применять врубовые схемы короткозамедленного взрывания.
Взрывание мерзлого грунта во избежание последую щего его смерзания лучше всего производить на неболь ших участках, это особенно следует выдерживать в пери од оттепелей, когда днем тепло, а ночью происходят зна чительные понижения температуры. Грунт, смерзшийся пос ле взрыва, экскаватор не сможет разрабатывать, а повтор ное бурение такого грунта почти невозможно. Поэтому сле дует учитывать, что лучше не допустить вторичного смерза ния грунта, чем рыхлить его вновь, так как повторное рых-
64
ление выполнять очень трудно и оно вызывает простои эк скаваторов.
Вгрунтах с небольшой влажностью (до 5—7%) при температуре воздуха —5—10°С объем взрывания может быть увеличен до величины, обеспечивающей работу экс каваторов в течение двух-трех суток.
Взимний период времени участки, подлежащие взрыв
ному рыхлению, как правило, очищаются от снега за 1 — 2 дня до начала бурения. Для получения лучшего качест ва рыхления вечномерзлых грунтов в верхних слоях взры ваемого участка следует располагать заряды ближе к устью скважины за счет разделения их на 2—3 части промежу точной инертной забойкой.
Для рыхления грунтов в верхней части массива (в уров не забойки) следует между основными скважинами рых ления бурить неглубокие полускважины и заряжать их небольшими зарядами.
Взрывное рыхление вечномерзлых грунтов лучше все го производить в период устойчивых отрицательных темпе ратур. При производстве буровзрывчатых работ в теплое время года необходимо защищать грунт от оттаивания, сокращать перерывы между сменами и вести работы узким фронтом и круглосуточно с максимальной концентрацией буровых средств.
Буровзрывные работы по рыхлению мерзлых грунтов повсеместно выполняют с применением скважинных за рядов диаметром 60—105 и 150 мм. Для этих целей при меняют буровые машины БТС-60, БТСМ, БТС-150.
В тех случаях когда грунт рыхлят не для укладки в насыпь (вырезки, не пригодные для отсыпки насыпей), эко номичнее всего бурить скважины диаметром 150 мм и применять буровые машины БТС-150. Если требуется по вышенное качество рыхления грунта, целесообразнее при
менять |
(когда это возможно) скважины |
меньшего |
диа |
метра |
(60—105 мм) и располагать их |
по более |
густой |
сетке. |
|
|
|
3-5 0 2 8 |
65 |
Во всех случаях разработки вечномерзлых грунтов не обходимо вначале производить пробные взрывы для рых ления небольшого объема грунта, чтобы установить наибо лее рациональные параметры расположения скважин и зарядов на объекте работ.
ОРГАНИЗАЦИЯ БУРОВЗРЫВНЫХ РАБОТ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ СКАЛЬНЫХ ВЫЕМОК
Разработка скальных выемок включает три этапа их выполнения: производство подготовительных и буровых (или проходческих) работ, взрывание и экскавация грунтов.
Подготовительные работы. В процессе выполнения под готовительных работ производят планировку участка вы емки, удаляют нескальный грунт (вскрышу), на участках буровых работ делают водоотводы (пни, (валуны и т, п. должны быть предварительно убраны). В необходимых случаях должны быть проведены воздухопроводы, подведе ны электрические линии и организовано освещение, устро ены блиндажи, патронировочные, места укрытия.
Особое внимание на проведение подготовительных ра бот обращают при сооружении выемок на косогорах. Для работы буровых машин на косогорных участках трассы нарезают технологические полки-уступы шириной не ме нее 3,5 м. Выходы скальных пород подрывают, а грунт убирают бульдозером.
На заболоченных участках трассы должны быть сде ланы хорошие подъездные пути для подвоза ВВ, долот, штанг, коронок, горюче-смазочных материалов и т. д. Та кие дороги устраивают из каменной отсыпки или в виде сланевых временных дорог. Водоотводные канавы устраи вают только с нагорной стороны не ближе 5—10 м от вы работок с уклоном, обеспечивающим хороший сток воды.
К производству буровзрывных работ разрешается при ступать лишь при наличии проекта, в котором содержатся
66
указания по организации бурения, заряжания и забойки скважин, дроблению негабаритов, приведены радиусы опасных зон и мероприятия по технике безопасности. В проекте должны быть указаны требуемое количество ма шин, их марки, потребность в буровом инструменте раз личных типов и т. д. В проекте приводятся основные тех нические данные по размещению выработок, диаметру скважин, перебуру, схемам взрывных сетей. В проекте дает ся подсчет потребного количества взрывчатых материалов.
Проект производства взрывных работ должен быть со гласован с руководством организации, ведущей земляные работы, а в отдельных случаях также с исполкомом Сове та депутатов трудящихся. Перед разработкой выемки про изводитель взрывных работ должен детально изучить вы данную проектную документацию, ознакомить с ней мас теров и рабочих.
Буровые работы. Перед началом бурения на выемке разбивают места расположения скважин или других выра боток. Разбивка должна быть выполнена тщательно, с использованием угломерных инструментов. Глубину буре ния скважин следует уточнять с помощью нивелиров. Пос ле разбивки места расположения скважин закрепляют кольями с указанием на них глубины бурения, а также угла наклона и диаметра.
Буровые бригады и взрывники должны иметь выписку на производство буровых и зарядных работ.
Для бурения скважин на выемках в основном приме няют машины шарошечного и пневмоударного бурения БТС-150, БМК-4, СБМК-5. Готовятся к серийному произ водству буровые машины БТС-75, СБШ-160. Для бурения мерзлых грунтов в условиях строительства БАМ спроек тирована и готовится к промышленному выпуску буровая машина БТСМ, которая заменит машину БТС-60.
В качестве рабочих инструментов для шарошечного бурения скважин в некрепких скальных породах V и VI групп используют зубчатые шарошечные долота типа Т
3* |
67 |
и ТЗ, а в более крепких породах VII и VIII групп — арми рованные долота типа ОК.
Наиболее интенсивно бурение можно вести ударно-ша рошечным способом, сущность которого состоит в том, что шарошечному долоту, работающему в режиме враща тельного бурения дополнительно сообщают удары, созда ваемые погружным пневмоударником, включенным в бу ровой став. При этом сжатый воздух, идущий от компрес сора по буровому ставу, первоначально приводит в дейст вие пневмоударник, а затем идет в забой скважины для охлаждения шарошечного долота и выдачи буровой крош ки на поверхность. При ударном воздействии на шарошеч ное долото его зубки сильнее внедряются в породу, при этом увеличивается скол породы зубком и повышается ско рость бурения.
В качестве породоразрушающего инструмента в креп ких породах можно применять долота 145-ОК и пневмо ударник (типа П-125) с осевой продувкой и энергией одно го удара 12—14 кгс-м. При этом подача воздуха на забой должна быть не менее 9 м3/мин.
Смену изношенных шарошечных долот целесообразно производить в начале или конце рабочего дня или в нача ле бурения новой скважины в зависимости от глубины скважин, износостойкости долот и т. п. В слаботрещино ватых, а также в крепких, но слоистых породах шарошеч ное бурение следует вести на максимальном осевом уси лии на буровой став, равном 80—100 кгс на 1 мм диамет ра долота, а при ударно-шарошечном бурении— 50—70 кгс, на 1 мм долота при частоте вращения 100—120 об/мин
идавлении сжатого воздуха не менее 5 ат.
Внекрепких слаботрещиноватых породах осевое уси
лие при шарошечном бурении следует уменьшать до 60— 80 кгс при увеличенной до 150 об/мин частоте вращения.
В сильнотрещиноватых породах бурение следует вести при осевом усилии 60—80 кгс на 1 мм диаметра долота при частоте вращения.60—80 об/мин.
68
Пневмоударное бурение скважин следует вести при осе вом усилии от 4 до 10 кгс на 1 мм диаметра долота (уси лие устанавливают в зависимости от крепости породы при частоте вращения бурового состава 40—60 об/мин).
В процессе бурения необходимо следить за тем, чтобы выдача породы из скважины была равномерной. Прекра щение выдачи буровой крошки свидетельствует о том, что продувочные отверстия долота засорены и требуется их прочистка либо замена. Вынесенную из скважины буро вую крошку необходимо удалять специальной изогнутой лопатой, но ни в коем случае не руками, так как это может привести к несчастному случаю.
После окончания бурения все скважины плотно закры вают пробками из дерева или бумажными пыжами. В дож дливый период года во избежание попадания воды в скважины между ними следует делать отводы (водопропуски).
Взрывание и экскавация грунта. Взрывание сухих скаль ных массивов лучше всего выполнять по всей длине выем ки за один прием. Однако в условиях строительства БАМ, когда скальные массивы часто будут обводнены, участок выемки, подготовленный к взрыву, должен иметь неболь шой объем для обеспечения трех-четырехсуточной работы экскаватора.
Для уменьшения простоев экскаваторов при подготовке и проведении взрывов целесообразно, если позволяют ус ловия, вести разработку выемок с двух сторон, производя буровзрывные работы и экскавацию на разных концах вы емки. Разработку выемки, включая буровые, взрывные и экскаваторные работы, ведут в соответствии с технологи ческой картой или сетевым графиком.
Взрывание последующего участка |
выемки можно про |
||
изводить лишь после полной уборки |
из забоя ранее взор |
||
ванной породы, уборки нависающих |
на |
откосах |
камней |
и козырьков. Если в подошве уступа |
имеются |
недоборы |
|
(пороги), то их необходимо забурить и взорвать. |
|
69
ВИДЫ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРИ СООРУЖЕНИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
При сооружении скальных выемок и полувыемок под железные и автомобильные дороги могут иметь место сле дующие виды взрывных работ: взрывное рыхление скаль ных массивов; взрывание скальных пород на выброс; на правленное взрывание; взрывание на сброс; дробление ва лунов, негабаритов и т. д.; взрывание на обрушение; взры вание сезонно- и вечномерзлых грунтов; взрывание для удаления болотистого грунта перед отсыпкой насыпей; взрывание при спрямлении русел рек, выравнивании дна болот и т. д.
Методы взрывных работ следует выбирать исходя из конкретных местных условий и требований проекта. Так как насыпи экономически выгоднее возводить из скальных
пород, |
разрабатываемых |
в соседних |
выемках, |
то с |
|
целью |
лучшего дробления грунта следует, |
как |
пра |
||
вило, |
принимать метод |
скважинных |
зарядов |
на |
рых |
ление.
Железнодорожные скальные выемки чаще всего имеют ограниченную ширину по низу, равную 8—12 м. При соору жении земляного полотна под два пути, а также при строи
тельстве станционных площадок ширина выемок |
может |
||||
достигать 15—20 м и более. Глубина |
выемок |
при |
строи |
||
тельстве земляного полотна |
может |
быть в |
пределах от |
||
0 до 40 м. |
пород |
откосам скальных |
|||
В зависимости от крепости |
|||||
выемок придают крутизну от |
1:0,1 |
до |
1:1,5. |
Чем |
крепче |
скальная порода, тем круче делают откос. По условиям безопасности и возможности зачистки откоса экскаватор
ный забой по высоте не |
должен превышать более чем |
|
на 1—2 м максимальную |
высоту резания грунта |
для выб |
ранного экскаватора. Для дорожностроительных |
экскава |
торов с ковшами емкостью 0,65—1,25 м3 эта высота нахо дится в пределах от 5 до 8 м.
70