Файл: Шнуров, В. Н. Состояние и перспективы развития потребления полиолефинов, полистирольных пластмасс и фторсодержащих полимеров в автомобильной промышленности за рубежом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
рабочую операцию. В данном случае используется ПП с высокой удар ной вязкостью при низких температурах.
Достаточно хорошо зарекомендовал себя в автомобилестроении
асбестоусиленный Ш . В новых моделях автомобилей из него и зго - товляют дей гостеш (специальный сорт, например, Hostaien ррт - 7090 А ), в автомобиле " Volkswagen" сопло дефростера имеет две щели' и выполняется из трех частей, соединение которых производит
ся методом зеркальной сварки. Используется и ультразвуковая свар ка. Сопла располагаются в автомобиле слева и справа от ветрового
стекла и должны обеспечивать равномерный обогрев передней части салона. При подаче теплого воздуха сопла разогреваются до 12(Я.
Основные преимущества асбестоусиленного ПП перед обычным, ко
торый не мохет быть использован в данном случае, |
- более |
высокая |
ж есткость, твердость и формоустойчивость. Низкая |
усадка |
и склон |
ность к ориентации асбестоусиленного (и стеклоусиленного) ПП по зволяют при переработке литьем под давлением получать детали с хорошей стабильностью размеров. К числу прочих преимуществ сле дует отнести незначительные тепловое расширение и ползучесть под нагрузкой.
Недостатком является обычное для всех усиленных материалов па дение вязкости, что ограничивает применение асбестоусиленного ПП в той области, где имеют место ударные нагрузки. Асбестоусилен ный ПП предпочтительно используется там, где необходим сравни тельно дешевый материал с хорошей жесткостью и стабильностью раз меров, выдерживающий кратковременные температурные нагрузки до
140° [29] .
Мотор, багажное отделение, детали внешнего оформления
Возможности применения ПП для деталей мотора далеко не исчер паны. Помимо уже упомянутых вентилятора и корпуса воздуховода,
нужно назвать корпусы аккумуляторов и воздухоочистителей. Впер вые корпус воздухоочистителя из ПП был выпущен в Западной Европе для мятпин "Ford. Escort" и "Taunas". В американских моделях 1973 г .
для аккумуляторных батарей было использовано 12 ты с.т ПП [зо] . Значительному увеличению спроса на полиолефины в автомобиле строении способствовала разработка специальных сополимеров про
пилена для изготовления корпусов аккумуляторов (фирмы "Aviaun Согр". и "Hercules Inc". , США и д р .), которые ранее изготовля лись из эбонита или полистирола. Прочность полипропиленовых бач ков на 60$ выше прочности эбонитовых. Основные преимущества ПП -
15
легкий вес корпуса (0 ,9 кг вместо 3 кг)и стойкость при эксплуатации
в агрессивной среде в широком диапазоне температур. Помимо этого ,
тонкостенная конструкция полипропиленовых корпусов позволяет вместить большее количество электролита и повысить емкость акку
мулятора до 84 а /ч вместо 70 а /ч для эбонитовых. В противополож |
|
ность полистиролу ПП в этом |
случае имеет лучшую стойкость к хими |
калиям, образованию трещ и |
под напряжением, высокую теплостой |
кость. Уровень кислоты в аккумуляторе по причине прозрачности ма териала можно контролировать, не открывая крышки. Сейчас, по-ви димому, эта область потребления полипропиленовых сополимеров
поглощает в Западной Европе около |
20 |
ты с.т |
продукта, в дальней |
шем предполагается увеличение до |
30 |
ты с.т |
[31| . |
Новое и очень ценное применение ПП в моторе - предохранитель |
ный колпак распределителя зажигания. Сейчас он серийно выпускает ся для всех марок автомобилей "Opel" и "Mercedes". КСлпак, вклю чая две нажимные кнопки, изготавливается за один рабочий ход литьем под давлением.
Высокая химическая стойкость ПП активно используется для изго
товления бачков для тормозной жидкости, топливных фильтров, топ
ливных поплавков |
("Volkswagen") и маслоналивных патрубков |
|
("A lta |
Romeo"). |
Уравнители охлаждающей жидкости из ПП установле |
ны, в |
частности, |
на машинах "Mercedes" и "V olvo". При толщине |
стенок около 4 мм они должны иметь высокую прозрачность, вслед ствие чего для их изготовления используется высокомолекулярный ПП. Материал с особенно высокой ударной вязкостью используется для производства предохранительных трубок амортизатора, демпферов шу ма при всасывании, предохранителей в надколесном кожухе (для пре дохранения мотора, системы обогрева и корпусов фар от ударов кам ней и попадания бры зг).
В отдельных случаях стеклоусиленный ПП конкурирует с АБС при
изготовлении решеток радиаторов (прежде всего в западноевропей ских автомобилях). Решетки радиаторов из металлизированного стекло усиленного ПП установлены, в частности, на некоторых марках авто мобилей "oidsm obiie" [32] . В Западной Германии решетки радиато
ра для тракторов выпускают из светостабилизированного неметалли-
зированного |
ПП [32] . Помимо этого , |
для внешнего оформления ис |
пользуют корпуса фар обратного хода, |
тормозного пути и мигающего |
|
сигнала из |
стеклоусиленного ПП ("Pontiac" и "C hevrolet"), колпа |
|
ки колес и планки на входной двери - |
из неусиленного ПП и пр. |
|
[25, 33] . |
|
|
16
Стенлоусиленный ПП широко применяется также и в конструкциях грузовых автомобилей. В этом случае экономия в весе увеличивает грузоподъемность автомобиля. На грузовых автомобилях из стекло усиленного ПП устанавливают капоты, откидывающиеся вместе с пе редними крыльями, крышки механизмов двигателей, панели крепления фар, колесные ниши, корпуса приборных щитков, корпуса фар задних огней и т .п . [25, 34] .
Сополимер акрилонитрил-бутадиен-стирол (АБС)
Интерьер
Наибольшее распространение АБС получил в интерьере автомоби
лей, где он в основном расходуется для изготовления разных дета
лей |
и комплексных приборных панелей. Вес приборных панелей |
из |
АБС |
в некоторых марсах американских автомобилей достигает |
3 -4 кг |
[б] |
. Так, основное количество АБС фирма "Ford* использует в |
своих автомобилях для изготовления приборной панели; вес каркаса
приборной |
панели составляет 3 |
,2 кг. |
"G eneral |
Motors" применяет |
для этой |
цели стеклоусиленный |
АБС, |
"C adillac" |
- стеклоусиленный |
полистирол, " 3uik" - стеклоусиленный сополимер стирола с акрило нитрилом (САН).
Во Франции ежедневно со стенда сходит 750 автомобилей " Citroen gs " , на каждый автомобиль расходуется по 6 кг АБС, из них 3 ,2 кг приходится на приборную панель [35] .
Перспективным материалом для автомобилестроения является раз работанный фирмой " uniroyal" (США) ламинат на основе АБС и вспе ненного ПВХ под названием ХР-708. Материал успешно применяется для изготовления профильных накладок автомобиля и там, где тре буются конструкции с мягкой, равномерно распределяющей удар по верхностью, обеспечивающей безопасность водителя. Достоинством
этого материала является также формование деталей за одну опера
цию, ХР-708 уже использован в |
новой модели машины " P ontiac-70~I/2" |
||
[36] . |
|
|
|
Из АБС в серийных машинах изготовляют следующие детали сало |
|||
на: боковую внутреннюю панель передка (вес 2 ,2 кг в американской |
|||
модели |
"C h e v ro le t); |
корпуса радиоприемников, ящики для инстру |
|
ментов, |
подлокотники |
(детали - |
из металлизированного АБС); обли |
цовку рулевой колонки; детали системы кондиционирования (трубо
проводы, корпуса обогревателей); ручки двери, кнопки и т .д . |
|
||
(см . приложение 2 ). |
|
|
|
( |
ГсЛТТ; |
. |
17 |
I |
научь---- |
; |
|
\ ч ит а н; |
. |
, |
Значительными темпами растет использование структурированного пенопласта АБС, армированного стекловолокном. Так, в "Chevrolet"
применяется в год свыше миллиона подлокотников из этого материа ла [24] .
Вспененный АБС, армированный 13$ стекловолокна, идет для вы
пуска подушек и спинок сидений. Сиденья со спинками из стеклоуси ленного АБС имеют вес 6 ,8 -1 0 кг [37] .
Мотор, багажное отделение, детали внешнего оформления
Наиболее распространенной деталью во внешнем оформлении легко
вых автомобилей является решетка радиатора. Такие решетки установ
лены в настоящее время на большинстве автомобилей последних марок)!
Так, литьем ПОД давлением ИЗ АБС Cycolac НМ фирмы "Borg -Earner
Chem". (США) изготавливают решетки для автоюбилей марки "Avenger"»
Длина решетки 1,46 м, высота 0,18 |
м, ширина 0,07 м, вес |
1,44 и |
|
1 ,3 кг (в зависимости от |
размера). |
|
|
Такая решетка почти в 7 раз легче металлической и на |
50$ де |
||
шевле. Из данных табл. 5 |
видны преимущества замены цинка на АБС |
||
при изготовлении решетки |
радиатора |
[l7 , 38-40] . |
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
I
Сравнение производственных и эксплуатационных характеристик решетки радиатора из цинка и АБС
Т
Показатель ! Литой цинк АБС марки Lustrail
!
Конструирование |
Ограничено. Хороший |
|
вид получается толь |
|
ко после сборки |
Расходы на механичес |
Очень высокие |
кую обработку |
|
Окончательная дора |
Требуется несколько |
ботка |
дополнительных опе |
|
раций |
Цвет |
Необходима окраска |
Удельный в ес, г /см з |
6,6 |
Большое количество отдельных металли ческих деталей мож но заменить одной отливкой
Не требуется дополни тельной обработки
Прочная блестящая по верхность подучена сразу после формо вания
Детали формуются уже из окрашенного ма териала
1,08
18