Файл: Хохлов, В. А. Видимость сигнальных огней и знаков судоходной обстановки в различных метеоусловиях учебное пособие для студентов судоводительской специальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прологарифмировав последнее выражение по основанию е, по­ лучаем

( 7 )

Выражение (7) является уравнением дальности видимости любого реального объекта, проектирующегося на любом реальном фоне.

Из (7) видно, что дальность видимости реального объекта яв­ ляется сложной функцией пяти параметров: а, Ко, е, Б, Вф.

Если неизвестен хотя бы один из пяти параметров, задачу по оп­ ределению Sp решить невозможно.

Рассмотрим важный частный случай, когда

объект

проекти­

руется на фоне неба у горизонта.

В этом случае

Вф = £ ,

тогда

Sp = J _ ln

*2

 

(8)

a

s

 

 

 

Если объектом, проектирующимся на фоне неба, является аб­ солютно черная поверхность, то /Со=1. Тогда получим

J_

а

(9)

 

В качестве конкретной величины порога контрастной чувстви­ тельности зрения обычно берут 2—3%. Если взять е=0,02, то формула (9) примет вид

3,91

( 10)

 

а

 

Выражение (10) представляет собой известную формулу Кошмидера, устанавливающую однозначную зависимость между даль­ ностью видимости абсолютно черного объекта на фоне неба у го­ ризонта и степенью оптического помутнения атмосферы, выража­ емой через показатель ослабления.* Дальность видимости абсо­ лютно черной поверхности, определяемая по (10) и однозначно характеризующая атмосферное помутнение, называется метеоро­

* Показатель ослабления (экстинкции) характеризует ослабление потока лу­

чистой энергии на единицу длины пути луча в атмосфере.

13


логической дальностью видимости (м.д. в.). Таким образом, метео­ рологическая дальность видимости есть условное выражение про­ зрачности атмосферы через такое расстояние, на котором под воз­ действием атмосферной дымки теряется видимость абсолютно черной поверхности, имеющей на этом расстоянии угловые разме­ ры не менее 20' и проектирующейся на фоне дымки у горизонта. По международному соглашению во всех странах мира метеостан­ ции определяют величину метеорологической дальности видимо­ сти (м.д. в), которая и дается в путевой информации судоводи­ телям.

В практике метеорологической службы весь диапазон измене­ ний м.д. в. принято разбивать на определенное число интервалов. Значениям м.д. в. по существующей 10-бальной шкале приводят­ ся в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

Балл

м.

д . в.

'^ П р о зр а ч н о ст ь а т ­

Г л а зо м е р н а я

м о сф ер ы на 1 км

о ц е н к а

 

 

 

 

0

0 4- 50 м

0 4-

Ю“ 34

Очень сильный'тума*

1

50 200 м

к г 34

_

ю - 8-5

Сильный туман

2

2 0 0 - 500

м

Ю"8’5 -f

ю ^ 5

Заметный туман

3

0,5 — 1 км

4.10-4

— 2.10-2

Слабый туман

4

1

- 2

2.10“ 2 4 - 1,4.10-1

Очень сильная дымка

5

2

- 4

0,141

- 0 ,3 7 6

Сильная дымка

6

4 10 „

0,376

-

0,676

Заметная дымка

7

1 0 - 2 0

,

0,676

-

0,822

Слабая

дымка

8

20 -f 50

0,822

-

0,925

Хорошая

видимость

9

Болле 50

 

Более 0,925

Отличная

видимость

Опыт показывает, что м. д. в. подвержена значительным колеба­ ниям. Прозрачность атмосферы обусловлена наличием в воздухе пылинок и ядер конденсации и зависит от неоднородности смежных между собою воздушных масс. Оптическая мутность обусловлена, в первую очередь, неравномерным нагреванием подстилающей по­ верхности в дневные часы, сопровождающимся конвекцией и раз­ витием турбулентности воздуха. Световые лучи, встречая на своем пути струйки или вихри, отличающиеся по своей плотности от ок­ ружающего воздуха, испытывают преломление, отражение и рас­ сеяние. В результате получается ослабление интенсивности света и понижение видимости отдельных предметов.

Кроме того, м. д. в. зависит от времени года. В летнее время м. д. в. значительно выше, чем в осеннее. Неодинакова она и в те­ чение суток. Наибольшего значения, как правило, м.д. в. достигает в 12—15 часов, наименьшего при восходе солнца, после захода солнца наблюдается снижение м. д. в. [6]. Согласно наблюдениям

14


с увеличением относительной влажности метеорологическая даль­ ность видимости уменьшается. Во время выпадения осадков м. д. в. сильно снижается, а при снегопадах приближается к видимости во время сильного тумана. М. д. в. в общем меняется в широких пре­ делах. Однако наибольший процент повторений на внутренних вод­ ных путях имеет прозрачность, характеризуемая 7-м и 8-м баллом метеорологической дальности видимости. Эти величины м. д. в. и по­ ложены в основу расчета дальности видимости знаков и сигналь­ ных огней судоходной обстановки.

§ 3. Видимость знаков судоходной обстановки днем

Работа глаза днем характеризуется тремя зрительными функ­ циями: разрешающей силой, контрастной чувствительностью и скоростью различения.

Разрешающая сила глаза—величина, обратная разрешаемому углу. Разрешающая сила глаза при неограниченном времени на­ блюдения черного предмета на белом фоне при дневной освещен­ ности называется остротой зрения. Острота зрения определяется посредством специальных таблиц, которыми пользуются врачиокулисты.

На таблицах для исследования остроты зрения изображены черной краской различные буквы и знаки. В результате испыта­ ния остроты зрения определяется наименьший угол б, под кото­ рым видны детали знаков и букв, которые испытуемый еще спо­ собен читать. Этот угол называется наименьшим разрешаемым углом, а его обратная величина—остротой зрения

За единицу остроты зрения принята острота зрения, соответ­ ствующая разрешаемому углу, равному одной дуговой минуте.

Разрешающая сила глаза зависит от свойств аппарата зрения,

•от формы и яркости объекта, от контраста с фоном, на котором он наблюдается. Чем больше контраст, тем меньше разрешаемый угол. Поэтому для разрешающей силы глаза характерно непосто­ янство ее значения не только для разных лиц, но и для одного и того же лица при решении разных зрительных задач. По данным работы [7] разрешающая сила глаза изменяется в течение суток примерно в 100 раз, особенно в сумерки и ночью. В связи с этим

для видимости плавучих и береговых знаков судоходной

обста­

новки большое значение имеет правильный выбор размера

знака

с учетом дальности его

восприятия, так как обнаружение

знака

в поле зрения является

первым и простейшим этапом зрительного

15


процесса. При зрительном опознавании знака судоводитель не только выделяет объект относительно фона, но также различает его форму.

Определение формы знака связано с различением его деталей. Способность глаза различать мелкие детали, как уже говорилось, характеризуется разрешаемым углом. По данным разных иссле­ дователей для обеспечения различения формы знаков они должны просматриваться под углом не менее 3' в случае простых форм (круг, треугольник, цилиндр и т. п.) и под углом не менее 4—6' в случае боле сложных форм (буквы, цифры и т. п.).

С целью уточнения этих данных автором данной работы были проведены натурные исследования влияния контраста и угловых размеров знаков судоходной обстановки на сложность зритель­ ных задач обнаружения и опознавания. Результаты наблюдений

при SM= 1 0 км

приведены в табл. 2. В этой таблице V0

К

= — не

 

 

S

искаженная атмосферной дымкой степень видимости буя, измерен­ ная с расстояния 100—150 м. Измерения V0 проводились измери­ телем видимости ИДВ, разработанным в Главной геофизической обсерватории.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

Б у и

Дальность

обна­

Дальность узнава­

Vo

ния, км (восприя­

 

ружения,

км

тие формы)

(среднее)

 

 

 

 

РБ-1,14

 

 

 

 

красный

3,9

 

1,4

34,5

черный

3,4

 

1,3

23

белый

3,1

 

1,3

21

ОБ-3,26

' 5,8

 

2,7

34,5

красный

 

черный

5,1

 

2,6

23

Из табл. 2 видно, что дальность узнавания, т. е. отчетливое вос­ приятие судоводителями формы плавучих знаков судоходной об­ становки, происходит на значительно более близком расстоянии, чем обнаружение. На стадии обнаружения судоводитель видит знак в виде пятна определенного цвета. Так, например, на рассто­ янии 5,1 км при SM— 8—10 км судоводитель не отличает черный буй от лодки. Т. е. на данной стадии не воспринимается детализи­ рованная структура знака. Из табл. 2 видно, что уверенное вос­ приятие судоводителями формы буев достигается для РБ в сред­ нем на расстоянии 1,4 км, для ОБ—2,7 км.

Следует заметить, что

дистанция

обнаружения

для ОБ буев

при высокой прозрачности

атмосферы

(SM= 2 0 км)

в среднем со­

ставляет 9,7 км.

 

 

 

16


Из опыта известно, что объект с поперечным размером в 1 м с расстояния в 1 км, при наблюдении невооруженным глазом, виден под углом около 3,6'. Исходя из этого положения и из данных табл. 2, получаем, что для обнаружения плавучих знаков судоход­ ной обстановки необходимо, чтобы они просматривались под уг­

лом не

менее Г,

а для узнавания формы под углом

не менее 3'.

Для

любого

реального объекта существует так

называемое

«критическое расстояние», на котором объект имеет угловой раз­ мер 15'Х15' и за пределами которого восприятие объекта сущест­

венно ухудшается. Так критические расстояния для буев ОБ,

ОРБ

и РБ—700, 500 и 350 м соответственно. В пределах

этих

рас­

стояний угловые размеры не влияют на видимость буев.

 

Важной функцией зрения является контрастная

чувствитель­

ность. Контрастная чувствительность—это способность глаза об­ наруживать рассматриваемый объект по его контрасту с фоном. Контрастная чувствительность определяется величиной, обратной пороговому контрасту яркости. Глаз человека при дневном уров­ не освещенности обладает высокой чувствительностью к восприя­ тию яркостного различия двух контрастирующих поверхностей. Пороги контрастной чувствительности днем для объектов с угло­ выми размерами не менее 30' составляет 1—5% [5]. При этом порог контрастной чувствительности глаза остается практически постоянным в диапазоне освещенностей от 200 до 20.103 лки силь­ но зависит от освещенности и яркости фона вне указанного диа­ пазона.

При низкой освещенности соотношение пороговой яркости и яркости фона в значительной мере определяется вуалирующим действием собственного света сетчатки, в результате чего в обла­ сти малых яркостей фона наблюдается резкий рост порогового контраста. Этим объясняется ухудшение видимости предметов и окружающего ландшафта в сумерки и ночью. В области высоких яркостей фона также происходит возрастание порога контрастной чувствительности. Снижение чувствительности зрительного ана­ лизатора в результате чрезмерной яркости фона или объекта, но сравнению с яркостью, на которую адаптирован глаз наблюдате­ ля, принято называть ослепленностью [8].

Всем судоводителям хорошо известно явление «солнечной до­ рожки»: отражение солнца от водной поверхности образует до­ рожку света, ширина и яркость которой зависит от высоты солн­ ца и степени волнения. Установлено, что максимальная яркость солнечной дорожки имеет место при высоте солнца над горизон­ том в 25° и слабом волнении. Глаз судоводителя на вахте адапти­ рован на уровень яркости водной поверхности. При появлении солнечной дорожки установившийся уровень зрительного воспри­ ятия изменяется в сторону уменьшения.

Снижение видимости объектов на солнечной дорожке происхо­ дит в результате уменьшения диаметра зрачка глаза судоводите­

нг

17