Файл: Шнуров, В. Н. Состояние и перспективы развития потребления полиолефинов, полистирольных пластмасс и фторсодержащих полимеров в автомобильной промышленности за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По прогнозам американски экономистов, в текущем десятилетии,

как и в 60-е года, наиболее высокими темпами в автомобилестрое­ нии будет увеличиваться потребление термореактивных пластмасс.

За период 1970-1980 г г . их использование возрастет в 4 ,2 раза,

а крупнотоннажных термопластов - в 3 ,2 раза [5] .

Полагают, что главным направлением использования пластмасс в автомобилестроении будет применение структурированных и армиро­ ванных пластмасс, главным образом термостойких [20] .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИОЛЕФИНОВ,

ПОЛИСТИРОЛЬНЫХ, ФТОРСОДЕРЖАЩИХ И ДРУГИХ ПЛАСТМАСС

в Ав т о м о б и л ь н о й п р о м ы ш л е н н о с т и с ш а

И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Как уже упоминалось, из всех видов пластмасс и синтетических смол наибольшее распространение (помимо уретановых смол, ПВХ и ненасыщенных полиэфиров) получили ПП и сополимер АБС. В амери­ канском автомобилестроении только в 1974 г . объем потребления

АБС превысил объем потребления ПП, который на протяжении долгого времени на 12-16% превышал расход АБС. В западноевропейском автомобилестроении из этих двух материалов лидирует АБС. Потреб­ ление АБС для производства стандартных автомобилей, по крайней мере американских марок, в перспективе близко к насыщению; по прогнозам американских специалистов, потребление его в '1980 г .

составит всего лишь 77 тыс. т ,

т .е .

в два с лишним раза меньше

расхода ПП в том же году

(см .

табл.

2 ,3 )

[6] .

Значительного объема, особенно в США, достигло также исполь­

зование в автомобильной

промышленности ПЭ в .п .

Определенное место в

ассортименте пластмасс, находящих при­

менение в автомобильной

промышленности,

занимают фторсодержащие

полимеры.

 

 

 

 

Ниже приводятся примеры использования в американском и западно­ европейском автомобилестроении перечисленных, а также других ви­ дов пластмасс.

В приложении I показан современный уровень потребления пласт­ масс в автомобильной промышленности стран Западной Европы.

10


В приложении 2 дана структура потребления полиолефинов, полисти­ рольных и других пластмасс в автомобилестроении стран Западной Европы.

Полипропилен (ПП)

Из полиолефинов наибольшее распространение в автомобилестрое­ нии полупил ПП.

Полипропилен - термопластичный материал, сравнительно недоро­ гой, пригодный для эксплуатации при температурах до 80-100°.

Он теплостоек, не обнаруживает тепловой деформации при довольно высоких температурах, уступая при этом лишь полиацеталю, поли­ карбонату и найлону. Низкая плотность ПП в сочетании с малой стоимостью обусловливает вдвое меньшую стоимость полипропилено­ вых деталей по сравнению с деталями из полиацеталей или металла. ПП отличается также стойкостью к смазкам и маслам, не растрески­

вается под действием окружающей среды, как полиэтилен, в при­ сутствии ряда детергентов. Высокое сопротивление усталости при изгибе и растрескивании под напряжением делает его идеальным ма­ териалом для конструирования различных шарниров.

Эти свойства в сочетании с хорошими диэлектрическими показа­

телями, высокой прочностью при растяжении, высоким поверхност­ ным электрическим сопротивлением и влагостойкостью открывают'

широкие потенциальные возможности применения ПП в автомобиле­ строении.

В настоящее время в среднем около 15% общего потребления ПП в ведущих капиталистических странах приходится на автомобиле­ строение.

Если в США. в I960 г . ПП в автомобилях совсем не применялся, то в 1973 г . потребление ПП составило около 10,5 кг на один авто­

мобиль, а

К 1980 Г .,

ПО прогнозам фирмы " H e r c u l e s Polym ers",

возрастет

до 20 кг.

Только за период 1972-1973 г г .

использова­

ние ПП в

американской автомобильной промышленности

возросло с

77270 до 95450 т . Предполагается, что в ближайшие четыре года в

автомобилестроении США будет потреблено

около

160000 т /г о д ПП,

т .е .

вдвое больше, чем в настоящее

время

[14,21,22] .

В

некоторых марках автомобилей,

в том числе

и западноевропей­

ских (например, "Avenger" и "Ford E scort"), 25-30

деталей

выпол­

нены из

ПП. Считают, что если реализовать

все возможности

исполь­

зования

ПП в легковых автомобилях, то это

составит

свыше

70 де-

II


талей. Прежде всего это детали системы обогрева и вентиляции и интерьера, мелкие колпачки, кнопки и т .п . при этом во внимание не принимаются. Наибольшим спросом пользуется металлизированный ПП и ПП, усиленный тальком и стекловолокном [23] •

Система обогрева и вентиляции

Вентиляторы. Пластмассовые вентиляторы используют в большом

количестве в современных легковых автомобилях (см . приложение

2 ) . Для их изготовления применяются в основном ПП и найлон, в частности усиленный стекловолокном. Почки во всех серийных западногерманских автомобилях вентиляторы изготавливают из ПП.

Первый вентилятор из ПП был установлен в Фиате в I960-I96I гг .

Другие фирмы тотчас же переняли это новшество, когда выяснилось,

что ПП надежно выдерживает собственную нагрузку и в использова­ нии найлона или полиацеталей нет необходимости. Вентиляторы из

ПП работают в

некоторых автомобилях (t> p e i", "F ord", в ш

)

с

окружной скоростью до 100 м /сек

(выдерживая скорости до 150

м /сек)

и при температурных нагрузках до 100°(например, ПП марки

Hosta-

le n PPN-I075

западногерманской

фирмы

'frarbwerke Hoecbst AG" ) .

Недавно полипропиленовые вентиляторы стали применять и в

 

серийных грузовых автомобилях.

Самый большой вентилятор из

стек­

лоусиленного ПП (в автобусах и асфальтоукладчиках) имеет диаметр

крыльчатки 600 мм.

КОжух вентилятора. Для лучшей подачи воздуха вентиляторы

в последних марках автомобилей помещают в так называемый возду­ ховодный кожух. Для этого в США впервые был использован асбесто­

усиленный ПП. Еще в 1968 г . в США для производства кожухов вен­ тиляторов было потреблено 4 ,5 ты с.т асбестоусиленного ПП. В гру­

зовых автомобилях устанавливают толстостенные кожухи из вспе­

ненного ПП. Так как кожух укрепляется непосредственно на кузове, он постоянно подвержен вибрации. В данном случае активно исполь­

зуются высокая стабильность размеров и ж есткость, а также низкая

ползучесть, хорошая коррозионная стойкость и звукоизоляционные свойства данного материала.

В конструкции кожуха вентилятора на автомобилях в одной де­

тали с кожухом формуются резервный бачок для жидкости системы охлаждения и резервуар для жидкости смывания ветрового стекла.

Уровни жидкости видны снаружи, так как стеклоусиленный ПП, ис­

пользующийся

для

этой комбинированной детали,

прозрачен.

В 1973

г . для изготовления 600 тыс.

таких деталей

было израсхо­

довано

1,13

ты с.т

стеклоусиленного

ПП [24, 25] .

12

 

 

 

 

 


Камера приточного воздуха! Известный экономический эффект

дает использование Ш для изготовления литьем под давлением ка­

меры приточного воздуха, выполнявшейся ранее из нескольких жестя­ ных деталей.' Полипропиленовая камера в машине "Volkswagen* состоит из нескольких деталей, соединяемых с помощью штырей и впоследст­ вии свариваемых ультразвуком. Высокая стабильность размеров литье­ вых деталей обеспечивает легкий и быстрый монтаж. Использование ПП исключает проблемы коррозии и уплотнений [26] .

Воздуховоды и распределители приточного и нагретого возд у -

х&. Воздуховоды в системе обогрева и вентиляции в зависимости от температурной нагрузки выполняются либо из ПЭ, либо из ПП

(обычного и усиленного) литьем под давлением или выдувным формо­ ванием. Детали воздухораспределительного устройства изготавливают из стеклоусиленного ПП.* Такие детали нашли применение в дополни­ тельной бензоэлектрической системе обогрева автомобилей высокой проходимости.

Требования к качеству теплообменников многосторонни: они должны обладать высокой прочностью, хорошей формоустойчивостью при высоких температурах, стойкостью к короблению.

Обычный ПП, который удовлетворяет перечисленным требованиям,

в отличие от АБС, использущ егося для этой же цели, недостаточно жесток для изготовления из него корпусов обогревателей и двига­ телей с наддувом. Для этого применяются усиленные сорта ПП. Жест­ кость их в зависимости от процентного содержания усилителя силь­ но возрастает. Например, модуль упругости при статическом изгибе композиций ПП с 20 и 40% талька составляет 23000 и 40000 кгс/см ^

соответственно, тогда как у чистого ПП он равен 16000 кгс/см ^ .

Примечательно, что при этом уже достаточно высокая формоустойчи-

вость еще более повышается. Кратковременное воздействие темпера­ туры до 150° не вызывает деформации таких материалов.

Корпуса обогревателей некоторых серийных автомобилей сред­ него класса получают за одну рабочую операцию из ПП, усиленного тальком [27] .

Интерьер

Характерные особенности ПП открывают широкие возможности его применения Для оформления салона автомобиля (здесь он , бсобенно в последнее время, успешно конкурирует с АБС). Для этой цели ак­ тивно используются такие свойства ПП, как хорошая коррозионная

13


"Dodge challenger"весит боль­

стойкость, легкая перерабатываемостъ, низкий удельный вес и свя­ занная с этим низкая стоимость ПП.

С тонки зрения экономии в весе особый интерес представляют детали обдиповки интерьера (дверей, боковых стенок, облицовка рулевой колонки - например, на машинах "ор ех ", "Ford", "Andi")t

Наиболее крупные детали интерьера используются в настоящее время в салонах американских автомобилей. Это облицовки дверей и боко­ вых стенок, выполненные монолитно с карманом. Одна из оямыт круп­

ных таких литьевых деталей весит 3,25 кг (машина "Lincoln con ti­ n e n ta l"). Облицовка двери на

ше 2 кг.

Начинают применять крупные детали и в европейском автомобиле­

строении. Боковая облицовка салона одного из английских автомо­

билей весит 1 ,6 кг и выполнена из легкотекучего сополимера пропи­

лена. По причине значительной величины поверхности детали для ее изготовления требуется усилие замыкания формы литьевой машины выше 1100 т.

В ФРГ самыми крупными литьевыми деталями из ПП в салоне авто­

мобилей являются туннельные консоли и облицовка боковых стенок.

Для облицовки преимущественно используется легкотекучий сополимер

пропилена Hostaien ррся vp-ib65, отличающийся хорошей ударопроч­ ностью при низких температурах и незначительной склонностью к деформации. Облицовка рулевой колонки выполняется из двух литьевых деталей, соединенных винтами. Слегка шероховатая или матовая по­

верхность таких деталей исключает нежелательное светоотражение с поверхности.

На некоторых марках западногерманских машин установлены под­ локотники и пепельницы, отлитые из ПП за один впрыск. Кожеподоб­ ная фактура придает им благородный вид. В этом случае с использо­ ванием ПП достигнут большой экономический эффект [27, 28] .

Легкотекучие сорта ПП (например, Hostaien ррт -1080) идут для изготовления деталей приборной панели'. Применяемые для этой цели сорта отличаются особенно высокой поверхностной твердостью и стойкостью к царапанию. Матовая или текстурированная поверхность делает материал не чувствительным к отпечаткам пальцев.

При использовании полипропиленовой решетки репродуктора внешний шум и собственная вибрация решетки не искажают звуковую тональность.

Интересно применение ПП для изготовления педали акселератора.

Педаль, ранее состоявшая из трех деталей, выполняется за одну

14