Файл: Басистов, М. А. Взрывные работы при сооружении земляного полотна железных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

токопроводимость электродетонаторов и электровзрывных сетей.

Наиболее употребительными

в

настоящее время яв­

ляются измерительный мост Р-353

и пьезоэлектрический

взрывной испытатель ВИО-3.

 

 

Р-3 5 3

П е р е н о с н ы й и з м е р и т е л ь н ы й м о с т

выпускается взамен линейного

мостика ЛМ-48

(Р-343).

Мост предназначен для измерения сопротивления электро­ взрывных линий и электродетонаторов. В мостах Р-353 пре­ дусмотрены два предела измерений — от 0,3 до 30 Ом и от

30 до 3000 Ом.

Переносный мост Р-353 (рис. 9) смонтирован в метал­ лическом корпусе 5, на крышке которого имеется ремень для переноски моста. На внутренней стороне крышки ук­ реплен щиток 1 со схемой моста и правилами пользова­ ния им. На лицевой стороне панели 4, прикрепленной к корпусу винтами 2, расположены: рукоятка 3 для враще­ ния шкал; перемычка 8 для переключения пределов из­ мерений; два зажима 6 для подключения электровзрыв­ ной сети; крышка 9 камеры источника тока; корректор 10 гальванометра; кнопка 11 для включения источника то­ ка и окно 12, в котором видна стрелка гальванометра. При переноске измерительного моста крышку запирают замком 7.

Перед измерением сопротивлений необходимо подгото­ вить мост к работе. Для этого следует установить при­ бор в горизонтальное положение, отстегнуть ремень, от­ крыть замок 7 и крышку. Измерение сопротивления мос­ том Р-353 выполняют в следующем порядке. Поворотом головки корректора 10 стрелку гальванометра приводят на нулевую отметку. К зажимам 6 присоединяют электровзрывную сеть. Если ее сопротивление меньше 30 Ом (на­ пример, при испытании электродетонаторов), устанавли­ вают перемычку 8, затем при нажатой кнопке И для включения тока медленно поворачивают рукоятку 3 вра­ щения шкал до тех пор, пока стрелка гальванометра не

34


Рис. 9. Переносный измерительный мост Р-353:

1

щиток; 2 — винт крепления панели; 3 — рукоятка;

4 — панель;

5

корпус; 6 —• зажимы для

подключения сети; 7 — замок; 8 — пе­

ремычка; 9 — крышка камеры

источника тока; 10 — корректор

галь­

ванометра; 11 — кнопка для включения источника тока;

12 —

окно

гальванометра

 

 

 

2*

придет на нулевую отметку. Величину измеряемого сопро­ тивления отсчитывают по внешней стороне лимба против нулевой отметки гальванометра. Если сопротивление взрывной сети больше 30 Ом, перемычку 8 отсоединяют и величину измеряемого сопротивления в этом случае от­ считывают по внутренней шкале лимба.

Измерять сопротивление электровзрывных сетей мос­ том Р-353 можно только из безопасного места (блинда-

1

Рис. 10. Пьезоэлектрический взрывной испытатель ВИО-3:

1 — зажимы для подсоединения проводов; 2 — светосигнальное окно; 3 — ру­ коятка; 4 — металлический корпус

36

жа) или при условии, что взрывник находится

на

безо­

пасном расстоянии от заряда ВВ.

 

 

и с п ы т а ­

П ь е з о э л е к т р и ч е с к и й в з р ы в н о й

 

т е л ь

В И 0-3

(рис. 10) предназначен

для

проверки

на

токопроводимость электродетонаторов,

а также

электро­

взрывных сетей, сопротивления которых

не

превышают

1000

Ом.

 

 

 

 

 

 

На верхней

крышке испытателя ВИО-3 имеются

два

зажима 1 для присоединения проводов

электровзрывной

сети или электродетонаторов и осветительное окно 2,

в

котором при вращении рукоятки 3

вспыхивает

нео­

новая лампочка.

Для проверки на токопроводимость к за­

жимам 1 подсоединяют провода или электродетонатор, за­ тем вращают рукоятку 3 до вспышки в окне 2 неоновой лам­ почки. Если в испытуемой сети нет проводимости (обрыв проводов, неисправность мостика), вспышки не будет. Лам­ почка не вспыхнет и в том случае, когда испытываемая цепь цела, но ее сопротивление превышает 100 Ом.

Перед работой испытатель ВИО-3 необходимо прове­ рить, для чего вращают рукоятку 3 при замкнутых нако­ ротко зажимах 1. Если в этом случае лампочка вспыхнет, то испытатель исправен.

Взрывной испытатель ВИО-3 смонтирован в металличе­ ском корпусе 4. Размеры прибора 121X96X30 мм. Мас­ са 0,54 кг.

СПОСОБЫ ВЗРЫВАНИЯ ЗАРЯДОВ

Под способом взрывания зарядов понимают порядок подготовки и производства взрыва зарядов промышлен­ ных взрывчатых веществ с применением определенных средств взрывания и технических средств.

На открытых работах чаще всего применяют бескапсюльное взрывание. В этом случае роль инициатора, раз­ мещаемого в заряде взрывчатого вещества, выполняет

37


 

 

 

 

 

 

детонирующий

шнур.

 

 

 

 

 

 

Для возбуждения взры­

 

 

 

 

 

 

ва детонирующего шну­

 

 

 

 

 

 

ра обязательно приме­

 

 

 

 

 

 

нение

электродетона­

 

 

 

 

 

 

тора

или

капсюля-де­

 

 

 

 

 

 

тонатора.

 

 

от

 

 

 

 

 

 

В

зависимости

 

 

 

 

 

 

способа

возбуждения

 

 

 

 

 

 

взрыва детонатора при­

 

 

 

 

 

 

меняют следующие спо­

 

 

 

 

 

 

собы взрывания:

 

 

 

 

 

 

 

 

огневое

взрывание,

 

 

 

 

 

 

когда детонатор

взры­

 

 

 

 

 

 

вается

от

огня

 

или

Рис. 11. Зажигательная трубка:

 

 

искр

 

огнепроводного

 

 

шнура;

 

 

 

 

а — разрез; б — общий вид; 1 — капсюль-

 

 

взры­

детонатор;

2

огнепроводный шнур

 

электрическое

 

 

 

 

 

 

вание, когда детонатор

взрывается от электровоспламенителя;

 

 

 

взры­

взрывание детонирующим шнуром, когда заряд

вается

от

помещаемого

внутри

его

детонирующего

шнура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для

Огневое взрывание. Огневое взрывание применяют

взрыва накладных

зарядов

при

дроблении

негабари­

тов, валунов и т. п.

или

для

взрыва

небольшой

серии

шпуровых зарядов,

а также

зарядов

одиночных

сква­

жин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При огневом взрывании выполняют следующие опера­

ции: изготовление

зажигательных

трубок,

изготовление

контрольных трубок и патронов-боевиков, заряжание, за­ бойку и зажигание воспламенительных трубок.

З а ж и г а т е л ь н а я

т р у б к а

(рис. 11), служащая

для передачи начального

импульса

заряду, представляет

собой надежное соединение капсюля-детонатора с отрез­ ком огнепроводного шнура.

38


Рис. 12. Последовательность изготовления патрона-боевика при огне­ вом взрывании:

а —4 устройство углубления для капсюля деревянным стержнем; б — введение зажигательной трубки в патрон; в — обжим верхней части патрона; г — за­ вязывание патрона шпагатом

Зажигательные трубки изготовляют длиной не менее 1 м. Средняя длина зажигательных трубок зависит от ко­ личества взрываемых за одну серию зарядов и должна быть не более 10 м, так как огнепроводный шнур выпуска­ ется в кругах длиной 10 м, а сращивание его запрещается.

Длина зажигательных трубок, применяемых для

прове­

дения одного взрыва, должна быть одинакова.

помеще­

Зажигательные трубки готовят в отдельном

нии. Перед изготовлением зажигательных трубок

проверя­

ют исправность капсюлей-детонаторов. От каждой

бухты

огнепроводного шнура предварительно отрезают

с обоих

кондов куски длиной по 5 см, из которых возможно высы­ пание сердцевины. Один срез огнепроводного шнура де­ лают прямым для ввода в капсюль-детонатор, а другой — косым для удобства зажигания. Капсюль-детонатор сое­ диняют в бумажной гильзе с огнепроводным шнуром с помощью изоляционной ленты, а в металлической гильзе

39

обжимают вокруг огнепроводного шнура щипцами-обжим­ ками. Шнур в детонатор вводят без вращения.

Для обеспечения надежности взрыва зарядов при ог­ невом взрывании применяют патроны-боевики. П а т р о н - б о е в и к представляет собой обычный аммонитовый па­ трон, в который вставлена зажигательная трубка (рис. 12). Патрон-боевик взрывается от капсюля-детонатора за­ жигательной трубки и вызывает взрыв заряда ВВ. Для удобства зажигания шнура при взрывании шпуровых за­ рядов отрезок огнепроводного шнура должен выступать из шпура не менее чем на 25 см.

Достоинствами огневого взрывания являются простота выполнения работ, малая стоимость, отсутствие электриче­ ских проводов, источников тока, контрольно-измеритель­ ной аппаратуры.

Недостатки огневого взрывания — ограниченность при­ менения и повышенная опасность, так как во время за­ жигания взрывник находится непосредственно у зарядов.

Электрическое взрывание. Электрическое взрывание ши­ роко применяют при производстве самых различных видов работ по рыхлению скального грунта в транспортном строи­ тельстве — при взрывании скважинных и шпуровых заря­ дов, негабаритов, при рыхлении мерзлых грунтов и т. д.

Для взрыва заряда ВВ при электрическом

взрывании

применяют электродетонаторы,

взрыв

которых

 

осущест­

вляют от источника тока. Оборудованное место,

где

на­

ходится источник тока или взрывная

машинка,

 

называют

в з р ы в н о й

с т а н ц и е й .

Провода,

идущие от

взрывной

станции до линии расположения зарядов, называются

м а-

ги е т р а л ь н ы м и. Провода, расположенные между

за­

рядами и соединяющие между собой концевые

 

провода,

называются

у ч а с т к о в ы м и .

К о н ц е в ы е

п р о в о д а

соединяют концевики

электродетонаторов с участковыми.

Провода, присоединяющие

концевые

провода

 

крайних

электродетонаторов к

магистральным

проводам,

 

называют

40