Файл: Ардаев, В. Б. Пескоструйщик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бригады и звенья разной профессии й квали­ фикации.

Так, для выполнения работ, требующих различной степени мастерства, создаются звенья рабочих одной профессии, но разной квалификации Для пескоструйной очистки от­ ветственных конструкций или деталей, напри­ мер, требуется квалифицированный рабочийпескоструйщик 4-го разряда и менее квалифи­ цированный рабочий-пескоструйщик 3-го раз­ ряда, выполняющий в основном работу по об­ служиванию пескоструйного аппарата.

Следовательно, звенья комплектуются с та­ ким расчетом, чтобы рабочие высокой квали­ фикации выполняли сложные операции, соот­ ветствующие их знаниям, опыту и умению, и не затрачивали время на операции, которые могут быть выполнены менее квалифициро­ ванными рабочими.

Для отдельных работ на строительстве и особенно при капитальных ремонтах зданий (работ, связанных с очисткой фасадов) орга­ низуются бригады, состоящие из звеньев и по технологическому процессу производства ра­ бот взаимно обеспечивающие весь цикл стро­ ительных, ремонтно-строительных и вспомога­ тельных работ. Эти бригады могут быть ком­ плексными и специализированными.

Комплексная бригада на строительстве объединяет рабочих разных профессий и ква­ лификаций и используется для выполнения комплекса взаимосвязанных работ с выпуском определенной продукции или части строитель­ ного комплекса работ.

Специализированная бригада создается из рабочих одной профессии и используется для выполнения определенного вида работ, напри­

64

мер очистки фасадов данного здания без дру­ гих строительных или ремонтных работ.

Для выполнения любого строительного процесса затрачивается труд рабочих, участ­ вующих в этом процессе.

Важнейшим показателем труда является его производительность, т. е. величина затрат рабочего времени на единицу продукции, на­ пример на 1 м2 обрабатываемой (очищаемой) поверхности фасада, на 1 т арматуры, на 1 м3 кирпичной кладки и т. д.

Затрата рабочего времени на единицу про­ дукции на стройке или промышленном произ­ водстве не является величиной постоянной, она непрерывно изменяется в зависимости от организации труда, метода работы и других обстоятельств.

Пути повышения производительности тру­ да многообразны. В нашей стране подъем про­ изводительности труда происходит путем улучшения технологии производства, индуст­ риализации и механизации строительных про­ цессов, облегчающих труд рабочих.

При производстве любых работ, а особен­ но пескоструйных, связанных с применением механизмов сжатого воздуха, песка или дро­ би, а также с повышенными требованиями техники безопасности и охраны труда, имеет важное значение правильно организованное рабочее место.

Поэтому рабочий-пескоструйщик перед на­ чалом работы обязан осмотреть свой аппарат, шланги, подъемные механизмы, ограждающие устройства. Вместе с руководителем работ (производителем работ или мастером) рабо­ чий до начала работы проверяет аппаратуру на холостом ходу и под нагрузкой, исправ-

3 ?ак . 87

65


ность люльки, блоков и т. д. Кроме того, про­ веряется заправка аппарата песком и давле­ ние воздуха, т. е. рабочее место должно быть подготовлено так, чтобы ничто не отвлекало рабочего во время работы.

Проверка исправности спецодежды и инди­ видуальных средств защиты также обеспечит безопасность для работающих в течение всей рабочей смены.

При правильной раскладке на рабочем ме­ сте инструментов, сменных деталей и приспо­ соблений значительно сокращается количество движений рабочих и работа производится с меньшей затратой труда.

Немаловажным фактором при очистке по- - верхностей является правильная организация фронта работ. Фронтом работ называется уча­ сток, отводимый звену или бригаде рабочих для выполнения определенного рабочего за­ дания.

Величина фронта работы звена или брига­ ды должна обеспечивать им беспрерывность работы в течение смены и выполнения смен­ ной нормы выработки (с учетом ее перевы­ полнения) .

На многих стройках применяют поточный метод производства работ. 'При таком методе звенья или бригады рабочих, выполняющие однотипные работы, должны последовательно и непрерывно, одни за другими производить работу на последовательно расположенных участках (захватках) с разной степенью го­ товности или с переходом с одного строяще­ гося здания на другое, находящееся в непо­ средственной близости один от другого.

Особенно целесообразен поточный метод организации производства в том случае, ког­

66

да технологическими правилами ведения ра­ бот устанавливаются единые для всех звеньев и бригад обязательные методы, приемы и по­ следовательность работ для строительных объектов.

VII. КАК СТАТЬ РАБОЧИМ-ПЕСКОСТРУЙЩИКОМ

Важнейшим условием ускорения техниче­ ского прогресса являются профессиональная подготовка квалифицированных рабочих кад­ ров и дальнейшее повышение производствен­ ной квалификации и образовательного уровня трудящихся.

Особенно большое значение в нашей стра­ не приобретает профессионально-техническое обучение молодежи.

Обучение рабочего сейчас производится на более широкой профессионально-технической базе, чем, например, в начале 60-х годов; оно включает элементы инженерно-технической подготовки и обеспечивает объем знаний в об­ ласти комплексной механизации и автомати­ зации производства.

Большое внимание уделяется коммунисти­ ческому воспитанию обучающихся, формиро­ ванию у них навыков высокой культуры труда.

Обучение рабочих профессии рабочего-пес- коструйщика может производиться в учебных заведениях (ремесленное, профессиональнотехническое училище) или непосредственно на производстве путем индивидуального или бригадного обучения по утвержденным про­ граммам и под руководством высококвалифи­

3*

67


цированных специалистов (мастеров, произво­ дителей работ).

Ученикам в период обучения оплачивается

определенный

процент от

ставки

рабочего

1-го разряда

и, кроме того,

оплата

произво­

дится по соответствующим расценкам за всю качественную продукцию, выполненную уче­ ником за время работы.

Срок подготовки по специальности «рабо­ чий-пескоструйщик 3-го разряда» устанавли­ вается, например, в 8—10 месяцев, причем на изучение основ технических знаний отводится

около 220—250

ч, а на теоретические зна­

ния — 180—200 ч.

Программы производственного и теорети­

ческого обучения

составляются, как правило,

на основании квалификационной характери­ стики, которой определены основные произ­ водственные навыки и знания, необходимые для работы по данной профессии и квалифи-. кации. Программы определяют объем, содер­ жание учебного материала и последователь­ ность его изучения.

Производственное обучение начинают с ознакомления обучающихся со строительст­ вом, рабочим местом пескоструйщика, прави­ лами техники безопасности и распорядком на строительстве и в бригаде, квалификационной характеристикой и режимом обучения.

После этого обучающийся под руководст­ вом инструкторов (квалифицированных рабо­ чих) осваивает технологический процесс и приемы работы по изучаемой профессии.

В последний период подготовки обучаю­ щийся под руководством инструкторов выпол­ няет работы 3-го разряда по своей специаль­ ности в соответствии с требованиями «Едино­

68

го тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в строи­ тельстве и на ремонтно-строительных рабо­ тах» (ЕТКС).

Для теоретических занятий привлекаются высококвалифицированные инженерно-техни­ ческие работники, имеющие опыт по техниче­ скому обучению кадров.

В завершающий период обучающиеся должны закрепить навыки выполнения техно­ логических операций по своей специальности при строгом соблюдении технических требова­ ний на выполняемые работы и освоить уста­ новленные нормы выработки.

Программы производственного и теорети­ ческого обучения систематически обновляют­ ся и дополняются учебнымматериалом о но­ вых технологических процессах и оборудова­ нии, передовых методах труда и других дости­ жениях, которые начали применяться в отече­ ственной и зарубежной практике строитель­ ных и ремонтно-строительных работ. Одновре­ менно из учебных программ исключаются све­ дения об устаревших технологических процес­ сах, оборудовании, материалах и методах тру­ да. Кроме того, в зависимости от общеобразо­ вательной подготовки учащихся и уровня производства в программах часто изменяют последовательность изучения тем и количест­ во часов, отведенных для этой цели.

В начале изучения тематического плана каждой темы и перед отдельными работами по этим темам инструкторы проводят с обуча­ ющимися вводный инструктаж примерно по следующему плану:

а) подведение итогов выполнения обучаю­ щимися предыдущих работ;

69



б) объяснение цели и содержания пред­ стоящей работы;

в) ознакомление с инструментом, приспо­ соблениями, оборудованием, механизмами и материалами, которые будут применяться при выполнении работы и правилами пользования ими;

г) объяснение последовательности и показ наиболее целесообразных приемов выполне­ ния работы, указания по технике безопасности и производственной санитарии;

д) ознакомление с техническими требова­ ниями, которые должны удовлетворять пред­ стоящие работы;

е) показ и объяснение передовых методов организации труда и рабочего места при вы­ полнении предстоящей работы (подготовка материалов, инструмента и приспособлений, расположение их на рабочем месте).

Программа теоретического обучения долж­ на предусматривать изучение основ техноло­ гии работ, устройства и работы механизмов, передовых методов организации труда и рабо­ чего места, правил техники безопасности и охраны труда на производстве.

Изучение материала по программе теоре­ тического обучения должно предшествовать (или производиться параллельно) выполне­ нию соответствующих работ по производст­ венному обучению.

По окончании производственного и теоре­ тического обучения проводятся квалификаци­ онные испытания, которые состоят из выпол­ нения обучающимся квалификационной рабо­ ты и устных ответов на вопросы программно­ го материала.

Сдавшему испытания квалификационная

70

комиссия присваивает профессию и квалифи­ кацию, указанные в квалификационной харак­ теристике, и выдает удостоверение установ­ ленного образца.

В программах со 175—180 учебными часа­ ми предусматривается обучение лишь основам профессионального мастерства, которые дадут возможность лицам, избравшим профессию пескоструйщика (или другую, аналогичную строительную профессию), успешно начать ра­ боту по избранной профессии.

Дальнейшего повышения своей производ­ ственной квалификации и профессионального мастерства они могут достигнуть, работая на строительстве и обучаясь в вечерних (смен­ ных) профессионально-технических училищах или на производственно-технических курсах строительства.

В рассмотренном разделе было упомянуто понятие «квалификационная характеристика». Для пояснения этого вопроса приведем при­ мер квалификационной характеристики рабо- чего-пескоструйщика.

Рабочий-пескоструйщик квалификации 3-го разряда по пескоструйной очистке поверхно­ стей, конструкций и деталей должен уметь:

заряжать аппарат (установку) песком нужной для данной работы фракции и влаж­ ности, соединять и разъединять шланги, заме­ нять износившиеся детали (сопла, проходники и др.);

в соответствии с заданием и абразивным материалом подбирать нужные для данной работы сменные детали (сопла, шланги и т. д.);

уметь правильно регулировать подачу сжа­ того воздуха и абразива;

71