Файл: Шкурин, В. А. Развитие пакетных перевозок в СССР (обзорная информация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

‘РАЗВИТИЕ^

ПАКЕТНЫХ Я

ПЕРЕВОЗОК

В^ССРЗ ¾.∙:

÷λ√-√∙'⅜ ’ -⅛⅛c¼'Λ'i¾⅛¾∙⅛

■ ‘

, у ' ∕ ∙. ⅛⅛

(Обзорная информация)

t'*.∙

''.W

 

Москва — 1974

УДК 656.073.433

Шкурин В. А., Сурмаев Г. Э. Развитие пакетных перевозок в СССР. Обзорная информация. Серия 11. Μ., ЦНИИТЭИМС, 1974, с. 31.

Рассматриваются современное состояние и основные на­ правления развития пакетных перевозок в СССР. Приведены технические характеристики некоторых конструкций поддо­ нов. пакетирующих средств и пакетоформирующих машин.

Описан имеющийся опыт организации пакетных перево­ зок отдельных видов индустриальных грузов на промышлен­ ных предприятиях и приведены показатели их экономической эффективности.

Научный редактор Ф. А. Пладис

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ СНАБЖЕНИЮ

Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по материально-техническому снабжению (ЦНИИТЭИМС)

Серия II. Организация складского хозяйства,

механизация

 

и автоматизация складских работ

і

. •

Канд . техн , наук В . А . 1 ЖУРИН, Г.

Э. СУРМАЕВ

_

-----------------------------------------------------

------------

 

РАЗВИТИЕ ПАКЕТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В СССР

 

( Обзорная информация)

 

 

Москва

 

1974

Введение

Проблема комплексной механизации погрузочно-разгру­

зочных и складских работ с тарно-упаковочными и штучными

грузами является одной из важнейших в народном хозяйст­ ве. На выполнении погрузочно-разгрузочных и складских

работ по переработке тарно-упаковочных и штучных грузов, составляющих примерно 25% общего грузооборота, занято

около 75% грузчиков.

Опыт работы на транспорте, расчеты научно-исследова­ тельских институтов транспорта и промышленности показы­ вают высокую экономическую эффективность пакетных пере­

возок сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовой про­ дукции.

Разнообразные штучные грузы, металлопродукцию и ле­ соматериалы целесообразно перевозить в пакетах. Пакетиро­ вание — наиболее универсальное средство совершенствова­ ния перевозок штучных грузов, и в ближайшие годы оно

должно получить широкое развитие. Одна из главных задач

пакетирования — это сохранить

форму и размеры

грузовых

единиц в процессе транспортирования и хранения

на

всем

пути их следования (от производства до потребления),

обес-

(ζj) Центральный

научно-исследовательский институт информации

и

технико-

экономических

исследований по

материально-техническому

снабжению

Госснаба СССР, 1974.


лечить сохранность самих грузов и возможность механиза­ ции трудоемких погрузочно-разгрузочных и складских работ. В нашей стране намечена широкая программа развития па­ кетных перевозок.

В директивах XXIVr съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. ска­ зано: «Расширить контейнерные и пакетные перевозки гру­ зов с внедрением большегрузных контейнеров. Сократить простои и порожние пробеги. Поднять уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ» .*

Для ускорения темпов технического прогресса на транс­ порте и в промышленности предусматривается в ближайшие годы проведение комплекса мероприятий по широкому раз­ витию контейнеризации и пакетированию грузов с создани­ ем в стране контейнерной транспортной системы (KTC).

Наряду с созданием технической базы немаловажную роль в развитии пакетного способа транспортирования гру­ зов играют правовые нормы, регулирующие взаимоотноше­ ния между грузоотправителями, транспортными организа­ циями и грузополучателями.

Поддоны и другие средства пакетирования, имеющие ши­ рокое применение, должны обращаться в народном хозяйст­ ве на основе равночисленного обмена. В этом случае все ор­ ганизации, участвующие в пакетных перевозках, должны приобрести (или получить на арендных началах) необходи­ мое количество поддонов или другие средства пакетирова­ ния, исходя из грузооборота и продолжительности нахожде­ ния в данной организации.

В данной обзорной информации использованы работы, выполненные в последние годы институтом Промтранснии-

проект, Ульяновским научно-исследовательским и проектным институтом машиностроения (УНИПТИМАШ), Волгоград­

ским проектно-конструкторским институтом

автоматизации

и механизации

(ПК.ИАМ), Украинским

научно-исследова­

тельским институтом механической обработки

древесины

(УкрНИИМОД) и другими институтами

в

области пакети­

рования грузов,

основных направлений

развития

пакетных

перевозок грузов, а также материалы по опыту применения поддонов и средств пакетирования штучных грузов на раз­ личных промышленных предприятиях.

Основные направления и состояние развития пакетных перевозок

Современное состояние

развития пакетных

перевозок в

нашей стране характеризуется

ростом их объема,

увеличе-

* Материалы XXIV съезда

КПСС.

Μ., Политиздат,

1971. с.

268.

2


ниєм парка поддонов и средств пакетирования как в коли­ чественном отношении, так и по разнообразию применяемых типов. Наибольшее развитие пакетные перевозки получили в строительстве и машиностроении. Проведенные Промтранс-

ниипроектом и другими институтами исследования позво­ лили установить основные направления развития пакетных перевозок в нашей стране на перспективу, к которым отно­ сятся следующие:

увеличение объема пакетных перевозок тарно-упаковоч­ ных и штучных грузов в тех отраслях промышленности, где они еще не получили достаточного развития;

внедрение поддонов и средств пакетирования повышен­

ной грузоподъемности — до 3—5 т\

типовое проектирование поддонов и средств пакетирова­ ния, пх стандартизация и унификация;

внедрение пакетоформирующих маших для формирова­ ния и расформирования пакетов;

применение для крепления пакетов на поддонах усадоч­ ных полиэтиленовых пленок и тепловых туннельных печей для усадки пленок.

Во многих отраслях народного хозяйства проведена большая работа по совершенствованию способов доставки

продукции с мест производства к потребителям путем паке­ тизации грузов.

На предприятиях черной металлургии наиболее широко распространено транспортирование изделий в пакетах без поддонов со скреплением металлической лентой, в основном прямоугольных и близких к ним по форме изделий. Изделия прямоугольной формы транспортируют также в пакетах на плоских поддонах как бескаркасных, так и с угловыми фи­ тингами. Достоинство плоского поддона с угловыми фитин­

гами массой брутто 12 т— унификация его

с поддонами,

масса которых составляет 2,5; 5,0; 10,0 и 20,0

т.

Изделия разнообразной формы транспортируют в стоеч­ ных сборно-разборных поддонах (ящичных). Достоинство ящичного поддона — обеспечение транспортировки всей но­ менклатуры огнеупорных изделий независимо от сложности конфигурации их. Для транспортировки в порожнем состоянии ящичный поддон разбирается. Основание ящичного поддона выполнено с проемами, что обеспечивает возможность захва­

та их соответствующими грузозахватными приспособлениями

подъемно-транспортного оборудования.

На основании выполненных исследований Промтранснии-

проект рекомендует перевозить в пакетах сортовой прокат, катанку, штрипсы, листовой прокат, трубы катаные, водога­ зопроводные и нефтяного сортамента, в связи с небольшой трудоемкостью их упаковки, незначительным расходом упа-

2-653

3


ковочных материалов и отсутствием специальных требований по защите от воздействия атмосферных осадков.

В связи с большой трудоемкостью погрузочно-разгрузоч­

ных, транспортных и складских работ, значительными поте­ рями грузов при транспортировке, расходами на упаковоч­ ные материалы, вызванными необходимостью защиты груза от воздействия атмосферных осадков и механических пов­ реждений, а также значительными затратами ручного труда при упаковке такие грузы, как: тонкий горячекатаный лист, холоднокатаный лист с различными видами покрытия, трубы тонкостенные, некоторые сорта конструкционной стали, фер­

росплавы, огнеупоры, метизы, порошки, а также дефицитные

материалы рекомендуется перевозить в контейнерах, в том числе большегрузных.

Для перевозки ряда грузов (тонкий горячекатаный лист, холоднокатаный лист с различными видами покрытия, кон­ струкционная сталь, трубы тонкостенные) нет парка специ­ альных контейнеров.

Доставка с металлургических заводов стального проката должна осуществляться в пакетах-связках массой 5 т, а для некоторых потребителей — 10—20 т.

Для перевозки холоднокатаной стали в пакетах неболь­ ших размеров целесообразно использовать среднетоннажные

контейнеры.

Большой эффект достигается в результате пакетирования проката на плоских поддонах с увязкой пакетов металличе­ ской лентой.

Для перевозки фасонных огнеупорных изделий рацио­ нальны поддоны конструкции ДонНИЙЧермета (г. Донецк).

Для перевозки мелкосортного проката рекомендуются склад­ ные открытые контейнеры длиной 6,1 и 12,2 м стоечного ти­ па со сплошными торцевыми стенками.

По данным Промтрансниипроекта, в ближайшие годы объем пакетных перевозок грузов предприятий черной ме­ таллургии должен возрасти с 85 до 162 млн. т, а в перспек­ тиве составить не менее 250 млн. т.

Предприятиям цветной металлургии рекомендуется пере­

возить в пакетах цинк чушковый, свинец чушковый, металл в листах — катодную медь, металл в слитках, в том числе:

вайербарсы и слитки бескислородной меди, никелевые като­

ды, алюминий чушковый, алюминиевый прокат длинномер­

ный, медную катанку, цинк и свинец в блоках.

При дальнейшем развитии пакетных перевозок грузов потребуется создание более совершенных пакетоформирую­ щих машин, позволяющих осуществлять плотную и надеж­ ную увязку пакетов, а также разработка многооборотнои оснастки, позволяющей применять механизированные и ав­

4


томатизированные захваты, снизить затраты на увязку па­ кетов.

Обследования многих предприятий Минхимпрома показа­

ли, что пакетные перевозки тарно-штучных грузов нашли широкое применение. При пакетных перевозках используют­ ся поддоны различной конструкции (плоские, стоечные, ящичные). Однако сфера их применения в основном ограни­ чивается территорией предприятия (основные цеха, склады

сырья, полуфабрикатов, готовой продукции). Поэтому наи­

более трудоемкие операции, связанные с формированием па­

кетов из тарно-штучных грузов, и загрузка подвижного сос­

тава этими грузами, осуществляются вручную, с разборкой пакетов. Часто пакетные перевозки ошибочно считают кон­ тейнерными, так как «контейнерами» называют стоечные, ре­ шетчатые, ящичные поддоны.

В настоящее время перевозятся пакетами по железной дороге следующие грузы: химические продукты, кроме сер­ ной кислоты в цистернах и воды аммиачной, газы сжижен­

ные и сжатые, кроме углеводородных сжиженных, сода, во­ локно искусственное и синтетическое.

В 1972 г. перевезено в пакетированном виде более 240 тыс. т указанных выше грузов.

Вхимической промышленности наиболее пригодными для пакетных перевозок являются грузы, упакованные в мешки

(бумажные, полиэтиленовые и др.), и в первую очередь та часть минеральных удобрений, которая отгружается в таре. При широком развитии в перспективе бестарных перевозок минеральных удобрений значительная часть их будет пос­ тавляться в затаренном виде. По данным «Сельхозтехники»,

в1975 г. объем поставок минеральных удобрений в мешках будет составлять до 20 млн. т, из них 9,4 млн. т аммиачной

селитры.

Встроительстве и на предприятиях строительной индуст­ рии наиболее трудоемкими и маломеханизированными явля­ ются грузовые и складские работы с кирпичом, шифером,

черепицей, керамическими плитками и другими мелкоштуч­ ными строительными материалами. На погрузке и выгрузке этих грузов занято большое количество людей. Кроме того,

при многократной перегрузке более 10% этих материалов повреждается.

Внастоящее время в промышленности строительных ма­

териалов контейнеры и поддоны применяются в ограничен­ ных количествах в производстве и в перевозочном процессе мелкоштучных стеновых материалов (кирпич, блоки), ас­ бошифера, кровельных и термоизоляционных материалов,

сантехнического оборудования.

Наиболее распространенными мелкоштучными стеновыми материалами являются кирпич глиняный и силикатный, а

5