Файл: Хохлов, В. А. Видимость сигнальных огней и знаков судоходной обстановки в различных метеоусловиях учебное пособие для студентов судоводительской специальности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Прологарифмировав последнее выражение по основанию е, по лучаем
( 7 )
Выражение (7) является уравнением дальности видимости любого реального объекта, проектирующегося на любом реальном фоне.
Из (7) видно, что дальность видимости реального объекта яв ляется сложной функцией пяти параметров: а, Ко, е, Б, Вф.
Если неизвестен хотя бы один из пяти параметров, задачу по оп ределению Sp решить невозможно.
Рассмотрим важный частный случай, когда |
объект |
проекти |
|
руется на фоне неба у горизонта. |
В этом случае |
Вф = £ , |
тогда |
Sp = J _ ln |
*2 |
|
(8) |
a |
s |
|
|
|
|
Если объектом, проектирующимся на фоне неба, является аб солютно черная поверхность, то /Со=1. Тогда получим
J_
а |
(9) |
|
В качестве конкретной величины порога контрастной чувстви тельности зрения обычно берут 2—3%. Если взять е=0,02, то формула (9) примет вид
5М |
3,91 |
( 10) |
|
а |
|
Выражение (10) представляет собой известную формулу Кошмидера, устанавливающую однозначную зависимость между даль ностью видимости абсолютно черного объекта на фоне неба у го ризонта и степенью оптического помутнения атмосферы, выража емой через показатель ослабления.* Дальность видимости абсо лютно черной поверхности, определяемая по (10) и однозначно характеризующая атмосферное помутнение, называется метеоро
* Показатель ослабления (экстинкции) характеризует ослабление потока лу
чистой энергии на единицу длины пути луча в атмосфере.
13
логической дальностью видимости (м.д. в.). Таким образом, метео рологическая дальность видимости есть условное выражение про зрачности атмосферы через такое расстояние, на котором под воз действием атмосферной дымки теряется видимость абсолютно черной поверхности, имеющей на этом расстоянии угловые разме ры не менее 20' и проектирующейся на фоне дымки у горизонта. По международному соглашению во всех странах мира метеостан ции определяют величину метеорологической дальности видимо сти (м.д. в), которая и дается в путевой информации судоводи телям.
В практике метеорологической службы весь диапазон измене ний м.д. в. принято разбивать на определенное число интервалов. Значениям м.д. в. по существующей 10-бальной шкале приводят ся в табл. 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1 |
|
Балл |
м. |
д . в. |
'^ П р о зр а ч н о ст ь а т |
Г л а зо м е р н а я |
|||||
м о сф ер ы на 1 км |
о ц е н к а |
||||||||
|
|
|
|
||||||
0 |
0 4- 50 м |
0 4- |
Ю“ 34 |
Очень сильный'тума* |
|||||
1 |
50 -г 200 м |
к г 34 |
_ |
ю - 8-5 |
Сильный туман |
||||
2 |
2 0 0 - 500 |
м |
Ю"8’5 -f |
ю ^ 5 |
Заметный туман |
||||
3 |
0,5 — 1 км |
4.10-4 |
— 2.10-2 |
Слабый туман |
|||||
4 |
1 |
- 2 |
„ |
2.10“ 2 4 - 1,4.10-1 |
Очень сильная дымка |
||||
5 |
2 |
- 4 |
„ |
0,141 |
- 0 ,3 7 6 |
Сильная дымка |
|||
6 |
4 -У 10 „ |
0,376 |
- |
0,676 |
Заметная дымка |
||||
7 |
1 0 - 2 0 |
, |
0,676 |
- |
0,822 |
Слабая |
дымка |
||
8 |
20 -f 50 |
„ |
0,822 |
- |
0,925 |
Хорошая |
видимость |
||
9 |
Болле 50 |
|
Более 0,925 |
Отличная |
видимость |
Опыт показывает, что м. д. в. подвержена значительным колеба ниям. Прозрачность атмосферы обусловлена наличием в воздухе пылинок и ядер конденсации и зависит от неоднородности смежных между собою воздушных масс. Оптическая мутность обусловлена, в первую очередь, неравномерным нагреванием подстилающей по верхности в дневные часы, сопровождающимся конвекцией и раз витием турбулентности воздуха. Световые лучи, встречая на своем пути струйки или вихри, отличающиеся по своей плотности от ок ружающего воздуха, испытывают преломление, отражение и рас сеяние. В результате получается ослабление интенсивности света и понижение видимости отдельных предметов.
Кроме того, м. д. в. зависит от времени года. В летнее время м. д. в. значительно выше, чем в осеннее. Неодинакова она и в те чение суток. Наибольшего значения, как правило, м.д. в. достигает в 12—15 часов, наименьшего при восходе солнца, после захода солнца наблюдается снижение м. д. в. [6]. Согласно наблюдениям
14
с увеличением относительной влажности метеорологическая даль ность видимости уменьшается. Во время выпадения осадков м. д. в. сильно снижается, а при снегопадах приближается к видимости во время сильного тумана. М. д. в. в общем меняется в широких пре делах. Однако наибольший процент повторений на внутренних вод ных путях имеет прозрачность, характеризуемая 7-м и 8-м баллом метеорологической дальности видимости. Эти величины м. д. в. и по ложены в основу расчета дальности видимости знаков и сигналь ных огней судоходной обстановки.
§ 3. Видимость знаков судоходной обстановки днем
Работа глаза днем характеризуется тремя зрительными функ циями: разрешающей силой, контрастной чувствительностью и скоростью различения.
Разрешающая сила глаза—величина, обратная разрешаемому углу. Разрешающая сила глаза при неограниченном времени на блюдения черного предмета на белом фоне при дневной освещен ности называется остротой зрения. Острота зрения определяется посредством специальных таблиц, которыми пользуются врачиокулисты.
На таблицах для исследования остроты зрения изображены черной краской различные буквы и знаки. В результате испыта ния остроты зрения определяется наименьший угол б, под кото рым видны детали знаков и букв, которые испытуемый еще спо собен читать. Этот угол называется наименьшим разрешаемым углом, а его обратная величина—остротой зрения
За единицу остроты зрения принята острота зрения, соответ ствующая разрешаемому углу, равному одной дуговой минуте.
Разрешающая сила глаза зависит от свойств аппарата зрения,
•от формы и яркости объекта, от контраста с фоном, на котором он наблюдается. Чем больше контраст, тем меньше разрешаемый угол. Поэтому для разрешающей силы глаза характерно непосто янство ее значения не только для разных лиц, но и для одного и того же лица при решении разных зрительных задач. По данным работы [7] разрешающая сила глаза изменяется в течение суток примерно в 100 раз, особенно в сумерки и ночью. В связи с этим
для видимости плавучих и береговых знаков судоходной |
обста |
|
новки большое значение имеет правильный выбор размера |
знака |
|
с учетом дальности его |
восприятия, так как обнаружение |
знака |
в поле зрения является |
первым и простейшим этапом зрительного |
15
процесса. При зрительном опознавании знака судоводитель не только выделяет объект относительно фона, но также различает его форму.
Определение формы знака связано с различением его деталей. Способность глаза различать мелкие детали, как уже говорилось, характеризуется разрешаемым углом. По данным разных иссле дователей для обеспечения различения формы знаков они должны просматриваться под углом не менее 3' в случае простых форм (круг, треугольник, цилиндр и т. п.) и под углом не менее 4—6' в случае боле сложных форм (буквы, цифры и т. п.).
С целью уточнения этих данных автором данной работы были проведены натурные исследования влияния контраста и угловых размеров знаков судоходной обстановки на сложность зритель ных задач обнаружения и опознавания. Результаты наблюдений
при SM= 1 0 км |
приведены в табл. 2. В этой таблице V0 |
К |
= — не |
||
|
|
S |
искаженная атмосферной дымкой степень видимости буя, измерен ная с расстояния 100—150 м. Измерения V0 проводились измери телем видимости ИДВ, разработанным в Главной геофизической обсерватории.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
Б у и |
Дальность |
обна |
Дальность узнава |
Vo |
ния, км (восприя |
||||
|
ружения, |
км |
тие формы) |
(среднее) |
|
|
|
|
|
РБ-1,14 |
|
|
|
|
красный |
3,9 |
|
1,4 |
34,5 |
черный |
3,4 |
|
1,3 |
23 |
белый |
3,1 |
|
1,3 |
21 |
ОБ-3,26 |
' 5,8 |
|
2,7 |
34,5 |
красный |
|
|||
черный |
5,1 |
|
2,6 |
23 |
Из табл. 2 видно, что дальность узнавания, т. е. отчетливое вос приятие судоводителями формы плавучих знаков судоходной об становки, происходит на значительно более близком расстоянии, чем обнаружение. На стадии обнаружения судоводитель видит знак в виде пятна определенного цвета. Так, например, на рассто янии 5,1 км при SM— 8—10 км судоводитель не отличает черный буй от лодки. Т. е. на данной стадии не воспринимается детализи рованная структура знака. Из табл. 2 видно, что уверенное вос приятие судоводителями формы буев достигается для РБ в сред нем на расстоянии 1,4 км, для ОБ—2,7 км.
Следует заметить, что |
дистанция |
обнаружения |
для ОБ буев |
при высокой прозрачности |
атмосферы |
(SM= 2 0 км) |
в среднем со |
ставляет 9,7 км. |
|
|
|
16
Из опыта известно, что объект с поперечным размером в 1 м с расстояния в 1 км, при наблюдении невооруженным глазом, виден под углом около 3,6'. Исходя из этого положения и из данных табл. 2, получаем, что для обнаружения плавучих знаков судоход ной обстановки необходимо, чтобы они просматривались под уг
лом не |
менее Г, |
а для узнавания формы под углом |
не менее 3'. |
Для |
любого |
реального объекта существует так |
называемое |
«критическое расстояние», на котором объект имеет угловой раз мер 15'Х15' и за пределами которого восприятие объекта сущест
венно ухудшается. Так критические расстояния для буев ОБ, |
ОРБ |
|
и РБ—700, 500 и 350 м соответственно. В пределах |
этих |
рас |
стояний угловые размеры не влияют на видимость буев. |
|
|
Важной функцией зрения является контрастная |
чувствитель |
ность. Контрастная чувствительность—это способность глаза об наруживать рассматриваемый объект по его контрасту с фоном. Контрастная чувствительность определяется величиной, обратной пороговому контрасту яркости. Глаз человека при дневном уров не освещенности обладает высокой чувствительностью к восприя тию яркостного различия двух контрастирующих поверхностей. Пороги контрастной чувствительности днем для объектов с угло выми размерами не менее 30' составляет 1—5% [5]. При этом порог контрастной чувствительности глаза остается практически постоянным в диапазоне освещенностей от 200 до 20.103 лки силь но зависит от освещенности и яркости фона вне указанного диа пазона.
При низкой освещенности соотношение пороговой яркости и яркости фона в значительной мере определяется вуалирующим действием собственного света сетчатки, в результате чего в обла сти малых яркостей фона наблюдается резкий рост порогового контраста. Этим объясняется ухудшение видимости предметов и окружающего ландшафта в сумерки и ночью. В области высоких яркостей фона также происходит возрастание порога контрастной чувствительности. Снижение чувствительности зрительного ана лизатора в результате чрезмерной яркости фона или объекта, но сравнению с яркостью, на которую адаптирован глаз наблюдате ля, принято называть ослепленностью [8].
Всем судоводителям хорошо известно явление «солнечной до рожки»: отражение солнца от водной поверхности образует до рожку света, ширина и яркость которой зависит от высоты солн ца и степени волнения. Установлено, что максимальная яркость солнечной дорожки имеет место при высоте солнца над горизон том в 25° и слабом волнении. Глаз судоводителя на вахте адапти рован на уровень яркости водной поверхности. При появлении солнечной дорожки установившийся уровень зрительного воспри ятия изменяется в сторону уменьшения.
Снижение видимости объектов на солнечной дорожке происхо дит в результате уменьшения диаметра зрачка глаза судоводите
нг |
17 |