Файл: Шкурин, В. А. Развитие пакетных перевозок в СССР (обзорная информация).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
‘РАЗВИТИЕ^
ПАКЕТНЫХ Я
ПЕРЕВОЗОК
В^ССРЗ ¾.∙:
÷λ√-√∙'⅜ ’ -⅛⅛c¼'Λ'i¾⅛¾∙⅛
■ ‘ |
, у ' ∕ ∙. ⅛⅛ |
(Обзорная информация)
t'*.∙ |
''.W |
|
Москва — 1974
УДК 656.073.433
Шкурин В. А., Сурмаев Г. Э. Развитие пакетных перевозок в СССР. Обзорная информация. Серия 11. Μ., ЦНИИТЭИМС, 1974, с. 31.
Рассматриваются современное состояние и основные на правления развития пакетных перевозок в СССР. Приведены технические характеристики некоторых конструкций поддо нов. пакетирующих средств и пакетоформирующих машин.
Описан имеющийся опыт организации пакетных перево зок отдельных видов индустриальных грузов на промышлен ных предприятиях и приведены показатели их экономической эффективности.
Научный редактор Ф. А. Пладис
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ СНАБЖЕНИЮ
Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по материально-техническому снабжению (ЦНИИТЭИМС)
Серия II. Организация складского хозяйства, |
механизация |
|
и автоматизация складских работ |
і |
. • |
Канд . техн , наук В . А . 1 ЖУРИН, Г. |
Э. СУРМАЕВ |
_ |
----------------------------------------------------- |
------------ |
|
РАЗВИТИЕ ПАКЕТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В СССР |
|
|
( Обзорная информация) |
|
|
Москва |
|
1974 |
Введение
Проблема комплексной механизации погрузочно-разгру
зочных и складских работ с тарно-упаковочными и штучными
грузами является одной из важнейших в народном хозяйст ве. На выполнении погрузочно-разгрузочных и складских
работ по переработке тарно-упаковочных и штучных грузов, составляющих примерно 25% общего грузооборота, занято
около 75% грузчиков.
Опыт работы на транспорте, расчеты научно-исследова тельских институтов транспорта и промышленности показы вают высокую экономическую эффективность пакетных пере
возок сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовой про дукции.
Разнообразные штучные грузы, металлопродукцию и ле соматериалы целесообразно перевозить в пакетах. Пакетиро вание — наиболее универсальное средство совершенствова ния перевозок штучных грузов, и в ближайшие годы оно
должно получить широкое развитие. Одна из главных задач
пакетирования — это сохранить |
форму и размеры |
грузовых |
||
единиц в процессе транспортирования и хранения |
на |
всем |
||
пути их следования (от производства до потребления), |
обес- |
|||
(ζj) Центральный |
научно-исследовательский институт информации |
и |
технико- |
|
экономических |
исследований по |
материально-техническому |
снабжению |
Госснаба СССР, 1974.
лечить сохранность самих грузов и возможность механиза ции трудоемких погрузочно-разгрузочных и складских работ. В нашей стране намечена широкая программа развития па кетных перевозок.
В директивах XXIVr съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. ска зано: «Расширить контейнерные и пакетные перевозки гру зов с внедрением большегрузных контейнеров. Сократить простои и порожние пробеги. Поднять уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ» .*
Для ускорения темпов технического прогресса на транс порте и в промышленности предусматривается в ближайшие годы проведение комплекса мероприятий по широкому раз витию контейнеризации и пакетированию грузов с создани ем в стране контейнерной транспортной системы (KTC).
Наряду с созданием технической базы немаловажную роль в развитии пакетного способа транспортирования гру зов играют правовые нормы, регулирующие взаимоотноше ния между грузоотправителями, транспортными организа циями и грузополучателями.
Поддоны и другие средства пакетирования, имеющие ши рокое применение, должны обращаться в народном хозяйст ве на основе равночисленного обмена. В этом случае все ор ганизации, участвующие в пакетных перевозках, должны приобрести (или получить на арендных началах) необходи мое количество поддонов или другие средства пакетирова ния, исходя из грузооборота и продолжительности нахожде ния в данной организации.
В данной обзорной информации использованы работы, выполненные в последние годы институтом Промтранснии-
проект, Ульяновским научно-исследовательским и проектным институтом машиностроения (УНИПТИМАШ), Волгоград
ским проектно-конструкторским институтом |
автоматизации |
|||
и механизации |
(ПК.ИАМ), Украинским |
научно-исследова |
||
тельским институтом механической обработки |
древесины |
|||
(УкрНИИМОД) и другими институтами |
в |
области пакети |
||
рования грузов, |
основных направлений |
развития |
пакетных |
перевозок грузов, а также материалы по опыту применения поддонов и средств пакетирования штучных грузов на раз личных промышленных предприятиях.
Основные направления и состояние развития пакетных перевозок
Современное состояние |
развития пакетных |
перевозок в |
||
нашей стране характеризуется |
ростом их объема, |
увеличе- |
||
* Материалы XXIV съезда |
КПСС. |
Μ., Политиздат, |
1971. с. |
268. |
2
ниєм парка поддонов и средств пакетирования как в коли чественном отношении, так и по разнообразию применяемых типов. Наибольшее развитие пакетные перевозки получили в строительстве и машиностроении. Проведенные Промтранс-
ниипроектом и другими институтами исследования позво лили установить основные направления развития пакетных перевозок в нашей стране на перспективу, к которым отно сятся следующие:
увеличение объема пакетных перевозок тарно-упаковоч ных и штучных грузов в тех отраслях промышленности, где они еще не получили достаточного развития;
внедрение поддонов и средств пакетирования повышен
ной грузоподъемности — до 3—5 т\
типовое проектирование поддонов и средств пакетирова ния, пх стандартизация и унификация;
внедрение пакетоформирующих маших для формирова ния и расформирования пакетов;
применение для крепления пакетов на поддонах усадоч ных полиэтиленовых пленок и тепловых туннельных печей для усадки пленок.
Во многих отраслях народного хозяйства проведена большая работа по совершенствованию способов доставки
продукции с мест производства к потребителям путем паке тизации грузов.
На предприятиях черной металлургии наиболее широко распространено транспортирование изделий в пакетах без поддонов со скреплением металлической лентой, в основном прямоугольных и близких к ним по форме изделий. Изделия прямоугольной формы транспортируют также в пакетах на плоских поддонах как бескаркасных, так и с угловыми фи тингами. Достоинство плоского поддона с угловыми фитин
гами массой брутто 12 т— унификация его |
с поддонами, |
масса которых составляет 2,5; 5,0; 10,0 и 20,0 |
т. |
Изделия разнообразной формы транспортируют в стоеч ных сборно-разборных поддонах (ящичных). Достоинство ящичного поддона — обеспечение транспортировки всей но менклатуры огнеупорных изделий независимо от сложности конфигурации их. Для транспортировки в порожнем состоянии ящичный поддон разбирается. Основание ящичного поддона выполнено с проемами, что обеспечивает возможность захва
та их соответствующими грузозахватными приспособлениями
подъемно-транспортного оборудования.
На основании выполненных исследований Промтранснии-
проект рекомендует перевозить в пакетах сортовой прокат, катанку, штрипсы, листовой прокат, трубы катаные, водога зопроводные и нефтяного сортамента, в связи с небольшой трудоемкостью их упаковки, незначительным расходом упа-
2-653 |
3 |
ковочных материалов и отсутствием специальных требований по защите от воздействия атмосферных осадков.
В связи с большой трудоемкостью погрузочно-разгрузоч
ных, транспортных и складских работ, значительными поте рями грузов при транспортировке, расходами на упаковоч ные материалы, вызванными необходимостью защиты груза от воздействия атмосферных осадков и механических пов реждений, а также значительными затратами ручного труда при упаковке такие грузы, как: тонкий горячекатаный лист, холоднокатаный лист с различными видами покрытия, трубы тонкостенные, некоторые сорта конструкционной стали, фер
росплавы, огнеупоры, метизы, порошки, а также дефицитные
материалы рекомендуется перевозить в контейнерах, в том числе большегрузных.
Для перевозки ряда грузов (тонкий горячекатаный лист, холоднокатаный лист с различными видами покрытия, кон струкционная сталь, трубы тонкостенные) нет парка специ альных контейнеров.
Доставка с металлургических заводов стального проката должна осуществляться в пакетах-связках массой 5 т, а для некоторых потребителей — 10—20 т.
Для перевозки холоднокатаной стали в пакетах неболь ших размеров целесообразно использовать среднетоннажные
контейнеры.
Большой эффект достигается в результате пакетирования проката на плоских поддонах с увязкой пакетов металличе ской лентой.
Для перевозки фасонных огнеупорных изделий рацио нальны поддоны конструкции ДонНИЙЧермета (г. Донецк).
Для перевозки мелкосортного проката рекомендуются склад ные открытые контейнеры длиной 6,1 и 12,2 м стоечного ти па со сплошными торцевыми стенками.
По данным Промтрансниипроекта, в ближайшие годы объем пакетных перевозок грузов предприятий черной ме таллургии должен возрасти с 85 до 162 млн. т, а в перспек тиве составить не менее 250 млн. т.
Предприятиям цветной металлургии рекомендуется пере
возить в пакетах цинк чушковый, свинец чушковый, металл в листах — катодную медь, металл в слитках, в том числе:
вайербарсы и слитки бескислородной меди, никелевые като
ды, алюминий чушковый, алюминиевый прокат длинномер
ный, медную катанку, цинк и свинец в блоках.
При дальнейшем развитии пакетных перевозок грузов потребуется создание более совершенных пакетоформирую щих машин, позволяющих осуществлять плотную и надеж ную увязку пакетов, а также разработка многооборотнои оснастки, позволяющей применять механизированные и ав
4
томатизированные захваты, снизить затраты на увязку па кетов.
Обследования многих предприятий Минхимпрома показа
ли, что пакетные перевозки тарно-штучных грузов нашли широкое применение. При пакетных перевозках используют ся поддоны различной конструкции (плоские, стоечные, ящичные). Однако сфера их применения в основном ограни чивается территорией предприятия (основные цеха, склады
сырья, полуфабрикатов, готовой продукции). Поэтому наи
более трудоемкие операции, связанные с формированием па
кетов из тарно-штучных грузов, и загрузка подвижного сос
тава этими грузами, осуществляются вручную, с разборкой пакетов. Часто пакетные перевозки ошибочно считают кон тейнерными, так как «контейнерами» называют стоечные, ре шетчатые, ящичные поддоны.
В настоящее время перевозятся пакетами по железной дороге следующие грузы: химические продукты, кроме сер ной кислоты в цистернах и воды аммиачной, газы сжижен
ные и сжатые, кроме углеводородных сжиженных, сода, во локно искусственное и синтетическое.
В 1972 г. перевезено в пакетированном виде более 240 тыс. т указанных выше грузов.
Вхимической промышленности наиболее пригодными для пакетных перевозок являются грузы, упакованные в мешки
(бумажные, полиэтиленовые и др.), и в первую очередь та часть минеральных удобрений, которая отгружается в таре. При широком развитии в перспективе бестарных перевозок минеральных удобрений значительная часть их будет пос тавляться в затаренном виде. По данным «Сельхозтехники»,
в1975 г. объем поставок минеральных удобрений в мешках будет составлять до 20 млн. т, из них 9,4 млн. т аммиачной
селитры.
Встроительстве и на предприятиях строительной индуст рии наиболее трудоемкими и маломеханизированными явля ются грузовые и складские работы с кирпичом, шифером,
черепицей, керамическими плитками и другими мелкоштуч ными строительными материалами. На погрузке и выгрузке этих грузов занято большое количество людей. Кроме того,
при многократной перегрузке более 10% этих материалов повреждается.
Внастоящее время в промышленности строительных ма
териалов контейнеры и поддоны применяются в ограничен ных количествах в производстве и в перевозочном процессе мелкоштучных стеновых материалов (кирпич, блоки), ас бошифера, кровельных и термоизоляционных материалов,
сантехнического оборудования.
Наиболее распространенными мелкоштучными стеновыми материалами являются кирпич глиняный и силикатный, а
5