Файл: Шнуров, В. Н. Состояние и перспективы развития потребления полиолефинов, полистирольных пластмасс и фторсодержащих полимеров в автомобильной промышленности за рубежом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|||
|
|
Доля потребления АБС, Ш и ПЭ в .п . |
в автомобилестроении |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
в общем объеме потребления данных полимеров в |
США, |
ты с.т |
[7,9-I4J |
|
|
|
|
|||||||||
-------- — --------------------------------- |
|
|
1--------- |
|
г, |
-----------!--------- |
!----------- |
!----------- |
!--------- |
|
|
' |
—--1-----------Г |
"Т |
г . |
|||
Материал |
iI960 |
1965 г . 11968 г ] 1969 г . j 1970 г . j 1971 |
г, 1972 г . |
1973 г . I1975 |
r i 1980 |
|||||||||||||
|
|
|
! |
|
|
1 |
! |
i |
i |
|
|
|
|
! |
|
! |
(прог |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
ноз) |
|||||||
ш |
|
|
|
27,2 |
|
90,7 |
130,0 |
230,0 |
247,0 |
300,0 |
397,0 |
434,0 |
- |
|
- |
|
||
Общее потребление . . . » |
|
|
|
|
||||||||||||||
Потребление |
в |
автомобиле |
|
4 ,5 |
|
13,7 |
16,3 |
22,7 |
29,6 |
31,8 |
59,2 |
68,2 |
- |
|
77 |
|
||
строении ....................... |
|
.... |
|
|
|
|
||||||||||||
Потребление |
в |
автомобиле- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
строении от общего по |
|
16,5 . |
15,0 |
12,5 |
9 ,9 |
12,0 |
10,6 |
16,6 |
*• |
|
|
*• |
||||||
требления, |
% ................... |
|
|
|
||||||||||||||
Ш |
|
|
|
|
|
|
335,0 |
476,0 |
450^0 |
590,0 |
766,0 |
978,0 |
1140,0 |
1530 |
||||
Общее потребление . . . ♦ |
— |
|
- |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Потребление в |
автомобиле- |
|
- |
• |
- |
4 1 ,0 |
45,4 |
54,5 |
57,2 |
78,7 |
101,4 |
136,0 |
182 |
|
||||
строении ............................ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Потребление |
в |
автомобиле- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12,0 |
12 |
||
строении от общего по |
|
- |
|
- |
12,2 |
9 ,6 |
12,1 |
9 ,7 |
10,3 |
10,5 |
||||||||
требления, |
% • • • • - » |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ПЭ в .п . |
|
|
|
— |
|
|
544,0 |
639,0 |
740,0 |
864,0 |
1062,0 |
1254,0 |
2540,0 |
4Ю 0 |
||||
Общее потребление . . . . |
|
|
- |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Потребление в |
автомобиле- |
— ' |
- |
17,0 |
18,2 |
22,3 |
22,3 |
23,2 |
29,6 |
36,3 |
- |
|
||||||
строении ............................ |
|
|
|
|
||||||||||||||
Потребление |
в |
автомобиле- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
строении от |
общего п о - |
|
- |
|
— |
3 ,1 |
2 ,9 |
3 ,0 |
2 ,6 |
2 ,2 |
2 ,0 |
|
1,5 |
|
|
|||
требления, |
% ................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во внешнем оформлении автомобиля в настоящее время пластмассы составляют около Ъ%от веса мятинн (13-14 к г ). Ожидается, что в текущем десятилетии они частично вытеснят стальной лист в изго товлении дверей, капотов, кузовов, бамперов, и их использование во внешнем оформлении автомобиля возрастет до 38-40 кг.
Т а б л и ц а |
4 |
Потребление пластмасс для внутренней отделки американских автомобилей [16]
|
[ I960 |
материал |
;-------- |
|
! " . |
|
! Ъ |
Всего пластмасс . |
46,0 |
В том числе |
|
Полиуретаны |
8 ,6 |
ПВХ . . . . . . |
23,2 |
П П ....................... |
—■■ |
АБС • • • • • • |
2, 7 |
г .
кг/авт
7,2
1,7
3,6
6, 4
j 1970 |
г . | |
1975 г . j |
|
тыс. т |
/кгавт |
н |
/кгавт |
|
|
о• |
|
|
|
а |
|
187,0 |
2 8 ,6 |
364 |
36,3 |
59,5 |
9,1 |
127 |
13,7 |
59,5 |
9,1 |
91 |
9,1 |
2%6 |
4 ,5 |
68 |
6 ,8 |
17,7 |
2 ,4 |
37 |
3 ,6 |
1980 |
г . |
|
: ; |
|
|
fi4 |
авт |
|
. |
|
|
2 |
кг/ |
|
Е |
|
|
520 |
45,0 |
|
189 |
16,4 |
|
НО |
11,6 |
|
105 |
9,1 |
|
52 |
4 |
,5 |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
Потребление пластмасс во внешнем оформлении |
|
|
||||||
|
американских автомобилей |
[5] |
|
|
|
|||
lvicuejJiicWi |
|
1970 г . |
1975 |
г . |
,1980 |
г .. |
|
|
|
|
|
|
|
\UUUJ•пи а/ |
|
||
|
|
ты с.т |
кг/авт |
тыс. т ]кг/авт |
тыс. т |
кг/авт |
|
|
Всего пластмасс |
• |
72;0 |
10,9 |
232,0 |
23;3 |
445 |
33,6 |
|
В том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Полиэфирные |
|
24,6 |
3 ,6 |
68,2 |
6 ,8 |
131 |
11,7 |
|
смолы . . . . |
|
|
||||||
АБС |
|
11,8 |
1 ,8 |
45,5 |
4 ,5 |
105 |
9,1 |
|
ПП....................... |
|
4 ,6 |
0 ,9 |
36,4 |
3 ,6 |
79 |
6 ,8 |
|
Полиуретаны . |
. |
3,2 |
0,5 |
36,4 |
3,6 |
79 |
6 ,8 |
|
7
Т а б л и ц а 6
Потребление пластмасс в элементах конструкции американских автомобилей
< |
1960 г . } |
1970 г . |
1975 г . |
|||
Материал |
____________ !______________ ____________ ] |
|||||
о |
авт/ |
". |
авт/ |
о |
авт/ |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
8 |
кг |
3 |
кг |
g |
кг |
Всего пластмасс • |
12,3 |
2 ,3 |
61 |
9,5 |
124 |
12,4 |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
Конструкционные |
8 ,6 |
1 ,8 |
42 |
6 ,4 |
82 |
О ОС |
материалы . . |
||||||
Полиэтилен. . . |
- |
- |
5 |
1 ,0 |
21 |
т |
2,2' |
||||||
Прочие • • • • • |
3 ,7 |
0,5 |
14 |
2 , Г |
21 |
2 ,2 |
.1980 г . ч 1П1Э0ГН03)
6Н |
авт |
. |
|
g |
кг/ |
235 |
18,5 |
130 |
11,3 |
73 |
4 ,5 |
32 |
2 -7 |
В СЯМ. проводились эксперименты по Изготовлению всех вышепере численных деталей из различных пластических материалов, но широ кое распространение получили, как уже упоминалось, только решет ки радиаторов из АБС и полипропилена, а также обтекатели для крыльев.
Наибольший интерес представляет изготовление из пластмасс кузова автомобиля!. Еще в середине 50 -х годов ряд ведущих амери канских и европейских фирм подготовили проекты автомобилей с цельнопластмассовыми кузовами, однако их осуществление техничес ки оказалось более трудоемким и дорогим, чем из стального листа,
более перспективным представляется изготовление из пластмасс от дельных деталей [5] .
Армированные пластмассы будут вытеснять тонкий стальной лист в первую очередь в производстве тех деталей, в которце решающую роль играет повышенная коррозионноустойчивость или малый в ес.
Наиболее перспективными в этом направлении являются детали из АБС, полученные методом литья под давлением или термофбрмовашем.
Дальнейшее распространение получит метод непрерывного изготовле ния листового материала на основе полиэфирных смол sMcCsheet moul ding compounds). Для изготовления деталей из змс может быть использовано с небольшими изменениями имеющееся оборудование для производства деталей из стального листа, тогда как для получения деталей из АБС требуется разработка специального оборудования.
Однако при изготовлении больших серий деталей их себестоимость во втором случае будет ниже.
8
Использование пластмасс в элементах конструкции (двигатель,
трансмиссия, рама и т .д .) до сих пор было незначительным.' Наря ду с увеличением выпуска пластмассовых деталей внутреннего и на ружного оформления автомобиля отмечается и увеличение изготов ления конструкционных деталей из пластмасс.
Перспективным считается использование пластмасс для произ водства бензобаков и вспомогательных узлов автомобильного шасси,
воздухоочистителей, вентиляторов, гибких шлангов, бензопроводов,
крепежных элементов, изоляции-электропроводов. Потребление пласт масс для этих целей возрастет, по оценке, почти в 2 раза и до стигнет 18-19 кг на автомобиль. В основном для этих целей будут использоваться *акие конструкционные пластмассы, как сополимер АБС, поликарбонат, найлон. Увеличится использование усиленного
ППдля производства воздухоочистителей и вентиляторов.
Большинство специалистов при оценке развития потребления
пластмасс в американском автомобилестроении сходятся во мнении,
что в 1975 г . на один автомобиль будет расходоваться около 70 кг пластмасс, а в 1980 г . - 136 кг против 63 кг в 1973 г .
Однако в последнее время высказываются предположения, что в 70-е годы потребление пластмасс в этой области будет расти еще
более быстрыми тешами, чем это предсказывают официальные прог нозы. Основной причиной этого следует считать то обстоятельство,
что применение пластмассовых деталей существенно снижает вес автомобилей, что, в свою очередь, позволит экономить горючее,
нехватка которого, как предполагается, сохранится и в будущем
[l5] |
. Так, например, концерн |
"C rysier" |
проводит в настоящий |
момент |
программу исследований |
по замене |
традиционных материалов |
с целью уменьшения веса легковых автомобилей в среднем на 135230 к г . Фактически изыскивается возможность сохранения веса сов
ременных автомобилей, |
который в противном случае, с установкой |
|
элементов |
безопасности |
конструкции и устройств, снижающих ток |
сичность |
отработанных |
газов , значительно увеличится. Наряду с |
широкой программой внедрения алюминия, концерн t r y s i e r " форси рованно исследует возможности использования пластмасс, резины,
легких металлов и сплавов [18] . Фирма 'tudsm obii" на протяже
нии нескольких лет лидирует по использованию |
пластмасс и легких |
||
металлов в конструкциях автомобилей;. Средний |
вес пластмасс в ее |
||
автомобиляхвыпуска 1973 |
г . составил 73 к г. Однако |
в настоящее |
|
время, как и повсеместно, |
ожидается увеличение веса |
машин |
|
" Oldsmobil" [l9] . |
|
|
|