ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
бригады и звенья разной профессии й квали фикации.
Так, для выполнения работ, требующих различной степени мастерства, создаются звенья рабочих одной профессии, но разной квалификации Для пескоструйной очистки от ветственных конструкций или деталей, напри мер, требуется квалифицированный рабочийпескоструйщик 4-го разряда и менее квалифи цированный рабочий-пескоструйщик 3-го раз ряда, выполняющий в основном работу по об служиванию пескоструйного аппарата.
Следовательно, звенья комплектуются с та ким расчетом, чтобы рабочие высокой квали фикации выполняли сложные операции, соот ветствующие их знаниям, опыту и умению, и не затрачивали время на операции, которые могут быть выполнены менее квалифициро ванными рабочими.
Для отдельных работ на строительстве и особенно при капитальных ремонтах зданий (работ, связанных с очисткой фасадов) орга низуются бригады, состоящие из звеньев и по технологическому процессу производства ра бот взаимно обеспечивающие весь цикл стро ительных, ремонтно-строительных и вспомога тельных работ. Эти бригады могут быть ком плексными и специализированными.
Комплексная бригада на строительстве объединяет рабочих разных профессий и ква лификаций и используется для выполнения комплекса взаимосвязанных работ с выпуском определенной продукции или части строитель ного комплекса работ.
Специализированная бригада создается из рабочих одной профессии и используется для выполнения определенного вида работ, напри
64
мер очистки фасадов данного здания без дру гих строительных или ремонтных работ.
Для выполнения любого строительного процесса затрачивается труд рабочих, участ вующих в этом процессе.
Важнейшим показателем труда является его производительность, т. е. величина затрат рабочего времени на единицу продукции, на пример на 1 м2 обрабатываемой (очищаемой) поверхности фасада, на 1 т арматуры, на 1 м3 кирпичной кладки и т. д.
Затрата рабочего времени на единицу про дукции на стройке или промышленном произ водстве не является величиной постоянной, она непрерывно изменяется в зависимости от организации труда, метода работы и других обстоятельств.
Пути повышения производительности тру да многообразны. В нашей стране подъем про изводительности труда происходит путем улучшения технологии производства, индуст риализации и механизации строительных про цессов, облегчающих труд рабочих.
При производстве любых работ, а особен но пескоструйных, связанных с применением механизмов сжатого воздуха, песка или дро би, а также с повышенными требованиями техники безопасности и охраны труда, имеет важное значение правильно организованное рабочее место.
Поэтому рабочий-пескоструйщик перед на чалом работы обязан осмотреть свой аппарат, шланги, подъемные механизмы, ограждающие устройства. Вместе с руководителем работ (производителем работ или мастером) рабо чий до начала работы проверяет аппаратуру на холостом ходу и под нагрузкой, исправ-
3 ?ак . 87 |
65 |
ность люльки, блоков и т. д. Кроме того, про веряется заправка аппарата песком и давле ние воздуха, т. е. рабочее место должно быть подготовлено так, чтобы ничто не отвлекало рабочего во время работы.
Проверка исправности спецодежды и инди видуальных средств защиты также обеспечит безопасность для работающих в течение всей рабочей смены.
При правильной раскладке на рабочем ме сте инструментов, сменных деталей и приспо соблений значительно сокращается количество движений рабочих и работа производится с меньшей затратой труда.
Немаловажным фактором при очистке по- - верхностей является правильная организация фронта работ. Фронтом работ называется уча сток, отводимый звену или бригаде рабочих для выполнения определенного рабочего за дания.
Величина фронта работы звена или брига ды должна обеспечивать им беспрерывность работы в течение смены и выполнения смен ной нормы выработки (с учетом ее перевы полнения) .
На многих стройках применяют поточный метод производства работ. 'При таком методе звенья или бригады рабочих, выполняющие однотипные работы, должны последовательно и непрерывно, одни за другими производить работу на последовательно расположенных участках (захватках) с разной степенью го товности или с переходом с одного строяще гося здания на другое, находящееся в непо средственной близости один от другого.
Особенно целесообразен поточный метод организации производства в том случае, ког
66
да технологическими правилами ведения ра бот устанавливаются единые для всех звеньев и бригад обязательные методы, приемы и по следовательность работ для строительных объектов.
VII. КАК СТАТЬ РАБОЧИМ-ПЕСКОСТРУЙЩИКОМ
Важнейшим условием ускорения техниче ского прогресса являются профессиональная подготовка квалифицированных рабочих кад ров и дальнейшее повышение производствен ной квалификации и образовательного уровня трудящихся.
Особенно большое значение в нашей стра не приобретает профессионально-техническое обучение молодежи.
Обучение рабочего сейчас производится на более широкой профессионально-технической базе, чем, например, в начале 60-х годов; оно включает элементы инженерно-технической подготовки и обеспечивает объем знаний в об ласти комплексной механизации и автомати зации производства.
Большое внимание уделяется коммунисти ческому воспитанию обучающихся, формиро ванию у них навыков высокой культуры труда.
Обучение рабочих профессии рабочего-пес- коструйщика может производиться в учебных заведениях (ремесленное, профессиональнотехническое училище) или непосредственно на производстве путем индивидуального или бригадного обучения по утвержденным про граммам и под руководством высококвалифи
3* |
67 |
цированных специалистов (мастеров, произво дителей работ).
Ученикам в период обучения оплачивается
определенный |
процент от |
ставки |
рабочего |
1-го разряда |
и, кроме того, |
оплата |
произво |
дится по соответствующим расценкам за всю качественную продукцию, выполненную уче ником за время работы.
Срок подготовки по специальности «рабо чий-пескоструйщик 3-го разряда» устанавли вается, например, в 8—10 месяцев, причем на изучение основ технических знаний отводится
около 220—250 |
ч, а на теоретические зна |
ния — 180—200 ч. |
|
Программы производственного и теорети |
|
ческого обучения |
составляются, как правило, |
на основании квалификационной характери стики, которой определены основные произ водственные навыки и знания, необходимые для работы по данной профессии и квалифи-. кации. Программы определяют объем, содер жание учебного материала и последователь ность его изучения.
Производственное обучение начинают с ознакомления обучающихся со строительст вом, рабочим местом пескоструйщика, прави лами техники безопасности и распорядком на строительстве и в бригаде, квалификационной характеристикой и режимом обучения.
После этого обучающийся под руководст вом инструкторов (квалифицированных рабо чих) осваивает технологический процесс и приемы работы по изучаемой профессии.
В последний период подготовки обучаю щийся под руководством инструкторов выпол няет работы 3-го разряда по своей специаль ности в соответствии с требованиями «Едино
68
го тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в строи тельстве и на ремонтно-строительных рабо тах» (ЕТКС).
Для теоретических занятий привлекаются высококвалифицированные инженерно-техни ческие работники, имеющие опыт по техниче скому обучению кадров.
В завершающий период обучающиеся должны закрепить навыки выполнения техно логических операций по своей специальности при строгом соблюдении технических требова ний на выполняемые работы и освоить уста новленные нормы выработки.
Программы производственного и теорети ческого обучения систематически обновляют ся и дополняются учебнымматериалом о но вых технологических процессах и оборудова нии, передовых методах труда и других дости жениях, которые начали применяться в отече ственной и зарубежной практике строитель ных и ремонтно-строительных работ. Одновре менно из учебных программ исключаются све дения об устаревших технологических процес сах, оборудовании, материалах и методах тру да. Кроме того, в зависимости от общеобразо вательной подготовки учащихся и уровня производства в программах часто изменяют последовательность изучения тем и количест во часов, отведенных для этой цели.
В начале изучения тематического плана каждой темы и перед отдельными работами по этим темам инструкторы проводят с обуча ющимися вводный инструктаж примерно по следующему плану:
а) подведение итогов выполнения обучаю щимися предыдущих работ;
69
б) объяснение цели и содержания пред стоящей работы;
в) ознакомление с инструментом, приспо соблениями, оборудованием, механизмами и материалами, которые будут применяться при выполнении работы и правилами пользования ими;
г) объяснение последовательности и показ наиболее целесообразных приемов выполне ния работы, указания по технике безопасности и производственной санитарии;
д) ознакомление с техническими требова ниями, которые должны удовлетворять пред стоящие работы;
е) показ и объяснение передовых методов организации труда и рабочего места при вы полнении предстоящей работы (подготовка материалов, инструмента и приспособлений, расположение их на рабочем месте).
Программа теоретического обучения долж на предусматривать изучение основ техноло гии работ, устройства и работы механизмов, передовых методов организации труда и рабо чего места, правил техники безопасности и охраны труда на производстве.
Изучение материала по программе теоре тического обучения должно предшествовать (или производиться параллельно) выполне нию соответствующих работ по производст венному обучению.
По окончании производственного и теоре тического обучения проводятся квалификаци онные испытания, которые состоят из выпол нения обучающимся квалификационной рабо ты и устных ответов на вопросы программно го материала.
Сдавшему испытания квалификационная
70
комиссия присваивает профессию и квалифи кацию, указанные в квалификационной харак теристике, и выдает удостоверение установ ленного образца.
В программах со 175—180 учебными часа ми предусматривается обучение лишь основам профессионального мастерства, которые дадут возможность лицам, избравшим профессию пескоструйщика (или другую, аналогичную строительную профессию), успешно начать ра боту по избранной профессии.
Дальнейшего повышения своей производ ственной квалификации и профессионального мастерства они могут достигнуть, работая на строительстве и обучаясь в вечерних (смен ных) профессионально-технических училищах или на производственно-технических курсах строительства.
В рассмотренном разделе было упомянуто понятие «квалификационная характеристика». Для пояснения этого вопроса приведем при мер квалификационной характеристики рабо- чего-пескоструйщика.
Рабочий-пескоструйщик квалификации 3-го разряда по пескоструйной очистке поверхно стей, конструкций и деталей должен уметь:
заряжать аппарат (установку) песком нужной для данной работы фракции и влаж ности, соединять и разъединять шланги, заме нять износившиеся детали (сопла, проходники и др.);
в соответствии с заданием и абразивным материалом подбирать нужные для данной работы сменные детали (сопла, шланги и т. д.);
уметь правильно регулировать подачу сжа того воздуха и абразива;
71