Файл: Басистов, М. А. Взрывные работы при сооружении земляного полотна железных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
токопроводимость электродетонаторов и электровзрывных сетей.
Наиболее употребительными |
в |
настоящее время яв |
|
ляются измерительный мост Р-353 |
и пьезоэлектрический |
||
взрывной испытатель ВИО-3. |
|
|
Р-3 5 3 |
П е р е н о с н ы й и з м е р и т е л ь н ы й м о с т |
|||
выпускается взамен линейного |
мостика ЛМ-48 |
(Р-343). |
Мост предназначен для измерения сопротивления электро взрывных линий и электродетонаторов. В мостах Р-353 пре дусмотрены два предела измерений — от 0,3 до 30 Ом и от
30 до 3000 Ом.
Переносный мост Р-353 (рис. 9) смонтирован в метал лическом корпусе 5, на крышке которого имеется ремень для переноски моста. На внутренней стороне крышки ук реплен щиток 1 со схемой моста и правилами пользова ния им. На лицевой стороне панели 4, прикрепленной к корпусу винтами 2, расположены: рукоятка 3 для враще ния шкал; перемычка 8 для переключения пределов из мерений; два зажима 6 для подключения электровзрыв ной сети; крышка 9 камеры источника тока; корректор 10 гальванометра; кнопка 11 для включения источника то ка и окно 12, в котором видна стрелка гальванометра. При переноске измерительного моста крышку запирают замком 7.
Перед измерением сопротивлений необходимо подгото вить мост к работе. Для этого следует установить при бор в горизонтальное положение, отстегнуть ремень, от крыть замок 7 и крышку. Измерение сопротивления мос том Р-353 выполняют в следующем порядке. Поворотом головки корректора 10 стрелку гальванометра приводят на нулевую отметку. К зажимам 6 присоединяют электровзрывную сеть. Если ее сопротивление меньше 30 Ом (на пример, при испытании электродетонаторов), устанавли вают перемычку 8, затем при нажатой кнопке И для включения тока медленно поворачивают рукоятку 3 вра щения шкал до тех пор, пока стрелка гальванометра не
34
Рис. 9. Переносный измерительный мост Р-353:
1 |
— |
щиток; 2 — винт крепления панели; 3 — рукоятка; |
4 — панель; |
||
5 |
— |
корпус; 6 —• зажимы для |
подключения сети; 7 — замок; 8 — пе |
||
ремычка; 9 — крышка камеры |
источника тока; 10 — корректор |
галь |
|||
ванометра; 11 — кнопка для включения источника тока; |
12 — |
окно |
|||
гальванометра |
|
|
|
2*
придет на нулевую отметку. Величину измеряемого сопро тивления отсчитывают по внешней стороне лимба против нулевой отметки гальванометра. Если сопротивление взрывной сети больше 30 Ом, перемычку 8 отсоединяют и величину измеряемого сопротивления в этом случае от считывают по внутренней шкале лимба.
Измерять сопротивление электровзрывных сетей мос том Р-353 можно только из безопасного места (блинда-
1
Рис. 10. Пьезоэлектрический взрывной испытатель ВИО-3:
1 — зажимы для подсоединения проводов; 2 — светосигнальное окно; 3 — ру коятка; 4 — металлический корпус
36
жа) или при условии, что взрывник находится |
на |
безо |
|||||
пасном расстоянии от заряда ВВ. |
|
|
и с п ы т а |
||||
П ь е з о э л е к т р и ч е с к и й в з р ы в н о й |
|
||||||
т е л ь |
В И 0-3 |
(рис. 10) предназначен |
для |
проверки |
на |
||
токопроводимость электродетонаторов, |
а также |
электро |
|||||
взрывных сетей, сопротивления которых |
не |
превышают |
|||||
1000 |
Ом. |
|
|
|
|
|
|
На верхней |
крышке испытателя ВИО-3 имеются |
два |
|||||
зажима 1 для присоединения проводов |
электровзрывной |
||||||
сети или электродетонаторов и осветительное окно 2, |
в |
||||||
котором при вращении рукоятки 3 |
вспыхивает |
нео |
|||||
новая лампочка. |
Для проверки на токопроводимость к за |
жимам 1 подсоединяют провода или электродетонатор, за тем вращают рукоятку 3 до вспышки в окне 2 неоновой лам почки. Если в испытуемой сети нет проводимости (обрыв проводов, неисправность мостика), вспышки не будет. Лам почка не вспыхнет и в том случае, когда испытываемая цепь цела, но ее сопротивление превышает 100 Ом.
Перед работой испытатель ВИО-3 необходимо прове рить, для чего вращают рукоятку 3 при замкнутых нако ротко зажимах 1. Если в этом случае лампочка вспыхнет, то испытатель исправен.
Взрывной испытатель ВИО-3 смонтирован в металличе ском корпусе 4. Размеры прибора 121X96X30 мм. Мас са 0,54 кг.
СПОСОБЫ ВЗРЫВАНИЯ ЗАРЯДОВ
Под способом взрывания зарядов понимают порядок подготовки и производства взрыва зарядов промышлен ных взрывчатых веществ с применением определенных средств взрывания и технических средств.
На открытых работах чаще всего применяют бескапсюльное взрывание. В этом случае роль инициатора, раз мещаемого в заряде взрывчатого вещества, выполняет
37
|
|
|
|
|
|
детонирующий |
шнур. |
||||
|
|
|
|
|
|
Для возбуждения взры |
|||||
|
|
|
|
|
|
ва детонирующего шну |
|||||
|
|
|
|
|
|
ра обязательно приме |
|||||
|
|
|
|
|
|
нение |
электродетона |
||||
|
|
|
|
|
|
тора |
или |
капсюля-де |
|||
|
|
|
|
|
|
тонатора. |
|
|
от |
||
|
|
|
|
|
|
В |
зависимости |
||||
|
|
|
|
|
|
способа |
возбуждения |
||||
|
|
|
|
|
|
взрыва детонатора при |
|||||
|
|
|
|
|
|
меняют следующие спо |
|||||
|
|
|
|
|
|
собы взрывания: |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
огневое |
взрывание, |
||||
|
|
|
|
|
|
когда детонатор |
взры |
||||
|
|
|
|
|
|
вается |
от |
огня |
|
или |
|
Рис. 11. Зажигательная трубка: |
|
|
искр |
|
огнепроводного |
||||||
|
|
шнура; |
|
|
|
|
|||||
а — разрез; б — общий вид; 1 — капсюль- |
|
|
взры |
||||||||
детонатор; |
2 — |
огнепроводный шнур |
|
электрическое |
|||||||
|
|
|
|
|
|
вание, когда детонатор |
|||||
взрывается от электровоспламенителя; |
|
|
|
взры |
|||||||
взрывание детонирующим шнуром, когда заряд |
|||||||||||
вается |
от |
помещаемого |
внутри |
его |
детонирующего |
||||||
шнура. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для |
Огневое взрывание. Огневое взрывание применяют |
|||||||||||
взрыва накладных |
зарядов |
при |
дроблении |
негабари |
|||||||
тов, валунов и т. п. |
или |
для |
взрыва |
небольшой |
серии |
||||||
шпуровых зарядов, |
а также |
зарядов |
одиночных |
сква |
|||||||
жин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При огневом взрывании выполняют следующие опера |
|||||||||||
ции: изготовление |
зажигательных |
трубок, |
изготовление |
контрольных трубок и патронов-боевиков, заряжание, за бойку и зажигание воспламенительных трубок.
З а ж и г а т е л ь н а я |
т р у б к а |
(рис. 11), служащая |
для передачи начального |
импульса |
заряду, представляет |
собой надежное соединение капсюля-детонатора с отрез ком огнепроводного шнура.
38
Рис. 12. Последовательность изготовления патрона-боевика при огне вом взрывании:
а —4 устройство углубления для капсюля деревянным стержнем; б — введение зажигательной трубки в патрон; в — обжим верхней части патрона; г — за вязывание патрона шпагатом
Зажигательные трубки изготовляют длиной не менее 1 м. Средняя длина зажигательных трубок зависит от ко личества взрываемых за одну серию зарядов и должна быть не более 10 м, так как огнепроводный шнур выпуска ется в кругах длиной 10 м, а сращивание его запрещается.
Длина зажигательных трубок, применяемых для |
прове |
дения одного взрыва, должна быть одинакова. |
помеще |
Зажигательные трубки готовят в отдельном |
|
нии. Перед изготовлением зажигательных трубок |
проверя |
ют исправность капсюлей-детонаторов. От каждой |
бухты |
огнепроводного шнура предварительно отрезают |
с обоих |
кондов куски длиной по 5 см, из которых возможно высы пание сердцевины. Один срез огнепроводного шнура де лают прямым для ввода в капсюль-детонатор, а другой — косым для удобства зажигания. Капсюль-детонатор сое диняют в бумажной гильзе с огнепроводным шнуром с помощью изоляционной ленты, а в металлической гильзе
39
обжимают вокруг огнепроводного шнура щипцами-обжим ками. Шнур в детонатор вводят без вращения.
Для обеспечения надежности взрыва зарядов при ог невом взрывании применяют патроны-боевики. П а т р о н - б о е в и к представляет собой обычный аммонитовый па трон, в который вставлена зажигательная трубка (рис. 12). Патрон-боевик взрывается от капсюля-детонатора за жигательной трубки и вызывает взрыв заряда ВВ. Для удобства зажигания шнура при взрывании шпуровых за рядов отрезок огнепроводного шнура должен выступать из шпура не менее чем на 25 см.
Достоинствами огневого взрывания являются простота выполнения работ, малая стоимость, отсутствие электриче ских проводов, источников тока, контрольно-измеритель ной аппаратуры.
Недостатки огневого взрывания — ограниченность при менения и повышенная опасность, так как во время за жигания взрывник находится непосредственно у зарядов.
Электрическое взрывание. Электрическое взрывание ши роко применяют при производстве самых различных видов работ по рыхлению скального грунта в транспортном строи тельстве — при взрывании скважинных и шпуровых заря дов, негабаритов, при рыхлении мерзлых грунтов и т. д.
Для взрыва заряда ВВ при электрическом |
взрывании |
|||||||
применяют электродетонаторы, |
взрыв |
которых |
|
осущест |
||||
вляют от источника тока. Оборудованное место, |
где |
на |
||||||
ходится источник тока или взрывная |
машинка, |
|
называют |
|||||
в з р ы в н о й |
с т а н ц и е й . |
Провода, |
идущие от |
взрывной |
||||
станции до линии расположения зарядов, называются |
м а- |
|||||||
ги е т р а л ь н ы м и. Провода, расположенные между |
за |
|||||||
рядами и соединяющие между собой концевые |
|
провода, |
||||||
называются |
у ч а с т к о в ы м и . |
К о н ц е в ы е |
п р о в о д а |
|||||
соединяют концевики |
электродетонаторов с участковыми. |
|||||||
Провода, присоединяющие |
концевые |
провода |
|
крайних |
||||
электродетонаторов к |
магистральным |
проводам, |
|
называют |
40